Лагг 3 66 й серии. Серийные самолеты ЛаГГ

Один из целой серии одномоторных истребителей, разработка которых началась в различных КБ Советского Союза в 1939 г. Проектирование осуществляли С.А. Лавочкин, В.П. Горбунов и М.И. Гудков, и хотя к осени 1940 г. этот «триумвират» распался, в обозначении самолета сохранились заглавные буквы фамилий всех трех конструкторов. Ключевым моментом в проектировании новой машины стала ставка на цельнодеревянную конструкцию планера с фанерной обшивкой. Такой подход был оправдан в условиях отставания производства алюминия в СССР от планов выпуска боевых самолетов. Цельнодеревянная конструкция в то время рассматривалась как более рациональная по сравнению со смешанной, поскольку исключала необходимость сварочных операций.

Первоначально проектирование велось под индексом И-22, а в августе 1939 г. обозначение поменяли на И-301 (по номеру завода в Химках, где велось проектирование). Изданное тогда же постановление правительства предписывало создание двух вариантов истребителя - высотного с двигателем М-105ТК, снабженным турбокомпрессором ТК-2, и фронтового с мотором М-106П. Ввиду проблем с доводкой М-106 и созданием турбокомпрессоров, «на выходе» получилась несколько иная машина - фронтовой истребитель с мотором М-105П. При этом предусмотрели мощное вооружение: 1 23-мм пушку, стреляющую через вал винта (боекомплект 80 снарядов), 2 12,7-мм и 2 7,62-мм пулемета.

Прототип И-301 впервые поднялся в воздух 28 марта 1940 г. Осенью 1940 г. в конструкцию прототипа внесли изменения - в связи с требованием заказчика увеличить дальность полета с 600 до 1000 км в отъемных частях крыла оборудовали два кессон-бака. Испытания первого прототипа и дублера показали, что, несмотря на наличие отдельных недостатков, И-301 обладает высокими летными характеристиками. При том же двигателе, что и на «яковлевском» И-26, и большей полетной массе И-301 показал такую же скороподъемность и более высокую скорость.

В октябре 1940 г. было решено запустить ЛаГГ-3 в массовое производство на четырех заводах: №21 в Горьком (это предприятие становилось головным по производству ЛаГГ-3), №31 в Таганроге, №23 в Ленинграде и №153 в Новосибирске. Выпуск ЛаГГ-3 начался в конце января 1941 г. (на заводе № 21) и продолжался до середины 1944 г. (на заводе №31, эвакуированном в Тбилиси).

Всего построено 6528 самолетов. В частности, завод №21 выпустил 3583 самолета (1659 в 1941 г. и 1924 в 1942 г.), №23 - 65 (строил ЛаГГ-3 только в 1941 г.), №31 - 2250 (474 в 1941 г., 782 в 1942 г., 1065 в 1943 г. и 229 в 1944 г.) и №153 -330 машин (265 в 1941 г. и 65 в 1943 г.).

Технические данные ЛаГГ-3 (4-й серии)

  • Двигатель: М-105П
  • мощность, л.с. :1050
  • Размах крыла, м.: 9,8
  • Длина самолета, м.: 8,81
  • Площадь крыла, кв. м. 17,62
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2680
  • взлетная: 3346
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 498
  • на высоте: 575
  • Скороподъемность у земли, м/с: 12,25
  • Практический потолок, м.: 9500
  • Дальность полета, км.: 1100

Основные модификации ЛаГГ-3 :

  • ЛаГГ -3 1-3- й серий - двигатель М-105П (1050 л.с). Ввиду отсутствия серийных 23-мм пушек вооружались лишь пулеметами: 1 12,7-мм БК, стреляющий через вал винта, 2 12,7-мм синхронных БС и 2 7,62-мм ШКАС. Из-за увеличения массы по сравнению с прототипом и ухудшения качества отделки на серийных машинах существенно снизились скорость и дальность полета.
  • ЛаГГ -3 4-7- й серий - двигатель М-105ПА (1050 л.с.) с улучшенным карбюратором. Вооружение - 1 20-мм мотор-пушка ШВАК, 1 12,7-мм пулемет БС и 2 7,62-мм ШКАС. Предусмотрена подвеска 6 82-мм НАР РС-82.
  • ЛаГГ -3 8- й серии - вооружен 1 20-мм пушкой ШВАК и 1 12,7-мм пулеметом БС. Некоторые машины получили 23-мм пушку ВЯ. Часть самолетов оборудована АФА для применения в качестве разведчиков. Выпускался с конца 1941 г.
  • ЛаГГ -3 11- й серии - истребительно-бомбардировочный вариант. Крыльевые баки отсутствовали. Помимо направляющих для НАР установлены 2 держателя для бомб калибром до 50 кг. Стрелковое вооружение соответствовало самолетам 4-й серии. Строились с конца 1941 г.
  • ЛаГГ -3 «истребитель танков» - вооружен 1 37-мм мотор-пушкой Ш-37 (боекомплект 21 снаряд) и 1 12,7-мм пулеметом БС. В 1941-1942 гг. завод № 21 выпустил 85 машин.
  • ЛаГГ -3 23- й серии - увеличено хвостовое оперение. Вооружение - 1 20-мм пушка ШВАК, 1 12,7-мм пулемет БС.
  • ЛаГГ -3 28- й серии - максимально облегченный вариант. Двигатель М-105ПФ (1180 л.с), устанавливавшийся и на всех последующих модификациях. Часть самолетов имела убирающееся хвостовое колесо. Выпускался с июня 1942 г.
  • ЛаГГ -3 29- й серии - установлена новая радиостанция и винт увеличенного диаметра. Выпускался с августа 1942 г.
  • ЛаГГ -3 34- й серии - вооружен 1 37-мм пушкой НС-37 и 1 12,7-мм пулеметом БС (боекомплект 140 патронов). Во второй половине 1942 г. завод № 21 построил 15 машин, впоследствии такой вариант выпускался и заводом № 31.
  • ЛаГГ -3 35- й серии - внесены многочисленные изменения, направленные на улучшение аэродинамики. Двигатель - М-105ПФ (1210 л.с). Применено убирающееся хвостовое колесо. Строился заводом № 31 с августа 1942 г. до весны 1943 г.
  • ЛаГГ -3 66- й серии - последняя, наиболее совершенная модификация. Применен фонарь от Ла-5 с передним и задним бронестеклами, для улучшения обзора понижен гаргрот, облегчена конструкция планера за счет перехода с дельта-древесины на сосну, обладавшую меньшим удельным весом. Выпускался заводом № 31 с весны 1943 г. до середины 1944 г.

Несколько модификаций ЛаГГ-3 не попали в серийное производство (самолет «105» - облегченный вариант с мотором М-105ПФ2; ЛаГГ-3 с мотором М-107; ЛаГГ-3 с двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями; двухместный учебно-тренировочный вариант). Дальнейшее развитие ЛаГГ-3 с переходом на двигатель воздушного охлаждения привело к созданию .

Боевое применение ЛаГГ-3

До момента нападения Германии на СССР было выпущено 322 ЛаГГ-3, но в частях приграничных округов их было лишь около двух десятков. Ни один полк не успел освоить новые машины, и в бою они дебютировали лишь в июле 1941 г. в ходе Смоленского сражения - на них воевал 129-й ИАП. С 22 июля в боевой работе участвовали полки 6-го ИАК ПВО, прикрывавшего Москву - 24-й и 233-й (в последнем на ЛаГГ-3 летала одна эскадрилья).

В августе 1941 г. ЛаГГ-3 появляются в составе ВВС Южного фронта (17-й ИАП) и (одна АЭ 62-го ИАП). С сентября ЛаГГ-3 принимают участие в обороне Ленинграда, действуя в составе 5-го ИАП и 160-го ИАП. В октябре 1941 г. фронтовые испытания проходили самолеты ЛаГГ-3 с 37-мм пушками Ш-37.

