Проект по прикладному искусству в начальной школе. Проект по рисованию (старшая группа) на тему: Проект по декоративно-прикладному искусству "Народные промыслы"


Проект Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере - это творческий, межпредметный проект, охватывающий всех учеников пятых и шестых классов под руководством Шапошникова Н.Е и Матвеевой В.В.. В этой работе взаимодополняли друг друга художественный труд, изобразительное искусство и технология. Реализация проекта учебный год. Результатом его стала выставка работ учащихся.


· Познакомиться с классификацией отраслей декоративно- прикладного искусства; · Познакомиться с народными промыслами; · Освоить различные техники выполнения предметов декоративно-прикладного творчества. Цель проекта: Задачи проекта: · Придумать формы и способы изготовления из разнообразных материалов художественных изделий для интерьера дома; Придумать конструкции украшений и предметов для дома, изготовленных из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании; · Сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем сами предметы украшения интерьера; · Выпустить рекламный буклет о проекте.


Ход учебного проекта: 1-й этап. Рабата с учителем для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке "" Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере"". Поставили цели и задачи реализации проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.


На первом этапе дети определились, какие предметы интерьера они будут делать: 1. Посуда: тарелки, фужеры 2. Декоративные панно 3. Настенные пеналы для карандашей, бумаги и т.д. 4.Обереги 5. Игрушки 6.Разделочные доски Для этой цели были выбраны различные техники декоративно-прикладного творчества: 1. Витражная роспись 2. Батик 3. Декупаж 4. Орнаментальная роспись 5. Квиллинг 6. Торцевание 7. Роспись народных промыслов (гжель, мезенская, фелимоновская)




ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей ». Разработчик: Кожевникова Светлана Александровна воспитатель структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида» МБДОУ«Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района



Паспорт проекта Вид проекта: По количеству участников: групповой. По направленности: предметный (художественно – эстетическое развитие). По приоритету метода: творческий (создание методического пособия) По контингенту участников: разновозрастной (6-7 лет). По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).


Актуальность проекта: Проблема развития дошкольного творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ее становлении. Искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.




Задачи: Приобщение к эстетической культуре; Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; Вовлечение детей и взрослых в художественно – творческую деятельность; Развитие художественно – творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь; Формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя элементы народного творчества; Развитие мелкой моторики рук дошкольников, обогащение словаря.






Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.


При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как Н. Н. Алексахин, Ю. В. Максимов, Т. Н. Доронова, Л. Д. Рондели, Т. Г. Казакова, И. В. Тюфанова, Н, Б, Халезова, Т, С, Комарова. Это явилось методологической основой моей работы.


Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь показать развивающие функции декоративно – прикладного искусства народов России как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.


Формы организации: *индивидуально-творческая деятельность; * творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей); * учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность); * фольклорные праздники, посиделки, развлечения; * родительские гостиные, мастер-классы, выставки. Формы организации: *индивидуально-творческая деятельность; * творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей); * учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность); * фольклорные праздники, посиделки, развлечения; * родительские гостиные, мастер-классы, выставки.


Обоснование результативности: Предполагается, что организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического уровня детей: 1.Дети будут иметь представление о народных промыслах; 2.Уметь различать изделия разных народных промыслов; 3.Приобретут практические умения по работе с глиной. различными изобразительными материалами; 4.У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа; 5.Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество; 6.Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.


Список литературы Мастерская юных художников. Конспекты занятий. И. В. Тюфанова, Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. « ДЕТСТВО - ПРЕСС » С. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Н. Б. Халезова, Москва, Просвещение Народное декоративно - прикладное искусство. Л. Д. Рондели, Москва, Просвещение Программа развития и воспитания детей в детском саду « Детство » под ред. Т. И. Бабаевой, З. Амихайловой, Л. М. Гурвич. Санкт - Петербург « ДЕТСТВО - ПРЕСС », 2003, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки » под ред. И. А. Лыкова М.: « Карапуз - дидактика » Промыслы Мордовии. А. С. Лузгин Развивайте у дошкольников творчество. Т. Г. Казакова. Москва, Просвещение У истоков мастеров. Ю. В. Максимов, Москва « ПРОСВЕЩЕНИЕ » 1983.

Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству с презентацией на тему: «Олененок»


Руководитель: Вэнго Мальдюне Вэсаковна, воспитатель МБОУ «Сеяхинская школа-интернат», село Сеяха ЯНАО Ямальский район.

