Педагогический проект "Птицы – наши друзья". Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Птицы возвращаются Проекты по экологии в детском саду птицы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Тополек» р.п. Екатериновка Саратовской области

«Утверждаю»

Заведующая МКДОУ детский сад №1 «Тополек»

Р.п. Екатериновка Саратовской области

___________________________/Л.Ф.Карелова/

«______»___________________20____г.

Экологический проект:

«Птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитатель первой квалификационной категории

Калинина Елена Петровна

1.Обоснование проекта. "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому, сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание. Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

2.Цели и задачи проекта

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности. 4. Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

3.Исполнители проекта Воспитатели старшей группы, воспитанники старшей группы

4. Координатор проекта Воспитатель старшей группы Калинина Елена Петровна

6.Ожидаемые результаты

Дети получат знания о перелетных птицах, смогут рассказать об образе их жизни

Подготовительный этап: 1.Подбор литературы, наглядных пособий. 2.Изготовление дидактических игр. 3.Подбор наглядного материала для деятельности детей.

Реализация проекта.

I.Познавательное занятие.

Ознакомление с окружающим: « Перелетные птицы»

Программное содержание: обобщить знания детей о перелетных птицах;

воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете; закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии, вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты; развивать умение строить причинно-следственные связи.

Ознакомление с художественной литературой: Чтение сказки А.Толстого «Сорока»

Программное содержание: познакомить детей с творчеством А.Толстого; продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях сказки;

учить детей понимать главную мысль сказки, ее мораль.

II.Деятельность детей.

Рисование: «Жаворонок»

Программное содержание: учить детей рисовать птиц, выстраивая изображения из составных частей; учить детей рисовать птицу в движении; показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы; развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом; развивать навыки рисования цветными карандашами; развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Конструирование из бумаги: «Грачи прилетели»

Программное содержание: развивать навыки конструирования из бумаги по схеме; учить читать схему, понимать условные обозначения; учит придерживаться предположенной в схеме последовательности выполнения поделки; учить украшать поделку, «оживлять» с помощью рисования или аппликации; развивать интерес к искусству оригами.

III.Игровая деятельность.

Подвижные игры:

« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.

« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.

« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши».

« Летал, летал воробей » - народная игра.

Изготовление дидактических игр:

« Разбери птиц » (классификация птиц на перелетных, зимующих.)

« Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.

« Кто чем питается? » (подобрать корм)

IV.Экспериментальная деятельность.

Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их делают.

V.Использование литературы.

1.А.В.Соболева « Загадки - смекалки».

2.Е.В.Рылеев «Вместе веселее!»

3.С.Н.Николаева « Место игры в экологическом воспитании дошкольников».

4.О.А.Скоролупова « Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.»

5.Энциклопедия для детей. Том №2 Биология.

6.Н.Сладков « Вежливая галка»

7.Н.Сладков « Скворцы- молодцы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

«Перелетные птицы.»

Цель:

образовательная:

Обобщить знания детей о перелетных птицах.

воспитательные:

- воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете

- закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии; вредные, с нашей точки зрения, насекомые являются пищей для птиц и насекомых и некоторых животных, которые в свою очередь играют определенную роль в эволюции планеты.

развивающие:

- развивать творческие способности, мышления и речь

- учить строить высказывания типа рассуждений

- развивать умение строить причинно-следственные связи

- учить понимать образный смысл загадок.

I часть. Детям предлагается кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ):

1. У меня ходули - не страшит болото.

Лягушат найду ли - вот моя забота... (цапля)

2. Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце…(ласточка)

3. Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой... (снегирь)

4. На месте - дворец,

5. Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей...(грач)

II часть.

Воспитатель:

- Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными? (Выслушивает ответы детей и обобщает их.) Правильно, перелетные птицы - это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам хорошо известны такие перелетные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, скворцы, соловьи, кукушки, дрозды (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью? (Выслушать детей. Дети подготовлены к занятию, многие уже знают - это результат предварительной работы, домашнего чтения и рассказов родителей.)

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды - великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью (мы с вами хорошо это знаем) насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждают улетать в теплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой - холод или голод? конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби - переносят зимнее холода.

А почему они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых клевать, но основная их пища - семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев, и держаться поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в теплые края? Есть и такие перелетные птицы, которые прилетают к нам зимовать. (Рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением снегирей.)

III часть.

Воспитатель:

Итак, перелетные птицы улетают от нас осенью, потому, что исчезает их основной корм - насекомые. Улетают они в теплые края, где круглый год много насекомых. А почему они все же возвращаются обратно, как вы думаете?

Каждый перелет очень труден для птиц и опасен. Они пролетают от 2 до 5 тысяч километров. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. Осенью их гонит отсюда голод. Но что же заставляет их вернуться обратно весной? (Слово детям и, только выслушав их ответы, высказывает свое мнение.)

Знаете, ребята, ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь они научились летать, родители их учили добывать пищу. Наверное, обратно их зовет любовь к родному краю, родному дому.

IV часть. Игра « Найди свою группу»

Для проверки знаний детей воспитатель предлагает игру.

Для игры нужны маленькие карточки с изображением различных птиц (перелетных, оседлых, домашних, декоративных, экзотических.) Количество карточек соответствует количеству детей. Задание для детей: «Возьмите каждый по одной карточке. Внимательно рассмотрите ее. Посмотрите на карточки других детей. Вы должны разделиться на группы. В каждой группе собираются те дети, у которых птицы, изображенные на картинках, имеют что-то общее. Вы должны будете объяснить, что общего у ваших птиц»

Объяснением детей и заканчивается занятие.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литеретурой.

Сказка А.Толстого «Сорока»

Цели:

Познакомить детей с творчеством А.Толстого

Продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях сказки

Учить детей понимать главную мысль сказки, ее мораль.

I часть.

Воспитатель:

Сегодня я хочу вам рассказать о необычных сказках. Мы с вами знаем, что бывают сказки народные и других стран и народов; и бывают сказки авторские, которые написали писатели-сказочники.

А те сказки, о которых сегодня пойдет сегодня - особенные. Их автором считается Алексей Николаевич Толстой. Но писатель сам рассказывал, что сказки, которые он написал для детей, на самом деле народные. Писатель слушал сказки, записывал их, а потом придумывал соединить все самое интересное и забавное, что слышал за многие годы, и написать целую книжку сказок. Конечно, когда эта книга создавалась, писатель добавлял в сказки и что-то свое. Эти сказки - русские народные в пересказе Алексея Толстого.

Сегодня я расскажу вам сказку, которая называется «Сорока» Послушайте ее.

II часть. Чтение сказки.

III часть. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

Правда, ребята, интересная сказка? Вы слышали ее раньше?

Как мы с вами определили, что это сказка?

(Звери разговаривают, на малиновом кусту растут калачи да пряники.)

Кто главные герои сказки?

Какие характеры у сороки и синички?

Вы знаете, что обозначает выражение « У черта на куличках»? (далеко, неизвестно где.)

Почему синичка не захотела помочь сороке?

Как вы считаете, какова главная мысль этой сказки? Какой русской пословицей можно выразить эту мысль?

Попробуйте придумать другую середину и финал сказки.

Воспитатель выслушивает варианты детей, самые интересные записывает. Затем он предлагает детям нарисовать к этой сказке так, чтобы получилось настоящая книга с текстом и рисунками.

Конспект занятия по рисованию « Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

1часть. Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова - круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья) .

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

Четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относительно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки.

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний -рыжевато-белого.

В заключение - короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Грачи прилетели»

Цели:

Развивать навыки конструированию из бумаги по схеме.

Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.

Учить украшать поделку « оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Развивать интерес к искусству оригами.

Материал: квадратные листы бумаги (от 10 до 15 см) черного или темно-синего,темно-фиолетового цвета. Схема, на которой указана последовательность изготовления грача.Ножницы, клей, цветная бумага.Краска и кисти для рисования.

1 часть . Рассказ воспитателя.

Воспитатель:

Мы с вами уже не раз убеждались, что один и тот же предмет, или животное, или явление природы можно изобразить разными способами и получить очень выразительное, красивое изображение.

Я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в хорошо вам известной технике оригами.

2 часть. Воспитатель.

Давайте внимательно рассмотрим схему, которую я вам приготовила. Какую базовую модель мы будем использовать? Верно, «простой треугольник» . Это одна из самых простых моделей, вы умеете ее делать правильно и аккуратно.

1 .Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы; придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий, аккуратный сгиб. Получается базовая модель « простой треугольник».

2. Получившийся треугольник располагаем большой стороной вниз. Мысленно намечаем линию сгиба недалеко от большой стороны. Линия сгиба идет в том же направлении, что и большая сторона. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба. Результат показан на рисунке.

3. Серым цветом обозначен отогнутый угол.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам кверху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигурку так, чтобы она « встала на ножки».

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

7. Вот такой получился грач!

3 часть. Предлагает детям самостоятельно выполнить поделку. Задача воспитателя не показывать последовательность работы ребенку, а учить его работать со схемой, учить читать чертеж: «Посмотрите внимательно на схему: что ты сделал неправильно? Подумай. А что ты должен сделать дальше?»

После выполнения поделки дети могут украсить ее, приклеив глаза, сделав клюв желтым с помощью аппликации или красок, вырезать из бумаги червячка.

Вечер загадок

Верст не считали

По дорогам разъезжали,

А за морем бывали... (перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

Окраской - серовата,

Повадкой - воровата,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени... (ворона)

Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу..(иволга)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится

Не орел, но все, же птица... (воробей)

Всех приметных птиц черней,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В поле ночует,

Коноплю ворует... (воробей)

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекозится белобока

А зовут её... (сорока)

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)


Номинация «Детский проект в начальной школе»

Информационная карта экологического проекта «Зимующие птицы»

Наименование проекта

«Зимующие птицы»

Руководитель проекта

Комлева Наталья Михайловна

Целевая группа

Учащиеся 4 класса МБОУ «Степуринская СОШ»

Количество участников

Миловидова Эльвира

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Подавляющее большинство их питается насекомыми. При большом количестве потребляемой пищи птицы истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей.

Немалую пользу приносят хищные птицы, которые кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе. Многие птицы, питаясь плодами и семенами, способствуют их распространению. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Птиц необходимо охранять, привлекать в лесопарки, сады, поля и огороды, развешивая искусственные гнездовья весной и подкармливая их зимой.

Цель проекта

Привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.

Ожидаемые результаты

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц;
  • приобщение к прекрасному;

Сроки выполнения проекта

Октябрь - февраль 2015-2016 гг.

Введение

ПТИЦЫ - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов. С незапамятных пор птицы завораживали людей и служили источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители села - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц.

Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема является актуальной сегодня, инициативная группа решила провести социологический опрос учащихся 1-4 класса МБОУ «Степуринской СОШ». Было опрошено 47 учащихся.

Из полученных результатов мы сделали вывод, что проблема по охране птиц очень актуальна и важна в детской среде.

Гипотеза: включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к природе родного края.

Цель проекта : привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.

Задачи :

  • распространение знаний о природе и её защите;
  • совершенствование знаний о птицах;
  • привлечение внимания учащихся к проблеме зимующих птиц, их выживанию.
  • подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
  • провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;
  • повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц.
  • приобщение к прекрасному.
  • привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
  • развитие творческих и натуралистических умений.

Проект имеет практическую ценность , он дает возможность учащимся проводить исследования самостоятельно, учит ставить проблемы, находить пути их решения, развивать навыки работы в группах, умение обсуждать, анализировать, делать выводы, дает возможность выполнять задания в соответствии со способностями, способствует сплочению коллектива.

Методы работы:

  • поиск необходимой информации в разных источниках;
  • визуальное наблюдение;
  • анкетирование;
  • изготовление кормушек.

Продолжительность проекта : октябрь - февраль.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Участники проекта : учащиеся 1-4 класса, родители.

Данный проект будет иметь логическое продолжение в акции «Здравствуйте, пернатые» и «Каждому скворцу - по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории села), которая будет приурочена к Международному Дню птиц (1 апреля).

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Экологический проект «Зимующие птицы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Покормите птиц зимой»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект « Покормите птиц зимой».

Пояснительная записка.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям,

тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения ребёнка с природой.

Паспорт проекта .

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 неделя ноября – март.

Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет), воспитатель, родители.

Предмет изучения: зимующие птицы.

Цель проекта: уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их питании, повадках.

Задачи проекта:

- формировать интерес к исследовательской деятельности;

Расширять представления о зимующих птицах;

Познакомить детей с условиями их жизни;

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предполагаемый результат.

Расширить и углубить знания детей о зимующих птицах (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, свиристель);

Создание стойкого интереса к проектной деятельности;

Повышение родительской компетентности в формировании экологической культуры;

Воспитать бережное отношение к птицам.

Продукты проекта:

  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Сооружение на участке «птичьей столовой».
    • Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
    • Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
    • Почему воробей всё время кричал?
    • Как Никита учил воробья летать?

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Сроки реализации.

Подготовительный.

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов мероприятий.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.

4 неделя ноября.

Подборка иллюстративного материала.

Оснащение предметно-пространственной среды.

1 неделя декабря

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

2 неделя декабря

Основной

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихов про птиц.

Расширить представления о зимующих птицах.

2 неделя декабря

Чтение рассказа Е. Чарухина «Воробей».

Расширять представление о жизни птиц зимой.

2 неделя декабря

Интегрированное занятие «Такие разные птицы».

Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

3 неделя декабря

Дидактическая игра

«Найди лишнюю птичку».

Закрепление полученных знаний и умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

4 неделя декабря.

Наблюдения за птицами в «птичьей столовой» на участке и фиксирование результатов наблюдений в журнале.

Расширение представлений о жизни зимующих птиц (кто прилетает к кормушке, что и как едят, как себя ведут).

с 1 недели декабря по март.

Заключительный

Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада.

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помочь им, приучать выражать свою заботу в полезной деятельности.

2 неделя декабря.

Приложения проекта.

1. Конспект занятия «Покормите птиц зимой».

2. Конспект интегрированного занятия «Такие разные птицы».

3. Конспект занятия «Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».

4. Подвижные игры.

5. Картотека стихов о птицах.

6. Картотека загадок о птицах.

7. Картотека пословиц и поговорок о птицах.

8. Картотека народных примет.

Цикл наблюдений за птицами в средней группе .

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.

Методические приёмы:

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”

Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).

Почему сороку называют белобокой?

Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)

“Ты сорока-белобока,

Зря не прыгай, не летай,

Строить домик помогай”

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:

Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).

Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Зимой чуть жив! Чуть жив! Весной - жив-жив!

Три разные сестрицы.

Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.

Методические приёмы:

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?

Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).

Как кричат эти птицы?

Описание птиц.

Как отличить галку от вороны?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Поисковое задание.

Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.

Последующая работа.

Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Методические приёмы:

Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится

Всё хвастает синим своим сюртучком

И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида:

Какого цвета спинки, грудки, головки?

Одинаковые ли все они по размеру?

Каков клювик? Как поёт?

Скинь кафтан,

Скинь, скинь, скинь.

Рван кафтанчик

Скинь, скинь, скинь.

Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?

Поисковое задание.

Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Определить, что любят синички.

Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.

Методические приёмы:

Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.

Какие звуки вам незнакомы?

Как вы думаете, кто это может так стучать?

А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.

Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?

Д/и “Накормим птиц”.

Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.

Наблюдение поползня

Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.

Методические приёмы:

Рассматривание картины:

Назовите всех знакомых вам птиц.

Как вы их узнали?

Чем питаются эти птицы?

Как они по-разному ведут себя во время еды?

Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.

Какая новая птица появилась на участке?

Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.

Моделирование “Угадай птичку”.

Использование художественного слова детьми о своей птичке.

Цикл занятий «Птицы к югу полетели».

Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.

Методические приёмы:

Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.

Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?

Как называются такие птицы? (Перелётные).

Почему не все птицы улетают на юг?

Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?

Как называются такие птицы? (Зимующие).

Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)

Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.

Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).

Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.

Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.

Последующая работа.

Консультация для родителей “Типы кормушек”.

Заготовка корма.

Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.

Птицы зимой

Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Методические приёмы:

Беседа :

Почему многие из птиц улетают на юг?

Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).

Как их можно назвать? (Зимующие).

Почему они остаются зимовать?

Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”

Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.

Кого чем накормим?

Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.

Где зимой птицы могут добыть себе еду?

Последующая работа.

Изготовление “пирога” для птиц.

Рисование птиц.

Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

Беседа о зимующих птицах.

Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.

Методические приёмы:

Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.

Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?

Назовите птиц.

Как вы их различаете?

Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.

Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).

Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”

Чтение стихов о птицах.

Конспект занятия с детьми средней группы

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель : формировать у детей обобщенное представление о зимую­щих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отноше­ние к птицам, желание помогать им в трудных зимних ус­ловиях.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые дере­вья скрипят от холода.

А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегам. Мало корма находят пти­цы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теп­лые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Де­вять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко!)

- Послушайте стихотворение Н. Грибачева

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу - ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спе­шить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист - зерна.

А на лист - пшена.

Конопли две горсти -

Собирайтесь, гости!

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены раз­ные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, де­лятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.

Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармли­вать птиц.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтилено­вые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы пти­цам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддер­жать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Конспект занятия .

Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Цель : приобщать детей к рассказам.

Задачи:

учить слушать, оценивать поступки героев;

развивать память, мышление, внимание;

воспитывать любовь к птицам;

активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу «Воробей»

Воробей.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:

Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!

А папа говорит:

Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.

Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел.

Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.

Через стул перелетел.

Через стол с кувшином перелетел.

Вот только через комод не мог перелететь – свалился.

Видно, надо его ещё кормить.

На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.

Здравствуйте, птицы!

Занятие по экологии в подготовительной группе.

Задачи:

  • Формировать знания детей о птицах.
  • Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал: ковролин, муляж дерева, куриное яйцо, лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Актуализация знаний по теме «Весна»

На ковролине дерево, на нём птицы. Звучит в записи птичья трель.

Набухают быстро почки, Появляются листочки. Всюду гомон, птичья трель, Это к нам пришёл апрель. — Это к нам пришёл апрель. Пришла весна. А какие чудеса происходят весной: снег превращается в воду, повсюду журчит вода, бегут потоки, сосульки от тепла тают, отрываются льдины (а это опасно?), набухают почки, появляются первоцветы и т.д. Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих на своих крыльях, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу (прослушивание в записи пение птиц).

Игра «Хорошо – плохо»

— Что хорошего в том, что птицы улетали от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год). — Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Беседа по теме «Перелетные птицы»

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род). Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. — А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками.

— Посмотрите, какие кладки яиц. Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца.

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы). Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

Работа над содержанием стихотворения

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда!
Не ломать ветки!
Солнце ласково смеётся,
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся
Разговорчивый ручей.
После зимней тишины
После стужи зимней,
Из – за гор, из – за морей
Прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу»

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже у сорок. (скворец)

Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Верещунья – белобока
А зовут её… (сорока)

Птичка невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть?
Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа.
Считалка:
Тили – тели, птички пели,
Взвились к небу, полетели.
Стали птички гнёзда вить
Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал».
Дети идут по кругу и произносят слова:
В лесу во лесочке
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ай, птицелов идёт?
Он в неволю нас возьмёт.
Кар – кар – кар! (ворона)
Чик – чирик, чив – чив! (воробей)
Синь – синь – синь! (синица)
Чай – пить, чай – пить!
С сахаром (дрозд)
Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик)
Юла – юла – юла! (жаворонок)
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец)
Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.

Голуби разворковались – к ясной погоде.

Птицы хохлятся – к дождю.

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.

Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц друзья!
Что значит беречь птиц?

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов.
И сегодня в день весенний,
Справим птичье новоселье.
Эти домики все вместе,
На берёзах мы развесим.
Мы, ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых,
Прилетайте, кто захочет.
Мы вас любим очень – очень.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Он принёс телеграмму от птиц:

«Ребята, развешайте, пожалуйста, с родителями на веточках деревьев и кустов – вату, тряпочки. Мы этим материалом утеплим свои гнёзда».

Практическая работа на улице

Вместе с детьми и родителями уходим развешивать домики для птиц и вату.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск

Проект

«Зимующие птицы»

Проект составили: Акименко О.Н.

Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска

2016 г.

Тип проекта : познавательный, игровой.

Вид проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

По времени проведения: Средней продолжительности (с 1 декабря2016г по 31 января 2017г).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.

Волобуева В.В.

Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

    Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

    Расширить знания детей о зимующих птицах.

    Формировать элементарные экологические знания.

    Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.

    Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

    Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

    Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Актуальность проблемы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

-«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;

- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;

- «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;

- «С любовью к природе» Б.Б.Запартович, э.Н.Криворучко.

Материально – техническое:

Материалы для изготовления коллективной аппликации «На кормушке» (ватман, акварельные краски, цветная бумага); презентация «Зимующие птицы».

Диагностико – дидактический:

Блиц – опрос с детьми,

Художественная литература,

Конспекты занятий, бесед, рассказов,игр.

Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Участники деятельности

Ответственные за выполнение

Воспитатели, дети

Блиц – опрос с детьми

Воспитатели

Воспитатели

Определение темы проекта

Воспитатели

Формулировка цели и разработка задач

Составление плана основного этапа проекта

Воспитатели, дети

Рассматривание картинок, иллюстраций, плакатов с изображением зимующих птиц; беседа о том, как тяжело птицам зимой; беседа о том, как люди помогают пернатым.

Воспитатели

Воспитатели, родители.

Воспитатели

Основной этап

Воспитатели, дети

Беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах»,

«Трудно птицам зимовать»,

«Птицы – наши друзья!».

Рассказы:

«Завтрак» по Г.Карпене., «Зимующие птицы» по Г.Скребицкому., «Помогите птицам!»., «Подкормка и охрана зимующих птиц» по В.Бианки и В.строкову.

Воспитатели

Воспитатели, дети

Наблюдения:

Наблюдение за птицами на кормушке.

Наблюдение за синичками.

Наблюдение за воробьями.

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за голубями.

Наблюдение за птичьими следами на снегу.

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Стайка снегирей», «Птицы, которые остаются с нами зимовать».

Занятие по развитию речи «Зимующие птицы»

Воспитатели

Воспитатели, дети

Дидактические игры:

«Угадай птицу по описанию»,

«Каких птиц зимой не увидишь».

«Улетает или нет»

Подвижные игры:

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».

Воспитатели

Воспитатели, дети

Занятие по художественному творчеству:

Рисование :

«Птичка на ветке. Снегирь»

Лепка:

«Птички прилетели на кормушку и клюют зерна»,

«Птичка»

Аппликация :

«Птицы на кормушке»

(коллективная работа).

Воспитатели

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы

Чтение:

И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков, «Наши друзья» Г.Ладонщиков.

Отгадывание загадок:

О зимующих птицах.

Воспитатели

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Музыка

Слушание:

Воспитатели, родители,дети.

Работа с родителями:

«Как и из чего можно сделать кормушки»

«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»

«Воспитание у детей любви к природе»

Совместная творческая деятельность:

Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».

Участие в акции «Покормите птиц зимой».

Выставка рисунков детей на тему « Мои пернатые друзья»

Воспитатели

Заключительный этап

Участники деятельности

Ответственные за выполнение

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

    Акция «Птичья столовая»;

    Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»;

    Оформление папки - передвижка «Птицы – наши друзья!», «Покормите птиц зимой!»;

    Презентация «Зимующие птицы».

Воспитатели, родители.