Классификация проектов по назначению. Типы и виды проектов

Проект имеет ряд только ему присущих признаков, наличие которых поможет осуществить эффективную реализацию проекта. Основными признаками проекта являются:

изменение состояния проекта для достижения его цели;

ограниченность во времени;

ограниченность ресурсов;

неповторимость.

Опыт управления проектами невозможно применять "вслепую", перенося от одних проектов в другие, поэтому целесообразно иметь классификацию проектов.

Любая классификация позволяет формировать системный взгляд на те или иные объекты (проблемы, процессы и т.д.).

К основным свойствам проекта, вытекающие из его признаков и по которым они могут быть классифицированы на типы, относятся: масштаб проекта, его размер, количество участников и степень воздействия на окружающую среду (смотреть табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Классификация проектов

Классификационный признак

Виды проектов

Цель и характер деятельности

Коммерческие;

Некоммерческие.

Характер и сфера деятельности

Промышленные;

  • - Организационные;
  • - Экономические;
  • - Социальные;
  • - Исследовательские.

Масштаб и размер проекта

Большие;

  • - Средние;
  • - Малые.

Степень сложности проекта

Простые;

  • - Сложные;
  • - Очень сложные.

Состав и структура проекта

Моно проекты;

  • - Мультипроекты;
  • - Мегапроекты.

Уровень альтернативности

Взаимоисключающие;

  • - Альтернативные по капиталу;
  • - Независимые;
  • - Взаимовлияющие;
  • - Взаимодополняющие.

Продолжительность проекта

Краткосрочные;

  • - Среднесрочные;
  • - Долгосрочные.

Средние проекты - это проекты, что включают работы по проектированию и строительству предприятий, освоения и обустройства небольших месторождений полезных ископаемых (нефтяных, газовых, угольных), если их проектирование ведется на основе типовых проектных решений, а строительство осуществляется комплектно-блочным методом. Суть его в том, что большая часть строящегося, изготавливается не в строительной площадке, а на мощностях подрядчика (производителя конструкций).

Большие проекты выполняются по целевым народнохозяйственными программами и содержат в себе много мультипроекты, объединенных общей целью, используемыми ресурсами и единым планом-графиком разработки и реализации. Такие программы могут быть международными, региональными, отраслевыми, межотраслевыми и др.

Они формируются и координируются на макроуровне, как правило, с участием государства.

Большие проекты характеризуются большими затратами, например, в американской практике - более 1 млрд. Долл., Источникам финансирования, большой трудоемкостью разработки проекта (более 2 млн. Человеко-часов) и строительства (15-20 млн. Человеко-часов). Срок реализации крупного проекта выходит за пределы 5-7 лет.

К крупным проектам, например, можно отнести проекты создания магистральных трубопроводов, строительства атомных электростанций, комплексного освоения крупных месторождений полезных ископаемых и т.п.

По степени сложности различают проекты простые, сложные и очень сложные.

По классу проекта (составом и структурой самого проекта и его предметной области) существуют следующие проекты:

монопроекты - это отдельные проекты различных типов, видов и масштабов;

мультипроекты - комплексные проекты, состоящие из ряда монопроекты и требуют применения багатопроектного управления;

мегапроекты - целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, которые включают ряд моно и мультипроекты .

Как правило, мега и мультипроекты относятся к сложным или очень сложных проектов.

Кроме того, проекты делятся на:

  • 1) взаимоисключающие (альтернативные) проекты - это проекты, которые осуществляются, если невозможно или нецеленаправленным является осуществление других проектов;
  • 2) альтернативные по капиталу - проекты, которые осуществляются в том случае, когда каждый из них не может быть совершенным без использования финансовых средств, необходимых для осуществления других проектов;
  • 3) независимые проекты - проекты, которые осуществляются в том случае, когда результаты реализации одного не влияют на результаты реализации других, и любая информация о параметрах одного не изменяет информацию о результатах других;
  • 4) взаимовлияющие - проекты, которые осуществляются в том случае, если при их совместной реализации возникают вспомогательные (системные, синергетические, эмерджентные) положительные или отрицательные эффекты, но не выявляются при реализации каждого из проектов в отдельности;
  • 5) взаимодополняющие - это проекты, которые осуществляются в том случае, если за каким-либо причинам они могут быть приняты или отвергнуты только одновременно .

