Гражданский служащий может получить дополнительное образование где. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Составил 471,2 млрд. долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2015 года снизился на 11,2%.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 103,9 млрд.долларов США, что на 58,1 млрд. долларов США меньше, чем в январе-декабре 2015 года.

Экспорт России в январе-декабре 2016 года составил 287,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2015 года снизился на 17,0%.

Основой российского экспорта в январе-декабре 2016 года в страны дальнего зарубежья традиционно являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 62,0% (в январе-декабре 2015 года – 66,5%). По сравнению с январем-декабрем 2015 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 22,5%, а физический – возрос на 3,2%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта газа природного на 13,8%, угля каменного – на 9,1%, нефти сырой – на 6,6%. При этом снизились объемы поставок нефтепродуктов – на 9,4%, в том числе топлив жидких – на 17,3%, дизельного топлива – на 5,9%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-декабре 2016 года составила 10,0% (в январе-декабре 2015 года – 9,4%). Стоимостный объем экспорта указанных товаров сократился по сравнению с январем-декабрем 2015 года на 11,9%, а физический вырос на 4,4%. Возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали на 13,6%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 3,6%, алюминия –на 2,6%. Вместе с тем сократились физические объемы экспорта меди и медных сплавов – на 10,1%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе-декабре 2016 года составила 7,3% (в январе-декабре 2015 года – 6,0%). Стоимостный объем экспорта данной товарной группы остался на уровне прошлого года. Поставки средств наземного транспорта, кроме железнодорожного увеличились на 67,8%, инструментов и аппаратов оптических – на 18,6%, электрического оборудования – на 26,4%. При этом снизились поставки механического оборудования – на 27,2%.

Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-декабре 2016 года составила 6,0% (в январе-декабре 2015 года – 6,5%). По сравнению с январем-декабрем прошлого года стоимостный объем экспорта этой продукции снизился на 22,5%, а физический – на 0,6%. Сократились физические объемы поставок мыла и моющих средств на 15,3%, фармацевтической продукции – на 9,0%, удобрений – на 2,2%. Вместе с тем увеличились физические объемы экспорта продуктов неорганической химии на 7,2%, каучука, резины и изделий из них – на 6,8%, пластмасс и изделий из них – на 4,2%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-декабре 2016 года составила 5,2% (в январе-декабре 2015 года – 4,0%). По сравнению с январем-декабрем 2015 года стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 7,7%, физические объемы – на 12,8%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-декабре 2016 года составила 3,3% (в январе-декабре 2015 года – 2,7%). Физический объем экспорта данной товарной группы возрос на 11,8%, в том числе пиломатериалов – на 20,8%, фанеры – на 12,5%, необработанных лесоматериалов – на 4,3%, целлюлозы – на 4,4%. Объем экспорта бумаги газетной снизился на 2,5%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-декабре 2016 года доля топливно-энергетических товаров составила 32,6% (в январе-декабре 2015 года – 39,3%). Стоимостные и физические объемы экспорта снизились соответственно на 31,2% и 8,7%. Физические объемы экспорта электроэнергии снизились на 34,5%, газа природного – на 16,6%, нефтепродуктов – на 3,8%. При этом вырос объем поставок угля каменного – на 4,9%.

Удельный вес машин и оборудования в январе-декабре 2016 года составил 16,7% (в январе-декабре 2015 года – 16,5%). Стоимостный объем экспорта продукции машиностроения снизился на 15,8%. В том числе снизились стоимостные объемы поставок средств наземного транспорта, кроме железнодорожного на 43,7%, механического оборудования – на 10,0%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-декабре 2016 года составил 15,5% (в январе-декабре 2015 года – 13,4%). По сравнению с январем-декабрем 2015 года стоимостные объемы поставок этих товаров сократились на 4,0%, а физические возросли на 9,4%. Возросли физические объемы экспорта удобрений на 20,8%, фармацевтической продукции – на 15,6%, каучука и резины – на 8,6%, продуктов органической химии – на 6,9%, продуктов неорганической химии – на 6,3%, а объемы экспорта пластмасс и изделий из них снизились на 3,0%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе-декабре 2016 года составила 11,7% (в январе-декабре 2015 года – 10,8%). Стоимостный объем экспорта данной товарной группы снизился по сравнению с январем-декабрем 2015 года на 9,8%, а физический – на 7,8%. Сократились физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них на 8,2%, в том числе полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,8%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта меди и медных сплавов на 6,3%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-декабре 2016 года составила 11,2% (в январе-декабре 2015 года – 9,5%). По сравнению с январем-декабрем 2015 года стоимостные объемы поставок этих товаров сократились на 2,0%. Физические объемы экспорта масла растительного возросли на 14,1%, молока и сливок – на 13,6%, рыбы свежей и мороженой – на 9,4%, сыров и творога – на 2,1%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-декабре 2016 года составила 4,4% (в январе-декабре 2015 года – 3,8%). Стоимостный и физический объемы экспорта указанной товарной группы снизились по сравнению с январем-декабрем 2015 года на 3,9 и 6,0% соответственно. Физические объемы экспорта пиломатериалов, а также бумаги газетной снизились на 16,4%, целлюлозы – на 9,5%.

Импорт России в январе-декабре 2016 года составил 183,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2015 года снизился на 0,4%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-декабре 2016 года приходилось 50,2% (в январе-декабре 2015 года – 48,0%). Возрос стоимостный объем ввоза этой продукции по сравнению с январем-декабрем 2015 года на 5,4%. Стоимостный объем поставок механического оборудования возрос на 4,1%, электрического оборудования, а также инструментов и аппаратов оптических – на 1,8%. Вместе с тем снизились физические объемы ввоза легковых автомобилей на 24,8%, грузовых – на 17,5%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе-декабре 2016 года составил 19,0 % (в январе-декабре 2015 года – 19,1%). Стоимостный объем ввоза продукции химической промышленности незначительно возрос по сравнению с январем-декабрем 2015 года на 0,6%, а физический – на 4,0%. Возросли объемы поставок мыла и моющих средств на 2,5%, а также косметических или туалетных средств – на 1,9%. Физические объемы поставок лаков и красок снизились на 5,9%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-декабре 2016 года составила 12,5% (в январе-декабре 2015 года – 13,7%). Стоимостные и физические объемы импорта снизились соответственно на 8,1% и 9,1%. Снизились физические объемы поставок мяса крупного рогатого скота на 22,3%, сыров и творога – на 15,8%, рыбы свежей и мороженной – на 11,6%, поставки кофе жаренного увеличились на 9,5%.

Удельный вес текстильных изделий и обуви в январе-декабре 2016 года составил 5,8% (в январе-декабре 2015 года – 6,0%). Стоимостный и физический объемы импорта этих товаров снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,0% и 8,5% соответственно.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья в январе-декабре 2016 составил 5,3% (в январе-декабре 2015 года – 5,6%). Стоимостный объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2015 года сократился на 4,3%, а физический – на 5,1 %. Сократились физические объемы закупок черных металлов и изделий из них на 4,0%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-декабре 2016 года удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 23,3% (в январе-декабре 2015 года – 20,8%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-декабрем 2015 года возросли на 2,2%, в том числе, сыров и творога – на 7,4%, масла сливочного – на 2,7%. При этом сократились физические объемы поставок свинины на 83,8%, цитрусовых – на 40,1%, мяса домашней птицы – на 8,5%.

Доля машин и оборудования в январе-декабре 2016 года составила 23,3% (в январе-декабре 2015 года – 20,2%). Стоимостный объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2015 года возрос на 6,2%. Стоимостны–й объем поставок средств наземного транспорта, кроме железнодорожного возрос на 24,2%. Вместе с тем снизились объемы поставок инструментов и аппаратов оптических на 14,2%, механического оборудования – на 7,6%. Возросли физические объемы ввоза легковых автомобилей на 4,2%, а грузовых – на 51,2%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе-декабре 2016 года составил 14,2 % (в январе-декабре 2015 года – 14,9%). Стоимостный объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с январем-декабрем 2015 года на 12,1%, а физический увеличился на 3,1%. Физические объемы поставок пластмасс и изделий из них возросли на 32,5%, продуктов органической химии – на 24,6%, фармацевтической продукции – на 8,6%. Сократились физические объемы поставок лаков и красок на 43,8%.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-декабре 2016 года составил 13,8% (в январе-декабре 2015 года – 12,5%). Стоимостный объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2015 года возрос на 1,9%, а физический – на 9,9%. Возросли физические объемы ввоза труб на 40,2%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 17,8%.

Удельный вес текстильных изделий и обуви в январе-декабре 2016 года составил 7,7 % (в январе-декабре 2015 года – 5,6%). Стоимостный и физический объемы импорта этих товаров возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,8% и 40,8% соответственно.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в январе-декабре 2016 года составила 3,9% (в январе-декабре 2015 года – 10,2%). Стоимостный объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2015 года сократился на 65,0%, физический – на 13,5%.

В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-декабре 2016 года приходилось 42,8% российского товарооборота (в январе-декабре 2015 года – 44,8%), на страны СНГ – 12,1% (12,6%), на страны ЕАЭС – 8,3% (8,1%), на страны АТЭС – 30,0% (28,1%).

Основными торговыми партнерами России в январе-декабре 2016 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 66,1 млрд.долларов США (104,0% к январю-декабрю 2015 года), Германия – 40,7 млрд.долл.США (88,9%), Нидерланды – 32,3 млрд.долл.США (73,4%), США – 20,3 млрд.долл.США (97,0%), Италия – 19,8 млрд.долл.США (64,6%), Япония – 16,1 млрд.долл.США (75,4%), Турция – 15,8 млрд. долл.США (67,9%), Республика Корея – 15,1 млрд.долл.США (83,9%), Франция – 13,3 млрд.долл.CША (114,1%), Польша – 13,1 млрд.долл.США (94,9%).

Объемы торговли со странами СНГ в январе-декабре 2015-2016 гг. приведены ниже:

млн.долл.США

СТРАНА

ЭКСПОРТ

ИМПОРТ

Январь-декабрь 2015 г.

Январь-декабрь 2016 г.

Январь-декабрь 2015 г.

Январь-декабрь 2016 г.

АЗЕРБАЙДЖАН

БЕЛАРУСЬ*

КАЗАХСТАН*

КИРГИЗИЯ

Во внешнеторговый оборот России включены рыба и морепродукты Российской Федерации не подлежащие доставке для таможенного оформления на территории РФ; бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, приобретенные за пределами территории РФ; товары и транспортные средства, ввезенные физическими лицами; досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС.

В экспорт России включены рыба и морепродукты Российской Федерации не подлежащие доставке для таможенного оформления на территории РФ; досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС.

В импорт России включены бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, приобретенные за пределами территории РФ; товары и транспортные средства, ввезенные физическими лицами; досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС.

Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Права и обязанности на обучение

Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:

  • сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
  • сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
  • сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
  • сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.

При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.

В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:

Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.

Порядок направления на учебу

Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:

  • с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
  • без отрыва от государственной службы (вечерние группы).

Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:

  • до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
  • до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.

Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:

Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)

Последствия непрохождения обучения

Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

Итоги дополнительного образования

После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:

  • выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
  • экзамен.

В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:

  • диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
  • диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).

Нина Ковязина заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

В этом решении:

Виды допобразования

Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:

Основания для допобразования

Направить гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе нужно по следующим основаниям:

  • назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;
  • включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;

Профессиональная переподготовка

Государственный орган может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:

  • изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».

Повышение квалификации

Государственный заказ

Организация дополнительного профобразования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа ( , п. 10 положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).

Индивидуальный план профразвития

Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В нем указываются:

  • цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

Заявка на обучение

До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.

Обучение за границей

Если гражданский служащий направляется на обучение за границу, то Минтруд России должен согласовать с Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ:

  • предметно-тематическое содержание дополнительных профессиональных программ, по которым будет обучаться служащий;
  • перечень государств, куда направляется служащий.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 6

В статье рассматриваются основные показатели состояния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Показана динамика исполнения государственного заказа на их профессиональное обучение. Рассматриваются рекомендации по повышению эффективности и качества обучения государственных служащих в современных условиях.

Словарь управления персоналом. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего на основании ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Современный этап развития государственной гражданской службы обусловливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих и их профессионального развития имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области ДПО на основе научных исследований и инновационных методов обучения . В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ, показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих) . В Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" подчеркивается, что "качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы" .

Анализ статистических данных современного состояния ДПО государственных служащих позволил выявить тенденции неустойчивого функционирования ДПО. В частности, возникло несоответствие между рыночным спросом и низким уровнем содержания образовательных программ по их удовлетворению . Данное несоответствие породило в системе ДПО государственных служащих ряд проблем, требующих их решения.

Первая проблема - это наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием и проведением организационных мероприятий по подготовке государственных служащих на календарный год. Дело в том, что организаторы курса повышения квалификации для государственных гражданских служащих очень поздно получают из Аппарата Правительства и других государственных структур государственный заказ на ДПО государственных служащих.

Вторая проблема - это значительный рост объемов подготовки государственных служащих, т.к. каждый из них должен пройти соответствующее обучение один раз в три года. Это требует совершенно другого объема финансового, материально-технического и кадрового обеспечения ДПО.

Третья проблема - явно недостаточное финансирование системы дополнительного профессионального образования. Действующие с 1 января 2009 г. экономические нормативы стоимости образовательных услуг по программам ДПО государственных служащих даже после их двукратного повышения все же остаются недостаточными. Следует отметить, что данные экономические нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение". В соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг по дополнительному обучению государственных служащих для категории руководителей она составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей - 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей - 83,6 руб.

Четвертая проблема - сохранение традиционной подготовки государственных служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям .

Вышеназванные проблемы обусловлены общим состоянием ДПО государственных служащих. Выделим основные его показатели.

1. Количественные показатели обучения государственных служащих. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, анализ соотношения количества государственных служащих, прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг., свидетельствует о том, что в 2008 г. наблюдается его снижение (табл. 1);

во-вторых, анализ исполнения государственного заказа министерствами РФ за 2008 г. показал, что министерствами не выполнен в полном объеме план по ДПО государственных служащих; количество прошедших обучение ниже, нежели количество госслужащих, подлежащих обучению. К числу министерств, которые перевыполнили план обучения, следует отнести Минэкономразвития России - обучено 1047 человек, а планировалось - 788 человек; Минфин России - соответственно 330 и 283 человека;

в-третьих, работа министерств по ДПО государственных служащих оказала влияние на исполнение плана государственного заказа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственными служащими соответствующих федеральных служб и агентств. К числу федеральных служб и агентств, перевыполнивших план исполнения государственного заказа, следует отнести: Федеральную миграционную службу, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. К числу федеральных служб и агентств, не выполнивших план (не обучено ни одного человека) государственного заказа относятся: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Высший Арбитражный Суд РФ. В этих органах планировалось обучить 1150 человек, но практически не обучено ни одного человека.

Таблица 1

Соотношение количества государственных служащих,

прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг.

2. Финансовые показатели. Их анализ свидетельствует о том, что:

во-первых, выделенный в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих объем бюджетных ассигнований на 2008 г. в целом освоен не полностью (табл. 2);

во-вторых, из 85 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа в 2008 г., 32 федеральных органа исполнительной власти (38% от общего числа участников государственного заказа) в полном объеме освоили выделенные им бюджетные ассигнования. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2007 г. Всего в 2007 г. из 695 734,9 тыс. руб., предусмотренных на оплату обучения гражданских служащих, федеральные органы исполнительной власти освоили 644 700,37 тыс. руб. (92,66% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение заданий государственного заказа на 2007 г.). Не освоено 51 034,53 тыс. руб. бюджетных ассигнований;

в-третьих, основные причины частичного неосвоения выделенных средств заключаются в следующем:

В связи с неукомплектованностью штатной численности в большинстве федеральных органов исполнительной власти происходит замена запланированного обучения по программам профессиональной переподготовки гражданских служащих на обучение по программам повышения квалификации;

Недостаточно четко организована работа отдельных федеральных органов исполнительной власти, имеющих сеть территориальных органов, по организации проведения ДПО гражданских служащих соответствующих территориальных органов.

Таблица 2

Объем бюджетных средств, выделенных на реализацию

государственного заказа по ДПО государственных служащих

на 2008 год

3. Показатели динамики ДПО государственных служащих. Они позволяют выявить тенденции и закономерности в этой области, а также выработать на их основе соответствующие управленческие решения. В нашем случае такой анализ осуществлен за период с 2004 по 2008 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Динамика исполнения государственного заказа на ДПО

государственных служащих за 2004 - 2008 гг.

Наименование
показателей

% к
2004 г.

% к
2005 г.

% к
2006 г.

% к
2007 г.

Объем
финансирования
госзаказа
(тыс. руб.)

Обучено
гражданских
служащих
(чел.)

Количество
ФОИВ,
участвующих
в госзаказе

Средняя
стоимость
обучения
одного
слушателя
(руб.)

Средняя
стоимость
одного часа
обучения
(руб.)

По результатам анализа динамики системы ДПО государственных служащих за период с 2004 по 2008 гг. можно сделать следующие выводы:

За исследуемый период наблюдается стабильный рост бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на исполнение заданий государственного заказа, а также количества федеральных органов исполнительной власти - участников государственного заказа. Кроме того, положительная динамика сохраняется и по основному показателю реализации государственного заказа - количеству гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в рамках государственного заказа;

Положительная динамика сохраняется по объему финансирования государственного заказа на обучение государственных служащих. В 2007 г. относительно 2004 г. рост составил 908,4%, т.е. более чем в 9 раз. Наибольший объем финансирования был в 2006 г., рост по отношению к 2005 г. составил 573,8%. Этот факт роста можно объяснить принятием в 2004 г. Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определившего порядок и сроки обучения государственных служащих один раз в три года. Это потребовало существенно увеличить объем финансирования. В 2008 же году объем финансирования составил 74,7% от государственного заказа;

Рост количества обучения государственных служащих также наблюдается в 2006 г. (576,9%), который связан с формированием федеральных органов исполнительной власти и реорганизацией организационной структуры государственной гражданской службы, ее реформированием, а также административной реформой;

В 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось более чем в 1,5 раза (с 54 до 85) количество федеральных органов исполнительной власти, участвующих в государственном заказе на ДПО государственных гражданских служащих;

Несмотря на положительную динамику показателей государственного заказа по обучению государственных служащих, наблюдается снижение средней стоимости обучения одного слушателя. Так, например, если в 2004 г. она составила 6779 руб., то в 2005 г. наблюдается снижение до уровня 5914 руб. и 5881 руб. в 2006 г. И только лишь в 2007 г. средняя стоимость обучения одного слушателя увеличилась и составила 6426 руб. (это примерно уровень 2004 г.). В 2008 г. средняя стоимость обучения одного слушателя снизилась и составила 5249 руб.;

Аналогичная ситуация выглядит и со стоимостью нормы одного академического часа (из расчета программы повышения квалификации в объеме 72 часов). В 2004 г. она составила 94 руб., 2005 г. - 82 руб., 2006 г. - 81,7 руб., 2007 - 89,3 руб., т.е. не вышли на уровень 2004 г. В 2008 г. средняя стоимость одного академического часа обучения снизилась на 18,4%.

Таким образом, процесс дополнительного обучения государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. В систему ДПО государственных служащих необходимо внедрять новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Литература

1. Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002; Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.Д. Богатырева. - М.: ФА, 2007.

2. Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый потенциал. - М.: Дело, 2001; Кузнецов О.В., Иванов А.В. Мониторинг реформирования государственной службы в финансово-экономической сфере // Вестник Финансовой академии. М.: ФА, 2007. N 4.

3. Разовский Ю.В., Ольшанский Ю.П. Анализ функционирования стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Высшее образование для XXI века. Третья международная научная конференция 18 - 20 октября 2006 г. Доклады и материалы. Выпуск 4. М.: МГУ, 2006.

4. Мониторинг экономики образования. Спрос на рабочую силу - мнение работодателей. Информационный бюллетень. 2006. N 1(19). М.: ГУ-ВШЭ. С. 6.

5. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)". Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 // Собрание законодательства РФ, 16.03.2009, N 11, ст. 1277.

6. Кузнецов О.В. Повышение квалификации или профпереподготовка? // Государственная служба, 2009. N 1.

7. Болотина Ю.О., Халитова С.А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона // Дополнительное профессиональное образование, 2008. N 1.

8. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации. Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 12.2007) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 203, редакция документа приведена по СПС "КонсультантПлюс".

О.Кузнецов

проректор по бизнес-образованию

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Подписано в печать