Пошаговое описание техники съемки с «проводкой. Съемка с проводкой

В первую очередь необходимо выбрать, каким образом вы будете снимать движущийся объект. Существует два подхода: четкая фиксация момента движения объекта или создание «размытости» для передачи ощущения движения на снимках. Ваш выбор зависит от того, какую историю вы хотите рассказать зрителям в своем снимке. Снимок, запечатлевший эмоции теннисиста во время игры в виде статичного изображения, несет совершенно другой посыл нежели снимок, на котором динамика стремительного движения игрока на корте будет передана посредством размытия. Обе фотографии могут получиться в равной степени выразительными.
Какой бы камерой вы ни пользовались, различные приемы помогут вам красиво запечатлеть движение, создать оригинальные творческие работы и показать целую историю в своих фотографиях. Брайн Ворли (Brian Worley), наставник Canon, расскажет, как максимально эффективно использовать возможности вашей камеры. Он также поделится полезными советами по съемке на видеокамеру LEGRIA и объяснит, каким образом следует выполнять печать динамических изображений, полных движения, на принтере PIXMA.

Техника съемки движущихся объектов камерой EOS

Существует несколько приемов создания динамических изображений движущихся объектов с помощью цифровой зеркальной камеры EOS, включая следующие техники съемки.

Использование длительной или короткой выдержки
Съемка с проводкой движущихся объектов
Съемка мультиэкспозиции

© Francesco Maria Garbugli - Лицензия Creative Commons «с указанием авторства», без возможности создания производных работ

При съемке движущихся объектов необходимо также использовать соответствующие режимы автофокусировки. В большинстве случаев целесообразно использовать режим непрерывной съемки, который позволяет быстро создавать серии снимков.

Начало работы

Установка выдержки затвора

То, каким образом движение будет запечатлено на ваших снимках, зависит в первую очередь от установленной выдержки затвора. Более короткие выдержки позволяют фиксировать движение объекта, в то время как более длительные выдержки позволяют передавать движение с помощью размытия. Однако при выборе значения выдержки важно учитывать скорость движения объекта съемки. Для фиксации движения гоночного автомобиля требуется более короткая выдержка, чем для передачи на снимке движения идущего человека.

Время, в течение которого затвор камеры остается открытым, измеряется в секундах, или, чаще всего, в долях секунды. Если затвор камеры остается открытым на более короткий промежуток времени, камера создает статичное изображение движущегося объекта.

Значение выдержки можно выбрать, если на камере установлен режим приоритета выдержки (Tv) и ручной режим (M).

Поверните диск установки режима на цифровой зеркальной камере EOS в положение режима Tv (или M), затем выберите значение выдержки с помощью главного диска управления, расположенного рядом с кнопкой спуска затвора.

Короткая выдержка затвора составляет обычно 1/500 секунды или выше. На некоторых моделях камер EOS скорость срабатывания затвора может достигать 1/4000 секунды или даже 1/8000 секунды.

Если вы хотите передать на снимке движение объекта с помощью размытия, необходимо установить более длительную выдержку. Как правило, длительная выдержка затвора составляет 1/30 секунды и ниже, хотя на некоторых камерах EOS длительность выдержки затвора может достигать 30 секунд.

Фил Чиорин (Phil Chiorean), «Зима» (Winter) - Лицензия Creative Commons «с указанием авторства», без возможности создания производных работ

Режим «Спорт» для начинающих фотографов

Режим «Спорт», доступный на камерах EOS и многих других камерах Canon, идеально подходит для автоматической фиксации движения во время съемки быстродвижущихся объектов и спортивной фотосъемки.

Выбор этого режима приводит к оптимизации стандартных настроек камеры для съемки и отслеживания движущихся объектов, а также выполнения непрерывной съемки.

При съемке отдаленных объектов, например, во время динамичных спортивных соревнований, достаточно часто используются объективы с более длинным фокусным расстоянием. В режиме «Спорт» камера автоматически оптимизирует выбранную выдержку затвора для используемого объектива.

При использовании режима «Спорт» камера не фиксирует фокус, когда кнопка спуска затвора нажата наполовину. Вместо этого камера будет отслеживать объект во время его приближения, удаления и перемещения в пределах кадра.

Для того чтобы камера могла эффективно выполнять отслеживание объекта, лучше всего сначала расположить объект в центре кадра, отображаемого в видоискателе.

Это также позволит заранее начать отслеживание объекта, т.е. до того, как объект займет идеальное положение в кадре.

Длиннофокусные объективы

Длиннофокусные объективы выполняют съемку с более узким углом обзора, чем угол зрения человеческого глаза. Обычно такие объективы используются для съемки спортивных событий и дикой природы. При съемке на объективы с более длинным фокусным расстоянием отдаленные объекты выглядят в кадре значительно больше, что позволяет приблизиться к действию. Объективы с фокусным расстоянием, превышающим 70 мм относятся к длиннофокусным объективам или телеобъективам.

Используйте карту памяти большого объема с высокой скоростью записи и чтения

Для съемки движущихся объектов на камеру EOS лучше всего использовать режим серийной съемки. Это позволит вам не упустить лучший кадр. Ознакомьтесь с несколькими полезными советами, приведенными ниже.

Установите на камере высокоскоростную серийную съемку в качестве режима работы затвора для создания серии снимков при нажатой кнопке спуска затвора.

Используйте карты памяти большого объема с высокой скоростью записи, чтобы камера могла снять как можно больше снимков за один сеанс съемки.

Установите на камере режим съемки изображений в формате JPEG для максимального увеличения длины серии при серийной съемке.

Съемка с проводкой - перемещение камеры одновременно с движением объекта

Отслеживание объекта съемки во время его движения с помощью камеры называется «съемка с проводкой». Освоение этого приема может занять некоторое время, поэтому старайтесь практиковаться регулярно.

Деннис ван Зёйлеком (Dennis van Zuijlekom), Спринт (Sprint) - Лицензия Creative Commons «с указанием авторства», создание производных работ запрещено

Съемка велосипедистов во время движения –– это отличный способ совершенствовать свои навыки. Для создания идеального снимка с проводкой необходимо перемещать камеру с той же скоростью, что и главный объект съемки, чтобы зафиксировать его движение на снимки и одновременно получить размытый задний план, передающий динамику и скорость движения. Если вы фотографируете какое-либо транспортное средство в движении, то именно колеса на снимке будут создавать ощущение этого движения, корпус же получится четким на гладком, размытом фоне.

Съемку с проводкой можно также использовать для съемки разнообразных движущихся объектов, например, гоночных автомобилей на треке. Сочетание резкого изображения автомобиля и размытого заднего плана создает на снимке ощущение скорости.

Для съемки объектов, движущихся с меньшей скоростью, рекомендуем использовать режим приоритета выдержки (Tv) и устанавливать значение выдержки самостоятельно.

Попробуйте что-нибудь новое: передача движения с помощью размытия при зумировании

Серийная съемка с зумированием или размытие с зумированием - это фотографический эффект, позволяющий передавать ощущение движения на снимке. Вы легко можете применить его на практике во время съемки на цифровую зеркальную камеру EOS с зум-объективом, в том числе с использованием штатива.

© Doug Wheller (Дауг Веллер)–Обои, созданные с помощью серийной съемки с зумированием–Некоммерческая лицензия ShareAlike «с указанием авторства», без внесения изменений

Для получения такого эффекта камера выполняет «наезд» или «отъезд» в момент съемки с длительной выдержкой, создавая размытие из центра к краям кадра.

В зависимости от выбранного способа съемки ваш снимок будет наполнен экспрессией движения или получится абстрактным. Для получения наилучших результатов экспериментируйте, выбирая разные моменты для съемки. Если вы только начинаете осваивать такой прием съемки, ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями.

Выберите режим Tv на цифровой зеркальной камере EOS и установите выдержку в диапазоне от 1 до 4 секунд.

Выполните «наезд» на объект съемки до максимального увеличения и сфокусируйтесь на объекте. Зафиксируйте фокус, нажав на камере кнопку фиксации автофокусировки AF-ON.

Если у вас нет штатива, прислонитесь к какой-нибудь опоре, чтобы вам было легче держать камеру ровно.

Теперь выполните «отъезд» без смещения фокуса до максимально широкого угла обзора, при котором вы планируете сделать снимок.