По продолжительности проекта или по срокам реализации различают:

краткосрочные проекты (до 3 лет);

среднесрочные (от 3 до 5 лет);

долгосрочные (свыше 5 лет).

В зависимости от цели проекта (получение прибыли или социального эффекта) различают коммерческие и некоммерческие проекты.

По характеру и сферой деятельности проекты подразделяются на экономические, промышленные, социальные, организационные и исследовательские. Но каждый из данных видов проектов имеет общие признаки. Это точно очерчены и сформулированные цели, последовательное их исследования, уникальность, ограниченных, координированное использование взаимосвязанных действий и т.п.

При этом следует определить сущность управления проектами.

Управление проектами - это синтетическая дисциплина, объединяющая специальные и надпрофессиональных знания. Специальные знания отражают особенности той сферы деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, экологические, исследовательские, организационные и т.п.).

Особенности проектной деятельности: значительный период от начала реализации проекта до его завершения; большое количество участников; сложный характер проектной деятельности, проект составляет совокупность простых, "элементарных" форм (технической, научной, коммерческой, производственной, строительной, финансовой и т.д.).

Учитывая приведенное предлагаем следующее определение понятия "управление проектом": это деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, средств (ресурсов) и качества конечных результатов.

Специалисты Института управления проектами (США) предложили такую трактовку термина "управление проектом": это искусство управлять и координировать людские и материальные ресурсы в течение жизненного цикла проекта, применять системы современных методов и техники управления и минимизации рисков для достижения определенных в проекте результатов по составу и объемам работ, стоимости, времени, качеству и удовольствием участников .

На сегодня управление проектами - это признанная во всем мире методология решения организационно-технических проблем, это философия руководства проектами. Условия рынка становятся более привередливыми, повышаются темпы изменений, происходящих.

Таким образом, определяем, что управление проектами - это процесс управления командой, ресурсами проекта с помощью специальных методов и приемов с целью успешного достижения поставленной цели.

При этом основные принципы построения эффективной системы контроля проектной деятельности включают: систему информирования о состоянии проекта, четкие планы и отчеты, системы анализа фактических показателей и тенденций, системы немедленного реагирования.

Эффективность реализации проекта во многом зависит от членов проектной команды, от их взаимодействия как внутри своего коллектива, так и с окружающей средой.

Типы проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить на:

  • 1. технический (проект строительства бизнес-центра);
  • 2. организационный (проект перестройки системы высшего образования);
  • 3. экономический (проект финансовой стабилизации России);
  • 4. социальный;
  • 5. смешанный (проект ликвидации запасов ядерного оружия).

Организационный проект. Характеризуется тем, что цели определены заранее, однако количественные и качественные результаты определить очень трудно, т.к. они связаны с организационным улучшением системы; срок и продолжительность задаются предварительно; ресурсы предоставляются по мере возможности; расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировки по мере продвижения проекта.

Экономический проект. Обладает своими особенностями: цель - улучшение экономических показателей функционирования системы; главные цели намечаются предварительно, но требуют корректировки по мере продвижения проекта; то же самое относится и к срокам проекта; ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере выполнения проекта.

Социальный проект. Отличаются тем, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная оценка затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития, полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы.

Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако, у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проектах по разработке программного обеспечения часто выделяются такие этапы как осознание потребности в информационной системе, формулирование требований, проектирование системы, кодирование, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако, наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.

Формулирование проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения.

Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов.

Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы.

Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект "А", а не проект "В", организация отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект "В".

Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта. Системы для планирования и управления проектами на этой стадии как правило используются в ограниченном виде, поэтому, мы не будем более подробно останавливаться на данных методах в этой книге.

Планирование. Планирование в том или ином виде производится в течении всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана.

Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов.

Как правило план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

Осуществление. После утверждения формального плана на менеджера ложиться задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ.

Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов.

Завершение. Рано или поздно, но проекты заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику. Как бы то ни было, но когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения.

В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или контракта. Может быть необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива.

Для примера можно рассмотреть проект реконструкции телевизионного центра в Останкино, который включает в себя реконструкцию телевизионного техцентра московского телевещания, создание медиа-центра и развитие региональной телесети. Общая стоимость реализации инвестиционной программы проекта - 173,7 млн. $, собственных средств нет. Вид инвестиций - прямые, срок окупаемости проекта - 45 месяцев. Данный проект по типу является смешанным.

Выходные данные сборника:

К вопросу о классификации проектов в проектном управлении

Коньшунова Анна Юрьевна

канд. экон. наук, начальник отдела маркетинга Омского филиала ОАО «Ростелеком», РФ, г. Омск

E-mail:

ON THE QUESTION OF PROJECTS’ CLAASIFICATION IN PROJECT MANAGEMENT

Anna Konshunova

candidate of economic sciences, Head of Marketing Department in Omsk Branch of OJSC Rostelecom, Russia Omsk

АННОТАЦИЯ

Управление проектами в нашей стране на протяжении последних лет широко применяется в различных сферах деятельности и отраслях экономики Применение классификации проектов как основы структурного видения позволяет оптимизировать методы и средства управления конкретными проектами и повысить эффективность их реализации.

ABSTRACT

Project management is widely used in our country during the last years in different spheres of business and sectors of economy. Using projects’ classification as the basis of structural vision will allow the optimization of methods and means of certain projects’ management and will increase their performance efficiency.

Ключевые слова : управление проектами; проекты; виды проектов.

Keywords : project management; projects; types of projects.

Управление проектами в нашей стране получает все более широкое распространение. Проекты, с которыми организациям приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно многообразны. Они могут отличаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, степени сложности, влиянию результатов и т. п. Для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного вида проекта.

Классификация проектов - важная составляющая процесса управления проектами в компаниях, где присутствует портфель проектов. Она позво­ляет стандартизировать терминологию, упростить взаимопонимание между всеми участниками. В различных источниках встречаются разные подходы к такого рода классификации.

По ряду классификационных оснований у большинства исследователей отсутствуют разногласия. Это касается выделения видов проектов по следующим критериям:

1. По масштабу (размеру проекта): малые, средние, мегапроекты.

Под «масштабом проекта» понимают, как правило, объемы финансирования проекта, размеры проекта, количество участников и степень влияния на окружающий мир. Разделение проектов на проекты с большими, средними, малыми затратами может быть отдельно осуществлено только по критерию объема необходимых финансовых ресурсов .

Оценка масштабов проекта является во многом субъективной процедурой, отражающей взгляд участников на проект. Этот взгляд во многом определяется и степенью участия конкретного лица, и престижностью проекта, и ресурсным потенциалом его участников. Выбор критериев масштаба проекта также определяется конкретной ситуацией. Так в зависимости от отрасли, масштабов деятельности компании-исполнителя и страны, в которой реализуется проект, уровни финансирования для проектов одного и того же типа будут существенно отличаться.

2. По срокам реализации (длительности проекта, продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Исследователи расходятся при этом в количественной оценке сроков отнесения проектов к данным выделенным типам. Так краткосрочные проекты ограничивают либо 1 годом , либо 3 годами , а долгосрочные соответственно превышают 3 года, либо 5 лет.

3. По сложности (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.

Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. На практике встречаются варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности, например использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др. - все это суть проявления сложности проектов. Косвенным признаком сложности проекта может также являться удельный вес затрат на его прединвестиционную проработку. Сложный, с точки зрения его участника, проект предопределяет более пристальное внимание к предварительным исследованиям приемлемости участия в нем и, как следствие, большие затраты.

4. По классу/типу (по составу и структуре проекта и его предметной области; сфокусированности на одном или нескольких результатах; по требованиям к ограниченности ресурсов совокупности проектов): монопроект, мультипроект. Во многом отнесение проекта к классу монопроекта зависит от точки зрения. Например, строительство многоквартирного дома подрядчиком может рассматриваться как монопроект, но в инвестировании такого рода проекта бывает задействовано значительное количество частных инвесторов, и для них этот проект будет представляться мультипроектом.

