Методы социально-психологического воздействия. Источники неассертивного поведения

Ассертивным называется поведение, которое позволяет без лишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других людей. Поэтому развитие ассертивности в любой деятельности, несомненно, окажет позитивное влияние на результаты деятельности, особенно у тех людей, чья работа тесно связана с взаимодействием с другими людьми.

Цели тренинга

  • Развить навыки ассертивного поведения.
  • Выработать позитивное отношение к себе, к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией.
  • Выработать адекватное реагирование на критику, повышение самооценки.

Методы проведения

Имитационные игры, самоанализ и структурирование опыта, элементы групповой дискуссии, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации, обратная связь.

Программа

Отличие ассертивного от других форм поведения:

  • Основные навыки ассертивного поведения.
  • Техники ассертивного поведения. "Билль о правах".

Практика:

  • Диагностика ассертивности "мой ведущий стиль поведения при взаимодействии: агрессивный, пассивный, пассивно-агрессивный или ассертивный? оценка собственного поведения в нестандартных ситуациях. Отработка методов снятия мышечного напряжения.

Источники неассертивного поведения:

  • Природа эмоций, препятствующих уверенному поведению.
  • Страх и механизмы страха. Кольцо "неуверенности".
  • Защитные механизмы психики: работа с внутренним сопротивлением.
  • Самокритика.

Практика:

  • Приёмы преодоления страха. Упражнение "Выйти из круга". Упражнение "Рефрейминг".
  • Внутренний саботаж успеха: диагностика и перепрограммирование.

Позитивное мышление:

  • Мои достоинства и недостатки.
  • Принципы переформулирования негативных установок.
  • Формирование позитивной жизненной позиции.
  • Потенциал удачи.

Практика:

  • Работа с самооценкой. Упражнение "Круг превосходного состояния".

Развитие уверенности:

  • "Треугольник" уверенности.
  • Саморегуляция: управление своим состоянием для перехода от неуверенного к уверенному состоянию.
  • Техники уверенного поведения в профессионально и личностно значимых ситуациях.
  • Проявление уверенного поведения в агрессивной среде.
  • Развитие умения устанавливать контакт с незнакомыми людьми.
  • Виды критики, методы эффективного реагирования на критику.
  • Уверенное поведение и психологическом давлении (варварские и манипулятивные способы влияния).
  • Модели уверенного поведения. Корсет уверенности.

Практика:

  • Отработка навыков ассертивного реагирования на критику. Тренировка навыков предъявлять требования в уверенной форме, отказывать, не испытывая при этом чувства вины; открытого проявления своих чувств.

Завершение тренинга:

  • Подведение итогов и групповая рефлексия.
  • Определение для каждого из членов группы "зоны ближайшего развития".
  • Постановка задач для самостоятельной работы после окончания тренинга.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»


Несколько мыслей об Ассертивности…

ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ, НО НЕ МОЖЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ БЫЛО ПРАКТИКИ… ЗНАКОМО?

— Вы хотите сказать: мне нужно побыть одному. Но вместо этого глупо улыбаетесь и терпите бесконечное нарушение личного пространства. У вас снижается мотивация ко всему. Нарастает неудовлетворенность собой. Знакомо? — Ваш собеседник-манипулятор остроумен, за словом в карман не полезет. Вы не успели осознать первый его выпад в ваш адрес, а он уже стреляет в вас вторым и третьим снарядом. Знакомо? Вы в растерянности, самооценка падает…

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СЛОВА НА ХОДУ НЕ ПОДОБРАТЬ?
— Для начала «сделать лицо», улыбнуться, пусть и натянуто.

— Можно использовать фразу-клише: возможно, в чем-то вы правы. Я подумаю над вашими словами. А сейчас мне нужно побыть одному (уйти, как вариант. Или: прошу вас, уйдите).

Проблемы здесь 3:

1). Вы не знаете, ЧТО ИМЕННО говорить в таких случаях.

2). Вы не уверены в себе, боитесь разжать зубы… Боитесь последствий. То есть, не привыкли преодолевать страх. Это грустное явление называется ПРИВЫЧКА ПОДЧИНЯТЬСЯ СТРАХУ.

3). В вас заложены, вбиты, вами приняты неправильные ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНИЯ, в которых вы воспринимаете себя как вечного подчиненного, вечного исполнителя чужих желаний, вечного раба.

ПРИМЕР. СТРАХИ ЖЕНЩИН

Солнечный день. Открытый бассейн, джакузи под небом, рядом строения бань, саун, тихие ресторанчики среди соснового бора, неподалеку залив. Людей мало. Атмосфера отдыха, релаксации и комфорта. Молодая женщина пытается получить удовольствие в одной из чаш джакузи. Она отдыхает от бесчисленных трудовых дней, читая книгу. Назовем женщину Алёна.

Во второй чаше пребывает полная дама с коктейлем в руках и унылым выражение лица. Из отеля выходит парень, по виду симпатичный, и вразвалку направляется к той чаше, в которой релаксирует Алёна.

На лице нашей героини отражается явное неудовольствие. Её уединение сейчас будет нарушено. Она демонстративно утыкается в книгу. Парень улыбается, он явно заинтересован. Заняв место рядом с Алёной, он начинает нести чушь про погоду и про то, что в баре можно взять пиво. Алёна кивает из вежливости, глупо улыбается и пытается продолжить чтение. Но парень настойчив, он пытается шутить, говорит комплименты её телосложению… В конце концов Алёна выбирается из чаши, напяливает халат и направляется в сторону бани. Парень выныривает из ванны и следует за ней:

— Надеюсь, я вам не помешаю?..

Алёна неопределенно пожимает плечами и терпит нежелательное общество. Потом она задаёт себе вопрос: ЧТО мешало вежливо сказать:

— Молодой человек, я сегодня не расположена к общению. Надеюсь на ваше понимание.

Что мешало, спрашивается?..

Когда женщина не привыкла отвергать ухаживания, она либо не уверена в себе, либо «жалеет» мужчин, щадяще относится к их самолюбию. А жалость в данном случае уместна ли? Особенно, когда мужчина не нравится.

ЖЕНСКОЕ РАБСТВО

В женщинах по-прежнему много остается рабства. Терпеть, изображать, улыбаться, притворяться — пока все ещё норма. Но эта норма — ничто иное как извращение собственных желаний. Рабское поведение выращивает внутреннего горбуна.

СТРАХИ МУЖЧИН

Страх перед отказом часто толкает мужчин на то, чтобы скорее согласиться обладать дурнушкой, серой мышкой, чем бороться за обладание яркой, состоявшейся личностью, женщиной, вызывающей восторженные взгляды. Ведь звезда будет постоянно нравиться остальным мужчинам, придется всегда быть на высоте рядом с такой спутницей, придется соответствовать ей, постоянно расти. К тому же, страх перед отказом — подойти К ТАКОЙ женщине.

Есть мужчины, готовые добиваться только ярких женщин, и серые мышки не интересуют их. Это мужчины с высокой самооценкой, и далеко не всегда красавцы, но как правило — состоявшиеся, успешные, с высоким уровнем дохода, читающие, интересующиеся, с отличными коммуникативными навыками и чувством юмора, а самое главное, привыкшие к мысли о том, что отказ и сопротивление — это здорово и хорошо.

Что же за приз, если его не нужно завоёвывать?..

Если вас угнетают и контролируют собственные страхи, если хотите научиться говорить нет — улыбаясь, если вам необходимо умение пресекать манипуляции — стоит освоить Ассертивность или техники уверенного поведения. Вы научитесь на тренинге видеть ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, РАЗНОВИДНОСТИ манипуляций.

Пока манипулятор говорит, вы сможете определить вид манипуляции и вынуть из «таблетницы» подходящую таблетку! Это весело! Словесные атаки и провокации можно умело отражать. Это своего рода психологическое самбо.

За 3 часа тренинга я в паре с желающими разбираю 21 технику ассертивного поведения. Ваш арсенал увеличится весьма. С каждым разом вы станете реагировать все более уверенно, и вскоре вам станет смешно, весело от того, сколь просто решаемы эти задачи. Есть задачи посложнее!

УДОВОЛЬСТВИЕ и ПОЛЬЗА ОТ ТРЕНИНГА

На тренинге вы от души посмеетесь, избавитесь от внутреннего напряжения и зажимов. Цель тренинга для вас — почувствовать уверенность, прилив сил. Люди приходят очень интересные, живые!

Вместе мы сломаем старые, неэффективные программы и освоим новые модели поведения. Вам будет проще отказывать и делать предложение, вести переговоры и презентации, убеждать людей в своей позиции. Но главное — вы ощутите, что ДОСТОЙНЫ БОЛЬШЕГО. И это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК!!!
Наталья Грэйс


Ассертивность
— это техники психологического самбо. Как позитивно ответить на хамство, грубость, негатив, ругань и манипуляции? Как сделать так, чтобы манипулятор впал в уныние? Этому посвящены более 30 приёмов быстрого словесного реагирования на провокацию. Быть ассертивным — потрясающе. Вы можете выбрать наиболее интересные для вас темы.
Ассертивные техники

  • Причины возникновения агрессии, хамства; природа страхов;
  • Позитивное и негативное мышление; внутренний жест.
  • Виды манипуляций.
  • Техники ассертивности (противостояние манипуляциям).
  • Психологическое самбо (тестирование на ассертивность).

