Тест фотокамеры Olympus PEN-F: современность с налетом ностальгии. Обзор Olympus PEN E-PL9: лучшая альтернатива телефонной камере

15.09.2016

Обзор Olympus PEN-F

Важен ли для вас имидж? Не в общем смысле, а в смысле важен ли для вас имидж фотографа? И как вы вообще себе представляете свой образ в связи с увлечением фотографии? Очевидно, что на результате, то есть на фотографии, не видно во что вы одеты, в тон ли подобран галстук и есть ли он вообще. А может вообще разные носки надеты, вместе с сандалиями. Но вот ведь какой интересный нюанс - в большинстве своем одеваемся мы сообразно своим вкусам и ситуации, а фототехника у нас все время одна и та же. Максимум, что можно поменять - это различные аксессуары: ремешки, чехлы, сумочки и прочая мелочевка. Кому то это может и не важно, а кто-то, возможно, даже переживает - во всем идеальный образ разрушается внешним видом фотокамеры. Для таких вот людей и существуют целые направления в различных областях производства. Автомобили, телефоны, и многое другое, ну и конечно фотокамеры такие тоже есть. Вот и наша камера, герой обзора, относится именно к такому классу. Это новая камера OLYMPUS PEN-F. Ну а имидж, который она должна подчеркивать, можно охарактеризовать как строгий и классический. Что, впрочем, не ограничивает её, классику можно сочетать во многих комбинациях.

Вся нынешняя линейка камер Olympus PEN изначально создавалась как бы продолжением старых пленочных фотоаппаратов выпускавшихся, где то с 1960 г. и назывались они, как ни странно, PEN. Вот и новая камера имеет своим прообразом старинную модель PEN F 1963 г выпуска. Прародитель был довольно интересной камерой - полукадровая зеркалка (кадр размещался на 135 пленке в портретной ориентации и был размером 18х24мм, эдакий старинный кроп) со сменными объективами. Новая же камера взяла от старой название и немного дизайнерских решений.

Тогда

Сейчас

Породистая внешность это конечно хорошо, но интересно и посмотреть, что камера может. Рассмотрим её поближе. И рассматривать мы будем её исходя из предпосылки, что камера эта не для работы, а для удовольствия, для отдыха, если хотите. А может это повседневная камера, что-то вроде аналога манерного молескина. Мне кажется довольно логичным исходя из её положения в нынешней линейке камер Olympus. Будем рассматривать PEN-F как камеру для отпуска.

Виджет от FS

Каким должен быть премиальный фотоаппарат? Как минимум обладать топовыми характеристиками и запоминающимся стильным дизайном. Первое не проблема, а вот с дизайном могут быть вариации. Когда-то давно первым фотаппаратом в линейке камер стандарта micro4/3 стала камера Olympus Pen E-P1, и ее можно назвать одной из первых камер возродивших ретро дизайн. Затем было много камер в ретро стиле как от самой компании Olympus, так и от остальных производителей фототехники. И вот пришла пора выйти на новый уровень. Новый уровень по многим показателям - дизайн еще больше напоминает старые, многими любимые камеры, новая матрица, новый уровень качества производства камеры и многое другое.

В данном обзоре не будет кучи тестов, технических сравнений с другими камерами, странных тестов ИСО и т.д. Вместо этого я постараюсь отразить свое личное, субъективное мнение о данном фотоаппарате. Кому-то может показаться предвзятым подходом, но в данный момент я решил отойти от практики применяемой мной в прошлых обзорах. Далее много субъективных суждений и фотографий.

Olympus Pen-F это камера, которая пусть и не сможет стать хитом продаж (откровенно говоря ей и не пытались отвести эту роль), но может похвастаться отличным дизайном и техническими характеристиками подстать флагманам конкурентов.
Для кого эта камера? Точно не для свадебщиков или репортажников, это больше модный аксессуар, с которым не стыдно появиться высшем свете. Нет, я не говорю что основное предназначение камеры просто красоваться своим внешним видом, в умелых (да и не очень) руках камера способна на многое, и да, можно и свадьбу отснять и спортивное мероприятие запечатлеть (что я не раз делал), вот только для подобных мероприятий можно найти более подходящую камеру за меньшие деньги.
Но давайте отойдем от лирики и вернемся к герою сегодняшнего обзора - Olympus Pen-F


Технические характеристики

Общие параметры
Общее число пикселей матрицы - 21.8 млн;
Число эффективных пикселей - 20.3 млн;
Физический размер - 17.3 x 13.0 мм;
Минимальная чувствительность (ISO) - 100;
Максимальная чувствительность (ISO) - 25600;
Скорость съемки - 10 кадр./сек;
Объектив
Фокусное расстояние - 17 мм;
Фокусное расстояние (35 мм эквивалент) - 34 мм;
Максимальное диафрагменное число - f/1.8;
Видоискатель и ЖК-экран
Видоискатель - электронный;
Число пикселов видоискателя - 2360000;
Диагональ ЖК- экрана - 3";
Тип ЖК- экрана - поворотный, сенсорный;
Число пикселов ЖК- экрана - 1040000;
Экспозиция
Выдержка, мин - 1/16000c;
Выдержка, макс - 60с.


Упаковка и комплектация

Встречают по одежке - именно так начинается народная мудрость, и в Olympus решили сделать упаковку на зависть конкурентам. Да-да, даже коробка камеры выполнена в премиальном дизайне.

Встречает нас суперобложка, сняв которую мы обнаружим основную коробку с не менее стильным дизайном. Но и это еще не все. В этой коробке находится еще одна, основная коробка в которой и располагается камера со всеми аксессуарами.

Каждый отдельный элемент упакован в отдельную небольшую коробочку, а сама камера находится в центре в защитном пакете. Кстати, все коробки выполнены из качественного черного картона, практически лишенного каких-либо надписей. Тут нет ни описания камеры, ни ее характеристик, ничто не отвлекает от созерцания стильного дизайна, ничто не вносит элемент дешевизны в дизайн.

А вот сам комплект поставки довольно стандартный:
- камера;
- объектив Olympus m.ZD 17мм\1.8 в черном цвете;
- ремешек;аккумулятор;
- зарядное устройство;
- набор кабелей;
- документация.

Камера доступна как в полностью черном цветовом исполнении, так и в серебристом. Также можно выбирать из нескольких вариантов комплектации:
- body (только камера);
- kit (Olympus m.ZD 17мм\1.8);
- kit 14-42 EZ.

Внешний вид и эргономика

Камера выполнена в ретро стиле, который диктует свои особенности. Например, разъем для спускового тросика в кнопке спуска, колеса управления с характерными насечками, диск экспокоррекции, видоискатель на краю камеры, а не по центру. И даже поворотный дисплей может дополнить общий эффект - достаточно просто развернуть его в сторону камеры и закрыть.

Управление практически полностью унифицировано с другими камерами Olympus OM-D. Также два колеса управления, диск выбора режимов съемки с фиксатором, практически все кнопки настраиваемые, в том числе одну из них можно перевести в режим мульти-функциональной кнопки, которая позволяет изменять функции колес управления. Немного выбивается из общей картины диск экспокоррекции. Он позволяет быстро вводить экспокррекцию в диапазоне +\- 3 EV с шагом 1\3 ступени. Диск проворачивается с небольшим усилием, что предотвращает случайное изменение параметра. Диск экспокоррекции нельзя перенастроить на другую функцию, это один из немногих элементов управления которые не поддерживает индивидуальную настройку.

Есть и дополнительный элемент управления - диск выбора творческих режимов рядом с объективом. Диск позволяет изменить режимы «пленки» - выбрать один из творческих режимов для JPEG. Но вот лично для меня наиболее востребованным оказался режим MONO – монохромный режим съемки. Причем это не те режимы монохромной «пленки» что были в других камерах, а более продвинутый, с большим количеством возможных настроек - гибкая настройка цветового фильтра и возможность настройки нескольких уровней «шума» - благородное пленочное зерно для обывателей.

Вам не показалось, что на камере чего-то не хватает?
Правильно, не видно ни одного винтика, ни каких зазоров на стыках элементов. Качество изготовления камеры выше всяких похвал. А теперь ложка дёгтя - несмотря на столь высокое качество изготовления, камера не обладает защитой от пыли и влаги, по крайней мере официально это не заявлено. Возможно подобной камере это и не надо, но лишняя защита любой камере не помешала бы.

Меню камеры и принцип управления не поменялись, в сравнении с прошлыми камерами компании, но есть вроде бы мелкие, но довольно приятные изменения.
Одно из них - возможность задавать произвольное значение фокусного расстояния в настройках стабилизатора изображения, причем с точностью до одного знака после запятой. И ведь не зря такое сделано, в системе micro4/3 уже много мануальных объективов с десятичным значением фокусного расстояния (например: Voigtlander Nokton 42.5mm f/0.95, Samyang 7.5\3.5).

Арт-режимы
Арт-режимы в камере сохранились от прежних моделей почти в неизменном виде, также добавился диск выбора творческих режимов. На котором помимо выбора АРТ-режимов и цветовых профилей появился режими MONO. Это, по сути, режим ЧБ. При его использовании получаются очень вкусные картинки, а главное для ленивых - картинка готова к употреблению без всякого фотошопа.

Автофокус у камер Olympus уже давно на достойном уровне (если не считать следящего), и данная камера не исключение - быстрый, точный и все также удобно выбирать зоны автофокуса простым прикосновением к экрану. Также в камере есть режим выбора зоны автофокуса простым вождением пальца по экрану при использовании видоискателя, такой режим в камерах Olympus появился в E-M10 II, а теперь, похоже, будет во всех новых камерах с видоискателем.

Еще из новых функций - точечный замер экспозиции теперь привязан к выбранной зоне автофокуса, а не только к центральной точке. Это работает не только для маленьких зон автофокуса, а абсолютно для всех, он крошечных до самой большой и при выборе нескольких объединенных зон (режим 3х3). Это одна из нескольких функций которых я ждал от Олимпуса с появления самой первой беззеркалки.

Видеосъемка
Режимы и качество записи в сравнении с двумя последними моделями не поменялось, или поменялось незначительно. 4К нет, а вот все остальные актуальные режимы присутствуют.

Автономная работа
Минимальное количество кадров от одного заряда которое мне довелось получить - порядка 600. А в среднем получалось снимать от 700 до 1000 кадров, с периодическим просмотром отснятого материала и без видеосъемки.

Несмотря на небольшие размеры камерой оказалось удобно управлять, и даже диск выбора творческих режимов мне не мешал - многие обзорщики жаловались что он впивается им в пальцы и оставляет следы. Камера привлекает к себе внимание, большинство воспринимает ее как пленочную и сильно удивляются узнав правду. Но и стиль, дизайн камеры заставляет чувствовать себя причастным к чему-то более солидному, чем обычный 5Д марк 3...
Среди фотографов есть такая поговорка «Leica позволяет вам взять фотоаппарат на званый ужин и не выглядеть так, словно вы пришли туда работать», так вот, теперь для этого есть не только Leica, но и Olympus Pen-F.

Камерой сложно пользоваться 5-6 часов подряд при непрерывной съемке, все же хват для этого не сильно подходит. Но для не репортажного использования, а для обдуманной неспешной съемки камера подходит. После пары месяцев ее использования мне было сложно вернуться к хвату Е-М10 II с дополнительной ручкой, она стала казаться слишком громоздкой. Понятно, что это элемент привычки, но изначально я не ждал от Pen-F чудес эргономики, реальность же оказалась сильно лучше ожиданий.

Есть в камере и все те программные функции к которым мы уже привыкли ранее: режим Hi-Res, cценические программы, мультиэкспозиция, коррекция трапецеидальных искривлений, фотоистории, фокус-пикинг, брекетинг автофокуса (Focus Bracketing Mod), Live Composite, Live BULB и Live Time и т.д.

Преимущества

Стильный корпус
Множество настроек
Встроенный стабилизатор изображения
Сенсорный экран и Wi-Fi
Быстрый автофокус

Недостатки

Детализация далека до уровня конкурентов
Нет Ultra HD и защиты от брызг
Длина серийной съемки сравнительно небольшая

Результаты тестирования Olympus Pen-F

  • Соотношение цена/качество
    Хорошо
  • Место в общем рейтинге
    31 из 70
  • Соотношение цена/качество: 69
  • Качество изображения (40%): 82.8
  • Оснащение и управление (35%): 84
  • Быстродействие (10%): 74
  • Качество видео (15%): 76.2

Редакционная оценка

Пользовательская оценка

Вы уже поставили оценку

Olympus PEN-F: Тестируем стильную системную камеру Micro-Four-Thirds

По поводу дизайна Olympus PEN-F мнения, скорее всего, разделятся. Одним нравятся камеры с ультрасовременным дизайном, другие же предпочитают классический образ камер в стиле аналоговых времен.

Olympus PEN-F безусловно предназначен для второй целевой группы. Кто немного знаком с историей фотографии, тому название камеры, безусловно, будет знакомым. Первый фотоаппарат Olympus PEN-F был представлен в 1963 году.

53 года спустя дизайн нового фотоаппарата напоминает о той первой модели, но при этом не выглядит устаревшим. Золотая середина, которая, по нашему мнению, разработчикам Olympus очень неплохо удалась.

Olympus PEN-F объединяет ретро и современность

Весьма просто выглядящая лицевая сторона, классические фирменные надписи, особая поверхность каждого колесика настройки ­ даже у затвора есть специальная резьба для подключения тросика дистанционного пульта спуска затвора, который часто используется в аналоговой фотографии.

В качестве современного элемента у Olympus PEN-F установлен поворотный и откидной 3-дюймовый дисплей, колесико на передней панели, дающее доступ к всевозможным эффектам и цветовым фильтрам, и наконец, электронный видоискатель – новинка в PEN-серии. Даже самая крутая до этой модель PEN E-P5 обходилась без него. Разрешение экрана видоискателя весьма неплохое -­ 2,36 млн. пикселей, на практике это означает очень реалистичное отображение кадра.

Двойной стабилизатор изображения


Olympus PEN-F: Режим супер-разрешения автоматически создает восемь отдельных кадров и объединяет их в 50-мегапиксельное изображение

Разработчики Olympus PEN-F осмелились на решительный шаг и после семи лет использования в своих камерах 16-мегапиксельных матриц системы Four-Thirds сменили ее на 20-мегапиксельную версию.

Скорее всего, это реакция производителя на актуальную тенденцию увеличения разрешения матриц. Успешную работу матрицы Four-Thirds с увеличенным разрешением уже доказала камера Lumix GX8 от Panasonic. Поэтому с еще большим нетерпением мы ждали результатов тестирования и практического использования новинки от Olympus.

Результаты оставили у нас смешанные чувства. Как мы и ожидали, резкость края изображения, которую дает PEN-F, превышает все предыдущие показатели беззеркальных камер Olympus. У PEN-F максимум 1885 пар линий на высоту изображения -­ это примерно на 200 пар линий больше, чем у OM-D E-M5 Mark II с 16 мегапикселями.

При повышении светочувствительности измеренное разрешение ухудшается ненамного, и даже при ISO 1600 мы получили хороший результат ­ 1686 пар линий на высоту кадра. Но всё же уровень разрешения не достигает показателей GX8.

Иная картина складывается в плане передачи мелких деталей изображения. Даже если результаты измерений Olympus PEN-F и GX8 находятся примерно на одном уровне, фотографии, сделанные фотоаппаратом Olympus, при визуальном контроле показывают больший уровень смягчение оптического рисунка изображения. Так как у PEN-F ниже уровень шумов изображения, мы делаем вывод, что в немного понижающемся уровне передачи деталей виноват встроенный фильтр, который мощно подавляет «шумные» пиксели. Из-за этого, уже начиная с ISO 800, мы наблюдаем смягчение оптического рисунка при передаче мелких деталей. А с уровня ISO 1600 этот эффект проявляется еще сильнее.

Короче говоря, PEN-F, в общем и целом, дает хорошее качество изображения, но ему далеко до того уровня, который дают матрицы APS-C более крупных размеров.


Olympus PEN-F: Несмотря на высококачественный магниевый сплав, корпус не защищен от водных брызг

Управление фотокамерой рассчитано, скорее, на опытных фотографов. Помимо привычных автоматических режимов у камеры есть все возможности для ручного управления и для удаленного контроля над процессом съемки.

Благодаря встроенному Wi-Fi модулю Olympus PEN-F в беспроводном режиме может обмениваться данными со смартфоном. Скачав бесплатное приложение «Olympus Image Share», фотограф с помощью смартфона сможет изменить любые настройки камеры.

Сильно помогает на практике встроенный в матрицу 5-осевой стабилизатор изображения, который очень эффективно компенсирует небольшие движения. Единственный минус ­- звук работы стабилизатора такой громкий, что в тихом окружении воспринимается как раздражающий шум. Это может особенно помешать при съемке видео.

Вообще говоря, видеосъемка играет скорее второстепенную роль. В то время, как непосредственный конкурент с системой Micro-Four-Thirds от Panasonic уже давно позволяет снимать видео с высоким разрешением 4K, у камеры Olympus по-прежнему только Full-HD. Многим любителям этого, конечно, хватит, но шанс заинтересовать профессиональных видеографов Olympus упустил.

Но, несмотря на это, у PEN-F весьма не плохой для беззеркальных камер видеорежим, с несколькими ручными настройками. Прямо во время съемки можно бесшумно изменить значения диафрагмы, выдержки, ISO и пр. с помощью бокового меню сенсорного экрана.

Камера позволяет снимать видео с частотой 60 кадров с битрейтом до 52 Мбит в секунду. Если вы установите максимальные 77 Мбит/сек., то придется довольствоваться 30 кадрами в секунду. К сожалению, у камеры Olympus нет разъемов для микрофона и для наушников.

Быстрая и точная


Olympus PEN-F: В комплект входит внешняя вспышка с ведущим числом 12,9 и поворотной головкой

Новая модель от Olympus специализируется на моментальных снимках. При дневном свете задержка срабатывания составила всего 0,16 секунды. А какие результаты мы получим при условиях недостаточного освещения? И в такой ситуации камера не проявляет слабину, спуск при тестировании срабатывал всего за 0,33 секунды.

Задержка настолько короткая, что почти не воспринимается. То, что результаты по измерениям скорости у PEN-F не такие хорошие, в этом виновата серийная съемка, хотя камера и делает девять кадров в формате RAW и десять ­JPEG в секунду, но количество кадров в серии всего от 30 до 40.

Показатели работы аккумулятора тоже скорее средние. На одной подзарядке камера PEN-F позволит снять от 240 до 520 кадров (если вы используете режим Live-View на дисплее). При использовании электронного видоискателя, у которого выше разрешение, количество кадров уменьшается до показателей 220 – 480 снимков.

Альтернативная модель

Кто ищет лучшую модель за свои деньги, тому мы советуем присмотреться к нашему победителю в категории «цена-производительность» среди беззеркальных цифровых камер. Мы вам расскажем о лучшей камере в этой категории. Информацию обо всех протестированных зеркальных и беззеркальных моделях, рассортированных по категории «цена-производительность», вы сможете найти в .

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

Качество изображения (40%)

Оснащение и управление (35%)

Быстродействие (10%)

Качество видео (15%)


Характеристики и результаты тестирования Olympus Pen-F

Соотношение цена/качество 69
Тип камеры DSLM
Эффективное количество пикселей 20,2 Мпикс
Максимальное разрешение фото 5184 x 3888 пикселей
Тип сенсора MOS
Размеры сенсора 17,4 x 13 мм
Очистка сенсора да
Встроенный стабилизатор (в камеру) да
Запись видео да
Крепление объектива Micro Four Thirds
Объектив при оценке качества снимков Olympus M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2.8 Makro
Объектив при оценке быстродействия Olympus M.Zuiko 3.5-6.3/12-50
Минимальное время спуска затвора 1/16.000 c
Максимальное время спуска затвора 60 c
Видоискатель электронный
Покрытие видоискателя 100 %
Увеличение видоискателя 0,62x
Дисплей: диагональ 3,0 дюйма
Дисплей: разрешение 1.040.000 субпикселей
Дисплей: тачскрин да
Дисплей: запуск записи видео с тачскрина да
Дисплей: возможность поворота поворотный
Дисплей: селфи-режим да
Второй дисплей -
Датчик ориентации да
GPS -
Минимальное ISO ISO 80
Максимальное ISO ISO 25.600
Мин. время синхронизации со вспышкой 1/250 c
Баланс белого (кол-во предустановок) 4 Presets
Баланс белого: по шкале Кельвина да
Разрешение при ISO мин 1.885 пар линий
Разрешение при ISO 400 1.794 пар линий
Разрешение при ISO 800 1.758 пар линий
Разрешение при ISO 1600 1.686 пар линий
Разрешение при ISO 3200 1.693 пар линий
Разрешение при ISO 6400 1.550 пар линий
Детализация при ISO мин 83,5 %
Детализация при ISO 400 80,9 %
Детализация при ISO 800 85,7 %
Детализация при ISO 1600 80,9 %
Детализация при ISO 3200 75,7 %
Детализация при ISO 6400 73,2 %
Визуальный шум при ISO мин 0,78 VN (0,8 VN1, 0,6 VN3)
Визуальный шум при ISO 400 0,97 VN (1,0 VN1, 0,7 VN3)
Визуальный шум при ISO 800 1,06 VN (1,1 VN1, 0,7 VN3)
Визуальный шум при ISO 1600 1,35 VN (1,4 VN1, 0,9 VN3)
Визуальный шум при ISO 3200 1,63 VN (1,7 VN1, 1,0 VN3)
Визуальный шум при ISO 6400 2,21 VN (2,3 VN1, 1,4 VN3)
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO мин очень хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 1600 хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 3200 удовлетворительно
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 6400 приемлемо
Время готовности к съемке из выключенного состояния 1,8 c
Время задержки спуска затвора при ручной фокусировке 0,10 c
Время задержки спуска затвора с автофокусом при дневном свете -
Время задержки спуска затвора с автофокусом при слабом освещении -
Время задержки спуска затвора в режиме Live-View с автофокусом при дневном свете 0,33 c
Скорость серийной съемки в RAW 9,0 фото/сек
Длина серии в RAW 30 фото единовременно
Скорость серийной съемки в JPEG 10,0 фото/сек
Длина серии в JPEG 40 фото единовременно
Аккумулятор BLN-1
Стоимость аккумулятора 55 €
Аккумулятор: макс. фотографий со вспышкой 220 фото
Аккумулятор: макс. фотографий без вспышки 480 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View со вспышкой 520 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View без вспышки 240 фото
Аккумулятор: продолжительность записи видео 2:24 ч:мин
Разъем для микрофона -
Встроенная вспышка да
Управление вспышкой да
Дистанционный спуск затвора -
Тип карты памяти SDXC
WLAN да
NFC -
Материал корпуса алюминий
Корпус: защита от пыли и водяных брызг -
Габариты 125 x 72 x 37 мм
Вес без объктива 427 г

Технология и наследие редко шагают нога в ногу. Когда поставлена задача двигаться вперед, взгляды в прошлое редко поощряются. Однако фотографическая отрасль стоит особняком. Производители фотокамер постоянно используют свое наследие и наработки прошлых лет, напрямую соединяющих настоящее с прошлым. В компании Olympus такое наследие по большей части сформировано благодаря мировоззрению и самоотверженному многолетнему труду одного человека - Йошихису Майтани - знаменитого дизайнера, подарившего миру пленочные фотоаппараты PEN и OM.

Пленочный фотоаппарат Olympus PEN F

Именно на это наследие полагалась компания Olympus при проектировании своих первых цифровых камер формата Micro 4/3 (или М43), линейка которых получила название PEN. А в обновленной серии фотокамер ОМ-D, начиная с и заканчивая нынешним флагманом , производитель поднял его на новый уровень. Серия ОМ-D оказалась настолько успешной, что о PEN почти забыли.

До сегодняшнего дня. Последний продукт компании в стиле ретро - (рекомендованная производителем цена 1199 долларов США без объектива) стал кульминацией многолетней напряженной работы именитого производителя. Со своим изысканным олдскульным корпусом и множеством ручных настроек эта стильная компактная беззеркальная камера не просто выглядит как классические аппараты компании, но и воплощает в себе все самые передовые технологии Olympus в области обработки изображения.

Дизайн и эргономика

Действительно, невероятно симпатичный

Самое смешное, что, несмотря на название PEN-F, этот цифровой Olympus похож на пленочный дальномер Leica III даже больше, чем на оригинальный пленочный фотоаппарат Olympus PEN-F. Его пленочный предок PEN-F не имел такого множества ручек и других элементов управления и был проще в управлении. Не следует также забывать, что оригинальный PEN-F не был скомпонован в стиле классического дальномера и чудом вмещал полноценный зеркальный видоискатель в своем тонком металлическом корпусе.

Так почему бы полностью не поддаться ретроспективным мотивам и не создать аккуратный минималистский PEN-F, который бы более походил на своего знаменитого прародителя? Хотя, надо отдать должное, все многочисленные ручки, регуляторы и селекторы нового PEN-F, по которым сходят с ума современные фотоэнтузиасты, отлично вписаны разработчиками в его самобытный дизайн. Думаете, что это ручка обратной перемотки пленки в кассету? А вот и нет, это выключатель питания с насечками.

Кроме того, большое заметное колесико в передней части аппарата поднимает кнопку спуска затвора (с резьбой) до удобного пользователю положения. Если присмотреться поближе, то во внешности обновленной модели можно найти даже некоторые гены линейки ОМ-D, такие как блокирующийся селектор режима съемки. Он стал индикатором неизбежности эволюции, получив при этом четыре пользовательских режима настройки. Новый PEN-F также стал первым продуктом компании Olympus, оснащенным специальным колесиком компенсации экспозиции, так что два основных селектора управления фотоаппаратом получили больше возможностей регулировки других настроек.

Но говорить о том, что все в новом фотоаппарате Olympus идеально все-таки рановато. Прямо под селектором режимов съемки разработчики разместили новый переключатель настройки цветовых параметров изображения, с помощью которого осуществляется регулировка кривых цветовой гаммы, фильтров, виньетирования и доступ к другим функциям настройки изображения. Этот переключатель расположен слишком близко к критически важному заднему колесику управления, так что путаница становится неизбежной. Более того, переключатель настроек цвета чрезвычайно чувствителен - даже легкого движения пальца, перемещенного с колесика управления, хватило для его случайного нажатия.

Olympus наделила свой обновленный PEN-F поворотным 7,5 см сенсорным жидкокристаллическим дисплеем, который очень напоминает дисплеи видеокамер и наверняка придется по душе многим фанатам камер формата M43 и почитателям марки. Некоторые фотолюбители предпочитают откидывающийся дисплей как у модели , другим же больше нравится вариант, установленный на PEN-F.

Новому фотоаппарату, безусловно, не хватает всепогодных качеств , хотя качество и прочность сборки дисплея и его поворотного механизма не вызывают сомнений. Что нам больше всего понравилось в дисплее, так это отделка кожзаменителем его обратной стороны, полностью аналогичная отделке передней части корпуса фотокамеры. При повороте дисплея лицевой стороной вовнутрь фотоаппарат становится очень похожим на компактную пленочную камеру.

Учитывая небольшие геометрические размеры новой модели, ее задняя панель вмещает внушительный набор всевозможных элементов управления. Кнопки выступают над корпусом ровно настолько, чтобы ими можно было пользоваться не глядя, а большой палец идеально ложится на покрытое резиной небольшое утолщение на корпусе. Это помогает отличить камеру от предыдущих моделей PEN и, если корпус модели PEN E-P5 был немного скользким, то PEN-F надежно сидит в руке.

В качестве аксессуара Olympus будет предлагать пользователям дополнительный держатель, позволяющий устанавливать фотоаппарат на штатив посредством разъема стандарта Arca-Swiss. Но если вы будете фотографировать только с помощью маленького объектива M.Zuiko 17mm f/1.8, этот аксессуар вам вряд ли понадобится.

Функциональность

Наконец-то PEN получил встроенный электронный видоискатель!

Чего линейке фотоаппаратов PEN катастрофически не хватало с момента появления первой модели E-P1, так это встроенного видоискателя. Все пленочные фотоаппараты PEN оснащались ими, но цифровой линейке PEN всегда не хватало электронного видоискателя. В модели PEN-F видоискатель встроен прямо в корпус.

И это не какой-то рядовой ЭВИ! Оснащенный панелью на органических светодиодах с разрешением 2,36 миллиона точек, видоискатель выдает большое (оптическое увеличение – 1,08), красочное и детализированное изображение. Он также оснащен функцией S-OVF, впервые представленной в модели , которая не применяет настройки экспозиции или цвета к изображению, которое вы видите.

Самой лучшей особенностью нового PEN-F, безусловно, стала 5-осевая система стабилизации изображения, позаимствованная у модели . Представители компании Olympus заявляют, что она нивелирует дрожание камеры по пяти направлениям и сохраняет эффективность вплоть до 5 ступеней экспозиции (измеренных по методике CIPA). Вместе с системой стабилизации в новый фотоаппарат из перекочевал и режим съемки с высоким разрешением, в котором максимальная детализация изображения достигается путем смещения матрицы. Установленная в PEN-F 20-мегапиксельная матрица в этом режиме делает возможной съемку в формате RAW с колоссальным разрешением 10368×7776 пикселей, что соответствует 80-ти мегапикселям!

Компания Olympus уделила много внимания функциональности многочисленных встроенных фильтров и редакторов, наделив PEN-F невиданными ранее возможностями. Специальный селектор на передней панели фотоаппарата позволяет выбрать наиболее подходящий художественный фильтр, пользовательский цветовой профиль или один из нескольких новых монохромных режимов (включая новые оттенки и симуляторы цветных фильтров). Хотя я все еще делаю большую часть снимков в формате RAW, возможность просто выбрать нужный фильтр и снимать сколько душе угодно, не задумываясь об утомительной постобработке изображений, очень впечатляет и воодушевляет.


Пример использования монохромного фильтра Pen-F

К сожалению, нельзя не отметить и несколько досадных упущений. Наиболее значимым является отсутствие устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, которой могут похвастаться новый и . Компактный корпус PEN-F также означает, что SD-карта расположена рядом с батареей и не имеет слота с независимым доступом.

Производитель также сохранил в неизменном виде свою настраиваемую двухдисковую систему управления 2×2, по-видимому, чтобы свести к минимуму возможную неразбериху в процессе адаптации пользователей к новой камере.

Olympus PEN-F: Производительность

Первая 20-мегапиксельная матрица компании Olympus великолепно справляется со своими задачами

До недавнего времени 16 мегапикселей были потолком для фотоаппаратов формата Micro 4/3. Но после перехода моделей Canon, Sony и Nikon в диапазон 30+ мегапикселей уплотнение матриц фотокамер вышеуказанного формата было лишь вопросом времени. И, хотя первым 20-мегапиксельный барьер в классе M43 взял , компания Olympus только сейчас рискнула выйти за пределы спокойных вод 16-мегапиксельной гавани со своим новым PEN-F. Пока все говорит о том, что плавание нового корабля будет спокойным, даже несмотря на немного меньший физический размер пикселей.


Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/60 с, Диафрагма f/1.8, ISO 500 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/5000 с, Диафрагма f/2.5, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/800 с, Диафрагма f/2, ISO 100 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/1250 с, Диафрагма f/2, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/2.5, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/3200 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/2.2, ISO 125 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/1.8, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/1.8, ISO 160 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/2,2 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/4000 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/2 © Кайл Луни
Скачать оригинал Скачать оригинал / Фокусное расстояние 300мм, Выдержка 1/320 с, Диафрагма f/4, ISO 640 © Кайл Луни
Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/40 с, Диафрагма f/2, ISO 1250 © Кайл Луни

Кроме того, производитель умудрился-таки впихнуть в корпус меньшего размера все то, что нам так понравилось в модели . Так, PEN-F получил тот же затвор с минимальной выдержкой 1/8000 секунды, 5-осевую систему стабилизации изображения, аккумулятор, 81-точечную систему автофокусировки и даже графический процессор TruePix, которые в совокупности предсказуемо обеспечивают очень похожую общую производительность.

C лабораторными тестами PEN-F справился блестяще, продемонстрировав улучшенные возможности нового светочувствительного сенсора. Изображение стало более детальным (как и следовало ожидать), а уровень посторонних шумов немного снизился, хотя вам все равно не захочется использовать большую, чем ISO 3200 светочувствительность. По качеству видеосъемки новый аппарат также превзошел большинство других камер компании Olympus, взяв на вооружение усовершенствованные видеовозможности модели . Однако, серьезные видеооператоры по-прежнему будут делать свой выбор в пользу Panasonic благодаря поддержке 4K и наличию других важных функций, таких как возможность подключения внешнего микрофона и наушников.

Olympus PEN-F: Выводы

Наследие Майтани-сан еще живет

Несмотря на неидеальное цифровое перевоплощение оригинала, новый Olympus PEN-F получился стильным и солидным, а поклонники марки и просто любители фотографии оценят его по достоинству. Циники могли бы заявить, что это не более чем уменьшенная стилизованная копия модели , но работа с PEN-F воспринимается совсем по-иному. Эстетическое превосходство и творческие нотки в дизайне нового детища компании Olympus становятся особенно заметными при сравнении с другими свежими моделями линейки PEN.

Тем не менее, некоторые очевидные недоработки все же присутствуют. Так, фотоаппараты I и внешне очень похожи на PEN-F, при этом они предлагают расширенную функциональность за меньшую цену. , в частности, является более привлекательным, если вас интересует возможность съемки высококачественного видео с разрешением 4K.

Перерожденная версия оригинального PEN-F и другие модели свидетельствует о том, что компания Olympus осознала и придает огромное значение компактности конструкции своей продукции.

Но на рынке, где подавляющее большинство фотокамер являются «достаточно хорошими», процесс выбора фотоаппарата выходит далеко за пределы банального ознакомления со страничкой спецификаций. И Olympus всегда понимала это, так как созданный Йошихисой Mайтани оригинальный PEN-F был не только компактным и функциональным, но еще и необычайно красивым. Возрожденная версия осталась верна этим принципам и, несомненно, найдет своих поклонников, если не станет родоначальником нового наследия.