Заметную роль сыграли ЛаГГ-3 в Московской битве - в частности, они составляли основу истребительной авиации Калининского фронта. В ноябре 1941 г. здесь воевало четыре полка с такими самолетами, правда, насчитывали они всего 39 ЛаГГ-3. К февралю следующего года ВВС Калининского фронта располагали 13 ИАП, из них пять летали на ЛаГГ-3.

Пик боевой активности ЛаГГ-3 приходится на 1942 г. - в отдельные месяцы этот самолет был самым массовым советским истребителем на фронте. На Юго-Западном, Западном и Калининском фронтах на ЛаГГ-3 воевали 3-й и 5-й гвардейские, 4-й, 68-й, 162-й, 172-й, 193-й, 240-й и 413-й ИАП, на Карельском и Волховском - 2-й гвардейский, 145 -и, 160-й и 513-й ИАП, на Кавказе - 7-й, 131-й, 182-й, 234-й, 790-й ИАП; в составе ВВС Черноморского флота действовал 9-й ИАП, вооруженный ЛаГГа-ми; на Балтике - 5-й ИАП. Однако действовать против им было крайне трудно. Части, вооруженные ЛаГГами, несли существенные потери, хотя этот самолет ещё участвовал в довольно значительном количестве в боях под Сталинградом.

В 1943 г. ЛаГГ-3 воюют на Дону и Кубани, на Северном Кавказе, участвуют в прорыве блокады Ленинграда и ряде других операций. В 1944 г. ареал боевого применения ЛаГГ-3 сужается до второстепенных участков фронта, таких как Карелия (здесь на ЛаГГ-3 воевали 415-й, 435-й и 619-й ИАП).

На южном фланге советско-германского фронта последней крупной операцией с участием ЛаГГ-3 стало освобождение Крыма. В 1945 г. ЛаГГ-3 на советско-германском фронте оставались только в авиации Балтийского флота, действуя в районе Курляндского «котла».

С 1942 г. ЛаГГ-3 были вооружены ряд полков, дислоцированных на Дальнем Востоке. К 1945 г. даже в этом отдаленном районе ЛаГГи начали заменять более современными истребителями, но в августе 1945 г. они ещё успели принять участие в боях с японскими войсками.

Несколько трофейных ЛаГГ-3 испытывались в Германии, один, перелетевший в 1942 г. в Маньчжурию - в Японии. Три трофейных ЛаГГ-3 немцы в ноябре 1942 г. передали Финляндии. Эти самолеты до 1945 г. служили в качестве разведывательных в группе Lelv 32.

ЛаГГ-3 был далеко не лучшим советским истребителем периода Второй мировой войны. Присущая ему недостаточная энерговооруженность усугублялась ещё и невысоким качеством изготовления на серийных заводах, особенно в 1942 г., и неграмотной эксплуатацией в строевых частях. Летные качества машины не позволяли на равных сражаться с истребителями противника.

Справедливости ради отметим, что самолет имел и определенные достоинства, прежде всего - высокую прочность конструкции и живучесть.

Выпуск самолётов ЛаГГ-3 (1941 - 1944 гг.)

Завод 1941 1942 1943 1944 Всего
№21 1659 1924 3583
№153 265 65 330
№23 65 65
№31 474 782 1065 229 2550
ВСЕГО 2463 2771 1065 229 6528
Примечания:

(СССР) (ЛаГГ 66 серии) Последней, наиболее совершенной модификацией стал ЛаГГ-3 66-й серии, на котором были внедрены рекомендации ЦАГИ в области аэродинамики планера самолета. Некоторые изменения были внесены в конструкцию самолета на основании разработок КБ Яковлева по самолету Як-1Б. На ЛаГГ-3 установили новый фонарь (аналогичный с Ла-5) с передним (55 миллиметровым) и задним бронестеклами и пониженным гаргротом, что улучшило осмотрительность в задней полусфере. Дефицитную дельта - древесину постепенно заменяли обыкновенной сосной, имеющей значительно меньший удельный вес. Были так же внедрены меры по уменьшению взлетной массы самолета, за счет облегчения и модернизации оборудования самолета. Взлетная масса ЛаГГ-3 66-ой серии уменьшилось до 2990 килограммов (что было не намного больше "облегченного" ЛаГГ-3 1942 года). Летные характеристики самолета ЛаГГ-3 66-ой серии (максимальная скорость - 591 километров в час и скороподъемность - 893 метров в минуту) позволяли на равных сражаться с основными немецкими истребителями восточного фронта Bf.109G-6 и Fw.190A-3. Однако все же ЛаГГ-3 уступал им в вооружении. Самолеты 66-й серии строились в Тбилиси с весны 1943 г. до середины 1944 г. Всего было произведено 6528 истребителей ЛаГГ-3 66-ой серии. Истребители 66-ой серии принимали участие в битве над Кубанью. В Кубанском воздушном сражении принимало участие несколько полков, вооруженных ЛаГГами, в их числе 88-й ИАП. Один из истребителей этой части с надписью на борту "Советская Грузия" (на грузинском языке) по ошибке приземлился на аэродроме, где базировались штаффели JG-52. В морской авиации ЛаГГи использовались на Балтике и на Черном море. На Балтике их имел на вооружении 3-й гвардейский полк, первый полк морской авиации, удостоенный 18 января 1942 г. гвардейского звания (ранее - 5-й ИАП). Летчик этого полка И.Каберов сбил на ЛаГГе СБ, захваченный финнами в качестве трофея. В ВВС Черноморского флота ЛаГГами был вооружен9-й ИАП. Широко известно изображение самолета летчика этого полка Юрия Шилова с восемью победными звездочками и львиной мордой на борту фюзеляжа. На ЛаГГах 9-й полк отлетал почти всю войну. Вообще, в корне неверно достаточно широко распространенное мнение о ЛаГГ как о истребителе начального периода войны. Так в 1944 г. в составе ВВС Красной Армии числилось 594 ЛаГГ-3. Конечно, ЛаГГи уже не использовались "на направлении главного удара", уступив место более совершенным Ла-5 и Ла-7, Як-9 и Як-3, В конце войны ЛаГГи воевали, главным образом, на Балтике и Карельском перешейке, где основным противником выступали финны, имевшие истребители далеко не самых последних моделей. Дальше всего на Запад продвинулись истребители ВВС Балтийского флота: ЛаГГи 3-го ГИАП закончили войну в Курляндии. К маю 1945 г. в строевых частях ЛаГГов практически не осталось. Даже на Дальнем Востоке часть полков, имевших на вооружении ЛаГГи, получила новую технику, в частности 300-й ИАП, в котором служил будущий реактивный ас Корейской войны Евгений Пепеляев, перевооружили с ЛаГГ-3 на Як-9. ЛТХ: Модификация ЛаГГ-3 66 серия Размах крыла, м 9.80 Длина, м 8.81 Высота, м 4.40 Площадь крыла, м2 17.62 Масса, кг пустого 2480 взлетная 2990 Тип двигателя 1 ПД Климов М-105ПФ Мощность, л.с. 1 х 1210 Максимальная скорость, км/ч у земли 542 на высоте 591 Практическая дальность, км 650 Максимальная скороподъемность, м/мин 893 Практический потолок, м 9800 Экипаж 1 Вооружение: одна 20-мм пушка и один 12.7-мм пулемет БС 6 РС-82 или РС-132 и 2 бомбы до 50 килограмм

Долго я мучился с написанием данной статьи, в прочем, как и с самой моделью. Дело в том что результат меня самого не очень удовлетворил и я все думал, стоит его показывать или нет. Но в конце-концов решил представить на ваш суд то, что получилось, тем более, кто как ни коллеги дадут ОБЪЕКТИВНУЮ оценку, и посоветуют как в будущем избежать тех же ошибок. А может и моя статья поможет кому то не повторять моих ошибок.

Про набор, ничего нового наверное не скажу, на форуме в отдельной теме. Добавлю только, что деколь в наборе хорошая(мне понравилась), инструкция по сборке составлена так, что если следовать ей, то можно собрать новую, неопознанную версию ЛаГГ-3 . Привязка к цветам камуфляжа в инструкции отличается от той что на коробке. Вообщем такое впечатление, что производитель сделал все, что бы усложнить создание модели.

СБОРКА

Начал как обычно со сборки и окраски кокпита, потом все собранное и окрашенное пришлось стачивать под фюзеляж, да и сам фюзеляж тоже, дабы все это состыковалось. В патрубках высверлил отверстия и установил на место, капот - опять же пилим. Ниша под фонарь - пилим, наращивем шпатлевкой , пилим.

Крылья, стыкуются вроде нормально, склеиваю, примеряю под фюзеляж.....! Опять пилю, подгоняю, клею шпатлюю.....,Фуф вроде все на месте. Стачиваю с фюзеляжа часть жаропрочной накладки, характерной для ранних серий. Срезаю с киля уголок, для установки руля поворота.

Мелочевка не доставила особых хлопот, разве что,направляющие для РС были слишком толстые по отношению к самим РСам - сточил, да и гидравлическая стойка на шасси была очень длинна - "ампутировал" кусочек.

Случайно наткнувшись на "рынке железяк" на алюминиевую фольгу, вспомнил и решил попробовать применить ее в данной модели. Цель была такова, на самом самолете который делался из древесины, были накладные металлические части, как то; капот, жаропрочные накладки, закрылки, предкрылки и т.п., так вот все эти элементы, хотелось выполнить из фольги .

Самое конечно же неприятное для меня это то, что я опять испортил фонарь, который и так был не супер. При виде такого фонаря, сердце кровью обливается, но жизнь продолжается, модель стоит на полке, не выбрасывать же ее только из за испорченного фонаря!?

ЛаГГ-3 (66-я производственная серия)

ЛаГГ-3 66-й производственной серии стал последним самолетом с двигателем жидкостного охлаждения, созданным в КБ Лавочкина. По сравнению с преды­дущими модификациями, ЛаГГ-3 66-й серии имели облегченную раму. Хотя самолет дополнительно облегчили за счет исключения из конструкции некоторых второстепенных узлов, отношение мощ­ности двигателя к массе истребителя все равно была на много ниже чем у других современных истребителей. Так масса самолетов 66-й серии уменьшилась до 2990 кг против 3160 кг у самолетов 29-й серии. По сравнению с предыдущими модифика­циями, самолеты 66-й серии обладали улуч­шенными летными характеристиками.

Серийный выпуск ЛаГГ-3 66-й серии наладили на тбилисском заводе ГАЗ-31 -единственном авиазаводе, занимавшимся производством истребителей типа ЛаГГ-3.

Вместе с ЛаГГами-3 66-й серии ГАЗ-31 организовал мелкосерийный выпуск истребителей Ла-5 (в 1942 году завод выпустил 22 Ла-5, а в 1943 году еще мень­ше), однако главной продукцией завода оставался ЛаГГ. Производство ЛаГГов было остановлено вместе с производ­ством Ла-5. В дальнейшем, на ГАЗ-31 организовали выпуск истребителей Як-3. До конца войны завод построил 1008 ис­требителей Яковлева.

Сравнительные испытания самоле­тов 66-й серии с машинами прежних вы­пусков, проведенные в НИИВВС в Свер­дловске, показали, что новая модифика­ция имеет самые лучшие характеристики среди ЛаГГ-3 всех выпусков. У земли ЛаГГ-3 66-й серии развивал скорость 542 км/ч (по сравнению с 507 км/ч у ЛаГГ-3 29-й серии). Максимальная скорость но­вой модификации составляла 591 км/ч, что было на 25 км/ч больше чем у машин прежних выпусков. Тем не менее ЛаГГ-3 66-й серии не мог угнаться за самым бы­стрым основным истребителем противника - Мессершмиттом Bf 109 G -6, кото­рый развивал 630 км/ч. Кроме того, не­мец нес более мощное вооружение - 20-мм пушка MG -151 и два 13-мм пулемета MG -131 под капотом двигателя. Менее распространенный истребитель фашис­тов - Фокке-Вульф Fw 190 A -3, развивав­ший 660 км/ч, вообще не оставлял ЛаГ-Гу-3 никаких шансов.

Скороподъемность ЛаГГ-3 66-й се­рии возросла до 900 м/мин, по сравнению с 750-800 м/мин у ЛаГГов 29-й серии. Потолок самолета, напротив, сократил­ся на 400 метров и составлял 9600 метров. Благодаря небольшой массе маневрен­ность истребителя возросла.

Первые ЛаГГ-3 66-й серии покинули сборочный цех весной 1943 года. Вся но­совая часть самолета была переработана согласно рекомендациям, разработан­ным ЦАГИ. Аналогичную работу инсти­тут проделал по заказу КБ Яковлева, при проектировании Яка-1Б. Многие узлы носовой части ЛаГТ-3 были унифициро­ваны с деталями, применявшимися на Яке-1Б, например, воздухозаборник маслорадиатора и выхлопные патрубки.

Воздухозаборник маслорадиатора, расположенный на носу фюзеляжа, был увеличен в размерах и изменился по фор­ме. Капот самолета также был слегка из­менен. Небольшой воздухозаборник под выхлопными патрубками также слегка из­менил свою форму и сдвинулся чуть даль­ше к хвосту. Над основанием крыла по­явился дополнительный воздухозаборник.

Три больших выхлопных патрубка за­менили на четыре патрубка несколько меньшего размера, посадочный огонь на левом крыле сняли, таким образом ЛаГГ-3 66-й серии вообще не имели посадочных огней. Прямоугольный воздухозаборник в основании крыла стал овальной формы.

Бомбодержатели под крыльями само­лета получили зализы, уменьшающие лобовое сопротивление. Обтекатель радиатора, расположенный под кабиной пилота, снова стал той же формы и раз­мера, что у машин первых серий.

На самолеты 66-й серии установили лобовое стекло фонаря, аналогичное тому, что использовали на Ла-5. Вместо плексигласа фонарь защитили бронестек­лом толщиной 55 мм, из-за этого фонарь приобрел несколько угловатые очерта­ния и появилось несколько дополнитель­ных переплетов. В задней части фонаря установили форточку.

Первые машины 66-й серии оснаща­лись прежней высокой антенной мачтой, но вскоре ее заменили более короткой.

Последние ЛаГГ-3 66-й серии были выпущены в сентябре 1943 года. Всего армия получила 6528 ЛаГГов 66 серий. Сначала ЛаГГи выпускали сразу четырь­мя авиазаводами. Последние 1294 маши­ны этого типа построили на ГАЗ-31, рас­положенном в Тбилиси.

Тбилисские ЛаГГи участвовали в боях на Кубани в апреле-мае 1943 года. Битва за Кубань была одной из самых важных битв Великой Отечественной войны. Вместе с другими авиаполками, в, бой вступил 88-й ИАП, оснащенный са­молетами, деньги на которые собрали трудящиеся Грузии.

ЛаГГи 66-й серии служили на протя­жение всего 1944 года, в том числе в ря­дах 9-го ИАП, который участвовал во взятии Новороссийска весной 1944 года. В мае 1944 года полк перебросили на Бал­тику и включили в состав 11-й ударной дивизии. Машины 11-й УА в дальнейшем участвовали в боях на Карельском пере­шейке в июне 1944 года.

Самолеты 66-й серии носили стандар­тный камуфляж. На бортах фюзеляжа и на нижней поверхности крыльев распо­лагались большие или маленькие крас­ные звезды с черной окантовкой. На киле располагались маленькие звезды.

В начале 1944 года звезды стали ри­совать по-другому. Теперь звезды обво­дили толстой белой линией, а затем тон­кой красной. Все имевшиеся в строю ЛаГ­Ги получили новые звезды. Звезды, рас­положенные на киле оставили без изме­нений или просто закрасили.