Производственные отношения

  • Конфликты в деловом общении.
  • Методы предотвращения, урегулирования и разрешения конфликта.
  • Как реагировать на оскорбительные высказывания начальника?
  • Как защитить себя от негативного воздействия коллег по работе?
  • Как отстоять свое мнение в совместных проектах с более опытным коллегой?
  • Как реагировать, если при трудоустройстве работодатель задает Вам провоцирующие
    вопросы?

Семейные отношения

  • Отношения между родственниками.
  • Производственные отношения между родственниками, если родственник является Вашим начальником или подчинённым.
  • Конфликтные ситуации между супругами (доминирование, подавление, противостояние).

Ассертивность в мире, который меня окружает

  • Негативные ситуации в магазине, на улице, в транспорте…
  • Как вернуть в магазин бракованный товар?
  • Если Вам нагрубили в общественном месте…
  • Как вести себя с хулиганами?
  • Тренинг (практикум).

Взаимоотношения между друзьями и знакомыми

  • Кто наши друзья: друг или враг, вампир или донор?
  • В каких случаях полезно сказать «Нет».

Если число человек в группе нечетное), чтобы оценить желания, потребности, ожидания и чувства, испытываемые ими и их партнерами в данных ситуациях.

Шаг 2: Разделите участников на пары. Раздайте каждому ручки или карандаши и копию «Материалов к упражнению». Предложите участникам описать сложную ситуацию и заполнить часть «А» в «Материалах к упражнению». Объясните, что время перехода от одного этапа упражнения к другому будет регламентироваться специальным сигналом.

Тренинг ассертивности

ШагЗ: Скажите участникам, что у них есть 10 минут для обсуждения каждой ситуации и детального анализа так, чтобы собеседник составил ясное впечатление о связанных с ней проблемах. Очень раж-но, чтобы участники объяснили своим партнерам условия, в которых происходит действие, и рассказали о некоторых фактах отношений с другим человеком и о чертах его характера.

Шаг 4: Узнайте у пар участников, укладываются ли они в отведенное время, установите новый распорядок при необходимости и наличии возможности сделать это. Переходите к следующей стадии. Предложите участникам заполнить часть «В* в их «Материалах к упражнению» (15 минут). Им следует сделать это, не консультируясь со своими партнерами. В ответах они должны стараться быть максимально объективными. Это сравнительно легко сделать при заполнении колонок «Я», расположенных с левой стороны, но не так просто при попытке догадаться, что может требоваться другому человеку в этой ситуации и какие чувства по поводу нее он испытывает. Участники должны будут выдвинуть научные догадки, основанные на конкретных фактах; предположения, базирующиеся на знании других людей (того, как они обычно реагируют), и использовать общее представление о человеческой природе - другими словами, временно поставить себя на место другого человека.

Подчеркните, что «данные» необходимо проверить в реальном взаимодействии, во время попыток выяснить различные аспекты, связанные с проблемой, и поиска решений, приемлемых для обеих сторон.

Шаг 5: Передвигаясь по комнате, удостоверьтесь, что наблюдения участников остаются объективными и соответствуют условиям упражнения. В графе «Я хочу:» должна быть написана конкретная цель, например: «Я хочу, чтобы Билл советовался со мной перед тем, как принимать решения, касающиеся всей нашей команды». В графе «Я чувствую:» следует перечислить эмоции и чувства, испытываемые по поводу данной ситуации, например: «Я сержусь на себя, потому что я выгляжу слабым». В разделе «Мне необходимо:» будет что-то вроде: «Я хочу, чтобы Билл советовался со мной и не подрывал мой авторитет ». После надписи «Мои ожидания:» нужно записать, что, по вашему мнению, произойдет после того, как вы станете бороться с Биллом и его неприемлемым для вас поведением, например: «Он подойдет с тысячей извинений, и я снова уступлю ему».

Шаг 6. Когда участники заполнят часть «В», попросите их обменяться листками с партнерами. Теперь каждый держат в руках лис-

Глава 2. Начало

ток партнера и работает индивидуально, заполняя часть «С», на осно - ее собственного восприятия ситуации партнера. Каждый должен поставить себя на место того человека, с которым взаимодействует (или собирается взаимодействовать) его партнер по упражнению. Каковы, на ваш взгляд, были бы желания, чувства, потребности и ожидания этого человека в данной ситуации? На выполнение этой части упражнения отводится 10 минут.

Шаг 7: Наконец, предложите участникам вновь обменяться их материалами. Им предстоит теперь обсудить несоответствия между их собственными впечатлениями о потребностях, желаниях и чувствах другой стороны и мыслями их партнера по этому поводу. Вполне вероятно, что другой человек сможет защитить собственное видение ситуации, прежде не замечавшееся ее «хозяином». Можно проанализировать, насколько оно справедливо, и обсудить различные пути решения рассматриваемой проблемы.

Участникам необходимо определить способы, которыми можно улучшить ожидаемые последствия данной ситуации и модифицировать стереотипное поведение обеих сторон.

Шаг 8: Соберите всю группу для обсуждения актуальных вопросов. Попросите участников в общих чертах рассказать об их наблюдениях.

Вопросы, которые вы можете задать:

Какие способы являются наиболее продуктивными для анализа ситуации с точек зрения обеих сторон? Во многих ситуациях, связанных с конфликтом интересов или ценностей, взгляды обеих сторон центрированы внутри своей позиции. Насколько это конструктивно при использовании предложенного формата?

Насколько полезно было увидеть вашу проблему в ином свете, с позиции внешнего наблюдателя?

Учли ли вы тот факт, что другой человек может вести себя отлично от стереотипной модели поведения, которой вы от него ожидаете,

4 особенно если вы не соответствуете тому, чего он ожидает от вас?

;?1> Каковы преимущества проведения подобной процедуры перед

| участием в сложном взаимодействии?

Hf Можете ли вы сказать о недостатках данного метода?

м * Чему вы научились, выполняя это упражнение?

| Шаг 9: Подведите итоги и завершите упражнение, упомянув о его 4 целях. Перед тем как перейти к взаимодействию, вызывающему

Тренинг ассертивности

Глава 2. Начало

затруднения, важно заранее составить его план. Конечно легче отдать" ведущую роль эмоциям, ворваться в ситуацию и завершить ее, противопоставив себя другому человеку, или сделать все те вещи, которые вы обещали себе не делать! Однако, результатом такого обмена неизбежно будет обратная реакция. Также очень легко - и это свойственно человеку - смотреть на вещи только со своей собственной точки зрения. Однако уверенность предполагает принятие во внимание потребностей другого человека так же, как и своих собственных. Процесс написания списков под предложенными заголовками:

1. Проясняет ситуацию.

2. Выявляет привычные модели поведения обеих сторон, которые являются барьерами на пути взаимопонимания .

3. Обеспечивает прогресс, так как обеспечивает новый взгляд на проблему: становится ясным, что ее можно решить за счет улучшения коммуникации и понимания потребностей, желаний, чувств и ожиданий другого человека.

Взгляд со стороны

МАТЕРИАЛЫ К УПРАЖНЕНИЮ

Ниже перечислите ситуации, которые вызывали (вызывают) у вас трудности либо проблемы, с которыми вы можете столкнуться и которые вас в значительной мере тревожат.

Я чувствуют

Мне необходимо;

Моиожидания:-

(Вместо точек вставьте имя другого человека). ................хочет:

Чувствует:-

нуждается ы-

Ожидания,

Часть С (заполняется вашим партнером)

Сейчас вы знаете кое-что о ситуации вашего партнера и о тех барьерах, с которыми он, вероятно, сталкивается, беседуя с другим человеком. Попытайтесь поставить себя на место вашего партнера. Что бы вы чувствовали, ожидали или хотели получить от этого разговора? Пожалуйста, изложите ваши предположения ниже.

Если бы я был..............., я бы хотел:-------

Если бы я был..............., я бы чувствовал:-

Если бы я был..............., я бы нуждался в:-

Еслибыябыл..............., мои ожидания были бы такими:-

Будь готов

Часто мы прокручиваем в голове разговор с кем-либо: «Я скажу это, тогда она скажет это, и я отвечу...» и т. д. Мы не пропагандируем такой подход, но иногда бывает полезно заранее составить план сложной беседы, подготовив и отрепетировав несколько вводных фраз. Это придает нам уверенности перед началом разговора, так как мы знаем, что наш первый ход будет выигрышным хотя бы потому, что мы обладаем неким запасом слов и предложений, которые мы можем произнести спокойно и уверенно. Это упражнение дает участникам возможность «прописать» линии развития волнующей их беседы, которую им придется когда-нибудь вести. После «Будь готов» полезно проводить упражнение под названием «Генеральная репетиция».

