Формы финансирования инновационных проектов краткосрочные среднесрочные долгосрочные. Государственные источники финансирования инновационных проектов

Одним из основных рисков, с которыми сталкивается предприятие в ходе осуществления инновационной деятельности является риск недостаточного финансового обеспечения реализуемого проекта. Он может быть связан как с ненахождением источников финансирования проекта, так и с несрабатыванием выбранного метода финансирования.

Помимо финансирования инновационной деятельности за счёт собственных средств, в настоящее время существует множество различных методов внешнего финансирования инновационных проектов – эмиссия акций и облигаций, банковское кредитование, венчурное финансирование, лизинг, факторинг и др. кроме того, при соответствии проекта определённым критериям, предприятие может рассчитывать на получение финансирования из государственного бюджета, а также из средств бюджетных и внебюджетных фондов .

Тем не менее, недостаточность финансирования, а также сложность его получения, я являются одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Наиболее сложным для привлечения внешнего финансирования является этап исследований и разработок в рамках проекта, особенно если они осуществляются небольшими молодыми компаниями, которые еще не успели зарекомендовать себя на рынке и не могут использовать собственные средства для вложения в проект. На этом этапе предпочтительными источниками финансирования могут быть собственные средства учредителей компании, средства венчурных фондов, а также финансирование из государственного бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов. По мере реализации проекта предприятию становятся доступны новые источники финансирования – требующие больших затрат времени и ресурсов для привлечения, но и обладающие значительными преимуществами – такие как акционерное и облигационное финансирование, банковское кредитование. Именно поэтому предприятию, осуществляющему инновационную деятельность целесообразно осуществлять пересмотр и совершенствование схемы финансирования проекта на каждой стадии его жизненного цикла. Кроме того при разработке схемы финансирования проекта необходимо учитывать, что использование любого из методов финансирования связано я рядом требований и ограничений.

В процессе выбора метода финансирования инновационного проекта предприятию необходимо определиться, будет ли осуществляться финансирование за счёт единственного источника средств или же за счёт их комбинации. В случае принятия решения о финансировании инновационного проекта за счет единственного источника предприятие может столкнуться с проблемой несрабатывания этого источника К примеру, если в качестве единственного источника рассматривается самофинансирование, в случае невыполнения плана предприятия по доходам проект окажется без достаточного финансирования; если единственным источником является банковский кредит, то в случае ухудшения платежеспособности фирмы, кредитная линия может быть закрыта или заморожена. При комбинировании различных методов финансирования проекта нехватка средств на определенных этапах может возникать из-за сложности комбинирования источников .

Поэтому особенно важно тщательно разработать обоснованную схему финансирования проекта с учетом возможности привлечения альтернативных источников на различных этапах проекта. Таким образом целесообразной представляется поэтапна разработка схемы финансирования инновационного проекта с периодическим пересмотром методов финансирования с учётом этапа жизненного цикла проекта, количественных и качественных характеристик как проекта, так и предприятия в целом, а также факторов риска, сопряжённых с использованием тех или иных форм финансирования на различных стадиях проекта. Исходя из вышесказанного, алгоритм выбора метода финансирования можно представить следующим образом:

Рис. Алгоритм выбора метода финансирования i-го этапа инновационного проекта

Поэтапный пересмотр методов финансирования проектов позволит предприятию привлечь дополнительные средства, а также сократить время на привлечение финансирования и избежать риска нехватки средств. Каждый из методов финансирования не всегда применим по отдельности, возможность использования того или иного метода появляется у предприятия лишь в ходе развития его деятельности, следовательно в процессе реализации проекта возможно наложение одного метода финансирования на другой. К примеру, выпуск облигаций, несмотря на все его преимущества, является сложным и трудоемким процессом, доступным предприятиям уже зарекомендовавшим себя на рынке. Однако предприятие может получить банковский кредит и финансировать начальные стадии реализации проекта с его помощью, параллельно осуществляя подготовку к выпуску облигаций. Далее средства, полученные от размещения облигационного займа могут быть использованы как на дальнейшее развитие проекта, так и на частичное погашение кредита.

