Развитие связной речи у дошкольников. И

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад №21 комбинированного вида г. Балахны Особенности речевого творчества дошкольников Презентация учителя-логопеда Стельмашонок Н.Е.

Детское творчество Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Большая роль в развитии речевого творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.

Словесное творчество Словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Детское словесное творчество – как вид детского творчества представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы. Процесс развития словесного творчества у детей требует соблюдения условий, необходимых для формирования детского творчества в целом.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются: проведение систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа); своевременное развитие активного восприятия художественного слова; воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Задачи: Младший возраст - способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно-речевой деятельности с элементами творчества. Средний возраст - развитие творческих проявлений и воображения в художественно-речевой и игровой деятельности; учить комбинировать, сочленять целостные сюжетные ситуации, которые способствуют расширению содержания рассказа. Воспитывать чувство удовлетворения и радости от реализации своих замыслов и желаний. Старший возраст - развитие детской самостоятельности и инициативы в речевом творчестве, стремление к активной деятельности в создании необычных историй, используя методы фантастической аналогии, гирлянды и ассоциации, решение проблемной ситуации.

Технология обучения детей составлению сравнений Обучение составлению сравнений начинают с 3 летнего возраста. Специально подобранные упражнения, дидактические игры применяют в совместной и индивидуальной работе с детьми. Модель составления сравнений - Название объекта - Обозначение его признака - Определить значение этого признака - Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте Например: Цыпленок По цвету (признак) Желтый (значение этого признака) Такой же желтый как солнце

Младший возраст Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая? Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние. Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, учить видеть особенности предметов, их качество, состояния; сравнивать с другими предметами Про кого я говорю? Узнай по описанию. Описывать ребенка из группы называя детали одежды и внешние признаки не называя имени. Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на признаки описываемого предмета.

Младший возраст Кто больше увидит и назовет? Какая это игрушка? Дети рассматривают игрушку или предмет и описывают его внешний вид. Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов Кто больше слов скажет? По картинке рассказать о животном, подбирая слова разных частей речи. Цель: называть качества, признаки и действия животных, черты характера. Кто заблудился? Отвечать на поставленный вопрос не однозначно, подбирая близкие по смыслу слова. Цель: учить образовывать однокоренные слова подбирать синонимы к заданным словам. Кто что умеет делать? Дети по картинкам говорят что любят делать животные. Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Старший возраст Дидактическая игра: Добавь словечко Цель: по названным определениям назвать предмет. Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния Дидактическая игра: Какой это человек? Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам) Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

Составление загадок Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

Модели составления загадок Модель № 1. Например: загадка про фрукт. Признаки Описание признака По цвету Жёлтый По форме Овальный Модель № 2. Какой? Что бывает таким же? Жёлтый как солнышко Овальный как яйцо

Для детей старшего возраста задание усложняется: ребенок, сравнивая один предмет с каким либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Модель № 3. На что похоже? Чем отличается? Похож на солнце, но не горячий Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления. Обогащается словарь детей, расширяется представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

Игры на развитие фантазии и словесного творчества Игра «Увеличение - уменьшение". Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко или достать с крыши мячик. Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. - В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь? - О чем думает мебель? Игра «Измени характер персонажа». Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Игры на развитие фантазии и словесного творчества Игра «Разными глазами» Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота. Игра «Подарок» Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, что бы он хотел подарить: "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.. Игра «Обними невиданное животное» Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное. Все выше указанные игры помогают: - развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста; - обогатить словарный запас; - сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение,восприятие,речь, поэтому целесообразно применять в работе различные методы и приемы усложняя их по мере овладения: -игра «На что похоже» - это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.) -игра «Превращалки» (пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок,одуванчика и т.д. -игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.) -«Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.)

Придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи -Маша,велосипед,медведь, грибы, заяц, конфета. -«Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей) -оживление обычных предметов (можно оживить самые различные предметы.которые окружают нас - стол, пылесос, ложку,вилку,мыло). -введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше) -что было бы,если бы -игра «Вопрос-ответ» (учит быстро находить ответ на любой вопрос) -составление рассказов по схемам и опорным картинкам.

Связная речь

Связная речь - смысловое развернутое
высказывание, обеспечивающее общение
и взаимопонимание
Связная речь - процесс, деятельность
говорящего
Продукт, результат деятельности,
текст, высказывание

Формы связной речи

Диалог
разговорная
лексика и
фразеология
простые и сложные
бессоюзные
предложения
кратковременное
предварительное
обдумывание
Монолог
литературная
лексика
развернутость
высказывания,
законченность,
логическая
завершенность
связность
монолога
обеспечивается
одним говорящим

Развитие диалогической речи

Собственно
речевые умения
Умения речевого
этикета
Умение общаться
для планирования
совместных
действий
Неречевые
(невербальные)
умения

Требования к диалогической речи

понимание речи окружающих и использование активной речи детей
Ранний
как средства общения
возраст
выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
возраст
вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
вопросы и задавать их
Средний
дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
возраст
участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
Старший формулировать и задавать вопросы
дошкольный формирование культуры общения
возраст

Признаки монологического высказывания

целостность (единство
темы, соответствие всех
микротем главной
мысли)
плавность (отсутствие
длительных пауз в
процессе
рассказывания)
объем высказывания
структурное
оформление (начало,
середина, конец)
связность (логические
связи между
предложениями и
частями монолога)

Для достижения связности речи необходим ряд умений:

понимать и осмысливать тему, определять ее границы
отбирать необходимый материал
располагать материал в нужной
последовательности
пользоваться средствами языка в соответствии с
литературными нормами и задачами высказывания
строить речь преднамеренно и произвольно

Связные высказывания

по функции
(назначению)
описание
повествование
рассуждение
контаминация
по источнику
высказывания
монологи:
- по игрушкам
- и предметам
- по картине
- из опыта
- творческие
рассказы
по ведущему
психическому
процессу, на
который опирается
ребенок
по зрительному,
осязательному или
слуховому
восприятию
по памяти
по воображению

В раннем возрасте - слушать и повторять по
подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
фразах рассказывать по картинке или об увиденном
на прогулке.
Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
наглядному материалу.
В средней группе дети могут составлять небольшие
рассказы из личного опыта сначала с опорой на
картинку или игрушку, а затем и без опоры на
наглядный материал.
В старшей группе дети связно, последовательно
пересказывают литературные произведения, выразительно
передавая диалоги действующих лиц, характеристики
персонажей.
В подготовительной к школе группе детей учат
строить разные типы текстов (описание,
повествование, рассуждение) с соблюдением их
структуры.

Приемы обучения рассказыванию

Совместное
рассказывание
Образец
рассказа
Анализ
образца
рассказа
План
рассказа
Частичный
образец
Составление
рассказа по
частям
Коллективное
составление
рассказа
Составление
рассказа
подгруппами
Моделирование

вспомогательные
вопросы
прослушивание
детьми своих
рассказов
указания
Приемы
подсказ
нужных
слов
исправление
ошибок

Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение
литературного текста в устной речи.
воспитательная ценность;
доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
с ярко выраженными чертами характера, понятными
мотивами поступков
четкая композиция
динамичность сюжета
разнообразные и точные определения

подробный
или близкий
к тексту
краткий или
сжатый
с творческими
дополнениями
виды
пересказа
с
перестройкой
текста
выборочный

Требования к пересказам

Осмысленность
Полнота
передачи
произведения
Последовательно
сть и связность
пересказа
Использование
словаря и
оборотов
авторского
текста
Плавность
пересказа
Выразительность
и фонетическая
правильность речи

Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

осмысленное восприятие
произведения
педагогическое руководство самим
процессом пересказывания
анализ и оценку речевой деятельности
детей

Рассказывание по игрушкам

монологописание
монологповествование

Виды игрушек

дидактические
(матрешки, башенки,
пирамидки, бочонки)
сюжетные (образные):
куклы, машины,
животные, посуда,
мебель, транспорт
наборы – мальчик,
девочка, сани, собака;
девочка, домик, курица,
кошка; заяц и собака

Виды занятий по игрушкам

Описание
игрушки
«Магазин игрушек» (посуды,
одежды), «Чудесный
мешочек», «Кто это?»,
«Почтальон принес посылку»
отгадывание и составление
загадок
рассказ по набору игрушек
Сюжетные
рассказы
(повествования)
рассказ по отдельной
игрушке

Рассказывание по картине

Предметные
картины
Репродукции
картин мастеров
искусства
Дидактические
картины
Серия или
набор картин
Сюжетные
картины

Требования к отбору картин

- содержание картины должно быть интересным,
понятным, воспитывающим положительное
отношение к окружающему

- картина должна быть высокохудожественной
- Не должно быть картин с чрезмерным
нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
от главного
- Сильное сокращение и заслонение предметов
вызывает их неузнаваемость.

Этапы обучении детей рассказыванию по картине

В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
рассматривание картины и умение отвечать на
вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат
рассматривать и описывать предметные и
сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте - дети
описывают предметные и сюжетные картины,
составляют сюжетные рассказы по серии картин,
придумывают начало и конец сюжету картины.

Рассказывание по картине (младший возраст)

Рассказывание по картине (средний возраст)

описание и
сравнение
предметных
картин
типы
высказываний
описание
сюжетных
картин
повествование
по серии
сюжетных
картин

Рассказывание по картине (старший возраст)

Рассказывание по картине (старший возраст)

Образец (для развития
творчества)
по одной из двух
предлагаемых для
рассказывания картин
в виде начала (дети
продолжают и заканчивают
его)
план в виде вопросов и
указаний

Построение рассказа по серии сюжетных картин

Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

«Почему на картину весело
смотреть?» или «Чем вас
развеселила картина?»

Творческий рассказ-повествование

Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

Рассматривание и описание натюрморта

«Сирень» И. Левитан
«Цветы» Д. Налбандян

Рассказывание из опыта

темы
Ср. гр. – как провели
праздник новогодней
елки; о родном доме, о
своей кошке или собаке;
как работали на
огороде; как меняли
рыбкам воду в
аквариуме; что видели
на кухне
Ст. и подг.гр. – о том, как
провели праздник; что
видели во время экскурсий
в библиотеку, в школу; про
то, как отдыхали летом;
наш огород; как шьют
одежду; мой лучший друг
(подруга); как мы
заботимся о малышах, о
маме

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

Рассказы,
отражающие
коллективный
опыт детей
о событиях, в
которых принимали
участие все дети
(экскурсия на
почту)
«Расскажи, как ты
Рассказы,
провел выходной
отражающие
день»; «Расскажи о
индивидуальный
своем доме»
опыт детей

Вид рассказывания определяет прием обучения:

анализ
и
оценка
детских
рассказ
ов
подска
з
нужног
о слова
образец
рассказа
воспитат
еля
план
рассказа
вспомогат
ельные
вопросы
указан
ия
совместны
й рассказ
воспитате
ля и
ребенка

Творческое рассказывание

сочинение
рассказов,
сказок, описаний
Формы
словесного
творчества
сочинение
стихотворений,
загадок,
небылиц
словотворчество

Этапы формирования детского художественного творчества

Первый
этап
Накопление опыта.
Произведения искусства помогают ребенку
острее чувствовать прекрасное в жизни,
способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве.
Второй
этап
возникает замысел, идут поиски
художественных средств.
поиски композиции, выделение
поступков героев, выбор слов, эпитетов.
Третй
этап
новая продукция.
анализ результатов творчества
взрослым.

Тематика творческих рассказов

С конкретным
содержанием
«Как мальчик нашел
щенка», «Как Таня
ухаживала за сестренкой»,
«Подарок маме», «Как Дед
Мороз пришел на елку в
детский сад», «Почему
девочка плакала», «Как
Катя потерялась в
зоопарке».
На отвлеченную тему
«Про веселый случай»,
«Про страшный случай»
по типу «У страха глаза
велики», «Про
интересный случай».

Виды творческих рассказов

рассказы
реалистического
характера
сказки
сочинение
рассказов по
аналогии с
литературным
образцом
описания
природы

Приемы обучения творческому рассказыванию

рассказывание детей вместе с воспитателем по
вопросам
придумывание детьми продолжения авторского
текста
вспомогательные вопросы
План в виде вопросов
рассказывание по сюжету

Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

приемы,
активизирующие
воображение
описание
персонажа
опора на образ
главного героя
при составлении
рассказа

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

Педагог советует, о чем можно
придумать рассказ (об интересном
случае, который произошел с мальчиком
или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
и волке)
Предлагает ребенку придумать название
будущего рассказа и составить план
«Сначала скажи, как твой рассказ будет
называться, и коротко – о чем ты
будешь рассказывать сначала, о чем в
середине и о чем в конце. После этого
расскажешь все».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

1
активизируется запас известных сказок с целью
этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
2 этап
3 этап
анализ схемы построения сказочного повествования,
приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
персонажей – героев будущей сказки, советует план,
начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
сюжета.
активизируется самостоятельное развитие сказочного
повествования: детям предлагается придумать сказку
по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
выбрать тему, сюжет, персонажей.

Описание природы

1. Обогащение детских представлений о природе в
процессе наблюдений, обучение умению видеть
красоту окружающей природы.
2. Рассматривания художественных картин и
сравнения красоты изображенного с живой
действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по
представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать
свои знания, впечатления, полученные во время
наблюдений, рассматривания картин, слушания
художественных произведений.

Связные высказывания типа рассуждений

- обучение их целостным связным рассуждениям,
состоящим из тезиса, доказательства и выводов
- формирование умений вычленять существенные
признаки предметов для доказательства выдвинутых
тезисов
- использовать различные языковые средства
для связи смысловых частей (потому что, так
как, поэтому, значит, следовательно)
- употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
- включать элементы рассуждения в другие типы
высказываний (контаминация).

1. Создание проблемных
ситуаций с опорой на
наглядный материал:
складывание
детьми разрезных
картинок и
объяснение своих
действий
выстраивание
серии сюжетных
картинок Игры
типа «Разложи и
объясни»

Обучение высказываниям типа рассуждений

определение
несоответствия
явлений,
изображенных на
картинке, выделение
нелогичных ситуаций
(игра «Небылицы в
картинках»)
выявление причинноследственных
отношений между
объектами,
изображенными на
картинке

Обучение высказываниям типа рассуждений

классификация
картинок по
родам и видам в
играх типа
«Убери
лишнюю»
отгадывание
загадок с
опорой на
картинку в
играх «Найди
отгадку»

Обучение высказываниям типа рассуждений

2. Задания на вербальной основе:
беседы по содержанию произведений художественной
литературы с обсуждением положительных и
отрицательных поступков героев, их мотивов
речевые логические задачи
объяснение пословиц, загадывание и
отгадывание загадок без опоры на
наглядный материал
составление высказываний-рассуждений на
предложенную тему (примерные темы:
«Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
можно назвать хорошим товарищем?»).

Жанна Даньшина
Презентация «Влияние Устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ребенка , когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Для того, чтобы помочь детям справится с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи . Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция необходимая каждому. Благодаря речи , мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте , так как становится основным средством общения. Одним из действенных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста является устное народное творчество .

Устное народное творчество-это словесное творчество народа , передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков , позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка , дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании и развитии речи детей , сюда входят; сказки, пословицы, поговорки, колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Содержание Цель работы: – повышение своего профессионального мастерства и компетентности; – способствовать речевому развитию детей третьего.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» План самообразования.

«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Самообразование педагога детского сада «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" На 2015-2016 учебный год мною была выбрана.

Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 лет». Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества План самообразования воспитателя второй младшей группы Лесничих Т. А. на 2017 – 2018 учебный год по теме «Развитие речи у детей младшего.

Творческий проект по словотворчеству

«Сочиняем сами»


Тип проекта : творческий

Продолжительность : долгосрочный

Проблема:

  • Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по развитию речевых способностей.
  • Недостаточная речевая активность детей, ограниченный словарный запас, низкий интерес к работе со словом.
  • Отсутствие инициативы со стороны взрослых заниматься словотворчеством.

Цель : стимулирование и развитие у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи:

Для педагогов:

  • Внедрение в систему планирования работы с воспитанниками по развитию речевого творчества (формы, содержание)
  • Создание у детей интереса к вопросам развития устной речи.

Для детей:

  • Развитие всех компонентов устной речи детей
  • Развитие способностей детей по придумыванию повествований, рифмованию слов, словообразованию, подбору синонимов, антонимов, омонимов
  • Поддержка речевой инициативы и творчества.

Результат проекта:

У детей сформируются умения самостоятельно составлять загадки, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание сочинять стихи.


Этапы работы:

Задачи

Мероприятия по реализации

1 этап организационно-подготовительный

Подборка программного методического обеспечения для реализации проекта.

Изучение опыта по развитию речевого творчества у дошкольников.

Составление информационного банка технологий по развитию у дошкольников речевого творчества.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Разработка картотеки по развитию речевого творчества детей.

Изготовление игровых пособий, мнемотаблиц, схем, наглядного материала


2 –й этап практический

Определение содержания работы по развитию детского сочинительства

Составление плана по развитию творчества.

Активное внедрение развивающих форм работы с детьми

Разработка сценария итогового мероприятия « Праздник новых произведений »

Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми

Взаимодействие с родителями воспитанников

Привлечение родителей к совместному с детьми сочинительству

Организация участия родителей в сборе интересных детских высказываний, словотворчества.


3 – этап заключительный

Задачи Мероприятия по реализации

Анализ достижения целей и полученных результатов

« Праздник новых произведений к »

Обобщение опыта работы по развитию речетворчества детей

Подготовка информационной справки по реализации проекта (видео)

Размещение материала по реализации проекта на информационном стенде

Определение дальнейших направлений реализации проекта в воспитательно-образовательном процессе.

Представление опыта работы на педагогическом совете


  • Образец педагога по образованию новых слов
  • Объяснение и показ образования новых слов и построение предложений, рассказов.
  • Пример словотворчества других детей (тот, кто в течение дня придумал много интересных новых слов, получает почетное звание и переходящую медаль « Лучший сочинитель»)
  • Оценка собственных стихотворных и прозаических произведений и произведений других детей.
  • Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.
  • Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.
  • Создание игровых ситуация (как бы вы назвали…) лучшие записываются в альбом
  • Элементы соревнований (дети получают звания -словотворец, король слов)
  • Режиссерские игры, игры-драматизации, инсценированный пересказ

Игры по формированию словотворчества:

  • «Какой? Что бывает таким же?»
  • «Сотвори слово»
  • «Закончи сказку»
  • «Изменение ситуации в знакомых сказках»
  • Игры с загадками
  • Сказки от пословицы
  • «Соедини два слова»
  • «Расскажи своими словами»
  • «Перескажи сказку»
  • «Сказка плюс»


Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

(Античная поговорка)

Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн это необычное стихотворение. Стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.


Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу, обогащает словарный запас

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


Чтобы составить синквейн , нужно:

  • научиться находить в тексте, в материале главные элементы,
  • делать выводы и заключения,
  • высказывать своё мнение,
  • анализировать, обобщать, вычленять,
  • объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.


Этапы работы по составлению синквейна с детьми:

  • Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак»,

«слово-действие» различение понятий. Подбор слов признаков, действий знакомство с графическим обозначением понятий.

  • Знакомство с понятием «предложение»
  • Знакомство с алгоритмом стихотворения.
  • Совместное составление стихотворения с педагогом, с родителями
  • Выразительное рассказывание стихотворения.

Правила составления синквейна.

  • Синквейн состоит из 5 строк;
  • Его форма напоминает ёлочку .

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1 слово


1 строка

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 строка

2 слова Это прилагательные.

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова Это глаголы.

(Что делает? Что делают?)

3 строка

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

4 строка

5 строка

1 слово Вывод, итог. Это существительное.

(Кто? Что?)


1. Арбуз

2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето


1. Котенок

2. Черненький, пушистенький

3. Играет, спит, ест

4. Он мой верный друг.

5. Животное.


Работа в группах

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1 слово


Спасибо


Воспитательно-образовательную деятельность осуществляю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательное пространство выстраиваю, в соответствии с требованиями ФГОС, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие и художественно- эстетическое развитие.




Тема: «Развитие речевого творчества посредством художественного слова» Развитие речевого творчества Нравственный аспект речевого поведения Культура слушания Средства выразительности устной речи (темп интонация, сила голоса и др.) Развитие связной речи Речевой этикет в разных ситуациях общения Вербальные и невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)


Актуальность проблемы речевого развития Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.


Задачи: Познакомить с нормами русского литературного языка, с фольклором. Разработать систему работы по формированию коммуникативных навыков у детей, развитию речевого творчества, установлению сотрудничества и доверительных отношений между детьми. Развивать навыки вербального и невербального общения. Различать литературные жанры. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению. Разработать перспективное планирование по приоритетному направлению «Развитие речевого творчества» в различных видах деятельности. Разработать систему мероприятий, направленную на взаимодействие с родителями в формировании у детей коммуникативных способностей


Основные направления деятельности проведение системы работы по развитию речевого творчества; развитие у детей речевого аппарата, пальцевой моторики; формирование у детей потребности в речевом общении для адаптации в социуме; поиск и осуществление эффективных путей взаимодействия с семьями воспитанников для успешного достижения цели. обобщение полученного опыта и представления его педагогическому сообществу на уровне МБДОУ


Принципы Принцип доступности изучаемого материала (отбор знаний наиболее актуальных для ребёнка, в соответствии с его возрастом) Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса Принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей, интересов Принцип свободы самовыражения; ничем не ограниченное выражение своих отношений, ощущений Принцип развивающего обучения


МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Словесные Практические Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры наглядные Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры






Алгоритм развития речевого творчества Работа по обогащению и активизации словаря. Переход на распространённую речь. Подводить к оригинальности мышления и распространенным высказываниям одновременно. Помощь наводящими вопросами поискового характера. Воспитание восприимчивости у детей – способности увидеть необходимые свойства в обычных и необычных предметах и явлениях. Постепенно подвести детей к желанию творить, сочинять. На первом этапе сочиняем вместе с опорой на картинку. Затем по говорящим рисункам. Отходя от наглядности, изменяем конец знакомой детям сказки. Активизируем творческое воображение метод (А что потом?) и совместное решение проблемного вопроса к сказке. Постепенный переход к моделированию сказок и умению отвлекаться от конкретных предметов и образов











Результаты работы с детьми У детей повысилась эффективность запоминания, творческая активность. Дети проявляют инициативу и активность в общении; решают бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками. Инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, используют простые формы объяснительной речи. Пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывают знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные рассказы и загадки, с помощью родителей издают книжки. Проявляют словотворчество, интерес к языку, музыкально – театрализованной деятельности.







ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной партнёрской (взросло-детской) деятельности», «С чего начинается Родина», «Моя семья», «Зимушка –зима», «Масленица». «Моя семья и мир её увлечений», «Хочу быть здоровым», «Здоровое питание – основа процветания». Взаимодействие с педагогами Выступление в работе семинара- практикума по развитию коммуникативных способностей детей Консультации для воспитателей по теме «Развитие словотворчества», «Книжки – самоделки » Сообщение к педагогическому совету на тему « Приобщение детей к культуре родного края через словотворчество ». Проведение открытого интегрированного занятия для педагогов «Дети в гостях у медведей » Планирование совместной деятельности по проведению праздников и развлечений Программа профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период Разработать и представить участникам образовательных отношений методические рекомендации по формированию коммуникативных способностей в соответствии с ФГОС ДО. Направление: развитие речевого творчества, посредством театрализованной деятельности.