Тренинг ассертивности

Выберут удобный способ, при помощи которого они смогут уверенно начать сложный для них разговор.

Получат возможность выстроить фразы, открывающие беседу, обсудить их с коллегами и усовершенствовать.

Предоставят обратную связь другим членам группы.

Отрепетируют созданные ими фразы в безопасной среде.

Ресурсы. Бумага, ручка или карандаш и копия «Раздаточных м; териалов>> для каждого участника.

Время. 1-1,5 часа.

Шаг 1: Объяснение упражнения, процедуры его проведения и временных рамок. Участникам предстоит представить реальную жизненную ситуацию, в которой они хотели бы вести себя более уверенно. Если это упражнение является логическим продолжением упражнений «Лестница успеха» и «Взгляд со стороны», участники могут использовать первую из ситуаций, приведенных в их индивидуальных планах развития .

Участники подготавливают фразы, с которых они могут начать взаимодействие в этой ситуации. Таким образом тренируется важный аспект уверенного поведения - готовность начать сложный разговор.

Сначала участники будут около 15 минут индивидуально работать над своими фразами. После этого они обсудят свои результаты в малых группах и получат возможность получить обратную связь с целью улучшения грамматической и лексической структуры своих предложений и предоставить такую обратную связь остальным участникам упражнения (на эту часть работы отводится от 15 до 30 минут). Наконец, каждый участник получит возможность отрепетировать придуманное им начало сложной беседы, а также выслушать (и предоставить другим участникам) конструктивную обратную связь (15-30 минут).

Шаг2: Позаботьтесь о том, чтобы каждый участник могзавершить эту часть упражнения, и ответьте на вопросы, если они возникли.

Шаг 3: Разделите всю группу на несколько малых групп по три-четыре человека. Хотя упражнение и начинается с индивидуальной работы, участникам, которым трудно писать о себе, будет полезно с самого начала получить поддержку своих коллег.

Глава 2. Начало

Шаг 4: Раздайте бумагу и письменные принадлежности и дайте сигнал к началу групповой работы. В качестве руководства участники будут использовать «Раздаточные материалы», но с применением слов и фраз, которые являются для них естественными и привычными. Напомните им, что необходимо учитывать особенности человека, 1к которому они собираются обратиться, и использовать язык, соответствующий им и ситуации, в которой, скорее всего, будет происходить беседа.

Шаг 5: По прошествии 15 минут предложите участникам приступить к обсуждению своих фраз с коллегами. Не следует забывать о том, что фразы должны быть краткими, точными и объективными.

Шаг 6: Сформулировав удачные, по их мнению, фразы, участники тренинга могут начать отрабатывать их произнесение перед группой. После одного или двух прочтений обучающимся следует отложить свои записи и произнести заготовленные фразы, уделяя основное внимание тону голоса, контакту глаз, непроизвольным движениям и т. д. Люди могут чувствовать себя увереннее, когда у них есть «шпаргалка*, на которую они могут опираться при беседе, - приблизительный набросок, оставляющий пространство для некоторой импровизации.

Проходя между группами, предлагайте советы, если в них есть необходимость. Поощряйте членов группы давать друг другу конструктивную обратную связь.

Шаг 7: Соберите группу вместе; подведите итоги упражнения. Результатом выполнения этого упражнения буде создание универсальной формулы, которую можно использовать в качестве удачного начала в любой ситуации межличностного взаимодействия. Понятно, что в реальной жизни придется развивать беседу, не имея на руках шпаргалки, но подобная работа может заложить основу для уверенного поведения и с самого начала общения направить его в конструктивное русло.

Шаг 8: Завершите упражнение, упомянув о его целях.

Будь готов

РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

После того как вы определили, какие вводные слова понадобятся вам в сложной беседе, постоянно помните о том, что эти слова должны относиться к теме и быть краткими. Если это не так, человек, к которому вы обращаетесь, с большей вероятностью прервет вас или отвлечется на что-то другое.

Тренинг accept и вности

Вам понадобится такое начало разговора, которое полностью захватит внимание данного человека. При этом необходимо четко и объективно задать тему, которую вы хотите обсудить (избегайте неуместных и пустых слов), и изложить ваше понимание проблемы. Признавая важность чувств и потребностей другого человека, вы не должны вводить его в заблуждение относительно ваших собственных чувств, ваших ожиданий и вашего видения последствий событий, как свершившихся, так и не произошедших. Не обещайте ничего и не грозите никакими санкциями, если не сможете их применить.

Кроме того, вам необходимо использовать такие слова и фразы, которые легки для понимания, недвусмысленны и не слишком эмоционально насыщены. В разговоре используйте факты; говорите о том, что важно «здесь и сейчас», вместо того чтобы интерпретировать происходящее и вспоминать о прежних поступках сторон и инцидентах между ними (если они не имеют непосредственного отношения к обсуждаемой проблеме).

Пример первый

Одна из ваших подчиненных, проходящая испытательный срок , демонстрирует великолепные деловые качества и замечательно ладит с коллегами. Однако она не умеет распределять свое время. «Мэри, мне необходимо с вами поговорить. Я очень доволен тем, как вы справляетесь с вашей работой, и тем, как вы влились в наш коллектив, но в течение последнего месяца вы шесть раз опоздали на работу. Я знаю о трудностях, связанных с няней вашего ребенка, и готов перепланировать ваш график работы, но я бы хотел, чтобы, начиная с сегодняшнего дня, к восьми тридцати утра вы находились бы на своем рабочем месте.

Если вы станете лучше планировать свое время, я буду рекомендовать включить вас в число штатных сотрудников на полный рабочий день не позже чем через месяц. Если вы будете продолжать опаздывать, то, в лучшем случае, ваш испытательный срок будет продлен.»

Пример второй

Ваш партнер готов кормить кота, но вам всегда приходится убирать оставленные им грязные вилки и пустые жестянки из-под кошачьих консервов.

«Я хочу поговорить с тобой о том, как питается наш Морган. В течение прошлой недели ты покормил его четыре раза, и каждый раз мне приходилось убирать грязную вилку и пустую банку. Это начинает меня раздражать, и, хотя мне приятно, что ты его кормишь, когда приходишь домой первым, я была бы очень признательна тебе, если бы ты убирал за собой.»

Глава 2. Начало

Генеральная репетиция

упражнение предоставляет возможность для тренировки навыков, в процессе которой задействуется вся группа. Его целесообразно проводить в качестве заключительного упражнения в серии, начинающейся с «Что, если?..» и «Лестницы успеха». Оно является кульминацией подготовительной работы, проведенной членами группы индивидуально по их собственным планам развития уверенности, выработанным в ходе этих упражнений. Кроме того, его можно использовать в качестве самостоятельной ролевый игры.

Цели. К концу этого упражнения участники:

Отрепетируют (или пронаблюдают) конкретную жизненную ситуацию, разыгранную настолько реалистично, насколько это позволяет комната для тренинга.

Получат шанс дать (или получить) конструктивные критические замечания и обратную связь.

Ресурсы. По усмотрению тренера - копия записей участников из упражнения «Будь готов»; «реквизит» для придания репетиции достоверности.

Время. Минимум 45 минут. Количество необходимого времени будет зависеть от того, сколько повторов будет предпринято, от того, сколько ситуаций пожелают проиграть участники, и т. д.

Шаг 1: Объяснение упражнения. Это упражнение дает прекрасную возможность отрепетировать и использовать на практике некоторые навыки уверенного поведения в группе. Большинство людей испытывают беспокойство, демонстрируя свои проблемы перед всей группой, или считают, что искусственность ситуации делает упражнение малопродуктивным, но на самом деле проигрывание реальных жизненных ситуаций является лучшим способом тренировки навыков уверенного поведения. Оно позволяет отрабатывать новые модели поведения в безопасной среде и получать обратную связь от коллег и тренера. Если перед данным упражнением проводились «Взгляд со стороны» и «Будь готов», оно не должно вызывать у участников трудностей.

Тренинг ассертивности

Шаг 2: Определите, какая из ситуаций, предложенных участниками, станет основой для проигрывания. Маловероятно, что за время одной сессии могут быть проиграны более чем одна-две ситуации, поэтому важно, чтобы группа выбрала те из них, которые будут представлять интерес для всех ее членов. Если предварительно были проведены упражнения «Взгляд со стороны» и «Будь готов», участникам следует выбрать ситуацию, над которой они уже успели поработать, чтобы полностью с ней разобраться.

Если упражнение проводится не в связке с вышеупомянутыми, участникам придется вспомнить случай из их собственной жизни, не слишком сложный и болезненный для них. Возможно, такой случай произошел во время текущего тренинга и его главному действующему лицу будет полезно выслушать советы и получить обратную связь.

