Земля, увиденная с неба. Уникальные фотографии Яна Артюс-Бертрана

Француз Ян Артюс - Бертран на сегодняшний день является одним из самых известных в мире фотографов. Многие фотографы вошли в историю своего любимого дела (фотографии) за счет энтузиазма и храбрости, а также мастерства в том или ином виде фотографии доведенного едва ли не идеала. Но есть и такие, которые внесли нечто новое в само искусство фотографии. Ян Артюс - Бертран принадлежит к числу последних. Собственно аэрофотография известна с третьей четверти девятнадцатого века (в этот период появились снимки, сделанные с воздушных шаров).


Основоположником аэрофотографии считается легендарный парижский фотограф и воздухоплаватель известный как Надар (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон). В 1858 году он сделал первый в истории снимок с воздуха, поднявшись на воздушном шаре над Парижем, однако эта его работа, к сожалению, не сохранилась. Есть что - то символическое в том, что спустя три с половиной десятилетия после смерти Надара (даты жизни которого 1820 - 1910), а именно в послевоенном 1946 году в Париже родился мальчик, которому в конце двадцатого - начале двадцать первого века суждено было стать новой легендой воздушной фотографии. Это был Ян Артюс - Бертран.
В 1991 году Ян Артюс-Бертран делает очередной поворот в своей карьере, создавая собственное фотоагентство Altitude. Благодаря отличной профессиональной репутации ему удалось убедить ЮНЕСКО стать участником своего авторского проекта «Земля, увиденная с неба» (англ. «Earth from the Air»), который с самого начала существует под эгидой этой уважаемой международной организации. Ян занялся фотографиямя с воздуха, делая их в самых разных уголках Земли. Изредка съемка велась с воздушных шаров, но чаще всего с вертолета, позволяющего зависать над нужными для фотографий точками.
Высота, используемая им для съемки также различна (от 30 до 300 метров над землей) и зависит от характеристик снимаемых объектов. Возможно, главное значение съемок Яна Артюса Бертрана состоит в том, что он создал новую концепцию самого метода воздушной съемки. До него фотографии, сделанные с воздуха, встречались в тематических альбомах (посвященных отдельным местностям, массовым мероприятиям, животным или явлениям природы) в качестве своеобразного дополнения к традиционным фотографиям. Но именно французский фотограф стал первым, кто сделал аэрофотографию основой авторского взгляда на мир и расширил географию своей деятельности до большей части планеты.
Тематика работ Яна также широка и включает в себя как творения человека (например, мегаполисы), так и природу. Стремясь показать нашу планету во всем многообразии, Ян Артюс - Бертран не избегает запретных тем. В работах француза можно увидеть ужасающие последствия разрушительного цунами 2004 года, а также свалки близ мегаполисов, вырубленные леса и высохшие реки.
Многое из перечисленного есть следствие бездумной (с точки зрения экологии) деятельности человека, вид на результаты которой с воздуха еще более подчеркивает остроту этих проблем. Не остались в стороне от авторской воздушной съемки и социальные катаклизмы, например уничтоженные талибами статуи Будды в афганской провинции Бамиан и лагерь косовских беженцев в Албании.
Мечта Яна Артюса - Бертрана посетить все страны мира (и поработать в них), что очень сложно по политическим причинам. Например, Китай и Саудовская Аравия категорически запрещают иностранцам вести воздушную съемку своей территории. Количество уже посещенных им стран определить сложно - оно разнится от публикации к публикации, также как и количество стран, где проходили выставки фотографий этого проекта. Впрочем, это не удивительно - будучи в возрасте шестьдесят с небольшим лет наш герой, по - прежнему, полон энтузиазма и продолжает работу. Да и временные выставки охватывают все новые и новые страны и города.
Думаем что часто встречающая цифра примерно в сотню посещенных Яном Артюсом - Бертраном стран (что составляет около половины государств мира) не будет преувеличением. Кстати, его выставки проходили и в России - в Самаре (июнь - сентябрь 2002 года, Самарская набережная) Москве (июль - сентябрь 2006 года, Чистые пруды), Новосибирске. А в июне 2009 года в кинотеатрах многих стран мира с успехом демонстрировался совместный фильм Яна Артюса - Бертрана и культового французского режиссера Люка Бессона «HOME», основанный на многолетней (более 15 лет) работе проекта фотографа «Земля, увиденная с неба».
Сам Ян Артюс - Бертран большое значение придает экологическому и социальному подтексту многих своих работ, однако, надо сказать, что красота или напротив хаос, сфотографированные с неба завораживают и сами по себе. Книга Яна Артюса-Бертрана «Земля, увиденная с неба» вышла и на русском языке