5. По виду проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный/комбинированный.

Интересным представляется подход В.Н. Фунтова , при котором с точки зрения природы проекта они разделяются на инвестиционные (подразумевающие использование внутренних или внешних по отношению к компании инвестиций и предполагающие их обязательный спланированный и своевременный возврат и увеличение) и неинвестиционные (подразумевающие использова­ние внутренних или внешних затрат и не предполагающие их непосредственного возврата). А разделение проектов на учебно-образовательные, проекты исследований и стратегического развития, инновационные и комбинированные осуществляется автором по другому классификационному основанию.

6. По типу проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, по функциональной направленности): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. В данном случае подразумевается доминирующая составляющая проекта, так как любой проект имеет и техническую, и организационную, и экономическую, и социальную составляющие .

Неоднозначным является вопрос о включении в данный перечень маркетинговых проектов. Большинство исследователей не выделяет их в данной классификации, некоторые (например ) выделяют. Третьи включают маркетинговые проекты в разделение по другому классификационному основанию.

Необходимо отметить позицию Г. Дитхелма , при которой проекты в целом делятся на технические проекты и нетехнические. При этом технические проекты (строительные, космические, касающиеся исследований и разработок) часто имеют детерминированную природу, ориентированы на законы естественных наук. Нетехнические проекты (реорганизационные, маркетинговые, прочие деловые проекты) имеют меньшую степень риска, неудача проявляется преимущественно в форме финансовых убытков.

7. По географическому признаку (характеру проекта; уровню участников) : международные, отечественные (национальный). Далее отечественные проекты еще более детализируются.

Обобщенные результаты анализа вышеуказанных классификаций приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Виды проектов

Классификационные признаки

Типы проектов

По масштабу

Малый; Средний; (Крупный)*; Мегапроект (Очень крупный / Большой)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 13

По срокам реализации

Краткосрочный; Среднесрочный; Мегапроект (Долгосрочный)

1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11

По сложности

Простой; Сложный (Организационно сложный, Технически сложный, Ресурсно сложный, Комплексно сложный); Очень сложный

1, 2, 3, 4, 9, 11, 12, 13

По классу/типу

Монопроект; Мультипроект; (Мегапроект)

2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 13

По виду проекта

Инвестиционный; Инновационный; Научно-исследовательский; Учебно-образовательный; Смешанный /комбинированный

По типу / функциональной направленности

Технический / (научно-технический); Организационный; Экономический; (Маркетинговый); (Юридический); (Экологический); Социальный; Смешанный

2, 3, 4, 5, 7, 11, 13

По географическому признаку

Международный; Отечественный /национальный (региональный, городской, межотраслевой, отраслевой, корпоративный, ведомственный, проект одного предприятия)

*Типы проектов, указанных в скобках, выделяют не все исследователи

Мы не останавливаемся на детальном описании данных проектов, так как достаточно полно они освещены в вышеуказанных источниках. Интересным представляется рассмотрение классификаций проектов, которые встречаются у небольшого числа исследователей, но могут быть полезны в практической деятельности организаций.

По требованиям к качеству и способам его обеспечения : бездефектный, модульный, стандартный. В бездефектных проектах в качестве доминирующего фактора выступает повышенное качество, стоимость их весьма высока; примером может являться проект строительства атомной электростанции. Модульные проекты используются, как правило, для промышленных объектов, сооружаемых в труднодоступных, отдаленных районах с неразвитой производственной и социальной инфраструктурой. Крупные строительно-технологические блоки будущих объектов изготавливаются не на месте эксплуатации, а доставляются к нему готовыми.

