Студеникин николай. Священники-мифисты: Протоиерей Николай Студеникин

10 моментов исповеди, которые помогут избежать неловкости и сократят время самого таинства.
1. Подходим к священнику

Обычно для исповеди в храме отводится отдельное место. Там стоит аналой (высокий, скошенный столик), на котором лежит Крест и Евангелие. Рядом стоит священник.
Совет: не делайте много поклонов и крестных знамений непосредственно возле аналоя. Это можно сделать заранее.

2. Как меня зовут?

Перед началом назовите свое церковное имя (то, с которым Вы крестились), что бы священник не переспрашивал его потом. Даже, если Вы постоянный прихожанин этого храма, батюшка не должен знать всех по имени.

3. Куда положить деньги за исповедь?

Исповедь в церкви всегда бесплатна. Но люди хотят пожертвовать деньги. Для этого возле аналоя ставится скарбонка или тарелка. В некоторых храмах принято приносить к исповеди свечу. Об этом можно узнать в церковном ларьке.

4. Что говорить?

Называем конкретный грех. Например, согрешил осуждением, гневом, завистью и т.д. Не нужно рассказывать, что соседка приходила и говорила… я с ней поругалась, мне ответили и подобное этому, – надо озвучить сам грех этой истории.

5. Нужно ли плакать на исповеди?

Зачем плакать? Не надо этого делать, искусственно вызывая у себя слезы. Это только удлиняет время, занятое одним исповедником. А если каждый из двух сотен, стоящих в очереди к батюшке, будет плакать? Бывает, что слезы сами катятся из глаз, – это понятно, но излишнее рыдание не нужно.

6. Подготовка к исповеди

Готовиться надо. Необходимо знать личные грехи (о чужих-то мы ведаем, а свои, родные, как-то не запоминаются) Лучше называть плохие дела по памяти. В крайнем случае, записать на бумаге (что бы не забыть), а потом их зачитать. Но не давайте священнику разбираться в ваших записях! Это приемлемо, если человек не может произнести вслух своих грехов в силу заболевания или по старости.

7. Чтение молитв при исповедании

Есть в молитвословах некоторое правило подготовки к исповеди. Там рекомендуются молитвы. Их можно прочесть дома, перед выходом в храм. На самой исповеди их читать НЕ нужно. Называем только грехи. Чтение разных молитвословий также затягивает время таинства. Перед выходом к исповедающимся, священник в Алтаре прочитывает необходимые молитвы (иногда этот чин он читает перед прихожанами, если есть на это возможность,-допустим, служба еще не началась).

8. Благословение на ослабление поста

Не надо грузить священника своей невозможностью держать пост, буквально вырывая у него благословение на вкушение продуктов! В болезни, при беременности, кормлении ребенка грудью, даже в поездке/путешествии, ограничение в пище снимается. Поэтому, если нет духовника, решайте сами, что кушать. Если врач прописывает определенное меню, то надо слушать доктора. Главное в посте – это наше духовное делание и воздержание.

9. Сколько времени должна занимать исповедь?

Если всё правильно делать, придерживаясь моих советов, время укладывается в рамках двух минут. Иногда приходят люди не готовые, – типа: спрашивайте меня, буду отвечать. Или же говорят, что мне не в чем раскаиваться. Ну, и зачем ты тогда пришел на исповедь? За компанию? Или такая традиция?
У каждого есть свои прегрешения. Покопайтесь в себе, спросите свою совесть, и полУчите ответ.

10. Окончание исповеди

После прочтения священником молитвы над головой исповедника, то целует Крест и Евангелие – в знак своего очищения от грехов, прикладывается к этим святыням.Складывая крестообразно свои ладони, правую на левую, просит благословения у иерея. Тот благословив, кладет свою руку в сложенные ладони. И прихожанин целует эту руку – не как священника, а как десницу Самого Господа, невидимо действующего через служителя церкви.

Иногда батюшка может после благословения руку положить на голову молящегося – это так же допустимо. Но не надо в этом случае, специально тянуться для поцелуя к руке.

Креститься на попа

Есть такое понятие. Налагают на себя крестное знамение перед священником. Этого делать не надо. Крестимся перед святынями: Крестом, иконами, мощами и т.д.

Про исповедь еще хочется сказать, что какой бы тяжкий грех не совершен человеком, он не прощается, ЕСЛИ этот человек не называет грех на исповеди. Поэтому, как бы Вам не было стыдно исповедоваться, всегда называйте все свои прегрешения, ничего не утаивая. Ведь от Бога не спрячешься, а неисповеданный грех тяготит душу и человек страдает.

Не нужно повторять уже прощенный (исповеданный ранее) грех, например, аборт. Но если забытый давнишний грех вспомнился, то его, конечно, надо назвать.

И еще хочу сказать, что исповедоваться можно часто (хоть каждый день, если есть в чём) отдельно от Причастия. Существует мнение, что после исповеди обязательно надо причащаться. Это не правильно. При подготовке к Причастию человек обязательно исповедуется. Но, при появлении грехов, можно сделать это в любое время, даже, если нет в храме службы.

Не откладывайте исповедь на следующий пост – грехи забываются и нераскаянная душа тяготится! Будьте с Богом! Ангела-хранителя!

Исповедь – это таинство, когда верующий исповедуются в своих грехах священнику. Представитель церкви наделён правом прощать грехи от имени Господа и Иисуса Христа.

По библейским сказаниям, Христос наделил такой возможностью апостолов, что после передалось священнослужителям. Во время покаяния человек не просто рассказывает о своих прегрешениях, но и даёт слово больше не совершать их.

Что такое исповедь?

Исповедь – это не только очищение, но и испытание для души. Она помогает снять груз и очиститься перед лицом Господа, примириться с ним и преодолеть внутренние сомнения. Ходить на исповедь необходимо раз в месяц, но если вы хотите делать это чаще, стоит следовать позывам души и каяться в любое время, когда вы захотите.

За особо тяжёлые грехи представитель церкви может назначить особое наказание, которое называется епитимья. Им может стать долгая молитва, пост или же воздержание, являющиеся способами очиститься. Когда человек нарушает законы Бога, это негативно сказывается на его душевном и физическом состоянии. Покаяние помогает набраться сил и бороться с соблазнами, толкающими людей на грех. Верующий получает возможность рассказать о своих проступках и снять груз с души. Перед исповедью необходимо составить список грехов, с помощью которого можно правильно описать грех и подготовить правильную речь для покаяния.

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов?

Семь смертных грехов, являющиеся основными пороками выглядят так:

  • чревоугодие (обжорство, чрезмерное злоупотребление пищей)
  • блуд (распутная жизнь, неверность)
  • гнев (вспыльчивость, мстительность, раздражённость)
  • сребролюбие (жадность, стремление к материальным ценностям)
  • уныние (лень, депрессия, отчаяние)
  • тщеславие (эгоизм, чувство самовлюблённости)
  • зависть

Считается, что при совершении этих грехов человеческая душа может погибнуть. Совершая их, человек всё дальше отдаляется от Бога, но все они могут быть отпущены во время искреннего покаяния. Считается, что именно мать – природа заложила их в каждого человека, и только наиболее сильные духом могут сопротивляться соблазнам и бороться со злом. Но стоит помнить, что каждый человек может совершить грех, переживая нелёгкий период в жизни. Люди не застрахованы от несчастий и сложностей, которые могут довести до отчаяния каждого. Нужно научиться бороться со страстями и эмоциями, и тогда никакой грех не сможет одолевать вас и сломать вам жизнь.

Подготовка к исповеди

К покаянию необходимо подготовиться заранее. Для начала нужно найти храм, в котором проводятся таинства и выбрать подходящий день. Чаще всего они проводятся в праздничные и выходные дни. В это время в храме всегда находится много людей, и не каждый сможет открыться, когда рядом находятся посторонние люди. В таком случае необходимо обратиться к священнику и попросить его назначить встречу в другой день, когда вы сможете остаться наедине. Перед покаянием рекомендуется прочесть Покаянный канон, что позволит настроиться и привести мысли в порядок.

Необходимо знать, что существует три группы грехов, которые можно записать и взять с собой на исповедь.

  1. Пороки, направленные против Бога:

К ним относятся хула и оскорбление Господа, кощунство, интерес к оккультным наукам, суеверие, размышление о самоубийстве, азарт и прочее.

  1. Пороки против души:

Леность, обман, употребление нецензурных слов, нетерпение, неверие, самообольщение, отчаяние.

  1. Пороки против ближних:

Неуважение к родителям, клевета, осуждение, злопамятство, ненависть, воровство и так далее.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале?

Прежде чем подойти к представителю церкви, выбросьте из головы плохие мысли и приготовьтесь раскрыть душу. Начать исповедь можно так, как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример: « Господи, согрешил перед тобой», и уже после этого можно перечислять свои прегрешения. Нет никакой необходимости рассказывать священнику о грехе в мельчайших подробностях, достаточно лишь сказать « Совершил прелюбодеяние» или признаться в другом пороке.

Но к перечислениям прегрешений можно добавить «Согрешил завистью, постоянно завидую своему соседу….» и так далее. Выслушав вас, священник сможет дать ценный совет и помочь правильно поступить в той или иной ситуации. Подобные уточнения помогут выявить ваши наибольшие слабости и бороться с ними. Заканчивается исповедь словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешного!».

Многим исповедующимся очень стыдно рассказывать о чём – либо, это абсолютное нормальное ощущение. Но в момент покаяния нужно преодолеть себя и понимать, что не священник осуждает вас, а Бог, и что именно Богу вы рассказываете о своих грехах. Священник – всего лишь проводник между вами и Господом, не стоит об этом забывать.

Список грехов для женщины

Многие представительницы прекрасного пола, ознакомившись с ним, принимают решение отказаться от исповеди. Выглядит он таким образом:

  • Редко молилась и приходила в храм
  • Во время молитвы думала о насущных проблемах
  • Вступала в половые связи до замужества
  • Имела нечистые мысли
  • Обращалась за помощью к гадалкам и магам
  • Верила в суеверия
  • Боялась старости
  • Злоупотребляла спиртными напитками, наркотиками, сладостями
  • Отказывала в помощи другим людям
  • Совершала аборты
  • Надевала откровенную одежду

Список грехов для мужчины

  • Хула на Господа
  • Неверие
  • Насмешки над теми, кто слабее
  • Жестокость, гордость, лень, жадность
  • Уклонение от армейской службы
  • Оскорбления и применение физической силы против других
  • Клевета
  • Неумение противостоять соблазнам
  • Отказ в помощи родным и другим людям
  • Воровство
  • Хамство, презрение, жадность

Мужчине необходимо более ответственно подходить к данному вопросу, так как он является главой семьи. Именно с него дети будут брать пример для подражания.

Существует также список грехов для ребёнка, который можно составить после того, как он ответит на ряд определённых вопросов. Он должен понять, насколько важно говорить искренне и честно, но это уже зависит от подхода родителей и их подготовке своего чада к исповеди.

Важность исповеди в жизни верующего

Многие святые отцы называют исповедь вторым крещением. Это помогает наладить единение с Богом и очиститься от скверны. Как гласит Евангелие, покаяние – это необходимое условие для очищения души. На протяжении всего жизненного пути человек должен стремиться побороть соблазны и не допустить порока. Во время этого таинства человек получает освобождение от оков греха, а все его прегрешения прощаются Господом Богом. Для многих покаяние – это победа над самим собой, ведь только истинно верующий человек может признаться в том, о чём люди предпочитают молчать.

Если вы исповедовались ранее, то не стоит заново рассказывать о старых грехах. Они уже отпущены и каяться в них больше нет смысла. Когда вы закончите исповедоваться, священник скажет свою речь, даст советы и наставления, а также произнесёт разрешительную молитву. После этого человек должен перекреститься два раза, поклониться, приложиться к распятию и Евангелие, затем перекреститься ещё раз и получить благословление.

Как исповедоваться в первый раз - пример?

Первая исповедь может показаться таинственной и не предсказуемой. Людей пугает ожидание того, что они могут быть осуждены священником, испытать чувство стыда и неловкости. Стоит помнить, что представители церкви – это люди, живущие по законам Господа. Они не осуждают, никому не желают зла и любят своих ближних, стараясь помочь им мудрым советом.

Они никогда не выскажут личную точку зрения, поэтому не стоит бояться того, что слова батюшки могут вас каким - то образом задеть, обидеть или пристыдить. Он никогда не выявляет эмоций, говорит негромким голосом и очень мало. Перед покаянием можно подойти к нему и попросить совета, как правильно подготовиться к этому таинству.

В церковных лавках существует масса литературы, которая также может помочь и дать много важной информации. Во время покаяния не стоит жаловаться на других и на свою жизнь, нужно говорить только о себе, перечисляя пороки, которым вы поддались. Если вы придерживаетесь поста, то это лучший момент для исповеди, ведь ограничивая себя, люди становятся более сдержанными и совершенствуются, способствуя очищению души.

Многие прихожане заканчивают свой пост исповедью, что является логичным завершением длительного воздержания. Это таинство оставляет в душе человека самые яркие эмоции и впечатления, которые никогда не забываются. Облегчая душу от грехов и получая их прощение, человек получает шанс начать жизнь заново, противостоять соблазнам и жить в согласии с Господом и его законами.Статья найдена на alabanza.ru

Я часто прихожу в церковь на исповедь, чтобы покаяться в своих грехах, очистить душу и получить прощение Бога. Это священное таинство мощнее и сильнее любых других ритуалов очищения, поэтому я рекомендую регулярно исповедоваться в храме каждому человеку. В этой статье я расскажу все, что нужно знать прихожанину, который решился на этот обряд в первый раз или хочет глубже постичь духовный смысл исповеди.

Готовиться к исповеди нужно заблаговременно. Лучше всего отвести на подготовку несколько дней.

Что следует сделать:

  1. Написать на листе бумаги список грехов, в которых вы будете каяться батюшке в церкви.
  2. Почитать церковную литературу, в которой описываются все особенности таинства исповеди.
  3. Признать свои грехи, что они существуют и вы их совершили. При этом не нужно искать виноватых, пытаться оправдаться перед самим собой и перекладывать ответственность. Покайтесь прежде всего перед собой: «Да, я это делал, и только я виновен в содеянном».
  4. Подсказкой о том, какие грехи следует включить в список, может быть ежедневный дневник, в котором вы будете отмечать, что делали в течение дня. Отмечайте в нём, что хорошего совершили, и что плохого. Старайтесь свои мысли, эмоции и действия внимательно отслеживать и «ловить» себя на негативных состояниях.
  5. Попросите прощения у тех, кого вы обидели. Постарайтесь примириться с врагами. Попробуйте наладить контакт с теми, с кем давно в ссоре и не общаетесь. Даже если общение вы не возобновите, искренний разговор очистит ваши душу и сердце.
  6. Введите в распорядок дня молитвы. Вечером читайте каноны: Покаянный и обращённый к Богородице.

Важно понимать, что личная исповедь (когда вы сами себе признаетесь в грехах и каетесь) отличается от церковного обряда (его смысл - в глубоком покаянии и желании очистить от грехов, чтобы в будущем не повторять их).

А исповедь у священника - это уже следующий этап. Благодаря тому, что вам приходится себя преодолевать, рассказывая постороннему человеку о своих нелицеприятных поступках, вы можете глубоко осознать их, преодолеть чувства вины и стыда, и сделать правильные выводы.

Если у вас возникают трудности с перечислением списка грехов, купите в церковной лавке специальную книжечку, в которой есть полное описание и самого таинства, и подробный список грехов. Также в ней есть все необходимые материалы о том, как приготовиться к исповеди.

Как правильно исповедоваться и вести себя в храме

Как только вы начинаете чувствовать тяжесть в душе, когда совершенные проступки не дают покоя, и ваши мысли полны негатива, приходит время для исповеди в церкви.

Прощение, которое вы получаете после искреннего раскаяния, дарит вам чувство облегчения и освобождения. Какие правила исповеди существуют:

  1. Исповедоваться можно до трех раз в неделю. Но делать это так часто вовсе необязательно. Вполне может быть, что ваши грехи не настолько суровы, и вам потребуется раскаяние у священника лишь раз в месяц или реже. Наблюдайте за своими ощущениями. Если почувствуете, что стоит снова выговориться, приходите на очередную исповедь.
  2. Чтобы избавиться от неловкости и чувства скованности, пробуйте фокусировать мысли именно на искреннем желании очистить свои душу и сознание от негатива, получить прощение и благословение Бога.
  3. Приготовьте список совершенных грехов до самого таинства, чтобы не тратить время на то, чтобы вспомнить о том, что забыли.
  4. Если грехи, совершенные вами, достаточно тяжелы, батюшка после исповеди может наложить епитимью - наказание, исполнив которое вы заслужите прощение. Следует понимать, что выполнить указания нужно будет обязательно.

Самое лучшее время для исповеди - это либо время после вечерней литургии, либо утром, до начала службы.

Как проходит исповедь

Есть несколько вариантов исповеди:

  • Общая, когда люди произносят свои грехи вместе, во время специальной службы.
  • По договоренности со священником вы можете получить его личную аудиенцию, и исповедоваться тет-а-тет.
  • В исключительных ситуациях (если человек тяжело болен, например), батюшку можно пригласить домой. Исключение делается чаще всего только в тех случаях, когда «грешник» при смерти.

Следует быть готовым к тому, что до таинства батюшка задаст вам несколько вопросов. Отвечать на них следует искренне и без смущения. Обычно он интересуется, часто ли вы молитесь, приходите в храм, следуете ли божьим заповедям и прочее.

Таким образом, таинство проходит в несколько этапов:

  1. Предварительный разговор с вопросами от священника.
  2. Зачитывание вами грехов по списку, выражение желания раскаяться и получить прощение.
  3. В конце батюшка прочтет молитву и разорвет список грехов. Это значит, что исповедь окончена, а вы получили отпущение.
  4. После этого на вашу голову возложат епитрахиль, что символизирует благословение и милость Бога. В конце обряда приложитесь губами к Евангелию и кресту, которые обычно располагаются в конце храма.

Посмотрите видео о том, как правильно называть грехи на исповеди:

В чем каяться на исповеди?

Чтобы не испытывать неловкости при первом посещении таинства, следует знать, что нужно говорить на исповеди. Часто бывает, что люди пытаются сформулировать свои поступки только «головой», забывая, что раскаяние должно идти от сердца. Я призываю вас не слишком заботиться о точности формулировок, а произносить все, как чувствует ваша душа. Вы можете выражаться даже косноязычно, какая разница? Бог слышит и понимает вас.

  1. Никогда не пытайтесь оправдаться перед батюшкой, не вините в своих неудачах, бедах и грехах своих людей. Признайте, что только вы несете за них ответственность.
  2. Длинных рассказов с массой подробностей тоже не требуется. Выговориться таким образом вы можете маме или подруге, а батюшке просто перечислите все грехи. Только факты - без оценок, объяснений и оправданий. Размышлять, почему все так, тоже не нужно.
  3. Покаяться можно: в семи смертных грехах, негативных эмоциях, которые вы проявляете к людям, в проступках, которые могли нанести кому-то вред.

И помните: неважно, знаете ли вы правила или нет. В церкви всегда подскажут и расскажут, помогут, если вы о чем-то забыли. Не бойтесь выглядеть глупо и неловко, просто будьте искренни и слушайте свое сердце.

Сфера профессиональных и научных интересов - государственно-частное партнерство, устойчивое развитие, стратегическое коммуникации

В 2003 году окончил с отличием отделение политологии философского ф-та МГУ им. Ломоносова, затем в 2006 году аспирантуру. Специальность - «Политолог. Преподаватель политических наук». Защитил диссертацию по теме «Стратегия позиционирования европейских социал-демократических партий в условиях глобализации». Кандидат политических наук. Стажировался в Институте международных отношений г.Будапешт (Венгрия).

Имеет большой опыт прикладных качественных и количественных социологических исследований (электоральной социологии). В качестве эксперта в ИИЦ «Панорама», затем координатора исследовательских программ Аналитического агентства «New Image» и заместителя директора Международного института политической экспертизы (МИПЭ) организовал ряд исследовательских и политических проектов в России и странах СНГ, среди которых: исследование «Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: опыт российских политических консультантов»; экспертное исследование на тему «Лоббизм и GR в современной России».

Николай Владимирович является автором свыше 50 научных публикаций по вопросам современной российской политики и коммуникаций, а также монографии « PR в условиях кризиса: возможности и риски» (сер. Антикризис, вып.2., М., ЮРАЙТ, 2009.) и книги « PR-защита бизнеса в корпоративных войнах: Практикум победителя» (Москва, Альпина Паблишерз, 2011). Публикации Студеникина по проблематике коммуникаций дважды побеждали конкурса « PR на страницах российской прессы» (2006 и 2007 гг.).

С 2009 г. Николай Владимирович занимается проблематикой государственно-частного партнерства в должности исполнительного директора «Центра развития государственно-частного партнерства, затем члена Правления. В рамках этой деятельности был реализован ряд исследовательских и издательских проектов в сфере ГЧП («Развитие инфраструктуры и государственно-частного партнерства в регионах Сибири и Урала» и др.), проведено свыше 100 экспертных мероприятий по вопросам государственно-частного партнерства, семинаров и программ повышения квалификации.

С 2013 г. в сфере научных интересов - вопросы устойчивого развития, экологии и ресурсосбережения (в рамках деятельности Коммуникационного агентства PRIRODA и Фонда «Общественный договор»). Николай Владимирович преподает авторский курс «Стратегические коммуникации в устойчивом развитии». Опубликован ряд материалов по вопросам стратегических коммуникаций в устойчивом развитии. Принимал участие в подготовке и проведении ряда федеральных мероприятий, конференций, форумов (Российская экологическая неделя, IV Всероссийский съезд экологов и др.).

В 2017 г. стал директором Фонда «Новое Качество Жизни».

Nikolay Vladimirovich Studenikin
Associate professor, the Department of Economic Policy and PPP
PhD in Political Science
Director of the Foundation «New Quality of Life»

Education:

  • 1998 - 2003 - Lomonosov Moscow State University (MSU), the School of Political Science - Specialist (honours degree).
  • 2003 - 2006 - Lomonosov Moscow State University (MSU), Doctoral course in Political Science. PhD in Political Science.

Main fields of research and career interests:
Public - private partnership (PPP), sustainable development, green economy, strategic communications

Courses:

  • Corporate Social Responsibility (CSR) Корпоративная социальная ответственность
  • Corporate Social Responsibility Социальная ответственность бизнеса
  • Corporate Social Responsibility (School of Political Studies) Корпоративная социальная ответственность (Политология)
  • Strategic Communications in Sustainable Development Стратегические коммуникации в устойчивом развитии

Когда при Национальном Исследовательском Ядерном Университете “Московский Инженерно-Физический Институт” освящали храм, некоторые студенты говорили, что МИФИ – это вуз атеистов: такому вузу-де храм не нужен. Немногие тогда знали, что идея создания храма-часовни в память об основателях института, учителях и товарищах, ушедших из жизни, созревала в МИФИ с 1994 года и была поддержана почетным профессором В. Г. Кирилловым-Угрюмовым. Среди студентов и выпускников МИФИ, строгих физиков, верующих много. При храме в МИФИ существует дружная студенческая община. В Татьянин день – день веры и день студента, ПРАВМИР начинает знакомить читателей со священниками-выпускниками МИФИ.

Священник Николай Студеникин

Родился я в городе Магнитогорске на Урале. Семья моя не была верующей, за исключением бабушки, которую я застал уже лежачей. Но то, что она была верующим человеком, я понял только многие годы спустя после ее смерти, когда сам уже стал верующим. Других примеров веры в своей жизни я не встречал до тех пор, пока не крестился, будучи уже взрослым.

В Москву!

После школы сначала я собирался поступать в Челябинский институт на факультет электроники, но, узнав, что мой товарищ едет поступать в Москву, поехал вместе с ним и поступил в МИФИ. После института попал по распределению в подмосковный Троицк в филиал института им. Курчатова, где проработал несколько лет инженером. Работа мне нравилась. Мы сооружали интересный прибор – измеритель концентрации озона в воздухе. В этом приборе стояла микроЭВМ, поэтому все процессы нужно было программировать, что как раз соответствовало моей специальности.

Это было начало 90-х – время, когда рухнула коммунистическая идеология, и перед многими из нас тогда начали вставать вопросы о смысле жизни. Конечно, у меня были разные увлечения, но ощущения полноты жизни они не давали. Душа искала чего-то серьезного. В этом поиске я прочитал Даниила Андреева, Поля Брега. Даниила Андреева я не только очень хорошо знал, но даже родственников своих пытался «просветить» этой литературой. Правда, когда стал православным, я изъял у них эту книгу, так как конечно, она относится к оккультной литературе. Хотя от одного священника я слышал, что в отношении описания ада там есть реальные вещи. Но, конечно, пришлось покаяться в этом своем увлечении.

Нас не причастили на Пасху

Я работал в Троицке, жил в общежитии вместе с другом, когда однажды к нему приехал его товарищ, который стал рассказывать нам о Церкви и вере. Он говорил с таким духовным подъемом и убежденностью, что мы решили последовать его совету и креститься. Так в 25 лет я крестился в храме Воскресения Словущего в Москве, однако в храм я стал ходить только год спустя – в 1992 году.

Началось все с того, что нас с другом не причастили на Пасху. Мы впервые пришли на службу, что-то смутно слышали о Причастии и хотели приобщиться Святых Тайн, но батюшка попался строгий и сказал, что тех, кто не ходил в храм, во время поста причащать не будут. Мы немного расстроились, но это не оттолкнуло меня от Церкви, а наоборот, мне захотелось разобраться и все-таки причаститься. Так я стал ходить в храм, в котором служили замечательные священники – Владислав Свешников, Леонид Царевский.

Когда я заходил в храм, я попадал словно в другой мир, и душа тянулась к этому миру. Тогда совершилась моя встреча с Богом, хотя можно сказать, что она продолжает совершаться постоянно, потому что каждая служба, каждое Причастие – это тоже есть особая встреча с Богом

Хочу быть священником

Года через два после моего воцерковления, однажды, стоя в храме во время проповеди, я как-то особенно остро почувствовал Божие присутствие. Надо сказать, что в тот период моей жизни для меня еще оставался нерешенным вопрос о смысле жизни. Да, я обрел самое главное – Церковь, то, что искала моя душа, но вопрос о том, как все же жить дальше, оставался. И вот во время этой службы мне стало ясно, что я хочу быть священником. Наверное, так Господь призвал меня на это служение.

Я сказал об этом батюшке и получил благословение учиться в Свято-Тихоновском институте и одновременно помогать в алтаре. Когда работа с прибором в филиале Курчатовского института была окончена, я с легкостью оставил ее, потому что, хотя она мне и нравилась, для меня открылась новая жизнь, новое наполнение моей жизни. И после второго курса свершилось то чудо, которое совершается с каждым, кого рукополагают в священный сан.

То внутреннее состояние, которое переживаешь в это время, словами не опишешь. Как будто ты родился заново, но не физически, а духовно, обрел новое бытие. Ясно было, что действие, которое с тобой происходило, совершалось Богом. Тот мир и радость, который мы ощущаем при причастии, в тот момент ощущалось в гораздо большей степени. Молитвы и домашняя, и особенно в храме приносили необыкновенную радость.

С тех пор прошло 16 лет. Сейчас я служу в 4 храмах Наро-Фоминского района Московской области, в трех из них – настоятель. За это время был не только радостные моменты, но и скорбные, связанные, прежде всего, с моими грехами. Господь дает возможность их видеть и сопротивляться. Гордость, тщеславие, себялюбие и прочие грехи радости не доставляют, но от них так просто не избавишься.

Я хотел бы сказать, что надо стремиться не просто к святости самой по себе, а именно со Христом, когда центр жизни твоей – Христос.

Учиться слышать

Для этого, прежде всего, должно быть постоянное внутреннее движение в мыслях и чувствах ко Христу. Конечно, в нашей расслабленной жизни такая тяга, внутреннее горение могут возникать только некими вспышками, которые потом угасают, так что уже невозможно о них и вспомнить. Но, тем не менее человек может такое стремление иметь, и если вдруг он в какой-то момент забыл про Бога, то Бог дает покаяние и возможность снова возвратиться к Нему. Конечно, это тоже дар Божий. С одной стороны – это стремление человека к Богу, а с другой стороны – это и дар Божий, когда для человека Истина становится ощутимой. Ты эту Истину можешь как бы потрогать. А когда эта Истина перед тобой стоит, то тогда человек помнит о Боге и имеет какую-то любовь к Нему.

Мы молимся Богу, мы просим Бога о своих нуждах, мы хотим, чтобы Бог нас услышал, но Бог нас слышит. И может быть еще более важно для верующего человека, чтобы человек научился слышать Бога.

Записала Наталья Смирнова