Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет.

Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество.

Но не вся информация «циркулирующая» вокруг нас является положительной, важной и полезной. Тут уже стоит вспомнить о таких вещах как ложь, клевета, дезинформация, заговор и т.д., а эти процессы в свою очередь несут явную угрозу безопасности как отдельной личности, так обществу и государству в целом. В связи с этим встает вопрос об обеспечении информационной безопасности личности, общества, государства. Безусловно, немалый поток информации мы получаем из всемирной паутины, и если у взрослого человека, каким-то образом уже выработаны механизмы защитных реакций, то у ребенка они еще только на стадии формирования, а соответственно он наиболее подвержен информационным угрозам. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Информационная безопасность. Основные понятия.

Современный мир полон разного рода опасностей, тут стоит отметить природные катастрофы (наводнения, пожары, ураганы и т.д.), опасности связанные с производственной деятельностью человека (аварии с выбросом различных АХОВ, гидродинамические аварии и т.д.), но большую угрозу несут в себе опасности социального характера (национализм, терроризм, массовые беспорядки и т.д.), а именно здесь вопрос обеспечения информационной безопасности стоит наиболее остро.

Но прежде чем переходить к более подробному рассмотрению данного вопроса, мы бы хотели разобрать ряд терминов, которые на наш взгляд являются «фундаментом» данной работы. Во-первых, следует определиться с понятием информационной безопасности.

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В специальной литературе используется более широкое определение: информационная безопасность – это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания.

Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация защиты от применения противником информационного оружия в ходе боевых действий .

В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности, и в связи с этим стоит дать определение понятию «личность».

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении . Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.

Информационно-психологическую безопасность в общем виде можно определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии социальных субъектов различных уровней общности от разрушительного воздействия на сознание негативных информационных факторов.

Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность – это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий . Далее хотелось бы отметить, что любые неблагоприятные информационные воздействия несут в себе угрозу, а, следовательно, именно под воздействием какой либо неблагоприятной информации «назревает» опасность.

Информационная угроза – опасность, содержание которой составляют различная информация или ее комбинации, которые могут быть использованы против социального или социально-технического объекта (системы) с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта информации.

Информационный риск – вероятность информационной угрозы и реальных действий противника, мера измерения успешности или опасности возможных воздействий. Риск зависит от характера воздействий и объекта воздействий, от условий их осуществления, а также от возможностей защиты .

Из вышесказанного следует, что для сведения информационных угроз к минимуму – нужно снизить уровень риска, но для начала необходимо выделить: характер воздействия; объект воздействия, а так же условия осуществления данных воздействия, и в связи с этим выработать возможные меры защиты.

В нашем случае объектом воздействия будет молодежь в возрасте от 12 до 18 лет. На наш взгляд, данная группа лиц наиболее подвержена воздействию той или иной информационной опасности ввиду того что личность еще не совсем сформировалась, а процесс социализации еще только происходит. И, несмотря на то, что в большинстве случаев ребенок находится под постоянным контролем (родители, учителя и т.д.), все же он наиболее подвержен риску связанному с информационным взаимодействием.

Далее нужно отметить условия осуществления неблагоприятных информационных воздействий, т.е. то откуда ребенок может получить «дозу» вредной информации. Тут помимо фильмов, журналов, видеоигр (которые насыщены сценами жестокости и насилия) особенно хочется отметить сеть интернет, и если первые хоть как то регулируются и проходят хоть какой то контроль (Пр. Pegi info), то в сети можно найти массы «неотфильтрованной» информации, которая может нанести значительный вред ребенку. К такой информации можно отнести информацию, о наркотических средствах, способах суицида, порнографическую информацию, националистические и экстремистские материалы, призывы к массовым беспорядкам и т.д., не говоря уж о различных террористических «постулатах».

Так же необходимо выяснить почему современный школьник предпочитает проводить свое свободное время именно так и исходя из этого выделить ряд проблем связанных с воспитанием нового поколения.

Во-первых, хочется отметить наличие массы свободного времени, и отсутствие его занятости, а скорее отсутствие мотивации его занять. Ни для кого не секрет, сто количество кружков и секций значительно сократилось, да и пропаганда заняться спортивной, творческой или прикладной деятельностью практически свелась к «нулю». А дополнительной проблемой служит либо материальный фактор (все таки большинство подобных организаций платное, к тому же предполагает покупку какой либо формы или инвентаря), либо отсутствие времени у родителей, «водить» ребенка в ту или иную секцию, намного проще «посадить» ребенка перед телевизором или за компьютером. Так же хочется отметить то, что большинство современных семей ориентировано на материальное благосостояния, а воспитание детей отходит на второй план.

Во-вторых, современная школа теряет свой былой авторитет, а соответственно и статус учитель в глазах ученика и родителя уже не тот. Все меньше и меньше учителя и родители взаимодействуют между собой с целью ликвидации затруднений в воспитании, из этого можно сделать вывод, что воспитание как целостный, системный процесс реализуется не на том уровне, который хотелось бы видеть.

В-третьих, параллельно новым технологиям количество угроз и опасностей неумолимо растет, а механизмы противодействия им зачастую не успевает за их ростом. И если привычные меры по защите от природных и техногенных катастроф давно выработаны и обучение действия им осуществляется на более менее приемлемом уровне, то характер социальных опасностей постоянно меняется, особенно если речь об опасностях в информационной сфере, где процесс обучения и выработке защитных механизмов либо осуществляется не на должном уровне, либо вообще стоит на месте.

Опять же хочется вернуться к проблеме негативного влияния интернет среды на личность подростка, так как именно такой способ передачи информации несет в себе серьезную угрозу. Но для начала мы хотели бы дать определение понятия интернет.

Интернет – это распределенная всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью. Но не вся информация может положительно повлиять на подростка. В виду своего возраста и низкому уровню развития защитных реакций от нежелательной информации ребенку, можно без труда навязать практически любую точку зрения и идеологию, что впоследствии негативно скажется как на личности школьника, так и на отношениях с родителями, сверстниками и учителями, а это так же негативно влияет на развитие личности. Особую угрозу таит в себе чрезмерная демонстрация насилия, цинизма, жестокости, что коренным образом противоречит любым нравственным барьерам. И не смотря на то, что сеть интернет – кладезь полезной и интересной информации, выбирать нужное и полезное умеет не каждый.

Информационные угрозы терроризма и экстремизма

Сегодня основными формами продвижения террористической и экстремистской идеологии избраны такие, как культивирование экстремизма, насилия (террора), религиозного фундаментализма, сепара­тизма, национализма, шовинизма и др. в информационной среде.

Анализ информационной обстановки в сети Интернет показывает, что контент основных Интернет-ресурсов по продвижению идеологии насилия (террористической, экстремистской, националистической и другой направленности) носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологическо­го воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Подавляющее большинство сайтов, блогов и форумов указанной направленности поддерживается (политически и финансово) из-за рубежа и направлено на дестабилизацию обстановки не толь­ко на Северном Кавказе, но и в других регионах России, внесение разногласий в деятельность межгосударственных структур с участием России (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШOC, союзы Россия - Белоруссия и Россия - Белоруссия - Казахстан) .

Экстремистской информацией переполнены социальные сети. На страницах экстремистов содержаться призывы к разжиганию национальной ненависти. Достаточно вспомнить страницу норвежского экстремиста Андерас Брейвика – организатора и исполнителя взрыва в центре Осло и нападения на молодёжный лагерь правящей Норвежской рабочей партии 22 июля 2011 года. Именно через социальные сети распространялись призывы к организации массовых беспорядков в Великобритании в августе 2011 года и в Москве в декабре 2010 года.

Одну из важнейших ролей в революции в Египте, где была свергнута многолетняя власть Хосни Мубарака, сыграло оппозиционное «Дижение 6 апреля». Это движение на странице в социальной сети Facebook призвало своих сторонников собраться в январе 2011 года на центральной площади Каира.

В этом отношении осенью 2011 года принц одной из арабских стран потратил 300 млн. долларов за приобретение модуля в социальной сети Twitter для предупреждения распространения в ней информации экстремистского характера в отношении власти свой страны.

В Минске действует группа «Революция через социальные сети» (РЧСС), целью которой является избавление от страха и информирование населения о том, что «перемены будут и они необратимы». В июле 2011 года группы РЧСС «В Контакте» были заблокированы, однако активисты движения тут же создали новые страницы на сайте, чтобы продолжать собираться на молчаливые акции протеста.

То же происходило и среди российских пользователей социальной сети. Так, накануне массовой драки на Манежной площади на форумах и страницах «В Контакте» неизвестные призывали собраться и отомстить за убийство болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова. Впоследствии неизвестные, причисляющие себя к радикальному движению «11 декабря», обращались с открытым призывом прийти на Манежную площадь вновь. Еще раньше в Интернете появилась информация о том, что якобы 15 декабря готовится некая акция представителей кавказских диаспор в ответ на беспорядки, устроенные болельщиками в центре Москвы. Данное обращение сопровождалось ссылкой на координационную группу социальной сети «В контакте».

Блогер Олег Шинкаренко оставил пост «Убить гада» под видеороликом, в котором президент Украины Виктор Янукович репетирует свою беседу с премьер-министром Украины Николаем Азаровым, а под видео с падающим на президента венком написал: «Интересно, есть ли где такие силы, типа украинские националисты, которые могли бы убить Януковича, Анну Герман и всю компанию».

«Я считаю, что мой блог – это мое личное пространство. И это все равно, что говорить такое на кухне», – сказал Шинкаренко в интервью Би-би-си.

Впрочем, юристы уверяют, что блог – не кухня. В блоге надо вести себя, как на улице, то есть, вас могут привлечь к суду за размещение продукции порнографического характера, призыв к убийству, свержению государственного строя, разжигание межнациональной ненависти. Так согласно законодательству Украины за призыв убить президента (подстрекательство) можно получить до 10 лет, а за оскорбление чернокожих или евреев (разжигание национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национальной чести) – 850 грн. штрафа или ограничение свободы на срок до пяти лет. Наконец, за публикацию порно в блоге –- 850-1700 грн. штрафа, арест на срок до 6 месяцев или ограничение свободы на срок до трех лет (Интернет издание «Украина Криминальная»).

Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал основ его жизнедеятельности. Современный же высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой.

Поэтому компетентный и научный подход, профессиональная организация прогнозирования, ранняя и своевременная диагно­стика, научно-технологическая экспертиза, выявление новейших факторов риска, нейтрализация сфер и зон террористической деятельности могут существенно снизить вероятность развертывания информационно ориентированного терроризма и уменьшить угрозу человеческой жизни.

Информационная безопасность личности школьника в интернет пространстве

Нами был проведен опрос для выяснения сколько в среднем времени в сутки подросток тратит в сети интернет. В качестве испытуемых была опрошена группа подростков в возрасте от 12 до 18 лет, исследование проходило по средствам одной из социальных сетей. Испытуемым было предложено ответить на вопрос «Сколько времени в сутки вы проводите в сети интернет», в качестве вариантов ответов было предложено:

1) 1-2 часа;

2) Более 3х часов

3) Более 5ти часов

4) 7-8 часов

В испытании приняло участие около 100 человек, результаты опроса представлены на диаграмме.

Безусловно, результаты данного опроса несут в себе некую погрешность, но все же нельзя не заметить что более 75% испытуемых проводят в сети более 3х часов ежедневно, а тут уже имеет место сказать зависимости современного подростка от всемирной сети.

Во-первых, хотелось бы уделить большее внимание вопросам воспитания, как в школе, так и дома. В образовательных учреждениях необходимо проводить классные часы и беседы на темы связанные с информационной безопасностью (предположим «Информация в современном мире», «Интернет и подросток»), на которых нужно дать четкое представление о значимости и важности информации, о том как защитить себя от неблагоприятных информационных вмешательств. Вместе с тем можно даже разработать факультативный или элективный курс по информационной безопасности и защите личности в интернет пространстве. Так же нельзя не отметить то, что современной школе просто необходима должность школьного психолога, который в свою очередь должен вести грамотную работу в сфере обеспечения психологической безопасности образовательного учреждения. Нельзя не отметить и то, что школа должна тесно взаимодействовать и с родителями школьников, а так же давать рекомендации по воспитанию ребенка. Родителям же в свою очередь необходимо уделять большее внимание детям, больше общаться с ними, быть в курсе их проблем, интересов и увлечений, ведь предотвратить изъяны в воспитании намного проще, чем в последствии перевоспитывать ребенка. Школьник не должен искать себя «на просторах всемирной паутины», он должен воспитываться в первую очередь в семье.

Во-вторых, со стороны государства хотелось бы более четкой работы, и хотя в законодательстве (ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; «Доктрина информационной безопасности») освещены многие вопросы, хотелось бы более радикальных мер по проблемам информационной безопасности, а в частности открытого доступа к нежелательной информации. В качестве примера целесообразно будет проведение различных акций связанных с пропагандой культуры информационной безопасности. Так же, на наш взгляд, необходимо ужесточить ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. Необходимо более четко вести работу по отслеживанию и блокировке сайтов содержащих открытую пропаганду идеологии терроризма, экстремизма и национализма, сайтов содержащих материалы насилия, жестокости, порнографии и т.д.

Наш взгляд выше приведенные меры значительно повысят общий уровень информационной безопасности личности, как подростка, так и взрослого человека.

Так же нами был разработан элективный курс лекций для школьников в плане обеспечения информационной безопасности, в процессе которого дети должны узнать больше как о методах воздействия нежелательной информации, так и о способов защиты от нее, научиться выбирать для себя только нужную информацию. На наш взгляд данный курс углубит знания школьников в плане обеспечения общей безопасности личности, что ускорит процесс формирования культуры безопасности.

Разработанный нами курс предполагает проведение классных лекционных занятий, включающих в себя вопросы связанные проявлениями терроризма, экстремизма в современном обществе, методы защиты от нежелательной информации, основы обеспечения безопасности личности в интернет среде и т.д.

Далее хотелось бы более подробно описать данный элективный курс. Всего курс состоит из 6 занятий, объединенных в единый комплекс «Обеспечение информационной безопасности в условиях современности» (таблица).

План элективного курса «Обеспечение информационной безопасности личности школьника в условиях современности»

Название темы

Человек и информация

Данная лекция носит вводный, и предполагает ознакомление школьников с проблемой обеспечения информационной безопасности. Важно указать что информация, занимает особое место в современном мире. Так же необходимо рассмотреть вопросы о распространении слухов, сплетней и дезинформации.

СМИ в современном мире

Здесь стоит отметить такие вопросы как, история возникновения СМИ, способы передачи информации, вопросы пропаганды и рекламы. Отдельно подчеркнуть проблему демонстрации насилия в СМИ.

Экстремизм в современном обществе

На данном этапе элективного курса необходимо рассказать школьникам о проявлениях экстремизма в условиях современного общества, способах защиты. Важно выработать негативное отношение к данному социальному явлению.

Терроризм, как всемирная проблема

Вопросы нравственности в интернет среде

Данная лекция предполагает рассмотрение основ нравственности в интернет пространстве. Необходимо рассмотреть такие понятия как кибербуллинг, а так же способы защиты от данных информационных воздействий. Отдельно нужно выделить вопрос распространения порнографических материалов.

Практическая работа

Анализ информационных Интернет-ресурсов

В качестве практической работы школьников необходимо привлекать к работе по анализу информационных ресурсов, в том числе, размещенных в сети Интернет, на предмет их деструктивности и манипулятивности.

При выполнении анализа школьники должны ответить на следующие вопросы:

Что представлено на сайте (товар, услуга, личность, организация, образ мыслей и т.п.)?

Кто создал этот сайт? Чья точка зрения в нем выражена?

Каким образом привлекается наше внимание?

Какие знаковые системы используются (слова, рисунки, фотографии, символы, цвет, схемы и графики, знакомые образы, шумы, музыка и др.)?

Какие рациональные и эмоциональные аргументы заключаются в сообщении?

Отличается ли то, что отражено в сообщении, от реальной действительности?

Какой образ жизни, ценности и точки зрения представлены явно и скрыто?

С какой целью создан сайт и кому это выгодно?

В качестве предмета анализа можно предложить ресурсы, размещенные в популярных сегодня социальных сетях. Подросткам необходимо вновь и вновь показывать, что манипуляция их сознанием осуществляется не только и не столько через реализацию глобальных проектов, применение научных методов и современнейших технических средств, перед которыми человек может быть беззащитен. В значительно большей степени она оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно, и что мы не оцениваем как манипуляцию.

Заключение

Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. При этом педагог играет большую роль в воспитании ребенка.

Козлов О.С., студент, Шуйский государственный педагогический университет

Список используемой литературы:

1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.

2. Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2007.

-

Нынешнее поколение потеряно, они сидят в своих интернетах целыми днями и не видят реальной жизни, неудивительно что их так легко склонить к экстримизму

Оценка

Вейпер

Здравствуйте, мне 16 лет и я очень волнуюсь о том, что мне, как социальному индивиду, может угрожать серьезная опасность пока я "серфлю" новости в контакте, спасибо автору за то что открыл мне глаза. Надеюсь найдутся такие же люди как и я кому эта статья поможет обезопасить себя.

Безопасность подростков

Меня зовут Николай Иванович, мне 33 года (в душе чувствую себя лет на 19), я психолог и муж (жена зовет меня Солнышко). Жену зовут Алла (она у меня "Чуда"). У нас два сына - Ваня и Саша, погодки. Внешне очень похожи друг на друга, оба живые и энергичные, но Ваня жесткий, а Шурик - лапочка. Мне ближе Ваня, Аллочке - Саша. На работе - веду психологические группы, читаю лекции, консультирую. Дело свое люблю и без него жизнь представляю с трудом. Слушать исповеди и чувствовать, что пусть не сразу, но ты можешь помочь человеку, - приятно. Видеть, как после твоей работы у людей расправляются плечи и открываются глаза - большое счастье. Немалое место в моей жизни занимает молодежный Клуб.
Я согласен, что только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа.

...

Не совсем согласен с заключением. Не думаю, что правильно ставить целью воспитывать "безопасную личность", потому что самая безопасная личность - это биоробот, и одобрение со стороны государства выращивания подобных "личностей" не есть хорошо

Вітання

Приходить інформація про продовження стрільби в Грозному. Тут краще не переказувати, а процитувати «Кавказький вузол»: «Зараз проспект Путіна порожній, людей немає. Чутна стрілянина з автоматичної зброї. Стрілянина ведеться в районі проспекту Путіна і прилеглих до нього вулицях », - повідомив житель Грозного, передає о 15:10 кореспондент« Кавказького вузла ».
Саме чудове: бойовикам по 18-20 років, тобто це не якісь недобиті ічкерійци, а нове покоління, яке виросло при Путіні і Кадирова. Так би мовити, ваші дотації пішли на користь. Причому як мінімум в одного з убитих брат дійсно був в ІГІЛе в Сирії, повернувся до Чечні, був заарештований і, відсидівши 8 місяців, звільнений рішенням Верховного Суду Чеченської Республіки. Про всяк випадок нагадую, що за 282-ю статтею, яку зараз виписують за репости, можна дати людині від 2 до 5 років позбавлення волі. А тут наш шановний чеченський співвітчизник нічого не репост, а просто взяв участь у терористичній організації. 8 місяців. Ок. І після цього небаченого гуманізму його брат йде і бере участь в нападі на поліцейських - тобто боротьба з екстремізмом вийшла на славу.

Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются «Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Фейсбук» (почти 7 млн.), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов2) и «Одноклассники» (более 200 млн.).

Так же как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.

Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы - терроризма, сталкивались и древние греки и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время.

Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается. Это не так - при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане.

Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых - насилие. За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются:

 возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.);

 предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.);

 возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия).

А) «Живой Журнал» (далее - ЖЖ), старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме, подразумевал навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев - вести множество независимых друг от друга дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»4 . Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т.д.

Б) «Фейсбук», ныне все более популярная социальная сеть, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP.

В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные социальные сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)/

«Лайк» - показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению.

Изначально в социальной сети «Фейсбук» выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в сельской местности или небольших городах. Эти социальные сети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией - фото или видео. Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей.

От реального мира это виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было - от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.

Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма - им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет - единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию. Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере, экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы, да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам экспертов, - около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно меняют свои адреса.

В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто уже принял для себя ошибочное решение - связать свою жизнь с терроризмом.

Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще - аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше - «дело техники».

Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами.

Социальные сети и блогосфера - это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей - увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами.

Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения - нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.

Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» - проверка и перепроверка информации.

Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь.

Итак, если в тексте содержаться:

1. призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);

2. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);

3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);

4. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков - относится к этому тексту надо с повышенной настороженностью.

Профилактика экстремизма в сети Интернет

1 слайд

Распространение молодежного экстремизма в России стало одной из острейших проблем. С каждым годом увеличивается количество преступлений, растет уровень насилия, его проявления становятся более жестокими и профессиональными.

В широком смысле, экстремизм понимается как приверженность к крайним взглядам и мерам.

2 слайд

Молодежный экстремизм как массовое явление выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании.

3 слайд

Конкретные проявления экстремизма затрагивают различные сферы жизнедеятельности, поэтому различают несколько его форм: бытовой, социально-протестный, политический, национально-этнический, религиозный и терроризм, как крайняя форма экстремизма.

Что приводит к возникновению экстремизма в молодежной среде?

Среди факторов возникновения экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий:

    социально-экономические

    групповые

    личностные (психологические).

В группу социально-экономических факторов могут входить, например:

    особенности экономического развития общества;

    безработица;

    наблюдаемый в мире распад системы ценностей и др.

Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:

    установки, предубеждения родителей;

    взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

Если на социум в целом мы не можем оказывать должное влияние, то работа с личностными факторами находится в зоне нашей компетенции.

4 слайд

Какие же личностные (психологические) факторы могут повлиять на привлечение подростков к экстремизму?

Среди них можно выделить:

    индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие чувствительность и чувство эмпатии – способность сопереживать другому человеку);

    эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т. п.);

    отсутствие жизненных целей и ценностей;

    непонимание и конфликтные отношения в семье.

Что делает ребенок, если он не находит решения проблем самостоятельно и не обращается за помощью к нам, взрослым?

Часто ответы на наболевшие вопросы дети находят в сети Интернет, где им пытаются ложно помочь.

В настоящее время черный Интернет является рассадником преступников и людей с извращенным мировосприятием, который находится всего лишь в паре щелчков мышкой от обычного Интернета. А подросток, находящийся в проблемной ситуации – находка для различного рода преступников.

Как осуществляется вовлечение молодежи в экстремистские организации?

Очень часто предварительно, перед знакомством для последующей вербовки, вербовщики могут исследовать странички в социальных сетях – это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей.

Еще один способ – группы, которые публикуют грубые шутки с иллюстрациями, демотиваторы – среди подростков это сейчас очень популярно. Экстремистские организации создают похожие сообщества и в них начинают копировать эту информацию. Таким образом, набирается, большое количество человек и уже этой публике пытаются предложить какие-то свои идеи.

Все подобные мероприятия нацелены на разрушение традиционных ценностей и норм морали. В конечном счете, у подростка отключается критическое мышление, он не воспринимает логические доводы, перестает общаться со своими родными и близкими - единственными, кто его понимает, становятся другие виртуальные люди.

Слайд 5

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Профилактика экстремизма заключается в разъяснении и ограничении.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

    Беседовать с детьми об их друзьях в Интернет и о том, чем они занимаются. Спрашивать о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями и убедиться, что эти люди им знакомы.

    Интересоваться, в каких группах состоят дети, с кем общаются.

    Научите ребенка не распространять личную информацию.

    Настаивать, чтобы дети осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

    Помогать им защититься от спама. Научить подростков не выдавать в Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры

    Постоянно напоминать, что ребята ни в коем случае не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

    В младшем возрасте желательно разрешать пользоваться ресурсами Интернета только в присутствии родителей.

    Регулярно проводите время в Интернете вместе с вашим ребенком. Совместные виртуальные увлечения переносите на реальные.

    Приучить вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

    Используйте программы родительского контроля, интернет-фильтры.

Слайд 6

И в заключении хочется отметить, что мы, взрослые, своим личным примером должны научить своих детей соблюдать нормы, принятые в социальном обществе, жить без насилия.

И помнить, что лучшая профилактика – это внимание и любовь к ребенку.

В настоящее время в мире всё чаще говорят о проблеме экстремизма - приверженности к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием.

Никто из нас не застрахован от его проявлений, но наиболее уязвимым оказывается наше подрастающее поколение. Основной «группой риска» пропаганды экстремизма является молодежь подросткового возраста, примерно с 13 лет - в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Так, например, средний возраст участников бандподполья, действующих на Северном Кавказе, значительно снизился, многие из них едва достигли 18 лет. Ранее средний возраст участников бандподполья составлял 25-30 лет. Причина чисто социальная, это во-первых, а во-вторых, они (молодые) более поддаются влиянию и обучению ваххабистским течениям.

Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика идей экстремизма и терроризма в молодёжной среде. Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Это обусловлено также и тем, что по данным МВД России, в среднем до 80 % участников группировок экстремистской и террористической направленности составляют молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет. Мотивами вступления в такие группы являются: направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в виде совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ;

Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности.

Но вот вопрос, откуда что берётся? Из каких таких тайников души произрастают злоба, жестокость и тяга к бессмысленному разрушению? Кто, как не родители, должны знать, как и от чего уберечь своих детей?

Вот несколько простых правил, которые помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать, с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума, и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

Их манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

Резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

На компьютере ребёнка оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

В доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика, предметы, могущие быть использованные как оружие;

Подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

Повышенное увлечение вредными привычками;

Резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

4. Обратитесь за психологической поддержкой к профессионалу.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Статьей 20.3 КоАП РФ за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, предусмотрено наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

В соответствии со ст. 280 УК РФ публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы, либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, согласно ст. 282 УК РФ наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве расовой вражде.

При этом следует отметить, что в экстремистские группировки попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Неблагополучные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Уважаемые родители! Ответственность за своих несовершеннолетних детей несете именно Вы! Ваше желание и стремление помочь ребенку предотвратит совершение противоправных действий и преступлений со стороны подростков.

Пресс-центр ВОГОиП МВД России

Информационно-аналитический центр «Сова» ведет мониторинг применения антиэкстремистского законодательства с момента его появления. Вы можете быть не согласны с нашими взглядами или оценками, но вам стоит к нам прислушаться, учитывая наш опыт.

Что происходит

Антиэкстремистское законодательство существует в России с 2002 года и продолжает расширяться. Оно основывается на рамочном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и на июнь 2016 года включает в себя целый ряд статей Уголовного кодекса (УК), несколько статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и целый ряд положений, относящихся к гражданскому праву. Это законодательство касается:

Терроризма,

Попыток свержения власти и нападений на ее представителей,

Общеуголовных преступлений, совершаемых по мотиву национальной, религиозной и прочей вражды,

Нескольких разновидностей публичных высказываний (см. ниже),

Организационной активности, касающейся перечисленного выше,

Мелких правонарушений - изображения свастики и прочих запретных символов, распространения запрещенных материалов и т.д.

Это очень широкое законодательство, но мы здесь сосредоточимся только на тех нормах, которые касаются публичных высказываний, причем сделанных именно в интернете.

Количество людей, осужденных за преступления (это УК) или правонарушения (это КоАП) «экстремистской направленности», то есть за все, о чем говорилось выше, исчисляется сотнями в год и продолжает расти. По данным мониторинга Центра «Сова» (пусть и неполным), все большую долю в уголовном антиэкстремистском правоприменении занимают именно приговоры за высказывания. Например, в 2015 году за «экстремистские высказывания» было осуждено почти вдвое больше людей, чем за прочие «преступления экстремистской направленности». И из этих высказываний 85% в 2014–2015 годы были сделаны в интернете. По мнению Центра «Сова», от 5% до 10% таких приговоров явно неправомерны, но есть и немало спорных.

Практика антиэкстремистского правоприменения вызывает в российском обществе все большее беспокойство.

Зачем вам вообще читать эту памятку?

Казалось бы, если власти злоупотребляют антиэкстремистским законодательством в сравнительно небольшой части случаев и при этом вы сами считаете, что вы что-то пишете в интернете не с целью призвать к погромам, убийствам или перевороту, то не лучше ли исходить из того, что риск для вас невелик? Он сравним с риском попасть в авиакатастрофу, но ведь на самолетах мы все (или почти все) летаем.

Так обстоят дела, если вы не привлекли к себе чем-то неприязненное внимание полиции или иных органов власти. Впрочем, если и не привлекли, точнее, не думаете, что привлекли, риск не сводится к нулю, как и с самолетами, - и полезно хотя бы знать, что делает этот риск выше или ниже и каковы могут быть последствия.

Антиэкстремистское законодательство

Существует мнение, что эти законы направлены против «плохих парней» и нас с вами коснуться не могут. Но людей, разделяющих такое мнение, все меньше.

Куда популярнее точка зрения, что привлечь могут любого и за что угодно. Но и она, судя по собранным нами данным, неверна: не любого и точно не за что угодно. Ваше высказывание - будем называть этим словом демонстрацию взглядов в любой форме, будь то слова, рисунок, фото, видео, аудио или что-то еще - должно подходить под хотя бы одну из многочисленных норм антиэкстремистского законодательства. Нет такого правонарушения - «экстремизм», хотя в обыденной и журналистской речи так часто и говорят. Нарушить можно только конкретную норму закона.

Основные понятия закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

1) экстремистская деятельность (экстремизм) :
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

4) символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Мы кратко перечислим те типы высказываний, которые могут быть интерпретированы как экстремистские и повлечь уголовную или административную ответственность. В соответствующих нормах много правовых тонкостей, но разбирать их все не имеет смысла, так как многие из них слишком часто игнорируют и сами правоохранительные органы. Мы отметим лишь те тонкости, которые имеют практическое значение.

Все варианты наказаний можно посмотреть в Приложении, ниже мы оговариваем лишь минимальный и максимальный варианты. Но важно отметить, что по уголовному делу суд может также назначить дополнительное наказание в виде запрета на определенные профессиональные занятия или на пользование интернетом сроком на несколько лет.

Возбуждение ненависти и розни (статья 282 УК)

Если вы делаете публичное высказывание, касающееся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее, постарайтесь отнестись к нему внимательнее.

Возможно, какая-то из таких групп вас раздражает или пугает, а возможно, даже вызывает у вас более сильные враждебные чувства, и вы готовы выразить эти чувства или высказать какие-то соображения, явно направленные против этой группы. Центр «Сова» выступает за толерантность, но мы отдаем себе отчет в том, что все и всегда толерантными быть не могут, так что проявления интолерантности - вещь неизбежная. Вынося за скобки нравственные оценки, заметим, что подобные высказывания - это ваше право, но оно ограничено (что, кстати, само по себе обычно в мировой практике), и вам самим решать, насколько вы считаете нужным покуситься на эти ограничения.

Как уголовно наказуемые рассматриваются высказывания, направленные против людей, объединенных по признакам национальности (в смысле этничности, а не гражданства) и религии. Прочие объединяющие признаки, упомянутые в статье 282 УК, не используются, но речь может пойти практически о любой группе людей, объединенных каким-то признаком, - об «определенной социальной группе», как сказано в УК.

В принципе, разъяснения Верховного суда ограничивают применение статьи 282, но полагаться на эти ограничения в полной мере нельзя. Например, на данный момент дел о возбуждении ненависти к «социальной группе» представителей власти или политических деятелей нет, но нельзя исключить, что они могут появиться снова (как это не раз бывало до разъяснений ВС).

Верховный суд разъяснил, что в деле должно фигурировать именно возбуждение ненависти и вражды к людям, но не к их организациям (религиозным, национальным, политическим и прочим) или лидерам таковых, не к идеям, взглядам и обычаям. Это очень верные разъяснения, но в состав статьи 282 УК входит, помимо «возбуждения ненависти», еще и «унижение» людей по тем же групповым признакам, - и Верховный суд не разъяснил, какого рода унижение криминально, а какое нет. Поэтому на практике мы видим, что резкие высказывания в адрес религиозных идей, национальных обычаев и т.п. могут рассматриваться как криминальные в смысле статьи 282 УК.

Из Постановления Пленума Верховного суда РФ 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

3. При производстве по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности судам необходимо иметь в виду, что согласно пункту 2 части 1 статьи 73 УПК РФ подлежат доказыванию мотивы совершения указанных преступлений .

7. Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды .

При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц .

8.
Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду , а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Чтобы минимизировать риск привлечения к уголовной ответственности, недостаточно избегать призывов к противоправным действиям по отношению к людям в связи с их цветом кожи, национальностью, вероисповеданием и т.д., это само собой разумеется. Не следует высказываться о таких группах людей в выражениях, которые считаются грубыми, не следует намекать (и тем более прямо указывать) на желательность какого бы то ни было ущемления их в правах, не стоит в грубых выражениях отзываться об их верованиях, символах и обычаях.

Если ваш гнев или иные негативные эмоции на самом деле направлен не на всю такую группу, а только на определенную ее часть в связи с какой-то ее деятельностью, очень важно это ясно проговорить. Возможно, высказывание ваше все равно будет не слишком толерантным, но зато меньше шансов, что оно окажется еще и криминальным, а главное - оно станет более точным и содержательным.

По статье 282 предусмотрено наказание от штрафа в 100 тысяч рублей до пяти лет лишения свободы, но если высказывания сопряжены с призывами к насилию, были совершены в группе или вы как-то использовали свое служебное положение, - то до шести лет.

Призывы к экстремистской деятельности (статья 280 УК) и сепаратизму (статья 280 1 УК)

Определение экстремистской деятельности - длинное (см. ниже), но его надо хотя бы в общих чертах запомнить, поскольку публичный призыв к любому из действий, входящих в это определение, - довольно тяжкое преступление. Если призыв сделан в интернете, то наказание за него - до пяти лет принудительных работ (то есть работы там, куда пошлет суд) или лишения свободы.

Призыв необязательно должен иметь четкую грамматическую форму, соответствующую призыву, всякого рода намеки на необходимость сделать то-то и то-то тоже могут быть сочтены призывом. Возможно, вы решили пошутить, но имейте в виду, что ваш юмор могут не понять.

Так что не следует намекать на желательность (и тем более необходимость) переворота, сепаратизма, терроризма, возбуждения вражды к каким-то группам (см. выше) или их дискриминации, создания любых силовых помех органам власти (включая, естественно, полицию, но также избиркомы), совершения любых преступлений по мотивам вражды к какой-то национальной, религиозной и т.п. группе, демонстрации запрещенной символики (см. подробнее ниже) или финансирования всего перечисленного.

Честно говоря, список столь длинен, что запомнить его непросто, но он интуитивно понятен и дает представление о том, какого рода действия считаются экстремистскими и к каким, соответственно, нельзя призывать. Есть, однако, три нюанса, на которых следует остановиться подробнее.

Во-первых, об упомянутой в этом перечне дискриминации. За саму по себе дискриминацию в нашей стране почти никогда не преследуют, вопрос этот мало обсуждается, поэтому многим непонятно, что именно следует считать дискриминацией. Тема эта, действительно, сложная, но, чтобы избежать обвинения по статье 280 УК, следует избегать высказываний о желательности нарушения чьих-то прав или законных интересов в зависимости именно от его/ее/их расы, национальности, вероисповедания (или отсутствия такового), языка и социального происхождения.

Во-вторых, запрет на возбуждение вражды в определении экстремизма (там почему-то используется слово «рознь») сформулирован гораздо шире, чем в статье 282 УК: запрещается еще и «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека» по групповым признакам. В совокупности, кажется, эти термины охватывают все мыслимые негативные высказывания, связанные с групповыми признаками, как, впрочем, и «унижение достоинства», предусмотренное в статье 282. Так вот, избегайте хотя бы наиболее явных негативных высказываний, как написано выше применительно к статье 282, но главное - не говорите, что другим стоит пренебрежительно или негативно относиться к другим людям по таким групповым признакам. В конце концов, если вашей целью не является действительно спровоцировать конфликт, не следует учить других людей относиться к кому-то плохо: другие люди и сами это умеют не хуже вас.

В-третьих, призывы к сепаратизму выделены теперь в отдельную статью 280 1 УК. Наказание по ней - то же, что и по статье 280. И учтите: судя по практике, речь не идет именно о призывах к сепаратистскому мятежу, по ней могут преследовать за любое высказывание о желательности уменьшить территорию Российской Федерации, как она изображена на официальной карте.

Оправдание терроризма (статья 205 2 УК)

Такое высказывание относится сразу и к террористическим, и к экстремистским преступлениям, наказание по ней, если речь идет об интернете, варьирует от штрафа от 300 тысяч до миллиона рублей до семи лет лишения свободы. Запрещается не оправдание в моральном или педагогическом смысле («он мстил за отца», «в детстве он перенес травму»), а именно утверждение правильности и желательности терактов как метода действия.

Естественно, говорить такое не следует.

«Реабилитация нацизма» (статья 354 1 УК)

Кавычки здесь обозначают название статьи, а также тот факт, что ее состав названию не соответствует. Применительно к высказываниям эта новая - так что практики пока очень мало - статья УК включает в себя несколько разных составов разной степени понятности.

Первый - отрицание или одобрение преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом. Большинство из нас не знает списка этих преступлений, но в целом речь идет о наиболее массовых преступлениях, совершенных германскими властями в годы Второй мировой, так что, в общем, понятно, о чем речь.

Второй состав можно только процитировать: «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». Насколько широкое понимание здесь возможно, сказать нельзя - практики нет. Напрашиваются опасения насчет криминализации исторических дискуссий. Но поскольку использована формулировка «заведомо ложных», вашей защитой при такого рода обвинении может служить указание на источник, по возможности наименее маргинальный.

Наказание по первым двум составам варьирует от штрафа до 300 тысяч рублей до трех лет лишения свободы.

Третий состав менее тяжкий - от такого же штрафа до года исправительных работ (то есть вычета из зарплаты), - и речь идет о грубых высказываниях или осквернении памятных дат и символов, связанных с российской военной историей. Все эти даты и символы мало кто помнит, но если вы о них пишете, вы ведь понимаете, что они относятся к военной истории, - и в этом случае просто будьте вежливы. Быть вежливым вообще неплохо, но в данном случае еще и более безопасно.

Оскорбление религиозных чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК)

Что означает термин «оскорбление чувств», как именно отличить «религиозные чувства» верующих от других их чувств, - все это оставлено на усмотрение следствия и суда, что на практике означает полный произвол и хаос в правоприменении. Ясно только, что речь идет о высказываниях, направленных против религиозных обычаев, верований, символов и учреждений. Судя по формулировке, похожей на формулировку статьи «Хулиганство», и по имеющейся практике, криминальными считаются только высказывания, сделанные в грубой форме.

Межрелигиозные диспуты и диспуты между верующими и неверующими во все времена были весьма эмоциональными, но теперь, если вы поддаетесь эмоциям в таком диспуте и срываетесь на грубость, вы рискуете быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание от штрафа до 300 тысяч рублей до лишения свободы на один год.

Участие в экстремистском сообществе (статья 282 1 УК) или организации (статья 282 2 УК)

Если вы не состоите в организации (в том числе и в неформальном сообществе), которая уже запрещена как экстремистская (статья 282 2) или в деятельности которой, как вам кажется, легко заподозрить экстремизм в смысле его определения в законе, вам вряд ли стоит беспокоиться.

За публикации в сети по этим статьям обвиняют вообще очень редко, но практика может измениться. В принципе, публикация документов, программных статей, заявлений лидеров таких организаций может рассматриваться как форма участия в деятельности, по крайней мере если это систематическая публикация. На всякий случай на список уже запрещенных организаций на сайте Минюста: вы легко можете не знать, какие запрещены, а какие нет, но от ответственности это вас не избавит. А ответственность - от штрафа в 300 тысяч рублей до лишения свободы на шесть лет (если не рассматривать варианты, вряд ли применимые к высказываниям в интернете).

Все то же самое верно и для организаций, которые запрещены как террористические, и сообществ, ориентированных на террористическую деятельность, только статьи УК, соответственно 205 5 и 205 4 (там и наказания суровее: только лишение свободы - от десяти до 20 и от пяти до десяти лет соответственно). В террористической деятельности вы, конечно, не участвуете, но посмотрите все же на список организаций, которые запрещены как террористические - он тоже не столь очевиден.

Сводный список запрещенных организаций есть на сайте Центра «Сова».

Иногда возникает вопрос, может ли участие в группе в социальной сети, связанной с такой организацией, рассматриваться как участие в организации. По смыслу законов и по сегодняшней практике - нет. Но все равно имеет смысл проверить, в каких группах вы состоите, даже если вы их на самом деле не читаете.

Распространение «экстремистских материалов» (статья 20.29 КоАП)

В любом уголке нашей большой страны суд может запретить тот или иной «материал» как экстремистский, будь то книга, видеоролик, страница или сайт в интернете, песня и т.д., в том числе и просто некий файл, изъятый с чьего-то компьютера. Содержание этих материалов на практике варьирует от совершенно людоедского до совершенно невинного, а идеологический спектр покрывает чуть ли не все известные течения. И распространение любого из этих материалов является правонарушением по статье 20.29 и влечет наказание либо в виде небольшого, до трех тысяч рублей, штрафа, либо в виде ареста до 15 суток.

В принципе, дело может дойти и до уголовного обвинения по перечисленным выше статьям, но в реальности для такого обвинения вовсе не требуется, чтобы материал был запрещен, - напротив, именно публикация запрещенного материала лишь изредка приводит к уголовному делу.

Список запрещенных материалов официально публикуется на сайте Минюста, но читать его там технически крайней затруднительно, проще воспользоваться более понятной и удобной версией на сайте Центра «Сова» - начинайте отсюда (это первая часть, но на июнь 2016 года их уже девять). Наконец, текущую версию списка можно скачать с сайта Минюста целиком.

Признаем, содержание списка длиной уже более трех с половиной тысяч пунктов невозможно запомнить, а часто невозможно и понять, так как описания во многих случаях не дают никакого представления о том, что запрещено. Никакой контекстный поиск вам тоже не поможет узнать, запрещен ли тот или иной материал. И тем не менее, это никого не освобождает от ответственности по статье 20.29. Наконец, статья КоАП предполагает наказание лишь за «массовое» распространение, но любая публикация онлайн считается судами именно массовым распространением.

Таким образом, у вас нет способа наверняка не нарушить эту норму закона, если вы вообще что-то републикуете. Но если вы не хотите рисковать, то можете принять хотя бы некоторые меры предосторожности:

Избегайте распространения материалов уже запрещенных организаций (см. выше), если только вы не уверены, что именно этот материал не запрещен;

Если материал вызывает у вас сомнения, задайте варианты его названия, например, в news.yandex.ru - и, возможно, вы увидите новость о его запрете;

Если вам самому кажется, что этот материал какой-то «явно экстремистский», воздержитесь от републикации: если он не запрещен сегодня, то может быть запрещен завтра, а у вас-то он останется (см. об этом ниже).

Демонстрирование запрещенной символики (статье 20.3 КоАП)

Важно сразу подчеркнуть, что согласно неудачно сформулированной части 1 статьи 20.3 правонарушением считается публичная демонстрация определенной символики вне зависимости от вашего намерения и от контекста, достаточно самого наличия на картинке или в видео запретных символов. Наказание за это - от одной до двух тысяч рублей или арест до 15 суток.

На сегодняшний день запрещено несколько разновидностей символики (и атрибутики).

1. Нацистская. К ней относятся символы, использовавшиеся в Третьем Рейхе, но иногда и символы современных неонацистов. Со многими, пусть и не всеми, реально или потенциально противоправными символами можно ознакомиться

2. Сходная с нацистской до степени смешения. Термин «до степени смешения» - стандартный для гражданского права и означает сходство, затрудняющее различение для обычного человека. Степень сходства определяет суд. На практике известно, что все мыслимые знаки, чем-то похожие на свастику, могут быть сочтены схожими с таковой, но в других вопросах суды чаще проявляют здравый смысл.

3. Символика запрещенных за экстремизм и терроризм организаций (см. о них выше). Каталога такой символики нигде сейчас нет, да и не у всех таких организаций есть вполне определенная символика. Ситуация осложняется тем, что многие символы, использовавшиеся или используемые запрещенными организациями, широко используются и вне таковых - например, серп и молот или шахада (написанное по-арабски краткое исповедание мусульманской веры). На практике за такие популярные символы почти никогда не привлекают, да и в целом эта норма применяется редко, так что вам достаточно знать, как выглядит основная символика запрещенных организаций, - в случае сомнения просто погуглите картинки на название организации, и если какой-то символ явно именно к ней и относится, сделайте выводы.

4. Символика организаций, сотрудничавших с Третьим Рейхом во время Второй мировой войны или отрицающих нацистские и связанные с ними преступления. Эта норма настолько непонятна, что Дума поручила Правительству составить каталог таких символов, а Правительство его пока не составило, так что норма еще не работает.

Проблемные моменты

Публичность

Противозаконным может быть только публичное высказывание. И видимо, если содержание высказывания противозаконно, то оно тем опаснее, чем более публично. Но эти нюансы, как и многие другие, суды принимают во внимание редко. Главное, что оценивается в суде, - это содержание высказывания. Публичным же оно считается во всех случаях, когда оно было доступно «неопределенному кругу лиц», сколько бы человек его реально ни читало, слушало или смотрело.

Де-факто это означает, что суд сочтет публичным любое высказывание в интернете, не скрытое, так или иначе, паролем. Но даже и высказывания «только для друзей» в социальных сетях или посланные по e-mail достаточно большому числу людей признавались публичными. Так что следует забыть о приватности своего блога или аккаунта - вернее, исходить из того, что все, что вы пишете в интернете, суд сочтет публичным.

Репост

По смыслу закона суд должен оценивать именно ваше высказывание, то есть не сам скопированный текст (картинку или видео), а вашу публикацию как целое. Ваша публикация включает в себя, помимо собственно копии, какой-то ваш комментарий или отсутствие такового, а также контекст - содержание вашего блога или аккаунта в целом. Ведь большинство реальных читателей воспринимает репост именно в данном контексте, с которым они знакомятся в этот момент или ознакомились ранее, и представляют себе вашу позицию. Фактически, репост - это цитата, которая всегда должна оцениваться в контексте (и применительно к СМИ это подтверждено Верховным судом). Увы, суд почти никогда не оценивает репосты таким образом.

Если вы хотите репостить нечто, что, как вам, прочитавшему эту памятку, кажется, суд может оценить как экстремистское высказывание, то с точки зрения собственной безопасности вам следует сделать одно из двух. Либо просто не делать такой репост, что, конечно, решает проблему безопасности, но явно чрезмерно ограничивает вашу свободу слова и возможность обсуждать интересные вам темы. Либо сопроводить репост комментарием, ясно показывающим, что вы не согласны с тем содержанием, которое, как вам кажется, суд сочтет экстремистским. Этот вариант безопасности не гарантирует, но, судя по практике, весьма существенно ее повышает.

Конечно, вы можете считать, что если суд и сочтет цитируемое высказывание экстремистским, вы с этим заранее не согласны и не готовы воздержаться от того, чтобы поддержать это высказывание. Еще вам может представляться просто смешным делать к репосту самоочевидные комментарии. Тогда просто решите, готовы ли вы рискнуть.

И последнее: часто говорят, что у нас привлекают и за «лайки». Нет, пока это не так. Зато был уже приговор за принятую отметку своего имени в чужом посте «ВКонтакте», включавшем запрещенное видео. Интерпретировать принятую отметку как распространение информации - это явная натяжка, но приговор такой был вынесен и вступил в силу, так что стоит внимательнее относиться к принятию упоминаний своего имени (в тех сетях, где есть такой механизм).