Экскурсионное бюро бизнес план. Бизнес с нуля: экскурсионное бюро

Вот уже несколько лет время от времени я организую групповые экскурсии для себя, своего ребенка, наших друзей и совершенно незнакомых людей, встреченных на сайте OSD.

Это совершенно некоммерческие затеи, иногда – себе в убыток. Часто у меня совсем нет на это времени, но я его всё равно нахожу:-).
Иногда я решаю, что нужно все это прекратить и ходить в музеи, как все нормальные люди. Но потом я делаю это снова. Потому что теперь нам скучно ходить в музеи, как все нормальные люди. От этих походов мы ждем бОльшего - общения с необыкновенным человеком.

Сразу предупреждаю, я собираю группы только из детей в сопровождении взрослых. Брать на себя ответственность за поведение и безопасность чужих детей мне страшно.

В моей классификации экскурсии делятся на те, которые проходят с частным экскурсоводом, и официальные. В последнем случае организатор собирает группу и просто покупает путевку в музее. Это совершенно осмысленный шаг там, где есть специальные программы для организованных групп или ограничено индивидуальное посещение. Здесь важно понимать, кто вас поведет. Иначе потраченных усилий и денег может оказаться, в итоге, серьезно жаль: плохой рассказ с легкостью испортит впечатление о самой лучшей экспозиции.

Как выбрать? Можно воспользоваться консультацией экскурсионного бюро, но ваши и их представления о прекрасном могут не совпадать. Есть проверенный способ, но он требует определенных временных затрат. Идете в нужный вам музей в пиковое экскурсионное время (вот это вам точно подскажут в экскурсбюро), прислушиваетесь и приглядываетесь. Как найдете приятного вам экскурсовода, интересуетесь его именем-фамилией у любого участника ведомой им группы.

Экскурсии с частным экскурсоводом, как правило, начинаются как раз с харизматичной личности - экскурсовода. Найти такую личность можно очень по-разному. Бывает – кто-то порекомендовал. Или встретили музее случайно такого уникального человека. Как продлить счастье общения? Самый очевидный вариант - собрать группу. Особенно если экскурсовод не против.

Если, как это чаще всего и бывает, Вы хотите отправиться на экскурсию в компании знакомых и друзей - приглашаем их. Обзваниваем, заводим страницу мероприятия в Фейсбуке или Вконтакте и собираем их - знакомых и знакомых знакомых. Однако здесь нужное количество участников, особенно постоянных участников цикла экскурсий, обеспечивается с трудом: то заболели, то заняты…

Тут-то на помощь приходит форум на сайт, где можно набрать недостающих участников предстоящей экскурсии.

Если Ваша экскурсия приобретается в экскурсионном бюро музея, или другого места, куда Вы хотите отправиться - Вам в "частные экскурсии ". Читаем правила и смотрим пример оформления темы.

Не пугайтесь:-), несмотря на строгие правила - всё просто. По образу и подобию примера составьте свою тему (можно посмотреть, как оформляют темы другие) и смело её заводите. Она появится не сразу, сначала её проверят на соответствие правилам. Для гарантии можно сделать скан путёвки:). Если кого-то ещё заинтересует Ваша экскурсия - они к Вам запишутся.

Если же у Вас экскурсия с частным экскурсоводом, или Вы заказываете автобус - Вам в "коммерческие экскурсии ". Здесь тоже читем правила , смотрим пример и топики других организаторов.

Но перед добавлением темы нужно зарегистрироваться и написать на адрес info@сайт запрос на доступ. Не забудьте сообщить информацию, какую экскурсию Вы хотели бы организовать (всё, что будет в топике). :-)

Особое внимание при формулировке условий участия стоит обратить на возраст детей, потому что некоторые экскурсии могут очень "потерять" в интересности, если экскурсовод будет подстраиваться под младших деток. И будьте готовы, что кто-то, несмотря на ясные условия, всё равно приведёт детей младше со словами "да у меня он/она всё понимает". Решите заранее, и предупредите участников, насколько строги у Вас возрастные требования.