В условиях рыночных отношений система финансирования инновационных проектов и инновационной деятельности в целом имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.

Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

    создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

    сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

    создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В мировой практике в сферах научно-технической и инновационной деятельности широко используются следующие формы и источники финансирования.

1. Госбюджетное финансирование - ассигнование за счет федерального и регионального бюджетов.

Выделяя средства из бюджета, государство получает возможность ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

Госбюджетное финансирование производится через специализированные государственные некоммерческие фонды, такие как Российский фонд фундаментальных исследований, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций.

2. Внебюджетное финансирование:

    средства специальных внебюджетных фондов финансирования;

    собственные средства предприятий;

    средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

    финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

    кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

    иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

    средства национальных и зарубежных научных фондов;

    частные накопления физических лиц.

3. Финансовый лизинг. Данная форма финансирования находит применение прежде всего при решении задачи быстрого промышленного освоения крупных инновационных проектов, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной и вычислительной техники, энергетических установок, транспортных средств и т. п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге.

Фактически финансовый лизинг - это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. В современной хозяйственной практике лизингу как особому виду предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, свойствен трехсторонний характер взаимоотношений между тремя организациями:

    лизингодателем (собственником имущества);

    лизингополучателем (пользователем преимущества);

    поставщиком имущества (продавцом имущества лизингодателю).

Механизм лизинга действует следующим образом. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских (инновационных) целей. При этом право собственности на указанное имущество на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его балансе. По истечении срока лизингового договора (периода лиза) и выплаты арендатором полной стоимости имущества и оговоренных процентов оно становится его собственностью либо, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.

4. Венчурное финансирование. Представляет собой механизм кредитования и финансирования инноваций любого типа, проводимых, в частности, небольшими и вновь создаваемыми малыми инновационными предприятиями.

Венчурный капитал - рисковый капитал, формируемый с привлечением личных средств инвесторов, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых компаний, свободных средств крупных корпораций.

По характеру венчурное финансирование является рисковым финансированием, т. е. не дающим каких-либо гарантий на возврат вложенных в инновационные процессы инвестиций. Расчет делается на творческую «удачу», на реализацию радикальных инноваций, на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие инновации, формы инновационных организаций. Эффективность инновационных проектов, содержание этапов их экспертизы, методы их оценки, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Критерии их отбора, основные экономические показатели.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    дипломная работа , добавлен 14.10.2012

    Инновационные проекты и стартапы. Оценка краудфандинговой кампании проекта Gransjoy. Анализ финансирования инновационных проектов с использованием краудфандинга в России. Рекомендации к проведению краудфандинговой кампании и разработка плана капании.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Сущность инвестиций фирмы в процесс создания нововведений. Определение основных методов финансирования инновационных проектов. Основные формы участия иностранных инвесторов в финансировании инновационной деятельности. Паспорт инвестиционного проекта.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Цели и задачи инновационной деятельности, особенности ее проявления в туристической деятельности. Характеристика способов финансирования инновационных проектов, условия их применения. Формы государственной поддержки инноваций в сервисе и туризме.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2011

    Современные проблемы мирового венчурного финансирования. Направления государственной поддержки венчурного предпринимательства: прямое софинансирование, субсидирование прибыли, предоставление гарантий. Правовое регулирование венчурного инвестирования в РФ.

    реферат , добавлен 31.12.2016

    История возникновения, сущность, цели, разновидности фандрейзинга - специально организованного процесса сбора пожертвований для некоммерческих организаций; его методы и циклы. Особенности финансирования инновационных проектов российскими спонсорами.

    И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

    Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

    Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

    Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

    связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

    Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

    Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

    Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

    Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

    Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

    1. Собственные средства предприятия

    2. Государственное финансирование.

    3. Акционерное финансирование.

    4. Банковские кредиты.

    5. Венчурное финансирование.

    6. Лизинг.

    7. Форфейтинг.

    8. Франчайзинг

    9. Смешанное финансирование.

    Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

    Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

    Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

    а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
    б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

    К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

    К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

    Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

    Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

    Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

    Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

    В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

    Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

    Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

    Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

    · объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

    · ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

    · величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

    Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

    Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

    Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

    · прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

    · совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

    · учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

    Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

    Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

    Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

    · правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

    · приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

    · недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

    · использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

    · неэффективное использование средств венчурных фондов;

    · неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

    · отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

    · отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

    · низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

    Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

    · нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

    · решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

    · создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

    · формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

    Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

    Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

    Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

    Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

    Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

    Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

    Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

    Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

    Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

    В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

    Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

    К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

    Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

    Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

    Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

    Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

    Библиографический список

    1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

    2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

    3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

    4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

    5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3

    1 Источники и формы финансирования инноваций………………………......5

    2 Инновационная деятельность как объект инвестирования…………………9

    3 Возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов………………………………………………………………………………12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….18

    ВВЕДЕНИЕ

    Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

    Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Инновационный менеджмент имеет большое значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики. В настоящее время слабым звеном организационно - экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

    Особенность современного этапа инновационной деятельности – образование в крупнейших организациях научно – технических комплексов, объединяющих теоретические разработки и процесс производства. Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации организации. Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

    Объект контрольной работы – инновационная деятельность.

    Предмет контрольной работы – финансирование инновационной деятельности.

    Цель работы – полное изучение финансирования инновационной деятельности.

    В процессе реализации цели выделяют следующие задачи

    1 Изучить источники и формы финансирования инноваций.

    2 Рассмотреть инновационную деятельность как объект инвестирования.

    3 Изучить возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов

    В контрольной работе были использованы следующие методы: эмпирический, метод анализа и синтеза

    1 Источники и формы финансирования инноваций

    Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным способом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

    Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. На сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала. По видам собственности источники финансирования делятся на:

    Государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

    Инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

    Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков. На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

    Собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

    Привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;

    Заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

    На уровне предприятия источниками финансирования являются:

    Собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

    Привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления;

    Заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

    Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

    Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены на рисунке 1

    Возможные инвесторы

    Получатели заемных средств

    Преимущества использования формы

    Сложности использования формы в условиях нашей страны

    Дефицитное финансирование

    Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ

    Правительство Российской Федерации

    Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций

    Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

    Акционерное (корпоративное) финансирование

    Коммерческие банки. Институциональные инвесторы

    Корпорации. Предприятия

    Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия)

    Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

    Проектное финансирование

    Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы

    Инвестиционный проект. Инновационный проект

    Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля

    Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

    Рисунок 1 Организационные формы финансирования

    Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

    В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

    Высоки шансы получения финансирования и у инноваций - имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

    Таким образом, успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

    2 Инновационная деятельность как объект инвестирования

    При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

    Если в качестве инвестора выступает сам инициатор инновации, то при принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

    Руководство компании - инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций - вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

    Что касается влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли, то, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее необходимо соизмерять с масштабами производства. Это связано с тем, что средняя отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Иногда крупные компании умышленно занижают цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж.

    Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, неприятие риска). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принимающие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска учитывают как надбавку к ожидаемой норме прибыли.

    Величина этой надбавки может варьировать в очень широких пределах и в значительной степени зависит как от характера проекта, так и от личностных особенностей лиц, принимающих решения об инвестировании.

    В процессе реализации инновационного проекта осуществляется операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Все виды деятельности связаны с типовыми рисками любого инвестиционного проекта. К специфическим рискам инновационных проектов можно отнести: научно-технические риски; риски правового обеспечения проекта; риски коммерческого предложения.

    При принятии решений о финансировании того или иного инновационного проекта инвестор учитывает целый комплекс факторов, среди которых ведущая роль отводится ожидаемому уровню доходности на вложенный капитал. Ожидаемый уровень доходности складывается из трех основных компонентов: цены капитала (соответствует уровню чистой доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств), уровня премии за риск и ожидаемого уровня инфляции.

    Эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

    3 Возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов

    В качестве одной из возможностей привлечения донорского финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.

    Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

    Еще одной альтернативой для финансирования инновационного проекта является грант. Грант (grant) - средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

    В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.

    У каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.

    Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.

    Ни одна из организаций не получает от фондов-грантодателей средства на реализацию своих программ автоматически, только потому, что является хорошей организацией, делающей важное дело. Чтобы получить грант, необходимо проделать большую работу.

    Начинайте процесс поиска грантовых средств в следующей последовательности:

    1 Определяются цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности, а также объем необходимых ресурсов и выделение тех, что уже имеются.

    2 Поиск возможных источников донорского финансирования.

    3 Предварительно отбираются доноры, которых может заинтересовать проект.

    4 Налаживание контакта с представителями выбранного донора.

    5 Составление предварительной заявки на финансирование и предоставление ее в донорскую организацию.

    6 Ожидание получения подтверждения интереса донора к проекту.

    7 Предоставление окончательного пакета заявки донору.

    В практике встречаются случаи, когда заявка, которая готовилась в течение нескольких месяцев и уже была рекомендована к финансированию филиалом донорской организации в России, по неизвестным причинам в итоге так и не была профинансирована. Так что потенциальный интерес донора еще не говорит о том, что удастся получить грант. Сбор информации о донорских организациях является очень важной частью процесса получения гранта. Необходимо собрать как можно больше информации о потенциальных грантодателях.

    При выборе донорской организации Вам необходимо учесть следующие моменты:

    1. Большинство грантодателей ограничивает свою деятельность определенными регионами, странами. Но в силу того, что иностранные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность на территории России и число таких организаций постоянно растет, не следует абсолютно исключать те из них, которые раньше никогда еще не выдавали грантов России.

    2. Фонды в основном финансируют проекты строго определенной тематики либо, по крайней мере, ограничивают типы мероприятий, которые они готовы финансировать.

    3. Как правило, спонсоры ограничивают и тип получателя гранта, как-то, например: индивидуальный исследователь, студент, неправительственная экологическая организация и т.д.

    4. Некоторые крупные грантодатели, имеющие представительства в России (фонды Сороса, Евразия и др.), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Другие грантодатели (например, фонд Ноу-Хау, ТАСИС и др.), могут потребовать заявки на русском и английском.

    Подобная общего плана информация обычно содержится в любом описании деятельности фонда и является доступной. Ее может быть недостаточно для того, чтобы определить, точно ли вам подходит тот или иной фонд, но ее вполне хватит, чтобы выделить те из них, где проект не пройдет.

    Каждая донорская организация обычно указывает наиболее приемлемую к себе форму обращения. Некоторые фонды требуют представления полной заявки, другие предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Но большинство доноров, как правило, предлагает прислать запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

    Каждый фонд работает по своим правилам и предоставляет финансирование после рассмотрения конкурсной комиссией заявок определенного образца. В практике предпринималось множество попыток создания унифицированных форм заявок. Все они позволяют собрать большую часть информации, требуемой для подачи заявок в большинство фондов. Но отметим, что все унифицированные или типичные формы заявок касаются заявок на финансирование общественной деятельности. Заявки же на финансирование научной деятельности, как правило, более специфичны.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным способом способствуют развитию инновационной деятельности.

    Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности: дефицитное, акционерное и проектное. Доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

    В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

    При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли. Доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

    Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и др.

    Для организации и управления финансированием инновационной деятельности существуют так называемые донорские организации, которые могут быть как фондом, частным лицом, так и государственным учреждением или компанией и которые безвозмездно предоставляют средства для осуществления конкретного инновационного проекта.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Т.Балабанов.- ПИТЕР, 2001. - с.304.- ISBN 5-31800054-1.

    2. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / под ред. Л. Н. Оголевой. - М.:ИНФРА-М, 2001. - с.238. - ISBN5-16-000546-3.

    3. Медынский, В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства [Текст] / В.Г.Медынский.- М.: ЮНИТИ, 1999.- с.414.- ISBN 5-238-00021-0.