Шаг 3: Объяснение процесса проигрывания выбранных ситуаций. Репетиция должна быть максимально приближенной к реальным жизненным условиям, насколько это позволяют ограничения, заключенные в самой ситуации тренинга. Благодаря своей реалистичности упражнение и получило название «Генеральная репетиция». Чтобы способствовать достижению этого, протагонист должен выбрать подходящую часть тренинговой комнаты, организовать сценическое пространство с использованием любого доступного реквизита, и описать группе, что и где находится, чтобы ее члены могли лучше представить себя все детали обстановки. Например, если ситуация разворачивается в офисе, протагонист может рассказать, где расположены окна и двери, какое здесь оборудование, какая мебель, где могут сидеть еп> коллеги и т. д.

Очевидно, что протагонист - участник, проигрывающий случай из собственной жизни, будет использовать свой собственный подход к данной проблеме, но он выберет другого участника на роль оппонента. Если это упражнение следует после других рекомендованных нами, будет полезным предложить сыграть оппонента кому-то, уже знакомому с данной ситуацией.

Шаг 4: Попросите протагониста вкратце рассказать остальным членам группы о ситуации, которая будет разыграна. Если он опишет такие детали, как внешний вид и черты характера другого участника ситуации, это значительно поможет им, в особенности партнеру, играющему роль оппонента. Можно задействовать дополнительные аспекты, такие как слова, часто используемые собеседником, или характерные проявления «языка тела».

Шаг 5: Начните упражнение. Напомните членам группы, не участвующим в нем, что им следует наблюдать за происходящим и быть готовыми предоставить протагонисту конструктивные советы и обратную связь.

Отведите на упражнение столько времени, сколько необходимо его участникам для того, чтобы войти в роль, и наблюдателям для того, чтобы они смогли составить общее впечатление о линии поведения протагониста в данной ситуации.

Шаг 6: Получите обратную связь от участников репетиции и ее наблюдателей. Прежде всего, стоит спросить протагониста о его впечатлениях от упражнения.

С чем вы справились хорошо?

С чем были связаны сложности, если они возникали?

¦ Что в вашем способе поведения в такой ситуации вы могли бы изменить?

Что мог сделать... (оппонент) для того, чтобы ситуация воспринималась вами более реалистично?

После этого необходимо выяснить мнение оппонента об упражнении.

Вопросы, которые вы можете использовать:

Что... (протагонист) сказал и сделал такого, что показалось вам эффективным?

Что... (протагонист) мог сделать по-другому?

Наконец, спросите остальных членов группы, какие наблюдения они сделали. Добейтесь того, чтобы в своих высказываниях они воздерживались от общих замечаний и подчеркивали конкретные действия сторон.

Вопросы, которые вы можете использовать:

Насколько эффективными были вводные фразы протагониста? " Соответствовали ли друг другу «язык тела» и содержание речи?

¦"., Поддерживался ли контакт глаз и соответствующее ситуации вы-""* ражение лица?

Что вы можете сказать по поводу интонаций?

Тренинг ассертивности

Как оппонент реагировал на слова и действия протагониста?

Что особенно пошло на пользу протагонисту?

Как мог бы протагонист вести себя еще более уверенно и эффективно?

Шаг 7: Поделитесь вашими собственными наблюдениями. На усмотрение тренера: проведите повторную репетицию. Следующие две стадии проводятся по усмотрению тренера в зависимости от глубины усвоения навыка, которой он хочет добиться, от имеющегося в распоряжении времени и от того, чувствует ли он, что другим участникам группы необходимо проиграть свои собственные ситуации.

Иногда протагонисту бывает полезно посмотреть на то, как с его ситуацией справляются другие люди. Хотя, в этом случае, она неизбежно подвергнется искажению, протагонист сможет по меньшей мере увидеть, что существуют варианты поведения, альтернативные его привычным моделям.

Предложите желающим сыграть роль протагониста в повторном проигрывании ситуации. Проведите репетицию. Получите обратную связь от участников и остальных членов группы так же, как и в первом случае.

Шаг 8 (На усмотрение тренера): Еще раз проиграйте ситуацию с первым составом участников. Важно, чтобы обратная связь протагонисту была конкретной, позитивной и поддерживающей, чтобы в ней подчеркивалась положительная динамика навыков уверенного поведения.

Шаг 9: Поблагодарите групду_за. поддержку и активное участие. Завершите упражнение.

Последствия

Это упражнение используется на начальных этапах тренинга уверенности в целях выяснения последствий неассертивного (пассивного, манипулятивного или агрессивного) поведения для его субъекта и для окружающих его людей.

Цели. К концу этого упражнения участники:

Определят возможные воздействия своего поведения на других

Обсудят, почему неассертивное поведение не способствует достижению здоровья и благополучия.

Ресурсы, Флип-чарт и маркер. Время, 15-30 минут.

Шаг 1: Озаглавьте лист флип-чарта: «Пассивное поведение - воздействие на окружающих». Предложите членам группы перечислить способы пассивного поведения, с помощью которых можно влиять на\ других людей. Запишите эти способы на флип-чарте. (См. «Материалы тренера»).

Шаг 2: Повторите эту процедуру относительно механизмов влияния агрессивного и манипулятивного поведения (возможные варианты см. в «Материалах тренера»).

Тренинг ассертивности

Шаг 3: После этого напишите на листе флип-чарта заголовок: «Влияние на собственную личность». Обсудите и перечислите, какие последствия для нашего собственного здоровья, благополучия, состояния сознания и т. п. могут возникать, если мы ведем себя пассивно, агрессивно или манипулируем окружающими (возможные варианты см. в «Материалах тренера»).

Шаг 4: Подведите итоги упражнения и завершите его. Уверенное поведение - один из возможных поведенческих вариантов, который мы можем сознательно выбрать. Упражнение «Последствия» демонстрирует нам преимущества выбора в пользу уверенного поведения в большинстве ситуаций. В случае иного выбора высока вероятность ухудшения межличностных отношений, а также нашего физического и душевного здоровья.

Во взаимодействии, построенном по законам уверенного поведения, все его участники удовлетворены общением; в нем отсутствуют напряжение и угрозы, вызовы и принижение партнеров. Чужие потребности, чувства и мнения пользуются таким же уважением, как и собственные. Все стороны, участвующие в таком взаимодействии, признают компетентность и самостоятельность друг друга, что не мешает им позитивно оценивать себя, свои личные качества и способности - выигрышная ситуация для всех!

Последствия

МАТЕРИАЛЫ ТРЕНЕРА

Влияние предпочитаемых типов поведения на окружающих

Агрессивное поведение,

Агрессия может порбждать агрессию или враждебность; напряжение в этом случае растет, а ситуация начинает выходить из-под контроля; страдают отношения.

Агрессия влечет за собой обиду и возмущение; отказ от сотрудничества.

Другой человек может рассердиться, занять оборонительную позицию, почувствовать себя задетым, униженным, деморализованным, де-мотивированным - и даже испуганным.

Пассивное поведение

Люди могут испытывать сочувствие, жалость к «пострадавшему», желание защитить его (хотя со временем это может начать их раздражать).

Окружающие часто чувствуют себя виновными в том, что они могут манипулировать пассивным человеком или использовать его в своих целях.

Окружающие могут испытывать раздражение, возмущение, гнев; они могут перестать уважать человека, ведущего себя пассивно; они могут ограничить отношения с ним или вообще разорвать их.

Мани пул яти в ное поведение

Манипулятивное поведение вызывает: досаду, раздражение, тревогу, смущение, чувство вины, подозрение в нечестности.

Влияние предпочитаемых типов поведения на собственную личность

Агрессивное поведение

Сначала может вызывать эйфорию (но, в конечном счете, приводит к потере друзей и влияния на людей).

Быстро снижает напряжение («выпустил пар»), за что приходится платить подъемом артериального давления,

Возникает чувство отвращения к себе, особенно по прошествии времени.

Возможно снижение самооценки.

Пищеварительная система реагирует наиболее остро - от несварения и язвы желудка до значительно более тяжелых патологий.

Организм в целом дает разнообразные реакции, от головных болей до сердечных приступов.

Кроме того, потеря самоконтроля порождает гнев на самого себя. Пассивное поведение

Снижает самооценку, причем этот процесс может принять вид нисходящей спирали.

Вызывает чувство стыда за себя.

Провоцирует гнев на себя и других людей.

Приводит к обвинениям других в своих собственных ошибках.

Является причиной депрессии.

Снижает уверенность в себе.

Негативное мнение о себе приводит к возникновению самоосуществляющихся пророчеств.

Наконец, неизбежные спутники пассивного поведения - тревога, приступы паники, заболевания, связанные со стрессом.

Тренинг ассертивности

Глава 3. Понимание себя

Упражнение особенно полезно в ситуации, когда участникам необходимо представить себя, и значительно помогает тем из них, кому не хватает уверенности. Люди, склонные к пассивному поведению, часто отличаются пониженной самооценкой, ставят потребности окружающих выше своих собственных и испытывают трудности с «Я-выска-зываниями». В предлагаемом упражнении каждому участнику предстоит позитивно взглянуть на себя, свою личность, свои способности и достижения, принять свои личные качества, согласиться с их наличием у себя и проговорить эти качества вслух.

