Изделия из полимерной глины техника. Мастер-класс по лепке из полимерной глины

В последнее время всё больше людей увлекаются лепкой из полимерной глины. Ведь это – не просто интересное занятие, но еще и возможность получить дополнительные доходы. Говоря о лепке из пластики, следует сказать о том, что существует несколько различных технологий лепки . Рассмотрим более детально каждую из них.

Данная технология предполагает изготовление изделий при помощи смешивания нескольких цветов пластики. Смешивая пластику в различных пропорциях, можно получить интересный эффект перехода одного цвета в другой. Эта технология часто применяется для изготовления бусин.

При помощи этой техники лепки из фимо (или другой пластики) можно достигнуть очень интересного результата. Заключается она в следующем. Шарики или другие изделия из полимерной глины нужно обвалять в крупной соли, после этого изделие запекается. Когда оно остынет соль нужно вымыть водой. В результате поверхность изделия приобретает необычную рельефную фактуру.

Техника трости (также называется колбасной техникой, миллефиори, сane).

Эта техника лепки их холодного фарфора также является весьма популярной. Для лепки в этой технике кусочки пластики выкладываются слоями в различных сочетаниях, после чего из них делается рулет. Рулет разрезается на кусочки, срез которых содержит рисунок, который зависит от того, как именно были сложены разноцветные кусочки пластики в рулете. Применяя эту технику, можно получить как простые, так и достаточно сложные узоры, но для этого уже требуется определенный опыт.

Работая в этой технике, следует на заготовку приклеить мелкие курочки разноцветной полимерной глины, чтобы получит интересный узор. Чтобы получить качественные изделия, созданные при помощи этой техники, потребуется усидчивость и аккуратность.

Техника акварели дает возможность получить очень плавный переход цветов. Изготавливая поделку в этой технике, нужно сделать три плоских листа различных цветов, затем наложить их друг на друга и немножко прикатать сверху. После этого пластику нужно оставить на некоторое время, чтобы она остыла, а далее разорвать не мелкие кусочки. Этими кусочками нужно облепить созданные заранее заготовки бусин.

Эта техника очень схожа с техникой трости, только она предполагает придание колбаскам из пластики различной формы, прижимая их тем или иным образом (квадратная форма, треугольная и т.д.).

В этой статье я рассказала только об основных, наиболее распространенных техниках, но, конечно, существуют и другие не мене интересные техники лепки из полимерной глины. Применяя их, можно добиться потрясающих результатов, а также имитировать различные поверхности и материалы , в числе которых кость, камень, металл, древесина и т.д.

В последнее время большим спросом пользуются изделия, сделанные своими руками. Очень популярна лепка из полимерной глины и холодного фарфора, такие поделки с помощью мастер-классов и даже без инструментов получатся у любой начинающей рукодельницы. Чтобы готовое изделие получилось качественным, необходимо соблюдать определенную технику и последовательность действий.

Что такое полимерная глина

Это вещество было создано искусственным путем немецкой женщиной Фифи Ребиндер для создания голов куклам ручной работы. Полимерная глина для лепки имеет специфический травяной запах, содержит пластификаторы, которые и придают ей пластичность. При запекании они впитываются, масса затвердевает и больше не может менять свою форму. Полимерная глина (или пластика) бывает двух видов: самозатвердевающая и термопластика.

Последняя требует термической обработки, но из нее можно вылепить все, что угодно – от маленьких деталей до фигур больших размеров. Самозатвердевающий материал высыхает естественным путем на солнце, на это уйдет не менее суток. Если раньше вы не слышали о свойствах глины, то знайте, что после просушки готовое изделие немного уменьшается в размерах, поверхность получается неравномерной, но его можно сверлить и обрабатывать пилкой. Этот вид материала больше подходит для лепки кукол и других крупных поделок. Хранить массу нужно в закрытой упаковке.

Что можно слепить из полимерной глины

Лепка из полимерной глины открывает большие просторы для фантазии. Вы можете сделать все, что угодно: от изящных ювелирных украшений до кукол ручной работы и статуэток. Благодаря уникальным свойствам пластики, работать с ней легко и просто. Некоторые виды термопластики способны имитировать свойства разных природных материалов: камня, дерева, металла, ткани. Новичкам в лепке лучше начинать с простых техник, приемов, постепенно переходя к более сложным.

Изделия

Часто из пластической глины лепят украшения, бижутерию, брелочки, кулоны, сувениры, магниты на холодильник. Пластика не токсична, поэтому ее можно использовать в играх с детьми. Малыша легко научить делать овощи, фрукты, простые цветы. Более опытные рукодельницы лепят сложные изделия из полимерной глины, например, кукольные головы, руки и ноги. Свойства массы позволяют сделать поделки максимально похожими и реалистичными.

Идеи для лепки из полимерной глины

Вдохновение для создания шедевров из полимерной глины можно черпать в разных источниках. В продаже есть специальные печатные издания, обучающие такой лепке. Там вы сможете найти массу полезной информации, пошаговые инструкции и много вариантов поделок. Современные рукодельницы находят идеи для лепки на просторах интернета, где есть фото/видео инструкции с подробным описанием действий.

Как лепить из полимерной глины

Для творчества из полимерной глины особые навыки не нужны, ведь масса похожа на пластилин. В руках она становится мягкой и податливой, готовой к созданию любых поделок. Чтобы изделие получилось красивым, обладало прочностью, выбирайте для творчества качественный материал. Существует много видов полимерной глины: Sculpey, Cernit, Viva Pardo, Deco (японская), Kato Policlay, Сонет, Профи, Цветочек (продается в наборах) и другие. Большинство украшения создаются из глины Decoclay и Fimo.

Инструменты

Инструменты для полимерной глины можно приобрести в любом магазине для творчества и рукоделия. Некоторые предметы можно заменить подручными материалами, но без некоторых специальных инструментов не обойтись. Перед началом работы нужно подготовиться к процессу. Вам понадобятся:

  1. Рабочая поверхность из стекла или пластика больших размеров.
  2. ПВА клей. Он пригодится для соединения частей термопластики между собой.
  3. Острые ножи, можно канцелярские.
  4. Наждачная бумага для устранения шероховатостей.
  5. Кусочек замшевой ткани, которая придает блеск готовому изделию.
  6. Зубочистки, скалка для раскатывания.
  7. Каттеры – специальные формочки для вырезания фигурок.
  8. Экструдер, скалка.

Техники лепки

Есть несколько популярных техник, которые применяются в создании поделок из разных видов пластики:

  1. Плавный переход. Способ заключается в смешивании двух разных цветов.
  2. Колбасная (сапе, трость, миллефиори). Соединяется несколько слоев разной полимерной глины, а затем масса скатывается в рулет.
  3. «Калейдоскоп». Многослойная, в технике калейдоскоп узор получается симметричным, разноцветным.
  4. Акварельная. Техника по плавному переходу цвета при лепке.
  5. Филигрань. Сложная, требует профессиональных навыков, терпения.
  6. Соляная техника. В лепке используется соль для придания творению фактурности.
  7. Мика-шифт. Создает эффект 3D.
  8. Мокуме Гане. Заключается в наслоении нескольких пластов пластической глины разных цветов.

Некоторые детали нужно склеивать между собой уже после обжига, во избежание повреждений при запекании. Используйте для этой цели жидкий или гелеобразный клей, лучше, если он быстрого действия и схватится за 15-20 секунд. Так у вас будет возможность подогнать детали как можно лучше друг к другу. Не наносите клей полосками, чтоб не было подтеков, делайте это в виде отдельных капелек.

Запекание

Этот процесс требует соблюдения определенных условий. Самое главное – придерживаться температуры запекания, которая указана на упаковке производителем. Если нарушить этот показатель, изделие может не запечься или поменять цвет. Выпекать массу лучше в духовке на керамической плитке или обычном противне, застеленном пергаментной бумагой. Мелкие детали нужно накалывать на зубочистку, устанавливать на шар из фольги, так они лучше пропекаются. Плоские детали укладываются на ровную поверхность.

Сложные поделки могут запекаться в несколько этапов, например, если они сделаны в технике «филигрань». Каждый этап длится определенное количество времени (от 1 до 15 минут), а общая продолжительность процесса может занять до получаса. Необходимо также помнить, что в сыром виде материал не токсичен, а вот при термообработке он источает неприятный, вредный запах. Соблюдайте технику безопасности: обеспечьте проветриваемость помещения, уберите из кухни еду, вымойте после обжига духовку.

Лакирование

Готовые изделия покрывают специальным лаком, который придает им завершенный вид. Есть лаки матовые и глянцевые, их нужно выбирать исходя из желаемого эффекта вашей поделки. Многие производители пластики делают и лаки, поэтому можно приобрести продукцию одной марки. Она имеет состав, который не поблекнет со временем и не начнет прилипать к рукам. Некоторые рукодельницы лакирую свои творения лаками для деревянных полов на водной основе. Главное, чтоб они не содержали латекс, который несовместим с термопластикой.

Наносить лак можно кисточкой, но лучше «надеть» изделие на зубочистку и окунуть в жидкость целиком, прокручивая его вокруг своей оси. Так вещество распределится равномерно, лишнее его количество стечет. Далее зубочистка с поделкой вставляется в кусок пенопласта (или другой материал), оставляется для просушки. Если через время внизу образуется капля лака, ее нужно аккуратно удалить. Покрывать поделки необходимо несколькими слоями, просушивая каждый из них определенное количество времени (указано на упаковке), иногда это время составляет несколько часов.

Техника безопасности

Работа с любым материалом, даже продуктами питания, имеет свои правила техники безопасности. Если вы решили лепить из пластики, соблюдайте следующие меры предосторожности:

  1. После лепки обязательно мойте руки с мылом, а лучше работайте в резиновых перчатках.
  2. Не обжигайте массу в печи, где готовите. Если же другой нет, и вы вынуждены это делать, тщательно вымойте печь и хорошо проветрите.
  3. Соблюдайте температурный режим запекания, а если материал пригорел, обязательно проветрите помещение и вымойте печь.

Подготовив все необходимые материалы, инструменты, можно приступать к созданию разных шедевров. Просмотрите несколько простых уроков лепки и начинайте с азов, переходя к сложным поделкам с приобретением определенных навыков. Со временем это увлекательное хобби может перерасти в небольшой бизнес, приносящий неплохой регулярный доход.

?

Поделки из полимерной глины для новичков

Тем, кто обладает базовыми знаниями и приступает к работе с пластикой впервые, поможет простой мастер-класс по лепке из полимерной глины магнита на холодильник:

  1. Запаситесь: самозатвердевающей полимерной глиной розового, желтого, белого, зеленого, салатового цветов, мягким магнитом, акриловыми красками, клеем, ножницами, зубочисткой, бусинами.
  2. Из желтой, белой, розовой полимерной глины скатайте маленькие шарики, сформируйте из них капельку, разрежьте толстый край ножницами на 4-5 частей.
  3. Приплюсните их, придайте рельефности зубочисткой. У вас получатся цветочки.
  4. Сформируйте капельки из материала зеленых оттенков, приплюсните их, сделайте прожилки зубочисткой. Это будут листья.
  5. Делаем бутончики: на капельке белого цвета продавливаем полоски, имитируя нераспустившиеся лепестки. Низ заготовки оборачиваем кусочком зеленой массы.
  6. Покрасьте магнит краской подходящего оттенка и приклейте на него полученные заготовки, создавая композицию. Дополните ее декоративными бусинами. Оставьте до полного высыхания.

Новогодние поделки

Отличным подарком на Новый год станет волшебный шар, сделанный в домашних условиях из полимерной глины:

  1. Приготовьте: маленькую прозрачную банку из-под пряностей с закручивающейся крышкой, пластику (белую, черную, красную, розовую, бежевую), блестки, глиттер, глицерин, водку, штифт, клей.
  2. Скатайте 2 белых шара разного размера, наденьте их на штифт (тонкую проволоку), чтоб получился снеговик.
  3. Сделайте углубления для глаз, вставьте туда 2 черных шарика. В углубление для носа вставьте морковку из красной пластики. Прорисуйте улыбку.
  4. Скатайте 4 белых шарика, 2 приплюсните с одной стороны – это ноги. Из остальных сделайте вытянутые капельки – это руки. Соберите снеговика.
  5. Из бежевой, розовой полимерной глины раскатайте 2 тонких длинных колбаски. Скрутите их жгутом. Сформируйте из них шарф и шапку для снеговика. Таким же образом делаем конфету в виде крючка (используем красную, белую массу), вставляем ее в руку. Запекаем.
  6. Крышку от банки промажьте изнутри водостойким клеем, в центр поставьте снеговика, вокруг посыпьте блестками.
  7. В банку насыпьте разные глиттеры среднего размера, налейте по 1 ст. л. глицерина и водки, добавьте воду, учитывая, что должен еще поместиться снеговик.
  8. Резьбу крышки промажьте кремом, закрутите, дайте просохнуть. Встряхните, переверните.

Украшения

В качестве украшения попробуйте сделать несложный «вязаный» браслет на руку, имитирующий настоящую пряжу:

  1. Вам понадобятся: основа для браслета, пластика желаемого цвета, жидкая гель-пластика, экструдер, нож.
  2. Поместите пластичную массу в экструдер, выдавите. Возьмите 2 полоски, скрутите жгутом. Проделайте то же самое с другими двумя полосками, скрутив их в другом направлении.
  3. Промажьте поверхность основы гелем, приложите первый жгут, отрежьте необходимую длину. Затем приложите второй жгут как можно плотнее к первому, отрежьте.
  4. У вас получится имитация вязки. Повторяйте действия, пока не «провяжете» весь браслет. Сделайте то же самое с внутренней стороны (по желанию). Запеките.

Игрушки

Лепка игрушек с помощью термопластики – прекрасное времяпрепровождение с детьми. Попробуйте сделать такую черепашку:

  1. Запаситесь запекаемой полимерной массой (голубой, салатовой, розовой), кисточкой и 2 маленькими черными бисеринками.
  2. Из голубого цвета сделайте 4 больших капли – это заготовка ножек.
  3. Из кусочка салатовой пластики сформируйте заготовку в виде колокола с выемкой внутри – это будущий панцирь.
  4. Поставьте рядом ножки широкой частью вниз, сверху наденьте панцирь. Ручкой кисточки, держа ее вертикально, сделайте углубление спереди будущей черепашки – место для головы.
  5. Формируем заготовку головы: скатайте из голубой пластики шарик и цилиндр, соедините их. У вас должна получиться голова на шее. Присоедините ее к туловищу.
  6. Скатайте розовые шарики, приплюсните, прилепите к панцирю – это пятна. Из бисера слепите глаза. Запеките черепаху.

Цветы

По такому понятному пошаговому мастер-классу лепить цветы из полимерной глины легко и просто:

  1. Приготовьте такие материалы: белая и синяя термопластика, зубочистка, 2 белые бусины, нож.
  2. Сделайте 2 шарика разных цветов, соедините, разминайте их, пока не добьетесь мраморного рисунка.
  3. Разделите полученный шар пополам, каждую половинку вылепите в виде плоской пластины с 1 вытянутым краем.
  4. Сверните каждую в виде бумажных кулечков для семечек, чтобы вытянутый край был вверху. Прищепните его, а свободные края расправьте, будто цветок раскрывается. Запеките, приклейте в середину бусину.
  5. Если перед обжигом предварительно сделать в середине дырку зубочисткой, то потом можно будет вставить фурнитуру и сформировать из цветов сережки.

Детские поделки

Дети очень любят мультфильмы, поэтому им будет интересен процесс создания популярных героев из полимерной глины. Давайте слепим Кроша из Смешариков:

  1. Подготовьте: пластику (белую, мятную, красную), 2 черных бисерины, нож.
  2. Скатайте шар мятного цвета – это заготовка головы, отдельно приготовьте еще 6 небольших кусочков массы.
  3. Возьмите 2 маленьких белых кусочка, скатайте одинаковые шарики, придавите, присоедините к голове вплотную друг к другу – это белки глаз. Прилепите к ним черные бусины – зрачки.
  4. Скатайте маленький шарик из красной полимерной глины, прилепите чуть ниже глаз – это нос.
  5. Ножом вырежьте рот Кроша, заполните его красным цветом, прилепите 2 маленьких зуба белого цвета.

Эта техника очень схожа с предыдущей, только она предполагает придание колбаскам из пластики различной формы, прижимая их тем или иным образом (квадратная форма, треугольная и т.д.). В итоге на срезе получается симметричный рисунок, чаще всего геометрический.

Работы мастера Яны Робертс Бензон в технике «калейдоскоп». Фото с официального сайта: http://janarobertsbenzon.com

Техника «Мокуме Гане»

Эта техника всегда с элементом неожиданности! Пласты глины укладываются друг на друга, чередуя контрастные цвета. Получившийся пласт раскатывают, разрезают пополам, складывают одну половину сверху другой и снова раскатывают. Затем в ход идут различные штампы, инструменты и формочки для вырезания или текстурные коврики: давим на пластику штампами, оставляем порезы лезвием, а также формочками, следы насилия можно оставлять как сквозные, так и не до конца. В итоге на кусочке пластики остается определенный рисунок. Затем лезвием необходимо срезать сверху листы глины. Каждый новый срез открывает новый рисунок.

Работа Мелани Мур в технике «Мокуме Гане». Официальный сайт: http://www.melaniemuir.com/

Техника «филигрань»

На основе из пластики тоненькими колбасками выкладывается узор.

Техника «филигрань» в работе Дженифер Моррис. Ее магазин на Etsy: https://www.etsy.com/shop/jennifermorrisbeads

Техника «объемной живописи»

Так же на основе из пластики маленькими кусочками разных цветов выкладывается нужный рисунок, будь то пейзаж или портрет.

На этой фотографии представлены мои работы в технике «объемной живописи».

В следующей статье я проведу мастер-класс по созданию кулона с элементами техники «филигрань». Оставайтесь с нами!

Об авторе

Приглашаю вас заглянуть ко мне в мастерскую! Я — Таня Емельянова , мастер и творец, мама трех прекрасных девочек, социолог, мечтающий стать ювелиром. Живу я в Подмосковье, в городе Видное. В свободное время я создаю украшения из полимерной глины. В своих работах мне хочется отразить чудо момента, хочется показать вот тут, прямо сейчас! Показать всю прелесть каждой секунды, ценности этого мгновения. Отсюда и название моей мастерской

Рассмотрим виды техник используемых при работе с полимерной глиной. Не уверен. что я описал все виды техник. Возможно, что-то упустил.

1 Соляная техника

Это, пожалуй, самая простая техника лепки из пластики. Название говорит само за себя: при изготовлении изделий с ее помощью используется обычная соль (мелкая или крупная, пищевая или косметическая), а также может использоваться сахар.

2 Техника Миллефиори (millefiori), cane, трость, колбаса.

Если говорить просто, то это техника составления сложного рисунка из более простых элементов. Принцип техники следующий: из кусочков пластики на поверхности выкладывают рисунок, затем равномерно ужимают его и нарезают тонкими «ломтиками», получая на срезе одинаковый рисунок. Миллефиори (millefiori) (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кейн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. Это наиболее популярная и основная техника работы с полимерной глиной. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками.

3 Техника калейдоскоп

Эта техника очень похожа на предыдущую, только в работе колбаса еще разрезается и ужимается по-разному в треугольники, квадраты и т.п

4 Техника Мокуме-гане (mokume gane)

Метод заимствован из техники японских оружейников, где использовались металлы разных цветов. методы получения своеобразного рисунка путем складывания цветных слоев. Эти слои потом продавливаются различными штампами, формами. И затем уже аккуратно срезаются сверху лезвием и в результате мы каждый раз видим неповторимый рисунок.

5 Техника мика-шифт (mica shift)

— этот термин объединяет различные способы получения рисунка в металлических глинах. Рисунок образуется за счет различной ориентации металлических включений. В переводе означает «сдвиг слюды», ведь для исполнения работы в этой технике вам понадобятся так называемые металлики. За счет того, что частицы слюды по разному отражают свет, можно создавать объемные узорные эффекты на абсолютно плоской поверхности. Например, на рисунке мы видим выпуклое изображение, хотя на самом деле пластиковый кабошон абсолютно гладкий.

6 Техника баргелло (bargello)

В переводе название этой техники обозначает «щепки». Узко нарезанные полоски полимерной глины, смещаясь относительно друг друга, образуют различные рисунки.

7 Техника филигрань

Филигранные изделия из пластики создаются следующим образом: цветную полимерную глину раскатывают в тонкие – претонкие колбаски (толщиной около 1 мм), затем эти колбаски можно сплющивать либо переплетать между собой. Полученными шнурами декорируют камни, бусины, либо другие изделия из пластики. Важным дополнением является «зернь» – маленькие шарики из полимерной глины, которые прикрепляются в тех местах, где необходимо сделать акцент.

9 Техники имитации

Из полимерной глины можно сделать невообразимое количество различных имитаций: бирюза, янтарь, опал, малахит,стекло, дерево, кожа, слоновая кость, асфальт, мозаика и даже кондитерские изделия. Саму эту технику можно разделить на множество полноценных по своей значимости подразделов.

10 Техника акварель.

Принцип этой техники следующий: раскатываем сначала цветной пласт глины, под него помещаем белый и черный тонкие пласты, раскатываем все вместе, а затем рвем на кусочки. Полученные рваные кусочки лепим на наше изделие, прикатываем и получаем интересный эффект.

11 Техника «чечевички»

Такие красивые бусины можно получить, если особенным образом раскатывать бусину с помощью небольшого квадратика стекла.

12 Техника перевода изображений на глину.

Название говорит само за себя. Особенность этой техники в том, что при переводе изображений используется специальный гель для полимерной глины.

13. Плавный переход цвета (Skinner blend)

Свое название техника Skinner Blend получила по фамилии дизайнера по полимерной глине Джутит Скинер, впервые применившей эту технику в своих работах. Эта техника позволяет получать изделия с плавным переходом одного цвета в другой.

14. Сквозная

Техника, позволяющая получать бусины, кабошоны и т.д., полые внутри. Материалы, используемые в технике, разнообразны - клей, воск, бумага… Но конечный результат одинаков - ажурное, полое внутри изделие.

15. Поталь

Поталь - это тонкие, практически невесомые металлические листы, используемые для декора различных изделий. Поталь бывает серебряного, золотого и медного цвета, а так же с разводами различных цветов и вариаций. Естественно, мастерицы, занимающиеся изготовлением украшений из полимерной глины, не обошли вниманием этот чудный материал, который дает ни с чем не сравнимый эффект растрескивания. Методик применения потали в изделиях из пластики довольно много, можно экспериментировать и выбирать, что больше по вкусу. Однако, все они объединены одним важным условием: поталь нужно закрепить, после того, как изделие доделано. Для этого подойдут разнообразные лаки для пластики, прозрачные затвердевающие полимерные гели, эпоксидная смола.

16. Штампы и текстуры

Отличный вариант для декорирования ровных, гладких поверхностей изделий из пластики. Сейчас в специальных магазинах можно найти готовые штампы на любой вкус. Но можно поискать в интернете мастер-классы и сделать штамп самому, именно таким, каким вы его хотели бы видеть.

17. Брейн Кейн (Мозговая техника)

Техника тоже принципиально не сложная, смысл которой заключается в накладывании на черный и белый раскатанные пласты слоя пластики с градиентной растяжкой двух, трех и более цветов, которого не сложно добиться на паста-машине. Впоследствии из полученного пласта выкладывается узор.

18.Шприцевая (экструдерная) техника

В этой технике используется экструдер - прибор позволяющий выдавливать глину колбасками нужно формы на срезе.

19. Рваный край

Техника «Рваный край» основана на принципе рваных краев пластов полимерной глины. Получается такой эффект (или все-таки деффект?) благодаря прокатыванию остывшей полимерной глины в паста машине.

Анатольевич

Сграффи то, граффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально - выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип сграффито применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В 15-17 вв. С. распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии С. проникло и в другие страны (Германию, Чехию и др.). С. широко используется в монументально-декоративном искусстве 20 в.

Sgraffito (ital. sgraffito or grafrito – “scratched”) is a decorating technique produced by scratching the upper layer of plaster to reveal a contrasting successive layer. It’s an old technique widely used in ceramics to decorate archaic vases of Greece and Etruria. In 15 – 17 centuries it spread in Italy as a technique of wall decor (mainly in facades due to its fastness). From Italy it spread further to other countries (like Germany, Czech Republic). Sgraffito was widely used in the decorative art of architecture of the 20th century.

Когда я увидела керамические вазы и блюда в этой технике, я просто влюбилась в нее и решила поэкспериментировать. Результат сегодня покажу Вам.

Нам потребуется , нескольких цветов (oil paint), контрастного цвета к полимерной глине, самодельный инструмент покажу позже отдельным кадром, перчатки обычные, сухие салфетки, нож, скалка или лапшерезка.

When I came across this technique in ceramic vases and plates I fell in love with it and decided to try to apply it. I’ll show you the result.

We’ll need one-coloured clay, oil paint of several coloures contrasting to the one of the clay, a hand-made instrument which will be pictured later, simple gloves, napkins, a blade, a rolling pin or a Conditioning Machine.

Для основы я использовала стеклянную вазу, оборачиваю ее глиной. Для этого не требуется особой выкройки, просто выкладываю всю поверхность пластами, не накладывая их друг на друга, стык в стык.

I wrap a glass vase by a layer of the clay. You won’t need any samples here. I just cover the glass surface by clay layers carefully connecting them close to each other trying not to leave seams visible.

Для того, чтобы сгладить стыки, я использую скалку или зубочистку, просто катаю по поверхности, одновременно выдавливаю воздушные пузыри между поверхностью стекла и глиной.

I use a rolling pin or a tooth-pick to smooth the seams, just rolling it along the clay surface and choking out the air from between the glass and the clay layer.

Теперь начинаю декорировать, натираю масляной краской в произвольном порядке, густо. Рисую без кисточки, пальцами, чтобы не повредить поверхность. Бережем руки, носим перчатки) Акриловая краска не подойдет, она высохнет пленкой.

Then I start to decorate the surface applying a thick layer of oil paints in a random way. I don’t use brushes using my finger to spread the paint not to deform the clay surface. Use gloves to keep hands clean. Acrylic paint won’t do as it forms a film when gets dry.

Сухой салфеткой прижимаю к глине, не растираю, а просто убираю излишки краски до матовой поверхности, краска немного въедается в глину, не бойтесь ее стереть полностью)

I press a dry napkin to the surface to take away excessive paint. Do not wipe, but press. Do it till you get a matted surface. Don’t be afraid that you might wipe all the paint. You won’t as the paint mixes with the clay a bit.

Может потребоваться несколько салфеток, из-за помятой, но в то же время мягкой поверхности, получаем богатую текстуру. Мне уже и так нравится, но тема сегодня другая.

You might need several napkins. Step by step the soft surface gets textured. I already like the result, but our aim in this tutorial is different, so let’s continue.

Теперь будем рисунок выцарапывать на поверхности. для этого я придумала на ходу инструмент: по проволочке стукнула молотком пару раз, чтобы она стала плоская, свернула ее пополам и прикрепила вместо сверла в , можно как вариант просто изолентой к карандашу примотать.

The next step is to scratch a pattern. For this I’ve made up my own instrument: I’ve flattened a wire with a hammer, curled it and attached it to a collet instead of a . You can also attach it to a pencil with a tape.

Начинаем рисовать, излишки глины убираю, чтобы они не тянулись за инструментом, протираю проволочку салфеткой, чтобы краска не пачкала глину. Теперь все зависит от фантазии и художественных навыков. При приближении видны дефекты, можно их не трогать, после запекания аккуратно срезать помарки лезвием, но это в том случае, если Вы перфекционист:

So I start drawing. I take away the excess of clay so it might not get attached to the instrument while scratching. After each scratch I wipe the wire not to stain the lower layer of clay. The pattern is limited only by your fantasy. If you look

closer I can see some defects. You may leave them but if you are a perfectionist you may slice them with a blade after curing)

У меня получилось вот так:

So here is the result:

В качестве примеров работ я решила использовать фотографии керамических изделий из обычной глины, которые меня вдохновили. От самых простых до сложнейших композиций.