Влияние мирового экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в рф. Малый бизнес в условиях кризиса российской экономики

В результате экономического кризиса в стране значительно ухудшилось положение малых предприятий. Несовершенство законодательства Российской Федерации, регулирующего функционирование малого бизнеса, непосильное налоговое бремя, чрезмерно усложненные учет и отчетность, недоступность инвестиционных ресурсов усугубляют проблемы малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие ситуации без активного вмешательства государства как на федеральном, так и региональном уровнях может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим понижением благосостояния граждан, сокращением рабочих мест и доходной части бюджетов.

Проблема малого предпринимательства носит в основном финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Также это:

Сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса

Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

Для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции»), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

Кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг.

Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий

В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

Предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

Предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

Предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

Предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые - могут предоставить кредиты в сложный момент;

Предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

Однако, если вы ответственный, компетентный и уверенный в своих силах человек, открывать свой малый бизнес в условиях кризиса вам не составит труда. Главное, почувствовать свой шанс – и не упустить его!

В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей – почти 3,5 млн. человек. Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объём инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики – в среднем на 15,6 %). В целом по стране наблюдались негативные тенденции, нашедшие свое отражение в снижении доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие – уменьшение покупательной способности населения).

Наиболее существенный урон от кризиса пришелся на турфирмы, торговые и строительные компании. Так, в сфере туризма обороты снизились на 40–50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. Падение рынка торговли и услуг в среднем по регионам России достигло 15 %. В строительной сфере банкротами объявили себя около 40 % малых предприятий.

Несомненными аутсайдерами оказались сфера образования (сокращение количества малых предприятий на 57,1 %) и сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). Следует отметить, что в докризисный период эти виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса населения страны.

Значительное число малых предпринимателей на фоне кризиса приняло решение о выходе из бизнеса, либо о его «замораживании». По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % – по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей – в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше. Таким образом, российский малый бизнес к середине 2009 года оказался в упадке и не мог играть роль «буфера», смягчающего кризисные явления в экономике за счёт предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний.

С другой стороны, в некоторых регионах России была отмечена положительная динамика. По данным официального сайта администрации г. Санкт–Петербург на второй квартал 2009 года город занимал лидирующее положение по количеству малых предприятий – 2 757 на 100 тыс. жителей (в Москве – 2 060).

Необходимость оптимизации расходов путем снижения издержек на ведение бизнеса (как и в других странах, пострадавших от кризиса) привела к неизбежному увольнению работников малых компаний. В официальном докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (далее НИСИПП) констатируется, что среднесписочная занятость в малых компаниях РФ за первый квартал 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилась на 5,4 %. Как отмечалось ранее, наиболее пострадавшие от кризиса сферы также лидировали по числу уволенных: торговые компании (173,9 тыс. человек), строительные компании (112,5 тыс. человек).

Нельзя не отметить вопрос кредитной политики в условиях кризиса. Вопрос кредитования малых предприятий в условиях кризиса стал как никогда актуален. Кризис ликвидности (недостаток финансовых средств у банков) и нестабильность финансового рынка привели к тому, что кредитные ставки для малого бизнеса выросли в среднем до 20 % (по сравнению с докризисными 13–15 %). Были свёрнуты действующие ранее кредитные программы беззалоговых и беспроцентных кредитов. Пытаясь хоть как-то себя подстраховать, банки ужесточили требования по залоговому обеспечению, ввиду опасения невозврата кредитов.

В целом положение малого бизнеса в период кризиса оказалось более затруднительным по сравнению с положением крупного бизнеса, в первую очередь из-за большей доступности государственных дотаций для крупных предприятий. О чем свидетельствует исследование НИСИПП, основанное на данных Росстата. Однако нельзя не отметить и появление некоторых положительных тенденций – во многом благодаря изменениям в законодательстве, было предпринято следующее:

С вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 июля 2009 года (регламентирующего проведение проверок в сфере малого предпринимательства) количество проверок существенно сократилось. В то же время, внеплановые проверки бизнеса не были запрещены. Прежним остался и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В 2009 году был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения.

Обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия. Это было сделано для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг.

В рамках антикризисных мер в 2009 году был снижен налог на прибыль – до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала.

Субсидирование и помощь в получении кредита – еще одна антикризисная мера со стороны государства, включающая выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн. руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн. руб.), для молодёжных проектов (до 1 млн. руб.). Более того, в рамках действующей на тот момент программы микрофинансирования стало возможным получение без залога и поручительства кредита в размере до 350 тыс. руб.

Приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, на срок 2–3 года; 30 % при сроке 1–2 года.

Кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы обязательств заёмщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70 % от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей – 70 млн. руб.

Итогом вышеперечисленных антикризисных государственных мер стало увеличение количества малых и средних предприятий в России (за год выросло на 9,3 % – с 5 126,9 до 5 605,8 единиц). Количество занятых в МСБ сократилось за год на 1,1 %, товарооборот упал на 9,7 %, а инвестиции сократились на 26,7 %. По расчётам общероссийской общественной организации предпринимателей МСБ «Опора России» (далее «Опора России»), на поддержку малого бизнеса федеральный бюджет выделил в 2009 году, от 10,5 до 18,7 млрд. руб., что составило 1,6 % от общего объёма федеральной антикризисной поддержки экономике. Росфиннадзор установил, что около 1 млрд. руб. федеральных субсидий региональному малому бизнесу (5,5 % общего их объёма) не дошла до адресатов, а 822,3 млн. руб. остались неиспользованными.

Но ухудшение условий налоговой политики относительно МСП было неизбежно. Так с 1 января 2010 года единый социальный налог был заменён взносами в госфонды (хотя фактически совокупный размер взносов остался на уровне 26 % от размера фонда оплаты труда).

По данным «Опоры России» летом 2010 года Минфин приступил к обсуждению грядущих негативных изменений в системе налогообложения малого бизнеса, предложив с 2014 года отменить единый налог на вменённый доход (ЕНВД), а с 2011 года перейти на систему патентов и, снизив предельную численность работников предприятия, ограничить количество плательщиков ЕНВД. В 2010 году плательщиками ЕНВД были 55 % малых и средних предприятий, 37 % платили налог по упрощённой системе (УСН) и 8 % – по общей системе налогообложения.

С 1 января 2011 года правительство приняло решение увеличить долю отчислений с 26 % до 34 % ФОТ (26 % в ПФР, 5,1 % в ФФОМС, 2,9 % в ФСС). Для плательщиков ЕНВД и УСН нагрузка возрастала в 2,4 раза, для отчисляющих налоги по общей системе («доходы минус расходы») – в 1,3 раза. Для недопущения массового перехода налогоплательщиков на общее налогообложение, предприятия с годовым оборотом менее 60 млн. руб. будут обязаны работать по УСН.

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что в большинстве своем правительственные меры повлекли за собой формальный рост предпринимательской активности, но в тоже время и фактическое снижение качественного уровня показателей ведения бизнеса – созданные бывшими безработными новые предприниматели оказались необученными бизнесу и потому неготовыми к нему, что в длительной перспективе для бюджета и для государства неблагоприятно.

Однако, кроме негативных последствий, можно отметить и положительное влияние кризиса. Наблюдаемое снижение числа предприятий говорит о здоровой экономической конкуренции – с рынка ушли неконкурентоспособные и малоэффективные предприятия.

Подводя итоги, приведем некоторую статистику.

Российская Федерация занимает 123 место среди 183 стран, опустившись за минувший год на семь позиций.

По показателю легкости открытия бизнеса страна занимает 108 место в мире (затраты на регистрацию относительно невелики, однако процесс растягивается на 30 дней и требует 9 процедур, что достаточно много).

По показателю простоты регистрации прав собственности – 51 место (благодаря низкой стоимости регистрации).

По уровню кредитования – 89 место (в стране отсутствует государственный кредитный реестр и в настоящее время кредитную историю граждан ведут частные бюро).

По уровню защиты инвесторов – 93 место.

По уровню налогообложения – 105 место (уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5% от дохода компании, а составление отчетности занимает 320 часов).

По показателю легкости ведения международной торговли – 162 место.

По показателю легкости ликвидации предприятий – 103 место.

Самой проблематичной для бизнеса в России остается строительная сфера. По сложности процедуры получения строительных разрешений Россия – неизменный аутсайдер рейтинга (182 место).

Среди бывших советских республик самое высокое место в рейтинге два года подряд занимает Грузия – 12 место. За Грузией следуют Эстония (17), Литва (23), Латвия (24). Хуже, чем в России с ведением бизнеса обстоят дела в Таджикистане (139 место), Украине (145) и Узбекистане (150).

В заключение хотелось бы отметить, что сектор малых предприятий, как ничто другое, способен к кардинальным сдвигам в социально-экономической ситуации посткризисного периода. Однако успешное развитие данного сектора экономики возможно только в условиях грамотной государственной политики, направленной на его поддержку.

Мировой кризис 2014 года привел к ухудшению ситуации в экономике России. Санкции в отношении страны и понижение цен на энергетические товары, привели к тому, что произошло снижение доходов в бюджете России. Начавшийся мировой кризис приводит к утечке капитала из страны, к повышению инфляции, к ухудшению положения в экономике. В настоящее время руководство страны встало перед необходимостью повысить конкурентоспособность российской продукции и осуществить замещение импортных товаров. Важная роль в этом процессе отводится малому бизнесу. Ключевые слова: малый бизнес, мировой кризис, антикризисные меры.

Мировой кризис 2014 года способствовал ухудшению экономической ситуации в России. Введение санкций привело к снижению доходов в бюджет России. Начавшийся кризис приводит к увеличению инфляции, к ухудшению ситуации в экономике и к уменьшению доходов населения страны. В связи с осложнением к доступу к финансовым ресурсам, сокращаются инвестиционные проекты множества российских организаций. Проблема для российских предприятий усиливается осложнением внешнеэкономической конъюнктуры.

По этой причине спрос на продукцию организаций ведущих внешнеэкономическую деятельность сокращается, уменьшается спрос на продукцию других отраслей народного хозяйства страны. Вместе с этим потребительское кредитование уменьшается, что ограничивает спрос на российские товары. Система и механизм управления в условиях кризиса должны создавать необходимые условия, которые дают малым предприятиям возможность адаптации к изменяющимся условиям, и делают малое предпринимательство высокоэффективной сферой страны.

В связи с кризисным состоянием усиливаются риски прекращения работы ряда организаций сферы малого бизнеса. Государство в такой ситуации должно предпринимать меры по поддержке малых предприятий. До начала кризисного периода в экономике страны наблюдался рост показателей развития малого бизнеса, постоянно росли объемы инвестиций в малые предприятия, увеличивались капиталовложения в основные фонды. Правительством Российской Федерации, регионов, муниципальных органов управления принимались законодательные акты, нормативные документы, которые обеспечивали условия для развития малых предприятий. На данный момент эти достижения утеряны. Уменьшились инвестиции, предприятия испытывают трудности в реализации продукции, растут убытки.

Малое предпринимательство столкнулось с проблемой получения кредитов, но с другой стороны сами малые предприятия не хотят пользоваться кредитом, поскольку процентные ставки по банковским кредитам высоки. Кредиты малые предприятия используют в основном для пополнения оборотных активов. Для сферы малого предпринимательства огромное значение имеет получение кредитов на короткий срок. А их финансовые учреждения не выдают либо выдают под большие проценты. Следует учесть и то положение, что в регионах работают небольшие банковские организации, которые сами находятся в сложном положении и не в состоянии в полной мере кредитовать малый бизнес, из-за ограниченности ресурсов и опасения получения серьезных финансовых потерь. Важная проблема для малого предпринимательства его зависимость от потребительского спроса. За пределами регионов и за рубежом продукция малого бизнеса слабо востребована.

Спрос внутри регионов низкий, а в связи с кризисной ситуацией в стране еще уменьшился, что приводит к уменьшению пополнения оборотных средств в имуществе малых предприятий. Поэтому возникает такая экономическая ситуация, которая толкает предпринимателей малого бизнеса к сокращению деловых операций. В связи с таким положением растет риск приостановки деятельности многих предприятий малого бизнеса и это может повлечь сокращение организаций инфраструктуры малого предпринимательства. В целом в условиях кризиса ситуация формируется не в пользу малого бизнеса. Наблюдается проблема со сбытом товара, дорогой товар становится невостребованным в связи с уменьшением покупательской способности населения, высоки ставки по получению кредитов, сокращены сроки предоставления кредитов, увеличены арендные ставки и т. д. Все это и многое другое затрудняет развитие малого бизнеса. В такой ситуации возможен уход малого бизнеса в теневую экономику. При отсутствии заемных средств, возможно сокращение деятельности малых предприятий. В целях получения денежных средств бизнесмены не станут показывать в отчетности прибыль, платить официальную заработную плату.

Это приведет к снижению выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды. Если методы налогового прессинга не изменить, то возникнет чрезмерное давление на малые предприятия, что ухудшит положение малого предпринимательства. Не все предприятия малого бизнеса оказались в сложной ситуации. Организации, которые производят дешевую и качественную продукцию и оказывают услуги, предприятия которые не пользуются кредитами или имеют поддержку банков, выполняют государственные заказы, имеют шанс выжить в кризисных условиях. В целях преодоления влияния экономического кризиса необходимо принять меры по финансовой обеспеченности предприятий малого бизнеса. Финансовая поддержка имеет большое значение в обеспечении стабильной работы малых предприятий.

В целях поддержки малого бизнеса целесообразно разместить государственные денежные средства в коммерческих банках, которые будут на определенных условиях кредитовать малый бизнес. Большое значение имеет формирование фондов поддержки малого бизнеса. В функции которых будут вменены обязанности по обеспечению поручительства малым предпринимательским организациям, не имеющим достаточного залога при получении коммерческих кредитов. Опыт формирования фондов поддержки малого бизнеса в стране имеется. Такие фонды благополучно работают в Москве, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Казани и других городах. Важным направлением поддержки малого предпринимательства в период кризиса является содействие в имущественной поддержке.

Передача во владение или в пользование имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях будет способствовать стабильной работе . Важнейшим направлением поддержки является стимулирование спроса на российские товары, вытеснение с рынка продукции зарубежного производства. Поэтому следует обеспечить необходимый уровень федеральных, региональных и муниципальных заказов для малого бизнеса.

В кризисных условиях у организаций малого бизнеса появятся средства для ведения предпринимательской деятельности. В целях стимулирования потребительского спроса, необходимо принять меры по регулированию ввоза товаров из-за рубежа, установить квотирование, разумные таможенные пошлины. В целях стимулирования создания новых предприятий в сфере малого бизнеса, можно установить для вновь созданных организаций «налоговые каникулы». Такая налоговая мера будет стимулировать создание новых предприятий и открытию новых производств. В целях преодоления административного давления необходимо принять ряд нормативноправовых актов, снижающих давление на малое предпринимательство. С помощью новых правовых актов необходимо регламентировать процедуру проверки малых предприятий и сократить их число в отношении малого предпринимательства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике. Анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Развитие малого и среднего бизнеса. Анализ системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере деятельности АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" и ИП "Мурагер". Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2017

    Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. Роль малого бизнеса в развитии территории региона. Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае. Пути совершенствования государственной поддержки малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2014

    Роль малого бизнеса в экономике. Функционирование предприятий малого бизнеса за рубежом. Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России, воздействие экономического кризиса на его состояние. Малый бизнес в Оренбургской области.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2011

    История развития малого и среднего бизнеса в России. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса. Проблемы развития бизнеса в России. Государственная политика и поддержка малого и среднего бизнеса. Перспективы развития бизнеса в Ростовской области.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2016

    История развития, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России. Современные проблемы развития российского малого и среднего бизнеса. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2007

    Малый бизнес в рыночной экономике. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. Роль и перспективы развития малого бизнеса в экономике. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2010

Иванова Е.А.

Кандидат экономических наук, Донской государственный технический университет

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова : малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to “stay afloat” and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the “engine” of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию . Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса .

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи .

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России .

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 – 2013 гг. в российском малом, а в 2009 – 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 – 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. – на 53% (табл. 1). Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 – Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий, тыс. 1348 1578 1644 1837 2003 2062
% 100 117,1 122,0 136,3 148,6 153,0

В 2008 – 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации “ОПОРА России”, предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей – федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству .

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

– более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие .

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 – 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики “консервации” достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного “восстановительного роста” в узком кругу и без того “развитых” субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом .

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер .

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах .

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий.

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия .

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами .

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

Оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

Пессимистичные – для внутренних нужд;

Реалистичные .

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

Добиваться производства продуктов

Отдавать распоряжения,

Повышать ответственность подчиненных,

Разрабатывать инструкции и политику,

Организовывать

Планировать

Координировать деятельность

Инспектировать

Обучаться и обучать подчиненных .

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016. – №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. – 2016. – №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. – Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». – 2013. -№ 1. -С. 7 – 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. – С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. - М. : Издательство «Русайнс», 2015. - 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. – 2016. – №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. – 2016. – №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. – Rostov: “Azov-print” Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app “Business and Law in Russia and abroad.” – 2013. -№ 1. C. 7 – 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. – S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. – Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. – 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. – 2nd ed. – Moscow: Alpina Publisher, 2016. – 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. – M .: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K °», 2014. – 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. – M.: “Rusayns” Publishing House, 2015. – 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. – Minsk Higher School, 2014. – 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. – P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90