Цели. К концу этого упражнения участники:

Выяснят свои положительные качества и представят их для одобрения группы.

Ресурсы. Копия «Материалов к упражнению» для каждого участника, ручки или карандаши.

Время. 1 час. У

Шаг 1: Представление упражнения. Для большинства людей сравнительно несложно критично относиться к себе. Те, кто наиболее склонен к пассивному поведению, часто принижают себя, - осознают и с легкостью принимают свои несоразмерности и упущения, но им очень трудно заявить о своих положительных качествах. Общество неодобрительно смотрит на людей, которые сами себе воздают почести, определяя их как «нахальных и хвастливых*, но продолжительная клевета на самого себя приводит к снижению самооценки и неуверенному поведению. Необходимо сохранять баланс между этими крайностями.

Слишком часто люди, осознающие наличие положительных качеств в себе, не могут сказать об этом вслух от первого лица. Они не могут сказать: «Я хорошо делаю свою работу* или -«Я отличный кулинар». Вместо этого они говорят: «По-видимому, мой босс доволен моей работой» и «Мой муж считает, что я неплохо готовлю». Часто это происходит из-за недостатка уверенности в себе и потребности в поддержке, ссылке на авторитет. Уверенное поведение предполагает развитие уверенности в себе и в своих способностях, позитивную оценку

и принятие собственного мнения, наличие здорового уважения к себе - не стоит путать его с надменностью. Уверенное поведение предполагает умение говорить «Я-высказываниями», а не приписывать свои взгляды и мнения другим людям.

Осознание собственных позитивных черт и способность сказать о них - значительный шаг на пути развития уверенности. Умение делать позитивные «Я-высказывания» полезно в различных ситуациях - оно необходимо при выступлении на собраниях, на интервью, при обеспечении и получении обратной связи, а также в общественной и личной жизни.

Шаг 2: Объяснение процедуры проведения упражнения и его временных рамок. Сначала каждый участник работает индивидуально с листом «Материалов к упражнению», на котором ему нужно закончить высказывания, начинающиеся со слова «Я». Это занимает до 15 минут времени, - иногда людям, не привыкшим воспринимать себя позитивно, трудно сформулировать собственные положительные качества и рассказать о них. После этой части упражнения проводится общее обсуждение полученных результатов.

Шаг 3: Раздайте «Материалы к упражнению» и письменные принадлежности. Начните упражнение. Проходя мимо участников, убедитесь, что они правильно поняли смысл задания. Возможно, некоторые участники с невысокой самооценкой столкнутся с трудностями в поиске собственных достоинств.

Шаг 4: Проведите краткое обсуждение упражнения. Предложите участникам обобщить полученный ими опыт. Спросите их, насколько трудно или легко было им приобретать его. Выявите проблемные области. Разберитесь, почему некоторым было сложно найти в себе положительные личные качества и признать сам факт их существования.

Подчеркните те моменты, о которых вы говорили во вступлении, - о важности уважения к себе и окружающим и способности говорить о своих успехах и позитивных чертах на работе, дома и в обшестве.

Шаг 5: Предложите каждому участнику выбрать одно свое качество или достижение из написанных ими и рассказать о нем группе, используя «Я-высказывания». Пусть каждый говорит по мере готовности высказываний, соблюдая очередность. Выступлений по кругу в этом упражнении лучше избегать.

Возможно, для того, чтобы «примириться» со своим утверждением, кому-то понадобится зачитать его, но контакт глаз участника с группой в то время, когда он говорит, например: «Я верный друг» или

Тренинг ассертивности

«Я горд тем, что...», является важным шагом вперед и его необходимо тренировать. Как только участники уверенно произнесут свои «Я-высказывания», попросите их усилить эту уверенность. Предлагайте им советы по использованию для этого их позы, интонаций и прочих невербальных проявлений. Поощряйте остальных членов группы предоставлять своим товарищам конструктивную обратную связь.

Шаг 6: Удостоверьтесь, что каждый участник достиг своей цели - уверенно сказал о своем позитивном личном качестве. Завершите упражнение.

МАТЕРИАЛЫ КУПРАЖНЕНИЮ

Заполните следующий лист позитивными высказываниями о ваших личных качествах, чертах характера или достижениях;

Я могу...........

Я могу......../..

Я могу......Л...

Я думаю...........

Я думаю...........

Ясчитаю...........

Ясчитаю...........

Каково ваше самое значительное достижение? (при ответе используйте «Я-высказывания»).

Что вам больше всего в себе нравится?

Без прикрас

При выполнении этого упражнения участникам придется критично взглянуть на себя и сосредоточиться на негативных чертах собственной личности. Им предстоит постараться объективно оценить себя, определив те проблемные области, повлиять на которые они не в си-

лах, области, которыми они удовлетворены, а также те области, которые необходимо совершенствовать в процессе тренинга уверенности.

Цели. К концу этого упражнения участники:

Объективно оценят возможность коррекции недостатков собственного характера. Научатся лучше понимать, какие из своих недостатков и негативных черт они хотят проработать на тренинге уверенности.

Получат возможность в малых группах обсудить стратегии повышения уверенности в выбранных проблемных сферах.

Ресурсы. Бумага, письменные принадлежности. Время. 1 час.

Шаг 1: Объяснение упражнения. Наверное, 99% тренинга уверенности посвящены выработке установки на позитивное поведение - развитию такого образа «Я*, которым человек будет доволен, прививанию уважения к себе и к другим людям. Поэтому на первый взгляд упражнение, в котором участников просят обратить внимание на все то, что им в себе не нравится, может показаться противоречащим дан-, ной концепции. Однако истинное понимание себя - это справедли- > вая оценка своего настоящего положения, видение своих недостатков -"# знание того, как они воспринимаются окружающими, осознание * Наличия таких черт характера, которые хочется изменить, - непре-| Ценное условие личностного роста. Не менее важно осознавать те вещи, которые нам в себе не нравятся, но изменить которые мы не можем. Зачем биться головой о стену из-за испытываемого чувства вины или неполноценности, если ни мы, да и никто другой на нашем месте, не в силах это изменить? Гораздо больше пользы в том, чтобы осознать, признать, принять эти черты и научиться с ними жить. Зачастую спокойное отношение к недостатку само по себе является шагом на пути к избавлению от него или, по меньшей мере, от связанных с ним негативных переживаний.

Участвующим в этом упражнении необходимо быть максимально честными перед собой, вспомнить и перечислить все, что они считают своими дефектами и недостатками, все, что им в себе не нравится, все негативные черты своего характера. Оценка будет производиться с

Тренинг ассертивности

точки зрения самого субъекта, однако, производя ее, необходимо учесть и то, как его воспринимают другие люди.

Шаг 2: Раздайте бумагу и письменные принадлежности. Начните упражнение. Давайте пояснения по ходу работы, если они потребуются. Для большинства людей гораздо проще перечислять свои недостатки, чем свои сильные стороны, поэтому вам не нужно помогать участникам.

Шаг 3: Примерно через 10 минут или когда вы решите, что большинство участников уже составили достаточно содержательные списки, объясните следующую стадию упражнения. Сейчас участникам предстоит просмотреть свои списки и подчеркнуть те пункты, изменить которые невозможно. Например, если человека не устраивает рост, в его арсенале не так уж много средств, разве что купить себе обувь на высоких каблуках или начать сутулиться, в зависимости от того, воспринимает ли он свой рост слишком низким или слишком высоким. После того как эти пункты отмечены, участники получают задание поставить галочки напротив тех качеств, с которыми они готовы смириться и принять их. Например, кто-то может болезненно воспринимать жестокое обращение с животными, но при этом не хочет избавляться от привязанности и чувствительности к тому, что ему дорого. Наконец, нужно обвести кружком недостатки, комплексы и негативные качества, которые участники хотели бы изменить, отметив один пункт, коррекцию которого они считают наиболее важной.

Шаг 4: Когда участники снабдили свои записи примечаниями, разделите всю группу на подгруппы по три-четыре человека. В малых группах участникам придется еще раз просмотреть списки качеств, обращая внимание на каждый элемент по очереди. Вначале нужно взглянуть на подчеркнутые пункты: действительно ли ничего нельзя сделать для того, чтобы улучшить эти установки, качества и недостатки? В продолжение вышеприведенного примера, если человеку не нравится его рост, можно подчеркнуть, что много преимуществ заключено как в высоком, так и в низком росте; что, выбирая одежду определенного покроя и цвета, можно казаться меньше, выше, стройнее или плотнее. Члены группы должны выдвинуть своим коллегам как можно больше идей и предложений по работе с их проблемами. Конечно, в списке каждого из них найдется что-то, с чем они ничего не смогут поделать. Но не нужно из-за этого терять аппетит! Многим необходимо принять эти черты характера и научиться любить себя такими, какие они есть.

Человек живет в обществе, который предстает в виде различных типов людей, их многообразия интересов и желаний. Когда у людей возникает общение или отношения, у них включаются желания: «Чего я хочу от другого человека?». Нередко желания партнеров вступают в . Разгорается спор и скандалы. Человек, обладающий развитой ассертивностью, способен успешно выйти из подобной ситуации. О тренинге и тесте на ассертивность также будет рассказано в статье.

Ассертивность

Под ассертивностью понимается умение человека отстаивать собственные интересы и защищать границы, при этом не ограничивать свободу окружающих и проявлять к ним уважение, не зависеть от их мнения, влияния и оценок. Ассертивный человек способен регулировать собственное поведение.

Обычными моделями поведения, которые можно наблюдать среди людей, являются:

  • Агрессивность – когда человек заострен на собственных желаниях и старается манипулировать, подавлять, управлять окружающими.
  • Пассивность – когда человек добровольно становится рабом, жертвой чужих капризов из-за страха потерять нажитое, перед переменами или из-за неуверенности в себе.

При ассертивности человек становится партнером, равным и уважающим: мы равны и ничего друг от друга не требуем и не делаем должными. Здесь отсутствуют ложная скромность и бахвальство. Человек отстаивает свое мнение, при этом учитывает взгляды и желания других.

Ситуаций, когда человек вынужден отстаивать свое мнение, великое множество. Продавец желает продать товар, который вам не нравится. Родственники требуют, чтобы вы взяли кредит. Поклонник не желает отставать со своими ухаживаниями. В каждой ситуации необходимо сохранить самоуважение, обозначить собственные границы, при этом проявить уважение к другим людям, понимание и безобидно отказать.

Когда человек не уверен в себе, в правилах, по которым живет, в правоте, какой бы она ни выглядела в глазах окружающих, в желаниях и убеждениях, на него можно повлиять. Ваши убеждения можно изменить, если вы не уверены. Вас можно «подмять», если вы не считаете себя хорошим и правильно живущим человеком.

Существуют люди, ведущие себя отвратительно, аморально, обманывающие и манипулирующие, но настолько уверенные в том, что поступают правильно, что их невозможно переубедить. С этих людей нужно брать пример, как быть убежденными в том, что вы живете правильно и так, как нужно, чтобы не позволять окружающим «кроить» вас под себя.

Будьте уверенными в своей правоте! Вы сможете влиять и переубеждать людей, если будете убежденными, что все, что бы вы ни делали, является правильным. Никто не является более сильным, чем тот человек, который уверен. Даже если ваши мысли кажутся неправильными, а убеждения – немыслимыми, если вы говорите об этом твердо, уверенно, без тени сомнения, то вам больше поверять, нежели тому, кто говорит правильные идеи неуверенно и неубедительно.

Вы должны искренне верить в собственную правоту. Это не значит, что теперь нужно унижать и оскорблять мнение других людей. Лучше таким не заниматься. Но чтобы вы сами не стали объектом «лепки» и «кройки» в руках окружающих, вам нужно верить в правильность собственных правил, убеждений и принципов.

Люди живут по-разному. Вы не обязаны жить так, как живут другие. Вы имеете право жить так, как удобно вам. Для этого необходимо стать уверенными в правильности того образа жизни, который вы создаете. А возмущения окружающих по этому поводу оставьте им. Это не ваша забота.

Ассертивность в психологии

Разрабатывается множество тренингов, которые нацелены на развитие ассертивности. Человек должен оставаться твердым, честным, дружелюбным. Ассертивность в психологии – это взятие на себя ответственности за собственное поведение, при этом отсутствие критики за реакции окружающих.

Многие люди живут несчастно, поскольку им приходится брать ответственность за все происходящее не добровольно, а принудительно. Ответственность ложится на человека без его согласия, хотя люди думают, что у них есть выбор. Ответственен человек даже тогда, когда идет против правил, поступает так, как ему хочется, ленится и не делает того, что от него требуют окружающие. Да, видимой ответственности нет, но есть иная – когда вы в целом отвечаете за развитие своей жизни.

Как бы вам того ни хотелось, но качество вашей жизни зависит в общем от поступков, решений и делаемых вами выводов. Вы отвечаете за каждый свой шаг, который приводит к конкретным последствиям.

Ответственность – результат вашего выбора или внешних обстоятельств? Как бы ни хотелось, но каждое ваше действие приводит к определенным результатам. Вы начинаете нести ответственность, поскольку результаты являются вашим вольным выбором или следствием ваших необдуманных поступков, которые спровоцировали возникновение тех или иных внешних обстоятельств? К примеру, беременность женщины: за что мужчина должен нести ответственность? Он отвечает за все, как бы ему того ни хотелось. Но лучше ведь нести ответственность за то, что было выбрано вами, а не за то, что стало нежелательным следствием ваших поступков!

В переводе с английского ассертивность является синонимом самодостаточности – отстаивание своих прав, настаивание на своем. Ассертивное поведение предполагает автономию, независимость от мнения и влияния окружающих, регулирование собственного поведения.

Почему вы пытаетесь жить своей жизнью, но всегда находятся люди, пытающиеся вас изменить? Почему вы не можете отстоять собственную точку зрения и поддаетесь влиянию окружающих? Следует понимать, что каждый человек находится в большом мире идей, убеждений и правил. Все люди сталкиваются с большим потоком пропаганды, манипуляции и давления. Но есть те, кто меняет окружающих, и те, кто не может противостоять влиянию других людей.

Ассертивный человек живет автономно, самодостаточно, независимо, при этом не ограничивает свободу окружающих, старается наладить отношения с людьми так, чтобы получать выгоду и причинять добро им. Если же человек поддается влиянию, стесняется собственных чувств, боится показать свое лицо, тогда он начинает манипулировать. Данные техники дают временный эффект, когда окружающие тоже начинают манипулировать.

Развитие ассертивности

Важным становится желание человека развить в себе ассертивность. Этому способствуют специальные тренинги, которые проводятся для развития тех или иных качеств. Ничто лучше жизни не научит человека быть самодостаточным. Следует лишь принять определенные правила и законы ассертивности, которые помогают в становлении здоровой личности.

У каждого человека есть свое мнение по любому вопросу. Но порой в этом и заключается вся суть проблемы, которая возникает в случае, когда ваше мнение противоречит чужому, из-за чего другой человек пытается доказать свою правду, уничтожив вашу.

Каждый человек имеет право на личное мнение. Есть две категории людей, которые по-разному относятся к тому, что у кого-то есть своя точка зрения:

  1. Уважают чужое мнение, даже если оно противоречит их взглядам.
  2. Пытаются уничтожить ту точку зрения, которая противоречит их мнению.

В первом случае данная категория людей понимает, что у каждого человека есть своя точка зрения, которая имеет право на свое существование. Они радуются, когда человек растет и развивается, а это возможно лишь в том случае, когда он позволяет себе думать, делать выводы, иметь свое мнение и корректировать его тогда, когда сама жизнь показывает ему, в чем он прав или неправ. Не люди, а жизнь способна изменить чье-то мнение, поскольку люди могут ошибаться, а жизнь действует по определенным законам и не подстраивается под чьи-то капризы и ложные убеждения.

Во втором случае люди пытаются контролировать жизни окружающих посредством того, что уничтожают их точку зрения и навязывают свою. Данная категория не уважает мнения других людей, поскольку если оно не совпадает с их точкой зрения, она кажется им ошибочной.

Каждый человек имеет право на личное мнение. Вы можете высказать свою точку зрения. Вы можете помочь человеку встать на верный путь. Но вы не имеете права менять чье-то мнение, заставлять отказываться от него. Вы не имеете права сопровождать человека на всем его жизненном пути, корректируя каждый его шаг, который он совершает. У каждого свой путь по жизни. Для вас может быть правильным что-то одно, для другого человека – другое. И вы оба будете правы, поскольку каждый из вас проживает ту жизнь, которую он сам себе и создает.

В близких отношениях человек может как вырасти, так и деградировать. Но вырасти человек может лишь в том случае, когда ему позволяют иметь свое мнение, совершать свои ошибки и делать выводы в соответствии с теми взглядами на жизнь, которых он придерживается. Деградация происходит в том случае, когда люди пытаются изменить друг друга в угоду собственных желаний, заставить думать точно так же, как и они, прислушиваться к их мнению, полностью отвергая свое. В близких отношениях важно не схожесть партнеров, а их умение принимать друг друга, поддерживать и не бросать, когда партнер пытается сделать то, что считает нужным, не прислушиваясь к мнению любимого человека.

Тренинг ассертивности

Тренинг ассертивности заключается во внедрении путем самовнушения правил и принципов ассертивного поведения, что было разработано Мануэлем Смитом.

