Типы объективов. Какие бывают объективы? На что снимать портрет, а на что пейзаж? Зум или фикс: какой объектив выбрать

В современном мире каждая профессия важна и играет определенную роль в жизни общества. Такой профессией может стать что угодно, но сегодня мы поговорим о фотографах, а если быть точнее, то об их оборудовании - фотоаппарате и всем, что для него нужно. Какими принципами и рекомендациями пользуются любители и профессионалы при выборе объективов для своих фотоаппаратов?

Всегда ли нужны объективы?

Многие начинающие фотографы задаются вопросом о том, какой же фотоаппарат им выбрать, но не менее популярным является также вопрос о выборе подходящего объектива. В том случае, если объектив уже встроен в вашу камеру, для вас данная статья вряд ли будет актуальной. Тогда вы можете получить исчерпывающую информацию о видах объективов для зеркальных фотоаппаратов.

Но что делать в том случае, если вы владелец цифровой зеркальной камеры? Тогда на выбор достойного объектива уйдет приличное количество времени. Видов объективов для фотоаппаратов достаточно много, но для начала разберем их типы.

Виды и типы объективов

Далее будет предоставлено целое перечисление различных объективов, их характеристик, плюсов и минусов в использовании. Видов объективов достаточно много и каждый имеет собственные достоинства и недостатки. Начнем с того, что далеко не все объективы имеют фокусное расстояние, в некоторых даже нет «приближения» и «отдаления». Именно такие называются фикс-фокалами - то есть с фиксированным фокусом на изображении. Если вы собираетесь купить фотоаппарат с данным типом объективов, будьте готовы к тому, что придется подходить и отходить самостоятельно относительно объекта. объективов перечислены далее.

Постоянный фокус

Поговорим о плюсах тех объективов, которые имеют постоянный фокус. Преимуществом является то, что качество изображения выходит лучше, чем в других случаях. Однако есть и минусы: отсутствие возможности приближать и отдалять, то есть того самого зума, так что нет «гибкости» в использовании.

Используются обычно в художественных съемках или там, где нужна наиболее точная картинка. Рассмотрим теперь другие виды цифровых объективов.

Переменный фокус

Плюсом таких объективов является, во-первых, экономия места, ведь не нужно носить с собой несколько штук с постоянным фокусом. Во-вторых, следует отметить высокую универсальность и удобство в использовании.

Но недостатки в некоторой степени даже превосходят достоинства. На выходе получается далеко не такая качественная картинка, как в случае с объективами постоянного фокуса, изображение может иметь искажения, что случается довольно часто, и надежность таких объективов меньше.

Стандартные объективы

Такой вид объективов является универсальным, он достаточно популярен. А все потому, что фотографии получаются «как живые», практически нет искажений, качество снимка отличное и имеется стандартный фокус - 50 мм. Именно с таким расстоянием можно избежать искажений и улучшить изображение.

Данный тип объектива используют как профессионалы, так и любители - он одинаково хорош в обоих случаях. Одним из преимуществ стандартных объективов является также удобство использования и комфорт в работе и переноске. Зачастую стандартные объективы не выполняют особых функций, но они содержат основные - необходимые при работе с фотографией.

Китовые объективы

Множество любителей-фотографов используют китовые объективы, когда начинают практиковаться. Различные виды объективов обычно идут в комплекте с покупаемым фотоаппаратом, поэтому не несут лишних затрат (как это обычно бывает у профессионалов). Данный объектив используется с расстоянием в диапазоне от 18 до 55 мм. Качество, конечно, оставляет желать лучшего, но это самый универсальный вариант для тех, кто лишь учится делать снимки.

С помощью китовых объективов можно снимать портреты, пейзажи, натюрморты, события, праздники и так далее, несмотря на то, виды это цифровых объективов или зеркальных. Он весьма дешевый, что позволяет даже обычному человеку пользоваться им с легкостью. А также это будет верным решением для тех, кто не может определиться с тем, быть ему фотографом или отдать себя другой профессии.

Объективы макро

Функция макро расположена абсолютно во всех объективах по умолчанию, однако она не настолько мощна, как в специализированных устройствах. Такая функция необходима для качественной съемки в приближении к маленькому предмету. Для большего удобства можно использовать специальные макро-объективы - они позволяют добиваться намного лучших результатов в макросъемке.

Плюсом данного объектива есть то, что его можно использовать так же, как и обычный, то есть при портретной, пейзажной и другой съемке. Однако качество останется не таким отличным, как при использовании обычного объектива.

Объектив длинного фокуса

Чаще всего мы снимаем повседневную жизнь, портреты, фото природных пейзажей и так далее. Но существуют также и наблюдатели той же природы, которые никак не могут подойти вплотную к хищнику, чтобы запечатлеть его в изображении. Для таких людей существуют с расстоянием около 300 мм и больше. С такими объективами они могут снимать то, что недоступно близко, и чем длиннее расстояние фокуса, тем изображение на определенной дистанции будет качественнее.

Но при всех достоинствах в случае такой приближенной съемки руки фотографа даже в состоянии покоя будут немного дрожать. Поэтому рекомендуется использовать штативы или минимальную выдержку.

Короткофокусные объективы

Кроме длиннофокусных видов объективов существуют и короткофокусные. Их еще называют широкоугольными. Широкоугольные объективы имеют зачастую расстояние фокуса около 35 мм, поэтому спектр использования не особо широк. Однако фотографы предпочитают именно такие объективы, когда речь идет о пейзажной или свадебной фотосъемке - они имеют достаточно широкий угол обзора, что позволяет сделать необычные снимки. Использование широкоугольных объективов не требует наличия профессионального мастерства, потому что изображение имеет линейные и перспективные искажения.

