Методика определения физического износа гражданских зданий. Физический износ зданий

Начнем с того, что общий пробег автомобиля далеко не всегда указывает на реальное состояние важнейших узлов и агрегатов (двигателя, трансмиссии, элементов рулевого управления, и т.д.). Что касается силовой установки, в ряде случаев возникает необходимость определить износ двигателя, например, . Важно понимать, что не всегда мотор, который при этом сильно изношен, обязательно должен плохо заводиться и «тянуть», а также шуметь, стучать и т.д.

Бывает так, что явных проблем с запуском не наблюдается, тяга на первый взгляд вполне приемлемая, агрегат работает ровно. Однако через несколько тысяч или даже сотен километров такой двигатель все равно попадает на дорогостоящий ремонт по причине сильного износа.

В этой статье мы поговорим о том, на какие признаки следует обращать внимание в рамках поверхностной проверки , а также как можно узнать износ двигателя без его разборки.

Читайте в этой статье

Определение степени износа мотора по косвенным признакам

Прежде всего, проверку ДВС необходимо начинать с анализа работы двигателя. Как уже было сказано, в норме не допускаются затруднения при запуске, вибрации и т.д. Однако даже наличие тех или иных отклонений не обязательно указывает на то, что двигатель износился.

Например, запуск может осложняться по причине сбоев в работе системы зажигания, проблемного стартера или недозаряженного . Стучать на холодную также могут , вполне возможно, что шум издают ролики и подшипники приводов, навесного оборудования и т.д.

Если опыта недостаточно, чтобы точно определить источник шума или другие причины сбоев, тогда, в первую очередь, следует обращать внимание на технические жидкости и их состояние. Начинать проверку следует с моторного масла. Важным показателем является расход смазки. Если двигатель начал «есть» масло, при этом нужно доливать около 1.0 литра на тысячу километров, тогда вполне вероятен сильный износ (при учете того, что мотор сухой, нет течей сальников и прокладок).

Дополнительно следует проверить и выхлоп, так как наличие из выхлопной трубы также укажет на причину повышенного расхода смазки. Параллельно следует открутить крышку маслозаливной горловины на заведенном моторе. Если явно виден дым, тогда это еще один признак проблем с поршневой группой и цилиндрами.

При этом становится понятно, что в одних случаях мотор еще можно в дальнейшем «оживить» с минимальными вложениями ( или их замена, установка новых маслосъемных колпачков, переход на более вязкую смазку), тогда как в других силовой агрегат необходимо разбирать и делать ( , замена поршней и т.д.).

Проверка поршневой и шатунной группы двигателя

Естественно, бeз cпeциaльнoгo oбopудoвaния, то есть «на глаз», описанными выше методами изнoc двигaтeля определить сложно. Можно выявить наличие проблемы, но точную причину установить может быть затруднительно. Учитывая эти особенности, следующим этапом при проверке становятся наиболее распространенные действия:

  • в двигателе;

Компрессия является условным показателем состояния пopшнeвой группы (поршней, поршневых колец и цилиндров), замер давления масла позволяет оценить состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д.)

При этом важно понимать, что компрессия в двигателе зависит от многих факторов и условий. Например, снижение показателя может происходить не только по причине проблем с ЦПГ, но и в результате неполадок, которые связаны с . Если точнее, компрессия падает в том случае, когда возник прогар клапана, к снижению компрессии приводят проблемы с ceдлами клaпaнoв.

По этой причине оценить состояние ЦПГ по показателю компрессии можно только приблизительно. Однако существует еще один способ, чтобы получить более достоверные данные. Для этого необходимо замерить дaвлeние отработавших газов, кoтopыe прорываются через неплотности между пopшнями и стенками цилиндров в поддон двигателя.

Для замера манометр подключается к вытяжнoй тpубкe в пoддoне. Параллельно очень важно максимально гepмeтичнo перекрыть остальные отверстия и щели как в пoддoнe, так и в двигaтeлe. Еще понадобится иметь специальную насадку для манометра, а также техническую документацию для конкретной модели ДВС.

Естественно, на многих мелких СТО такую операцию выполнять не будут. Если же речь идет о проверке б/у авто перед покупкой, скорее всего продавец также ответит отказом на просьбу провести диагностику указанным способом. В итоге остается только выполнять замер кoмпpeccии, учитывая все возможные погрешности и различные нюансы для получения максимально точных результатов.

  • Если же говорить об измерении дaвлeния мacлa в двигателе, с этим несколько проще, а сам способ позволяет определить приблизительное состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д. Для решения задачи выкручивается датчик давления масла, после чего в это место через переходник подключается манометр.

При этом важно учитывать, что перед проведением процедуры моторное масло необходимо заменить на свежее с учетом всех допусков и рекомендаций производителя ДВС (вязкость по SAE и т.д.) Также необходимо поставить новый масляный фильтр. Перед замером двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры. После прогрева мотора измерения проводятся на разной частоте вращения коленвала.

Затем полученные результаты по давлению масла сравниваются с теми, которые указаны в технической документации для конкретного двигателя. При этом максимально точные данные не так важны, вполне допускается определенная погрешность по манометру. Дело в том, что на износ двигателя и его шатунной группы указывает достаточно значительное отклонение от нормы (около 15-20 %). Если это так, тогда силовой агрегат в скором времени будет нуждаться в дорогостоящем ремонте.

Что в итоге

Итак, теперь вы не знаете, как определить износ двигателя. Более того, оптимально воспользоваться не одним, а сразу несколькими методами, описанными выше. Выполнять ряд проверок можно даже одновременно (например, замер компрессии совмещают с проверкой свечей зажигания). Главное, чтобы все операции были выполнены правильно.

Добавим, что хотя перечисленные решения дают только ориентировочное представление о том, в каком состоянии находится мотор и какова степень его износа, с их помощью все равно можно быстро получить полезную информацию, причем без разборки двигaтeля. Это может пригодиться при выборе автомобиля с пробегом.

Если же возникает необходимость ремонта ДВС, точно оценить его состояние только по косвенным признакам (потеря тяги, стуки, шумы) или путем замера компрессии и давления масла, не получится. Для того чтобы точно узнать степень износа двигателя, потребуется в обязательном порядке разбирать силовой агрегат. Далее выполняется , после чего осуществляется последующая переборка или выполняется капитальный ремонт мотора.

Читайте также

Компрессия в двигателе автомобиля: на что влияет и как проверить. Как делается проверка компрессии без компрессометра, замер показаний при помощи прибора.

  • Как самому определить прогар клапана двигателя. Основные симптомы погоревшего клапана, точное выяснение причин троения мотора. Диагностика, полезные советы.


  • С момента начала эксплуатации машины и оборудование подвергаются износу, который нарастает с увеличением срока эксплуатации объектов и приводит к потере ими части своей полезности, и, как следствие, определенной части стоимости.

    Иными словами, износ - потеря стоимости (обесценение) собственности в процессе эксплуатации под действием различных факторов устаревания и природно-временного воздействия.

    Причины износа могут относиться либо к самому объекту, либо к ближайшему окружению этого объекта (появлению более совершенных и конкурентоспособных аналогов, появлению новых технологий или изменениям в технологической цепочке, в которую включен объект), либо в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту, то есть внешних по отношению к нему.

    В качестве основных факторов обесценения (устаревания) обычно рассматриваются физический, функциональный и внешний износ.

    Физический износ - ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием конкретного объекта в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. Другими словами, это износ материалов, из которых создан объект, потеря его первоначальных качеств, постепенное разрушение конструкций и т.д.

    Функциональный износ - обесценение объекта в результате несоответствия его параметров и (или) характеристик оптимальному технико-экономическому уровню. Причиной функционального устаревания может быть как недостаток в оптимальной полезности, так и ее неиспользуемый избыток.

    В качестве примера функционального устаревания можно рассматривать излишек производственных мощностей, конструктивную избыточность или недостаточность, большие затраты на вспомогательное производство и т.д.

    Внешний (экономический) износ - обесценение собственности, обусловленное влиянием внешних факторов, а именно: изменение в оптимальном использовании, законодательные нововведения, изменение соотношения спроса и предложения, ухудшение качества сырья, квалификации рабочей силы и т.д.

    Внешний износ почти всегда считается неустранимым, поскольку величина потенциальных затрат на ликвидацию внешних элементов, вызвавших это устаревание, всегда, за редким исключением, превышает добавленную к собственности стоимость.

    Поскольку любой объект может подвергаться одновременно разным видам износа, то при оценке учитывается совокупный износ.

    Расчет совокупного износа предполагает определенный порядок оценки обесценивания. Обычно он имеет следующий вид: текущая стоимость минус физический износ, функциональный износ и внешний износ. Это - общепринятая последовательность вычитания этих различных элементов обесценивания из текущей стоимости. Логика последовательности получена из нормального жизненного цикла актива. Когда актив новый, оценка равна цене, по которой он фактически продается.

    Наличие желания покупателя и желания продавца подразумевает предположение, что покупка этого актива экономически оправдана (т.е. имеется деловая потребность определенного вида). Как только активы покидают завод-изготовитель, они начинают обесцениваться. Обычно первым элементом обесценивания является физический износ, так как актив будет введен в эксплуатацию и использоваться по назначению. Поскольку актив продолжает эксплуатироваться, появляются два элемента ухудшения - исправимый и неисправимый износ. Исправимый износ проявляется в форме обычного ремонта, а неисправимый проявляется в таких формах, как усталость металла. Физический износ - единственный элемент обесценивания, который действует до того, пока какое-нибудь событие на рынке или в окружающей среде не вызывает функциональный или внешний износ.

    Обычно изготовитель улучшает изделие постепенно через какое-то время, и, когда изготовитель объявляет о "новой и улучшенной" версии машины, появляется новый вид устаревания существующего актива. Обычно новая версия - результат некоторых технологических усовершенствований, вызывающих некоторое функциональное устаревание. При существенных изменениях в технологии функциональное устаревание становится значительным. В этот момент актив эксплуатируется, испытывает физический износ, и к нему теперь добавляется некоторый функциональный износ. По прошествию времени, внешние факторы типа уменьшенной доходности в промышленности, увеличении конкуренции, импорта иностранных товаров, сдвиги в потребностях рынка или законах и т.д. ведут к внешнему устареванию. Это обычно последний элемент обесценивания, воздействующий на актив.

    Это нормальная последовательность обесценивания при использовании затратного подхода. Последовательность может измениться при определенных обстоятельствах. Важно, чтобы при использовании затратного подхода оценщик стремился выделять различные виды износа и удостоверяться в отсутствии дублирования обесценивания.

    Совокупный износ объекта оценки определяется как сумма потерь стоимости под действием всех факторов устаревания (износа). Коэффициент годности, учитывающий обесценение от совокупного износа определяется по формуле:

    К г = К ф * К фун * К в (5.15)

    где: К ф - коэффициент физического износа;

    К фун - коэффициент функционального износа;

    К в - коэффициент внешнего (экономического) износа.

    Физический износ

    Физический износ представляет собой естественный процесс ухудшения характеристик оборудования во время его эксплуатации под воздействием многих факторов, таких как: трение, коррозия, старение материалов, вибрация, флуктуации температуры и влажности, качество обслуживания и др.

    Рост физического износа приводит к увеличению вероятности аварийных отказов оборудования и к снижению качественных характеристик выпускаемой с помощью этого оборудования продукции, что ведет к уменьшению остаточного срока службы всего изделия или некоторых его узлов и деталей.

    Различают следующие виды физического износа:

    1) механический износ, результатом которого является снижение точности (отклонение от параллельности и цилиндричности);

      абразивный износ - появление царапин и задиров на сопрягаемых поверхностях;

      смятие, вызывающее отклонение от плоскостности;

      усталостный износ, ведущий к появлению трещин, излому деталей;

      заедание, которое проявляется в прилипании сопрягаемых поверхностей;

      коррозионный износ, проявляющийся в окислении изнашиваемой поверхности. По причине, вызвавшей износ, физический износ бывает первого рода и второго рода.

    Физическом износом первого рода называется износ, накопившийся в результате нормальной эксплуатации.

    Физическим износом второго рода называется износ, возникающий вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений норм эксплуатации и т.д. По времени протекания различают износ непрерывный и аварийный. Непрерывным износом называется постепенное снижение технико-экономических показателей объекта при правильной, но длительной его эксплуатации. Один из видов непрерывного износа -механический износ узлов и деталей, влияющий в основном на движущиеся части машин и механизмов.

    Аварийным износом называется быстрый по времени износ, достигающий таких размеров, что дальнейшая эксплуатация объекта становится невозможной, например, пробой кабеля. По характеру протекания аварийный износ действительно моментальный, но по сути он является следствием непрерывного скрытого износа.

    Аварийный износ по внешним причинам связан с ошибками персонала, резкими скачками питающих напряжений, несоответствием между требуемыми и имеющимися расходными материалами. Например, у двигателей внутреннего сгорания, рассчитанных на низкооктановое топливо, при применении высокооктановых бензинов быстро прогорают клапана, то есть наступает аварийный износ.

    Скрытым износом называется износ, который непосредственно не влияет на технические параметры оборудования, но увеличивает вероятность аварийного износа.

    По степени и характеру распространения различают глобальный и локальный виды износа.

    Глобальным износом называется износ, распространяющийся на весь объект в целом.

    Локальным износом называется износ, в разной степени поражающий различные узлы и детали объекта.

    По технической возможности и экономической целесообразности восстановления утраченных потребительских свойств физический износ бывает устранимым и неустранимым.

    Устранимый износ - износ, устранение которого физически возможно и экономически оправдано, т.е. износ, допускающий ремонт и восстановление объекта с технической точки зрения и оправданный с точки зрения экономической.

    Неустранимый износ, т.е. износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение (ремонт оборудования или замену деталей или узлов) превышают прирост стоимости соответствующего объекта.

    По форме проявления физический износ бывает техническим и конструктивным. Техническим износом называется снижение фактических значений технико-экономических параметров объекта по сравнению с нормативными, паспортными данными. Конструктивным называется износ, под которым понимается ухудшение защитных свойств внешних покрытий.

    Другим проявлением износа служит увеличение издержек на изготовление продукции в части материалов, энергии, а также расходов на техобслуживание и ремонт, значительно превышающих средний уровень затрат для аналогичного нового оборудования. Иногда с увеличением физического износа увеличения издержек не происходит и затраты остаются ниже среднего уровня. Подобная ситуация может указывать на наличие отложенного ремонта и увеличение скрытого износа.

    Величина физического износа объекта в процессе эксплуатации зависит от множества факторов:

      степени загрузки объекта, продолжительности работы, интенсивности использования;

      качества объекта - совершенства конструкции, качества материалов и т. д.;

      особенностей технологического процесса, степени защиты объекта от внешней среды;

      условий эксплуатации - наличия пыли и абразивных загрязнений, повышенной влажности и т. д.;

      качества ухода;

      квалификации обслуживающего персонала.

    В результате физического износа снижается производительность машин и оборудования. Это вызвано в первую очередь увеличением простоев, вызванных ремонтом и обслуживанием, уменьшающих полезный фонд рабочего времени. Кроме того, износ машины с некоторого момента времени начинает сказываться и на ряде технических параметров, что также снижает выработку. Например, у металлорежущего оборудования падает точность обработки, в результате требуются более частые проверки и наладки, увеличивается выход бракованной продукции. По статистике производительность падает до 25% за 10 лет эксплуатации. У транспортных средств снижается мощность двигателя и, соответственно, грузоподъемность и скорость.

    Величина физического износа зависит от срока службы и ресурса. Срок службы измеряется календарной продолжительностью эксплуатации машин и оборудования до наступления предельного состояния, а ресурс - наработкой. Для разных видов техники установлены нормативные сроки службы. Однако реальные сроки службы машин и оборудования сильно варьируются, как отмечалось выше, из-за воздействия многих факторов: интенсивности и режима эксплуатации, наличия пиковых нагрузок, качества и периодичности технического обслуживания и ремонтов, состояния окружающей среды и т.д.

    Оборудование с износом до 5% условно можно отнести к новому, т.к. в таком состоянии у него еще нет видимых дефектов и практически не изменены технические параметры. Со временем технические параметры начинают заметно ухудшаться, накапливаются видимые дефекты.

    При переходе в стадию предельного износа изделие не способно выполнять целый ряд функций и в любой момент может полностью выйти из строя. В нормативно-технической документации для каждого вида машин и оборудования указывается критерий предельного состояния. Характерной особенностью данной стадии является экономическая нецелесообразность ремонта изделия в случае его выхода из строя. Эта стадия отсутствует у целого ряда изделий, которые эксплуатируются по ресурсу, например, ядерный реактор демонтируют, не доводя до предельного состояния, самолет и тепловоз выводят из эксплуатации и т.д.

    Работоспособное состояние любой, даже очень старой машины, можно восстановить, поэтому такие машины можно эксплуатировать значительно дольше срока их экономической жизни, заменяя выходящие из строя детали и узлы новыми.

    В какой-то момент времени машина ломается и больше не может выполнять своих функций, ее стоимость резко падает до некоторого уровня - стоимости ликвидации.

    В оценочной практике принято разделять прямые и косвенные методы определения величины физического износа.

    Прямые методы определения физического износа основаны на осмотре объектов оценки, испытании в различных режимах работы, измерении параметров и характеристик, оценке реального износа важнейших узлов, выявлении и оценке внешних и внутренних дефектов и потери товарной стоимости. При прямом определении износа производятся различные испытания его технических параметров, при этом могут измеряться как все значимые параметры функционирования изделия, так и только основные. Например, при испытаниях станков измеряются такие параметры, как минимальная и максимальная скорость оборотов шпинделя, максимальная мощность, расход электроэнергии, сила вибрации различных узлов при различных степенях загрузки, электрическое сопротивление силовых кабелей, а также измеряются все параметры изготовленного на данном станке тестового изделия.

    В оценочной практике прямые методы определения физического износа применяются крайне редко.

    Косвенные методы определения физического износа основаны на осмотре объектов и изучении условий их эксплуатации, данных о ремонтах и денежных вложениях для поддержания их в рабочем состоянии. Можно выделить следующие косвенные методы определения физического износа машин и оборудования:

      метод эффективного возраста (метод срока жизни);

      экспертный анализ физического состояния;

      метод потери прибыльности;

      метод потери производительности.

    Метод эффективного возраста (метод срока службы)

    Это наиболее распространенный метод определения физического износа наряду с методом экспертного анализа физического состояния.

    Как уже указывалось выше, реальные сроки службы машин и оборудования могут отличаться от нормативных из-за различных факторов: интенсивности работы и режима эксплуатации, качества и периодичности технического обслуживания и ремонта, состояния окружающей среды и т. д.

    При использовании метода эффективного возраста применяются следующие термины и определения:

    Срок службы (срок экономической жизни Т н ) - период времени от даты установки до даты изъятия объекта из эксплуатации (или полный ресурс наработки).

    Хронологический (фактический) возраст Т - количество лет, прошедших со времени создания объекта (или наработка).

    Остающийся срок службы Т о - предполагаемое количество лет до изъятия объекта из эксплуатации (или предполагаемая оставшаяся наработка).

    Эффективный возраст Т э - разница между сроком службы и остающимся сроком службы (или величина наработки объекта за прошедшие годы).

    Нормируемые отраслевыми стандартами для различных групп оборудования и механизмов сроки службы указывают на допустимое время эксплуатации оборудования без ощутимого изменения качества выполнения машинами своих функций. Иногда для определения срока службы используются «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990г. №1072. При этом полагается, что условия эксплуатации будут соответствовать рекомендованным изготовителями техники, а ремонтные и регламентные работы будут производиться в срок и качественно. Следует отметить, что при оценке рыночной стоимости машин и оборудования срок службы оборудования является обычно только ориентиром для оценщика.

    Сроки службы машин и оборудования имеют для оценщиков собственности только рекомендательный характер, поскольку отражают их возможности для среднестатистических условий эксплуатации. В каждом конкретном случае определения остающегося срока службы оборудования следует учитывать реально существующий на момент оценки физический износ.

    Коэффициент физического износа для объектов с различным фактическим возрастом определяется по-разному.

    1) Для сравнительно нового оборудования при нормальных условиях эксплуатации коэффициент физического износа определяется по формуле:

    где: Т - хронологический возраст; Т н - срок службы.

    Следует учитывать, что изготовленная и временно неэксплуатируемая машина, даже находясь на складе в условиях тщательной консервации, имеет частичное ухудшение технических характеристик, а, следовательно, и потери стоимости. В этом случае стоимость оборудования на момент начала эксплуатации может ощутимо отличаться от стоимости нового оборудования, и это следует учитывать при оценке стоимости.

    Так, например, реэкспортные автомашины марки ВАЗ, поставляемые на внутренний рынок Украины из-за низкого спроса за рубежом, имеют потерю рыночной стоимости от 10 до 30%. А у этих автомашин, так же как и у изготовленных только что, нулевой срок эксплуатации. Потеря рыночной стоимости происходит из-за того, что за интервал времени от момента изготовления до момента продажи реэкспортная автомашина претерпела износ как физический (по следующим причинам: усталостные процессы в материалах, окисление и адсорбция смазочных материалов, коррозия, потеря эластичности резиновых и пластмассовых уплотнителей и шлангов, старение лакокрасочных покрытий и электроизоляционных материалов и т.п.), так и функциональный.

    3)Для более старого, сложного оборудования, а также оборудования, проработавшего больше срока его экономической жизни и продолжающего ещё работать коэффициент физического износа определяется следующим образом:

    где:Т э - эффективный возраст;

    Т о - остающийся срок службы.

    4)Срок службы оборудования значительно увеличивается за счет ремонтов, при которых происходит замена устаревших и износившихся узлов механизмов на новые и восстановление сопряжений в узлах трения. Особенно значимо это проявляется при капитальных ремонтах оборудования, когда заменяются основные узлы оборудования и восстанавливаются основные свойства наиболее важных частей машин.

    Если объект подвергался капитальному ремонту, коэффициент его физического износа определяется следующим образом:

    (
    5.18)

    Эффективный возраст объекта в данном случае - это средневзвешенный хронологический возраст его частей. Эффективный возраст может определяться также путем взвешивания инвестиций в объект (затрат на ремонт в денежном выражении).

    Пример. Задача состоит в том, чтобы определить эффективный возраст оборудования, оцениваемого в 2001 году. Мы знаем первоначальную стоимость и дату приобретения. Известно, что оборудование было приобретено новым в 1991, а в 1994 и 1996 годах были выполнены текущие ремонты. Капитальный ремонт был произведен в 1999 году с заменой некоторых агрегатов.

    На первом шаге необходимо выработать соответствующую основу для сравнения, которой в этом случае является накопленная первоначальная стоимость. Она определяется путем применения соответствующего индекса стоимости (для данного примера принят равным 10% в год) к первоначальной стоимости для каждого года:

    Если мы рассматриваем действительный возраст (или хронологический возраст) как количество лет с начала эксплуатации, то эффективный возраст отражает состояние актива. Если хронологический возраст -10 лет, то текущий возраст будет меньше, т.к. оборудование находится в лучшем состоянии в результате модернизации по сравнению с немодернизированным оборудованием.

    Эффективный возраст может быть определен путем взвешивания инвестиций в актив или группу активов. Первоначальная стоимость в 41900 грн. и накопленная стоимость 80979 грн. вводят в заблуждение, потому что они включают в себя избыточное капиталовложение, сделанное в ходе обновления в 1999 году, поскольку эти стоимости дважды включают активы, которые были заменены в ходе обновления в 1999 году. Например, если насос был заменен в 1999 году, то обе стоимости учитывают его дважды - как часть первоначальной инвестиции в 1991 году и снова в 1999. Чтобы скорректировать стоимости, необходимо удалить избыточные инвестиции. Для этого мы вновь переводим стоимость обновления в 1999 году в стоимость 1991 года путем дисконтирования следующим образом:

    (округленно 8100 грн.)

    Первоначальная стоимость и накопленная стоимость затем уменьшаются на величину избыточных инвестиций на дату приобретения (в данном примере в 1991 г.). Итог представлен ниже:

    Следующим шагом является учет возраста капиталовложений.

    Это выполняется умножением накопленной первоначальной стоимости на соответствующее количество лет:

    Дата приобретения

    Накопленная первоначальная стоимость, грн

    Возраст инвестиций, лет

    Взвешенные инвестиции, грн.*год

    На последнем шаге определяется эффективный возраст. Это выполняется делением взвешенных капиталовложений на накопленную стоимость.

    Результат - 6,66 года - приемлемая оценка эффективного возраста оборудования, которое мы оцениваем.

    Задача, решенная в примере, была упрощена, чтобы проиллюстрировать используемые методы и понятия. Мы использовали информацию о стоимости как равноправную базу для сравнения. Существуют и другие соответствующие базы. Например, оценщик может рассматривать оценку эффективного возраста на основе производительности.

    Для вычисления эффективного возраста можно использовать некоторые упрощенные методы, которые не дают столь же точные результаты, как метод, описанный в примере. Одной из технологий является использование информации о накопленной первоначальной стоимости для определения индекса составной стоимости и использование индекса стоимости при интерполяции. Если бы мы делали это в примере, то составной индекс стоимости, полученный делением накопленной первоначальной стоимости на первоначальную стоимость, составил бы 1,82. Интерполяция этого индекса стоимости в соответствии с принятым индексом стоимости (10%) указывает, что эффективный возраст оборудования составляет 6,3 года, что соответствует приблизительно 1995 году.

    Иногда используют методику взвешивания первоначальной стоимости возрастом (то есть, первоначальная стоимость за вычетом избыточных инвестиций, умноженная на возраст в годах). Если эту методику использовать для предыдущего примера, то эффективный возраст составит 5,5 года.

    Причины различий результатов, полученные с помощью таких упрощенных методик отражают упрощающие предположения, лежащие в основе плана взвешивания. Методика, использованная в примере, является наиболее точной, потому что фактически измеряется возраст капиталовложения на равноправной основе. Установление составного индекса стоимости и его интерполяция - не столь точный метод из-за процесса интерполяции, а также отклонений в индексе стоимости. Третья методика (первоначальная стоимость X возраст) - наименее точна, поскольку использование возраста в качестве основы подразумевает пропорциональные отношения, и, следовательно, предоставляет равный вес всем стоимостям

    Экспертный анализ физического состояния

    Этот метод предполагает привлечение экспертов для оценки фактического состояния машин и оборудования, исходя из их внешнего вида, условий эксплуатации и других факторов. В качестве экспертов можно использовать работников службы главного механика или ремонтной службы предприятия. Также оценщик может воспользоваться уже имеющимися данными периодически проводимых обследований состояния оборудования.

    В общем случае можно воспользоваться оценочной шкалой определения физического износа, составленной на основании исследований специалистов - экспертов (табл. 5.4) 1

    Таблица 5.4

    Оценочная шкала физического износа

    Состояние оборудования

    % обесценивания

    Новое

    Новое, смонтированное, и неиспользованное оборудование в превосходном состоянии

    Очень хорошее

    Как новое, однако несколько использованное и не требующее никаких ремонтов или замены деталей

    Хорошее

    Бывшее в употреблении, однако проходившее ремонт или модернизацию, находящееся в превосходном состоянии

    Нормальное

    Бывшее в употреблении, но требующее некоторого ремонта или замены деталей

    Удовлетворительное (пригодное к использованию)

    Бывшее в употреблении, находящееся в рабочем состоянии, однако требующее значительного ремонта

    Плохое

    Бывшее в употреблении, требующее значительной реконструкции, такой, как замена движущихся частей или основных структурных блоков

    При работе любого производственного оборудования происходят процессы, связанные с постепенным снижением его рабочих характеристик и изменением свойств деталей и узлов. Накапливаясь, они могут привести к полной остановке и серьезной поломке. Чтобы избежать негативных экономических последствий, предприятия организуют у себя процесс управления износом и своевременного обновления основных фондов.

    Определение износа

    Износом, или старением, называют постепенное снижение эксплуатационных характеристик изделий, узлов или оборудования в результате изменения их формы, размеров или физико-химических свойств. Эти изменения возникают постепенно и накапливаются в ходе эксплуатации. Существует много факторов, определяющих скорость старения. Негативно сказываются:

    • трение;
    • статические, импульсные или периодические механические нагрузки;
    • температурный режим, особенно экстремальный.

    Замедляют старение следующие факторы:

    • конструктивные решения;
    • применение современных и качественных смазочных материалов;
    • соблюдение условий эксплуатации;
    • своевременное техническое обслуживание, планово–предупредительные ремонты.

    Вследствие снижения эксплуатационных характеристик снижается также и потребительская стоимость изделий.

    Виды износа

    Скорость и степень изнашивания определяется условиями трения, нагрузками, свойствами материалов и конструктивными особенностями изделий.

    В зависимости от характера внешних воздействий на материалы изделия различают следующие основные виды износа:

    • абразивный вид — повреждение поверхности мелкими частицами других материалов;
    • кавитационный, вызываемый взрывным схлопыванием газовых пузырьков в жидкой среде;
    • адгезионный вид;
    • окислительный вид, вызываемый химическими реакциями;
    • тепловой вид;
    • усталостный вид, вызванный изменениями структуры материала.

    Некоторые виды старения разбиваются на подвиды, как, например, абразивный.

    Абразивный

    Заключается в разрушении поверхностного слоя материала в ходе контакта с более твердыми частицами других материалов. Характерен для механизмов, работающих в условиях запыленности:

    • горное оборудование;
    • транспорт, дорожно-строительные механизмы;
    • сельскохозяйственные машины;
    • строительство и производство стройматериалов.

    Противодействовать ему можно, применяя специальные упрочненные покрытия для трущихся пар, а также своевременно меняя смазку.

    Газоабразивный

    Данный подвид абразивного изнашивания отличается от него тем, что твердые абразивные частицы перемещаются в газовом потоке. Материал поверхности крошится, срезается, деформируется. Встречается в таком оборудовании, как:

    • пневмопроводы;
    • лопасти вентиляторов и насосов для перекачки загрязненных газов;
    • узлы доменных установок;
    • компоненты твердотопливных турбореактивных двигателей.

    Зачастую газоабразивное воздействие сочетается с присутствием высоких температур и плазменных потоков.

    Скачать ГОСТ 27674-88

    Гидроабразивный

    Воздействие аналогично предыдущему, но роль носителя абразива выполняет не газовая среда, а поток жидкости.

    Такому воздействию подвержены:

    • гидротранспортные системы;
    • узлы турбин ГЭС;
    • компоненты намывочного оборудования;
    • горная техника, применяемая для промывки руды.

    Иногда гидроабразивные процессы усугубляются воздействием агрессивной жидкой среды.

    Кавитационный

    Перепады давления в жидкостном потоке, обтекающем конструкции, приводят к возникновению газовых пузырьков в зоне относительного разрежения и их последующему взрывному схлопыванию с образование ударной волны. Эта ударная волна и является основным действующим фактором кавитационного разрушения поверхностей. Такое разрушение встречается на гребных винтах больших и малых судов, в гидротурбинном и технологическом оборудовании. Усложнять ситуацию могут воздействие агрессивной жидкой среды и наличие в ней абразивной взвеси.

    Адгезионный

    При продолжительном трении, сопровождающимся пластическими деформациями участников трущейся пары, происходит периодическое сближение участков поверхности на расстояние, позволяющее силам межатомного взаимодействия проявить себя. Начинает взаимопроникновение атомов вещества одной детали в кристаллические структуры другой. Неоднократное возникновение адгезионных связей и их прерывание приводят к отделению поверхностных зон от детали. Адгезионному старению подвержены нагруженные трущиеся пары: подшипники, валы, оси, вкладыши скольжения.

    Тепловой

    Тепловой вид старения заключается в разрушении поверхностного слоя материала или в изменении свойств глубинных его слоев под воздействием постоянного или периодического нагрева элементов конструкции до температуры пластичности. Повреждения выражаются в смятии, оплавлении и изменении формы детали. Характерен для высоконагруженных узлов тяжелого оборудования, валков прокатных станов, машин горячей штамповки. Может встречаться и в других механизмах при нарушении проектных условий смазки или охлаждения.

    Усталостный

    Связан с явлением усталости металла под переменными или статическими механическими нагрузками. Напряжения сдвигового типа приводят к развитию в материалах деталей трещин, вызывающих снижение прочности. Трещины приповерхностного слоя растут, объединяются и пресекаются друг с другом. Это приводит к эрозии мелких чешуеобразным фрагментов. Со временем такой износ может привести к разрушению детали. Встречается в узлах транспортных систем, рельсах, колесных парах, горных машинах, строительных конструкциях и т.п.

    Фреттинговый

    Фреттинг — явление микроразрушения деталей, находящихся в тесном контакте в условиях вибрации малой амплитуды — от сотых долей микрона. Такие нагрузки характерны для заклепок, резьбовых соединений, шпонок, шлицев и штифтов, соединяющих детали механизмов. По мере нарастания фреттингового старения и отслоения частичек металла последние выступают в роли абразива, усугубляя процесс.

    Существуют и другие, менее распространенные специфические виды старения.

    Типы износа

    Классификация видов износа с точки зрения вызывающих его физических явлений в микромире, дополняется систематизацией по макроскопическим последствиям для экономики и ее субъектов.

    В бухгалтерском учете и финансовой аналитике понятие износа, отражающее физическую сторону явлений, тесно связано с экономическим понятием амортизации оборудования. Амортизация означает как снижение стоимости оборудования по мере его старения, так и отнесение части этого снижения на стоимость производимой продукции. Это делается с целью аккумулирования на специальных амортизационных счетах средств для закупки нового оборудования или частичного усовершенствования его.

    В зависимости от причин и последствий различают физический, функциональный и экономический.

    Физический износ

    Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.

    Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:

    • Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
    • Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
    • Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.

    Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам

    Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:

    • Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
    • Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу

    Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:

    • Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
    • Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.

    В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.

    Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:

    • Падение спроса на выпускаемые товары.
    • Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
    • Ценовое давление конкурентов.
    • Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
    • Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
    • Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране окружающей среды.

    Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.

    Основные причины и способы как определить износ

    Чтобы определить степень и причины износа, на каждом предприятии создается и действует комиссия по основным фондам. Износ оборудования определяется одним из следующих способов:

    • Наблюдение. Включает в себя визуальный осмотр и комплексы измерений и испытаний.
    • По сроку эксплуатации. Определяется как отношение фактического срока использования к нормативному. Значение этого отношения принимается за величину износа в процентном выражении.
    • укрупненная оценка состояния объекта производится с помощью специальных метрик и шкал.
    • Прямое измерение в деньгах. Сопоставляется стоимость приобретения новой аналогичной единицы основных средств и расходы на восстановительный ремонт.
    • доходность дальнейшего использования. Оценивается снижение дохода с учетом всех издержек по восстановлению свойств по сравнению с теоретическим доходом.

    Какую из методик применять в каждом конкретном случае — решает комиссия по основным средствам, руководствуясь нормативными документами и доступностью исходной информации.

    Способы учета

    Амортизационные отчисления, призванные компенсировать процессы старения оборудования, также допустимо определять по нескольким методикам:

    • линейный, или пропорциональный расчет;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • по суммарному сроку производственного применения;
    • в соответствии с объемом выпущенной продукции.

    Выбор методики осуществляется при создании или глубокой реорганизации предприятия и закрепляется в его учетной политике.

    Эксплуатация оборудования в соответствии с правилами и нормативами, своевременные и достаточные отчисления в амортизационные фонды позволяют предприятиям сохранять технологическую и экономическую эффективность на конкурентоспособном уровне и радовать своих потребителей качественными товарами по разумным ценам.

    В любой предпринимательской деятельности, связанной с производством продукции, приходится сталкиваться с таким понятием, как износ. Это понятие применяется для основных фондов, которые принимают непосредственное участие в изготовлении товара. Износ может быть физическим и моральным и фактически отображает время эксплуатации прибора или станка. Далее рассмотрим, что такое коэффициент износа и как он применяется в бухгалтерии.

    Физический износ

    Начнем с теоретических основ. Прежде чем разобраться, где использовать коэффициент износа, следует определить, что же такое сам износ. В экономической теории выделяют его подтипы: физический и моральный.

    Физический износ - это выход из строя основных производственных мощностей в результате их старения и постоянного использования. Пример можно привести на здании. Пока оно молодое, только построенное, у него не течет крыша и не прорываются трубы. Но со временем, ввиду воздействия погодных явлений, постоянного использования, перепадов температур внутри и снаружи и еще сотни причин, здание приходится постоянно чинить. На это уходит немало денег, и возвращать их нужно, учитывая в стоимости продукции. Так происходит с любым техническим средством, рано или поздно его приходится менять.

    Факторы влияния на физический износ

    Расчет коэффициента износа проводят, учитывая факторы влияния на физический износ. Конечно, для каждого предприятия они могут быть совершенно разными, но все вместе их можно сгруппировать в такие категории:


    Расчет коэффициента на основе амортизации

    Существует несколько формул, с помощью которых можно рассчитать процент затрат на износ. Самым простым методом того, как определить коэффициент износа, считается способ, основанный на амортизационных затратах. Формула очень проста:

    К = Амортизация / Первоначальная стоимость основных средств

    Все данные берутся из бухгалтерского баланса, но для этого нужно понимать, что такое амортизация. Приведем простой пример. Предприятие купило дорогостоящее оборудование, первоначальная стоимость которого оценивается в 300 000 рублей. Эту сумму полагается вернуть из расчета срока службы данного оборудования. В этом случае бухгалтер раскидывает всю сумму на определенное количество лет. Это и есть амортизация. Сумма издержек обязательно входит в себестоимость продукции.

    Расчет на основе фактического периода использования

    Как мы уже выяснили, любое оборудование имеет свой полезный срок службы. Это помогает рассчитать коэффициент износа. Формула выглядит следующим образом:

    К = Т фак /Т пи,

    где Т фак - это время реального использования оборудования, например, 5 лет, а Т пи - это срок службы, указанный в нормативах (равен 10 годам). Таким образом, коэффициент износа по приведенным данным будет равен 0,5.

    Но нередко случаются ситуации, когда оборудование продолжает служить даже после истечения срока нормативного использования. Если его состояние удовлетворительное и машина не потеряла своих полезных свойств, то время эксплуатации можно продлить, используя прогнозные показатели. В таком случае формула исчисления коэффициента износа будет изменится:

    К = Т фак /(Т факт +Т в),

    где Т в - предполагаемый остаточный срок эксплуатации.

    Конечно, использование последнего метода основано лишь на предположениях, которые часто носят субъективный характер. Предприниматель всегда будет стараться сэкономить, продлевая жизнь своим станкам, но в некоторых случаях это только ухудшает качество продукции и нередко повышает ее себестоимость.

    Коэффициент годности

    Очень часто путают понятия коэффициент износа и годности. Несмотря на то что они близки по смыслу, все же их экономическое значение имеет большую разницу. Коэффициент годности используют для того, чтобы определить физическое состояние оборудования на определенном отрезке времени. Иными словами, по его значению определяют, можно еще работать на данной машине или нет. Формула выглядит так:

    К г = С ост /С пер *100%,

    где С ост - остаточная стоимость;

    С пер - стоимость при покупке.

    Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной ценой и всеми амортизационными затратами за годы службы. Если станок прослужил семь лет из десяти, а сумма ежегодных издержек составляет 10 000 рублей при первоначальной стоимости 100 000 рублей, то остаточная будет равна = 100 000 - 7*10 000 = 30 000 рублей.

    Моральный износ

    Но еще хуже обстоят дела с моральным износом. Если коэффициент износа основных фондов высчитывается легко, то предугадать, когда морально устареет то или иное техническое средство, очень сложно. Моральный износ характеризуется тем, что он наступает, как правило, намного раньше, чем физический, и использование того или иного агрегата становится экономически невыгодно.

    Очень хороший пример морального износа можно привести с мобильными телефонами. Новинки выпускаются практически каждый месяц, и каждая следующая модель превосходит предыдущую, из-за чего более старый телефон морально устаревает.

    Виды морального износа

    Есть два вида износа такого уровня. Первый связан с первоначальной стоимостью оборудования. Допустим, предприятие купило новый станок за 100 000 долларов, но через месяц, из-за удешевления материалов, его цена упала до 80 000. Но предприятию вернуть нужно свои деньги, а это отобразится на конечной себестоимости продукции, в то время как конкуренты купят станок подешевле и снизят цену на конкурентный товар. При такой форме морального износа само оборудование не теряет никаких своих полезных свойств.

    Второй тип связан с усовершенствованием оборудования. Выпускаются новые модели, которые имеют высшую производительность, могут дольше работать или имеют лучшие условия эксплуатации. Рано или поздно старые модели станут экономически невыгодными, поскольку конкуренты, используя более продвинутые машины, будут выпускать продукцию с новыми техническими требованиями, удовлетворяющими потребителя.

    Поэтому основные фонды требуют постоянного обновления, чтобы рассчитать, какую сумму выделять на это, используется коэффициент износа основных средств.

    Формула расчета морального износа первого типа

    Мы определили, что моральный износ первого типа не влияет на производительность, а ведет лишь к удешевлению продукции внутри отрасли. Степень переплаты или экономической неэффективности использования основного средства можно определить по следующей формуле:

    К м1 = (1-С в /С п),

    где С в - восстановительная стоимость;

    С п - первоначальная стоимость.

    Если значение ниже единицы, то это означает, что износ не приведет к убыткам, а будет отображать эффект накопления денежных средств.

    Формула расчета морального износа второго типа

    Моральный износ второго типа более опасен. Он реально показывает, насколько предприятие опережает или отстает в производительности. От его значения зависит, нужно ли вкладывать деньги в новое оборудование, или оно еще несколько лет послужит в таком виде, а потом еще будет рациональнее поменять на еще более новую модель. Чтобы определить степень морального износа, следует использовать такие данные:

    К м2 = (1-В у /В н) * 100%,

    где В у - это производительность устаревшей модели;

    В н - производительность нового оборудования.

    Чем ниже показатель, тем дольше можно продолжать работать со старым оборудованием.

    Значение коэффициента износа

    На любом предприятии следует внимательно следить за изменениями в состоянии основных фондов. От этого зависит не только продуктивность работы, но и успешность компании в целом. Недопущение морального и физического износа убережет от лишних затрат и повысит конкурентоспособность фирмы, что приведет к положительным экономическим последствиям.

    При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов учитывается такой фактор как износ МКД. Он также влияет на размер тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома. Читайте о том, кто и как определяет уровень износа многоквартирного дома и почему это важно для управляющих организаций.

    Физический износ дом и почему он происходит

    Базой для определения износа многоквартирного дома служат:

    • «Ведомственные строительные нормы 53-86 (р): Правила оценки физического износа жилых зданий», утверждённые приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446 (далее - Правила № 446);
    • «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённые постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 ;

    Для получения точного результата необходимо обследовать несколько участков с разной степенью повреждений. Итоговый процент износа МКД - это сумма величин износа, полученных при оценке отдельных элементов. При этом учитывается удельный вес таких элементов в доме: как отношение размера повреждённого участка к общему размеру оцениваемой конструкции или размера всей конструкции к общему объёму элементов в доме (п. 1.3 Правил № 446). Усреднённые значения удельного веса различных конструкций и элементов дома приведены в Правилах № 446.

    Как происходит расчёт износа многоквартирного дома по Правилам № 446

    Рассмотрим пример оценки изношенности многоквартирного дома с применением Правил № 446 . Для определения общего износа дома необходимо рассчитать изношенность его отдельных конструкций.

    1. Сначала проводится осмотр всех конструкций, систем и элементов дома с применением таблиц Правил № 446 . Затем определяется изношенность элементов каждой конструкции отдельно или отдельных частей с разной степенью изношенности. Такие значения рассчитываются по формуле:

    значение износа элемента согласно таблице Правил № 446*удельный вес (размер повреждённого участка/размер всей конструкции).

    Например, если одна часть фундамента четырёхсекционного дома по признакам, приведённым в таблице, изношена на 50%, а три другие - на 50%, расчёт изношенности повреждённой наполовину конструкции фундамента выглядит так:

    50*(25/100)=12,5%,

    где 25 - удельный вес элемента в % в общем объёме фундамента (одни из четырёх одинаковых секций, то есть ¼ от общего объёма элемента), а 100 - общий объём фундамента в %.

    Таким же образом рассчитывается доля трёх оставшихся частей фундамента с износом 30%:

    30*(75/100)=22,5%,

    где 75 - удельный вес элементов в % в общем объёме фундамента (¾), а 100 - общий объём фундамента в %.

    2. Определяется изношенность конструкции как сумма значений изношенности его отдельных элементов и элементов с разной степенью износа (п. 1.3 Правил № 446). В нашем примере износ всего фундамента складывается из суммы долей износа первого элемента (12,5%) и трёх других элементов (22,5%). Следовательно, износ фундамента МКД составляет 35% (пример 2 приложения 1 к Правилам № 446).

    3. Когда таким образом рассчитан процент изношенности каждого конструктивного элемента или инженерной системы МКД, определяется значение его износа по отношению ко всему объёму конструкций в доме:

    износ конструкции (п. 2)*удельный вес (доля восстановительной стоимости отдельной конструкции в общей восстановительной стоимости здания/100).

    Такие доли, или коэффициенты, для каждого элемента, конструкции или системы приведены всборнике № 28 «Укрупненные показатели восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и здания и сооружения коммунально-бытового назначения для переоценки основных фондов» и частично - в приложении 2 к Правилам № 446 . Например, для фундамента с изношенностью 35% значение его износа в масштабах всего МКД будет составлять:

    35*4/100=1,4%, где 4 - удельный вес фундамента.

    4. Когда износ каждого элемента, конструкции, системы в доме подсчитан отдельно, определяется общий износ дома - как сумма этих показателей. Пример расчёта износа пятиэтажного многоквартирного дома с указанием износа и удельного веса каждого конструктивного элемента приведён в примере 6 приложения 1 к Правилам № 446 .

    Согласно п. 1.5 Правил № 446 , полученный в результате расчётов процент износа принято округлять: для отдельных частей конструкций - до 10%, для конструкций в целом - до 5%, для домов в целом - до 1%.

    Следовательно, если износ дома после сложения всех его элементов и систем, - 22,47%, то изношенность МКД составит 22%.

    Запомнить

    Сведения об износе дома заносятся в технический паспорт МКД. Обязанность об актуализации этой информации в техдокументации лежит на собственниках помещений в МКД (ст. 210 ГК РФ , п. п. 3.43- 3.50 приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37). Поэтому проведение экспертизы для определения актуального износа дома и внесение информации в техпаспорт МКД должно быть утверждено на общем собрании собственников.

    Определить износ дома важно для управляющей организации по нескольким причинам:

    1. В зависимости от степени износа дома определяются нормативы потребления коммунальных ресурсов, утверждённые на уровне субъектов РФ.
    2. Степень износа дома влияет на уровень тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД, устанавливаемый управляющей организацией по договору управления. Чем больше износ дома - тем выше расходы на его содержание.
    3. Износ дома напрямую может повлиять на очередность проведения капитального ремонта дома, если средства на него собираются на счёте регоператора.