Общая схема проектирования систем управления. Методология организационного проектирования систем управления

АИС «Расчет налогов»

Автоматизированное рабочее место Плательщика

(АРМ Плательщика)

Инструкции по установке и настройке ПО и компонентов

«АРМ Плательщика»

Однопользовательская версия

Аннотация

Данный документ содержит инструкции по установке, настройке, резервному копированию и восстановлению программного обеспечения однопользовательской версии «Автоматизированного рабочего места Плательщика» (ПО «АРМ Плательщика») и его компонентов (справочников, деклараций, документов и др.).

1. Общие сведения 4

2. Установка ПО и компонентов «АРМ Плательщика» 4

2.1. Предварительные действия 5

2.3. Установка ПО 5

2.4. Вход в приложение 12

2.5. Установка справочников и форм отчётности плательщика 14

2.6. Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.) 19

3. Настройка ПО «АРМ Плательщика» 24

3.1. Настройка использования электронной подписи и защищённого соединения с сервером МНС 24

3.1.1. Задание пути к персональному менеджеру сертификатов 24

3.1.2. Задание пути к JCE-провайдеру 25

3.2. Ввод данных о плательщике 26

3.3. Настройка подключения с использованием прокси-сервера 29


3.3.1. Проверка использования прокси-сервера 29

3.3.2. Настройка использования прокси-сервера 31

3.4. Настройка автоматической проверки наличия обновлений 34

4. Проверка связи АРМа с МНС 36

4.1. Проверка данных о портале 36

4.2. Тестирование соединения АРМа с МНС 37

5. Восстановление АРМ Плательщика 41

5.1.1. Восстановление документов из резервной копии 42

6. Резервное копирование АРМ Плательщика 43

6.1. Создание резервной копии локальной БД (edecl) 43

7. Деинсталляция АРМа Плательщика 44


Общие сведения

ПО «АРМ Плательщика» предоставляет возможность установки однопользовательской или многопользовательской версии, что определяется потребностями и размером организации.

Однопользовательская версия устанавливается на ПК пользователя в том случае, когда в организации налоговым учетом занимается один бухгалтер. Многопользовательская версия «Сервер – Клиент» устанавливается на нескольких ПК в случае, когда права заполнения разных деклараций делегированы нескольким сотрудникам – помощникам бухгалтера.

Примечание! Вы не можете устанавливать на один компьютер однопользовательскую и многопользовательскую версии ПО «АРМ Плательщика».

В настоящем документе приводится инструкция по установке однопользовательской версии ПО «АРМ Плательщика».

Установка ПО и компонентов «АРМ Плательщика»

Процесс установки однопользовательской версии «АРМ Плательщика» включает последовательность следующих действий:

(Предварительные действия) Установка средств криптографической защиты. Установка ПО.

Вы можете установить ПО «АРМ Плательщика» с диска или с портала МНС. Мы настоятельно рекомендуем установку актуальной версии ПО с портала МНС (см. Загрузка ПО с портала МНС) т. к. если диск пролежал у вас некоторое время, то версия ПО «АРМ Плательщика» могла обновиться, и при установке с диска может возникнуть конфликт между вашей версией ПО и загружаемыми с портала версиями архива с документами бухгалтерской отчётности. На портале МНС вы всегда найдете последнюю версию ПО.

Если вы устанавливаете ПО с диска, полученного в ИМНС, убедитесь, что версия вашей программы актуальна. Для этого сравните её номер с номером, который указан на портале МНС http://portal. nalog. . Если версия программы на диске не актуальная, после установки вам необходимо её обновить до текущей версии (см. документ «Инструкции по обновлению ПО и компонентов «АРМ Плательщика»).

Установка справочников и форм отчётности плательщика

Обязательно после установки ПО установите справочники и, по выбору, нужные вам документы (декларации, отчёты и др.). Далее, по мере необходимости, вы можете добавлять в АРМ нужные документы.

Настройка ПО. Проверка связи АРМа с МНС. Предварительные действия

Прежде чем начать процедуру установки АРМа Плательщика:


Установите средства криптографической защиты. Проверьте у себя на диске наличие свободного пространства. Для установки АРМ требуется как минимум 400 Мб. Загрузка ПО с портала МНС

Для установки ПО «АРМ Плательщика» с портала МНС необходимо скачать с портала установочный файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) и сохранить его в вашей файловой системе.

Чтобы скачать установочный файл, выполните следующие действия:

Использование браузера MS Internet Explorer определено требованиями безопасности .

Файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) будет скачан с портала.

Сохраните скачанный файл в вашей файловой системе.

Установка ПО

Чтобы установить однопользовательскую версию АРМа Плательщика, выполните следующие действия:

Выберите нужное:

    Если вы скачали установочный файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) с портала МНС, запустите его двойным щелчком мыши. Если вы решили установить ПО с полученного в ИМНС диска, найдите на диске файл EDeclaration_v4.х. хх_Setup_(Include_JRE) и щёлкните по нему дважды.

Запустится Мастер установки EDeclaration:

Откроется окно для выбора версии программы (однопользовательской или многопользовательской). По умолчанию устанавливается однопользовательская версия. Поэтому просто нажмите Далее.

Откроется окно для выбора маршрута установки Edeclaration:

Важно. Рекомендуется устанавливать программу на диск D (если диск D отсутствует − на диск C). При этом пользователь, который будет запускать программу, должен иметь полный доступ к каталогу, в который устанавливается программа.

В случае, если вы захотите установить несколько однопользовательских версий, в маршрут каждой установки необходимо добавлять отличительный признак в виде порядкового номера, например, D:\EDeclaration_1.

Откроется окно для выбора компонентов:

Флажок Однопользовательская версия отмечен по умолчанию, поэтому просто нажмите на кнопку Далее.

Откроется окно для создания ярлыка в меню Пуск:

Выполните подходящее Вам действие:

    Если Вы хотите, чтобы название папки в меню Пуск было EDeclaration, ничего не меняйте. Если Вы хотите указать своё название папки в меню Пуск, введите это название вместо EDeclaration. Поставьте галочку в окошке метки Не создавать папку в меню «Пуск», если вы не хотите, чтобы в меню Пуск присутствовала такая папка.

Рекомендация. Если вы решили установить несколько однопользовательских версий, папка в меню Пуск для каждой версии будет отличаться либо наименованием, либо порядковым номером. Пример наименования папок в меню Пуск для двух установленных однопользовательских версий смотрите на рисунке ниже:

Откроется окно для создания значка/ярлыка на рабочем столе Вашего компьютера и в панели быстрого запуска, как показано на рисунке ниже:

Поставьте галочки в окошке метки Создать значок на рабочем столе и/или Создать значок в Панели быстрого запуска, если Вы хотите иметь возможность запускать программу со значка/ярлыка на Рабочем столе и/или из Панели быстрого запуска. Нажмите на кнопку Далее. Откроется окно с деталями установки, как на рисунке ниже:

Если хотите просмотреть или исправить характеристики установки, нажмите на кнопку Назад. Если вас все устраивает, нажмите на кнопку Установить.

Появится индикатор, отображающий процесс распаковки архива с ПО и установки компонентов программы на ПК.

После окончания установки ПО появится сообщение:

Нажмите на кнопку Завершить.

После нажатия на кнопку Завершить, если вы не убрали галочку из окошка метки Запустить EDeclaration, приложение EDeclaration стартует автоматически.

После завершения установки ПО необходимо войти в приложение Edeclaration, чтобы установить справочники (обязательно) и документы плательщика (по выбору: декларации, отчёты и др.).

Вход в приложение

Приложение EDeclaration стартует автоматически по завершению установки ПО, если при установке вы не убрали галочку из окошка метки Запустить EDeclaration.

Если EDeclaration не стартует автоматически, вы можете запустить его любым удобным для Вас способом: с ярлыка на рабочем столе, с ярлыка в папке меню «Пуск» или с ярлыка в пусковой строке.

Примечание. Если вы используете персональный менеджер сертификатов и установили его не в предложенную по умолчанию папку (C:\Program Files\Avest\AvPCM_MNS для 32-битной ОС или C:\Program Files (х86)\Avest\AvPCM_MNS для 64-битной ОС), то при входе в АРМ отобразится информативное сообщение (не связанное с ошибкой программы), например, как показано на рисунке ниже:

Нажмите ОК. Откроется окно Логин.

Чтобы войти в приложение, в окне Логин введите следующие данные:

В поле Пользователь введите идентификатор – alex (строчными латинскими буквами).

В поле Пароль введите пароль – 111.

Примечание. Идентификатор пользователя alex вы изменить не можете, но можете изменить пароль для входа в систему. Как изменить пароль и зарегистрировать пользователей смотрите в документе «Работа с АРМ Плательщика».

Нажмите OK.

На экране появится сообщение с указанием текущей версии АРМ:

Если вы устанавливали ПО с диска, полученного в ИМНС, убедитесь, что версия вашей программы актуальна. Для этого сравните её номер с тем, что указан на портале МНС http://portal. nalog. . Если версия установленного ПО не актуальная, вам необходимо обновить его до текущей версии (см. документ «Инструкции по обновлению ПО и компонентов «АРМ Плательщика»).

Если версия установленного ПО соответствует номеру текущей версии, указанной на портале МНС, нажмите OK и перейдите к установке справочников АРМ и документов плательщика (деклараций, отчётов и др.). После нажатия на кнопку ОК на экране откроется окно Декларации, как показано на рисунке ниже:

Установка справочников и форм отчётности плательщика

Обязательно после установки ПО установите справочники АРМ. Рекомендуется также установить все документы плательщика (декларации, отчёты и др.). Однако вы можете установить выборочные документы плательщика и далее, по мере необходимости, добавлять нужные документы.

Чтобы установить справочники и документы плательщика, выполните следующие действия

В верхней части окна Декларации щелкните по элементам Помощь > Установить новое ПО, как показано на рисунке ниже:

Откроется форма Доступное программное обеспечение.

В поле Работать с сайтом щелкните по значку и в выпадающем списке выберите Сайт обновлений МНС, как показано на рисунке ниже:

После выбора элементов для установки активизируется кнопка Далее.

Отобразится окно, содержащее перечень устанавливаемых элементов:

Откроется форма с условиями лицензионного соглашения.

Активизируется кнопка Готово.

Нажмите на кнопку Готово.

Откроется окно, отображающее процесс установки, как показано на рисунке ниже:

Нажмите на кнопку OK.

Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.)

После установки ПО и компонентов «АРМ Плательщика» вы можете по мере необходимости добавлять в АРМ недостающие документы плательщика (декларации, отчёты и др.).

Чтобы добавить в АРМ документы плательщика, выполните следующие действия:

Войдите в приложение. В верхней части окна Декларации щелкните по элементу меню Помощь и в выпадающем списке выберите Установить новое ПО:

Откроется окно Установить:

В открывшемся окне в поле Работать с сайтом щелкните по иконке и в выпадающем списке выберите Сайт обновлений МНС, как показано на рисунке ниже:

Чтобы развернуть список документов, которые вы можете добавить, щёлкните по значку треугольник слева от строки Документы плательщика. Затем поставьте отметки в окошках меток рядом с названиями тех документов, которые вы хотите добавить. После выбора документов активизируется кнопка Далее:

Откроется форма для принятия условий лицензионного соглашения.

Щелкните по селективной кнопке Я принимаю условия лицензионного соглашения, как показано на рисунке ниже:

Нажмите на кнопку Готово, которая активизируется после принятия лицензионного соглашения.

Откроется окно отслеживания процесса установки ПО, как показано на рисунке ниже:

Дождитесь, когда откроется окно предупреждения о безопасности, как показано на рисунке ниже:

Нажмите на кнопку OK.

Процесс обновления продолжится и после завершения обновления откроется окно:

Нажмите на кнопку Перезапустить сейчас.

Дождитесь запуска программы. Этот процесс может занять от 10 до 40 секунд.

Настройка ПО «АРМ Плательщика» Настройка использования электронной подписи и защищённого соединения с сервером МНС

В «АРМ Плательщика» при передаче документов в МНС обязательно использование электронной подписи и использование защищённого соединения с сервером МНС. Для того чтобы пользователь мог выполнить вышеперечисленные действия, необходимо выполнить настройку АРМ, указав месторасположение криптографического программного обеспечения. Существует 2 способа настройки: персональный менеджер сертификатов и JCE-провайдер.

Задание пути к персональному менеджеру сертификатов

Если Вы установили персональный менеджер сертификатов не в предложенную по умолчанию папку C:\Program Files\Avest\AvPCM_MNS для 32-битной ОС или C:\Program Files (х86)\Avest\AvPCM_MNS для 64-битной ОС, то при входе в АРМ отобразится информативное сообщение (не связанное с ошибкой программы), например, как показано на рисунке ниже:

В этом случае после входа в АРМ следует выполнить следующие действия:

В поле Путь к персональному менеджеру сертификатов укажите правильный путь к персональному менеджеру сертификатов. Нажмите OK. Задание пути к JCE-провайдеру

Настройка АРМ Плательщика для использования JCE-провайдера заключается в указании пути к каталогу с JCE-провайдером. В каталоге обязательно наличие файлов:

    avjavaseckit. jar avasecprov-shared. jar avjavasecprovintf. jar avjceprovlib-avbign-shared. jar avjceprovlib-avtoken-shared. jar avjutils. jar avoids. jar avpkitools. jar avstores. jar avtlsjava-bign. jar

Остальные файлы и каталоги JCE-провайдера могут отличатся в зависимости от его версии.

Чтобы задать путь к JCE-провайдеру, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

В открывшемся окне Параметры в левой панели навигации выберите элемент Авест, как на рисунке ниже:

Отметьте радиокнопку JCE-провайдер. В поле Путь к библиотекам JCE-провайдер укажите путь к JCE-провайдеру: Нажмите OK.

Примечание. В некоторых случаях для того, чтобы настройки вступили в силу, будет выдаваться запрос на выполнение перезапуска программы.

Ввод данных о плательщике

Чтобы ввести данные о плательщике, выполните следующие действия:

В открывшемся окне Параметры в левой панели навигации щелкните по элементу «Данные о плательщике», как показано на рисунке ниже:

Откроется форма Данные о плательщике, как показано на рисунке ниже:

Щёлкните мышкой по значку .

В открывшейся форме Настройки плательщика заполните данными о плательщике все поля.

Примечание. Если рядом с полем ввода стоит кнопка , нажмите на неё и в выпадающем списке выберите нужные данные.

После заполнения полей данными активизируется кнопка OK.

Нажмите на кнопку OK. В следующем открывшемся окне еще раз нажмите на кнопку OK. Настройка подключения с использованием прокси-сервера

Если Вы используете прокси-сервер, то в этом случае Вам необходимо ввести его данные.

Проверка использования прокси-сервера

Чтобы проверить, используется ли прокси-сервер, выполните следующие действия, не закрывая АРМ:

Запустите Internet Explorer или браузер, который установлен у Вас по умолчанию. В меню Internet Explorer выберите Сервис > Свойства обозревателя. В открывшемся окне нажмите на закладку Подключения:

Нажмите на кнопку Настройка сети:

Откроется окно Настройка параметров локальной сети, например, как показано на рисунке ниже:

Признаком того, что используется прокси-сервер, является наличие метки в окошке метки Использовать прокси-сервер для локальных подключений и наличие данных в полях Адрес и Порт.

Внимание! Запомните эти данные. Их необходимо будет ввести в соответствующие поля, выполняя настройку использования прокси-сервера.

Настройка использования прокси-сервера

Чтобы настроить подключение с использованием прокси-сервера, необходимо выполнить следующие действия:

Ввести данные прокси-сервера в настройку «Сетевые соединения». Ввести данные прокси-сервера в настройку «Портал МНС». Настройка параметра «Сетевые соединения»

Чтобы настроить параметр «Сетевые соединения», выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации АРМ Плательщика щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

Откроется окно Параметры.

На панели навигации щелкните по элементу Сетевые соединения:

Откроется форма Сетевые соединения, как показано на рисунке ниже:

Рядом с полем Активный источник щелкните по иконке и в выпадающем списке выберите значение Manual. Выберите Proxy-запись, щелкнув по строке с данными HTTP. Нажмите кнопку Изменить.

Откроется окно Изменить proxy-запись:

В полях Хост и Порт укажите имя хоста и порт. Если используется авторизация , поставьте отметку в окошке метки Requires Authentication и введите идентификатор и пароль пользователя прокси-сервера в поля Пользователь и Пароль соответственно. Нажмите OK. Нажмите OK в окне Параметры, чтобы сохранить введенные Настройка параметра «Портал МНС»

Чтобы настроить параметр «Портал МНС», выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

В окне Параметры на панели навигации щелкните по элементу «Портал МНС»:

Откроется форма Портал МНС, содержащая поля для внесения адреса портала и номера порта, как показано на рисунке ниже:

Поставьте галочку в окошке метки Использовать прокси.

Активизируются поля Адрес и Порт и окошко метки Использовать авторизацию.

Заполните поля Адрес и Порт соответствующими данными. Если Вы используете авторизацию, поставьте отметку в окошке метки Использовать авторизацию и введите идентификатор и пароль в поля Логин и Пароль соответственно. Нажмите на кнопку OK, чтобы сохранить все заполненные поля форм окна Параметры. Настройка автоматической проверки наличия обновлений

Для того, чтобы приложение автоматически информировало пользователя о наличии обновлений для ПО и компонентов «АРМ Плательщика», необходимо, чтобы в настройках «АРМ Плательщика» была установлена опция Автоматически выполнять поиск новых обновлений и уведомлять об их наличии.

После установки данной опции поиск обновлений для ПО и компонентов АРМ «Плательщика» будет производиться каждый раз при запуске программы и при их наличии будет выдаваться уведомление на панели «Ошибки», например, как показано на рисунке ниже:

Чтобы установить опцию автоматической проверки наличия обновлений, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации АРМ плательщика щелкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

Откроется окно Параметры.

На панели навигации щелкните по иконке рядом с элементом Установка/обновление и затем по элементу Автоматическое обновление.

Откроется форма Автоматическое обновление:

Поставьте отметку в окошке метки Автоматически выполнять поиск новых обновлений и уведомлять об их наличии.

Активизируются элементы формы.

Щелкните по нужным Вам селективным кнопкам или пропустите этот шаг, если установленные по умолчанию опции Вас удовлетворяют. Нажмите OK. Проверка связи АРМа с МНС

После того как Вы установили на своем компьютере «АРМ Плательщика», Вы должны проверить его связь с МНС.

Проверка связи включает следующие шаги:

Проверка данных о портале МНС. Тестирование соединения АРМа с МНС. Проверка данных о портале

При установке АРМа по умолчанию устанавливаются следующие параметры:

    адрес портала – http://portal. nalog. порт – 443

Чтобы проверить корректность данных параметров, установленных на вашем ПК, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щёлкните по элементу Параметры, как показано на рисунке ниже:

В окне Параметры на панели навигации щелкните по элементу Портал МНС, как показано на рисунке ниже:

Откроется форма Портал МНС, содержащая в полях Адрес и Порт соответственно адрес портала и номер порта, как показано на рисунке ниже:

Проверьте данные о портале в полях Адрес и Порт. Если данные не совпадают с заданными по умолчанию, исправьте их. Нажмите на кнопку OK. Тестирование соединения АРМа с МНС

Внимание. Для того чтобы Вы могли проверить соединение АРМа с МНС, на Вашем компьютере должны быть установлены средства криптографической защиты.

Для проверки соединения АРМа с МНС необходимо запустить тест. В результате тестирования выдастся соответствующее сообщение. Перечень сообщений, которые могут быть получены в результате проверки соединения АРМа с МНС, возможные причины неполадок и действия по их устранению приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Проверка соединения пройдена успешна

Соединение корректно

Недопустимые настройки соединения

Вы по каким-то причинам изменили номер порта портала.

Вы указали неверный номер порта прокси-сервера (если он используется)

Проверьте номер порта портала в форме Портал МНС (окно Параметры). Он должен иметь значение 443.

Если Вы используете прокси-сервер, проверьте номер порта прокси-сервера в форме Портал МНС (окно Параметры)

Ошибка аутентификации прокси

Ошибка проверки сертификата

На вашем компьютере не установлен сертификат корневого удостоверяющего центра РУП или МНС


Проверьте наличие данных сертификатов в персональном менеджере сертификатов в соответствие с инструкцией, приведенной по адресу: http://portal. nalog. /juridical/software/. Загрузите «Сертификат КУЦ МНС» и «Сертификат ПУЦ МНС»

Ошибка соединения с сервером

По техническим причинам нет доступа к порталу

Проверьте доступен ли Вам сайт portal. nalog. . Если страница сайта не открывается, подождите, когда будет устранена причина ошибки соединения

Сервер с данным именем не найден

Не подключен интернет.

Вы по каким-то причинам изменили адрес портала.

Указан неправильный адрес прокси-сервера (если он используется)

Проверьте подключение к интернету. Если интернет не подключен, подключитесь.

Если интернет подключен, проверьте адрес портала в форме Портал МНС (окно Параметры). Он должен иметь значение portal. nalog. .

Если Вы используете прокси-сервер, проверьте адрес прокси-сервера в форме Портал МНС (окно Параметры)

Чтобы проверить соединение АРМа с МНС, выполните следующие действия:

В верхней части окна Декларации щелкните по элементу Файл и затем по элементу Тест соединения, как показано на рисунке ниже:

Активизируется кнопка OK.

Нажмите OK.

Откроется окно контейнер личных ключей, например, как показано на рисунке ниже:

В поле Пароль доступа к контейнеру введите Ваш пароль. Нажмите OK. Откроется окно Тест соединения с сообщением о результате проверки соединения.

Ниже в таблице приведен перечень сообщений, которые могут быть получены в результате проверки соединения АРМа с МНС, возможные причины неполадок и рекомендуемые действия по их устранению:

Загрузка «Сертификата КУЦ МНС» и «Сертификата ПУЦ МНС»

Если вы получили сообщение «Ошибка проверки сертификата», вам следует загрузить сначала «Сертификат КУЦ МНС», затем «Сертификат ПУЦ МНС». После загрузки сертификатов необходимо обновить списки отозванных сертификатов.

Чтобы загрузить «Сертификат КУЦ МНС», выполните следующие действия:

Зайдите на сайт по адресу http://portal. nalog. /cert/. Щелкните по ссылке Сертификат КУЦ МНС, как показано на рисунке ниже:

Чтобы загрузить сертификат:

    Нажмите на кнопку Открыть.

Откроется окно Сертификат, как показано на рисунке ниже:

    Нажмите на кнопку Установить сертификат.

Откроется окно Мастер импорта сертификатов.

    Выполните действия, предлагаемые Мастером импорта.

После загрузки сертификатов КУЦ МНС и ПУЦ МНС обновите списки отозванных сертификатов:

В АРМе Плательщика, в верхней части окна Декларации щелкните по элементу Файл и затем по элементу Получение СОС, как показано на рисунке ниже:

Восстановление АРМ Плательщика

В случае неработоспособности ПО «АРМ плательщика» необходимо выполнить его переустановку (см. Установка ПО и компонентов «АРМ Плательщика»). При этом рекомендуется установить его в каталог, отличный от старого (что предлагается по умолчанию при установке).

Примечание. При установке «АРМ плательщика» выполняется анализ ранее установленных версий, и в случае, если «АРМ плательщика» уже установлен в соответствующий каталог, в установщике для устанавливаемой версии к имени каталога добавляется приставка «_1», «_2» и т. д.

После переустановки ПО необходимо для новой версии АРМ установить справочники и документы (декларации и проч.).

Примечание. На данном этапе новая версия АРМ готова к работе, но в ней отсутствуют документы, которые были созданы ранее.

Данные по всем документам «АРМ плательщика» хранятся в локальной БД, которая находится в папке edecl, вложенной в каталог установки.

В случае, если в старой версии БД edecl находится в рабочем состоянии, можно выполнить копирование ранее созданных документов в новую версию. Чтобы скопировать эти данные, необходимо заменить папку edecl новой версии на edecl старой версии. Для этого удалите или переименуйте папку edecl в каталоге с новой версией, затем скопируйте папку edecl из каталога старой версии в новый.

Работоспособность скопированной БД edecl определяется путем входа в «АРМ Плательщика» и проверки возможности ввода новых деклараций и просмотра старых.

Если старая папка edecl повреждена, можно выполнить попытку восстановить документы из резервной копии.

Если по каким-то причинам резервная копия утеряна, и старая папка edecl повреждена, выполните переустановку ПО «АРМ плательщика».

Примечание. «АРМ плательщика» предоставляет возможность получить из МНС ранее отосланные туда декларации, воспользовавшись пунктом меню Окно > Декларации из МНС.

Восстановление документов из резервной копии

Резервная копия локальной БД находится в папке backup, вложенной в папку установки «АРМ Плательщика».

Чтобы восстановить «АРМ плательщика», выполните следующие действия:

Закройте приложение. Используя Windows Проводник, войдите в каталог установки программы и удалите папку edecl. Перейдите в каталог backup, извлеките из архива папку edecl и скопируйте её в каталог установки программы. Резервное копирование АРМ Плательщика Создание резервной копии локальной БД (edecl)

Данные о документах хранятся в локальной БД, расположенной в папке edecl. Процедура создания резервной копии локальной БД заключается в архивировании каталога edecl и помещении созданного архива в папку backup, вложенную в папку установки «АРМ Плательщика» EDeclaration.

Чтобы создать резервную копию локальной БД (edecl), выполните следующие действия:

Запустите приложение. Закройте приложение.

Отобразится форма Создание копии базы данных .

Нажмите на кнопку Да.

Отобразится окно, отражающее состояние процесса создания копии БД, как приведено на рисунке ниже:

После завершения процесса копирования отобразится информационное окно, как приведено в примере ниже:

В каталог установки приложения (в нашем примере D:\EDeclaration) в папку backup добавлен архивный файл (в нашем примере файл 12_04_2017_142318.zip), содержащий копию БД.

Нажмите ОК. Деинсталляция АРМа Плательщика

Чтобы деинсталлировать однопользовательскую версию АРМа Плательщика, выполните следующие действия:

Нажмите Пуск > Все программы:

Нажмите EDeclaration > Деинсталлировать EDeclaration:

В открывшемся окне подтвердите деинсталляцию.

Слайд 1. Автоматизированная информационная система «Налог»

представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, исполь зования новых информационных технологий.

АИС «Налог» позволяет расширить решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» :

Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

Совершенствование оперативности работы и повышение про- изводительности труда налоговых инспекторов.

Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за-конодательства.

Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

Информирование администрации различных уровней о по-ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

Сокращение объема бумажного документооборота.

Слайд 2. Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Слайд 3. Единая централизованная система налоговых органов

Контрольная деятельность прежде всего предусматривает Государственного реестра предприятий и физических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.

методическая, ревизионная и правовая деятельность .

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов и Федеральной налоговой службы. В этой подсистеме осуществляются , обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.

аналитическая деятельность территориальных инспекций.

Аналитическая деятельность включает в анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.

внутриведомственные задачи .

К внутриведомственным относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата налогового органа соответствующего уровня.

Слайд 6. Состав функциональных подсистем для местного уровня

· регистрации налогоплательщиков;

· камеральной проверки;

· ведение карточек расчетов (НП) с бюджетом;

· анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (ФХД) НП;

· выездной документальной проверки;

· ведение нормативно – правовой документации;

· внутриведомственных задач;

· обработки документов физических лиц.

Подсистема регистрации НП связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам.

Слайд 7. С остав функциональных подсистем на примере муниципального уровня

регистрация предприятий;

камеральная проверка;

ведение лицевых карточек предприятий;

анализ состояния предприятия;

документальная проверка.

Слайд 8. АРМ

АРМ «Администратор» обеспечивает :

Защиту от несанкционированного доступа в систему;

Разделение функций пользователей системы;

Контроль и восстановление целостности информации, храня-щейся в базе данных;

Настройку программы в соответствии с параметрами налого-вой инспекции и средой функционирования;

Корректировку нормативно-справочной информации в соот-ветствии с особенностями налогообложения граждан в данном

Регионе и на основании изменений в законодательстве.

АРМ «Реестр физических лиц» обеспечивает :

Постановку на налоговый учет;

Снятие с налогового учета;

Присвоение идентификационных номеров налогоплательщикам;

Составление выходных документов по запросам пользователей.

АРМ «Бухгалтер» обеспечивает:

Формирование операций бухгалтерского учета;

Ввод платежей по налогам;

Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

Формирование выходных документов по лицевым счетам и

Статистической отчетности.

Слайд 9. Обеспечивающие подсистемы

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в сис- теме налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой тех- нических средств обработки информации, основу которых состав- ляют компьютеры различной мощности и быстродействия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными, автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых ор ганов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно- образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого- выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой служ- бы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей соз-дания системы; всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность; декомпозиция и др.

Слайд 10. Обеспечивающие подсистемы АИС «Налог»

В настоящее время техническую основу информатизации в Федеральной налоговой службе составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основными операционными системами являются продукты фирмы Microsoft и в некоторых типа UNIX. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access Informix, Oracle. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.

Слайд 11. Функциональные возможности АРМ

АРМ «Регистрация предприятий»

АРМ «Камеральная проверка»

АРМ «КРСБ НП»

АРМ « ФХД НП»

АРМ позволяет реализовать следующие основные функциональные возможности :

- отбор налогоплательщиков для формирования плана выездных проверок на основе анализа ФХД;

Формирование различных документов (решений, требований и т. д.), используемых налоговыми органами в процессе проведения проверки на основе анализа ФХД;

Автоматизированный расчет пеней и штрафных санкций с учетом данных КРСБ налогоплательщиков в случае выявления нарушений налогового законодательства;

- учет сведений по проведенным встречным проверкам;

- автоматическое формирование различных форм отчетности налогового органа в соответствии с приказами ФНС;

- формирование ФПД для передачи сведений на вышестоящий уровень в соответствии с приказами ФНС.

Слайд 12. Информационное обеспечение автоматизированной налоговой системы

Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы.

Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы :

1) по месту составления:

входные (поступающие в инспекции);

выходные (исходящие из инспекции);

2) по срокам представления:

регламентированные - документы, для которых определен срок исполнения и представления;

· нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

Слайд 13. Единая система классификации АИС «Налог»

АИС «Налог» должна использовать Единую систему классификации и кодирования информации , которая строится на основе применения:

общероссийских классификаторов :

· стран мира (ОКСМ);

· экономических районов (ОКЭР);

· объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);

· органов государственного управления (СООГУ);

· отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

· видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

· валют (ОКБ);

· единиц измерений (СОЕЙ);

· лицензируемых видов деятельности (ЛВД);

· налоговых деклараций (НД) и др.

ведомственных классификаторов :

· форм собственности (КФС);

· организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

· доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

· типовых банковских счетов (КБС);

· банков (КБ);

· налоговых органов (НО);

· регистрирующих органов и др.

системных классификаторов :

· типов документов о регистрациях категорий земель, типов собственности, видов бюджета, типов налогов, групп банкротов и др.;

· типов объектов налогообложения (КОН);

· налоговых льгот (КНЛ);

· типов льгот по налогам (КТНЛ);

· штрафных санкций (КШС);

· идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);

· системы обозначения государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Слайд 14. Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН – физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

ТТ NN ХХХХХХ СС ,

где ТТ – код территории административно – территориального деления России;

NN – код территориальной налоговой инспекции, осуществившей поставку на учет налогоплательщика;

ХХХХХХ – собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС – символ (контрольное число).

Слайд 15. Информация, направляемая органами представительной власти в ФНС

Органы представительной власти и управления направляют в Федеральную налоговую службу следующую информацию:

· распоряжения;

· законодательные акты о введении местных налогов;

· сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Слайд 16.

Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен-ность.

финансов обеспечивает материалы из проектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежей в бюджет.

Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.

Слайд 17.

Федеральная налоговая служба делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы, НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет.

Региональные органы Федеральной налоговой службы представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитно-финансовым органам, органам госстатистики, МВД.

Слайд 18. Выходная информация

Перечень выходных форм:

· Выписка из лицевого счета плательщика (сальдо нарастающим итогом).

· Баланс расчетов плательщика.

· Баланс расчета плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика.

· Состояние расчетов плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика по налогам в разрезе бюджета и др.

Слайд 19. Внутримашинное информационное обеспечение

Внутримашинное информационное обеспечение формирует ин-формационную среду для удовлетворения разнообразных профес-сиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных.

Массивы содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных мас- сивах содержится следующая информация:

Данные оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;

Результаты анализа и прогнозирования базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;

итоги контрольной работы налоговых органов;

материалы правовой практики налоговых органов и т. д.

В постоянных массивах содержатся:

тексты законов, постановлений и указов Президента и Пра- вительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;

тексты приказов, распоряжений и планов Федеральной нало- говой службы;

тексты организационно-методических документов;

классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

данные Государственного реестра предприятий и учетные дан- ные налогоплательщиков;

нормативно-справочная информация финансового, матери- ально-технического обеспечения, учета и движения кадров .

Слайд 20. Базы данных

Базы данных состоят из массивов.

Структурирование данных в информацион-ные массивы БД должно осуществляться согласно следующим тре-бованиям :

Объединения в единую БД данных, характеризующихся об-щим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процес-сов деятельности налоговых органов;

Полноты и достаточности обеспечения информацией должно-стных лиц налоговых органов в пределах номенклатуры дан- ных, содержащихся во входных документах;

организации данных в информационные структуры и управ- ления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимо- сти между различными базами данных;

организации данных в БД с учетом существующих информа- ционных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри на- логовых органов;

обеспечения информационной совместимости с данными, по- ступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;

выполнение принципа системности и однократного ввода - данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

Слайд 21. Профессиональные БД в налоговых органах

Функциональный и информационный состав БД зависит от спе-цифики каждого рабочего места и квалификации специалиста. К про фессиональным БД в налоговых органах относятся базы данных:

исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламенти- рованным отчетным формам;

оперативных данных по налоговым поступлениям;

писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому за конодательству;

производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

документов внутреннего пользования различного назначения и т. д.

Слайд 22. Порядок действия налоговых органов

Налоговый действует в следующем порядке :

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения отчетности в электронном виде:

· подтверждает подлинность электронной подписи налогоплательщика;

· формирует квитанцию о приеме отчетности в электронном виде (т. е. заверяет полученную отчетность электронной подписью налогового органа) и направляет ее налогоплательщику;

· проверяет полученную отчетность на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля отчетности;

· направляет налогоплательщику протокол входного контроля.

Слайд 23. Защита информации при представлении отчетности

Защита информации при представлении отчетности по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер.

Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Слайд 24. Преимущества электронной системы

Подключение к системе безбумажной технологии предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

· экономию времени, затрачиваемого на представление отчетности, так как отпадает необходимость поездки в налоговую инспекцию и стояния в очередях;

· расширение временных рамок сдачи отчетности – файлы можно отправить в любой час (круглосуточно) и любой (без выходных) до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;

· сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля. Налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате с контролем правильности заполнения и проверкой актуальности версии заполняемой формы;

· гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях;

· исключение технических ошибок (данные проходят входной контроль и автоматически разносятся по лицевым счетам) и повышение оперативности обработки информации;

· оперативное обновление форм отчетности по электронной почте.

Слайд 25. Система «Консультант Плюс»

«Консультант » – это знаний , которая необходима и налоговым инспекторам, и бухгалтерам.

Программа включает блоки :

· для работы с законодательством «Консультант + », вносятся все актуальные изменения в актах;

· «Консультант + Российское законодательство» – все нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету и налогообложению

· Консультант «Бухгалтер» версия «Проф» – корреспонденция счетов, нормативные документы для бухгалтера, консультации в режиме вопрос-ответ по применению законодательства.

Слайд 26.

Значительное место в информационном обеспече- нии АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы.

Для их функционирования создают базы данных :

по законодательным и нормативным актам по налогообло-жению;

инструктивных и методических материалов;

по общеправовым вопросам.

Базы данных функциональных подсистем содержат следующие сведения:

Подсистема «Регистрация предприятий» - наименование налогоплательщика, идентификационный номер, местонахождение, дата государственной регистрации, форма собственности, организационно-правовая форма, данные об учредителях и уставном капитале и др.;

Подсистема «Камеральная проверка» - результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, сведения о выявленных в процессе камеральных проверок нарушениях налогового законодательства, информация об учетной политике организации-налогоплательщика и др.;

подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» - данные о недоимках по налогам, об излишне перечисленных средствах, об отсрочках и рассрочках платежей в бюджет и др.;

Подсистема «Документальная проверка» - номер и дата акта документальной проверки, сроки проведения проверки, период, за который проводилась проверка, характер выявлен-ных нарушений, суммы доначисленных (уменьшенных) нало-гов и санкций за нарушение налогового законодательства и начисленных пенях и др.

Слайд 27. Состав комплекса «Спринтер»

В состав комплекса «Спринтер» входят:

программный модуль выгрузки «1С: Налогоплательщик», пред- назначенный для выгрузки документов бухгалтерской и налого- вой отчетности из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие 7.7» или ввода этих документов вручную;

клиентская программа электронной почты « DiPost », обеспечи- вающая обмен подписанными ЭЦП и зашифрованными сооб- щениями между рабочими местами и серверами электронной почты;

модуль контроля и визуализации « Box Changer », который обес- печивает выходной контроль файлов отчетности и возмож- ность их просмотра налогоплательщиками;

программа «Референт», которая предоставляет налогопла- тельщику информацию об отправленных файлах отчетности, а также о полученных подтверждениях оператора и протоко-лах входного контроля;

программа «Запросы», обеспечивающая налогоплательщику возможность получения по своему запросу информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней.

Слайд 28.

Программа «1С: Налогоплательщик» представляет собой одну из программ семейства «1С: » и поставляется в специали- зированной конфигурации, предназначенной для автоматизации передачи сведений как в бумажном, так и в электронном виде в ин-спекции Федеральной налоговой службы, отделения Пенсионного фонда России, другие внебюджетные социальные фонды, органы статистики.

Программа решает следующие задачи :

формирование файла сведений о доходах физических лиц, предназначенного для передачи в инспекции налоговой службы;

подготовку и формирование форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности организаций;

формирование анкетных данных застрахованных лиц и инди- видуальных сведений застрахованных лиц для передачи в отде- ления ПФР;

ведение налоговых карточек физических лиц, получающих до- ходы на предприятии;

ведение списка документов «Справка о доходах физического лица»;

формирование «Справки о доходах физического лица» для вы- дачи на руки физическим лицам.

Слайд 29.

Состояние АИС «Налог» в целом можно характеризовать следующим :

· информационные технологии в федеральной налоговой службе России развиваются в направлении создания единой системы на основе взаимосвязи рабочих процессов и информационного сервиса с использованием передового опыта зарубежных стран;

· созданы прототипы основных информационных сервисов для поддержки рабочих процессов налогового администрирования;

· унификация и стандартизация рабочих процессов налогового администрирования способствует устойчивости информационной системе Федеральной службы РФ;

· четкое и тесное партнерство между методологическими подразделениями и IT-службами – эффективности налоговой системы;

· система телекоммуникации является важным звеном системы налоговых органов;

· организация защиты информации основывается на базе технологических решений и рекомендаций Службы специальной связи и Гостехкомиссии;

· в рамках реализации работ 2-го Проекта модернизации налоговых органов ФНС РФ:

– продолжены работы по развитию таких подсистем автоматизированной информационной системы для межрайонных инспекций по централизованной обработке данных, как: система подготовки и обмена налоговой информации (СПОНИ), система обработки налоговой информации (СОНИ); начаты работы по созданию подсистемы обслуживания налоговых инспекций (СОИМНС).

– во многих территориальных инспекциях ФНС РФ осуществляется внедрение программного комплекса местного уровня ( “клиент-сервер”).

Слайд 30.

Слайд 31.

Слайд 32.

Слайд 33.


Слайд 34.

Слайд 35.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова иерархическая структура системы органов налоговой служ-бы РФ?

2.Охарактеризуйте функции, выполняемые органами налоговой службы низового уровня.

3.В чем состоят цели функционирования АИС «Налог»?

4.Опишите структуру АИС «Налог». Перечислите состав обеспечи-вающей части.

5.Каков состав функциональной части АИС «Налог»?

6.Покажите на примере налоговых инспекций и районов по-рядок реализации задач функциональных подсистем АИС «Налог».

7.Дайте АРМ. Перечислите состав АРМ, организуемых в налоговых инспекциях.

8. состав внемашинного обеспечения АИС «Налог»?

9.Какие классификаторы используются в налоговой системе?

10. Перечислите состав внутримашинного обеспечения АИС «Налог».

, 65.26kb.

  • Конспект лекций по дисциплине системы обработки экономической информации информационные , 2508.48kb.
  • Темы контрольных работ в форме рефератов по дисциплине «Информационные системы в экономике» , 11.18kb.
  • Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплинам «Моделирование , 276.48kb.
  • Конспект лекций для специальностей 23020165 Информационные системы и технологии, 08080165 , 1320.47kb.
  • Рабочая программа по дисциплине «Профессионально-ориентированные информационные системы , 172.01kb.
  • Вопросы для проведения экзамена по дисциплине «Информационные системы в экономике» , 33.39kb.
  • Текст лекций ростов-на-Дону 2005 удк 330. 04 1Л4 , 1456.84kb.
  • Конспект лекций по дисциплине «информационные технологии» для студентов направления , 912.74kb.
  • 7.2. АИС «Налог»

    Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.

    Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

    Налоговые инспекции ежедневно обрабатывают большой объем информации, получаемой из банков и от налогоплательщиков, и поэтому без создания информационных систем, АРМов и других средств автоматизации и компьютеризации практически невозможно обеспечить своевременность и полноту сбора налогов. Созданная в государственной налоговой службе (ГНС), АИС «Налог» является инструментом оперативного сбора, обработки, учета и оценки информации о состоянии налогообложения, а также управления деятельностью органов налоговой службы на основе комплексного использования современных средств информации.

    Таким образом, основными целями АИС «Налог» является:

    • повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;
    • совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;
    • обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
    • повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;
    • улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;
    • получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;
    • анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
    • информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
    • сокращение объема бумажного документооборота.
    Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных техноло­гий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функ­ционирование структуры налоговых органов.

    Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

    Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на следующем рисунке:

    Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Первый и второй уровни Министерства по налогам и сборам осуществляют методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами - предприятиями и организациями, так и физическими лицами - населением) осуществляет третий уровень.

    Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

    В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.

    Как и любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

    Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня свой.

    На федеральном уровне:

    • определяется стратегия всей налоговой системы России;
    • решаются методологические и концептуальные вопросы налогообложения юридических и физических лиц;
    • занимаются проверкой работы нижестоящих уровней,
    • занимаются вопросами планирования и финансирования расходов налоговых органов на местах;
    • руководят постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах, проводят работу по внедрению автоматизированных технологий в налоговых органах и т.д.
    Для этого можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
    • подготовка типовых отчетных форм;
    • контрольная деятельность,
    • методическая, ревизионная и правовая деятельность,
    • аналитическая деятельность по налогам и сборам;
    • внутриведомственные задачи.
    Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем:
    • регистрация предприятий;
    • камеральная проверка;
    • ведение лицевых карточек предприятий;
    • анализ состояния предприятия;
    • документальная проверка;
    • ведение нормативно-правовой документации;
    • внутриведомственные задачи;
    • обработка документов физических лиц.
    Рассмотрим порядок реализации задач и информационного взаимодействия основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере 3-го уровня в части работы с юридическими лицами. Обработка информации начинается с учета и регистрации налогоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. Эта служба руководствуется в своей деятельности нормативно-правовой базой, принимает от налогоплательщика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику индивидуальный регистрационный номер. Таким образом, создается «электронная папка» на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями налоговой инспекции, а соответственно информация, формируемая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог». Прежде всего, потребителем этой информации является подсистема «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, вводятся в компьютер, и происходит пополнение «электронной папки» налогоплательщика новой информацией, позволяющей отслеживать основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды. Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных, сформированных в подсистеме «Регистрация предприятий», но и нормативно-справочной информации по организационно - правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации».

    Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

    Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

    Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

    В настоящее время техническую основу информатизации в ГНС составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC. Основными операционными системами являются UNIX и WINDOWS. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SOL Server, Access Informix, Oracle, Pick. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то есть имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.

    Организационной формой использования аппаратно-программных средств АИС «Налог» являются АРМы сотрудников налоговых служб.

    АРМ в налоговой системе – это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения – инструменте любого пользователя.

    Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналогичен составу функциональной части АИС «Налог» и должен включать следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий и т.д. В зависимости от объемов информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов АРМ могут быть объединены в одну (или несколько) локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему.

    1 Первое поколение ЭВМ (1950-е гг.) было построено на базе электронных ламп и представлено моделями: ЭНИАК, "МЭСМ", "БЭСМ-1", "М-20", "Урал-1", "Минск-1". Все эти машины имели большие размеры, потребляли большое количество электроэнергии, имели малое быстродействие, малый объем памяти и невысокую надежность. В экономических расчетах они не использовались.

    Второе поколение ЭВМ (1960-е гг.) было на основе полупроводников и транзисторов: "БЭСМ-6", "Урал-14", "Минск-32". Использование транзисторных элементов в качестве элементной базы позволило сократить потребление электроэнергии, уменьшить размеры отдельных элементов ЭВМ и всей машины, вырос объем памяти, появились первые дисплеи и др. Эти ЭВМ уже использовались на вычислительных центрах (ВЦ) специалистами, однако, пользователь только представлял исходные данные для их обработки на ВЦ и обычно спустя месяц получал результат сведения.

    Третье поколение ЭВМ (1970-е гг.) было на малых интегральных схемах. Его представители – IBM 360 (США), ряд ЭВМ единой системы (ЕС ЭВМ), машины семейства малых ЭВМ с СМ I по СМ IV. С помощью интегральных схем удалось уменьшить размеры ЭВМ, повысить их надежность и быстродействие. В АИС появились терминалы – устройства ввода-вывода данных (пишущие машинки и/или дисплеи, соединенные с ЭВМ), что позволило пользователю непосредственно общаться с ЭВМ.

    Четвертое поколение ЭВМ (1980-е гг.) было на больших интегральных схемах (БИС) и было представлено IBM 370 (США), ЕС-1045, ЕС-1065 и пр. Они представляли собой ряд программно-совместимых машин на единой элементной базе, единой конструкторско-технической основе, с единой структурой, единой системой программного обеспечения, единым унифицированным набором универсальных устройств. Широкое распространение получили персональные (ПЭВМ), которые начали появляться с 1976 г. в США (An Apple). Они не требовали специальных помещений, установки систем программирования, использовали языки высокого уровня и общались с пользователем в диалоговом режиме.

    В настоящее время строятся ЭВМ на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС). Они обладают огромными вычислительными мощностями и имеют относительно низкую стоимость. Их можно представить не как одну машину, а как вычислительную систему, связывающую ядро системы, которое представлено в виде супер-ЭВМ, и ПЭВМ на периферии. Это позволяет существенно сократить затраты человеческого труда и эффективно использовать машины.

    2 Интерфейс – определенные стандартом правила взаимодействия пользователей, устройств, программ

    3 К известным методикам и стандартам, касающимся организации жизненного цикла ИС, можно отнести: методику Oracle CDM (Custom Development Method) по разработке прикладных ИС под заказ; международный стандарт ISO/IEC 12207 по организации жизненного цикла продуктов программного обеспечения; отечественный стандарт ГОСТ 34.003-90.

    4 Наибольшее число ППП создано для бухгалтерского учета : «1C: бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+» и др.

    Справочное и информационное обеспечение управленческой деятельности представлено следующими ППП: «ГАРАНТ» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль); «КОНСУЛЬТАНТ+» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).

    Экономическая и финансовая деятельность представлена следующими ППП: А) «Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, организации» (фирма «ИНЕК»), реализующий функции: экономический анализ деятельности фирмы, предприятия; составление бизнес-планов; технико-экономическое обоснование возврата кредитов; анализ и отбор вариантов деятельности; прогноз баланса, потоков денежных средств и готовой продукции. Б) Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает такие важные аспекты управления, как планирование, оперативное управление, учет и контроль, анализ, а для принятия решений – позволяет в рамках СППР обеспечивать решение задач бизнес-планирования с использованием ППП Project-Expert.

    Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

    Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

    Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

    Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

    Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

    Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

    Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

    Автоматизированная информационная система (АИС) «НАЛОГ» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «НАЛОГ» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «НАЛОГ» можно сформулировать следующим образом:

    1. Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

    2. Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

    3. Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

    4. Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

    5. Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

    6. Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

    7. Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

    8. Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

    9. Сокращение объема бумажного документооборота.

    На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

    Одной из приоритетных задач налоговой полиции является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

    Структура АИСналоговой полиции, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

    Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС.


    В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы, и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи.

    Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

    Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

    Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

    Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

    Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

    Автоматизированная информационная система налоговой полиции относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей, как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

    Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «НАЛОГ» лежит концепция жизненного цикла программных систем.

    На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие:

    · оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки,

    · возможность функционирования в различных операционных средах,

    · возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами,

    · перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других.