Ян Артус-Бертранд (Yann Arthus-Bertrand) родился 13 марта 1946 года в Париже в семье прославленных ювелиров Клода Артус-Бертранда (Claude Arthus-Bertrand) и Мишель-Анж Марион (Michel-Ange Marion). Мальчик с детства увлекался дикой природой. Его сестра Катрин (Catherine Arthus-Bertrand) осталась одним из его ближайших соратников.

В 1963 году, когда Яну было 17 лет, он получил работу ассистента режиссёра. Он оказался и по ту сторону камеры, снявшись вместе с известной актрисой Мишель Морган (Michèle Morgan) в картине Этьенна Перь е (Etienne Perier) «Скажи мне, кто убил » в 1965 году и в фильме «Агент ОСС 117 берёт отпуск » Пьера Калфона (Pierre Kalfon) в 1970 году.

В 1967 году Артус-Бертранд стал управляющим заповедника Шато Св. Августина в Центральной Франции . В 1976 году он покинул родину и вместе с женой Анной (Anne Arthus-Bertrand) переехал в Кению , в национальный парк Массаи Мара . В течение трёх лет он жил в племени масаи и изучал поведение львиного прайда. Именно в тот период он увлёкся фотографией и начал снимать живописные африканские ландшафты, поднимаясь над ними на воздушном шаре. Тогда Ян впервые осознал силу воздействия картинки как средства коммуникации идей.

В 1981 году он вернулся во Францию . Спустя два года в свет вышел его альбом фотографий «Львы ». Артус-Бертранд стал журналистом-международником, репортёром и фотографом, специализирующимся на съёмках спортивных событий, дикой природы и снимках с воздуха. Его фотографии публиковали такие престижные издания, как «Пари Матч » и «Гео ». Он сфотографировал десять ралли Париж – Дакар , ежегодно выпускал книгу с фотографиями теннисного турнира Ролан-Гаррос и снимал горилл в Руанде .

В 1992 году Ян Артус-Бертранд открыл агентство Altitude, ставшее первым в мире агентством и фотобанком, специализирующимся на снимках, сделанных с воздуха. На данный момент в банке есть 500 тысяч фотографий, снятых в 100 странах более чем 100 фотографами.

В 1994 году Артус-Бертранд получил от ЮНЕСКО грант на изучение состояния Земли. В рамках исследования он снимал с вертолёта и воздушного шара красивейшие уголки мира. Итогом проекта стала книга «Земля: Вид сверху ».

Книга была переведена на 24 языка и разошлась тиражом в 3 миллиона копий. Выставки фотографий из книги прошли в 110 городах мира, в том числе и в Москве.

В 2005 году Ян Артус-Бертранд основал международную экологическую организацию GoodPlanet . Компания помогает людям и фирмам снизить своё негативное влияние на окружающую среду, используя возобновляемые источники энергии, энергосберегающие технологии и вторсырье.

В 2006 году вышла в свет его новая книга – «Алжир: Вид сверху », которую сам автор считает одной из своих лучших работ.

В 2007 году Артус-Бертранд приступил к съёмкам документального фильма «Дом », продюсером которого стал Люк Бессон (Luc Besson), а спонсором – концерн PPR . Фильм, посвящённый красоте Земли и негативному влиянию хозяйственной деятельности человечества на экологию, вышел 5 июня 2009 года. Хотя его можно было сразу посмотреть на YouTube , на премьеру фильма в Париже пришло почти 20 тысяч человек. Телепоказ на канале France 2 посмотрело около 8 миллионов человек. Сейчас фильм можно увидеть в Сети или приобрести на DVD. Вся прибыль от продажи дисков идёт на счёт GoodPlanet .

Ян Артус-Бертранд был удостоен звания кавалера Почётного Легиона . Он также является членом французской Академии изящных искусств . В 2008 году он получил орден «За заслуги» из рук президента Николя Саркози (Nicolas Sarkozy). В том же году Артус-Бертранд получил премию Жоржа Помпиду как выдающийся деятель культурной жизни Франции. В апреле 2009 года его заслуги в деле защиты окружающей среды были официально отмечены Экологической программой ООН: он был назван послом Доброй воли ООН и получил премию «Чемпион Земли» . Имя Артуса-Бертранда носят несколько школ во Франции – по его словам, для него это высшая честь.

Фильмография :

  • Дом / home (2009), сценарист, режиссёр
  • Земля, увиденная с неба / La Terre vue du ciel (2004), сценарист
  • Агент ОСС 117 берёт отпуск / OSS 117 prend des vacances (1970), актёр
  • Скажи мне, кто убил / Dis-moi qui tuer (1965), актёр

Ян Артюс-Бертран - всемирно известный французский фотограф, журналист, кинорежиссёр. Его цикл «Земля, увиденная с неба» стал одним из самых известных фотопроектов мира. Представив зрелищные кадры разных уголков земли, снятые с высоты птичьего полёта, он хотел показать людям не только красоту нашей планеты, но и донести мысль о необходимости её спасать.

Ян Артюс-Бертран родился 13 марта 1946 года. Выпускник актёрского факультета Парижской школы искусств, он начал свою карьеру как актёр, но уже в 20 с небольшим лет понял, что хочет связать свою жизнь с фотографией. Ян всегда любил природу, поэтому идея показать красоту планеты всегда была сильна в его творчестве. Способный восхищаться окружающим миром, бесстрашный и всегда готовый к приключениям, - неудивительно, что Ян нашёл себя именно в аэрофотосъёмке.

«Земля оказалась ещё красивее, чем я себе представлял»

Мысль заняться аэрографической съёмкой впервые посетила Яна во время путешествий по Кении. В конце 1960-х годов он изучал поведение львов в заповеднике Масаи Мара и для этого часто фотографировал с вертолёта. Полученные в те годы знания и многочисленные кадры стали основой для его книги «Львы».

Ян Бертран прославился как фотокорреспондент, специализирующийся на темах спорта, природы и путешествий. Он - автор более 10 фоторепортажей по ралли «Париж-Даккар», организатор известного конкурса ста лучших фотографов «Три дня во Франции». В 1991 году он создал собственное фотоагентство Altitude. В 1995 году при поддержке Экологического научного отдела ЮНЕСКО он основал уникальный проект для создания научного банка данных съёмок планеты с высоты.

«От Парижа до Кабула, от Дакара до Токио, - все понимают одно и то же. Но одних фотографий недостаточно для того, чтобы начать действовать»

Главным достижением всей карьеры, конечно же, Яна стал проект «Земля, увиденная с неба» - начатый в 1995-м году и вобравший в себя снятые с вертолёта фотографии со всех частей света. Эти уникальные фотографии были признаны более чем профессиональными. Их наперебой публиковали лучшие мировые издания: «Paris-Match», «Geo», «Life», «National Geographic» и другие. Изданная в 2002 году книга с этими кадрами стала мировым бестселлером: в общей сложности продано более 3 миллионов экземпляров. Ян - кавалер ордена Почётного легиона и обладатель множества других наград.

В 2003 году он организует фотопроект «Другие 6 миллиардов», который объединил кадры сфотографированных с воздуха людей, живущих в самых разных концах. В 2009 году мир увидел потрясающий фильм «Home» - его совместную работу с Люком Бессоном. Благодаря Яну Бертрану миллионы зрителей по всему миру смогли увидеть самые разные удивительные уголки нашей планеты. В своём фильме он не только смог показать красоту и разнообразие планеты, но и натолкнуть людей на мысль о необходимости серьёзно задуматься о печальном состоянии окружающей среды.

«Мы идем к реальной революции, не политической, не научной, не экономической, но гораздо более серьезной - духовной революции. Каждый из нас должен понять, что может что-то сделать. Мы не должны просто ждать, пока что-то должно быть сделано. Людям нужно понять, что мы должны постоянно думать о наших воздействие и постараться сделать все возможное», - рассказывает Бертран в оном из своих интервью. «Мы извлекаем блага из наследия, которые Земля бережно копила для нас в течение четырёх миллиардов лет», - говорит он в фильме «Home», призывает каждого задуматься если не о своём будущем, то о будущем своих детей и внуков.

«На планете каждый четвертый из нас ведёт образ жизни, характерный для человеческого рода 6 тысяч лет назад»

В ходе своего аэрографического проекта фотограф облетел на вертолёте около 100 стран мира, проведя в воздухе более 4 000 часов. Для съёмок он использовал камеры Canon EOS-1N и EOS-1V, оборудованные зумом с фокусным расстоянием от 17 мм до 400 мм.

Многие из фотографий Бертрана показывают неутешительные картины опустошения, вызванного деятельностью человека. «Мы разрушаем жизненный цикл, доверенный нам самой планетой», - эту мысль он демонстирует наглядными примерами.

Фотограф любит природу несмотря ни на что. Его не пугают разрушения: «Даже те места, которые показывают уничтожение и разрушение - красивы, трагически красивы», - говорит он. Ян Бертран не теряет способность восхищаться природой, и, хоть иногда называет себя пессимистом, он не утрачивает веру в возможность спасти экологию.

«В своих фотографиях я пытаюсь предупредить как можно большее количество людей о необходимости действовать», - вот какой видит главную цель своего творчества сам фотограф.

Выставки работ Бертрана посетили более 60 миллионов человек в 40 странах мира. Но фотограф не останавливается на достигнутом. Сегодня он продолжает снимать, систематизирует своё портфолио, активно участвует в различных экологических проектах и неустанно призывает каждого к осознанию личной ответственности, ведь, как он говорит, «даже политики не могут ничего сделать, если человек на улице не имеет собственных убеждений».

Француз на сегодняшний день является одним из самых известных в мире фотографов. Многие фотографы вошли в историю своего любимого дела (фотографии) за счет энтузиазма и храбрости, а также мастерства в том или ином виде фотографии доведенного едва ли не идеала. Но есть и такие, которые внесли нечто новое в само искусство фотографии. Ян Артюс-Бертран принадлежит к числу последних. Собственно аэрофотография известна с третьей четверти девятнадцатого века (в этот период появились снимки, сделанные с воздушных шаров). Основоположником аэрофотографии считается легендарный парижский фотограф и воздухоплаватель известный как Надар (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон). В 1858 году Ян Артюс - Бертран сделал первый в истории снимок с воздуха, поднявшись на воздушном шаре над Парижем, однако эта его работа, к сожалению, не сохранилась. Есть что - то символическое в том, что спустя три с половиной десятилетия после смерти Надара (даты жизни которого 1820 - 1910), а именно в послевоенном 1946 году в Париже родился мальчик, которому в конце двадцатого - начале двадцать первого века суждено было стать новой легендой воздушной фотографии. Это был .


В юности Ян Артюс-Бертран окончил парижскую школу искусств и стал актером. Однако, несмотря на хорошие перспективы, в возрасте двадцать один год Ян неожиданно уехал в горы Оверни (одна из французских провинций), устроившись работать там сторожем в заповеднике. Следующим его пристанищем стал кенийский заповедник Масаи - Мара, в котором Ян, вместе с женой - биологом, занимался исследованием львов. Именно там Ян Артюс - Бертран впервые произвел фотосъемки с вертолета (необходимые для исследований) и с тех пор навсегда стал фанатом аэрофотографии. Вернувшись на родину, Ян работал как фотожурналист, снимая как во Франции, так и за ее пределами, причем преимущественно занимаясь обычными, а не воздушными съемками. Его работы печатались в самых известных международных изданиях, однако небо (вернее вид земли с неба) по - прежнему манило нашего героя.



В 1991 году Ян Артюс-Бертран делает очередной поворот в своей карьере, создавая собственное фотоагентство Altitude. Благодаря отличной профессиональной репутации ему удалось убедить ЮНЕСКО стать участником своего авторского проекта «Земля, увиденная с неба» (англ. «Earth from the Air»), который с самого начала существует под эгидой этой уважаемой международной организации. Ян занялся фотографиямя с воздуха, делая их в самых разных уголках Земли. Изредка съемка велась с воздушных шаров, но чаще всего с вертолета, позволяющего зависать над нужными для фотографий точками.



Высота, используемая им для съемки также различна (от 30 до 300 метров над землей) и зависит от характеристик снимаемых объектов. Возможно, главное значение съемок Яна Артюса Бертрана состоит в том, что он создал новую концепцию самого метода воздушной съемки. До него фотографии, сделанные с воздуха, встречались в тематических альбомах (посвященных отдельным местностям, массовым мероприятиям, животным или явлениям природы) в качестве своеобразного дополнения к традиционным фотографиям. Но именно французский фотограф стал первым, кто сделал аэрофотографию основой авторского взгляда на мир и расширил географию своей деятельности до большей части планеты. Тематика работ Яна также широка и включает в себя как творения человека (например, мегаполисы), так и природу. Стремясь показать нашу планету во всем многообразии, Ян Артюс - Бертран не избегает запретных тем. В работах француза можно увидеть ужасающие последствия разрушительного цунами 2004 года, а также свалки близ мегаполисов, вырубленные леса и высохшие реки.



Многое из перечисленного есть следствие бездумной (с точки зрения экологии) деятельности человека, вид на результаты которой с воздуха еще более подчеркивает остроту этих проблем. Не остались в стороне от авторской воздушной съемки и социальные катаклизмы, например уничтоженные талибами статуи Будды в афганской провинции Бамиан и лагерь косовских беженцев в Албании. Мечта Яна Артюса - Бертрана посетить все страны мира (и поработать в них), что очень сложно по политическим причинам. Например, Китай и Саудовская Аравия категорически запрещают иностранцам вести воздушную съемку своей территории. Количество уже посещенных им стран определить сложно - оно разнится от публикации к публикации, также как и количество стран, где проходили выставки фотографий этого проекта. Впрочем, это не удивительно - будучи в возрасте шестьдесят с небольшим лет наш герой, по - прежнему, полон энтузиазма и продолжает работу. Да и временные выставки охватывают все новые и новые страны и города.



Думаем что часто встречающая цифра примерно в сотню посещенных Яном Артюсом - Бертраном стран (что составляет около половины государств мира) не будет преувеличением. Кстати, его выставки проходили и в России - в Самаре (июнь - сентябрь 2002 года, Самарская набережная) Москве (июль - сентябрь 2006 года, Чистые пруды), Новосибирске. А в июне 2009 года в кинотеатрах многих стран мира с успехом демонстрировался совместный фильм Яна Артюса - Бертрана и культового французского режиссера Люка Бессона «HOME», основанный на многолетней (более 15 лет) работе проекта фотографа «Земля, увиденная с неба».

Совсем недавно в ограниченный прокат вышел новый документальный фильм «HUMAN» французского режиссера и журналиста Яна Артюса-Бертрана. Мы познакомились с этим шедевром и можем с уверенностью сказать: пожалуй, это лучшее высказывание о человеке, созданное в наше время. Моноклер размещает эти истории на своих страницах и предлагает посмотреть их, чтобы заглянуть внутрь себя.

Благодаря тысячам интервью я понял одну истину: намного легче добиться профессионального успеха, чем состояться как человек. Мы все должны задаваться не только вопросом: «Чего я достиг в своей карьере?» Нужно каждый день спрашивать себя: «Какой я человек?»

Фильм Яна Артюса-Бертрана «Human» — это гигантское четырёхчасовое полотно, 3 тома реальных историй 2000 мужчин и женщин из 60 стран и сотни разных эмоций – счастливый смех во время разговора о разводе («я знаю, мне не стоило сейчас смеяться, но я так свободна»), королевская надменность, перед которой так и хочется преклонить колени, на лице работницы мусорной свалки в Мбебесе («Для некоторых я работаю в грязи, но я, Аида, хочу им сказать, что эту грязь я не отвергаю. Потому что я в ней работаю. У меня другой взгляд на это»), вызов и кокетство молодой мусульманки в разговоре о религиозности («Я жду, когда кто-нибудь религиозный запретит мне так себя вести»).

В ковчеге Артюса-Бертрана нашлось место всем – Марие-Терезе, темнокожей монахине из Конго, Марие, фермеру без земли из Бразилии, Пан Ги Муну, госсекретарю ООН, Биллу Гейтсу, Селли, беженке из Сирии, Воиншет из Эфиопии из семьи с двадцатью детьми, уругвайскому зеку – молодые, старые, печальные, светлые, смуглые и белокожие, все они говорят о себе, но как будто и о нас с вами.

Лица, лица, лица – все разные, но невероятно красивые, и такие близкие-родные, что хочется рассмотреть каждую черту, уловить любое изменение настроения, впитать все повествование, будто мы не виделись так долго и встреча была такой желанной. «Это кино о вас и о том, что только любовь спасет мир», — сказал в своем видеообращении Ян Артюс-Бертран. И правда — «HUMAN» — это история о нас самих, человеческом целом, которое когда-то распалось на миллиарды песчинок.

Этот фильм может вас изменить, может глубоко изменить вас и вашу жизнь. Моя роль в фильме очень скромная, главные герои – это те, кто говорят. Основной принцип фильма – это то, что все люди, которые в нем говорят – это говорим мы с вами. В фильме нет никаких комментариев. Почему после столетий философских рассуждений мы продолжаем убивать друг друга?Как выйти из замкнутого круга ненависти? Почему люди оставляют свои семьи и близких и уезжают в другие страны, эмигрируют? В чём смысл жизни? Почему в Индии, например, есть 160 миллионов людей, которых называют неприкасаемыми, они не имеют никаких прав. Почему гомосексуализм запрещен в 160 странах, и в 20 из них за это можно лишиться жизни? Мой фильм – это один большой вопрос, на который нет ответа. Возможно ли понять бедных, если ты не жил в бедности? Можно ли понять то, что пережили люди, которые были на войне? Даже не смотря на то, что я против армии, иногда, когда я слышу, что люди, убивавшие ранее, продолжают испытывать желание убивать, я думаю, что мне стоило бы пережить это, чтобы понять. Поэтому я и сделал этот фильм. Чтобы каждый из нас мог встать на место другого»

Отдельный герой фильма, который появляется в самых острых и напряженных моментах – Планета. Фильм наполняет медитативное созерцание пейзажей, которые режиссер снимал, пролета над землёй на воздушном шаре (!): ледяные озера, медленный и величественный караван, который торжественно плывет по пустыне, розовые фламинго над озером в Конго, волны, с захлестом бушующие над островом. Мгновение, чтобы перевести дух, а потом снова внимать голосу Человека.

Увидеть «HUMAN» Яна Артюс-Бертрана — чтобы увидеть себя.

HUMAN VOL.1: Любовь, женщины, труд и бедность

HUMAN VOL.2: Войны, прощение, гомосексуализм, семья и жизнь после смерти

HUMAN VOL.3: Счастье, образование, инвалидность, иммиграция, коррупция и смысл жизни