Нажмите кнопку спуска затвора и снова выполните «наезд», пока объект съемки не заполнит собой весь кадр. Старайтесь, чтобы зумирование происходило максимально плавно.

Узнайте о возможностях объективов Canon, перечисленных ниже.

EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM

Компактный телеобъектив позволит вам почувствовать себя в центре событий. Стабилизатор изображения предотвращает размытость изображения, возникающую вследствие случайных движений камеры. Технология STM обеспечивает плавную и бесшумную фокусировку при съемке видео.

EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM

Усовершенствованная технология стабилизатора изображения (IS) с эффектом, эквивалентным трем ступеням выдержки делает объектив EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM идеальным зум-телеобъективом для съемки в условиях недостаточной освещенности и при длительной выдержке без сотрясения камеры

Приоритета выдержки (Tv) или Ручная экспозиция

Если вы хорошо владеете расширенными функциями вашей камеры EOS, попробуйте поэкспериментировать с режимом приоритета выдержки (Tv), который позволяет фиксировать движения объекта съемки или создавать красивое размытие.

Фред Манкозу (Fred Mancosu), Рок-н-Ролл (Roll n’ Rock) - Лицензии Creative Commons «с указанием авторства», без возможности создания производных работ

Режим ручной экспозиции (M) обеспечивает полный контроль над экспозицией, поэтому его предпочитают использовать некоторые профессиональные фотографы. Для получения наилучших результатов попробуйте сделать ряд снимков с различными настройками и определить, какие из них подходят под ваш стиль фотосъемки.

Режим стабилизации изображения 2 для съемки с проводкой

Многие длиннофокусные объективы Canon имеют несколько режимов работы стабилизатора изображения; по возможности выберите «Режим 2» с помощью переключателя на боковой части объектива для выполнения съемки с проводкой. Помните:

съемку с проводкой можно выполнять в любом направлении: горизонтальном или вертикальном.

Отслеживание объекта при съемке с проводкой лучше всего начинать до нажатия кнопки спуска затвора и продолжать в течение некоторого времени уже после завершения экспонирования. Это позволит обеспечить стабильную скорость движения камеры во время съемки с проводкой.

Если вы используете объектив со стабилизатором изображения, не оснащенного переключателем режимов, то обычно объектив сам определяет направление движения камеры во время съемки с проводкой и автоматически переключает стабилизатор изображения в «Режим 2».

Съемка в режиме мультиэкспозиции

Некоторые из последних моделей камер EOS, например, EOS 7D Mark II и EOS 5D Mark III, также оснащены функцией мультиэкспозиции. Эту функцию можно использовать в режиме серийной съемке, чтобы запечатлеть несколько этапов развития события в одном кадре.

Встроенный режим мультиэкспозиции лучше всего подходит для съемки сцен со светлым задним планом и темным объектом или темным задним планом и светлым объектом.

Интервальная съемка

Движение - это не только быстродвижущиеся объекты и стремительно развивающиеся события; в режиме интервальной съемки камера снимает определенное количество кадров через заданные интервалы для создания эффекта ускорения движения или времени. При воспроизведении интервальной записи облака на небе, к примеру, будут двигаться очень быстро. В коротких интервальных видеозаписях объекты съемки движутся гораздо быстрее, а события развиваются очень динамично.

Чтобы создать интервальный видеоклип, необходимо сделать целую серию кадров, запись которых выполняется через заданные интервалы времени. Существует три способа управления процессом съемки.

Вы можете использовать программное обеспечение EOS Utility, чтобы сделать серию снимков через заданные интервалы времени, подключив камеру к ПК или Mac с помощью кабеля для удаленного управления кнопкой спуска затвора.

С некоторыми моделями камер EOS можно также использовать пульт дистанционного управления Canon TC-80N3 с таймером для нажатия кнопки спуска затвора через запрограммированные интервалы.

В меню камеры EOS 7D Mark II есть встроенный таймер, который вы можете использовать для установки интервалов времени, через которые камера будет делать снимки.

После создания серии снимков для интервальной записи необходимо объединить все эти снимки в один видеоклип. Объективы Canon, которые особенного хорошо подходят для интервальной съемки, приведены в списке ниже.