Продолжительность проекта: 3 месяца.
Характер контактов: внутри школы.
Описание материала: представлен проект «Олененок» с презентационным сопровождением, руководителем которого является воспитатель Вэнго Мальдюне Вэсаковна. Дизайн-папка проекта включает описание основных этапов работы. В нее входят проблема, дизайн-спецификация, обоснование выбора идеи, последовательность изготовления, себестоимость готового изделия. Презентация знакомит с привычками и характером домашнего животного. Содержание разработки соответствует младшему и старшему школьному возрасту. Педагоги ДОУ могут демонстрировать слайды своим воспитанникам на специальных развивающих занятиях, чтобы расширить знания детей о животном. В первом классе школы учитель может использовать данный ресурс для организации занятий по окружающему миру. Эта работа позволяет развивать усидчивость, внимание и мелкую моторику рук.
Цель: изготовить модель для украшения новогодней елки. Задачи: -составить описание внешнего вида северного оленя; -подобрать материалы по фактуре и цветовой гамме; -изготовить модель оленёнка для украшения новогодней елки.

1. Подготовительный этап
1.1 Обоснование темы
1.2 Цель
1.3 Дизайн-спецификация
1.4 Идеи. Выбор лучшей идеи
1.5 Задачи
1.6 Описание внешнего вида оленя
1.7 Дизайн – анализ

2. Технологический этап
2.2 Раскрой деталей
2.3 Последовательность изготовления

3. Итоговый этап
3.1 Стоимость материалов
3.2 Испытание и самооценка
3.3 Информационные источники
1.Подготовительный этап
1.1 Обоснование темы
Я живу на великой земле, на Ямале, люблю свой край, поэтому в будущем хочу стать экологом.
Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». На Ямале зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте. Любовь к близким, к своему дому, селу, стране – необходимые каждому человеку качества. Тундра для ненца – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу. Ненцы бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова. Обдумывая тему проекта, я решила сшить муляж в виде зверька. Попробую изготовить подобную поделку без нанесения ущерба природе. Я выбрала тему «Олененок», я знаю что олень - это символ жизни тундры.
1.2 Цель:
Изготовить модель для украшения новогодней елки.
1.3 Спецификация
Будущее изделие должно иметь:
-внешнее сходство со зверьком нашего края;
-средний размер;
-хорошее качество;
-небольшую себестоимость.
Изготовленная модель должна вызывать положительные эмоции и развивать познавательный интерес к природе.
1.4 Идеи. Выбор лучшей идеи.
Идея №1.


Идея №2.


Олень – символ северного края. Оленеводство - это основной и главный источник существования коренных жителей нашего округа. Северный олень для человека - это пища, материал для одежды, покрытие передвижного жилища (чума). Из шкур оленей коренные жители изготавливают орудия труда. Олени служат коренным людям севера средством передвижения и денежной единицей.
Для проектного изделия я выбираю олененка. Идея №2.


1.5 Задачи:
1. Составить описание внешнего вида северного оленя
2. Подобрать материалы по фактуре и цветовой гамме.
3. Изготовить модель оленёнка для украшения новогодней елки.

1.6 Описание внешнего вида оленя
У северного оленя вытянутое приземистое тело (длина 180-220 см, высота в холке 100-140см), весит 150кг. На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая, более светлая у тундровых оленей. Грива зимой белая. Маленькие оленята одноцветные, только у них бывают белые пятна вдоль спинки.
Рога есть и у самцов, и у самок. Они очень длинные, тонкие, серповидно изогнутые; боковые отростки расположены с наружной (задней) стороны ствола, а не с внутренней (передней), как у настоящих оленей. На концах рогов, а часто и спереди от их основания, расположены небольшие треугольные лопаты с многочисленными отростками.
Глаза северного оленя ночью светятся тусклым желтоватым светом.
Нижняя часть ног оленя покрыта непромокаемой кожей с коротким и толстым "ворсом". Копыта оленя очень прочные. Жесткая шерсть, растущая между пальцами и над копытами, препятствует скольжению и увеличивает площадь опоры. Благодаря широко расставленным конечностям, углу наклона и строению копыта, опорой которому служат четыре пальца, оленям не страшны ни глубокий снежный покров, ни заболоченная почва.
Шерсть у оленя очень густая. Мех состоит из трубчатых волос и мелких волосков, похожих на козий пух. Трубчатые волосы частично заполнены воздухом и у основания тоньше, чем снаружи, поэтому они как бы заклинивают друг друга. Такую «одежду» никакой ветер пробить не сможет. Снабженный такой шубой северный олень переносит морозы до 60 градусов и полярные бури.
Воздух, прежде чем попасть в легкие оленя, прогревается в носовой полости. Потовых желез нет, он никогда не потеет, у него внутренняя система охлаждения, прогреваясь, олень начинает часто дышать, высунув язык.

1.7 Дизайн-анализ модели


Оленёнок сшит из меха норки белого цвета.
Для создания объёмной формы модели использован синтепон.
Для поддержки устойчивости поделки применён проволочный каркас.
Глаза и нос - пуговицы.
Рога оленя из кожи бежевого цвета.
Части деталей игрушки соединить швом «через край».
Окончательная сборка деталей – ручная работа.
Пластика животного передаётся наклоном и поворотом головы.

2.Технологический этап
2.1 Изготовление деталей выкройки
Выкройки деталей для пошива модели оленёнка скопированы из сборника «Мягкие игрушки». Для получения нужного размера все детали увеличены с помощью функции масштабирования на копировальном аппарате.
После повторения правил заготовки выкроек-лекал детям дается задание самостоятельно выполнить выкройки, а затем контрольные чертежи их в альбоме.

2.2.Раскрой деталей
Раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. Вначале на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей. Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы - 0,3 - 0,5 см. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки. Все детали выкроить с припуском на швы 1 см, учитывая направление ворса.
Вам нужно из белого меха норки нужно выкроить эти части:


- тело (верх) -2 части
- лоб -1 часть
- щека -2 части
- ушки -2 части
- хвост-2 части
- тело (низ) -2 части
- ушки -2 части
- брюшко -2 части
4. Вам нужно из кожи бежевого цвета нужно выкроить эти части: - рожки-2 части
5. Вам нужно из проволоки изготовить каркас:


Длина каркаса должна соответствовать длине передних и задних ног игрушки + 3-4 см. Концы каркаса подогните плоскогубцами, чтобы они не рвали игрушку. Подготовленные каркасы сгибают посредине, вставляют в передние и задние ножки, затем форму набивают.

2.3.Последовательность изготовления олененка:
1.Сшейте между собой верхнюю и нижнюю часть тела. Вшейте щечки в каждую деталь головы.
2.Каждую часть тела сложите с каждой частью брюшка, сшейте ножки игрушки.
3.Вшейте в голову лоб, пришейте поочередно сначала к одной, потом к другой детали головы.
4.Сшейте оставшиеся контуры, оставляя дырку для выворачивания на брюшке. Выверните.
5.Вставьте в игрушку каркас из проволоки, наполните наполнителем концы ног и голову, затем тело. Зашейте отверстие в брюшке.
6.Сшейте ушки попарно, пришейте их к голове.
7.Сшейте и выверните хвостик, пришейте его к телу.
8.Пришейте рожки к голове.
9.Пришейте пуговицы вместо глаз.
Все, олененок готов.

3.Итоговый этап
3.1. Стоимость материалов
№ Материалы Цена за 1м (шт.) в руб. Количество Стоимость в рублях
1. Натуральный белый
мех норки 1000 0,5м 500 руб.
2. Кожа 300 15 см 45
3. Синтепон 100 2 м 200 руб.
4. Пуговицы 10 3 шт. 30 руб.
5. Бисер 100 50гр 50 руб.
Всего: 825 рублей
3.2 Испытание и самооценка
Оценивание требований спецификаций изделия проведено в форме схемы. (Стоимость материалов, оригинальность, пластика, практичность, трудоемкость, сходство с олененка, размер). (Приложение. Презентация). Она показывает, на сколько готовое изделие отвечает требованиям спецификации.
Для коренного жителя олень - прежде всего друг, товарищ, помощник. Олень даёт кров над головой. На севере олененок – символ пробуждения природы.
"Олененок" Авка (в переводе с ненецкого языка - нгавка), олень, выращенный возле чума, ручной олень. Авка стал одним из самых известных героев детских ненецких сказок и стихов. Его образ используется среди самых популярных сувениров Ненецкого автономного округа, а также при создании брендовой продукции округа. Для ненецкого народа олень считается ценным животным, благодаря которому у них есть еда, одежда, транспорт и жильё. Авка живёт в каждой ненецкой семье и является любимцем в семье оленевода. Такие олени имеют особое, привилегированное положение, ненцы считают его членом семьи. Хозяйка с детства выкармливает его молоком и домашней едой. Растет Авка среди детей и с детства приручен к рукам.
На шее у Авки всегда красивый ошейник, как знак особого уважения и любви. Оленёнок Авка – любимая елочная игрушка-сувенир для украшения новогодней елки, вызывает положительные эмоции, познавательный интерес к природе нашего края.
3.3 Информационные источники
1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. – М.,1990. -89 с.
2.Бороздин Э.К., Забродин В.А., Вагин А.С. Северное оленеводство, - Ленинград, 1990г.
3.Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях, - М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
4.Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Серия «Для дома и заработка». Ростов–на-Дону: «Феникс», 2000. - 320 с.
5.Географический атлас ЯНАО. – М.: Издательство ДИК, 1999.- 24 с.
6.Журнал «Ручная работа» №1,4/2007
7.Журнал «Чудесные мгновения» №2/2007
8.Издание для досуга. Идеи для рукоделия. Мн.: Харвест, 2005
9.Деревянченко А.А. Ямало-Ненецкий автономный округ – субъект Российской Федерации. – М., 1997. – 103 с.
10.Дудников Н.П. Мой дом Север. – М.: Вилад, 1997.
11.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы, - М., 1986.- 126 с.
12.Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремесла древние и современные) – М.: 2000. – 128 с.
13.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству, - Москва, 1976. -207 с.
14.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. – филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 222с.
15.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия.. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. - 265 с.
16.Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов, - М., 1992.
17.Рандин В.А. Орнаменты. – Санкт-Петербург, 1995.
18.Хомич Л.В., Ненцы. – Санкт-Петербург, 1995 – 216c.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад № 000 «Журавушка» комбинированного вида»

ПРОЕКТ

на тему:

Выполнили: ,

Новосибирск 2015 г.