  • Вы имеете право самостоятельно оценивать свои мысли и поведение, поэтому отвечать за них.
  • Вы имеете право не извиняться и не объяснять свое поведение.
  • Вы имеете право менять личное мнение.
  • Вы вправе сами решать свои проблемы.
  • Вы можете чего-то не знать, и это нормально.
  • Вы можете отвечать за личные ошибки.
  • Вы имеете право сказать, что вам неинтересно.
  • Вы вправе полноценно жить, независимости от доброжелательности и благосклонности окружающих.
  • Вы вправе кого-то не понимать.
  • Вы вправе принимать нелогичные решения.

Помимо самоуважения и взаимного уважения при общении важно достижение компромисса, которое удовлетворяет интересы обеих сторон. Это достигается путем открытого, честного и прямого разговора. Немаловажным становится умение слушать и понимать точку зрения собеседника. Ассертивный человек никогда не перебьет собеседника, чтобы высказать свое мнение.

При общении с другими людьми должны соблюдаться следующие правила:

  1. Возможность менять свое мнение.
  2. Возражать и соглашаться в любой момент.
  3. Выражать свои убеждения, чувства.
  4. Говорить: «Я не понимаю».
  5. Оставаться собой.
  6. Просить о чем-то.
  7. Не брать ответственности за поступки другого человека.
  8. Ошибаться.
  9. Рассчитывать на серьезность к делу.
  10. Устанавливать личные приоритеты.

Чтобы всего этого достичь, необходимо представлять, что вы находитесь в компании, где никто никому ничем не обязан и вы ничего не ожидаете от других. Вы вызываете интерес только потому, что позволяете себе совершать действия и говорить слова, которые сами считаете нужными. Такое же отношение проявляете и вы.

При общении с собеседниками:

  • Не бойтесь смотреть им в глаза.
  • Стойте спокойно и прямо.
  • Внимательно слушайте.
  • Будьте готовы к сотрудничеству.
  • Говорите твердо и спокойно, без повышения голоса.
  • Четко говорите о том, чего хотите, а чего нет.
  • Уважайте себя и побуждайте уважать вас.

Тест на ассертивность

Сайт психологической помощи сайт предлагает читателям пройти тест на ассертивность. Поставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны.

Опросник:

  1. Я раздражаюсь, когда люди ошибаются.
  2. Я легко напоминаю друзьям об их долгах.
  3. Иногда я говорю неправду.
  4. Я в состоянии о себе позаботиться.
  5. Я могу проехаться «зайцем».
  6. Я предпочитаю соперничество, нежели сотрудничество.
  7. Я могу быть вымотанным из-за мелочей.
  8. Я человек самостоятельный и решительный.
  9. Я люблю всех друзей.
  10. Я верю в себя, когда возникает проблема.
  11. Я защищаю свои интересы, находясь начеку.
  12. Меня не смешат неприличные шутки.
  13. Могу признать авторитет и уважать его.
  14. Я сразу заявляю протест, когда кто-то старается вить из меня веревки.
  15. Я поддержу доброе начинание.
  16. Не лгу.
  17. Я практичный человек.
  18. Я расстраиваюсь из-за того, что могу потерпеть неудачу.
  19. Придерживаюсь принципа, что полагаться следует только на себя.
  20. Друзья на меня могут повлиять.
  21. Я всегда прав, даже если другие с этим не согласны.
  22. Согласен с тем, что важна не победа, а участие.
  23. Прежде чем что-то сделать, сначала думаю, как на это отреагируют другие люди.
  24. Я другим не завидую.

Подсчитываем плюсы в:

А – 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23.

Б – 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22.

В – 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.

Результаты:

  • Большее количество плюсов в А говорит о том, что вы понимаете важность ассертивности, однако не используете ее в жизни. Вы недовольны собой и окружающими.
  • Большее количество плюсов в Б говорит о том, что вы правильно понимаете и применяете принципы ассертивности. Ваши поступки являются ассертивными.
  • Большее количество плюсов в В говорит о том, что вы правильно и реалистично себя оцениваете, что позволит вам в будущем овладеть навыками ассертивности.
  • Наименьшее количество плюсов в А говорит о том, что вы не используете шансы, которые дает вам жизнь. Надо жить в согласии с собой.
  • Наименьшее количество плюсов в Б говорит о том, что ассертивности возможно научиться.
  • Наименьшее количество плюсов в В говорит о том, что вы переоцениваете себя. Не всегда ваши поступки являются искренними.

Итог

Почему задевают слова других людей? Почему вы начинаете оправдываться, когда говорят, что вы лжете? Почему злитесь, когда вас заставляют зарабатывать деньги? Почему на некоторые реплики реагируете агрессивно, хотя умом понимаете, что некоторые из них безобидные? Итог отсутствия ассертивности – негативные эмоции и переживания.

Мать хочет, чтобы у дочки были дети, на что та реагирует негативно и начинает оправдываться. Подобные ситуации происходят лишь потому, что сам человек, которого критикуют, ругают, обсуждают, соглашается с тем, что о нем говорят. Если бы вы считали, что отсутствие детей – не проблема, то спокойно относились бы к подобным заявлениям. Если бы были уверены, что вы — хороший человек, тогда не начинали бы сомневаться, как только слышали обратное. Если бы вам не нужны были горы денег и работа вполне устраивала, то не злились бы на реплики о том, что мало зарабатываете.

Будьте сами уверены, что все делаете правильно. Как только вы поверите в это, то иначе станете относиться к репликам окружающих. На некоторых людей вообще перестанете обращать внимание, а другим четко и ясно будете говорить, что вас все устраивает. Вы перестанете оправдываться, злиться, плакать или умолять, чтобы вам поверили. Пока вы так делаете, то будто сами себя пытаетесь убедить в собственной правоте. Перестаньте! Поверьте в собственную правоту поступков, и тогда любое колкое замечание будет для вас пустым звуком.

Верьте, что живете так, как хочется. Для этого было бы неплохо действительно именно так и жить. Если ваши интересы не соответствуют желаниям других людей, это их проблемы, а не ваши. Вы вольны жить так, как вам удобно, и не должны исполнять чужие желания, если они вам не по душе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

Утверждаю

Заведующий МБОУ № 8

«Зоряночка»

С.Ю. Месикова

"Тренинг ассертивного поведения"

Подготовила: Заместитель заведующего

По воспитательно – образовательной работе

МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»

Жданова Т.П.

Октября, 2016 г.

Объект: ассертивность / уверенное поведение в себе.

Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов.

Задачи тренинга:

  1. знакомство с общими закономерностями общения;
  2. изучение и понимание участниками особенностей своего характера;
  3. выработать умения осознавать и выражать свои чувства;
  4. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности;
  5. отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Формы работы: групповая.

Количество участников: 10–15 человек

Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.

Методики и техники тренинговой работы : беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.

Так что же характеризует ассертивную личность?

Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.

Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.

Можно перечислить основные характеристики уверенного в себе человека (по А. Солтеру):

1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;

2. Экспрессивность речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;

3. Противостоять и атаковать: как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

4. Использование местоимения "Я": как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;

5. Принятие похвалы: как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования.

Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

· целенаправленность;

· ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

· гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

· социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

· сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

· настойчивость, не переходящая в агрессию;

· направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

· созидание.

Техники ассертивного поведения:

1. Техники воздействия:

  • Я-высказывание. Нужно говорить от себя, про себя, не переходя на личности.
  • Техника «заигранная пластинка». Вы повторяете необходимое раз за разом, спокойно. При равных условиях побеждает тот, кто более настойчив. Необходимо сохранять спокойствие и быть терпеливым.
  • Уважительный отказ. Умение отстоять свое мнение, не испортив отношений с собеседником.

2. Техники самообороны

  • Раскол манипуляций. Выяснить, что на самом деле необходимо от вас собеседнику. Не всегда партнеры открыто предлагают или просят о чем-либо.
  • «Игра в туман». Нужно спокойно воспринимать критику в свой адрес. «Возможно, вы правы, но я сам себе судья».
  • Техника бесконечного уточнения. Уточняющие вопросы помогут нам выяснить, что именно от нас хотят и перевести беседу из эмоционального в рациональное русло.
  • Техника английского профессора. Суть этой техники в том, что вы все делаете и говорите от своего лица, вы можете согласиться на что-либо, но это будете уже не вы, а кто-то другой. «Я не могу отпустить вас раньше с работы, потому что я такой человек».

Программа тренинга

Тематический план

Качество

Время

Используемые игры и упражнения

1.Приветствие. Развитие эмпатии.

5 мин.

« Приветствие без слов»

2. Мозговой штурм

5 мин

«Ассертивные права» человека

2. Гибкость поведения

15 мин.

«Оптимальные варианты»

3. Коммуникация

15 мин.

«Интеллегентная грубость»

4. Манипуляции

15 мин

«Невидимый поводок»

5.Эмоции

10 мин.

«Спящие львы»

6. Обратная связь. Обсуждение

5 мин.

I.Вводная часть.

Упражнение « Приветствие без слов».

Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.