EF 70-200mm f/4L IS USM

Компактный, маневренный и легкий. Объектив EF 70-200mm f/4L IS USM - это телеобъектив, который оборудован лучшей оптикой серии L и имеет исключительное оптическое качество и превосходные эксплуатационные характеристики.

EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Объектив EF 70-200mm f/2.8L IS II USM - это мощный зум-телеобъектив, созданный для профессионального использования. Он имеет ударопрочную конструкцию, оснащен стабилизатором изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, и специальными линзами.

Загрузите ваши снимки в Галерею.

Если вы решились запечатлеть жизнь в движении, почему бы не поделитесь своими снимками со всем миром?

Съемка с проводкой, очень старый, но актуальный прием для передачи динамичности сюжета на фотографии. Снимки сделанные с проводкой выгодно отделяют объект съемки от окружающего статического пространства смазывая задний фон на фотографии.

Из приведенного примера думаю понятно как выглядит результат такой фотосъемки. Конечно передать движение можно и "сюжетно" поймав объект съемки в момент прыжка, уловить момент когда из под колес будет лететь пыль и так далее, но статья не об этом, а именно о съемке с проводкой.

Что собой представляет данный прием. Съемка ведется на длинных выдержках 1/30 - 1/125, подбирается в зависимости от скорости движения объекта и степени желаемого смазывания второстепенных деталей. Естественно при таких выдержках быстро движущийся объект попросту будет смазан, как на примере ниже.

При использовании коротких выдержек от 1/500, мы просто заморозим всяческое движение в кадре, и эффекта съемки в проводку естественно не получим. Так на примере ниже непонятно, едет или стоит мотоцикл.

Такую остановку движения легко получить используя предустановленный режим "спорт", очень полезный режим для съемки, но не подходит для съемки в проводку. Пример использования очень коротких выдержек или режима "спорт".

Теперь техническая сторона. Залогом качественного снимка является плавность ваших движений. Поймав объект фотосъемки в видоискатель вы как снайпер нацеливаете на определенную точку объекта и как в прицел начинаете сопровождать объект съемки, "выстрел" делаем также плавно и аккуратно при этом продолжая проводку камеры за объектом. Также полезно будет использовать и серийную съемку и естественно следящий автофокус (Настройки камеры и включение режимов смотрите в документации к вашей камере). Конечно будут и неудачные снимки из-за рывков, из-за не четкого удержания объекта фотосъемки в видоискателе. Пример таких ошибок на фото ниже.

Использовать фотосъемку с проводкой можно не только на "шустрых" зеркалках, но и достаточно "тормознутых" компактах. Особенностью мылниц является их медлительность, и даже если у нее есть предустановленные возможности съемки на коротких выдержках есть большая вероятность получить эффект "ушедшего поезда" наподобие примера ниже. Пока фотоаппарат думал, объект "убежал" за пределы кадра.

Как же это делается?

Первый шаг – установка подходящей выдержки. Скорость работы затвора должна быть такой, чтобы передать движение объекта, не заморозив его. Чаще всего она колеблется в пределах от 1/15 до 1/200 секунды: все зависит от скорости движения объекта съемки и условий освещения. Выдержка устанавливается вручную. Соответственно, снимать нужно либо в ручном режиме, либо в режиме приоритета выдержки.

Главное, не переусердствовать – слишком длинная выдержка может привести к полному размытию кадра.

Фокусировка

Второй шаг – фокусировка на объекте. Поскольку часто случается так, что движущийся объект или приближается к фотографу или отдаляется от него, я советую использовать режим фокусировки AI SERVO (AF-C) – так называемый «следящий» фокус. В этом режиме следит за движением объекта, и он попадает в фокус во время спуска затвора.

Обычно этот режим используют при серийной съемке движущихся объектов, однако для съемки с «проводкой» он также подходит.

Вспышка очень удобна для съемки с «проводкой». Техника работы с ней в движении такова – как только затвор откроется (как только вы нажмете на кнопку), «зажгите» вспышку, чтобы заморозить движение, а затем проведите камерой за объектом, как обычно.