Последней, наиболее совершенной модификацией стал ЛаГГ-3 66-й серии, на котором были внедрены рекомендации ЦАГИ в области аэродинамики планера самолета. Некоторые изменения были внесены в конструкцию самолета на основании разработок КБ Яковлева по самолету Як-1Б. На ЛаГГ-3 установили новый фонарь (аналогичный с Ла-5) с передним (55 миллиметровым) и задним бронестеклами и пониженным гаргротом, что улучшило осмотрительность в задней полусфере. Дефицитную дельта - древесину постепенно заменяли обыкновенной сосной, имеющей значительно меньший удельный вес. Были так же внедрены меры по уменьшению взлетной массы самолета, за счет облегчения и модернизации оборудования самолета. Взлетная масса ЛаГГ-3 66-ой серии уменьшилось до 2990 килограммов (что было не намного больше "облегченного" ЛаГГ-3 1942 года). Летные характеристики самолета ЛаГГ-3 66-ой серии (максимальная скорость - 591 километров в час и скороподъемность - 893 метров в минуту) позволяли на равных сражаться с основными немецкими истребителями восточного фронта Bf.109G-6 и Fw.190A-3. Однако все же ЛаГГ-3 уступал им в вооружении.

Самолеты 66-й серии строились в Тбилиси с весны 1943 г. до середины 1944 г. Всего было произведено 6528 истребителей ЛаГГ-3 66-ой серии.

Истребители 66-ой серии принимали участие в битве над Кубанью. В Кубанском воздушном сражении принимало участие несколько полков, вооруженных ЛаГГами, в их числе 88-й ИАП. Один из истребителей этой части с надписью на борту "Советская Грузия" (на грузинском языке) по ошибке приземлился на аэродроме, где базировались штаффели JG-52.

В морской авиации ЛаГГи использовались на Балтике и на Черном море. На Балтике их имел на вооружении 3-й гвардейский полк, первый полк морской авиации, удостоенный 18 января 1942 г. гвардейского звания (ранее - 5-й ИАП). Летчик этого полка И.Каберов сбил на ЛаГГе СБ, захваченный финнами в качестве трофея. В ВВС Черноморского флота ЛаГГами был вооружен9-й ИАП. Широко известно изображение самолета летчика этого полка Юрия Шилова с восемью победными звездочками и львиной мордой на борту фюзеляжа. На ЛаГГах 9-й полк отлетал почти всю войну.

Вообще, в корне неверно достаточно широко распространенное мнение о ЛаГГ как о истребителе начального периода войны. Так в 1944 г. в составе ВВС Красной Армии числилось 594 ЛаГГ-3. Конечно, ЛаГГи уже не использовались "на направлении главного удара", уступив место более совершенным Ла-5 и Ла-7, Як-9 и Як-3, В конце войны ЛаГГи воевали, главным образом, на Балтике и Карельском перешейке, где основным противником выступали финны, имевшие истребители далеко не самых последних моделей. Дальше всего на Запад продвинулись истребители ВВС Балтийского флота: ЛаГГи 3-го ГИАП закончили войну в Курляндии. К маю 1945 г. в строевых частях ЛаГГов практически не осталось. Даже на Дальнем Востоке часть полков, имевших на вооружении ЛаГГи, получила новую технику, в частности 300-й ИАП, в котором служил будущий реактивный ас Корейской войны Евгений Пепеляев, перевооружили с ЛаГГ-3 на Як-9.

Модификация ЛаГГ-3 66 серия
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 8.81
Высота, м 4.40
Площадь крыла, м2 17.62
Масса, кг
пустого 2480
взлетная 2990
Тип двигателя 1 ПД Климов М-105ПФ
Мощность, л.с. 1 х 1210
Максимальная скорость, км/ч
у земли 542
на высоте 591
Практическая дальность, км 650
Максимальная скороподъемность, м/мин 893
Практический потолок, м 9800
Экипаж 1
Вооружение: одна 20-мм пушка и один 12.7-мм пулемет БС
6 РС-82 или РС-132 и 2 бомбы до 50 килограмм