Когда группа будет набрана - хорошо бы ещё иметь "резерв" (т.е., людей, которые хотели бы пойти, но в группу не попадают потому, что она уже набрана). Ведь если кто-то заболеет, или откажется в последний момент (такое очень часто бывает) - резев может выручить организатора.

Для организаторов и частных, и официальных экскурсий остро стоит финансовый вопрос. Выплаченные за путевку или обещанные скурсоводу деньги, нужно вернуть. А если сумма делится на кол-во участников, то отказ нескольких участников в последний момент поставит организатора перед выбором - заплатить свои деньги. или потребовать доплаты с остальных участников экскурсии.

А ведь сумма затрат, которые ложатся на каждого участника при этом, должна быть посильной и более-менее в заранее оговоренных рамках. Поэтому прозаическая, но важная задача организатора – обеспечить кворум или финансовые гарантии. Способы существуют разные.

1.​ Можно собирать деньги за экскурсию заранее – на электронный кошелек или телефонный счет. Риск: в случае отмены вернуть незнакомым людям деньги сложнее, чем собрать. А ставить условие отсутствия возврата в случае отказа от участия - это для многих не приемлемо с этической точки зрения.

2.​ Если вы организуете цикл экскурсий и у вас постоянная группа, можно собирать деньги на цикл. Если кто-то не может и заранее предупредил, его средства переносятся на следующий раз. Если не предупредил и поэтому не успели найти замену, финансово страдает "динамщик", а не те, кто честно явился на экскурсию. Правда, такая схема для организатора - целая работа с настоящей бухгалтерией и большая ответственность.

3.​ Я делаю просто – записываю в группу людей с небольшим "запасом". Иногда их приходит слишком много, но бывает и совсем низкая явка. Причем, заранее предупреждают не все. И все-таки мне проще больше заплатить, чем нести ответственность за чужие деньги.

Вообще помните - чем подробней Вы сформулируете и яснее сообщите будущим участникам условия участия в экскурсии (в т.ч. и финансовые, включая способы оплаты, требование платить без сдачи и т.п., условия возврата и т.д.) - тем меньше потом будет проблем с незнакомыми Вам заранее участниками.

И еще пара советов напоследок:

Сбор группы желательно назначать в помещении и в очевидном месте минут за 15 до предполагаемого момента отхода группы. Так будет меньше опоздавших.

Вопросы сбора денег желательно урегулировать до начала, собственно, экскурсии. Во-первых, неприлично и не эстетично трясти деньгами посреди храма культуры. Во-вторых, эти самые деньги вы все платите за то, чтобы послушать экскурсовода, так глупо отвлекаться на расчеты. Поэтому, если деньги собираются наличными перед экскурсией, лучше либо встретиться чуть пораньше, либо поставить условие принести сумму без сдачи. И всё равно, сдачу следует иметь:-), т.к. некоторые забывают/не читают и т.п.

Номер телефона организатора обязательно должен быть у всех участников, это очевидно. Но так же удобно иметь номера телефонов предполагаемых участников – на случай уточнить-найти.

Если у организатора есть возможность приготовить "бэйжики" с именами, или "никами" участников и раздать их - будет легче не перепутать имена и обращаться к людям, и, конечно, узнавать, кто "ваш" :-). А т.к. "бейджик" выдаётся только оплатившим - легко увидеть, кто пришёл в последний момент и обратиться за оплатой.

Учитывая всеобщую занятость, планировать экскурсию желательно не менее, чем за месяц до даты проведения.

Путешествия можно назвать одним из самых популярных и ярких хобби человека. Многие люди обожают странствовать по новым местам, наполняя жизнь незабываемыми впечатлениями от поездок. Далеко не каждый житель России может позволить себе отдых за границей, но ему доступны экскурсии по интересным местам своей страны. В последнее время количество желающих открыть для себя удивительные уголки РФ сильно возросло, и это обстоятельство послужило толчком для деловых людей к тому, чтобы заняться экскурсионным бизнесом.

У каждого предпринимателя возникают вопросы: как открыть экскурсионное бюро, сколько денег нужно вложить в дело на старте, принесет ли бизнес прибыль и с чего начинать этот процесс. Оказывается, организация туристической деятельности несложна, и человек, заинтересованный в ней, может легко построить такой бизнес и добиться в нем успеха.

Начало бизнеса - планирование деятельности

Прежде чем приступить к организации любого дела, нужно составить план. Составляющими его будут такие пункты:

  1. Изучение рынка спроса и деятельности конкурентов.
  2. Выбор офиса для будущего бюро.
  3. Подбор для бизнеса необходимых документов.
  4. Разработка экскурсионных маршрутов.
  5. Решение транспортных вопросов.
  6. Набор персонала.
  7. Рекламная кампания.

После сбора, изучения и анализа всей нужной информации делец должен составить бизнес-план своего будущего предприятия и рассчитать примерные затраты на его открытие.

А теперь обо всем этом более подробно.

Вернуться к оглавлению

Изучение туристического законодательства, подготовка документов для бизнеса

Решившись организовать дело в сфере туризма, бизнесмен должен изучить туристическое законодательство, а затем подготовить документы, нужные для открытия собственного бизнеса. Основным законом, определяющим принципы политики государства в области туризма и регулирующим права и обязанности владельцев экскурсионных бюро и их клиентов, является Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, N 132-ФЗ.

Чтобы лучше представлять будущую деятельность, опытные дельцы советуют начинающим посетить специальные тематические курсы, например, "Организация турбюро от А до Я". Такие курсы фирмы и консалтинговые группы проводят ежемесячно и даже обеспечивают своих слушателей готовыми комплектами всех необходимых в экскурсионном деле документов.

Для открытия экскурсионного бюро деловому человеку в РФ не нужно приобретать лицензию или иное специальное разрешение. Все, что от него требуется, - это регистрация ИП или юрлицом. В качестве основных документов кроме регистрационного свидетельства надо будет иметь разработанные самостоятельно договоры на оказание услуг, договоры с транспортными предприятиями, музеями, пунктами общественного питания, должностные инструкции для персонала, памятки для экскурсантов.

Вернуться к оглавлению

Рынок спроса, изучение конкуренции и разработка экскурсионных маршрутов

Любому начинающему предпринимателю понятно, что его дело будет прибыльным, если на услуги есть спрос. Поэтому, чтобы организовать экскурсионное бюро в родном городе, надо видеть, располагает ли этот город, его окрестности или населенные пункты, находящиеся на небольшом расстоянии от него, большим числом достопримечательностей и красивых мест. Ведь прежде чем заняться разработкой маршрутов в те же Москву или Суздаль, другие отдаленные города, нужно вначале попробовать провести экскурсии поближе к «дому». В России много удивительных уголков с богатой историей и красивой природой.

Если в городе уже существует экскурсионное бюро, полезно будет ознакомиться с предложениями и маршрутами конкурентов. При установке стоимости экскурсий нужно ориентироваться на среднюю зарплату жителей города и подумать, сколько они смогут отдать денег за путешествие. Главным критерием является доступность экскурсии для каждого желающего, и хотя следует цену сделать более привлекательной, чем у конкурентов, она не должна быть слишком низкой.

Разрабатывая план маршрутов, необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, нужно обязательно изучить историю своего родного края, его обычаи, познакомиться с биографиями прославленных земляков. Для этого потребуется посетить местный краеведческий музей, поговорить с его работниками, просмотреть книги о своем регионе и пообщаться со старожилами, которые с удовольствием поведают об интересных легендах и событиях прошлого.

Во-вторых, следует разрабатывать маршруты с учетом возрастной аудитории. Если это экскурсии для детей, обязательно стоит ввести в них элементы занимательности, организовать игровые моменты, например, нарядить экскурсовода сказочным персонажем, придумать тематический конкурс и т. д. Детские экскурсии не должны быть затянутыми по времени, поскольку ребята быстро теряют интерес к одному и тому же занятию.

В-третьих, нужно тщательно проработать время, затрачиваемое на каждый маршрут (от 45 мин. до целого дня), предусмотреть остановки в пути, порекомендовать кафе для обеда. Если экскурсия занимает несколько суток, это требует ночевки туристов в гостинице и обеспечения их питанием.

В-четвертых, план посещения городских достопримечательностей должен отличаться от плана конкурентов, с этой целью для экскурсии по городу желательно отобрать другие памятники или кроме основной программы включать в нее «нераскрученные», но интересные места, посещение которых можно организовать за дополнительную плату. Чем интереснее и необычнее экскурсия, тем больше желающих будет ее посетить, поскольку «слухами земля полнится».

Важным обстоятельством является проведение рекламной кампании. Помимо объявлений в СМИ, раздаточных листовок, буклетов в магазинах, рекламы в социальных сетях обязательно нужно создать сайт в интернете, благодаря которому большее количество людей узнает о бюро, увидит план проведения экскурсий, подробно ознакомится с их программой и ценами на них.

Вернуться к оглавлению

Офис для экскурсионного бюро и его персонал

Бизнес на начальном этапе подразумевает минимальный расход денежных средств. Поэтому организатор бюро сперва является чуть ли не единственным его сотрудником. В собственной квартире он может принимать звонки от желающих поехать на экскурсию или сам ее и проводит. Но со временем наличие офиса становится необходимостью, как и увеличение штата работников. Помещение для бюро лучше подыскать в оживленном месте, чтобы оно бросалось в глаза многим. Яркая вывеска и красивая витрина обязательны. Внутреннее убранство офиса не должно быть ни слишком дорогим, ни крайне «совковым», а уютным и светлым, чтобы клиент комфортно чувствовал себя в нем.

Основным работником бюро является экскурсовод. Он должен быть грамотным специалистом, иметь хорошо поставленный, приятный голос, располагать к себе. Ему нужно постоянно узнавать что-то новое о достопримечательностях и известных людях, добавляя интересные факты в тексты экскурсий. Кроме экскурсоводов фирме понадобятся бухгалтер, менеджер и водители. Руководитель бюро может договориться с транспортным предприятием о предоставлении в определенные дни автобуса для маршрутов, более крупная фирма имеет свой транспорт и шоферов.

Неправильно набран адрес, или такой страницы на сайте больше не существует.

Новые руководства по открытию бизнеса

ТОП бизнес-руководств

Самые читаемые бизнес-идеи

Новые франшизы в каталоге

Инвестиции от 300 000 15,35 K
Срок окупаемости от 2 мес.

Бизнес, который работает в маленьких городах и селах. Выручка от кинопоказов за 1 день в среднем составляет 15-50 тыс. руб., добавляем также продажу попкорна и колы, и свою кассу увеличим еще на 40...

168,87 K

Производство лучшего решения для уверенности в чистоте помещений – термобахилы и аппараты для их надевания. Дилерская программа от компании «ЭкоМедикалПлюс».

Инвестиции от 60 000 214,93 K
Срок окупаемости от 2 мес.

Установка систем видеонаблюдения по франшизе "Видеоглаз"

Готовый бизнес по установке систем видеонаблюдения с минимальными вложениями для действующих монтажных организаций или компаний, занимающихся схожими услугами и желающих расширить специализацию.

Инвестиции от 420 000 383,80 K
Срок окупаемости от 6 мес.

Бизнес на воздушных шарах. Научим делать деньги из воздуха!

Инвестиции от 5 000 000 552,67 K
Срок окупаемости от 18 мес.

Мучительно долгая дорога в автобусе, скучная музейная тётенька с ещё более скучными рассказами о картинках. И бесконечные пшиканья «ничего не трогать!». Примерно так проходят школьные экскурсии. Плохие школьные экскурсии.

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Если в 1-2 классах почти все дети любят групповые поездки, то уже в средней школе таких любителей становится меньше. В старших классах уговорить на экскурсии удаётся единицы.

В классе моего сына-пятиклассника есть несколько человек, которые никогда не ездят с одноклассниками на экскурсии. Меня это удивляет: в школе внимательно выбирают программы и, я знаю, на них скучно точно не будет. Но у детей другое мнение. Поговорив с «отказниками», я выяснила, что у каждого из них был тяжёлый экскурсионный опыт. Скучная автобусная дорога в жанре «посмотрите налево, посмотрите направо». Занудная тётенька в музее, которая требует «не прикасаться к святому». Обязательный отчёт в классе об экскурсии. Укачивание в автобусе. Четыре часа без еды.

Как же сделать так, чтобы дети ждали экскурсий и путешествий с нетерпением? Вот несколько советов, основанных на моём опыте преподавателя, музейного сотрудника и родителя.

Как правильно выбирать экскурсию

1. Никаких турфирм. На родительских собраниях часто раздают рекламы туристических фирм, чтоб «весь год возить детей в самые интересные места и за очень маленькие деньги». Не верьте. Турфирмы всегда посредники. Максимум, что они могут сделать сами - провести так называемую «трассовую» экскурсию по дороге к музею. А в музее вы попадёте на типовую обзорку.

2. Не заказывайте обзорные экскурсии в музее. Даже если вы везёте детей туда, куда вряд ли вернётесь и очень боитесь не увидеть чего-то - всё равно не заказывайте обзорные экскурсии. Поверьте: лучше запомнить два-три экспоната, чем не запомнить вообще ничего. Во многих музеях, особенно в туристических городах, есть тематические игровые программы для детей. Да, придётся заранее поискать о них информацию. Обычно на музейных сайтах есть раздел «Музей детям» или «Образование» - заходите туда, сравнивайте программы, выбирайте.

3. Посмотрите отзывы. Например, на форумах OSD («Отдых с детьми») в Москве и Littleone в Петербурге. Обязательно уточните, для какого возраста программа. Старайтесь выбирать занятия, в которых есть творческие мастерские, квесты и так далее. Чтобы дети не просто стояли и слушали. Если всё-таки вы выбрали традиционный рассказ-экскурсию, то не больше часа (для детей до 10 лет - 40-45 минут). Но если в музейной программе есть творческие задания, можно задержаться и на два, и на три часа.

4. Составьте план поездки, чтобы у детей хватило сил на всё. Особенно если ваша группа едет в другой город. И ещё раз - не полагайтесь на советы турфирм! Делайте это сами, оставьте турфирмам гостиницы и трансфер. Вот, например, типичная программа для школьной группы на один день:

Лично я возненавидела бы и город, и экскурсоводов, и учителей к концу такого дня. Честное слово, сотрудники петербургских музеев к концу каждых каникул ненавидят свою работу: дети мечтают сбежать даже с самой интересной программы. Они просто не в силах переварить Эрмитаж и Кунсткамеру в один день (ещё собор и две экскурсии), Пушкин и Павловск - во второй. Эффект обратный: дети мечтают больше никогда не бывать в музеях.

5. Не тащите детей в два музея в один день. Даже если они оба must see и расположены поблизости. Мало кто из взрослых выдерживает такие нагрузки, а уж дети, даже старшеклассники, - тем более. Сделайте утром музей, а после обеда - квест по парку или мастер-класс. Пусть будут два разных места: музейная интеллектуальная нагрузка дополнится, например, подъёмом на смотровую площадку.

Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)

6. Не рассказывайте заранее детям о том, что они увидят. Иногда учитель пытается заменить собой экскурсовода. И ещё до экскурсии всё рассказывает сам - и про картину, и про писателя, и про усадьбу. Какой смысл тогда ехать? Так делать не надо.

7. Подумайте, что делать с детьми в дороге. Если вы едете на автобусе и не собираетесь сами вести экскурсию по дороге, можно поставить детям кино по теме экскурсии. Мы смотрели фильмы про Илью Муромца по дороге в Муром, а «Садко» - по дороге в Великий Новгород. Если вы едете на какую-то военную экскурсию, покажите детям хороший фильм о войне.

8. Подумайте, как разбить детей по группам (если их много). На многие интерактивные и игровые музеи берут группы не больше 15 человек - и это правильно. Поэтому, если везёте целый класс, заказывайте две параллельных программы и заранее договаривайтесь с детьми, как лучше разделиться. Вообще, работа в маленьких группах - одна из лучших педагогических технологий, и ей стоит пользоваться.

9. Возьмите с собой родителей. Если в вашем классе есть проблемные дети (те, в которых вы не уверены), не берите на себя ответственность и просите родителей поехать с вами. Сразу обсудите со всеми взрослыми правила и дайте детям адекватную долю свободы: не стройте парами старшеклассников и позвольте самим оплатить проезд в общественном транспорте.

Недавно знакомый 8 класс съездил на скучнейшую экскурсию «Декабристы в Петропавловской крепости», но после неё детям разрешили поиграть в снежки и покататься с горок. Плохие эмоции сразу забылись, а крепость, наоборот, запомнилась. Про декабристов тоже кое-что осело в памяти.

Что делать на самой экскурсии

10. Не мешайте экскурсоводам. Во время музейной программы задача у всех простая: не мешать экскурсоводу. Если в классе есть беспокойные дети, которые не могут долго стоять на месте и задирают остальных - держитесь поближе к такому ребёнку, чтобы успокоить или вовремя увести. Если экскурсовод задаёт вопросы, на которые дети не знают ответа, - не отвечайте за них. Вряд ли вопросы адресованы взрослым.

11. Расскажите детям о музейных правилах. Заранее предупредите детей, что фотографировать во время экскурсии могут только взрослые. Если детям очень хочется делать это самим, оставьте на это время после экскурсии. Обязательно попросите детей отключить гаджеты в музее и, очень важно, -заставьте их выплюнуть жвачку! Ну и сами не забудьте, конечно.

12. Накормите детей. Да, дети очень любят есть. И очень расстраиваются, когда им этого не разрешают. Да, в автобусах часто есть нельзя. Придумайте заранее, как решить эту проблему. Если у вас в программе не запланирован обед, устройте пикник на свежем воздухе. Или раздайте всем по яблоку и сухофруктам (это можно есть в автобусе).

13. Не забудьте про сувениры. Детям важно получить какой-то предмет на память. Лучше всего, если во время самой программы дети сделают что-то своими руками и заберут с собой - но если нет, оставьте время на магазин.

Иллюстрация: Shutterstock (Dmitriy Trubin). Фото: Shutterstock (Mirek Nowaczyk, Pressmaster, Aivita Arika, aapsky)

Инструкция

Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется , группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.

Если планируется экскурсия по с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и экскурсионного , выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации .

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.

Залог идеальной экскурсии - экскурсовод, которому самому то, о чем он рассказывает. Помимо этого стоит обладать такими качествами как толерантность, внимание к просьбам экскурсантов и умение их удивить известными только вам подробностями. Можно также рассказывать общеизвестные факты, но подавать их с уникальными вопросами, активно обращаясь к группе, стараясь вовлечь их в изучение предложенной местности.

В последнее время стали популярны экскурсии, основной группой для проведения которых является молодежь - это ночная Москва, ночное посещение музеев. Можно позаимствовать идею и организовать такой маршрут в своем , тем более что он будет пользоваться повышенной популярностью, если на данный момент на рынке туристических услуг такого предложения нет.

Главное - начать, если вы заинтересованы темой продвижения родного края, если вам нравиться открывать неизвестные страницы истории и вы хотите, чтобы о них узнало как можно больше людей, вам стоит организацией экскурсионных маршрутов.

Инструкция

Прежде чем брать группу или одного посетителя, подготовьтесь к проведению экскурсии. Недостаточно просто пройтись по этажам здания и посмотреть, что представлено в экспозициях. Почитайте источники, узнайте историю каждого экспоната. Это необходимо для того, чтобы выявить, о чем важнее всего рассказать посетителям. Составьте примерный текст своего повествования, запишите его на листы бумаги или напечатайте на компьютере.