Для начинающих вспышка будет большим подспорьем, поскольку при работе со вспышкой длину выдержки можно регулировать в режиме Bulb. Чтобы его активировать, переведите камеру в ручной режим (М) и установите выдержку до значения выше 30 секунд – на дисплее загорится слово “Bulb”. В этом режиме при нажатии кнопки спуска затвор поднимется и не будет опускаться до тех пор, пока вы вновь не нажмете на кнопку. Таким образом, от вас требуется просто установить мощность вспышки, а затем регулировать длину выдержки вручную, в зависимости от скорости движения объекта.

Решение возможных проблем

Если у вас ничего не получается, причины может быть две – вы либо подобрали неверную выдержку, либо не справляетесь с фокусировкой.

В первую очередь, следите за выдержкой – чем она длиннее, тем больше вероятность все размыть. Если кадр слишком размыт, сделайте выдержку короче.

Фокусировка может вызвать особую сложность в том случае, если вы фокусируетесь на объекте до того, как он достаточно к вам приблизится. Если возникла проблема с фокусом, установите в режим ручной фокусировки, прикройте диафрагму, сфокусируйтесь на конкретной точке и ждите, пока объект попадет в нее.

Съемка с проводкой - это прием, когда вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале – каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое – только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

Как вы знаете, диафрагма напрямую связана с выдержкой. В данном случае мы работаем с относительно длинными выдержками, что приводит к закрытой диафрагме. Это не проблема, большая глубина резкости поможет нам держать в кадре больше деталей. И немного прикроет от небольших ошибок автофокуса.

Используя приоритет диафрагмы, вы рискуете получить разброс значений выдержки от 1/15 до 1/60 (например, если на фоне объекта съемки проедет грузовик с очень темным или светлым корпусом).

Штатив

Если вы снимаете движение машины, штатив (или монопод) поможет избавиться от вертикальной шевеленки, обеспечивая вращение камеры только в горизонтальной плоскости.

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку – она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом – промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус – серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой – она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее - черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям – чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог - больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните – в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное – чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.

Меня всегда восхищали снимки с Формулы 1 и раллийных гонок, когда энергия и дух соревнований буквально читались в кадре. Движение, скорость автомобиля так здорово передавались за счет размытого заднего фона и совершенно четкого автомобиля.
Оказалось, чтобы так фотографировать, нужно использовать технику съемки «с проводкой». Информации об этой технике немного, но все же она есть — ссылки в конце поста.

Поэкспериментировал сам. Как оказалось, теоретическая основа этой техники достаточно проста, но вот чтобы научиться хорошо владеть ею, нужно очень долго практиковаться, да и во время самой съемки экспериментировать.
Сначала немного из теории — как я ее понимаю. Все мы знаем, что если снять движущийся объект с длительной выдержкой, то он непременно смажется. Фон, если статичен, при этом прорисуется четко.
Так вот – а вы не задумывались, что будет, если поменять систему координат? Пусть фон «движется», а главный объект замрет на месте! Чтобы еще лучше понять то, о чем я говорю, проведем следующую аналогию.
Все когда-нибудь ездили в поездах и любили наблюдать за проносящимся за окном пейзажем. Соответственно, если сделать фотографию человека на фоне этого окна мы получим размытый задний фон, но сам человек не смажется. Тоже самое будет, если мы сядем на карусель и будем снимать человека напротив или перед собой.

Техника съемки «с проводкой» фактически имитирует данные ситуации.

Вам нужно вести фотоаппарат за главным объектом съемки.

Чем «синхроннее» у вас это получается – тем лучше! Вот это главное правило съемки в проводку!

(Пусть не обижаются на меня знатоки русского языка, но кроме как использовать слово «синхроннее», я ничего лучшего не придумал)
Фактически что у нас получается:

  • Вы выбираете движущийся объект для съемки
  • Фокусируетесь на нем
  • «Ведете» его, т.е. глядя в видоискатель, параллельно с главным объектом съемки поворачиваете фотоаппарат
  • Не останавливая движение камеры, делаете кадр.

Если говорить о настройках камеры, то основные настройки это:

  • Выдержка 1/8-1/30 секунды или около того, все зависит от скорости движения объекта съемки.
  • Следящий автофокус.

Все остальное определяется конкретной ситуацией. Думаю, как достаточно освоюсь с данной техникой, напишу еще советы.
Вот что у меня получилось с первого раза: