Наличные деньги или безналичные расчеты? Когда нужна касса ООО и ИП

Наличные деньги имеют более чем длительную историю. Первые образцы наличных денежных средств в виде монет появились более 2,5 тысяч лет назад на территории современной Турции, в Лидийском государстве. А вот широкое обращение монеты получили около 450 лет до нашей эры в Персии, когда царь Дарий заменил на них среди которых в качестве денег обычно использовались шкуры, слитки металлов, раковины, скот и пр. Бумажные деньги возникли почти через 800 лет после изобретения бумаги, в конце первого тысячелетия нашей эры, в Китае (910 год), где они и получили массовое хождение.

Сегодня под термином «наличные деньги» понимаются монеты и банкноты, которые в соответствии с законодательством РФ выпускает Банк России. Центральному банку страны принадлежит исключительное право на эмиссию наличных денежных средств, подделка же денег преследуется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Наличные деньги - это средства расчета преимущественно для физических лиц (граждан) не осуществляющих предпринимательскую деятельность, т. е. для тех случаев, когда человек покупает что-то для себя лично. Некоторые крупные операции с наличными денежными средствами подлежат контролю (к примеру, если купило для себя ценные бумаги на сумму более чем 600 тыс. рублей и расплатилось наличными).

Значительная же часть операций, проводимых между предприятиями и организациями (юридическими лицами) или организациями и гражданами при осуществлении предпринимательской деятельности, должна осуществляться в безналичном порядке.

Вместе с тем для расчетов между юридическими и физическими лицами могут применяться и наличные, и безналичные деньги. При этом операции с наличными деньгами предприятия ведут в соответствии с нормативными документами, регулирующими в том числе безналичные расчеты при оплате банковскими картами, когда после считывания информации по карте покупателю выдается чек.

В отличие от наличного оборота, безналичный расчет осуществляется только через уполномоченные кредитные организации посредством оформления чека, операции инкассо или аккредитива.

Наличные деньги и безналичные расчеты имеют свои преимущества и недостатки. К недостаткам относят то, что многие учреждения и заведения в нашей стране не поддерживают пока расчеты с физическими лицами. Т. е. в большинстве мелких торговых точек население не может купить товар по безналичному расчету. Количество мошеннических операций, производимых при безналичных расчетах картами, год от года не уменьшается. Нечестные официанты в ресторане, к примеру, могут списать по карте сумму большую, чем та, на которую были оказаны услуги. В банкоматах часто ставятся считывающие устройства, позволяющие мошенникам воровать с карт.

С другой стороны, карта позволяет носить с собой крупные суммы в виде электронной записи. При ее утере и своевременной блокировке с деньгами на счете ничего не происходит, в отличие от утерянных или испорченных монет или банкнот - хотя Банк России и принимает к обмену изношенные, а также поврежденные бумажные денежные средства на определенных условиях.

Российская действительность предполагает, что у человека с собой должны всегда быть наличные деньги для мелких расчетов. И чем дальше от крупных городов, тем выше потребность именно в наличности. Однако носить крупные суммы с собой не всегда безопасно (и это большой недостаток наличных денег), поэтому в дополнение к монетам и бумажным деньгам лучше иметь карту банка, обладающего широкой сетью банкоматов и отделений, где всегда можно снять требуемую сумму.

Многие предприниматели и организации в начале деятельности сталкиваются с вопросом - нужно ли покупать кассовый аппарат, и как с ним работать. Для того чтобы определиться с этим вопросом, нужно провести анализ, как и с кем, Вы будете работать, а главное - будете ли Вы принимать деньги наличными от своих клиентов.

Не путайте понятия «Касса» и «ККМ»!

ККМ (кассовый аппарат) — контрольно-кассовая машина (контрольно-кассовая техника) необходима при наличных расчётах за проданные товары, работы, услуги. По ККМ учитываются только те деньги, которые поступили Вам в оплату за товары (работы, услуги) от клиентов.

Касса — другими словами - «кошелёк предпринимателя или организации» или «сейф с наличными» индивидуального предпринимателя или ООО, т. е. вся наличность, используемая в деятельности ИП (ООО). В кассу поступает выручка, полученная в том числе по ККМ. Из кассы осуществляются наличные расходы, связанные с деятельностью (закупка товаров, оплата услуг для деятельности и проч.). Из ККМ тратить деньги нельзя. В конце дня деньги, принятые за покупки через ККМ, должны вноситься в кассу (делаются записи в кассовой книге), и уже из кассы осуществляются необходимые расходы.

Наша статья именно про ККМ!

Кассовый аппарат НУЖЕН в деятельности, если

1. У вас ИП или ООО на УСН, и Вы принимаете выручку от клиентов наличными или принимаете выручку по эквайрингу. Эквайринг - приём к оплате платёжных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг. Осуществляется уполномоченным банком-эквайрером путём установки на торговых или сервисных предприятиях платёжных терминалов или импринтеров.

2. Вы реализуете алкоголь, в том числе пиво. В этом случае, нет разницы, какой спецрежим Вы применяете - условия применения ККТ будут одинаковыми для всех ИП и ООО.

Кассовый аппарат НЕ НУЖЕН, если:

ИП / ОО на УСН, оказывает услуги населению (физическим лицам), если Вы выдаете БСО - бланк строгой отчетности;

ЕНВД и ПСН (только для ИП) для розничной торговли. Но только при выдаче документа, подтверждающего оплату (замена кассового чека);

При торговле на рынках и ярмарках;

При продаже газет и журналов;

При приеме выручки на расчетный счет или электронными деньгами.

Когда нужно приобретать кассовый аппарат:

Сразу после регистрации ИП или ООО вовсе не обязательно бежать и покупать кассовый аппарат, но стоит учитывать, когда касса должна появится у Вас в магазине или при деятельности интернет-магазина.

Кассовый аппарат (ККМ) нужно купить перед приемом наличных денег от клиентов.

А также не стоит забывать, что есть варианты не приобретать кассу:

Кассовое обслуживание

Пример: у Вас интернет-магазин, который работает по договору с курьерской службой. У курьерской службы есть дополнительная услуга оказания кассового обслуживания, которую Вы можете подключить. Таким образом - курьерская служба будет выполнять для Вас кассовое обслуживание за определенный процент. То есть, курьерская служба вместо Вас будет выбивать кассовые чеки, а выручку, за минусом своей комиссии - перечислять на Ваш расчетный счет.

Таким образом, Ваши расходы по кассовой книге, ее ведению, затраты времени и пр. будут сведены к нулю.

Прием денег электронными деньгами или на расчетный счет

Существуют некоторые сервисы, которые можно разместить на Вашем сайте для оплаты товара или услуги. Они позволяют произвести оплату банковской картой или электронными деньгами.

Такой вариант опять же избавит Вас от необходимости применения ККТ, ведения кассовой дисциплины и потери времени.

Алена подошла с покупками к кассе супермаркета и хотела расплатиться, однако наличных в кошельке оказалось недостаточно. Девушка предложила кассиру часть суммы по чеку оплатить наличными, а недостающую сумму – по карте. Однако кассир сказала, что так проводить оплату запрещено. Действительно ли есть официальный запрет, или кассир просто не знает, как провести оплату таким образом?

Управляющий консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова : «Если кассир уже пробил все товары, то есть они оказались в одном чеке, то оплатить покупку частично наличными, а частично по карте не получится в связи со следующим.

Приходя в магазин и приобретая товары, мы заключаем с продавцом договор розничной купли-продажи. Доказательством заключения договора является кассовый чек, в котором указана сумма покупки. При этом в супермаркете мы получаем подробный чек, содержащий не только конечную сумму покупки, но и полный перечень приобретенных товаров, их количество и стоимость.

Когда мы рассчитываемся наличными, в договоре купли-продажи участвуют только два лица: продавец и покупатель. А вот когда мы используем платежную карту, возникает сложная система взаимоотношений с третьими лицами, которая внешне скрыта от глаз покупателя, и нам кажется, что нет никакой разницы, как оплачивать – наличными или путем безналичного расчета.

Между тем в системе расчетов с использованием платежных карт помимо продавца и покупателя появляется как минимум еще четыре лица.

Чтобы принять оплату по карте, магазин заключает договор с банком, который обеспечивает возможность приема наличных средств, и устанавливает у себя специальное оборудование (устройство приема карт). Этот банк называется банком-эквайером.

Покупатель, оплачивающий картой, дает поручение своему банку, который выпустил карту (банк-эмитент), на перевод денежных средств за покупку.

Банки взаимодействуют между собой через специальный операционный центр, который обеспечивает обмен электронными сообщениями между всеми участниками платежной системы. Магазин получает денежные средства по операциям с помощью платежных карт на свой расчетный счет в банке от банка-эквайера в соответствии с условиями заключенного между ними договора. И все это происходит в отношении одного договора розничной купли-продажи – одного чека. Именно поэтому невозможно совместить оплату по одному чеку в наличной и безналичной форме.

Но выход есть – просто разделите товары на две покупки и оплатите одну наличными, другую – с использованием пластиковой карты. Даже если все товары уже пробиты кассиром, попросите удалить часть так, чтобы хватило для оплаты одним способом».

Специалист по связям с общественностью компании «Евросеть» Катерина Чистякова : «С юридической точки зрения, ничто не мешает кассиру разделить сумму на две части и провести часть оплаты с помощью безналичного расчета, а другую – с помощью наличных. Другой момент – это наличие технической возможности. То, сможет ли продавец пойти навстречу клиенту, зависит от способа осуществления управленческого учета в конкретной компании. Далеко не все программное обеспечение позволяет сделать в одном чеке два вида оплаты. Зачастую продавец может только отменить операцию целиком и провести все товары заново, разбив их формально на две покупки. Одну клиент оплатит наличными, а вторую – по карте, и получит в результате два разных чека. Конечно, если программное обеспечение позволяет, то кассир всегда пойдет навстречу и проведет оплату удобным для клиента способом».

Заместитель председателя регионального отделения общероссийской общественной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин : «Данная ситуация вероятнее всего связана с незнанием конкретного сотрудника с порядком проведения частичной оплаты в безналичным порядке.

В данном случае речь идет о публичном договоре, отношения по которому регламентированы ст. 426 ГК РФ: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При этом ст. 500 ГК РФ закреплена обязанность покупателя произвести расчет с продавцом. Согласно ст. 861 ГК РФ, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Таким образом, законодатель предлагает альтернативу при расчетах и каких-либо ограничений по частичной оплате не предусмотрено. Как следствие, в данном случае имеет место нарушение прав потребителя.

Отстаивая свои права, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, к сожалению, суды по такого рода категориям дел редко взыскивают компенсацию более 2000 рублей. Возможно, при взыскании сумм более серьезных таких нарушений бы не было».