У ребенка свое особое умение видеть. Подростковый возраст и неврозы

"Известно, в мире все лишь суета сует: Будь весел, не горюй, стоит на этом свет. Что было, то прошло, что будет - неизвестно, - Так не тужи о том, чего сегодня нет. " Рубаи Омара Хайяма

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры, овладеть знаниями, умениями и навыками в этой сфере. Желание применять собственный педагогический опыт для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.

Увлечения: отдых на море, рыбалка

Регион: Москва

Место работы: Гимназия 1591 СП 1693

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж.-Ж. Руссо)

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира.

(Д.И.Писарев)

Дети - не только счастье наше,
Дети - не только заразительный смех,
Они и природные учителя наши,
Что преподносят нам большой успех.

Они наши пытливые почемучки -
Их интересует всё в жизни этой.
Задают нам вопросы, разводя ручки,
Почему сейчас зима, а не тёплое лето?

Почему слон такой большой и серый,
А собачка маленькая и лает?
Почему сахар у нас такой белый,
Почему так, в нашей жизни бывает?

Мы объясним им доходчиво, грамотно,
Если есть что у нас за душой,
Обсуждаем их вопросы многогранно,
Вкладывая в них свой опыт большой.

О себе

Я – любящий человек! Я люблю детей. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая детей этому прекрасному в мире чувству. «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.» (Л. Н. Толстой). В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям.

Я – созидатель! Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовницами». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Мне дана возможность «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!

Я – Воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. А что значит для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе сними. Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить. Каждое утро приходя на работу я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в других – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

  1. "Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях." Лев Толстой
  2. "Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. " Теодор Рузвельт
  3. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головою овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, – что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье." К. Ушинский
  4. "Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого". Марк Твен
  5. "Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки." Ф.Углов
  6. "Всякий праздный гражданин является вором." Ж-Ж. Руссо
  7. "Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами".
    Бенжамин Франклин
  8. "У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим." Ж.-Ж.Руссо
  9. "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет." К.Д. Ушинский
  10. "Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером." А.-О. Джумсаи
  11. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов." Ш. Монтескьё
  12. "Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно". Л.Н. Толстой
  13. "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л.Н. Толстой
  14. "Но как в настоящее время «воспитывают» подрастающее поколение? Средства массовой информации, свободные от общественного суда и контроля, открыто и непрерывно пропагандируют животную вседозволенность и соответствующую «любовь». Всюду одна мысль: бери от жизни всё, живи для наслаждений. В школах преподносится так называемая валеология, в «спецкружках» - половое «воспитание». Результат такого «воспитания» очевиден. Они не знают и не понимают такой простой вещи, что действительная любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Но если же он и она уже с юности приучаются жить, ища только удовольствий, то вступая в брак, они оказываются не просто морально к нему не подготовленными, но, более того, психологически готовыми к измене. Именно такое «воспитание», которому далеко не каждый в силах внутренне противостоять, является одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодня, точнее, откровенных измен."
    А.И. Осипов
  15. "Говорят, что несчастие хорошая школа. Может быть. Но счастие есть лучший университет."
    А.С. Пушкин
  16. "Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом."
    Ян Амос Коменский
  17. "Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики."
    А.С. Макаренко
  18. "Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость"
    Ж.-Ж. Руссо
  19. "Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности."
    В.А. Сухомлинский
  20. "Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие."
    В.А. Сухомлинский
  21. "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."
    К.Д. Ушинский
  22. "В наши дни в мире происходит бескомпромиссная борьба за души людей, прежде всего за души юношества."
    В.А. Сухомлинский
  23. "Несчастье – лучший учитель. В несчастье можно многому научиться, узнать цену деньгам, цену людям."
    Бальзак
  24. "Во многих рождается отвращение к учению оттого, что выговоры в устах иных учителей походят на явную ненависть."
    Квинтилиан
  25. "Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки."
    Арт-Онг Джумса, " Руководство для учителей"
  26. "От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа"
    Дж. Локк
  27. "В воспитании нет ничего ничтожного"
    Н. Пирогов
  28. "Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни."
    И.С. Тургенев
  29. "Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание."
    Кант
  30. "Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста"
    A. Эйнштейн
  31. "Распущенность в манерах всегда влечёт за собой распущенность принципов"
    С. Смайлс
  32. "Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь."
    Ф.М. Достоевский
  33. "Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков"
    В.А. Сухомлинский
  34. "История - это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины"
    Цицерон
  35. "В деле воспитания Антисфен основным методом считал личный пример учителя. В отличие от большинства античных философов он высоко оценивал воспитательную роль труда, приводя в пример Геракла и его трудовые подвиги. По его мнению, блага человека должны быть результатом его личного труда. Высоко оценивал Антисфен воспитание привычки к преодолению трудностей, замечая, что трудности похожи на собак, они кусают лишь тех, кто к ним не привык. Отсюда и обязательное условие воспитания - закаливание, привитие стойкости, презрения к роскоши, умение переносить лишения, физические неудобства."
    Пискунов А.И., "История педагогики и образования"
  36. "Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества"
    Цицерон
  37. "Все мыслители пришли к тому заключению, что воспитание лучше начинать с колыбели" Н.И. Пирогов
  38. "В воспитании нет ничего ничтожного" Н.И. Пирогов
  39. "Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает." Э. Бомбек
  40. "Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв." П. Буаст
  41. "Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения - не жизнь, а тягота, ужас." А.П. Чехов
  42. "Глубоко внутри человека дремлют силы – мощь, которая способна потрясти его воображение, об обладании которой он никогда не мог и мечтатъ, такие силы, которые могут полностью преобразовать всю его жизнь, если их организовать и впрячь в работу"
    Марден
  43. "Попутно интересно указать еще на несколько афинских правил «хорошего тона» для детей, принадлежащих к состоятельному обществу. Запрещалось говорить в присутствии взрослых (допускались только ответы на вопросы), запрещалось вообще говорить громко, при ходьбе на улице запрещалось смотреть в лицо прохожим и так далее"
    Жураковский "Очерки по истории античной педагогики"
  44. "Понимаешь, Юань Ло? - сказал Учитель. - Отныне, кого бы ни наказывали, будешь наказан и ты... Правда, в два раза сильнее. Я хочу показать тебе, что такое бремя ответственности. Ты должен делиться
    со своими братьями и сестрами своими радостями, но в то же время и разделять их тяготы."
    Джеки Чан
  45. "... Дисциплина лучше, когда она исходит из внутреннего импульса. Для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы у ребенка или у юноши было стремление (ambition) достичь чего-то сложного и воля совершать усилия для достижения этой цели. Такое стремление обычно вырабатывается кем-то из окружающих. Таким образом, даже самодисциплина зависит, в конечном счете, от стимулов воспитания."
    Б.Рассел
  46. "Я думаю, что невероятная привязанность ребенка к какому-либо одному человеку довольно часто является признаком того, что что-то неладно. Такая привязанность может возникнуть к одному родителю, если другого родителя не очень любят, или к учителю, если не сложились отношения с обоими родителями. В общем это – следствие страха: предметом привязанности является только та личность, которая дает чувство безопасности. Но сама привязанность такого типа в детстве – нездоровое явление. Если такая привязанность существует, то смерть любимого человека вдребезги разбивает жизнь ребенка. Даже если внешне кажется, что все хорошо, каждая последующая любовь будет переживаться с чувством ужаса. Муж (или жена) и дети будут окружены чрезмерной заботой и будут восприниматься бессердечными, когда они будут просто жить своей собственной жизнью. Родители, следовательно, не должны чувствовать удовольствия, если станут предметом такой привязанности. Если ребенок в целом счастлив и имеет дружеское окружение, он без больших трудностей переживет боль любой потери, которая может с ним случиться. Воля к жизни и надежда будут достаточными, чтобы обеспечивать нормальные условия для роста и счастливой жизни."
    Б. Рассел
  47. "Понимаете, в чем дело: растут дети. У меня сын тогда был маленький. Сейчас появился второй. И пацанов - мне их воспитывать. Ему говоришь: «Тренируйся!» - а сам на диване лежишь? Или: «Сынок, не пей!» - а сам пьешь? «Не кури!» - а сам куришь? «Не груби маме!» - а сам ее матом? Больше всего я хочу, чтобы меня дети понимали. Кроме семьи, ничего нет. И у вас, и у всех. Когда случается что-то из ряда вон и остаешься один, тогда понимаешь. Вопрос по большому счету в выживании. Я понимаю, что рано или поздно буду старым. Тренируюсь, чтобы момент оттянуть. И детей воспитываю так, чтобы, когда буду совсем уж плох, кто-то воды принес по-любому."
    Сергей Бадюк
  48. "Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой." М. Ю. Лермонтов

«Питание детей» - Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Основные функции питания. Первая функция питания заключается в снабжении организма энергией. Витамин С – противоцинготный. Дети разных возрастов нуждаются в правильном и полноценном питании. Богаты витамином В1 хлебопекарные и пивные дрожжи.

«Режим дня ребёнка» - Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за выполнением. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время. Пищу нужно хорошо пережевывать. Завтрак. Ребёнок имеет право на ошибку. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.

«Рождение ребёнка» - В эти годы происходит плохая рождаемость населения. Исследование рождаемости детей за период с 2000 – 2003г. Что нужно человеку для жизни в сельской местности? Рождение ребенка - плюсы и минусы. Дети – это самое, на мой взгляд, главное чудо в жизни. Введение. Рожденных детей за эти годы, очень мало.

«Речевое развитие ребёнка» - Как общается с взрослыми? Уважаемые родители! Может ли отхлопать ритмический рисунок: – простой (! – !!!); – сложный (!! – !!!)? 19. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке. Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти? Стол был накрыт белоснежной…

«Готов ли ребёнок к школе» - Готов ли наш ребёнок к школе? Педагогическая готовность. Коммуникативная готовность. В чём проявляется неподготовленность к школьному обучению? Мотивационная готовность. Модель выпускника детского сада. Эмоционально-волевая готовность. О каком первокласснике мечтает учитель? Интеллектуальная готовность.

«Имя для ребёнка» - Май - майус – носил имя богини земли и весеннего расцвета Майи. Существовало немало поверий которые кажутся сегодня нелепыми. Какие есть суеверия, связанные с именами? Ответить на вопросы, интересующие нас. С.В.Михалков. Всюду детям давали имена, защищавшие от нечистой силы. Эскимосы меняли имя и после неудачной охоты.

Прогноз при неврозе навязчивых состояний не всегда благоприятный, болезнь имеет волнообразное течение. Родители должны быть готовы к длительному лечению подростка, к изменению, если это надо, всего психологического климата семьи и отношения к ребенку.

Истерия в форме истерических реакций чаще возникает у лиц с психопатическими истерическими чертами характера. Такие подростки во что бы то ни стало стремятся обратить на себя внимание, быть в центре событий, они всегда играют роль, если они знают, что ими любуются окружающие; они могут отличиться, произнести страстную речь, могут совершить и незаурядный поступок, если для этого не требуется длительной подготовки, напряжения и обязательно если будут зрители. В эмоциональном отношении они всегда выглядят младше своих сверстников, чувства их неглубоки, поверхностны, эгоцентричны. Суждения также противоречивы, не отличаются глубиной, но при известных условиях такие подростки на какое-то время приобретают сторонников. При первом знакомстве они могут произвести приятное впечатление. Это служит источником постоянных ошибок при выборе школьного самоуправления и сложной конфликтной ситуации, которая возникает затем в ближайшее время. Поведение и действия их противоречивы, интересы неустойчивы и неглубоки. Они склонны к лживости, с одинаковым успехом могут играть в жизни роль героя и роль несчастного, обиженного. При неудовлетворении их притязаний они с легкостью могут обвинить своих близких, друзей, знакомых, учителя в самых бесчестных поступках. Только ради оригинальности они могут высказывать необычные мысли. Им свойственна повышенная внушаемость и самовнушаемость. Во всех своих неудачах они обвиняют окружающих и прежде всего родителей.

Немалое значение в формировании такой личности имеет воспитание в семье по типу «кумира», «единственной надежды».

Однако истерический невроз возникает не только у лиц с описанными чертами характера, но и у подростков, не имеющих истерических черт в структуре личности, у ослабленных, много болевших, со слабым типом высшей нервной деятельности. Под влиянием психических травм это заболевание может развиться и у мальчиков, и у девочек, но все же среди больных процент девочек несколько выше.

Проявления истерии многообразны, симптомы ее могут быть похожи на симптомы, которые бывают при всех других заболеваниях. Больной истерией болеет так, как он представляет себе ту или иную болезнь. Именно поэтому известный французский психиатр Шарко назвал истерию «великой симулянткой», но все же это тяжелая болезнь, дающая больному, по выражению И. П. Павлова, «условную приятность и желательность». Подросток, имеющий в характере те особенности, о которых говорилось выше, прибегает к истерическому способу реагирования тогда, когда он попадает в трудную жизненную ситуацию, которая не удовлетворяет актуальные для него потребности. Это способ слабой личности добиться желаемого хотя бы посредством болезни. Клинические проявления истерических реакций в различные эпохи были неодинаковыми. Сейчас стали редкими развернутые истерические припадки, совсем исчезли так называемые страстные позы обличителей, не наблюдаются состояния мнимой смерти, истерические проявления поблекли, утратили свойственную им красочность прежних времен.

Проявления истерических реакций условно можно подразделить на несколько групп: двигательные нарушения, изменения чувствительности, расстройства в сфере органов чувств, вегетативные нарушения, речевые нарушения, расстройства сна, психические нарушения.

Двигательные нарушения проявляются в своеобразных параличах, припадках, контрактурах, истерических гиперкинезах (ритмически повторяющихся движениях). Среди истерических параличей чаще встречаются параличи нижних конечностей: ребенок в постели может двигать ногами, но он не может ходить, стоять. Например, у ученика 7-го класса родители утром, перед тем как ему надо было идти в школу, обнаружили такой паралич ног.

Оказалось, что в этот день подростка должны были обсуждать на школьном собрании за совершенные им хулиганские действия. У ученицы наступил внезапно паралич правой руки после того, как она этой рукой дала пощечину учительнице.

Истерические припадки всегда наступают в связи с неудовлетворением. Развертываются они постепенно и сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями, сужением сознания, хаотическими движениями, выкриками, слезами, при этом нет потери кожной болевой чувствительности, сохранена реакция зрачков на свет, при падении больные не получают серьезных ушибов (как при эпилепсии). Продолжительность припадка связана с наличием зрителей и их реакцией (чем больше зрителей и больше сочувствия ими высказывается, тем длительнее припадок). После припадка больные не спят, стонут, жалуются.

При истерии часто повышается или понижается болевая чувствительность. Зоны измененной чувствительности не совпадают с нервными окончаниями. Обычно они соотносятся с определенными частями туалета: «болевая чувствительность по типу чулка», или приступы головных болей «как шапка железная надета», или чувство жжения на различных участках тела. Очень часто у подростков при истерии имеются вегетативные нарушения: «истерический ком» - чувство судорожного сжатия в горле, при котором больной не может говорить, глотать и испытывает ощущение комка в горле, истерическая икота, истерическое срыгивание, ощущение непроходимости пищевода, судорожный кашель, ощущение нехватки воздуха, астматические приступы, истерическая рвота, метеоризм, запоры и поносы, повышение температуры тела и др.

Как истерическая реакция у подростков широкое распространение имеют речевые нарушения. Особенно часто встречаются истерическое заикание (оно отличается от других форм заикания), истерический мутизм - отсутствие речи; оно может быть полным (т. е. ребенок вообще не говорит) и может быть избирательным, когда он не говорит только с мнимым обидчиком (с учителем, с кем-то из родителей и др.). При правильном лечении нарушения речи сравнительно быстро проходят, но они могут принять и затяжное течение.

У больных истерией часто бывают приступы гнева, злости, которые сопровождаются разрушительными действиями. Больные рвут на себе одежду, волосы, бьют посуду, кусают руки, плюются, кричат, ругаются, нападают на мнимых обидчиков. Течение отдельных истерических реакций зависит от личности подростка, от особенностей психической травмы и от того, насколько ее удалось устранить. В подавляющем числе случаев истерические реакции заканчиваются благополучно, но возможны рецидивы и затяжное течение. Для устранения истерической реакции большое значение имеют правильная психологическая атмосфера в семье и рациональная система отношений с подростком.

Выше говорилось, что неврозы у подростков - часто следствие неправильного воспитания, что источником ситуаций выступают взрослые, игнорирующие психологические особенности подростка. Неврозы же в свою очередь ведут к обострению отношений между подростком и взрослым в семье и в школе. Из этого «круга» есть один выход: знать и учитывать психофизиологию подросткового возраста, воспитывать детей в тесном контакте с врачом и учителем.

К ОГЛАВЛЕНИЮ >>>

Дети, чаще всего, заболевают не от вирусов, а от неблагоприятной атмосферы в семье.

. «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим» (Ж.-Ж. Руссо).

. «Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы» (А. Моруа).

. «Рано или поздно мы все начинаем цитировать наших матерей» (Б. Уильямс).

. «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто- нибудьдругой» {А.П. Чехов).

. «Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело» (Августин).

. «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» (Э. Селсдон).

Три способа «испортить» ребенка:

1. Видим, что он ведет себя плохо и безответственно, и не реагируем подходящим способом.

2. Делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам.

3. «Вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.

Парадокс: сначала ребенка учат ходить и говорить, потом — сидеть и молчать.

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.