Самым частым считается широкоугольный объектив «рыбий глаз», который позволяет исказить изображение до схожести с рыбьим глазом. Фотографии такого типа очень ценятся фотолюбителями.

На что смотреть при покупке объектива?

При покупке фотоаппаратов и объективов нужно руководствоваться советами профессионалов и собственными целями в использовании. Но основными важными вещами в любом объективе могут стать:

  1. Виньетирование. Этот способ съемки означает затемнение углов на фотографии, а все потому, что на края изображения попадает меньше света, чем на середину. Это связано с основными законами оптики и (иногда) с объемом и конструкцией объектива. Фотографы считают, что изображение получается гораздо лучше и качественнее, если использовано минимальное виньетирование. Иногда также прибегают к различным эффектам.
  2. Аберрации. Случается, что можно заметить на фотографии неоднозначные цвета. Картинка будто расслаивается на несколько цветов, и это связано с преломлением света в объективе такого типа. Данный эффект является крайне нежелательным, производители объективов и фотоаппаратов постоянно пытаются устранить эту проблему. Фотографы же прибегают к помощи Photoshop.
  3. Скорость фокуса. Все зависит от вашего бюджета - более дешевые объективы фокусируются несколько медленнее, чем те, что дороже.
  4. Защита от влаги. От того, насколько защищен ваш объектив от дождя, тумана и другой влаги, зависит его стоимость.
  5. Отверстие диафрагмы. Специалисты советуют использовать как можно большее для лучшего качества изображения.
  6. Байонет. По усмотрению покупателя - штатив. С ним работать намного легче, фотографии получаются без размытости из-за тремора рук.

Дополнительные особенности

При покупке нужного объектива стоит (помимо основных) руководствоваться еще и дополнительными особенностями выбора:

  1. Светосила. С помощью регулирования данной функции появляется возможность снимать темные помещения или события без использования дополнительной вспышки, что значительно улучшает качество изображения в сравнении с картинкой, сфотографированной с применением вспышки.
  2. Стабилизация изображения. Если под рукой нет необходимого атрибута для любой камеры - штатива, то данная функция является практически обязательной в каждом объективе. Она стабилизирует изображение (отсюда и название), позволяя избежать любых последствий дрожания камеры.
  3. Полнокадровые или кропнутые объективы. Кропнутые объективы используются, как правило, для любительских фотоаппаратов, они не предполагают крупное изображение, делают его более сжатым. Полнокадровые же считаются более профессиональными в данном случае, потому что значительно расширяют границы изображения.

Таким образом, появляется намного больше факторов, по которым можно выбрать себе достойный объектив, пусть даже бюджетный или любительский.

Производители объективов

Существует действительно множество производителей, камеры и объективы (да и не только) которых вы можете выбрать. Тут уже сами производители делятся на две группы: бюджетные и дорогостоящие. Сейчас разберем подробнее.

К более бюджетным относятся: Samayang, Kenko, Tamron. Качество данных производителей не на высоком уровне, но это отличный вариант для тех, кому нужно учиться фотографировать, или же просто любителей фотосъемок. Но для тех, кто хочет попробовать себя в чем-то больше, чем просто фотографирование на любительский фотоаппарат с объективом (а иногда и без), существуют виды объективов "Никон", "Самсунг" и многие другие.

Производители, которые отличаются своим качеством и ценой - это, например, Nikon, Canon, Sony, Panasonic, Samsung, Sigma, Pentax. Все они более качественны, многие фотографы делают покупки именно у этих фирм. Виды объективов Nikon, к примеру, обладают куда лучшим качеством, чем Kenko.

Стоит отметить то, что даже станет ничем, если ее будет использовать непрофессиональный фотограф. Все-таки дорогие камеры вместе с объективами стоит покупать тем, для кого фотография является не только хобби, но и способом заработать, развить свой профессионализм. Например, виды объективов "Кэнон" подразумевают их использование для фотосъемок высокого класса. Кроме того, нужно помнить, что любая камера дорогостоящего бренда не подойдет к объективу другого производителя.

Виды объективов и их функциональные различия всегда влияют на качество изображения. Но есть также некоторые моменты, которые влияют на фотографию. Дисторсия, например, - это искажение прямых линий, которые расположены по краям кадра. Дисторсия может делиться на такие виды, как «бочка» и «подушка», то есть линии на фото выгибаются, становятся похожими на данные предметы. Проявление дисторсий напрямую зависит от самих объективов, поэтому их стоит выбирать очень тщательно. Избавиться от дисторсий можно с помощью программы Photoshop, но с данным проявлением искажений активно борются и производители техники.

Использование камер и объективов

Для многих фотография - это просто изображение с каким-то предметом или человеком. Но есть множество людей, для которых фото - способ самовыражения, способ раскрыть красоту там, где ее никто не видит, или просто запечатлеть те моменты, которые хочется запомнить навсегда.

В современном мире использование профессиональных камер и объективов характерно для специалистов-фотографов, для которых фотосъемка - всего лишь работа. Сейчас более душевно к фотографиям подходят любители, но кто знает, возможно, данная статья поможет некоторым воплотить более существенные мечты, чем фотографирование на дешевые фотоаппараты.

Видов объективов для фотоаппаратов так же много, как и самих фотоаппаратов, может, даже больше. В какой-то степени правильный выбор оборудования гарантирует не только качественное изображение, но и удобство использования, комфорт хранения и переноски. Это касается и видов объективов видеокамер - чем лучше, тем качественнее получится видео.

Поэтому любое дело, которое вы начинаете, любое занятие, которому хотите посвятить свое время, должно основываться на ваших умениях и желаниях. А такие вещи, как помощь в выборе того же объектива, всегда будут в открытом доступе, чтобы все начинающие фотографы смогли найти данную информацию полезной для себя.

Давайте расположим объективы таблицей, от минимального до бесконечности, и опишем их основные характеристики и предназначение.

Теперь рассмотрим подробнее, для чего нам требуется каждый тип объективов в отдельности - это и определиться поможет, стоит ли их покупать и с какой целью.

Объективы типа «рыбий глаз» характеризуются очень широким углом охвата окружающего пространства - при стандартном 180° по диагонали кропнутого кадра им конкурентов просто нет. По традиции, маркировка на этих объективах обратная, сначала минимальное диафрагменное число, потом через черту фокусное расстояние. В этом направлении рекодрсменом является Sigma, которая выпустила объектив с фокусным расстоянием 4.5 мм и относительным отверстием 2.8 - естественно, и стоит он сказочно, зато и картинку дает, которая охватывает больше 180°… не знаю, кому как, а у меня такое представить не получается.

Впрочем, за такой широкий угол охвата (практически все, что способны увидеть наши глаза, не двигаясь, вместе с периферийным зрением) и платить приходится неплохую цену. Нет, мы не имеем в виду те сказочные деньги за упомянутую нами Sigma, все гораздо проще: из-за сверхширокого охвата оптические искажения объектива становятся практически такими же, как изгиб его передней линзы - не зря же его назвали «рыбьим глазом» (видимо, изобретатели были в курсе особенностей рыбьей морфологии). Впрочем, фотографы страдали от этого недолго, научившись использовать эти слабости себе в плюс - объектив превосходно искажает перспективу и имеет практически бесконечную с полуметра уже при диафрагме 5.6, т.е. можно снять человека с уровня 20 см над головой, и голова в кадре будет огромной, а ножки напомнят нам о карликах. Интересно искажает он и линейные объекты - колонны по бокам кадра выгибаются наружу, только круги остаются кругами (на худой конец, эллипсами), а вот все остальные объекты «плывут».

В целом, объектив считается скорее неплохой развлекалочкой (почти 100% случаев его использования приходится на эксперименты), нежели серьезным инструментом - что верно, даже в тесном помещении человеку не понравится быть выгнутым по краям кадра, пусть и вместе с колоннами.

«Ширик» - необходимый инструмент фотографа-пейзажиста и репортера, снимающего тесные корпоративы или вечеринки. ЭФР здесь начинаются с 15-16 мм (на примере представлена Tokina 12-24, что составляет 18-36 мм), позволяющих охватить 90° и даже чуть больше, что «за глаза» достаточно для съемки даже в комнате. Обычно утверждается, что для ширика совершенно необязательна «большая дырка» 2.8 - однако, с этим вряд ли согласятся профессионалы-корпоративщики, которым часто приходится работать разве что не в кромешной тьме, а людей здесь можно встретить разных, в том числе и боящихся дневного света, с которым они могут спутать импульс вспышки.

Преимущество обычного линейного широкоугольника перед «рыбьим глазом» - картинка почти без искажений (чем выше цена, тем меньше сферических искажений и тем больше относительное отверстие), а недостаток - почти в два раза меньший угол охвата.

Объектив также можно использовать для искажения пропорций объектов - при съемке объектов с угла, вблизи, он визуально «сжимает» их (если вы видели, как картинка в 16:9 показывается на телевизоре 4:3, поймете), так как глаз воспринимает картинку как нормальную (снятую «нормальным» объективом), а она широкоугольная.

Обратите внимание, что люди, стоящие по краям горизонтального кадра, заметно толстеют и сбавляют в весе только по мере приближения к центру кадра.

Нормальный объектив

В пленочные времена «нормальным» (стандартным) объективом считался «полтинник», но с наступлением времен уменьшенных (все-таки, полный кадр сейчас дороговат для энтузиаста) ему на смену приходит 35-мм объектив, хотя многие так и продолжают пользоваться полтинниками, пусть и угол охвата у них сократился совсем до умеренного портретника.

Нормального в объективе немного - если исключить человеческое периферическое зрение, 50-миллиметровый объектив дает абсолютно такую же картинку, которую видит человек, а потому все пропорции соблюдаются (широкоугольные этим и отличаются - они просто захватывают часть поля из периферического зрения). Собственно, раньше этого было достаточно - дальше осуществлялся просто «зум ногами». Сегодня ему на смену пришел настоящий зум.

По сути, конечно, заменить полтинник нечем - это та самая грань между широкоугольным и длиннофокусным объективом, на которой выросло не одно поколение успешных фотографов. Обычно его делают достаточно светосильным, около f/1.8, причем за смешные деньги, около 100 баксов, на что многие ведутся - однако, когда вокруг все с зумами, объектив по универсальности все же проигрывает, зато быстро учит фотографа игре в рамках кадра. Другими словами, объективы такого типа скорее для обучения, нежели для повседневного использования в разных ситуациях - и угол недостаточен для помещения, и портрет нормальный не очень-то снимешь.

Универсальный объектив, кит

Покупая первую зеркалку, обязательно берите ее в комплекте с «китом» - производители делают хитрый ход, направленный на сбыт именно своих, «родных» стекол, снижая цену на штатник ниже ее рыночной стоимости (т.е., если будете покупать такой объектив новым отдельно от фотоаппарата, в сумме разница составит 100-200 долларов, которые можно потратить как раз на полтинник). Качество штатника не ахти какое, но увидите это вы только через год-два съемки, да и то, если повезет - а к тому времени, может, и его пластмассовый корпус начнет служить не так верно, как в былые времена.

По сути, функционально штатные зумы заменили стандартные полтинники - ЭФР 50 мм сегодня находится посередине их диапазона (в случае с 18-55, конечно). Получается, что тот самый полтинник просто расширили возможностью зума, и все, оставив сам полтинник. Видите циферку 35? Это он и есть.

Преимущество «кита» перед «полтинником» - в функциональном плане, так как он и в комнате позволяет снимать обстановку, и портреты неплохие из него выходят, надо лишь кольцо зума покрутить. Недостатки тоже очевидны - по качеству он всегда проигрывает, правда, это в начале творческого пути можно смело скинуть со счетов, так как лучше объектива для учебы не найти.

Портретный объектив

Не ищите надпись portrait на этом объективе - таких не бывает. Портретный объектив просто имеет фокусное расстояние ЭФР 85-120 мм, в зависимости от вкуса фотографа. Причина проста: общаясь с человеком, большинство из нас смотрит на собеседника обоими глазами, а потому мы привыкли видеть совершенно определенный ракурс, и только люди с односторонними недостатками зрения видят оппонентов по-другому - впрочем, с меньшинством никто никогда не считался, и циники-фотографы не исключение. Чтобы понять этих людей, не меняя позиции, закройте один глаз рукой и посмотрите, как сильно изменился ракурс: расширились скулы, припрятались уши, расползся нос… нравится? А причина проста: глядя двумя глазами, свет от объекта (естественно отраженный - при жизни мало кто светится лично) распространяется в одном направлении, практически не сходясь, а одним мы заставляем его сходиться в одну точку под углом. Исправить ситуацию можно, сделав этот угол более острым, чтобы крайние лучи были более близки к параллельным линиям, что мы имеем, глядя на объект двумя глазами - не фонтан, конечно, но это лучшее из того, что мы имеем… ведь у объектива всего один орган зрения.

Естественно, портреты и снимаются с некоторого удаления (вновь вспоминаем «зум ногами»), в зависимости от того, что нужно: крупный план, погрудный, поясной или в полный рост - узкий угол охвата объектива сам «приблизит» нас к объекту.

Обратите внимание, что есть куча различных портретных объективов - на них по своим техническим характеристикам похожи макро-объективы, но требования в обоих случаях разные: «портретник» должен не только давать резкую картинку в зоне фокуса, он еще и фон должен размывать красиво (если знаете, что такое «боке», поймете), в то время как от «макрика» требуется только резкость.

Макрообъектив

Макрофотография - чуть ли не единственное направление в фотографии, где все или почти все зависит от техники, используемой для съемки. Безусловно, художественное чутье здесь важно, но хороший объектив свою работу за вас сделает куда лучше - именно поэтому многие новички именно с макро и начинают. Макрообъектив - это любой объектив с надписью «macro» или «micro» , что не просто выделяет его среди других как крутого пацана, а попросту позволяет ему фокусироваться с более близкого расстояния. Если посмотрите таблицу характеристик объектива, увидите параметр «минимальная дистанция фокусировки», которая у современных объективов может составлять 35-38 см , а у макрообъективов - 5 см и менее. Естественно, какой объектив, такая у него и работа в макро - если не хотите много шаманить в Фотошопе с доводкой результатов, покупайте сразу хороший, хотя макроигры, наверное, тоже не стоит делать увлечением на всю жизнь.

Конечно, хорошо иметь быстрый двигатель фокусировки, но это совсем не обязательно - поймать пчелу на лету даже с быстрым не получится, и надо пользоваться префокусом и функцией его блокировки вкупе с серийной съемкой. А вот открытая диафрагма здесь играет двойную роль: «большая дырка» позволяет снимать при плохом освещении, но желаемой глубины резкости, требуемой для макро, не дает, так что дырку все равно надо зажимать. Впрочем, в некоторых случаях сверхмалая , характерная для макро, дает неплохие результаты. Обратите внимание, что самые бюджетные модели объективов (вроде той, что на фото) «мылят» картинку, т.е. четкости, за которую ценят макро, не дает - да, это можно скомпенсировать в редакторе, но все равно уже будет не то.

По идее, макрообъектив, как и портретник, просто не имеет права быть универсальным - оба имеют весьма узкое применение и, как следствие, особенности конструктива и качества, а потому, должны покупаться только под эти цели. Естественно, моветон снимать портреты макрообъективом, но если другого нет, разве кто запретит? Лично я специально макрушник себе не покупал - просто использовал тот, что достался мне из пленочной эры.

Длиннофокусный объектив, телеобъектив

Объектив, который часто позволяет «подобраться поближе», того не делая - как правило, такие объективы, сами по себе, длиннее, по сравнению со всеми, о которых мы говорили выше. Именно ими часто меряются фотографы, хотя, казалось бы, смысла нет - ну снимешь ты птичку в небе или луну там же, а потом пойдешь на любой хостинг и туда зальешь, снабдив соответствующими тегами, зато потом, отсортировав по этим тегам, получишь еще пару тысяч сходных кадров от других пользователей, и эго при этом сильно пострадает. Да, с нами не согласятся репортеры - их такие объективы кормят (не такие, как на фото, а длиннее и толще - как раз в их работе размер имеет значение), потому что подобраться к президенту поближе и пыхать ему в лоб мощным стробом позволяют далеко не всем.

Снимают данным объективом, как правило, государственных деятелей, показы мод, соседок из дома напротив в неглиже и без неглижа. Ах да, еще луну и птичек - в конце концов, мы так редко их видим в жизни.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня поговорим про объективы. Рассмотрим, какие бывают объективы, их основные параметры, а также для каких видов съемки лучше подходит тот или иной объектив и почему?

Лучше и объектив подороже, чем наоборот! Думаю, с таким утверждением согласятся многие, потому что объектив – это глаз фотографа и он передает изображение. Сейчас на рынке представлены разные типы объективов, каждый из которых предназначен для определенного вида съемок.

Рассмотрим классификацию объективов по определенным параметрам.

По фокусному расстоянию.

  • Широкоугольные или короткофокусные. К этому классу относятся объективы с фокусным расстоянием меньше 50 мм. Считается, что объективы с фокусным расстоянием 50 мм дают наиболее естественное изображение, которое схоже со зрением человека. Такие объективы позволяют захватить больше пространства в кадре. Хорошо подходят для съемки пейзажей, интерьеров в помещениях, широких театральных сцен. В результате получается красивая резкая картинка с большой информативностью. К этому типу можно отнести объективы Fisheye или «Рыбий глаз». Они имеют угол обзора 1800, а фокусное расстояние 15мм. Изображение, снятое таким объективом получается закрученным по краям, как будто, вписанным в круг.
  • Стандартные или нормальные. Фокусное расстояние находится в диапазоне от 45 мм — 75 мм. Универсальные объективы, так как подходит для многих видов съемок. Очень часто используются для создания портретных фотографий.
  • Телеобъективы или длиннофокусные . Фокусное расстояние таких объективов находится в диапазоне от 75 мм. Хорошо справляются с задачей, когда необходимо снимать удаленные объекты.

По типу фокусировки.

  • Объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы). Такие объективы имеют только одно значение, например 50мм. Фиксы, как правило, обладают большей светосилой, имеют меньше количество искажений, более просты в конструкции, а значит, дешевле. Однако, чтобы скомпоновать интересный кадр, придется побегать ножками
  • Объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы) . Более универсальны, так как могут использоваться и как широкоугольные, так и телеобъективы. Теперь, чтобы построить интересный кадр достаточно будет покрутить колесико на объективе. Правда, такой тип объективов имеет меньшую светосилу, которая падает с увеличением фокусного расстояния. Существуют зумы с постоянной светосилой, но стоят они на порядок дороже. Неправильно считать, что Зум и приближение – это одно и тоже. Зум – это отношение макси мального фокусного расстояния к минимальному и больше ничего! Например, если у нас объектив 18 мм – 55 мм и , иначе расчеты несправедливы, тогда его зум приблизительно равен 3, но приближать такой объектив не будет, а будет наоборот – отдалять, так как выше отмечалось, чт о зрение человека напоминает объектив с 50 мм фокусным расстоянием. К сожалению, консультанты в магазинах часто пытаются преподнести 50-й зум, как 50-кратное увеличение, что в корне неверно!​

По наличию автофокуса.

  • С автоматической фокусировкой. Следует разделять автофокус, встроенный в объектив и от электродвигателя, находящегося в цифровом фотоаппарате, так называемая «отвертка». Не во все фотоаппараты встроена эта «отвертка», поэтому приходиться покупать более дорогие объективы с собственным автофокусом.
  • Без автоматической фокусировки. Фокусировка изображения осуществляется путем вращения фокусировочного кольца объектива. Достоинство – их цена.​

​​ По стабилизации изображения.

  • Со стабилизацией (с подавлением вибраций). Более дорогие объективы, но позволяют снимать резкие фотографии, особенно на длинных выдержках или на больших фокусных расстояниях. Да и вообще, полезная функция, особенно, если съемка осуществляется с рук.
  • Без стабилизации. Оптимальный вариант применения – съемка со штатива или с рук на коротких выдержках. В таком случае не приходиться переплачивать.

По значению диафрагмы или числу f.

При покупке необходимо обращать внимание на максимальную диафрагму объектива. Объективы с большим размахом значений диафрагм более гибкие, как по резкости, так и по возможной выдержке. Как обозначается диапазон возможных значений диафрагмы, рассмотрим на следующем уроке.​

По наличию кольца управления диафрагмой.

Тут просто, или есть кольцо на объективе, чтобы изменять ее или нет, тогда управление происходит через фотоаппарат.

По комплектации.

Обычно к объективам в комплекте продаются различные аксессуары. Например, крышки, бленды, чехлы, могут даже быть фильтры. Мелочь, а приятно!

Как видим, спектр объективов очень широк и каждый тип объектива имеет свои преимущества и недостатки. Все зависит от снимаемого объекта и замысла фотографа. В конечном итоге, снимает фотограф, а техника только ему помогает.

Придя в магазин за новеньким объективом, вы задумываетесь над вопросом: «А какой объектив мне нужен?». Ведь именно объектив влияет на итоговый результат фотосъемки, а не сама фотокамера. Именно он формирует рисунок, определяя его резкость, обеспечивая нужный угол обзора. Чтобы разобраться в этом щепетильном вопросе рассмотрим основные типы объективов для зеркального фотоаппарата.

Все объективы можно распределить в две основные группы:

  1. Дискретные – это объективы с постоянным фокусным расстоянием, так называемые «фиксы». Угол обзора фикс-объектива от 45 до 60 мм. Они менее удобны в применении, но зато обеспечивают очень высокое качество и резкость изображения за счет высокой светосилы, размывая при этом фон сильнее, чем объективы с зумом.
  2. Трансфокаторы – объективы с меняющимся фокусным расстоянием, иначе говоря «зум – объективы». Трансфокаторы очень удобны в применении. С помощью зум-объектива фотограф может удалять или приближать объект съемки, не сходя с места. Такие объективы позволяют производить фокусировку в ручном или автоматическом режиме.

Объективы так же можно подразделить на 6 основных типов:

1. Стандартные объективы

Стандартные объективы

У стандартных (нормальных) объективов 35-миллимитровой фотокамеры угол обзора обычно около 50 мм. Объектив со стандартным фокусным расстоянием отражает мир именно таким, каким его воспринимает человеческий глаз, поэтому так и называется. Но у него есть один недостаток – фокусное расстояние всегда стандартное, т.е. не меняющееся. Чтобы увеличить изображение вам придется немного пройтись к объекту съемки, так сказать «сделать зум ногами». Стандартные объективы идеально подходят для съемки портрета в фотостудии или бытовой съемки дома, а так же для пейзажной фотосъемки, но никак не подходят для съемки в различных экстремальных ситуациях и для съемки архитектуры.

Читайте тут:

2. Широкоугольные (короткофокусные) объективы

Такие объективы идеально подходят для съемки пейзажей и архитектуры, т.к. охватывают большой угол поля зрения. Так же широкоугольный объектив необходим при съемке в замкнутом пространстве или в помещениях малых размеров – и это большой плюс в использовании данного типа объектива. Фокусное расстояние широкоугольного объектива варьируется от 24 до 35 мм. Но у него тоже есть свои недостатки – он более подвержен бликам, чем остальные типы объективов, и к тому же искажает перспективу пространства и объекта съемки.

Широкоугольные объективы подразделяются на два подвида – сверхширокоугольные и умеренноширокоугольные .

Широкоугольный объектив

Сверхширокоугольный объектив, так называемый «Рыбий глаз» - объектив, чей угол обзора равен 180 градусам, а фокусное расстояние 8 – 10 мм. По ширине обхвата окружающего пространства ему просто нет равных! Кроме того, «рыбий глаз» помогает получить наибольшую глубину резкости изображения. Благодаря минимальному фокусному расстоянию объектива, объект съемки можно снимать на длинных выдержках, не боясь смазать кадр. Используя объектив «Рыбий глаз» можно получить необычное искажение кадра характерное только для жанровой или экспериментальной фотографии.

Объектив "Рыбий глаз"

Угол обзора умеренноширокоугольного объектива равен 14-21 мм, что так же позволяет охватывать довольно таки большое пространство. Такие объективы применяют в основном для съемки специфических городских пейзажей и съемки маленьких помещений.

3. Длиннофокусные объективы (телеобъективы)

Для длиннофокусного объектива характерен маленький угол зрения(4 -28 гр.) и большое фокусное расстояние (80 – 600 мм). По сравнению с нормальным объективом максимальное открытие диафрагмы значительно меньше, глубина резкости небольшая, а габариты просто огромны. Используя телеобъективы, мы получаем искажение изображения – понижение резкости изображения по краям или окрашенные контуры на картинке.

Для начинающего фотографа, подойдет телеобъектив с небольшим диапазоном (до 200 мм). Такой объектив справится с наибольшим количеством поставленных задач в съемке.

В основном телеобъективы приобретаются для съемки удаленных предметов. Они позволяют заниматься профессиональной фотосъемкой пейзажей и живого мира. Для этих целей идеально подойдут телеобъективы со средним или большим диапазоном (не менее 400-500 мм). Такие объективы часто называют сверхдлиннофокусными.

4. Универсальные (штатные) объективы (КИТ)

Такие штатные объективы обычно идут в комплекте с зеркальными фотоаппаратами. В принципе, это тот же самый стандартный объектив, но с более широкими возможностями зума. Если у стандартного объектива угол обзора всегда один и тот же 50 мм, то у штатного он будет варьироваться от 27 до 75 мм.

Универсальные объективы подходят для начала творческого пути фотографа, т.е. для учебы, и подходят для любого типа съемки, но в более худшем качестве, чем специализированные объективы.

Универсальный (штатный) объектив

5. Макрообъективы

Название объектива говорит само за себя. Такие объективы предназначены специально для макросъемки. Только он способен изобразить мир макро в красочном художественном стиле, фокусируясь на объекте съемки с очень близкого расстояния (минимальная дистанция фокусировки – 5 см). Такие объективы способны снимать в масштабе 1:1. Диапазон фокусного расстояния довольно широк – от 30 – 300 мм. Уменьшая фокусное расстояние, мы получаем минимальную дистанцию фокусировки. Макрообъектов легко определить по надписи «macro» или «micro».

6. Портретные объективы

Сейчас очень много выпускается спецмоделей объективов для портретной съемки. Они характеризуются идеальным размытием зоны нерезкости (фона) и четкими контурами объекта съемки. Фокусное расстояние портретных объективов, как правило, умеренное – от 75 – 127 мм.

Портретный объектив

Читайте другие материалы

Разновидностей объективов , отличающихся друг от друга характеристиками, целая масса. Давайте рассмотрим их основные параметры , таким образом мы сможем иметь представление о них для личного применения и
необходимых свойствах.

Тип крепления

Если вы обладатель камеры со сменным объективом или задумались над покупкой таковой, то вам необходимо иметь представление о типе крепления - байонета . Сразу стоит отметить, что почти у каждого производителя камер со сменными объективами имеется индивидуальный, фирменный тип байонета (может быть даже несколько), поэтому, обращайте внимание при покупке объектива одного производителя с камерой на совместимость с ней.
Предположим, что вы захотели купить новый объектив для фотокамеры: Canon EF-S (любительский). Данный байонет совместим со старшей моделью Canon EF, но нет обратной совместимости! Вот такой нюанс, камеры с типом крепления EF-S работают с объективами EF, но не наоборот. Проблема их совместимости заключается в следующем: в объективах EF-S для уменьшения размера задняя линза вынесена за плоскость крепления и в камерах с байонетом EF может повредить зеркало.

А вот у компании Sony все проще, для своих «зеркалок» А серии она применяет старый байонет Minolta А. В связи с этим, камеры Sоnу могут использовать как современные объективы Sоnу, так и старые от Minolta и Коniса Minolta.

Модификаций объективов среди фотокамер великое множество. Чтобы получить возможность использовать какой-нибудь байонет на своей камере используйте специальные переходники для объективов . Например, для современного Nikon с помощью таких опциональных принадлежностей можно поставить объектив от старенького Leica.

Внимание! Все современные байонеты обеспечивают электрическую связь между камерой и объективом, которая необходима для работы системы авто фокусировки и передачи камере сведений о настройках объектива. Имейте ввиду, что использование переходника препятствует работе этих функций.

— основной параметр, измеряемый в миллиметрах, который определяет принадлежность объектива. Иными словами, данная характеристика информирует пользователя о рабочем расстоянии до объекта фотосъемки или насколько он масштабирует картинку.

Относительно объективов, фокусным расстоянием называют расстояние между главной точкой объектива и матрицей. Чем данный параметр больше, тем меньше угол зрения объектива и тем больше рабочее расстояние до объекта. Используя зум-объектив, можно изменять его фокусное расстояние, следовательно, в маркировке указывают минимальное и максимальное значения. В зависимости от этих величин объективы делятся на несколько типов. Рассматривая их, стоит учесть, что указанные цифры применимы к 35-миллиметровой пленке и аналогичным по размеру матрицам, а для фотоаппаратов с уменьшенным размером той самой матрицы цифры немного различны.

Типы объективов с классификацией по фокусному расстоянию

  • Стандартные объективы (фокусное расстояние ~5 — 70 мм). Таким объективом получают изображение, приближенное к углу зрения человека. Подходят для студийной и репортажной фотосъемки. Их оптическая схема относительно проста, тем самым они дешевле длиннофокусных объективов аналогичного класса. Но, выбирая тот или иной объектив, помните, что разница в цене обусловлена не качеством, а сложностью изготовления. Даже с помощью дорогого длиннофокусного объектива можно получить картинку хуже стандартного объектива.
  • Портретные объективы (50-85 мм). Используя при фотосъемке объективы с такими фокусными расстояниями, вы получите меньше геометрических искажений, чем при более коротком. Плюс ко всему, в отличие от телеобъективов (так называемых «телевиков»), обеспечивают приемлемую светосилу, о которой я подробнее расскажу несколько позже. Исходя из этого, такие объективы считаются оптимальными для съемки людей.
  • Длиннофокусные, телеобъективы (> 85 мм). Предназначены для фотосъемки с дальнего расстояния, без возможности приблизиться к объекту. Подходят для съемки архитектурных объектов, животных, спортивных мероприятий, удаленных знаменитостей и т.п. Широкоугольные (24 — 35 мм) и сверхширокоугольные (< 24 мм). Предоставляют возможность снимать в условиях тесного пространства, например при съемке интерьеров или крупных объектов в помещениях. Помимо этого широкоугольные объективы используются для создания панорам из-за очень широкого угла зрения. Данный тип объектива позволяет снимать человека в полный рост с расстояния в 1-1 ,5 м. Недостатком (или особенностью) широкоугольного объектива является наличие дисторсии (геометрических искажений) — кадр будет иметь вид, натянутый на шар, что неприемлемо при наличии на фото лиц. При покупке таких объективов старайтесь не экономить, чтобы не разочаровываться от полученных результатов в дальнейшей работе.
  • Объективы фиш ай (fish еуе — рыбий глаз) . Объективы данного типа обладают фокусным расстоянием 6-16 мм с расширенным углом зрения и отсутствием борьбы с дисторсией. Любой снимок «рыбьим глазом» будет сильно искажен, поэтому такие объективы используются для художественной съемки, где дисторсия применяется как художественный стиль.

Также имеется несколько категорий объективов с изменяемым фокусным расстоянием (зумом), где действует правило: чем шире диапазон фокусных расстояний (т. е. больше кратность зума), тем сложнее оптическая схема и, следовательно, труднее обеспечивается приемлемое качество фотоснимков. Но таким образом фотограф получает более широкие возможности композиции кадра, увеличивая фокусное расстояние для съемки дальних объектов и уменьшая для ближних. Существуют зум-объективы с огромным диапазоном фокусных расстояний и используются как стандартные, так и длиннофокусные. Правда «грешат» маленькой светосилой и большими геометрическими искажениями, вдобавок достаточно дороги, оставляя за собой одно преимущество — универсальность.

Зум или фикс: какой объектив выбрать?

Оба типа объективов имеют свои плюсы и минусы. С зум-объективом можно устанавливать различные фокусные расстояния , что поможет приближать или отдалять объект съемки, при этом оставаться статичным.

Благодаря этой особенности зум-объективы особенно хороши в репортажной фотографии. Например, при спонтанной съемке с таким объективом вы не упустите интересные моменты. А недостаток у зумов, пожалуй, только один - маленькая светосила .

Конечно, существуют объективы и с переменным фокусным расстоянием, и с хорошей светосилой, но цены на них очень высокие. Кроме того, такие «стекла» обычно больше и тяжелее, что не для всех удобно. Да, и починка при поломке влетит в копеечку.

Хорошие фиксы можно приобрести за сравнительно небольшую цену. С ними лучше снимать при слабой освещенности. К тому же при большом значении диафрагмы уменьшается зона резкости, за счет чего фон получается мягким и появляется любимое многими боке.

Недостатком фикс-объективов является их неизменное фокусное расстояние. При репортажной съемке это может стать помехой, так как вам придется много передвигаться, чтобы снять объект в желаемом масштабе. А из-за этого можно не успеть сделать нужный кадр.

Не менее важный параметр объектива, чем фокусное расстояние. Он характеризует степень ослабления светового потока при максимально открытой диафрагме фотоаппарата. Чем она больше, тем больше света на матрицу пропускает объектив и тем более короткую выдержку можно выставить при съемке. Данный параметр имеет огромное значение при фотосъемке в условиях недостаточного освещения . Например, если объектив со светосилой 1:4,5 даже с полностью открытой диафрагмой дает снять светлый кадр с выдержкой 1/30 с, все движущиеся объекты будут смазаны. Вам придется поднять светочувствительность (ISO) на пару ступеней, а это, в свою очередь, чревато цветовым шумом; либо сменить оптику на что-нибудь посветлее. Таким образом объектив светосилой 1:2,8 способен снимать в аналогичных условиях с выдержкой 1/125 с, и кадр получится четким.

Кроме того, большая светосила позволяет сильнее размывать фон при фотосъемке с полностью открытой диафрагмой, что хорошо выглядит на портретах и художественных снимках. Параметр светосилы зависит от качества, количества и диаметра оптических линз, а также от конструктивных особенностей объектива. Посему, большую светосилу имеют короткофокусные объективы и объективы с меньшим диапазоном фокусных расстояний. Наибольшей светосилой обладают короткофокусные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Рассматривая для покупки объектив с зумом, обратите внимание, что они имеют два значения светосилы: при минимальном и максимальном фокусе. Исключением являются лишь дорогие профессиональные объективы, которые могут сохранять одно значение светосилы для всех фокусных
расстояний.

Кроп-Фактор

Практически все пленочные фотоаппараты (зеркальные и мыльницы), использовали в прошлом и по настоящее время используют пленку формата 35 мм . Размер кадра на этой пленке составляет 36х24 мм. Соответственно, такой размер кадра был взят за основу при появлении цифровой фотографии, так что профессиональные цифровые зеркальные камеры оснащаются матрицами 36х24 мм (так называемый полный кадр). Такой размер матрицы обеспечивает отличную светочувствительность, но увеличивает габариты, вес и стоимость фотоаппарата. Поэтому все современные цифровые мыльницы, системные камеры и недорогие цифровые зеркальные камеры оснащаются матрицами меньшего размера.

Это число, на которое надо умножить размер матрицы для получения полного кадра. Все это создает путаницу при определении фокусных расстояний, потому как объектив с фокусным расстоянием 100 мм при кроп-факторе 2 будет давать такой же угол зрения, что и 50 мм на полном кадре. Поэтому, для камер с кроп-фактором часто приводят не истинные фокусные расстояния, а эквивалентные, в пересчете на полный кадр, а параметр этот называется эквивалентное фокусное расстояние - ЭФР. Камеры со встроенными объективами (так называемые, мыльницы) наиболее часто обладают кроп-фактором от 6 до 7,5, но маркируются различно: где-то этот параметр ЭФР, а где-то реальные фокусные расстояния.

Необходимо обязательно брать во внимание при выборе объектива для фотокамеры. Вот вам яркий пример, стандартный объектив с фокусными расстояниями 24-70 мм на камере с кроп-фактором 2 будет работать как 48-140 мм, т.е. станет вообще длиннофокусным и непригодным для съемки в помещении.

Самая полезная и самая популярная функция, на которую обращают внимание пользователи немного знакомые с современными фотокамерами это - оптическая стабилизация . На данный момент ей оснащаются многие объективы. В ее основе лежит специальная корректирующая линза, работающая в тандеме с механизмом сдвига. Во время съемки она ведет себя так, чтобы компенсировать колебания рук фотографа.

Благодаря оптическому стабилизатору мы можем снимать на более длинной выдержке. К примеру, при получении фотоснимка с рук, используя объектив с фокусным расстоянием 85 мм, то чтобы получить четкий снимок необходима выдержка не менее 1/100 с. Наличие стабилизатора позволяет уверенно снимать на 1/80 с и даже на 1/60 с. Эффективность стабилизаторов заметно отличается, и производитель объектива обычно указывает количество ступеней, на которое можно сузить диафрагму при включении стабилизатора, но при этом ценой удлинения выдержки.

Недостатком данной функции является некоторое снижение резкости из-за движений механизма стабилизации. При фотосъемке со штатива или с короткой выдержкой рекомендуется отключать оптическую стабилизацию . Современные цифровые мыльницы, интегрированные камеры и некоторые недорогие «зеркалки» оснащаются встроенным стабилизатором, обеспечивающим стабильность кадра путем
сдвига матрицы. Система сдвига матрицы дешевле в производстве и избавляет от необходимости встраивать стабилизатор в объективы, правда эффективность ее оставляет желать лучшего.

Используется для выделения объекта на снимке. В современной фотографии это наиболее часто практикуется и имеет модное название блюр (от англ. — blur ). Чем дальше фоновые объекты от зоны резкости, тем менее четкими они получатся. Таким образом, при фотосъемке на максимально закрытой
диафрагме, когда зона резкости очень велика, все фоновые объекты останутся четкими, но если открыть диафрагму пошире, зона резкости уменьшится и фон станет размытым, а точечные источники света и просто яркие объе к ты превратятся в светлые пятна (эффект боке). При желании размыть фон, лучше всего максимально открыть диафрагму и взять ракурс, при котором фоновые объекты находятся на большом
расстоянии от точки фокуса. Форма боке зависит от оптической схемы объектива и формы отверстия диафрагмы. Считается, что чем равномернее окрашены пятна и чем более правильную форму они имеют, тем красивее размытие. Данный эффект получил особое распространение в .