ПРОЕКТ

на тему:

«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»

Воспитатели МКДОУ д/с № 000 «Журавушка»: ,

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-практический.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

База проекта: МКДОУ д/с № 000 «Журавушка».

Срок реализации: 2 месяца.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями.

К сожалению, сейчас появляются попытки навязать новому поколению другую историю развития нашего государства. В России совсем иная культурная традиция, которая основывается на любви и доброте. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: увеличить объем знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

    Образовательные:

1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;

2. вызвать интерес у детей к народному творчеству.

    Воспитательные:

1. воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;

2. воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.

    Развивающие:

1. развивать технические умения и навыки кистевой росписи;

2. развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;

3. активизировать тематический словарь.

Интегрированные образовательные области:

· социально-коммуникативная;

· познавательно-речевая;

· физическая;

· художественно-эстетическая.

Ожидаемые результаты проекта:

· На уровне ребенка:

1. знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;

2. умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

3. развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.

· На уровне педагога:

1. подготовка к презентации проекта;

2. выставка рисунков и поделок детей группы №5 «Подснежник»;

3. развлечение «Ярмарка».

· На уровне родителей:

· консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».

Виды деятельности:

    Игровая деятельность :

1. дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок», «Сложи игрушку», « Пазлы», «Собери матрешку»,

лото «Народные промыслы» и т. п.

народные подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Горелки»

2. ознакомление с окружающим миром.

    Беседы: «Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и дымка», «В гости к дымковской игрушке», «Расписные матрешки» Развитие речи:

1. активизировать словарь: матрешки, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т. п.

    Художественная литература:

1. чтение стихотворений, сказок, народного фольклора о декоративно-прикладном искусстве;

2. загадывание загадок;

3. заучивание стихов, потешек.

    ФЭМП:

1. ориентировка в пространстве;

2. ориентировка на листе бумаги;

3. умение складывать из частей целое.

    Изобразительная деятельность:

1. раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;

2. рисование элементов дымковской, хохломской и гжельской росписи;

3. роспись дымковской лошадки.

    Лепка: «Дымковская лошадка». Музыкальное воспитание:

2. исполнение танца «Танец с платками».

3. игра на ложках.

· Физическая культура: гимнастика, народные игры.

Реализация проекта.

1. Подготовительный этап.

· Деятельность педагога:

1. ввести детей в игровую ситуацию;

2. сформулировать проблему;

3. определить задачи и продукт проекта.

· Деятельность детей:

1. вжиться в игровую ситуацию;

2. осознать проблему;

3. принять задачи проекта.

2. Организация работы над проектом.

· Деятельность педагога:

1. помогать в решение задач;

2. помогать планировать деятельность и организовать ее;

3. провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».

· Деятельность детей:

1. объединение в группы (гжель, матрешки, дымка, хохлома).

3. Практическая деятельность.

· Деятельность педагога:

1. практическая помощь;

· Деятельность детей:

1. использовать иллюстрации;

2. работать над рисунками и поделками.

4. Презентация.

· Деятельность педагога:

1. выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;

2. совместная деятельность воспитателя и детей «Ярмарка».

· Деятельность детей:

1. готовить костюмы;

2. рассказывать о народных промыслах;

3. играть в народные музыкальные игры;

5. исполнять песни, частушки, танцы;

6. водить хоровод.

Роль родителей в реализации проекта:

· чтение с детьми стихотворений и их заучивание;

· загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;

· совместное с ребенком изготовление кукол в народных костюмах;

· организация выставки народных промыслов;

· изготовление стенгазет и т. д.

· выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству, проведение совместной деятельности «Ярмарка».

Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

ГЛОССАРИЙ

Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса , фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.

Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.

Жостово народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Завиток – закрученная линия.

Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.

Розан – устаревшее название бутона розы.

Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т. п.

МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ

Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.

84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.

16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.

Литература, используемая в проектной деятельности:

1. , От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.

2. , Артемьева рисование с детьми 5-7 лет.

3. Комарова художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв. вкл.

4. Комарова по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.

5. Комарова детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.

6. Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.

7. Соломенникова творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. . - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.

10. Международный образовательный портал: http://www. maam. ru/