Цвет марс. Красный или голубой? Какой цвет Марса на самом деле

Создадим простую страничку с минимальной разметкой:

Hello world!

Hello world!

Теперь откроем эту страничку на мобильном устройстве. Открыв, увидим, что наша страница отобразится примерно таким образом:

Как видно, текст слишком мелкий для чтения, есть куча пустого пространства, и для того, чтобы прочесть этот текст, нам нужно его увеличивать приближением.

Почему же так происходит?

Проблема мобильных браузеров

При сравнении мобильных и десктопных браузеров наиболее очевидное различие - размер экрана . Мобильные браузеры по-умолчанию отображают сайты, созданные для обычных десктопных браузеров, гораздо хуже, чем могли бы: либо путем уменьшения масштаба, делая текст и другой контент слишком мелким и нечитаемым (как в нашем варианте), либо отображая лишь небольшую часть сайта, которая умещается на экране.

Если подумать логически, то в этом есть смысл: мобильный браузер видит страницу и предполагает, что она создана для десктопной версии браузера, что верно для подавляющего числа сайтов. Исходя из этого, этот браузер задает странице ширину 980px (Safari iPhone) и пытается оптимально уместить ее на экране смартфона, отобразив в максимально уменьшенном масштабе. Обычно ширина сайтов примерно такой и является, поэтому открыв среднестатистическую веб-страницу на мобильном устройстве, она растянется на всю свою ширину, но меньше в 2-3 раза своего оригинального размера.

Поэтому, если мы хотим оптимизировать сайт для смартфонов, этот вариант не катит. Нужно каким-нибудь образом сообщить браузеру, что наша страница предназначена для отображения на мобильных устройствах и задать правила для правильного поведения области просмотра.

И вот как раз для этого мы и будем использовать мета-тег viewport , который был введен компанией Apple и как обычно скопирован остальными.

Добавим в блок следующую строку:

И вот что получится в результате:

Совсем другое дело. Задав мета-тегу viewport значение “device-width” , мы говорим браузеру, что ширина области просмотра равняется ширине этого устройства, а не стандартной ширине в 980px, как он может предполагать по-умолчанию. На большом количестве смартфонов ширина экрана равняется 320px (в портретном режиме). Можно задать самостоятельно ширину в 320px, что даст тот же результат, но на некоторых смартфонах ширина экрана может быть другой, поэтому самый оптимальный вариант — использовать device-width.

Одним из самых распространенных вариантов определения области просмотра является следующий вариант:

который определяет ширину страницы и задает начальный масштаб.

Также, часто можно встретить такой вариант:

В таком случае странице задается ширина устройства, на котором она открыта, а также запрещается любое масштабирование — как начальное при загрузке, так и пользовательское — уже после загрузки. В таком режиме мобильная веб-страница функционирует как мобильное приложение, где пользователю доступен только вертикальный или горизонтальный скролл. Однако такую запись лучше не использовать слепо, ибо нельзя запрещать пользователю уменьшать и увеличивать масштаб по своему желанию, если того не требует дизайнерская задумка. К примеру, слишком малый шрифт ухудшает читабельность текста и в таком случае необходимо использовать приближение.

Мета-тег viewport — относительно новый, поэтому на данный момент поддерживается не всеми браузерами, особенно это касается старых моделей смартфонов. В таких случаях есть смысл использовать некоторые старые методы, которые позволяют браузеру идентифицировать страничку, как оптимизированную под мобильный веб. Это можно сделать, с помощью следующий мета-тегов:

Подробнее об этих и других специфических мобильных тегах можно почитать .

Возможные параметры для мета-тега viewport

Атрибут Возможное значение Описание
width
(от 200px — 10,000px)
или константа device-width.
Определяет ширину viewport.
Если ширине не указана, в мобильном Safari устанавливается значение 980px, в Opera - 850px, в Android WebKit - 800px, а в IE - 974px.
height Целое неотрицательное значение
(от 223px до 10,000px)
или константа deviceheight
Определяет высоту viewport. В большинстве случаев на этот атрибут можно не обращать внимание
initial-scale
Значение 1.0 - не масштабировать
Определяет начальный масштаб страницы. Чем больше число, тем выше масштаб.
user-scalable no или yes Определяет, может ли пользователь изменять масштаб в окне.
По-умолчанию “yes” в мобильном Safari.
minimum-scale Число с точкой (от 0.1 до 10).
1.0 - не масштабировать
Определяет минимальный масштаб viewport. По-умолчанию “0.25” в мобильном Safari.
maximum-scale Число с точкой (от 0.1 до 10).
1.0 - не масштабировать
Определяет максимальный масштаб viewport. По-умолчанию “1.6” в мобильном Safari.

Таблица совместимости с viewport

Два вьюпорта

Итак, допустим, что вьюпорт слишком узок для нашего CSS-шаблона. Очевидное решение - сделать вьюпорт шире. Однако, для начала разделим понятие вьюпорта на две части: визуальный вьюпорт и вьюпорт страницы.

Очень неплохо концепцию вьюпортов объясняет Джордж Камминс (George Cummins) на Stack Overflow :

Представьте вьюпорт страницы как большое изображение с неизменными размерами и формой. Теперь представьте меньшую по размеру рамку, через которую вы смотрите на это большое изображение. Эта рамка окружена непроницаемым материалом, который не дает вам увидеть большое изображение полностью, за исключением отдельных его частей. Часть большого изображения, которая видна через рамку, и будет визуальным вьюпортом. Если отойти с рамкой от большого изображения (zoom out, т.е. уменьшить масштаб), то можно увидеть сразу все изображение, или же подойти поближе (zoom in, увеличить масштаб), тогда можно будет рассмотреть только часть изображения. Также, можно поворачивая рамку менять ее ориентацию (на портретную или ландшафтную), при этом размер и форма большого изображения (вьюпорта страницы) всегда остается неизменной.

Визуальный вьюпорт - часть страницы, которая видна в данный момент на экране. Пользователь может воспользоваться прокруткой, чтобы изменить видимую часть страницы, или использовать масштабирование для изменения размеров визуального вьюпорта.

Разметка страницы, особенно если ее ширина задана в процентах, рассчитывается относительно вьюпорта страницы , который значительно шире визуального вьюпорта.

Таким образом, -элемент изначально принимает ширину вьюпорта страницы и дальше CSS ведет себя так, если бы экран был намного шире экрана телефона. Это обеспечивает сайту такое же поведение, как и в десктопном браузере.

Какой же ширины сам визуальный вьюпорт? Это зависит от браузера. Safari iPhone использует 980px, Opera - 850px, Android WebKit - 800px, а IE - 974px.

Некоторые браузеры ведут себя по-своему:

Symbian WebKit пытается приравнять вьюпорт страницы к визуальному вьюпорту, и это означает, что элементы с процентной шириной могут вести себя непредсказуемо. Однако, если страница не умещается в визуальном вьюпорте из-за абсолютных величин браузер растягивает вьюпорт страницы максимум до 850-ти пикселей.

Samsung WebKit делает вьюпорт страницы равным по ширине самого широкого элемента.

На BlackBerry при масштабе в 100% вьюпорт страницы равен будет визуальному вьюпорту при любых раскладах.

Масштабирование (Zooming)

Оба вьюпорта измеряются в CSS-пикселях. Однако, во время масштабирования размеры визуального вьюпорта меняются (при увеличении масштаба на экране умещается меньшее количество CSS-пикселей), в то время как размеры вьюпорта страницы остаются неизменными. (Если бы это было не так, браузер постоянно совершал бы reflow страницы из-за пересчета процентной ширины.)

Понимание вьюпорта страницы

Для лучшего понимания размеров вьюпорта страницы следует взглянуть на то, что происходит при наименьшем возможном масштабе страницы. Большинство мобильных браузеров по-умолчанию отображают любую страницу в наименьшем масштабе.

Дело в том, что размеры вьюпорта страницы браузеров полностью совпадают с экраном при максимально уменьшенном масштабе и поэтому равны визуальному вьюпрту.

Таким образом, ширина и высота вьюпорта страницы равна всему тому, что отображено на экране при наименьшем масштабе. При увеличении масштаба пользователем эти размеры остаются неизменными.

Ширина вьюпорта страницы всегда неизменна. Если изменить ориентацию экрана смартфона, визуальный вьюпорт изменится, но в то же время мобильный браузер приспособится к новой ориентации, немного увеличив масштаб таким образом, что вьюпорт страницы снова станет таким же по ширине, как и визуальный вьюпорт.


Это повлияло на высоту вьюпорта страницы, которая сейчас намного меньше, чем при портретной ориентации. Но для разработчиков больше важна ширина, а не высота.


Android и target-densitydpi

У устройств на платформе андроид есть свой атрибут для viewport, который выключает масштабирование для дисплеев с различным разрешением.

На устройствах с HDPI (240dpi) не будет масштабирования.

Такая запись означает, что не будет масштабирования ни на каком из устройств на Андроиде.

Материал взят с сайта:

[:RU]Поговорим о цвете Марса. Знаю, у многих уже эта тема сидит в печенках, как и у меня, но я взялся за нее именно поэтому. Надо раз и навсегда разложить по полочкам все аргументы и расставить все точки.

Для начала разберем все основные аргументы сторонников теории «НАСАскрываетцветМарса». Доказательств у них не много, но если их не объяснять, могут возникнуть сомнения даже у человека далекого от конспирологии.
Излюбленный метод конспирологов – это надергать фактов, проигнорировать объяснения и преподнести под своей трактовкой. Поэтому надо лишь показать, насколько манипулятивны все эти теории заговора. Да, я думаю, что инициаторы всех этих разоблачений заговоров прекрасно понимают их абсурдность, но двоечники – это ценный ресурс рунета, который можно конвертировать в трафик и сотни ссылок на свой сайт или канал youtube.


Итак, приступим.
Вся эта история и истерия началась, когда в больших количествах стали приходить фотографии от марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity. Кому-то показалось странным, что на Марсе бордовый грунт и бежевое небо, и тут им на глаза попалась официальная фотография, посадочной платформы Spirit.

«Что это?» - ахнули тогда еще американские двоечники, не умеющие читать описания под фото – «Почему эмблема NASA бордовая, а не синяя?».

И правда, почему? Не будет же NASA так глупо палиться: скрывать истинный цвет Марса (обойдем стороной вопрос нафига это вообще нужно), и при этом оставлять цветовые подсказки, что любой конспиролог мог разоблачить заговор.

А ведь всего-то надо было глянуть описание фотографии и узнать, что эти кадры сделаны с использованием не красного фильтра, а инфракрасного. Цветные фотографии на марсоходах-близнецах создавались путем съемки черно-белой камерой через разные цветовые фильтры. Там на каждой камере было семь фильтров с разной длиной волны, немного отличающиеся на правой и левой, среди которых был красный и был инфракрасный.

Подробнее о получении цветных снимков с камер марсоходов: написано давно .

Немного теории: цветной кадр получается, если снимать через три фильтра: красный, зеленый и синий (формат RGB: red, green, blue), а потом три кадра объединить в Photoshop получив один цветной.

В некоторых случаях, NASA использовало не красный фильтр, а инфракрасный. Нужно это было для того, чтобы получать расширенную информацию о свойствах грунта и исследуемых объектов. Ведь фотокамера марсохода – это прежде всего научный прибор и только потом средство для развлечения налогоплательщиков. Так вот панораму, с посадочной платформой Spirit сняли с использованием инфракрасного фильтра. Но при этом платформу Opportunity сняли с использованием красного и в нормальных цветах, что и видно по разнице.

Эмблему NASA не видно, но синяя изолента™ сразу бросается в глаза. Зато если посмотреть на разницу в грунте на этих двух фотографиях, то она не такая уж и существенная. Через инфракрасный она «краснее», но на оригинальной зеленой травы и голубого неба все равно не видать.

Особенность получения цветных снимков через три фильтра вызвала еще одно обвинение NASA в том, что они выкладывают много черно-белых снимков и совсем мало цветных. Во-первых, «мало цветных» это чушь, т.к. еще до Curiosity опубликованы тысячи цветных кадров Spirit и Opportunity, и десятки огромных 360-градусных панорам. Во-вторых, выкладывая сырые черно-белые кадры, сделанные через цветные фильтры, NASA дает всем возможность самостоятельно изготовить цветные снимки Марса. Но конспирологи осваивают Photoshop только до функции Autocolor, которой они «восстанавливают истинный цвет Марса», а тонкости работы с цветовыми каналами им неведомы.

Следующий аргумент адептов учения «марснекрасный» - это некий репортаж BBC о работе специалистов NASA. По сюжету передачи, ученый сидит за рабочим ноутбуком, тут к нему в кабинет входят журналисты, и что-то там спрашивают.

Но конспиролог кричит «Ага!» и тычет в мониторы за спиной ученого, а там не красный Марс и голубое небо. При этом более чем странно выглядит организация заговорщиков глобального масштаба, где журналисты с камерами спокойно разгуливают по кабинетам, заглядывая куда понравится. Но об этом не думают те, кто мечтает поймать NASA на лжи.

Так что же на том мониторе? Там изображен участок Cape Verde кратера Виктория, который исследовал Opportunity.

Ученые NASA используют обработку под земные условия освещения для того, чтобы облегчить определение пород камней, которые встречаются марсоходам. Поскольку глаза геологов привычны к земным условиям, то и изменение цветовой гаммы марсианских снимков производится в ту же сторону. И фотографии эти вовсе не секретные.

Вот мыс Cape St. Mary находящийся по соседству с Cape Verde


А это вообще ядреный Cape St. Vincent.


Или кратер Санта Мария, который Opportunity проезжал в прошлом году


А вот это фото получено с использованием 13 цветных фильтров.


Представляете, что бы было, если б журналисты застукали ученого за редактированием этой фотографии? «NASA скрывает, что марсоходы высадились на радуге!»
Просто в опубликованных фотографиях всегда указывается объяснение типа: It is presented in false color to accentuate differences in surface materials. Или в случае с этой радужной фотографией: The image was taken by the panoramic camera on NASA’s Mars Exploration Rover Opportunity using all 13 color filters. Но те, кто всюду видят следы заговора, читать не умеют.

Кроме этого, конспирологи, судя по всему, не знают и о существовании пыли. Иначе не принимали бы за очередное доказательство заговора NASA вот это фото.

Это мемориальный флаг, размещенный в память жертв 9/11 на манипуляторе Opportunity. И внимание привлекает то, что кажется будто он тонирован в красный цвет. Конспирологи думают, что это доказательство использования красного фильтра, хотя это просто рыжая марсианская пыль. Кадр сделан в 2011 году, а если глянуть фотографии, полученные в 2004-м в начале исследовательской операции, за 31 сол (марсианский день), то там чистенький флаг в привычных нам цветах.

Когда появился большой автопортрет Curiosity, там тоже некоторые пытались искать следы заговора.

«Что-то эмблема NASA какая-то серая, а ведь она синяя» только они тоже забывали про пыль. Посадка MSL производилась не с помощью надутых коконов, как у предыдущих марсоходов, а при помощи Sky Crane, так, что он в пыли был уделан с первых секунд на Марсе.

Применение щетки на поверхность Марса показало ее натуральный цвет

Сверло позволило заглянуть в глубину Марса

Но, разумеется, это вовсе не означает, что вся планета такая серо-голубая. Специалисты NASA отмечают, что основная часть породы на Марсе имеет бурые оттенки, а найденная в ходе бурения порода смогла избежать окислительного воздействия среды и сохранила свидетельства, что когда-то здесь были условия пригодные для жизни микроорганизмов.

Ночная съемка при помощи белых светодиодных ламп позволила посмотреть на поверхность Марса в цветах, наиболее приближенных к «реальному». Здесь нет влияния ослабленного солнечного света, нет рассеивания света в пыли, которая висит в атмосфере, поэтому этот цвет в наибольшей степени соответствует тому, что увидели бы наши глаза.

Как видим поверхность далеко не красная, но и зеленой ее не назовешь.

Следом в мифе «МарсНеКрасный» следует история, пересказанная в книге, авторы которой доказывают, что на Марсе есть жизнь, а NASA это скрывает (Mars: The Living Planet, by B. Di Gregorio, G. Levin and P. Straat, Frog Ltd, Berkeley, 1997). Рассказ повествует про обстоятельства получения первого цветного снимка с поверхности Марса.

По их свидетельствам, в JPL собрали журналистов, всюду расставили цветные телевизоры и, получив снимок с Марса сразу вывели его на экраны. На снимке якобы было голубое небо и зеленые пятна на камнях. После этого, как гласит описание в книге, специалисты NASA забегали от монитора к монитору, выкручивая их цветовую настройку так, чтобы фотография Марса оказалась в красных цветах.

Проверить достоверность этого рассказа сейчас уже нельзя, но есть два показательных момента: во-первых, цветной кадр Viking получался так же как и на марсоходах-близнецах – путем объединения трех черно-белых снимков, поэтому не было никакого сигнала с Марса, который надо было бы сразу выводить на мониторы; во-вторых, если на мониторах транслировалось изображение из соседнего кабинета, где произвели цветовое сведение кадра, то не проще ли было заменить его на «красный» и продолжить трансляцию, чем привлекать внимание, занимаясь регулировкой мониторов у всех на глазах?

Благодаря истерии, нагнетаемой конспирологами, многих стал волновать вопрос: так какого же цвета Марс на самом деле? Давайте разберемся.

Главный виновник рыжего цвета Марса – оксиды железа, или просто ржавчина. Марсианская кора оказалась очень богата на железную руду. К примеру, плато Меридиана, где катается Opportunity просто усыпано гематитом – железными шариками, сформировавшимися в неглубоких водоемах или грунтовых водах.

Под воздействием воды в окислительной атмосфере железо превращается в ржавчину, которая, как могут знать те, кто работает с металлом, легко становится тонкой мелкодисперсной пылью. А жидкой воды на планете когда-то было много и долго, притом вода была с высоким содержанием кислоты, так что время покраснеть у Марса было. По наблюдениям NASA вся пыль на Марсе обладает магнитными свойствами, т.е. содержит примеси железа.

Исходя из этого знания они даже сделали средство защиты от пыли для ультрафиолетового датчика Curiosity:

Вокруг шести ультрафиолетовых фотоприемников разместили круглые магниты, которые притягивают пыль к себе и не позволяют ей оседать на линзах. Этим обеспечивается более длительная работа датчика.

Марсианские бури разносят пыль даже туда, где железа в грунте не так много. Например, в кратере Гейла, в месте посадки Curiosity реактивные струи посадочного аппарата сдули пыль, и выявилась серая поверхность.

Но в считанные дни, все вернулась к привычной рыжей картине.

Но в целом пейзажи там светлее, чем на плато Меридиана.
Точно так же покрылся пылью и сам марсоход, поэтому рассматривая его цветовые маркеры и корпус, или пытаясь восстановить «истинный цвет», следует учитывать, что на нем лежит рыжая марсианская пыль.

Можно даже проследить как изменялась запыленность корпуса за прошедший год пребывания на Марсе:

Касаться тонкости цветовой калибровки баланса белого я здесь не хочу. Мы как-то попробовали , но результатами я не доволен и уже привык к «сырым» (raw) цветам Curiosity.

Любая планета имеет свои особенности, и Марс не является исключением. Эпитет «красная планета» знает или слышал хотя бы однажды практически каждый, кто хотя бы немного интересуется космосом, — именно эти два слова чаще всего сопровождают упоминания о Марсе. Поверхность планеты имеет кирпичный цвет, а на небе Марс выглядит как яркая немигающая красноватая точка. Именно по этой причине на вопрос, какого цвета планета Марс , чаще всего можно услышать ответ «алого или красного оттенка».

Загадочная красная планета

Космос – одна из самых больших загадок человечества и разгадать ее полностью мы не сможем, наверное, никогда. Но некоторые сведения все же нам уже известны, к примеру, о планете Марс люди уже знают достаточно много. Если посмотреть на эту планету с Земли, то можно увидеть, что она имеет красно-оранжевый оттенок. Этот цвет Марс получил из-за большого содержания в своей почве железных минералов. Однако по поводу истинного цвета этой планеты до сих пор ведутся споры.

Какой настоящий цвет Марса ?

Есть мнение, что красный окрас Марсу дает пыль, которая содержится в атмосфере планеты, тогда как ее поверхность имеет совершенно другой цвет. Так как же на самом деле выглядит Марс?

Человечество смогло увидеть первые сенсационные снимки Марса благодаря орбитальному аппарату «Викинг-1». Это произошло спустя семь лет после не менее значимого события, когда Нил Армстронг высадился на Луну. На снимках Марса можно было увидеть огромную красную пустыню, усеянную темными скалами. Однако нашлись те, кто посчитал, что НАСА намеренно обманывает людей и предоставляет им недостоверную информацию в виде неправдивых фотографий.

Так в чем состоял подвох? Как оказалось, камеры спускаемых аппаратов двух «Викингов», которые достигли поверхности планеты Марс в 1976 году, были не способны делать цветные снимки. Цифровые изображения захватывались только в полутоновой (черно-белой) шкале, после чего пропускались через 3 цветных фильтра. Чтобы отрегулировать эти фильтры для придания снимку «правдивости», нужно иметь много опыта и знаний, ведь это очень сложно. Но так как на Марсе еще не было ни одного человека, никто из нас не представляет, какой же его истинный цвет.

В статье «Нью-Йорк таймс» в 2004 году была опубликована статья, в которой журналисты заявили, что снимки Марса были опубликованы с небольшим «перебором розового цвета». Последующая корректировка изображений подтвердила, что поверхность этой планеты, скорее, имеет цвет жженого сахара.

Вот уже два года, как на Марсе работает в усиленном режиме американский марсоход «Спирит». На опубликованных в последнее время снимках можно увидеть, что планета имеет поверхность зеленовато-коричневого цвета. Ее пейзаж также дополняют серо-голубые скалы и пятна песка красно-оранжевого оттенка.

Скорее всего, узнать, какой настоящий цвет Марса мы сможем только тогда, когда человек впервые высадится на эту планету. Сейчас же все, что мы можем, — только гадать, подходит ли название «красная планета» загадочному Марсу.

Тема уже давно избита, но вечно всплывает почти в любом топике рунета, где фигурируют слова «Марс» и «NASA».

Поговорим о цвете Марса. У многих уже эта тема сидит в печенках, и взяться за нее следует именно поэтому. Надо раз и навсегда разложить по полочкам все аргументы и расставить все точки.

Для начала разберем все основные аргументы сторонников теории «НАСАскрываетцветМарса». Доказательств у них не много, но если их не объяснять, могут возникнуть сомнения даже у человека, далекого от конспирологии.

Излюбленный метод конспирологов – это надергать фактов, проигнорировать объяснения и преподнести под своей трактовкой. Поэтому надо лишь показать, насколько манипулятивны все эти теории заговора. Инициаторы всех этих разоблачений заговоров прекрасно понимают их абсурдность, но двоечники – это ценный ресурс рунета, который можно конвертировать в трафик и сотни ссылок на свой сайт или канал youtube.

Итак, приступим.

Вся эта история и истерия началась, когда в больших количествах стали приходить фотографии от марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity. Кому-то показалось странным, что на Марсе бордовый грунт и бежевое небо, и тут им на глаза попалась официальная фотография посадочной платформы Spirit.

«Что это?» - ахнули тогда еще американские двоечники, не умеющие читать описания под фото – «Почему эмблема NASA бордовая, а не синяя?».

И правда, почему? Не будет же NASA так глупо палиться: скрывать истинный цвет Марса (обойдем стороной вопрос - нафига это вообще нужно), и при этом оставлять цветовые подсказки, по которым любой конспиролог мог бы разоблачить заговор.

А ведь всего-то надо было глянуть описание фотографии и узнать, что эти кадры сделаны с использованием не красного фильтра, а инфракрасного.

Цветные фотографии на марсоходах-близнецах создавались путем съемки черно-белой камерой через разные цветовые фильтры. Там на каждой камере было семь фильтров с разной длиной волны, немного отличающиеся на правой и левой, среди которых был красный и был инфракрасный.

Немного теории: цветной кадр получается, если снимать через три фильтра: красный, зеленый и синий (формат RGB: red, green, blue), а потом три кадра объединить в Photoshop, получив один цветной.

В некоторых случаях NASA использовало не красный фильтр, а инфракрасный. Нужно это было для того, чтобы получать расширенную информацию о свойствах грунта и исследуемых объектов. Ведь фотокамера марсохода – это прежде всего научный прибор и только потом средство для развлечения налогоплательщиков. Так вот, панораму с посадочной платформой Spirit сняли с использованием инфракрасного фильтра. Но при этом платформу Opportunity сняли с использованием красного и в нормальных цветах, что и заметно по разнице.

Эмблему NASA не видно, но синяя изолента™ сразу бросается в глаза. Зато если посмотреть на разницу в грунте на этих двух фотографиях, то она не такая уж и существенная. Через инфракрасный фильтр она «краснее», но на оригинальной зеленой травы и голубого неба все равно не видать.

Особенность получения цветных снимков через три фильтра вызвала еще одно обвинение NASA в том, что они выкладывают много черно-белых снимков и совсем мало цветных. Во-первых, «мало цветных» это чушь, т.к. еще до Curiosity опубликованы тысячи цветных кадров Spirit и Opportunity, и десятки огромных 360-градусных панорам. Во-вторых, выкладывая сырые черно-белые кадры, сделанные через цветные фильтры, NASA дает всем возможность самостоятельно изготовить цветные снимки Марса. Но конспирологи осваивают Photoshop только до функции Autocolor, которой они «восстанавливают истинный цвет Марса», а тонкости работы с цветовыми каналами им неведомы.

Следующий аргумент адептов учения «марснекрасный» - это некий репортаж BBC о работе специалистов NASA. По сюжету передачи, ученый сидит за рабочим ноутбуком, тут к нему в кабинет входят журналисты, и что-то там спрашивают.

Тут конспиролог кричит «Ага!» и тычет в мониторы за спиной ученого, а там не красный Марс и голубое небо. При этом более чем странно выглядит сама организация заговорщиков глобального масштаба, где журналисты с камерами спокойно разгуливают по кабинетам, заглядывая, куда понравится. Но об этом не думают те, кто мечтает поймать NASA на лжи.

Так что же на том мониторе? Там изображен участок Cape Verde кратера Виктория, который исследовал Opportunity.

Ученые NASA используют обработку под земные условия освещения для того, чтобы облегчить определение пород камней, которые встречаются марсоходам. Поскольку глаза геологов привычны к земным условиям, то и изменение цветовой гаммы марсианских снимков производится в ту же сторону. И фотографии эти вовсе не секретные.

Вот мыс Cape St. Mary, находящийся по соседству с Cape Verde.

А это вообще ядреный Cape St. Vincent.

Кратер Санта Мария, который Opportunity проезжал в 2011 году.

А вот это фото получено с использованием 13 цветных фильтров.

Представляете, что бы было, если б журналисты застукали ученого за редактированием этой фотографии? «NASA скрывает, что марсоходы высадились на радуге!»

Просто в опубликованных фотографиях всегда указывается объяснение типа: It is presented in false color to accentuate differences in surface materials. Или в случае с этой радужной фотографией: The image was taken by the panoramic camera on NASA"s Mars Exploration Rover Opportunity using all 13 color filters. Но те, кто всюду видят следы заговора, читать не умеют.

Кроме этого, конспирологи, судя по всему, не знают и о существовании пыли. Иначе не принимали бы за очередное доказательство заговора NASA вот это фото.

Это мемориальный флаг, размещенный в память жертв 9/11 на манипуляторе Opportunity. И внимание привлекает то, что кажется будто он тонирован в красный цвет. Конспирологи думают, что это доказательство использования красного фильтра, хотя это просто рыжая марсианская пыль. Кадр сделан в 2011 году, а если глянуть фотографии, полученные в 2004-м в начале исследовательской операции, за 31 сол (марсианский день), то там чистенький флаг в привычных нам цветах.

Когда появился большой автопортрет Curiosity, там тоже некоторые пытались искать следы заговора.

«Что-то эмблема NASA какая-то серая, а ведь она синяя». Только они тоже забывали про пыль. Посадка MSL производилась не с помощью надутых баллонов-коконов, как у предыдущих марсоходов, а при помощи Sky Crane, так, что он в пыли был уделан с первых секунд на Марсе.

Применение щетки на грунт Марса показало его натуральный цвет.

Сверло позволило заглянуть в глубину марсианского грунта.

Но, разумеется, это вовсе не означает, что вся планета такая серо-голубая. Специалисты NASA отмечают, что основная часть породы на Марсе имеет бурые оттенки, а найденная в ходе бурения порода смогла избежать окислительного воздействия среды и сохранила свидетельства, что когда-то здесь были условия, пригодные для жизни микроорганизмов.

Ночная съемка при помощи белых светодиодных ламп позволила посмотреть на поверхность Марса в цветах, наиболее приближенных к "реальному". Здесь нет влияния ослабленного солнечного света, нет рассеивания света в пыли, которая висит в атмосфере, поэтому этот цвет в наибольшей степени соответствует тому, что увидели бы наши глаза.

Как видим, поверхность далеко не красная, но и зеленой ее не назовешь.

Следом в мифе "МарсНеКрасный" следует история, пересказанная в книге, авторы которой доказывают, что на Марсе есть жизнь, а NASA это скрывает (Mars: The Living Planet, by B. Di Gregorio, G. Levin and P. Straat, Frog Ltd, Berkeley, 1997). Рассказ повествует про обстоятельства получения первого цветного снимка с поверхности Марса.

По их свидетельствам, в JPL собрали журналистов, всюду расставили цветные телевизоры и, получив снимок с Марса сразу вывели его на экраны. На снимке якобы было голубое небо и зеленые пятна на камнях. После этого, как гласит описание в книге, специалисты NASA забегали от монитора к монитору, выкручивая их цветовую настройку так, чтобы фотография Марса оказалась в красных цветах.

Проверить достоверность этого рассказа сейчас уже нельзя, но есть два показательных момента: во-первых, цветной кадр Viking получался так же как и на марсоходах-близнецах – путем объединения трех черно-белых снимков, поэтому не было никакого сигнала с Марса, который надо было бы сразу выводить на мониторы; во-вторых, если на мониторах транслировалось изображение из соседнего кабинета, где произвели цветовое сведение кадра, то не проще ли было заменить его на «красный» и продолжить трансляцию, чем привлекать внимание, занимаясь регулировкой мониторов у всех на глазах?

Благодаря истерии, нагнетаемой конспирологами, многих стал волновать вопрос: так какого же цвета Марс на самом деле? Давайте разберемся.

Главный виновник рыжего цвета Марса – оксиды железа, или просто ржавчина. Марсианская кора оказалась очень богата на железную руду. К примеру, плато Меридиана, где катается Opportunity просто усыпано гематитом – железными шариками, сформировавшимися в неглубоких водоемах или грунтовых водах.

Под воздействием воды в окислительной атмосфере железо превращается в ржавчину, которая, как могут знать те, кто работает с металлом, легко становится тонкой мелкодисперсной пылью. А жидкой воды на планете когда-то было много и долго, притом вода была с высоким содержанием кислоты, так что время покраснеть у Марса было. По наблюдениям NASA вся пыль на Марсе обладает магнитными свойствами, т.е. содержит примеси железа.

Исходя из этого знания они даже сделали средство защиты от пыли для ультрафиолетового датчика Curiosity:

Вокруг шести ультрафиолетовых фотоприемников разместили круглые магниты, которые притягивают пыль к себе и не позволяют ей оседать на линзах. Этим обеспечивается более длительная работа датчика.

Марсианские бури разносят пыль даже туда, где железа в грунте не так много. Например, в кратере Гейла, в месте посадки Curiosity реактивные струи посадочного аппарата сдули пыль, и выявилась серая поверхность.

Но в считанные дни все вернулось к привычной рыжей картине.

Но в целом пейзажи там светлее, чем на плато Меридиана.

Точно так же покрылся пылью и сам марсоход, поэтому рассматривая его цветовые маркеры и корпус, или пытаясь восстановить «истинный цвет», следует учитывать, что на нем лежит рыжая марсианская пыль.

Можно даже проследить как изменялась запыленность корпуса за прошедший год пребывания на Марсе:

Касаться тонкости цветовой калибровки баланса белого здесь не будем.

Стоит упоминания, что цветные камеры Curiosity, в отличие от предшественников, имеют стандартный цветной байеровский фильтр на CCD матрице Kodak KAI-2020, поэтому снимают как и обычные зеркальные камеры. Отличие в цветопередаче зависит от настройки баланса белого. Но на Земле корректировки цветового баланса камеры вносились людьми, которые знали, как будет выглядеть тот или иной цвет при той или иной цветовой температуре. На Марсе людей пока не было, поэтому нет никого, кто мог сказать бы «Это цвет правильный» и незначительные вариации цвета имеют место быть. Для сторонников теории, что NASA снимает все через красный фильтр, чтобы скрыть зеленый Марс, поделимся секретом, что в сырых снимках Curiosity как раз небольшой перегиб в желто-зеленый.

Можно вспомнить советский вклад в изучение красной планеты спутником «Марс-5»

Последний спутник NASA - MRO снимает в расширенных цветах, поэтому его кадры «истинными» не назовешь, у него светло серый как ультрамарин выглядит, а темно серый как глубокий синий.

Можно добавить еще Марс от индийского космического аппарата Mars Orbiter:

И, естественно, у каждого есть возможность посмотреть на Марс своими глазами в телескоп.

В заключение хочется сказать, что цвет Марса - это почти такой же непостоянный показатель как и на Земле. На Марсе нет океанов и зеленых насаждений, но время года, время суток, погода, геологическое строение окрестных пород сказываются на том, какие цвета будут в той или иной местности в то или иное время. Обвинять NASA в заговоре бессмысленное дело, если бы не оно - мы бы сейчас до сих пор рисовали марсиан, проплывающих в своих джонках по каналам вдоль рисовых полей. Конечно, была советская исследовательская программа, есть Mars Express, но 90% информации, которой мы знаем о Марсе, мы знаем благодаря NASA. И чтобы проверить достоверность их сведений достаточно знать школьный курс физики и уметь пользоваться Гугл-транслейтом.

Оригинал взят у zelenyikot в Какого цвета Марс? (много фото)

Возьмусь за тему, которая уже избита, но вечно всплывает почти в любой теме рунета, где фигурируют слова «Марс» и «NASA». Поговорим о цвете Марса. Знаю, у многих уже эта тема сидит в печенках, как и у меня, но я взялся за нее именно поэтому. Надо раз и навсегда разложить по полочкам все аргументы и расставить все точки.


Для начала разберем все основные аргументы сторонников теории «НАСАскрываетцветМарса». Доказательств у них не много, но если их не объяснять, могут возникнуть сомнения даже у человека далекого от конспирологии.
Излюбленный метод конспирологов - это надергать фактов, проигнорировать объяснения и преподнести под своей трактовкой. Поэтому надо лишь показать, насколько манипулятивны все эти теории заговора. Да, я думаю, что инициаторы всех этих разоблачений заговоров прекрасно понимают их абсурдность, но двоечники - это ценный ресурс рунета, который можно конвертировать в трафик и сотни ссылок на свой сайт или канал youtube.

Итак, приступим.
Вся эта история и истерия началась, когда в больших количествах стали приходить фотографии от марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity. Кому-то показалось странным, что на Марсе бордовый грунт и бежевое небо, и тут им на глаза попалась официальная фотография, посадочной платформы Spirit.

«Что это?» — ахнули тогда еще американские двоечники, не умеющие читать описания под фото - «Почему эмблема NASA бордовая, а не синяя?».

И правда, почему? Не будет же NASA так глупо палиться: скрывать истинный цвет Марса (обойдем стороной вопрос нафига это вообще нужно), и при этом оставлять цветовые подсказки, что любой конспиролог мог разоблачить заговор.

А ведь всего-то надо было глянуть описание фотографии и узнать, что эти кадры сделаны с использованием не красного фильтра, а инфракрасного. Цветные фотографии на марсоходах-близнецах создавались путем съемки черно-белой камерой через разные цветовые фильтры. Там на каждой камере было семь фильтров с разной длиной волны, немного отличающиеся на правой и левой, среди которых был красный и был инфракрасный.

Подробнее о получении цветных снимков с камер марсоходов: написано давно .

Немного теории: цветной кадр получается, если снимать через три фильтра: красный, зеленый и синий (формат RGB: red, green, blue), а потом три кадра объединить в Photoshop получив один цветной.

В некоторых случаях, NASA использовало не красный фильтр, а инфракрасный. Нужно это было для того, чтобы получать расширенную информацию о свойствах грунта и исследуемых объектов. Ведь фотокамера марсохода - это прежде всего научный прибор и только потом средство для развлечения налогоплательщиков. Так вот панораму, с посадочной платформой Spirit сняли с использованием инфракрасного фильтра. Но при этом платформу Opportunity сняли с использованием красного и в нормальных цветах, что и видно по разнице.

Эмблему NASA не видно, но синяя изолента™ сразу бросается в глаза. Зато если посмотреть на разницу в грунте на этих двух фотографиях, то она не такая уж и существенная. Через инфракрасный она «краснее», но на оригинальной зеленой травы и голубого неба все равно не видать.

Особенность получения цветных снимков через три фильтра вызвала еще одно обвинение NASA в том, что они выкладывают много черно-белых снимков и совсем мало цветных. Во-первых, «мало цветных» это чушь, т.к. еще до Curiosity опубликованы тысячи цветных кадров Spirit и Opportunity, и десятки огромных 360-градусных панорам. Во-вторых, выкладывая сырые черно-белые кадры, сделанные через цветные фильтры, NASA дает всем возможность самостоятельно изготовить цветные снимки Марса. Но конспирологи осваивают Photoshop только до функции Autocolor, которой они «восстанавливают истинный цвет Марса», а тонкости работы с цветовыми каналами им неведомы.

Следующий аргумент адептов учения «марснекрасный» — это некий репортаж BBC о работе специалистов NASA. По сюжету передачи, ученый сидит за рабочим ноутбуком, тут к нему в кабинет входят журналисты, и что-то там спрашивают.

Но конспиролог кричит «Ага!» и тычет в мониторы за спиной ученого, а там не красный Марс и голубое небо. При этом более чем странно выглядит организация заговорщиков глобального масштаба, где журналисты с камерами спокойно разгуливают по кабинетам, заглядывая куда понравится. Но об этом не думают те, кто мечтает поймать NASA на лжи.

Так что же на том мониторе? Там изображен участок Cape Verde кратера Виктория, который исследовал Opportunity.

Ученые NASA используют обработку под земные условия освещения для того, чтобы облегчить определение пород камней, которые встречаются марсоходам. Поскольку глаза геологов привычны к земным условиям, то и изменение цветовой гаммы марсианских снимков производится в ту же сторону. И фотографии эти вовсе не секретные.

Вот мыс Cape St. Mary находящийся по соседству с Cape Verde

А это вообще ядреный Cape St. Vincent.

Или кратер Санта Мария, который Opportunity проезжал в прошлом году

А вот это фото получено с использованием 13 цветных фильтров.

Представляете, что бы было, если б журналисты застукали ученого за редактированием этой фотографии? «NASA скрывает, что марсоходы высадились на радуге!»
Просто в опубликованных фотографиях всегда указывается объяснение типа: It is presented in false color to accentuate differences in surface materials. Или в случае с этой радужной фотографией: The image was taken by the panoramic camera on NASA"s Mars Exploration Rover Opportunity using all 13 color filters. Но те, кто всюду видят следы заговора, читать не умеют.

Кроме этого, конспирологи, судя по всему, не знают и о существовании пыли. Иначе не принимали бы за очередное доказательство заговора NASA вот это фото.

Это мемориальный флаг, размещенный в память жертв 9/11 на манипуляторе Opportunity. И внимание привлекает то, что кажется будто он тонирован в красный цвет. Конспирологи думают, что это доказательство использования красного фильтра, хотя это просто рыжая марсианская пыль. Кадр сделан в 2011 году, а если глянуть фотографии, полученные в 2004-м в начале исследовательской операции, за 31 сол (марсианский день), то там чистенький флаг в привычных нам цветах.

Когда появился большой автопортрет Curiosity, там тоже некоторые пытались искать следы заговора.

«Что-то эмблема NASA какая-то серая, а ведь она синяя» только они тоже забывали про пыль. Посадка MSL производилась не с помощью надутых коконов, как у предыдущих марсоходов, а при помощи Sky Crane, так, что он в пыли был уделан с первых секунд на Марсе.

Применение щетки на поверхность Марса показало ее натуральный цвет

Сверло позволило заглянуть в глубину Марса

Но, разумеется, это вовсе не означает, что вся планета такая серо-голубая. Специалисты NASA отмечают, что основная часть породы на Марсе имеет бурые оттенки, а найденная в ходе бурения порода смогла избежать окислительного воздействия среды и сохранила свидетельства, что когда-то здесь были условия пригодные для жизни микроорганизмов.

Ночная съемка при помощи белых светодиодных ламп позволила посмотреть на поверхность Марса в цветах, наиболее приближенных к "реальному". Здесь нет влияния ослабленного солнечного света, нет рассеивания света в пыли, которая висит в атмосфере, поэтому этот цвет в наибольшей степени соответствует тому, что увидели бы наши глаза.

Как видим поверхность далеко не красная, но и зеленой ее не назовешь.

Следом в мифе "МарсНеКрасный" следует история, пересказанная в книге, авторы которой доказывают, что на Марсе есть жизнь, а NASA это скрывает (Mars: The Living Planet, by B. Di Gregorio, G. Levin and P. Straat, Frog Ltd, Berkeley, 1997). Рассказ повествует про обстоятельства получения первого цветного снимка с поверхности Марса.

По их свидетельствам, в JPL собрали журналистов, всюду расставили цветные телевизоры и, получив снимок с Марса сразу вывели его на экраны. На снимке якобы было голубое небо и зеленые пятна на камнях. После этого, как гласит описание в книге, специалисты NASA забегали от монитора к монитору, выкручивая их цветовую настройку так, чтобы фотография Марса оказалась в красных цветах.

Проверить достоверность этого рассказа сейчас уже нельзя, но есть два показательных момента: во-первых, цветной кадр Viking получался так же как и на марсоходах-близнецах - путем объединения трех черно-белых снимков, поэтому не было никакого сигнала с Марса, который надо было бы сразу выводить на мониторы; во-вторых, если на мониторах транслировалось изображение из соседнего кабинета, где произвели цветовое сведение кадра, то не проще ли было заменить его на «красный» и продолжить трансляцию, чем привлекать внимание, занимаясь регулировкой мониторов у всех на глазах?

Благодаря истерии, нагнетаемой конспирологами, многих стал волновать вопрос: так какого же цвета Марс на самом деле? Давайте разберемся.

Главный виновник рыжего цвета Марса - оксиды железа, или просто ржавчина. Марсианская кора оказалась очень богата на железную руду. К примеру, плато Меридиана, где катается Opportunity просто усыпано гематитом - железными шариками, сформировавшимися в неглубоких водоемах или грунтовых водах.

Под воздействием воды в окислительной атмосфере железо превращается в ржавчину, которая, как могут знать те, кто работает с металлом, легко становится тонкой мелкодисперсной пылью. А жидкой воды на планете когда-то было много и долго, притом вода была с высоким содержанием кислоты, так что время покраснеть у Марса было. По наблюдениям NASA вся пыль на Марсе обладает магнитными свойствами, т.е. содержит примеси железа.

Исходя из этого знания они даже сделали средство защиты от пыли для ультрафиолетового датчика Curiosity:

Вокруг шести ультрафиолетовых фотоприемников разместили круглые магниты, которые притягивают пыль к себе и не позволяют ей оседать на линзах. Этим обеспечивается более длительная работа датчика.

Марсианские бури разносят пыль даже туда, где железа в грунте не так много. Например, в кратере Гейла, в месте посадки Curiosity реактивные струи посадочного аппарата сдули пыль, и выявилась серая поверхность.

Но в считанные дни, все вернулась к привычной рыжей картине.

Но в целом пейзажи там светлее, чем на плато Меридиана.
Точно так же покрылся пылью и сам марсоход, поэтому рассматривая его цветовые маркеры и корпус, или пытаясь восстановить «истинный цвет», следует учитывать, что на нем лежит рыжая марсианская пыль.

Можно даже проследить как изменялась запыленность корпуса за прошедший год пребывания на Марсе:

Касаться тонкости цветовой калибровки баланса белого я здесь не хочу. Мы как-то