По степени известности проблемы : традиционные и нетрадиционные. Условное понятие «традиционные проекты » подразумевает некоторую повторяемость, хотя каждый такого рода проект в определенной степени уникален, его основные характеристики совпадают. При осуществлении традиционных проектов имеется возможность опираться на уже известную технологию и планирование результатов. Например, строительная компания каждый раз создает новые объекты, однако сами процессы прединвестиционных исследований, разработки проектной документации, строительства и сдачи объекта в эксплуатацию не являются для участников проекта чем-то неизведанным. Нетрадиционные проекты , как правило, являются для участников проекта принципиально новым явлением, предполагающим максимальную степень неопределенности. Нетрадиционные проекты появляются как ответ на неожиданные ситуации и требуют немедленного и радикального реагирования. К нетрадиционным проектам также относят чрезвычайно крупные проекты в момент их первого испытания (например, создание атомной бомбы, космические проекты). В случае успеха такие проекты в дальнейшем становятся традиционными.

Существуют альтернативные варианты разделения проектов по степени новизны, новаторства/рутинности . Один из них предполагает следующие виды проектов в зависимости от степени новизны (неопределенности) целей проекта и процесса их достижения: проекты, новые по отношению к бизнесу компании или исполнителю; проекты, родственные бизнесу компании или исполнителю; повторяющиеся проекты; типовые проекты.

По принадлежности к предприятию : внешние, внутренние. При реализации внутренних проектов заказчики и исполнители принадлежат к одной и той же организации. Внутренними могут быть проекты по улучшению качества, разработке продукта, изменению организационной структуры и т. п. К внешним относятся проекты, в которых исполнитель или заказчик не являются сотрудниками данной организации. Внешние проекты могут выполняться на основании официального договора, либо по неформальному соглашению.

По уровню организации (внутри компании) : локальные, корпоративные. Локальные проекты реализуются на уровне структурного подразделения, филиала; корпоративные - на уровне компании в целом.

По степени зависимости проектов : независимые, зависимые. Для независимы х проектов отсутствуют какие-либо технологические ограничения на последовательность их выполнения и моменты начала, кроме ресурсных ограничений. Для зависимых проектов задан сетевой график, отражающий допустимую последовательность реализации проектов.

По способам и источникам финансирования : внутренние источники; дополнительные средства владельцев бизнеса; кредиты (займы); госбюджетное финансирование; смешанные источники финансирования.

По отношению к стратегии компании возможны два варианта классификации . Согласно первому из них проекты делятся на проекты, включенные в стратегический план, дополняющие стратегию, не укладывающиеся в стратегию. Такая классификация возможна, если у компании есть миссия и видение бизнеса, которые документированы и структу­рированы в стратегии предприятия на конкретный срок. Иной вариант классификации, связанной со стратегий, включает подразделение на стратегические, оперативные и вспомогательные проекты.

По характеру целевой задачи проекта : антикризисный; маркетинговый; образовательный; реформирование / реструктуризация; инновационный; чрезвычайный.

По главной причине возникновения проекта : открывшиеся возможности; чрезвычайная ситуация; необходимость структурно-функциональных преобразований.

По цели проекта : прирост объема продажи товаров (услуг); увеличение доли компании на рынке; расширение (обновление, сокращение) ассортимента товаров (услуг); повышение качества товаров (услуг) компании; снижение издержек обращения товаров (затрат на услуги) компании; решение общественно-значимых проблем (политических, социальных, благотворительных, экологических и др.).

По месту в структуре бизнес-процессов компании : проекты развития бизнеса; обеспечивающие проекты; контрактные (производственные) проекты.

Четыре основные категории проектов : проекты в области инженерно-строительных, строительных/ нефтехимических, добывающих и карьерных работ; промышленные проекты для разработки новой продукции или для производства частей оборудования; управленческие проекты; научно-исследовательские проекты.

С точки зрения специфики предметных областей : терминальные проекты (имеющие конечную цель и четко ограниченный жизненный цикл); развивающиеся проекты (не имеющие на момент инициации конечных целей); открытые проекты (отсутствие четко заданных и неизменных целей, жизненный цикл не ограничен); мультипроекты.

Некоторые из рассмотренных выше классификаций носят дискуссионный характер. Так, на наш взгляд, спорным является выделение проектов по целям возникновения, т. к. данное основание уже содержится в классификации по функциональным областям. Основания «по характеру целевой задачи проекта» и «по главной причине возникновения проекта» могут быть объединены в силу их значительного смыслового сходства. Четыре основные категории проектов, выделяемые Д. Локком , не охватывают весь круг возможных проектов.

Таким образом, мы рассмотрели варианты классификационных оснований и видов проектов в проектном управлении - как наиболее распространенные, так и редко встречающиеся. Каждая из классификаций имеет свои достоинства и ограничения в применении. Организация может использовать собственный набор принципов классификации проектов. Комплексная классификация, учитывающая одновременно несколько критериев, позволит систематизировать портфель проектов компании, предложить принципы отбора проектов, помочь участникам легче понять специфику проектов, в которых они работают.

Список литературы:

1.Абдикеев Н.М. Информационный менеджмент. Учебник. Издательство: Инфра-М. 2010 г., - 400 с.

2.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: Научно-практическое издание. М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.

3.Володин В.В. «Управление проектами». /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. - 181 с.

4.Воропаев В.И. Управление проектами в России. М.: «Аланс», 1995. - 225 с.

5.Гейзлер П.С. Управление проектами: Учеб. пособие / П.С. Гейзлер, О.В. Завьялова. Мн.: БГЭУ, 2005. - 255 с.

6.Дитхелм Г. Управление проектами. В 2. Т. 1: пер. с нем. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. - 400 с.

7.Куправа Т.А. Управление проектами. Вводный курс: Учеб. пособие. М.: изд-во РУДН, 2008. - 121 с.

8.Локк Д. Основы Управления проектами / Пер. с англ. М.: «HIPPO», 2004. - 253 с.

9.Управление проектами: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур [и др.]; под общ.ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро 5-е изд., перераб. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 960 с.: ил., табл. - (Современное бизнес-образование)/

10.Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. М.: ПМСОФТ, 2005. - 206 с.

11.Полковников А.В. Управление проектами / Полковников А.В., Дубовик М.Ф. М.: Эксмо, 2011. - 528 с. - (Полный курс МВА),

12.Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 240 с.: ил.

13.Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2008. - 336 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

14.Управление проектами. Основы проектного управления: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. М.Л. Разу. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2011. - 768 с.

Проекты, реализуемые в различных областях, разными специалистами имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного типа или вида проекта.

Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные ее варианты:

1.3.1. Типы проектов

Различаются по сферам деятельности, в которых осуществляется проект:

1. Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т. д.);

2. Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);

3. Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);

4. Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);

5. Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, – к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.).

1.3.2. Классы проектов

Различаются по составу, структуре и предметной области проекта:

1. Монопроекты – отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты) ;

2. Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления);

3. Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно – и мультипроектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т. д.).

1.3.3. Масштабы проектов

В американской практике существует деление проектов по масштабности:

1. Малые проекты – капиталовложения до $10-15 млн.; трудозатраты 40-50 тыс. человеко-часов. Примеры: опытно – промышленные установки, небольшие промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

2. Мегапроекты – целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Отличительные черты: капиталовложения – от $ 1 млрд. и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) – обычно консорциум фирм, трудоемкость – 2 млн. человеко-часов – на проектирование, 15- 20 млн. человеко-часов – на строительство, 5 -7 и более лет – срок реализации.

1.3.4. Виды проектов

Различаются по характеру предметной области проекта:

1. Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;

2. Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций;

3. Научно – исследовательский;

4. Учебно-образовательный;

5. Смешанный.

1.3.5. По длительности

1. Краткосрочный – до 3-х лет;

2. Среднесрочный – от 3-х до 5-ти лет;

3. Долгосрочный – свыше 5-ти лет.

Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.

По доминирующей деятельности

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

По предметно-содержательной области

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру координации

Проект с открытой , явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.

По количеству участников

Личностные (индивидуальные) - один участник

Парные - два участника

Групповые (коллективные) - более двух участников

По продолжительности выполнения

Краткосрочные - до недели

Средней продолжительности - от недели до месяца

Долгосрочные - от одного до нескольких месяцев

По объекту проектирования

Морфологические - проектирование вещей

Социальные - проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

Экзистенциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы