Правовое положение публичных и непубличных обществ. Публичные и непубличные хозяйственные общества: понятие, правовой статус

Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство.Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.

Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:

Совет является коллегиальным органом, обязанности, права, обязанности его членов установлены в законе и уставе. Член Правления не может быть адвокатом, поскольку закон устанавливает обязательное правило, что только члены совета директоров могут быть членами совета директоров.

Нет. 4-24 с последующими поправками и дополнениями. Закон дает самой компании право определять цены и тарифы своих продуктов и услуг, если они не установлены Правительством, муниципальным советом или иным органом, установленным законом, в порядке, установленном законом.

— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества

Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)

Следовательно, при отсутствии такого закона учреждение, осуществляющее права и обязанности владельца компании, не может указывать компании, какие цены и тарифы ей придется продавать, или предоставлять услуги. Однако закон не предусматривает минимальную сумму капитала владельца компании, период, в течение которого этот капитал должен быть сформирован.

В реорганизации могут участвовать только юридические лица одной и той же юридической формы, за исключением исключений, установленных законами, регулирующими отдельные юридические формы юридических лиц. В Законе о государственных и муниципальных предприятиях таких исключений нет. Компания может быть реорганизована посредством слияний и дивизий, установленных Гражданским кодексом. Необходимо получить согласие Правительства в порядке реорганизации государственного предприятия, если закон не реорганизуется на предприятие.

— хозяйственные партнерства

— производственные кооперативы

Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

Согласие Совета муниципалитета необходимо для начала реорганизации муниципального предприятия. Государственное предприятие может быть преобразовано в муниципальное предприятие, бюджетное учреждение, публичную компанию, частную компанию с ограниченной ответственностью. Муниципальная компания - во всех вышеупомянутых правовых формах, а также на государственном предприятии. Решение о реорганизации компании принимается учреждением, осуществляющим права и обязанности владельца компании, за исключением исключений, предусмотренных законом.

Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).

Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).

С момента принятия решения о реорганизации компании компания приобретает статус конвертируемой компании. Реорганизация считается завершенной, когда уставы реорганизованного юридического лица регистрируются в Реестре юридических лиц. После реорганизации государственного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или частное общество с ограниченной ответственностью владелец всех акций должен быть государством, а если компания преобразована в открытое акционерное общество или частное общество с ограниченной ответственностью, то владельцем всех акций должен быть муниципалитет.

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.

Цель и деятельность государственных и муниципальных учреждений. Юридическая форма государственного или муниципального учреждения является бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение является государственным или муниципальным учреждением, которое выполняет функции государственного органа, государственного управления, судебных функций или предоставления услуг в сферах образования, культуры, науки и других областях. Законность большинства государственных и муниципальных учреждений, не установленных законом, также указывается в их уставах или нормативных актах.

С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.

Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.

Деятельность этих учреждений зависит от основателя. В тех случаях, когда бюджетное учреждение создается Сеймом, правительством, они обычно выполняют определенные функции государственного управления, например, министерство, учрежденное сеймом, министерством, учрежденным правительством. В случаях, когда они устанавливаются округом или муниципалитетом, они чаще всего нацелены на предоставление определенных услуг, например, учебного заведения. Возможности этих учреждений также различаются.

Все государственные или муниципальные учреждения имеют особую юрисдикцию, поэтому они могут приобретать только такие гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом и не мешают целям их деятельности. Устав или регламент этих учреждений должны четко и полностью определять цели деятельности, указывая объем и вид деятельности.

С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — "Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — "Акционерное общество «Армаис» ;
— общества с ограниченной ответственностью — "Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .

Хотя все государственные и муниципальные учреждения обладают особой дееспособностью, законность законности юридической формы юридической формы в соответствующей правовой форме различна. Высшие школы управляют, используют и используют средства специальных программ для целей и задач, изложенных в их уставах самостоятельно.

Государственная собственность принадлежит, используется и удаляется государственными и муниципальными учреждениями в порядке, установленном правилами, утвержденными учредителем, активы, переданные им государством, не могут быть заложены. Материальное имущество, принадлежащее к самоуправлению, может быть передано в залог в случаях, установленных законом, решением муниципального совета в порядке, установленном советом. Нематериальная, финансовая и материальная краткосрочная муниципальная собственность не может быть заложена.

При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Процессы управления всегда выполняются в определенной организованной системе. Система состоит из объекта управления и объекта управления. В современном обществе существуют различные формы систем социального обеспечения. Это государственные и муниципальные учреждения, государственные и другие неправительственные организации. В связи с этим выделяются два основных типа социального обеспечения - государственное управление и общественность.

Государственное управление - это организационная деятельность общественных организаций добровольцев и других негосударственных субъектов. Он осуществляется не от имени государства, а от имени заинтересованных лиц, которые объединены в общественную или другую неправительственную организацию.

До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).

Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.

Государственное управление является автономным социальным контролем ржи. Эта деятельность имеет общественный или национальный интерес, ее характер и характер определяются характером государства. Деятельность объединенного правительства государства подразделяется на три основных типа: законодательные.

Из определения, данного в законе, можно сделать вывод, что так называемая государственная администрация в принципе может рассматриваться как государственное управление, хотя понятие государственного управления, определенное в указанном законе, уже, чем понятие государственного управления. Государственное управление не ограничивается областями государственного управления, упомянутыми в статье 5 указанного закона, а именно административным регулированием, внутренним управлением и управлением государственными службами.

Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.

Правительственное управление также включает такие организационные формы работы, как лидерство в экономической, социальной, культурной, административной и политической деятельности. Государственное управление включает в себя организацию государственной службы, выдачу административных актов, осуществление контроля и административного надзора, осуществление административных и дисциплинарных мер, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, защиту прав личности и т.д. по своему содержанию деятельность государственного исполнительного органа является лишь пилотом государственного управления.

Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела. Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.

В соответствии с Конституцией и другими законами государственная исполнительная власть в основном осуществляется следующими специальными образованиями: правительством, министерствами, правительственными учреждениями, другими государственными и муниципальными учреждениями и учреждениями, которые обладают соответствующими полномочиями и обычно действуют от имени государства. Между тем, некоторые действия государственного управления также осуществляются в других государственных учреждениях - Сейме, судах, прокуратуре, хотя исполнительные органы этого государственного учреждения.

Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.

Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании.

В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах. Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
- о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
- о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Дальнейшая судьба ЗАО

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания

Изменения положений для открытых и закрытых акционерных предприятий

Федеральным законом N 99 "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК" вносятся изменения для закрытых и открытых АО. С первого сентября они становятся просто акционерными обществами.

Публичные и непубличные акционерные общества

По новому определению, все ООО приобретают статус непубличных организаций. Что касается акционерных предприятий, то тут есть свои нюансы. С одной стороны, закон фактически убирает разделение на открытые и закрытые. С другой стороны - они продолжают свое существование.

Отличием между публичными и непубличными организациями считается возможность публичного размещения и оборота акций и ценных бумаг предприятия.

Статьей №66.3 Кодекса определяются критерии публичности. Предприятие определяется как публичное, при условиях:

  1. Размещение и оборот акций и ценных бумаг, конвертируемых в его акции, происходит публично в пределах соответствующей законодательной базы;
  2. АО должно внести в свой статут и название предприятия определение того, что оно является публичным.

При этом предприятию достаточно выполнить один из этих двух пунктов, чтобы получить статус публичности.

Другие АО считаются непубличными.

Названия для публичных и непубличных АО

АО, соответствующее 1-му критерию публичности, должно внести в фирменное название определение на то, что предприятие имеет статус публичности (ст.97 п.1 ГК). Непубличные организации тоже имеют право упомянуть в своем названии о публичности, при условии, когда акционеры планируют объявить открытую подписку на акции и ценные бумаги своей компании. В случае, когда АО непубличное, указывать об этом нет необходимости.

Итого, с первого сентября фирмы могут носить название, например:

Публичное акционерное общество «Премиум» или акционерное общество «Премиум».

При этом необходимо учесть, что акционерное предприятие получает право публично размещать акции и ценные бумаги, которые конвертируются в его акции, с того дня, когда были произведены внесения в ЕГРЮЛ данных о наименовании, в котором указывается, что организация получила необходимый статус.

Как быть существующим открытым и закрытым АО?

П.11 ст.3 ФЗ №99 «О внесении изменений…» определяет, что предприятия, которые были созданы до того, как закон начал работать и, если они отвечают признакам публичных обществ, будут признаны таковыми, не зависимо от того, отмечен ли данный статус в их названии. Выходит, что п.1 ст.97 Кодекса применим только к ново сформированным предприятиям или обществам, которые планируют получить статус публичности. На уже созданные предприятия закон не распространяется.

ЗАО пока могут существовать «по-старому», потому что п.9 ст.3 ФЗ № 99 определяет, что положения ФЗ «Об АО», относительно закрытых обществ, применяются к таким предприятиям до тех пор, пока не произойдут изменения в уставе.

Исходя из этого, можно сделать выводы, что:

  • Открытые акционерные предприятия, отвечающие критериям публичности, обязаны изменить свое наименование, с указанием слова «публичное»;
  • Непубличные общества не должны отмечать в названии о статусе;
  • Определения «открытое» или «закрытое» можно оставить;
  • Сроки изменения названия не определены законодательно, поэтому ЗАО и ОАО, в принципе, смогут оставить свое название без изменений;
  • Тогда для существующих предприятий будет работать Закон «Об АО» до первого изменения статута;
  • Публичные ОАО, с 01.09.2014 будут регулироваться актами Гражданского кодекса, относительно публичных компаний.

Введение солидарной субсидиарной ответственности

В случае завышения суммы общего вклада в учредительный капитал, при недостаточном имуществе акционерного общества, Гражданским кодексом (ст.66.2) вводится солидарная субсидиарная ответственность держателя акций и независимого оценщика. Она распространяется на сумму, которая была завышена в течение пяти лет со дня регистрации предприятия или с момента, когда были внесены изменения статута в случае увеличения капитала.

Единоличный держатель акций

С сентября месяца, согласно новой ст.98 кодекса, отпадает необходимость вносить в статут данные о том, что все 100% акций принадлежат единому держателю. Эти сведения достаточно предоставить в ЕГРЮЛ.

Заключение корпоративных договоров и их огласка

Гражданским кодексом сформировано такое понятие, как «корпоративный договор». Решение составлять его или нет, остается за владельцами акций. В случае заключения такого договора, существуют условия о его конфиденциальности или раскрытии согласно статье 67.2 Гражданского кодекса.

Так для публичных обществ, предусмотрено обязательное раскрытие информации указанной в договоре. Если же это непубличное АО, то содержание договора считается конфиденциальной информацией и не подлежит раскрытию (кроме случаев, предусмотренных законодательными актами).

На данный момент, вне зависимости от вида акционерного предприятия, внесение в статут информации о заключении корпоративного договора не требуется.

Ежегодный и «внеплановый» аудит

В ст.67.1 Гражданского кодекса указано, что предприятия обязаны проводить ежегодную аудиторскую проверку. При этом главным требованием к аудитору является то, что он не должен быть связан какими-либо имущественными интересами с предприятием или держателями акций.

Также, любой владелец, обладающий десятью или более процентами акций в организации, имеет право запросить «внеплановую» бухгалтерскую проверку в случаях предусмотренных законодательством или статутом.

Процедура проведения общего собрания публичных (непубличных) акционерных обществ

В зависимости от вида АО, процесс подтверждения решения о созыве собрания и членов такового проходит следующим образом:

  1. Для предприятия, являющегося публичным, утверждение на проведение собрания возлагается исключительно на лицо, которое ведет реестр обладателей акций предприятия и выполняет обязанности счетной комиссии.
  2. В непубличном АО, такое лицо также может подтверждать сборы держателей акций за одним исключением. В непубличном обществе его можно заменить на нотариально удостоверенное лицо. Выбор о том, каким путем проводить сборы можно изначально внести в статут АО.

Изменились ли условия выпуска облигаций?

Из Гражданского кодекса был исключен второй пункт ст. 102, который обязывал выпускать облигации при условии полного расчета по учредительному капиталу. Хотя эта обязанность в итоге осталась, так как она все еще регулируется ст. 33 Закона «Об АО».

«Реформа» акционерных обществ

Изменения коснулись и преобразования акционерного предприятия в другие объединения. Со дня вступления закона в действие (согласно ст. 102 п. 2), акционерное предприятие имеет право перейти в ООО, стать производственным кооперативом, либо хозяйственным товариществом. Что касается перехода в некоммерческую организацию, то такой возможности АО лишается.

Изменения, которые коснулись ООО и АО

1. Ст. 54 п.5 - акционерное предприятие в своем статуте должно указать месторасположение (населенный пункт). Детальный адрес указывать не обязательно. Полная информация указывается в ЕГРЮЛ.
2. Ст. 65 п. 2 и ст.67 включают в себя спектр правовых возможностей и обязанностей участников корпорации и хозяйственного общества.

  • Они имеют право:
    - обжаловать решение общественных органов;
    - оспорить принятые соглашения, заключенные от имени организации;
    - потребовать возмещения убытков, нанесенных организации;
    - ознакомиться с информацией о работе организации;
    - принимать участие в деятельности организации;
    - участвовать в распределении дохода и требовать части имущества, которое осталось (в случае ликвидации) после погашения всех кредиторских обязательств;
    - просить исключить другого члена из организации в судебном порядке, в случае, когда тот (своим действием/бездействием) нанес существенный вред организации. Или же любым другим способом препятствует нормальной работе фирмы в ее деятельности и достижении цели.
  • В обязанности входит:

Участие в принятии решений, без реализации которых организация не сможет продолжить свою работу (когда голос участника необходим, чтобы принять верное решение);
- не провоцировать и не совершать действия, которые грозят нанести вред или ущерб компании;
- не совершать поступки и не создавать ситуации, которые осложняют или препятствуют компании достичь поставленной цели;
- принимать участие при формировании имущества организации;
- не распространять информацию, которая считается конфиденциальной.

3. Ст. 65. п.2 - участник общества (или сама компания) обязаны проинформировать остальных членов о том, что он намеривается подать судебный иск:

  • Для взыскания убытков, нанесенных организации;
  • Для признания недействительности сделки.

Перед подачей такого искового заявления, истец обязан предоставить остальным членам организации информацию, которая касается дела.

4. Ст.65 п.3 касается исключительной компетенции главного органа организации. По сути, содержание статьи повторяет 48-ю статью ФЗ «Об АО». Единственное различие относится к следующему: если в АО имеется совет директоров, то по ФЗ совет директоров отвечает за выбор приоритетов в работе организации, формировании филиалов компании, за открытие представительств, а также за участие или отказ от участия компании в других организациях. В измененном ГК эти нормы не установлены. Но в этой статье указано, что при отсутствии норм регулирования новым Кодексом, начинают работать положения ФЗ «Об АО». Т.е. это означает, что полномочия общего собрания и совета директоров, по сути, остались без изменений.

Эта же статья устанавливает права участников КОУ, такие как:

  • предоставление им информации о работе и документации АО, включая бухгалтерскую;
  • участники могут потребовать возмещения ущерба, который был нанесен корпорации;
  • члены органа могут оспорить сделки АО на основании ст.174 Гражданского кодекса или Федерального закона. Потребовать применить последствия недействительности заключенных договоров или потребовать применить последствия недействительности ничтожных сделок предприятия согласно статье 65.2 кодекса.

5. Ст.66.3 Гражданского кодекса касается акционеров непубличного предприятия. Единогласно они могут внести в статут:

a) Положение, которое будет регулировать компетенцию исполнительного и коллегиального органа управления при принятии решений, обсуждаемых на общих сборах.

Исключение:

  • акционеры не могут сами вносить изменения и принимать статут с новыми поправками;
  • не могут сами решать вопрос о реорганизации, ликвидации организации;
  • акционеры не могут сами определять количество членов КОУ и КИО (когда это право принадлежит общему собранию держателей акций), избирать или досрочно прекращать полномочия других участников;
  • решение вопросов о количестве, номинальной стоимости, типа акций и прав, которые предоставляются такими акциями;
  • не могут утвердить внутренний регламент или внутренние документы организации, которые не относятся к учредительным;

b) Положение, которое закрепит должностные обязанности КИО за КОУ предприятия в полном объеме или некоторые их части;

c) Пункт об отказе формировать КИО, в случае выполнения его функций КОУ;

d) Процесс передачи единоличному исполнительному органу функций КИО организации;

e) Положение об отмене создать ревизионную комиссию или ее формирование в отдельных случаях, которые закреплены статутом;

f) Положение об особом порядке созыва членов, их подготовки и проведения общих сборов держателей акций и утверждения ими решений;

g) Положение, закрепляющее особое количество участников, а также процедуру создания и проведения собраний КОУ или КИО организации;

h) Положение, закрепляющее преимущественное право на покупку акций или ценных бумаг, которые конвертируются в акции организации.

6. Ст.66 п.2 полностью отменяет включать в учредительный капитал имущество до тех пор, пока не произведена независимая оценка такового.

7. Ст.53 отмечает, что одновременно несколько лиц, которые действуют без наличия доверенности, имеют право сообща или по отдельности представлять юридическое лицо. Право представлять организацию несколькими лицами обязано быть закреплено в статуте или отображаться в ЕГРЮЛ.

Процедура регистрации поправок

Поправки в статут и в название предприятия вносятся стандартным путем (подача в ИФНС формы Р13001 и измененного статута).

Отменена оплата государственной пошлины, чтоб пройти регистрацию изменений в связи с приведением статута в соответствие. Само решение об изменении статута принимается на общем собрании владельцев акций предприятия.

Изменение устава по новому Кодексу

При изменении статута, следует обратить внимание на:

  • Фирменное название организации;
  • Указать, если организация публичная;
  • Чтобы внести имущество в учредительный капитал, обязательно привлечь для оценки независимого эксперта;
  • На держателя акций и экспертного оценщика возлагается субсидиарная солидарная ответственность в рамках суммы, которая была завышена;
  • Данные о едином держателе акций не обязательно отмечать в статуте;
  • В статуте можно зафиксировать процедуру и условия для аудиторской проверки (в том числе и бухгалтерской) по запросу держателей акций, которые владеют десятью или более процентами;
  • АО больше невозможно преобразовать в некоммерческую организацию;
  • Для указания месторасположения достаточно указать населенный пункт без полного адреса;
  • В ГК указаны права и обязанности членов общества;
  • Статутом можно утвердить процесс уведомления остальных акционеров, в случае намерения подать в суд заявление одним из владельцев акций;
  • В статуте можно обозначить права членов КОУ организации;
  • Кодексом предусмотрено ряд нормативных актов для держателей акций непубличного АО, которые можно отметить в статуте;
  • Статутом возможно зафиксировать, что несколько лиц совместно или отдельно друг от друга могут представлять юридическое лицо.
  • С нововведениями в Кодекс, законодателю необходимо проработать и ФЗ № 208 «Об АО». На сегодняшний день поправок нет. Поэтому по Федеральному закону пока остаются старые нормы и правила, так что специалисты рекомендуют пока не приводить статут согласно измененному Гражданскому кодексу.