Как всё устроено: Работа стюардессы. Как поступить и где учиться на стюардессу — возможно ли получить работу без обучения

Глядя на беззаботных шутливых бортпроводников, не всегда задумываешься о том, что их основная задача - позаботиться не только о твоем комфорте, но и безопасности. Значит, их работа требует соответствующей подготовки и навыков. Стать «небесным ангелом», а заодно лицом национального перевозчика Беларуси «Белавиа» не так-то и легко. Такой шанс выпадает нечасто - только когда компания объявляет набор на позицию «бортпроводника». Для этого тебе придется постоянно мониторить сайт, в частности раздел «Вакансии ». К сожалению, сегодня такой позиции нет, но не факт, что она не появится завтра. Ну а пока ты ждешь, предлагаем ознакомиться с основными требованиями к кандидатам. Приятная внешность, отменное здоровье, прекрасное владение английским языком, стрессоустойчивость - разбираемся, о чем еще нужно знать, чтобы устроиться на работу стюарда/стюардессы.


Требования

Стюард/стюардесса - лицо компании, поэтому особое внимание при наборе уделяют внешности. Первым, на что обращают внимание соискатели - возраст. Желательно, чтобы ты был(-а) старше 20 лет. Как правило, рост кандидатов для девушек должен быть не меньше 165 см, для парней - не меньше 170 см. Это легко объяснить: слишком низкому бортпроводнику будет сложнее дотянуться до верхних полок, а слишком высокому - неудобно передвигаться по салону (постоянно пригибаться - не такое уж приятное занятие и вредно для здоровья).

Кандидата(-ка) должен(-на) получить как минимум полное среднее образование, студентов-очников не берут. Мужчины должны предоставить военный билет.

В особых приметах бортпроводника(-цы) не должны присутствовать татуировки или пирсинг. Приветствуется опрятность, аккуратность и миловидность. Как видишь, никакой модельной внешности не надо, но умение себя подавать, несомненно, поможет.

Также у кандидата(-ки) должна быть грамотная речь без каких-либо дефектов, а голос - приятным и звучным.

Если ты стесняешься говорить с незнакомцами на неродном языке или думаешь, что «языка со словарем» достаточно, то о работе на борту пока придется забыть. Для бортпроводников важно знание английского - как устного, так и письменного - не ниже Intermediate. Дополнительным плюсом станет владение вторым и третьим языками.

И самое главное требование - крепкое здоровье. Летно-экспертная медкомиссия для бортпроводников - отдельный этап, который включает в себя УЗИ всех органов. Особое внимание уделяется сердечно-сосудистой системе, психическому здоровью и зрению. Искривление носа или вегетососудистая дистония могут стать основной причиной отказа. А еще тебя усадят на специальное кресло, где проверят вестибулярный аппарат. Поэтому будь готов(-а) узнать о своем здоровье все и даже больше. Медкомиссию в Минске можно пройти по адресу ул. Короткевича 7а.

Еще одно требование - умение плавать.

Собеседование

Собеседования - это отдельная проверка на стрессоустойчивость. Кандидатов любят провоцировать каверзными вопросами. Считаешь ты себя красивым(-ой) для такой работы? Что будешь делать, если пассажир(-ка) захотел(-ла) выйти из самолета? Как отреагируешь, если пассажир(-ка) прольет на тебя свой напиток?

Во время беседы HR проинформирует тебя о переработках, профболезнях (хроническая усталость, варикозное расширение вен, нарушение сна, проблемы с позвоночником), стрессе, как утихомирить драку на борту. Со стороны такие рассказы могут выглядеть как отговаривания идти в профессию.
Опытные кандидаты советуют приходить на собеседование, учитывая дресс-код авиакомпаний - забудь о джинсах и майках и облачись в деловой костюм, нанеси легкий макияж, сделай аккуратный (неяркий) маникюр и причешись.

Обучение

После того, как ты прошел(-ла) все испытания, авиакомпания отправит тебя на обучение - трехмесячные курсы. Есть практика и теория, но основные занятия касаются аварийно-спасательной подготовки пассажиров и поведения во время ЧП, а также оказания первой медицинской помощи. Ты узнаешь о строении самолета, научишься тушить пожары и даже определять психологическое состояние пассажиров. Дополнительное обучение и экзамены проходят и дальше - на протяжении всей работы. Чем больше часов бортпроводник(-ца) провел(-а) в небе, тем выше квалификация.

В «Белавиа» все обучение проходит за счет компании. Если же тебе не хочется ждать, когда тебя пригласят на курс, то можешь самостоятельно пройти его в Школе бортпроводников в России - в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре или дистанционно.

Бортпроводников также готовят в Киеве в Главном учебном и сертификационном центре гражданской авиации Украины (ГУСЦГАУ) и Международном авиационном центре подготовки . Программы, в принципе, везде одинаковые. Как и в Беларуси, здесь научат поведению при авариях и ЧП, а заодно подтянут авиационно-технический английский, географию, напомнят психологию и должностные инструкции.

Можно ли устроиться бортпроводником(-цей)
в зарубежную компанию?

Можно, но в случае с европейскими компаниями все упирается в трудовое законодательство тех стран, в которых зарегистрирован конкретный перевозчик. Для работы в них тебе понадобится европейское гражданство или, как минимум, разрешение на работу в «домашней» стране перевозчика.

К счастью, у арабских авиакомпаний все немного проще. Qatar Airways , Etihad Airways и Emirates Airlines принимают на работу граждан со всего мира. Учти, что конкуренция при отборе в эти компании будет очень высокой (понадобится не только свободный английский, но и второй иностранный), а в случае успеха тебе придется переехать в Доху, Абу-Даби и Дубай соответственно.

Список всех компаний с минимальными требованиями ищи

Стюардесса

« Мой стаж работы составляет уже более 10 лет. За это время я увидела много историй — от предложения руки и сердца до связывания неугомонного пассажира. Последняя заставила понервничать весь экипаж! В тот день мы летели рейсом Магадан — Москва, а на борту оказался очень агрессивный мужчина. Летел он с супругой, маленькой и хрупкой, и вела она себя смирно и даже боязливо. Потом мы поняли почему: через некоторое время после взлета бедная женщина начала буквально летать по всему салону. Они с мужем что-то не поделили и он начал жестоко ее избивать прямо в самолете! Сказать, что мы были в шоке — ничего не сказать. Испугавшись за жизнь и здоровье женщины, мы пригласили наших бортпроводников утихомирить буйного пассажира. Удивительно, но с ним никто не мог справиться, он брыкался, дрался и кричал. В итоге, конечно, нам пришлось его связать».

Факты о работе стюардессой

1. Некоторые думают, что обязанности стюардессы схожи с работой прислуги, только одна в небе, а другая на земле. Это совсем не так. Основная обязанность бортпроводников — организация и обеспечение безопасности пассажиров во время полета, именно этому их обучали.


Популярное

2. Не всегда на борту самолета бортпроводниками были женщины. Первыми стюардами были именно мужчины, но в 1930 году американская медсестра Эллен Черч изменила эту традицию. Она научилась управлять самолетом, после чего предложила свою кандидатуру на роль стюарда в авиакомпании Boeing Air Transit. Перевозчики решили, что это отличный ход: если молодые девушки не боятся летать на самолете, значит, это совершенно безопасно.


3. Каждый бортпроводник должен закончить медицинские курсы. Дело в том, что во время полета присутствие врача не предусмотрено, вся ответственность лежит на плечах стюардов.


4. В следующий раз, когда ты встретишь стюардессу, которая вежливо предлагает тебе товары из Duty Free, не спеши обвинять ее в спекуляции. Как правило, бортпроводники имеют право на «подработку», предлагая пассажирам продукты или услуги — например, пересадить человека из эконом-класса в бизнес-класс при наличии свободных мест.


5. Приятным бонусом для девушек-бортпроводников является возможность найти себе достойного супруга. Нет, окутывать профессию вуалью романтики мы не будем, но факты приведем: именно на борту самолета русская бортпроводница Ирина Маландина встретила своего будущего мужа Романа Абрамовича, голландская стюардесса Аннита ван Лерсел — Пола Китинга, премьер-министра Австралии, а темнокожая стюардесса Грейс Хайтауэр — звезду Голливуда Роберта Де Ниро.

6. Один из самых распространенных мифов о работе бортпроводников — их многофункциональность. Был случай, когда пассажир специально уронил на соседнее кресло свой обед, чтобы посмотреть как девушка будет убирать. Но мужчине пришлось просидеть весь десятичасовой перелет в компании своей еды, ведь бортпроводники не выполняют функции клининговой службы, а уборщики чистят салон по окончанию перелета.


7. Как и представители других специальностей, стюардессы тоже иногда страдают профессиональными заболеваниями: варикозным расширением вен, хронической усталостью, болями в спине. А еще почти все девушки утверждают, что наивысшее наслаждение для них — это сон, которого так не хватает во время полетов.

Много молодых людей и девушек мечтают посетить множество стран: сесть в самолет, взлететь ввысь и приземлиться в другой стране. А главное, чтобы за это не нужно было платить. Идеальное решение – это стать бортпроводником. Многие полагают, что и работа – «не бей лежачего», да и специальных навыков особых не нужно, что-то похоже на работу официантом. Но большинство молодых людей уверенно, что попасть на работу можно исключительно по блату. Возможно, кто-то так и устроился работать, но все не так уж и призрачно.

Итак, вопрос многих: как стать стюардом или стюардессой в одной из ведущих и не очень компаниях? Ниже мы детально расскажем, как стать бортпроводником, где учат на стюардессу в России и какие навыки необходимо приобрести, чтобы мечту воплотить в реальность.

В этом разделе мы вкратце поговорим о том, какие имеются виды обучения и где можно отучиться на стюардессу или стюарда.

Виды обучения:

  1. Прохождение курсов от авиаперевозчика.
  2. Прохождение курсов в специализированных школах.

Курсы от авиакомпаний. Такие курсы предоставляются, после прохождения собеседования, и компания приглашает вас на работу. Это неоспоримый плюс, что проходить обучение вы будете за счет компании. В некоторых случаях даже выплачивается стипендия. После обучения вы с компанией подписываете контракт на несколько лет, который подразумевает, что увольнение раньше обозначенного срока исключено. Если это все же происходит, с вас взымут штраф и обяжут оплатить курсы. Заявленные школой курсы обучения могут длиться от 2 до 6 месяцев.

Второй вариант – это поступить в школу бортпроводников. В России такие школы существуют на базе:

  • ТУГА в городе Москва;
  • АТУ им. Новикова в Санкт-Петербурге;
  • УГА в Санкт-Петербурге;
  • Учебно-тренировочного центра;
  • НОУ «Школа Бортпроводников»;
  • Jet Service.

Зачастую учащиеся после прохождения курсов всегда могут трудоустроиться. Цена обучения варьируется в пределах 1000 долларов, однако затраченные вложения быстро окупятся. Более того в этих школах вы осваиваете не только базовый курс работы стюардессой/стюардом, но и обучаетесь дополнительным навыкам в обслуживании пассажиров.

Вы спросите, если я выбираю профессию «стюардесса», что нужно для поступления в бортпроводники? Ответ достаточно прост: ваше упорство и стремление, документ об образовании (СО или ВО), направление от авиакомпании или квитанция об оплате курсов.

Важно! Ни один авиаперевозчик не взимает плату за обучение или с целью размещения анкеты. Поэтому будьте бдительны и не попадайтесь к мошенникам. Лучше изначально изучить всю информацию о школе.

Стоит также отметить, что курсы от всех крупных авиакомпаний имеют большой конкурс.

Чтобы стать бортпроводником, нужно:

  1. Желательно получить высшее образование и выучить английский язык. Он понадобится вам, чтобы получить третий уровень по шкале ИКАО.
  2. Пройти врачебно-летную комиссию (ВЛЭК) по 3 графе. Это подразумевает отсутствие разного рода несоответствий в здоровье, рост от 170 см, чтобы свободно дотягиваться до верхних полок, а также стойкость к перегрузкам и, как следствие, головокружениям.

Свидетельство о прохождении курсов выдаются в учебных центрах авиаперевозчиков!

К известным крупным авиаперевозчикам относятся «Аэрофлот», «Трансаэро», так как их парк исчисляется дальнемагистральными воздушными судами, как Боинг. У вас будет возможность посещать множество стран и получать . Авиаперевозчики также предполагают рост по карьерной лестнице от старшего бортпроводника до инструктора полетной смены. Детальнее о том, как стать бортпроводником в указанных выше компаниях, рассказано ниже.

Требования компаний к бортпроводникам

Очень часто девушки спят и видят себя в роли бортпроводницы международных лайнеров, которые рассекают небесными просторами множества стран. Но помимо желания «хочу стать стюардессой», важно , а требования компании к кандидатам выдвигают весьма жесткие, и они могут разниться, но в многом, по сути, они схожи:

  1. Возрастная категория от 18 до 26 лет.
  2. Образование (среднее или ВО).
  3. Отличное здоровье (прекрасное зрение, давление).
  4. Рост от 158 до 190 см. Это необходимо, чтобы свободно доставать до верхней полки, находящейся на расстоянии 212 см от пола.
  5. Красивая презентабельная внешность (соответствие роста с весом). Девушки должны иметь - 46 размер одежды, юноши - 54.
  6. Без пирсинга и татуировок.
  7. Умение держаться на воде, плавать. Проводится экзамен с минимальной дистанцией в 25 метров.
  8. Отсутствие судимостей.
  9. Наличие заграничного паспорта.
  10. Желателен опыт работы по обслуживанию клиентов. Некоторые компании требуют опыт минимум два года.
  11. Хороший английский, как устный, так и письменный. А знание дополнительных языков будет преимуществом.
  12. Адекватность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Что проходят в процессе обучения

Обучение состоит из двух частей: теории и практики. Большую часть занимает теория. Здесь рассказывается видах известных самолетов, их характеристиках, использовании спасательного оборудования, оказания медицинской помощи, а также проходит обучение, как правильно .

Обучение бортпроводником на международные рейсы предполагает знание английского языка с последующими курсами на международных тренажерах

Программа обучения состоит из:

  1. Аварийно-спасательного комплекса работ (эвакуация пассажиров).
  2. Водная подготовка. Эвакуация пассажиров при падении борта в воду.
  3. Визаж. Необходимо иметь базовые навыки, как правильно создать привлекательный деловой образ.
  4. Экспресс-подготовка английского языка. При достаточно хорошей базе, проводится заучивание определенных фраз, рассматриваются споры и различные ситуативные варианты (около 90 часов занятий).
  5. Медпомощь. На нее делается основной упор. Помощь человеку в различных ситуациях (поднялось давление, разболелось сердце, началось кровотечение и так далее.)
  6. Сервис. Обслуживание пассажиров на высоком уровне вне зависимости, как себя туристы ведут. Готовность к любым стрессовым ситуациям (нужно укладывать выпивших спать, успокаивать тех, кто боится летать, успокаивать заносчивых пассажиров, отвечать на сотни тысяч вопросов), оказывать .

Практика осуществляется на тренажерах. Это имитация настоящих самолетов, проигрывание различных ситуаций, максимально приближенная к реальности. По окончании курсов и успешной сдачи экзаменов подразумевается практика – около 30 часов полетов на лайнерах. После чего в трудовую книжку заносится запись, и вы становитесь полноценным бортпроводником и можно смело начинать работать.

Требования Аэрофлота

Чтобы стать бортпроводником в Аэрофлоте нужно выполнить следующие действия:

  • заходите на электронную страницу компании;
  • заполняете анкету;
  • изучаете требования к соискателям у компании;
  • обращаете внимание возраст, как с наличием опыта, так и без (18-35 лет);
  • гражданство РФ, прописка в Москве или МО.

После этого у вас появится шанс стать бортпроводником международных рейсов.

Если вы интересуетесь, как стать стюардессой в Аэрофлоте на международные рейсы, вам нужно сначала получить свидетельство международного образца. Для получения такого свидетельства следует пройти курсы на иностранных тренажерах. По окончании прохождения таких курсов вы сможете работать на рейсах международных классов. Если же у авиакомпании нет такой формы обучения, приготовьтесь к курсам заграницей.

Как стать стюардессой бизнес авиации

Итак, ваш выбор — профессия стюардесса. Что сдавать, если ваше стремление – это бизнес авиация?

Готовьтесь к тому, что здесь предъявляются самые жесткие требования к соискателям на должность стюардессы.

Помимо массы требований, которые выдвигают компании соискателям, необходимыми критериями являются:

  • возрастная категория от 23 до 40 лет;
  • наличие ВО;
  • владение английским языком на высокопрофессиональном уровне.

Сегодня имеется множество агентств, которые занимаются обучением стюардов бизнес авиации. Подходящее для обучения вы можете подобрать, зайдя на сайт ОНАДА России.

Наличие образования

Не секрет, что авиаперевозчики, занимающиеся обучением с последующим устройством на работу, например как Аэрофлот или Россия, имеют жесткие требования к знанию английского языка. Приоритет отдается тем кандидатам, у кого имеется ВО. Это свидетельствует не только об образованности, но и о культуре человека в целом.

Кроме того, полезно знать, а также схемы салона востребованных моделей, например, .

Мечтаете работать в небе, но у вас нет специального образования пилота? Вы можете устроиться стюардом. Думаете, это женская профессия? Ничего подобного. Мужчин в стюарды берут намного охотней, чем девушек. Почему? Потому что мужчины могут трезво размышлять в условиях критической ситуации и быстро принимать разумные решения. Как стать стюардом? Об этом читайте ниже.

Образование

Если вы с отличием окончили школу, а затем пошли в институт обучаться профессии, которую выбрали родители, то, скорее всего, после окончания вуза желания работать по специальности у вас не будет. С этой проблемой часто сталкиваются эрудированные и амбициозные ребята, которым не улыбается перспектива просиживать в офисе по 8 часов в день. В этот момент и приходит мысль о том, что существует легкий способ посмотреть на мир и узнать культуру других стран поближе. У выпускника может появиться желание стать стюардом. Как реализовать задуманное? Чтобы подать свое резюме на эту вакансию, кандидат должен быть уверен в своем хорошем образовании. Да, на борт могут принять человека, который только окончил школу, но это большая редкость. Чаще отдают предпочтение людям, которые отслужили в армии и получили высшее образование. Почему? По причине того, что такие ребята успели нагуляться, поэтому теперь они стали ответственными, научились работать в команде и они четко понимают, зачем им нужно идти в авиацию.

Поиск вакансий

Ваше образование можно назвать хорошим, и вы точно укрепились в мысли связать свою жизнь с небом и авиацией? Тогда нужно предпринять активные действия для поиска вакансий. Ребята, которые задаются вопросом, как стать стюардом, чаще всего рассматривают крупные авиакомпании. Начинать с таких гигантов, как "Аэрофлот", не стоит. Поверьте, в них не самые радужные перспективы для новичков. Следует выбрать что-то менее пафосное, например, "Уральские авиалинии". Посмотрите официальные сайты этих компаний, а также расспросите знакомых. Вам нужно будет узнать о том, когда в компании начнется новый набор сотрудников. Как только он откроется, нужно подавать резюме. Но не торопитесь с выбором. Информация, которую вы прочитаете на сайте, может не соответствовать действительности. Поэтому желательно дополнительно проверить данные на всевозможных форумах. Не стесняйтесь найти людей, которые работают бортпроводниками в компании вашей мечты. Узнавать свежую и достоверную информацию лучше из первых уст.

Подача резюме

Когда вы убедились в своем выборе, вы можете отправить заявку. Подайте свое резюме, в котором, помимо личной информации и образования, нужно описать свои сильные и слабые стороны, а также прикрепить фотографию. Вы должны проявить креативность, чтобы обратить на себя внимание. Но не перестарайтесь с этим, иначе люди могут подумать, что вы несерьезно подходите к своей будущей профессии. Не затягивайте с подачей резюме, иначе у вас будет шанс не попасть в ряды обучающихся. После того, как вы подали заявку, ответа придется ждать несколько недель. Не теряйте время зря, вы можете подготовиться к дальнейшему собеседованию и подтянуть свой языковой уровень.

Первое собеседование

Все, кто задумывался о том, как стать стюардом на самолете, понимают, что многое зависит от первого впечатления, которое кандидат произведет на комиссию. Как же оцениваются будущие сотрудники авиакомпании? Все мужчины, претендующие на звание стюарда, должны быть молоды. Возрастные рамки колеблются в районе 19-30 лет. Парень должен быть выше 170 см и иметь спортивное телосложение. Размер одежды должен быть не больше 54. Внешность кандидата должна быть приятная. Ни о каких пирсингах и видимых татуировках не может быть и речи. Если комиссию устраивает парень по внешним данным, с ним начинают диалог. Вопросы могут быть вполне обычными. Например, кандидата на обучение могут спросить о том, почему он хочет работать в авиации. Люди, уже проходившие собеседование, могут сказать тем, кто только задумывается о том, как стать стюардом, что нужно быть готовым ко всему. Комиссия может попросить спеть песню, прочитать стих или же кого-нибудь спародировать. И это будет не шутка. Будущий стюард должен будет выполнить любое задание.

Сдача экзамена

Как стать стюардом на самолете мужчине? После того, как вы пройдете первое собеседование, вам необходимо будет сдать экзамен по английскому языку. Сложных и специфических терминов ждать не нужно. Все будет довольно просто для человека, который может свободно изъясняться на языке и понимать своего собеседника. Конечно, в разные авиакомпании разные требования. Если вы будете претендовать на работу на международных самолетах, то и язык вы должны знать идеально. Проверять будут даже акцент, а точнее, его отсутствие.

Обычный экзамен состоит из трех частей. Первая - это тестирование. Здесь проверяется грамматика. Далее идет аудирование, затем - живой разговор. Уровень английского впоследствии можно будет подтянуть, но все же, чтобы претендовать на должность стюарда ваш уровень должен быть не ниже pre-intermediate.

Прохождение медкомиссии

Люди, имеющие идеальное здоровье, могут подавать заявки в авиакомпании, чтобы стать стюардом. Что нужно собрать из справок? Обязательно следует принести справки из психдиспансера и наркодиспансера. Претендентам на должность нужно будет пройти невропатолога, психолога, окулиста, лора, стоматолога и хирурга. Также необходимо на комиссию прихватить с собой данные ЭКГ и флюорографию. В самом здании аэрофлота вам придется пройти досмотр еще раз. Врачи будут убеждаться в том, что ваши бумаги подлинные. Не удивляйтесь, если неожиданно вам решат проверить зрение или же зададут вопрос о последней болезни. Врачи будут убеждаться не только в вашем физическом здоровье, но и в моральной устойчивости. Можете ожидать, что на комиссии вас будет ждать какая-нибудь чрезвычайная ситуация. Такие «неприятности» могут делаться намеренно, чтобы посмотреть на то, как кандидат ведет себя в чрезвычайной ситуации. После тщательного осмотра вам сразу скажут, подходите вы или же нет.

Обучение

Парни, которые интересуются вопросом, как стать стюардом в Москве, раздумывают над тем, сколько будет длиться учеба. Курсы длятся не дольше трех месяцев, далее выпускникам предлагают опробовать полученные знания в «бою». Что же изучают люди в течение 3 месяцев? Занятия делятся на две части: практические и теоретические. К первой группе относятся: этикет поведения с пассажирами, английский, анатомия, изучение основ вождения самолета, а также изучение устройства механической «птицы». На практических занятиях стюардов готовят к различным чрезвычайным ситуациям. Крушение самолета, полеты с парашютом, первая помощь, выживание в экстремальных условиях - это все то, что может пригодиться человеку, который потерпит крушение.

Кто же платит за обучение? Чтобы устроиться работать в крупные компании, стюард должен заплатить за курсы. Стоят они порядком 60 тыс. в месяц. В компаниях, статус которых ниже, сотрудников обучают бесплатно. А порой заключаются договора, по которым студент обязуется отработать на компанию несколько лет прежде, чем уволится. В противном случае стюард должен будет оплатить свое обучение.

Учебные полеты

После того, как стюард удачно прошел обучение, он становится стажером. Что нужно, чтобы стать стюардом на самолете? Отлетать от 30 до 50 часов в качестве помощника стюарда. За каждый полет старший товарищ будет ставить оценки. Баллы будут давать за все: внешний вид, культуру общения с пассажирами, поведение на борту и при посадке. После того, как стажерское время закончится, будущий стюард совершает свой последний полет с инструктором. Тот следит за поведением новичка и выносит свой вердикт относительно профпригодности человека. Если все хорошо, стажер получает работу. Здесь нужно упомянуть, что стюард учится работать на определенном типе самолетов и в определенной авиакомпании. Если он захочет сменить место своей работы, ему придется заново проходить обучение и сдавать экзамены.

Преимущества работы

Почему же стоит идти учиться на стюарда? Плюсов у этой профессии масса:

  • Человек сможет посмотреть мир. Мало у кого есть возможность путешествовать каждую неделю. Новые страны, новые эмоции и новые впечатления - это то, что сопровождает профессию стюарда.
  • Интересные знакомства. Каждый день у стюарда есть возможность лично познакомиться со знаменитостями или с известными политическими деятелями. Известные писатели, художники и музыканты смогут не только дать автограф, но и поговорить с приятным юношей во время полета.
  • Изучение психологии людей. Общаясь ежедневно с большим количеством колоритных персон, стюард с течением времени сможет хорошо разбираться в психотипах личности и читать по лицам. Этот навык очень пригодится молодому человеку в жизни.

Стюард на стадионе

Работаете в сфере охраны? Тогда вы можете легко переквалифицироваться и зарабатывать неплохие деньги на временных подработках. Достаточно будет узнать, как стать стюардом на стадионе. Что делают эти люди? Они похожи на проводников в самолете. Стюарды помогают людям найти свое место, покажут, где находится туалет и где можно купить воду. Также в обязанность стюардов входит следить за порядком и за чистотой на стадионе. Многих футбольных фанатов интересует вопрос, как стать стюардом на ЧМ. Ответ прост - идите и подайте заявление. Но обязательно помните: работа не такая радужная, как кому-то может показаться. Стюард приходит не смотреть на матч, а следить за порядком. Поэтому во время спортивного соревнования человек должен быть повернут лицом к зрителям, а не к полю. Тех, кто не выполняет это требование, увольняют после второго предупреждения. Почему же люди соглашаются на эту работу? Хорошая оплата труда и "связи" на стадионе прельщают многих болельщиков, и они готовы тратить свое время и силы на утихомиривание фанатов.

Стюардесса анонимно рассказала The Village, как правильно бить буйных пассажиров, где курить в самолёте, чем опасны накладные ногти и почему на борту нет швейных наборов.

  • Анна Мозговая 18 апреля 2012
  • 345853
  • 100

ПРИЁМ НА РАБОТУ

Стать бортпроводником довольно просто. Чтобы попасть на обучение, достаточно пройти собеседование и медкомиссию. Месячный теоретический курс, 30 часов полётов в качестве стажёра - и всё. Мало кто не проходит стажировку: компании невыгодно увольнять таких сотрудников из-за затрат на обучение и форму. Могут только настоять на дополнительной стажировке. Для бортпроводников важны знание английского и определённые внешние параметры. Но представление о том, что стюардесса должна быть моделью, - миф. Учитываются только рост и вес. Рост - чтобы можно было достать багаж для низкорослых пассажиров (девочек или бабушек). А вес - чтобы не перегружать самолёт. Большинство приходят в профессию ради денег и возможности побывать за границей. Романтиков сейчас почти нет. Часто устраиваются по знакомству, но это не дает никаких привилегий. Работа ведь, на самом деле, сложная. Нужно постоянно улыбаться. Личные неприятности приходится оставлять на земле - в небе бортпроводник всегда должен быть весел. Это трудно.


ОСОБЫЕ НАВЫКИ

Во время подготовки нас учат многому - от конструкции самолёта до принятия родов. Есть специальный зал, где моделируют ситуации и тренируют. Обязательно нужно уметь плавать. Но с парашютами мы не прыгаем. Их даже на борту нет. Учат, как обращаться с неадекватными пассажирами. Например, если человек буйный, мы должны сначала попросить его успокоиться. Потом - дать письменное предупреждение. А если и это не сработает - можем связать пломбой, это такая рейка на тележке, внешне непохожая на средство защиты. Как бить - тоже учат: ребром ладони по подбородку. Но подходить при этом надо сзади, чтоб противник не смог укусить. Правда, это всё крайне редко используется. В конце концов, дать пассажиру по морде всегда можно и на земле - так нам говорят.


ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС

Стюардесс всегда было больше, чем стюардов. Но девочек иногда не берут на рейс. Например, если везут депортированных. Или весь самолёт занят футбольной командой. То есть, если на борту одни мужчины, девочек брать в команду не хотят. Я знаю, что в Европе бортпроводниками работают в основном геи. Это как дополнительное преимущество в резюме. У нас эта тенденция только начинает зарождаться. Сейчас геи среди персонала тоже есть, но их немного.

ВНЕШНИЙ ВИД

Летом нас заставили носить белые туфли на 10-сантиметровом каблуке. Это неудобно, но таковы требования. Прическа, ногти - всё должно быть в порядке. Был случай: стюардесса пришла на рейс с накладными ногтями. Посмотрели на брифинге, выглядят нормально - пропустили. А когда мы собирали еду, чтобы пассажирам выдавать, один ноготь отклеился и отлетел прямо в касалетку (Контейнер для горячих блюд. - Прим. ред.). Она даже не поняла, что произошло. Хорошо, что мы вовремя заметили, иначе был бы скандал. Перед полётом, на брифинге, нас всегда осматривают: костюм должен быть чистым, макияж - соответствующим. Иногда снимают с рейса. Так, одна стюардесса на брифинге сняла пальто - и только тогда заметила, что забыла надеть юбку.


БОНУСЫ

Есть такое понятие - сервисный билет, он дает нам право за все перелёты в качестве пассажиров платить 10 % от стоимости. И раз в год - бесплатный перелёт в любую точку мира. Подработать на рейсе тоже можно. Официально - это продавать товары из Duty Free: цены те же, что и в аэропортах, но бортпроводник получает процент. Другой способ заработать в небе - брать деньги за дополнительные услуги. Например, пересадить пассажира из экономкласса в бизнес. Или продать ему спиртное. Или разрешить покурить на кухне. Цены здесь, конечно, не фиксированные, кто сколько предложит. Иногда чаевые дают, просто за перелёт. Однажды женщина попросила в бизнес-класс не заходить, просто задвинуть шторку и не тревожить. Потом раздала всему персоналу по 100 долларов.

О СТРАХАХ

Летать не страшно. Риск небольшой, нам показывают статистику. За год разбивается до тысячи человек во всём мире. За день в автомобильных авариях - куда больше. Конечно, страшно попасть в какие-то непредвиденные ситуации в полёте. Например, если пассажиру плохо. С нами нет медика на борту, и мы всё на себя должны брать. Например, если у человека приступ начался, мы должны его откачивать до самой посадки, даже если он уже не дышит.

О СЕКСЕ

Бывает, закрываются в туалете, но не часто. Как-то две девушки зашли и задержались надолго. Но тут всё от симпатии зависит. Если мне пара нравится, я не буду мешать: пусть делают что хотят. А вот если не нравится, и выгнать можем. У нас же ключ есть, чтобы открыть туалет. Но в целом ничего экстремального в этом нет.


НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА

У стюардесс есть такая поговорка: «Выходя с аэродрома, захвати что-то для дома». Например, можно положить в сумочку Jack Daniel"s. Потом это всё равно спишется как выпивка для бизнес-класса. Но если попасть с этим на проверку, могут и уволить. Так что это рискованно. Насчет суеверий - каждый верит в своё. Одни носят что-то с собой, другие молятся перед каждым полётом. Самое распространенное - нельзя шить до и во время рейса. Так что, если у пассажира что-то порвется в небе, у нас и иголки нет, чтобы зашить. Из того, что не разглашается: всегда есть кодовое слово, известное только экипажу. Его придумывают, чтобы в случае террористического акта или аварии оповестить капитана. Но оно каждый раз новое. Мы узнаем его прямо перед рейсом.

ОБ УБОРКЕ

Когда авиация в нашей стране только развивалась, бортпроводниками были исключительно девушки. И они выполняли много грязной работы: таскали вёдра с керосином, чистили обувь пассажирам. Сейчас такого нет. Есть компании, которые заставляют своих бортпроводников убирать салон после полёта, но не все. Я лично не должна убирать, это делают уборщики. Как-то пассажир высыпал свой салат на соседнее кресло и говорит: «Убирай». Видимо, ему очень хотелось посмотреть, как я буду это делать. Но, увы, он так и провёл весь полёт в компании своего салата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Европейцы от русских очень отличаются. Они всегда вежливы, всегда благодарят. А на внутренних рейсах максимум двое из пятидесяти скажут «спасибо». И это обидно. У нас считают, что бортпроводник - это прислуга. Но это не так. Наша главная задача - обеспечить безопасность, нас учат именно этому. А люди привыкли на поездах ездить и ассоциируют нас с проводницами. Например, на рейсе в Шарм-эль-Шейх одна пассажирка села и, как только мы взлетели, десяток яиц вареных достала. Непонятно, где она их держала там. Или вставать все начинают до посадки. Мы летим ещё, а они встают и в проходе стоят с вещами. Но быстрее ведь дверь не откроется!


FAQ

Пассажиры не всегда понимают, что все требования созданы для их же безопасности. Например, я прошу пассажира придвинуть кресло, а он спрашивает: «Зачем?» Я же не могу ему сказать, что, если он этого не сделает, при резкой посадке девочка сзади расшибет себе нос. Нам нельзя нагнетать. Хотя, если говорить прямо, наверное, и спрашивать перестанут. Вообще, вопросы иногда очень глупые. Например, спрашивают, где курилка. Или где женский туалет. Но самый распространенный вопрос: «А мы не разобьёмся?» Конечно, начинаю успокаивать, но ведь никто никогда не знает наверняка.