Сейчас мы попробуем поприветствовать каждого участника в отдельности без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции

Затем усложним: попробуем поприветствовать одновременно как можно большее количество членов группы. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.

Обсуждение правила работы в группе.

II . Основная часть .

Если говорить непосредственно о термине «ассертивность», то он происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». По определению Ренни Фричи, ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.

Квинтэссенцией (основой) учения об ассертивности выступают так называемые “ассертивные права человека». Перечислим эти права.

Права человека:

Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

Вы имеете право менять свои взгляды.

Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

Вы имеете право сказать: “Я не знаю”.

Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

Вы имеете право на нелогичные решения.

Вы имеете право сказать: “Я тебя не понимаю”.

Вы имеете право сказать: “Меня это не волнует”.

С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их.

Упражнение «Оптимальные варианты».

Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно и т.д. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

Коммуникативное упражнение "Интеллигентная грубость"

Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.

Слово "интеллигенция" происходит от латинского "intellegentia" - понимание, рассудок, познавательная сила. По происхождению это слово близко к "интеллекту". Поэтому когда под словами "интеллигентный" и "интеллигентно" понимают мягкость, тактичность и т.п., то это идет несколько вразрез с исконным значением слова.
Для многих коммуникативных ситуаций это противоречие становится еще острее: когда человек говорит льстиво, витиевато, лживо и намеками, то он "ведет себя интеллигентно", а когда собеседник говорит то, что думает, прямо и не смущаясь правды, то он "грубиян и хам".
Ведущий предлагает участникам порассуждать над вопросами:
- Всегда ли приятно иметь дело с истиной? А с ложью?
- Если надо, если хочется говорить правду, то как, в какой форме это лучше делать?
- Можно ли варьировать свое поведение: в одних ситуациях вести себя "интеллигентно так", а в других - "интеллигентно сяк"?
- Какие яркие примеры "интеллигентных грубиянов" можно вспомнить из истории, художественной литературы?
В качестве исторического примера ведущий вполне может предложить Сталина, который был известен прямотой в общении и которого за это осуждал еще Ленин, но который очень во многом именно этой особенностью стиля общения в сочетании с рациональностью добился уважения коллег по партии. В качестве литературного примера можно выбрать всеми известного профессора Преображенского из "Собачьего сердца", который в общении тоже не "вилял" и говорил прямо, что думает и чувствует. Можно вспомнить сюжет фильма "Осенний марафон", в котором главный герой в конце фильма не выдерживает постоянного давления на себя и начинает проявлять "интеллигентную грубость" ("Может, вам еще и полы помыть?..")
В процессе обсуждения у участников должно сформироваться ясное представление о понятии "интеллигентная грубость". Для этого ставятся вопросы:
- Чем отличается "просто грубость" от "интеллигентной грубости"?
- Каковы отличительные черты "интеллигентной грубости"?
- "Интеллигентная грубость" это самоцель или средство?
В конце с помощью участников разыгрывается несколько сценок. Сценарий первой определяет сам ведущий. Это может быть примерно такая ситуация:
Один коллега подходит к другому и, манипулируя, просит "прикрыть" его по работе.
Сценарии других сценок поручаются самим участникам. Для этого их можно разбить на несколько команд.

Упражнение «Спящие львы»

Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях.

Сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача – вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость.

Манипулятивная игра "Невидимый поводок"


Направлена на развитие ассертивности: уверенности в поведении и умения противостоять манипуляции.


Ведущий тренинга заводит беседу с участниками. В процессе беседы можно рассмотреть несколько типичных примеров манипуляции (примеры предлагает как сам ведущий, так и участники). Разговор подводится к тому, что обычно значительно легче убедить человека не делать чего-то, чем убедить его наоборот что-то сделать. Это связано с двумя обстоятельствами.
Во-первых, чтобы сделать какое-то более-менее сложное действие - человек внутри себя проводит некоторую работу, сознательную или бессознательную. Надо настроить себя на выполнение определенного алгоритма действий, надо проанализировать возможные последствия, надо выяснить наиболее оптимальный способ достижения цели. Все это надо проделать предварительно, перед выполнением действия. Разрушить эту конструкцию внешним манипулятивным воздействием легко. Построить - значительно тяжелее.
Второе обстоятельство связано с тем, что человек, как и другие животные, значительно охотнее верит в плохое, нежели в хорошее. В поведенческом плане животному значительно
выгоднее сразу и решительно поверить в плохое развитие событий (в то, например, что за ближайшей скалой прячется хищник), нежели в другой ситуации так же решительно поверить в хорошее развитие событий (например в то, что за той же скалой теперь прячется не хищник, а большой кусок еды). Одна ошибка первого сорта может стоить животному жизни. Ошибка второго сорта грозит лишь временным состоянием голода.
Манипулятор легко может запугать наивного человека и внушить ему какое-то действие, но только если это действие носит оборонительный, защитный характер. Значительно сложнее
воодушевить того же самого человека на какие-то созидательные действия.
Пример 1. Манипулятор может, например, сравнительно легко запугать какого-то человека и добиться того, чтобы этот человек покинул город, в котором он живет. Манипулятор, искусно жонглируя фактами может "доказать", что какие-то нехорошие люди преследуют этого человека.

Пример 2. Если перед манипулятором стоит другая цель, добиться, например, чтобы его жертва не покинула город, а поступила учиться в какой-нибудь вуз или же сменила место работы, то это значительно более сложная задача. Скорее всего манипулятору придется приложить много сил, времени и иных ресурсов на эту манипуляцию. Жертва, рассматривая вариант с поступлением в вуз или сменой места работы, волей-неволей начнет критически рассматривать ситуацию: будет анализировать возможные последствия своего поступка, будет рассматривать разные способы движения к цели. В конце концов, жертве придется настраиваться на выполнение действия, а это у неё может не получиться. Манипулятор обычно просто не может контролировать все эти обстоятельства.
Манипуляцию можно охарактеризовать как "поводок", который связывает манипулятора с его жертвой. С помощью этого поводка можно ограничить свободу действий манипулируемого: одернуть его, не дать ему приблизиться к чему-то. Однако поводком сложно подтолкнуть к чему-то (хотя, конечно, можно потащить за собой).

Манипулятивная игра состоит в следующем. Ведущий выбирает одного участника. Здесь желательно остановить свой выбор на самом эмоционально устойчивом участнике тренинга.
Участнику дается инструкция: надо здесь и сейчас, находясь в тренинговом зале и имея под рукой только то, что есть в этом зале, придумать какое-нибудь просто действие. Которое игрок может совершить, а может и не совершить - в зависимости от обстоятельств. Ведущий может подсказать, какого рода задачу можно поставить перед собой:
- простоять на одной ноге минуту,
- похлопать другого участника по плечу,
- лечь на пол и т.п.
Игрок должен придумать себе возможное действие и огласить его, то есть свои намерения:
- "Я собираюсь простоять одну минуту на ноге",
- "Я думаю, не похлопать ли Василия по плечу?",
- "Мне почему-то хочется лечь на пол и полежать немного".
Все другие участники, услышав об этом намерении, должны отговорить всеобщими усилиями игрока от этого "поступка". В ход можно пускать любые рассуждения, придерживаясь, конечно, правил приличия. Участники могут говорить вместе, могу высказываться по очереди - как сами организуются.
Желательно, чтобы "жертвой манипуляции" побывали все игроки по очереди. Задача ведущего - внимательно следить за состоянием "жертвы". Некоторые могут не выдержать психологического давления и начать эмоционально реагировать. В этом случае желательно прекратить давление под тем или иным предлогом.
В конце проводится обсуждение:
1) как можно расклассифицировать способы давления?
2) как чувствовали себя "жертвы"?
3) легко ли противостоять запугиванию и другим способам давления?

III. Обсуждение занятия.

Техника «Оценка по шкалам»

Тренер рисует несколько шкал, каждая из которых предназначена для получения обратной связи от участников по определенному критерию. Например, можно нарисовать три шкалы – «практический эффект», «атмосфера на тренинге», «получение новой информации». Участники подходят и отмечают точку на шкале, которая соответствует их внутренней оценке тренинга по данному критерию. Важно организовать процесс так, чтобы участники подходили к флипчарту не по одному, а все вместе. Тогда возникает большее ощущение анонимности выбора, и обучающимся легче выразить свое мнение. Сильная сторона данной техники – в визуализации, а также участии всех обучающихся в процессе оценки и обратной связи. Слабая сторона – относительно низкая информативность. Для ее повышения после того, как участники выставят точки на шкалах, можно попросить желающих прокомментировать свои оценки. Всегда найдутся несколько человек, которые смогут и захотят это сделать, и данный материал может стать предметом обсуждения

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Какие же существуют основные принципы проведения тренинга ассертивного поведения?

«Принятие на себя ответственности за собственное поведение». По своей сути ассертивность – это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества: честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса – очень важное для нас качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который устраивал бы все стороны, в ней задействованные.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций.