Таможенное дело на сегодняшний день. Требования к специалистам

38.05.02. Квалификация: специалист таможенного дела

Высшее образование
Дистанционные технологии
4 - 6 лет
Государственная аккредитация
Приём документов до 07.11.16
Прием после: 11 класса, училища, колледжа, вуза

Для поступления в вузы на «Таможенное дело» требуется ЕГЭ или письменное тестирование:

  • Русский язык;
  • Обществознание;
  • Иностранный язык.

Заочное высшее образование, квалификация – специалист. Дистанционное обучение.

Выпускникам нашего института по направлению Таможенное дело присваивается квалификация «специалист». Заочное образование специалиста длится 6 лет. Это актуальное заочное высшее таможенное образование, оно является второй ступенью высшего образования , как и магистратура (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

3 плюса получения образования в институте – направление Таможенное дело.

  • Специалистов таможенного дела готовят к профессиональной деятельности в конкретной узкой таможенной сфере. Вы сможете самостоятельно работать в таможенной службе или на предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, анализировать, проектировать и организовывать свою работу.
  • В отличие от бакалавра, получив специальность таможенное дело, вы можете сразу поступить в аспирантуру.
  • Работодатели нашей страны гораздо выше ценят диплом специалиста. Таким образом, престиж диплома вуза по специальности таможенное дело в несколько раз выше любого диплома бакалавра.

2 минуса заочного высшего образования по направлению Таможенное дело.

  • Диплом специалиста таможенного дела не признается в Европе. Специалисты часто сталкиваются с проблемой трудоустройства за рубежом. Там признается только диплом магистра или бакалавра.
  • Выпускник специальности Таможенное дело заочно не может учиться в магистратуре на бюджетной основе, так как это уже будет второе высшее образование.

Где можно работать, закончив институт — Таможенное дело?

  • В государственных учреждениях, контролирующих провоз грузов через границу и взимающих таможенные пошлины и сборы.
  • На таможенных терминалах.
  • В торговых фирмах с региональным охватом и закупками из-за рубежа.
  • В транспортно-экспедиционных компаниях.

Чем приходится заниматься выпускникам вузов по направлению Таможенное дело?

  • Сбором таможенных пошлин за ввоз и вывоз товара;
  • таможенным оформлением и таможенным контролем;
  • контролем за соблюдением законодательства в области таможенного дела, налогообложения, валютного регулирования;
  • предупреждением и пресечением правонарушений в сфере таможенного дела;
  • борьбой с контрабандой и поиском контрабандного товара;
  • таможенным досмотром вещей и пассажиров, выезжающих за границу РФ;
  • таможенной статистикой — предоставлением отчетов о работе вышестоящим государственным организациям.

Закончив институт по специальности таможенное дело, вам придется начать карьеру с низких должностей. Как правило, вчерашние выпускники таможенного факультета вуза быстро обрастают связями и через несколько лет работают в портовой таможне на досмотрах или в отделах, которые занимаются декларированием. Если вас больше интересуют перспективы заработка, то рекомендуем правоохранительную таможенную деятельность.

Решили поступить на Таможенное дело? Проверьте, есть ли у вас профессиональные качества:

  • концентрация и устойчивость внимания;
  • организованность, четкость, дисциплинированность;
  • отличная память — кратковременная и долговременная;
  • умение принимать быстрые решения в условиях дефицита времени;
  • способность анализировать и систематизировать большое количество информации;
  • наблюдательность;
  • эмоциональная устойчивость, самоконтроль;
  • хорошая физическая и психическая выносливость;
  • развитая интуиция;
  • коммуникативные способности (умение входить в контакт);
  • способность длительное время заниматься монотонной работой.

Таможенные службы стоят на страже интересов своей страны круглосуточно. Невозможно себе представить, сколько лиц, машин, контейнеров проходит перед их глазами в течение дней, недель, месяцев работы. И, тем не менее, есть немало желающих стать таможенником.

Как прийти в профессию?

Приобрести специальность можно как после 9 классов средней школы, так и поступив в высшее учебное заведение России. Подготовку надо начать еще в школе и сосредоточить внимание на таких предметах как русский язык, математика и обществоведение. Наличие гуманитарных и точных наук связано с междисциплинарностью специальности.

Конкурс в ВУЗах на специальность «таможенное дело» достаточно высок: на одно бюджетное место в среднем претендует 5 абитуриентов. Можно обучаться и на заочном отделении, предварительно узнав, сколько это стоит (≈ 60 000 рублей в год). После окончания ВУЗа можно продолжить образование в аспирантуре. Самым коротким путем будет поступление в таможенную академию России, открытую в 1993 году в Москве (в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Ростове-на-Дону есть филиалы).

Требования к специалистам

К людям, желающим работать на таможне, предъявляется ряд специфических требований. При поступлении на работу все кандидаты должны получить заключение военно-врачебной комиссии и пройти собеседование с психологом. Кроме того, будущие таможенники должны владеть знаниями по таможенному праву, основами товароведения, экономики, криминалистики, этики, знать таможенный кодекс и требования санитарно-ветеринарного контроля.

Наибольшие шансы стать сотрудником Федеральной таможенной службы (ФТС) имеют кандидаты с финансово-экономическим и юридическим образованием. Если такого диплома нет, придется в течение 3-х месяцев пройти подготовку в таможенном учебном центре. Сегодня пост работника ФТС может быть расположен в аэропорту, в морском или речном порту, на пограничном пункте или на железнодорожной станции.

Зарплата таможенных специалистов

Оплата труда таможенника включает в себя оклад по должности, оклад по званию, надбавки и выплаты.

Сколько получают сотрудники ФТС в виде надбавок, зависит от региона службы, однако дополнительно этим людям доплачивают за следующие заслуги и достижения:

  • особые условия госслужбы;
  • работа со сведениями, составляющими тайну;
  • качество службы;
  • классный чин;
  • ученые звания;
  • особые достижения;
  • служба в отдаленных и труднодоступных местах России.

Кроме того, независимо от места работы (на границе, в аэропорту и т.д.) таможенники получают продовольственный паек либо его денежную компенсацию. За сверхурочную работу специалисты таможни зарабатывают дополнительные дни отдыха. Ежегодная материальная помощь составляет не менее 2-х месячных окладов. Дополнительным ощутимым заработком могут стать доплаты за выслугу (как в армии). Сколько это конкретно — зависит от количества отработанных лет (за 20 лет и более – плюс 40% к окладу).

В настоящее время в Москве специалисты ФТС зарабатывают около 45 тысяч рублей. В регионах зарплата несколько ниже – до 35 тысяч рублей. В 2015 году правительством РФ планируется увеличение оплаты труда на 25 % людям, работающем на таможне, что составит сумму в 52 тысячи рублей и более.

Стать работником таможенной службы почетно и ответственно. В том, сколько зарабатывают на железнодорожной станции, в аэропорту или на границе, есть некоторые отличия, связанные с условиями труда, графиком работы, регионом, ответственностью. Однако размер их денежного довольствия вполне достаточен для того, чтобы желание стать сотрудником ФТС из мечты превратилось в реальность.

"Таможенное дело" - одна из самых востребованных специальностей в современном мире, ведь количество стран, готовых сотрудничать и заниматься торговлей, с каждым днем увеличивается. А это значит, что государство нуждается в опытных и квалифицированных специалистах, которые сумеют обеспечить полное соблюдение таможенных соглашений и таможенной политики в целом. Где же выучиться по специальности "Таможенное дело"? Вузы в Москве предлагают оптимальный выбор в соотношении качества обучения к его стоимости.

Таможенное дело: определение

Методы и средства урегулирования таможенных вопросов, связанных с перевозкой товаров через государственную границу, правила запрета и различных ограничений при перемещении транспортных средств через таможню - все это можно причислить к определению "таможенное дело". Университеты же предлагают еще один вариант обозначения.

Таможенное дело - отрасль, регулирующая внешнеэкономическую деятельность государства, а именно: торговлю, транспортировку крупногабаритных товаров через государственную границу. Получается, что данная профессия предполагает глубокие теоретические знания по экономике (которые можно получить, если поступать в Институт таможенного дела), а также практический опыт работы с оформлением товароведческой документации, декларированием товаров и навыки по менеджменту и бухгалтерскому учету, ведь придется вести отчеты о налогообложении и приеме платежей, пени и пошлин за то или иное нарушение при перевозке через таможню.

Особенности профессии

Профессия таможенного специалиста востребована не только в таможенных органах, но также и в различных брокерских компаниях, кредитных учреждениях, предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или логистикой. Специалист этого дела должен обладать обширными знаниями и навыками. Вот некоторые из них:

  • иметь хорошее юридическое образование;
  • уметь управлять деятельностью таможенных органов;
  • вести учет денежных средств (платежи, налоги);
  • анализировать статистику торговли;
  • грамотно оформлять документацию;
  • знать устройство работы таможенной логистики, и в любое время провести необходимые процедуры для оптимизации экономической деятельности предприятия.

вузы в Москве

Профессия таможенника весьма ответственная и сложная, однако, она считается очень престижной и высокооплачиваемой. Вот почему многие абитуриенты выбирают специальность "Таможенное дело". Вузы в Москве всегда славились передовыми методами преподавания, поэтому давайте рассмотрим, в каких из них обучают по этой специальности.

Стоит отметить, что перед выбором определенного университета, необходимо решить для себя следующие вопросы: "Государственный или частный ВУЗ?", "Выбрать факультет таможенного дела на основе контракта или же есть шансы поступить на бюджет?". Столица предлагает самый широкий выбор университетов, поэтому каждый сможет найти именно тот вуз, который устроит его и по стоимости обучения, и по качеству.

Следующий шаг при выборе специальности "Таможенное дело" - экзамены. Какие предметы нужно сдать и на сколько баллов? Давайте разберемся, какие университеты предлагают пройти внутренние экзамены, а какие зачисляют на обучение по результатам ЕГЭ.

Государственные бюджетные вузы: ТОП-3

За последние 15 лет произошли крупные изменения: во многих университетах открылись новые специальности и направления. Одним из самых престижных и перспективных направлений можно назвать как раз "Таможенное дело". Вузы в Москве можно условно разделить на две группы: первая включает в себя все государственные университеты, а вторая - частные учреждения, получившие государственную аккредитацию и выдающие в конце обучения диплом государственного образца.

Для многих абитуриентов возможность учиться на бюджетной основе является основным критерием при выборе будущего университета. Вот самые лучшие ВУЗы столицы, в которые можно поступить, набрав необходимое количество баллов на Едином Государственном Экзамене:

  1. Российский (им. Плеханова) - здесь весьма высокие требования, для поступления необходимо набрать в среднем по 82 балла за каждый предмет (русский язык, иностр. язык и обществознание).
  2. РАНХИГС при президенте РФ - в этом университете отсутствует институт таможенного дела, однако на факультете права и национальной безопасности есть направление "Таможенное дело". Проходной балл за прошедшие годы равен примерно 270 за те же предметы, что и в Плехановском университете.
  3. - учебное заведение, которое находится недалеко от Москвы (в Люберцах). В академии функционирует факультет таможенного дела, среднее количество баллов зачисления - 250 за три предмета. Одним из преимуществ данного вуза является самое большое количество бюджетных мест, их 250, тогда как в других максимальное число - всего 20.

Государственные вузы, предлагающие обучение на платной основе

Количество платных университетов увеличивается с каждым годом, ведь растет и востребованность в получении образования. Особенно это заметно в Москве: окончив школу и сдав ЕГЭ, многие абитуриенты решают поступать в столичные вузы и приезжают сюда из самых удаленных регионов России. Неудивительно, ведь именно в столице можно найти университет, отвечающий всем пожеланиям и возможностям поступающего:

  1. предлагает обучение на контрактной основе, как для сдавших ЕГЭ, так и для тех, кто желает сдать внутренние экзамены. На экономическом факультете абитуриентам предлагается выбрать три направления, в том числе и "Таможенное дело". Стоимость обучения в пределах 200 тысяч рублей за год.
  2. МАДИ - еще один университет, специализирующийся на обучении по специальности "Таможенного дела". Проходной балл - 120. Стоимость за год обучения на факультете логистики и общетранспортных проблем составляет 147 тысяч рублей.
  3. МГУПС императора Николая - один из старейших вузов столицы, юридический институт состоит из 6 направлений, одно из которых - таможенное дело. Проходной балл - 180, а стоимость обучения 198 тысяч рублей за один учебный год.

Частные университеты

Абитуриенты, набравшие на ЕГЭ минимальные баллы, имеют возможность поступить в негосударственные вузы на платной основе. Ниже приведен обзор самых престижных университетов, имеющих государственную аккредитацию:

  1. Московский институт юриспруденции - один из самых доступных университетов, стоимость обучения всего 65 тысяч рублей за год. При этом есть возможность поступления без сдачи ЕГЭ, вместо него нужно пройти тесты, проводимые университетом самостоятельно.
  2. МФЮА предлагает качественное обучение по относительно низким ценам: 100 тысяч рублей за первый курс обучения, далее возможны некоторые скидки. Вуз принимает как на основе результатов ЕГЭ, так и по внутренним экзаменам. Иностранные граждане также имеют возможность поступить в это заведение, достаточно лишь сдать устный экзамен по русскому языку и написать небольшое сочинение.
  3. Московский университет им. В. С.Ютте - входит в пятерку лучших негосударственных вузов столицы. Стоимость обучения на факультете экономики и финансов составляет 110 тысяч рублей, а проходной балл - 100.

Какой бы вуз вы ни выбрали, помните, что главная составляющая успешного обучения - это не престижность учебного заведения, а ваши личные старания.

Тема 2. Источники таможенного дела.

Лекция 2.

Литература

1. Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации. // Право и политика. – 2002. – № 1

2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х – ХI вв – М.:Русина, 97.

3. Бодрилина В.П. Исторические вехи организации Центрального таможенного управления в России // Таможенные ведомости. – 1995. – № 11. – С.107-113.

4. Бунич Л.Н. О таможенных сборах в Российском государстве // Таможенные ведомости. – 1994. – № 1. – С.159-165.

5. Бунич Л.Н. О таможенных сборах в Российском государстве // Таможенные ведомости. – 1994. – № 2. – С. 117-123.

6. Бутов Я.В. Таможенная политика России и ее осуществление во второй половине XIX века.– М.: РИО РТА, 1995.

7. Габричидзе Б.Н. "Становление и развитие таможенной службы". М., ИНФРА-М, 1990.

8. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. Уч.пособие.-С-П филиал РТА, 2000.

9. Калашников С.Д. Исторический опыт протекционист-ской таможенной политики России.1877 – 1913 г.г. Уч. пособие. М.: РИО РТА, 1996.

10. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского.– М.: ИПО Автор, 1995.

11. Основы таможенного дела: Уч. пособие в XII вып. Вып.I: Развитие таможенного дела в России/ Науч.ред. П.В.Дзюбенко. М.: РИО РТА, 1995.

12. Таможенное дело в России: Сб.документов и материалов.Т.1:907-1721/ Сост. В.А.Шамахов и др. М.: ИПО Автор, 1996

13. Таможенный кодекс РФ – Федеральный закон от 18.06.1993 № 5223-1.

14. Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.93г. № 5003-1 в редакции федеральных законов от 07.08.95 № 128-ФЗ, 25.11.95 № 185-ФЗ, 27.12.95 №211-ФЗ, 05.02.97 №25-ФЗ, 10.02.99 № 32-ФЗ, 04.05.99 № 95-ФЗ.

Понятие, система источников таможенного дела. Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, подзаконные нормативные акты.

Действие международных договоров при осуществлении таможен­ного дела в Российской Федерации.

Основная таможенная терминология.

Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг, транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.

Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне.


По нормам, признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степени развитости таможенной администрации любого государства является развитая инфраструктура, применение современных информационных технологий, правовая база и квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этим критериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил в силу с 1 января 2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций мира с наиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе, требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов, смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников. Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.

Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления рисками, применение новейших информационных технологий, безбумажный обмен информацией, партнерские отношения с бизнесом–все это составляющие уже начавшейся реформы.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело и таможенное регулирование в России сложились как важнейшая сфера экономического регулирования ВЭД государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они, в свою очередь, лежат в основе характеристики внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.

Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что в собственном смысле оно означает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с нею другими структурами. В современном представлении термин “таможенное дело” охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства.

В рамках государственного регулирования ВЭД таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном делом понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное дело – предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит к ведению РФ таможенное регулирование, которое заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1. ТК РФ).

Согласно ст.1. ч.3. ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Под таможенной территорией понимается территории Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территории РФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.

Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящие за пределами государственной границы.

В соответствии со ст. 2 ч.1,2 Таможенного кодекса РФ таможенная территория состоит из территории Российской Федерации, а также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.

Статья 8 (ч.1) Конституции РФ устанавливает: “в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. На территории РФ “не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств” (ч.1 ст.74 Конституции РФ).

Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также периметры особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны, и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.

Внутренние таможенные границы образуют периметры особых экономических зон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.

По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория особой экономической зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны.

Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране Конституция РФ предусматривает соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно ст.106, п. “в” Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.

Основанное на содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сфере таможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:

Таможенное регулирование;

Основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

Деятельность в области таможенного дела;

Таможенные процедуры;

Таможенные режимы;

Специальные таможенные процедуры;

Таможенно-тарифное регулирование (страна происхождения товара и таможенные платежи);

Таможенное оформление;

Таможенный контроль;

Ведение таможенной статистики внешней торговли;

Борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов;

Борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела (нарушениями таможенных правил) и применение мер ответственности за эти нарушения, производство по делам об административном правонарушении и их рассмотрение;

Информирование и консультирование;

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

Таможенные органы;

Регулирование прохождения службы в таможенных органах;

Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.

Приведенная система отражает лишь современную структуру российского таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенного регулирования могут потребовать новых средств его осуществления, а их изменение и дополнение получит адекватное отражение в содержании таможенной деятельности. Однако каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.

Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.

Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений защиты экономической основы собственного суверенитета страны; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установления любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного контроля, борьбы с контрабандой, другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, а также административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также применения ответственности за эти нарушения.

Таможенное дело является монополией государства. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена.

Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны и ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов– спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т.д.

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в целях гармонизации и унификации национального законодательства с международными нормами и практикой (ст. 1 ч.4 ТК РФ).

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Оно зависит от международных договоров России и способствует их реализации. Таможенный кодекс РФ (ст. 8 ч.2 ТК РФ) устанавливает, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора РФ, если в Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.

Функции государства в области таможенного дела возложены на Федеральную таможенную службу РФ.

Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней.

Другой немаловажный аспект понятия таможенное дело - правовой. В настоящее время в России оформилась специфическая подотрасль административного права - таможенное право. В данную категорию включают правоотношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности между её участниками и государством. Основным документом, регулирующим такие правоотношения, является Таможенный кодекс ТС.

Организация управления таможенным делом

Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации .

Непосредственная реализация большинства функций государства в области таможенного дела возложена на Федеральную таможенную службу (ФТС), бывший Государственный таможенный комитет (ГТК).

ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

  • обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;
  • обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой , нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам , перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины , налоги и иные таможенные платежи ;
  • осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление , создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ;
  • содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности , общественного порядка, нравственности население, жизни и здоровья человека , защите животных и растении, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
  • обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций , занимающихся вопросами таможенного дела;
  • выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.

Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом ТС ,ФЗ 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" и включает четыре уровня: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. В настоящее время в России действует 8 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное, Уральское и Северо-Кавказское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Таможенное дело" в других словарях:

    Таможенная политика государства. Таможенное дело порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля. См.… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Таможенное дело - составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения… … Официальная терминология

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО Юридическая энциклопедия

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО - термин, применяемый в таможенном законодательстве РФ. В соответствии со ст. 1 ТК таможенное дело в РФ составляют таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО - в соответствии со ст. 1 ТмК (для сведения: с 1 июля 2007 г. вступает в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г.) таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также… … Юридический словарь современного гражданского права

    Таможенное дело - область деятельности государства по созданию благоприятных условий развития экономики страны, защиты её экономических интересов. Содержанием этой деятельности является разработка и реализация таможенной политики государства и совокупность средств … Пограничный словарь

    Таможенная политика государства, а тж. порядок и условия перемещения через его таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления. Важным аспектом Т.д. является организация и проведение… … Энциклопедический словарь экономики и права

    таможенное дело в РФ - согласно ст. I ТК РФ таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в… … Большой юридический словарь

    Таможенное дело - совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможеннотарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности … Таможенное право. Глоссарий