Вторая мировая война истребитель харриер. "Харриер" - самолёт вертикального взлёта и посадки: характеристики, годы эксплуатации

С дистанционным управлением (RPA), построенный General Atomics. Первоначально задуманный в начале 1990-х годов для авиационной разведки, Predator может быть оснащен камерами и другими датчиками. Впоследствии он был модернизирован, получив возможность нести две ракеты Hellfire AGM-114 или другие боеприпасы. В 1995 году беспилотник приняли на вооружение, он участвовал в боевых действиях в Афганистане, Пакистане, Боснии, Сербии, Ираке, Йемене, в ливийской гражданской войне в 2011 году, в интервенции 2014 года в Сирии и Сомали.

Разработка

Командные и сенсорные системы

Во время кампании в бывшей Югославии пилот Predator сидел в фургоне возле взлетно-посадочной полосы операционной базы дрона. Оператор контролировал взлет с ВПП и набор высоты радиосигналами. Со временем управление стало осуществляться через военные спутниковые сети, связанные с фургоном пилота. Оператор был вынужден сталкиваться с задержкой в несколько секунд между перемещением джойстиков и реакцией дрона. Однако уже к 2000 году прогресс систем связи позволил, по крайней мере теоретически, избавится от этого неудобства. Больше не нужно было использовать прямые радиосигналы во время взлета и подъема «Хищника». Все стадии полета можно было контролировать по спутниковой связи из любого центра управления, и ЦРУ предложило организовать первые полностью дистанционные полеты «Хищника» над Афганистаном, пилотируемые из штаб-квартиры агентства в Лэнгли.

Авионика и датчики Predator управляются с наземной станции через линию передачи данных прямой линии связи или через спутниковый канал Ku-диапазона для операций за пределами прямой видимости. Экипаж на наземной станции управления состоит из одного пилота и двух операторов. Беспилотник оснащен системой мультиспектрального таргетинга AN/AAS-52, цветной носовой камерой (обычно используется пилотом для управления полетом), камерой дневного времени с переменной диафрагмой и термографической камерой с переменной диафрагмой (для низкой освещенности). Раньше «Хищники» были оснащены радиолокатором с синтезированной апертурой для видения сквозь дым, облака или туман, но эту систему удалили из-за невостребованности, чтобы уменьшить вес и сэкономить топливо. Камеры фиксируют видео в реальном времени, а радиолокатор с синтезированной диафрагмой получает неподвижные радарные изображения. Канал передачи данных имеет достаточную пропускную способность для трансляции видео из двух источников одновременно.

Метод развертывания

Каждый БПЛА Predator может быть разобран на шесть основных деталей и помещен в специальный контейнер. Это позволяет быстро развернуть систему и вспомогательное оборудование в любой точке мира. Самый большой компонент — наземная станция управления, она перевозится транспортником C-130 Hercules. Базовая комплектация спутниковой связи Predator состоит из спутниковой антенны высотой 6,1 метра (20 футов) и вспомогательного оборудования. Спутниковая связь обеспечивает связь между наземной станцией и БПЛА за пределами прямой видимости и является связующим звеном с каналами связи, транслирующими данные вторичной разведки. Беспилотнику RQ-1A требуется ВПП размером 1,500 на 40 метров (5 000 на 125 футов) твердой поверхности в условиях ясной видимости.

Вооруженные версии

Программный офис USAID BIG SAFARI 21 июня 2000 года приступил к разработке вариантов вооружения беспилотника. В итоге БПЛА получил усиленные крылья и пилоны для установки боеприпасов, а также лазерный целеуказатель. 16 февраля 2001 года RQ-1 провел первый запуск управляемой противотанковой ракеты AGM-114C Hellfire. Снаряд успешно поразил танкововую мишень. Позже в серии испытаний 21 февраля 2001 года, Хищник выпустил три ракеты Hellfire, попав в башню неподвижного танка всеми тремя ракетами. После февральских тестов перешли к более сложным испытаниям, симулирующим поражение движущихся целей с больших высот более продвинутой версией УР AGM-114K. В итоге модификацию приняли на вооружение, а «Хищники» получили новое обозначение MQ-1A. Поскольку этот БПЛА относительно тихий, а ракеты Hellfire сверхзвуковые, то он способен поразить цель ранее, чем она заметит его.

Эксплуатация

По состоянию на март 2009 года ВВС США имели 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper. «Хищники» и «Жнецы» в 2007 и 2008 годах в Ираке и Афганистане выпустили ракеты 244 раза. В докладе за март 2009 года было указано, что ВВС США потеряли 70 «Хищников» в авиакатастрофах в течение всего периода их использования, при этом 55 из них были потеряны из-за отказа оборудования, ошибки оператора или плохих погодных условий. Пять были сбиты в Боснии, Косово, Сирии и Ираке. Еще 11 были потеряны вследствие аварий в боевой обстановке.

22 октября 2013 года беспилотники ВВС MQ-1 Predators и MQ-9 Reaper с дистанционным пилотированием достигли в сумме 2000000 часов полета.

9 марта 2018 года ВВС США официально «уволили» MQ-1 Predator из оперативного обслуживания. Аппарат был впервые задействован в 1995 году, а в 2011 году на службу был принят последний из 268 хищников, из которых чуть более 100 оставались в строю к началу 2018 года. Несмотря на то, что «Хищник» поэтапно заменяли на более тяжелый и мощный MQ-9 Reaper, продолжается его модернизация до стандарта MQ-1C Gray Eagle для армии США , а так же для нескольких иностранных государств.

Модификации

  • MQ-1A Predator: ранние планеры, способные нести боеприпасы;
  • MQ-1B Predator: более поздние планеры, способные нести боеприпасы. Увеличены воздухозаборники для двигателя Rotax;
  • MQ-1B Block 10/15: включает в себя обновленную авионику, модернизированную многоцелевую систему таргетинга AN/AAS-52, оборудование для борьбы с обледенением, инфракрасные камеры в носовой части;
  • MQ-1C: армия США приняла на вооружение эту версию как многоцелевой БПЛА в августе 2005 года. Беспилотник переименован в 2009 году в MQ-1C Gray Eagle.

Характеристики

Общие характеристики

  • Операторы: три человека;
  • Длина: 8,22 м;
  • Размах крыла: 14,8 м; MQ-1B Block 10/15: 16,84 м;
  • Высота: 2,1 м;
  • Площадь крыла: 11,5 м2;
  • Вес пустого: 512 кг;
  • Масса груза: 1020 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 1020 кг;
  • Силовая установка: 1 x Rotax 914F.

Производительность

  • Максимальная скорость: 217 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 130-165 км/ч;
  • Скорость сваливания: 100 км/ч;
  • Радиус полета: 1200 км;
  • Продолжительность полета: 24 часа;
  • Потолок: 7620 м.

Вооружение

Две подвески на которые крепится вооружение.

  • 2 x AGM-114 Hellfire;
  • 4 x AIM-92 Stinger;
  • 6 x AGM-176.

Авионика:

  • ASIP-1C;
  • AN/AAS-52;
  • AN/ZPQ-1.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

MQ-1 Predator (ˈpredətə ˈв переводе англ. Хищник) - разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат производства General Atomics (США). Первый полёт состоялся в 1994 году. Стоит на вооружении ВВС США. Активно применяется в данный момент на территории Ирака и Афганистана.

Размах крыла, м: 14,84
Длина самолета, м: 8,23
Высота, м: 2,21
Масса, кг
пустого: 512
максимальная взлетная: 1020
Тип двигателя: 1 x ПД Rotax 914 UL
Мощность, л.с.: 105
Максимальная скорость, км/ч: 217
Крейсерская скорость, км/ч: 110-130
Дальность полета, км: 740
Продолжительность полета, ч
нормальная более: 20
максимальная: 40
Практический потолок, м: 7920

БПЛА Predator B был создан на базе успешного многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 Predator фирмы General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Работы надо Predator B были начаты в частном порядке в 1998 г., но частично финансировались NASA. Первый полет прототипа состоялся в феврале 2001 г.
Было выпущено 3 прототипа YMQ-9A:
Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.
Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.
Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!
БПЛА Predator B представляет собой увеличенный вариант RQ/MQ-1 Predator. Основным отличием является «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее положительную V-образность. Фирма GA-ASI испытывала прототипы Predator B с двумя разными двигателями. Первый — ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T, а второй — ТРДД фирмы Williams FJ44-2A. Оборудование Predator B в основном идентично оборудованию RQ/MQ-1, и состоит из широкодиапазонной инфракрасной оптико-электронной прицельной системы Raytheon AN/ASS-52(V) и РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx фирмы General Atomics. Predator B так же может использоваться как многоцелевой боевой комплекс, вооруженный ПТУР AGM-114C/K Hellfire и другим управляемым оружием. Аппаратура управления БПЛА совместима с наземным оборудованием MQ-1B.
После успешных экспериментов с вооруженным RQ-1 возникла идея отработать применение оружия и с борта Predator B. В феврале 2003 г. БПЛА Predator B в варианте с ТВД, получил обозначение MQ-9A Reaper. И в конце года ВВС США закупили два опытных БПЛА YMQ-9A. Были проведены войсковые испытания этих машин. YMQ-9A продемонстрировали высокие, весьма превосходящие характеристики своего «родителя». БПЛА показали находится в воздухе до 24 часов на высоте 13700 м, а по заявлению фирмы GA-ASI максимальная продолжительность полета составляет 30 часов.
Новейший беспилотный самолет MQ-9 Reaper по классификации ВВС США относится к разряду «охотников-убийц» — самолетов, способных выслеживать цель и уничтожать ее.
MQ-9 Reaper способен нести до 14 ракет Hellfire класса воздух-земля, в то время как широко используемый сейчас беспилотный самолет Predator вооружен только двумя такими ракетами. В случае необходимости вместо ракет MQ-9 Reaper может нести 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II по 250 килограмм каждая.
MQ-9 Reaper с полной нагрузкой может непрерывно находиться в воздухе в течение 14 часов и имеет максимальную скорость 480 километров в час, тогда как максимальная скорость самолета Predator не превышает 215 километров в час.
18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.
Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.
В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.

MQ-1 Predator — боевой беспилотный летательный аппарат США.

MQ-1 Predator - современный многоцелевой американский беспилотный летательный аппарат, разработанный и производящийся компанией General Atomics Aeronautical Systems. Он поступает на вооружение ВВС, а также авиационного крыла ВМС США в первую очередь как средство тактической разведки и информационной поддержки сухопутных войск. Кроме того, после запуска в производство модификации с возможностью вооружения ракетами «воздух - земля» Predator используется как малозаметный легкий ударный штурмовик.

История

Пробный полет одного из лучших современных беспилотников состоялся в 1994 г. Predator стал первым в истории боевым дроном. В 2002 г. один из них нанес удар по автомобилю террористов на территории Афганистана. Это был поворотный пункт в истории авиации. В 2008 г. состоялось первое перевооружение дронами боевой авиачасти - 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии США. Роботы заменили классические истребители с пилотами на борту - F-15 Eagle.

Беспилотник Predator активно использовался в разведывательных целях в Юго-Восточной Азии, на Балканах и на Ближнем Востоке, кроме того, применяется во время боевых действий на территориях Афганистана и Ирака.

В 2011 г. ВВС США остановили производство модели MQ-1 Predator, в итоге количество поставленных составило 360 шт. Стоимость одного в ценах 2010 г. составляла немногим более 4 млн долларов, в целом же программа разработки беспилотника обошлась ВВС США в 2,38 млрд долларов.

В дальнейшем планируется постепенно заменять Predator на более современную модель MQ-9 Reaper. Массу целевой нагрузки в этой модели планируется довести до 300 кг, максимальную высоту полета поднять до 13 700 м, а скорость - до 400 км/ч при максимальной продолжительности полета 24 ч.

Особенности

По сути MQ-1 Predator - это мощный совместный проект, в котором General Atomics является головным разработчиком, компания Northrop Grumman ответственна за радиолокатор с синтезированной апертурой, Versatron/ Wescam разрабатывала электронно-оптическую систему, L3 Communication занималась системами передачи данных, a Boeing отвечала за рабочие станции управления, контроля и планирования боевой задачи.

Беспилотники Predator сконструированы из унифицированных авиационных механических, радиоэлектронных и электрических узлов, использовавшихся ранее на обычных пилотируемых самолетах. Благодаря этому конструкторам удалось в короткие сроки создать достаточно надежный летательный аппарат.

Силовая установка создана на основе четырехцилиндрового двигателя фирмы Rotax. Хвостовое оперение V-образное, перевернутое. Стандартный набор аппаратуры MQ-1: радиолокатор с синтезированной апертурой TESAR, имеющий разрешение порядка 30 см, тепловизионная и электронно-оптическая камеры, двухцветная телевизионная система (DLTV), оснащенная 955-мм объективом с переменным фокусным расстоянием, а также шестидиапазонная система FLIR.

Мультиспектральная система прицеливания MTS-A производства компании Raytheon действует в режиме реального времени, самостоятельно переключаясь между дневной и инфракрасной телевизионными системами и обеспечивая прицеливание с помощью лазерной системы подсветки. Для взлета и приземления Predator требуется взлетная полоса длиной 600 м. Управляющая наземная станция при этом находится в стандартном 30-футовом трейлере, имеет рабочие места для операторов пилотирования и управления вооружением, три рабочих места для планирования боевой задачи, а также оснащена системами связи и двумя рабочими станциями радиолокатора. Получаемую информацию станция передает через спутниковую систему связи Trojan Spirit посредством двух антенн диаметром 2,4 и 5,5 м.

Компания General Atomics Aeronau­tical Systems производит также морской вариант MQ-1 Predator, получивший название Sea Predator. Первый из таких комплексов был установлен на авианосце Nimitz.

Вооружение

Уже к весне 2010 г. суммарный налет MQ-1 Predator превысил 700 000 ч. Беспилотники активно использовались и используются в Афганистане, Боснии и Ираке. Они способны в течение длительного времени вести наблюдение и разведку со средних высот, данные которой передаются через спутник или по каналу цифровой связи. Во втором случае дальность прямой радиосвязи составляет до 278 км при высоте полета не менее 7000 м. Кроме того, машина может использоваться и в качестве ударной, оснащаясь довольно грозным оружием - двумя многоцелевыми высокоточными ракетами AGM-114 Hellfire или Hellfire II (Longbow Hellfire) с полуактивной лазерной системой наведения. В частности, ракеты способны наводиться от системы MTS (Multi-spectral Targeting System).

Ракета Hellfire II выпускается компанией Lockheed Martin. Общая масса - 45 кг, вес боевой части - 16 кг, максимальная дальность поражения целей - 8 км, максимальная высота, с которой производятся пуски ракет, - 4,5 км.

В мелкосерийное производство в 2004 г. была запущена следующая модификация - MQ-1 C Grey Eagle. У этого беспилотника больший размах крыльев, более чем на 400 кг увеличена максимальная взлетная масса, а мощность двигателя составляет 165 л. с. Модель, принятая на вооружение в 2008 г., может проводить в небе до 30 ч, имеет практический потолок в 8850 м и способна нести четыре ракеты AGM-114 Hellfire или 8 AIM-92 Stinger, а также четыре бомбы GBU-44/B Viper Strike.

Зашита

Беспилотный авиационный комплекс Predator может быть классифицирован как средство стратегической (либо оперативной) воздушной разведки, действующий по заданию высшего оперативного командования и позволяющий получать разведывательную информацию в любой точке Земли. Примером глобальной трансляции разведывательной информации в реальном времени стала передача данных и изображения в начале 2002 г. из Афганистана на командный пункт в Вашингтоне.

В середине девяностых годов американские военно-воздушные силы впервые использовали в реальной операции новейший беспилотный летательный аппарат RQ-1 Predator. Через несколько лет такая техника стала не только выполнять разведывательные задачи, но и наносить удары по наземным целям. Тем не менее, время никого не щадит. Теперь «Предейтор» считается морально и физически устаревшим, и потому более не пригоден к службе. Несколько дней назад вооруженные силы США запустили процесс отказа от такой техники.

В середине февраля военно-воздушные силы Соединенных Штатов сообщили о своих планах на ближайшее будущее в контексте парка техники. По официальным данным, командование приняло решение отказаться от одного из самых старых многоцелевых беспилотных летательных аппаратов, состоящих на вооружении. БПЛА General Atomics RQ/MQ-1 Predator давно перестал в полной мере отвечать предъявляемым требованиям, а кроме того, имеющаяся техника этого типа успела выработать ресурс. В связи с этим беспилотники следует снять с вооружения и заменить более совершенными изделиями.

Торжественная официальная церемония, в ходе которой «Предейторы» должны были попрощаться со службой, была запланирована на 9 марта. В указанный день на авиабазе Крик (шт. Невада) официальные лица провели самые настоящие проводы заслуженной, но устаревшей техники. Впрочем, приказ о снятии беспилотника с вооружения не предусматривает немедленное и одномоментное списание всех машин. Программа их вывода из эксплуатации будет реализована в течение нескольких месяцев, и потому в ближайшем будущем некоторые БПЛА будут продолжать службу.

Несмотря на ряд характерных проблем и неполное соответствие современным требованиям, MQ-1 будут эксплуатироваться до конца текущего года. Беспилотники продолжат полеты в районе Ближнего Востока, где совместно с другой техникой своего класса будут решать задачи разведки и нанесения ударов. Последний вылет намечен на декабрь 2018 года. После этого все оставшиеся в наличии аппараты будут списаны и возвращены на территорию США.

Отказываясь от устаревших БПЛА Predator, вооруженные силы США не остаются без необходимой техники, способной вести разведку с воздуха и наносить ракетно-бомбовые удары. Так, уже в феврале было объявлено, какая техника в дальнейшем возьмет на себя работу, пока выполняемую списываемыми MQ-1. Значительная часть разведывательных миссий теперь будет выполняться при помощи аппаратов Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk, лишенных возможности несения вооружения. Авиационные удары станут задачей БПЛА General Atomics MQ-9 Reaper. Также без работы не останутся и аппараты MQ-1C Gray Eagle.

По официальным данным, списываемые беспилотники MQ-1 не планируется отправлять на утилизацию. Часть такой техники предполагается передать авиационным и военно-техническим музеям. Техника подобного рода пока не является самым частым экспонатом музеев, и можно представить, какой интерес для широкой публики представляют известнейшие беспилотные аппараты.

Машины, сохраняющие значительную часть ресурса, пойдут на хранение. В течение неопределенного времени им предстоит простаивать без дела на авиабазе Девис-Монтен (шт. Аризона) рядом с другими списанными или выведенными в резерв самолетами. Что будет дальше – пока не уточнялось. Впрочем, некоторые структуры США и других стран уже проявляют интерес к снимаемым с вооружения машинам.

Еще в феврале было объявлено, что определенный интерес к БПЛА MQ-1 проявляют американские военно-морские силы. Флот может быть заинтересован в приобретении некоторого количества разведывательно-ударных беспилотных аппаратов, в том числе списанных другими видами вооруженных сил. Конкретные планы по передаче снятых с вооружения ВВС «Предейторов» в части ВМС пока отсутствуют. Однако ранее утверждалось, что военачальники уже ищут возможность реализации подобных предложений.

Текущие планы Пентагона прямо говорят о том, что в БПЛА RQ/MQ-1 Predator рано ставить точку. Вполне возможно, что бывшие беспилотники военно-воздушных сил еще найдут применение в других структурах или иных странах. Впрочем, очевидно, что такая техника – даже при благоприятном исходе и продолжении эксплуатации – уже приближается к окончательному финалу своей «карьеры».

Напомним, история проекта, ныне известного как MQ-1, началась в январе 1994 года, когда американское военное ведомство заключило новый контракт с компанией General Atomics. В соответствии с этим документом, до середины 1996 года подрядчик должен был разработать новый проект, а также построить и испытать опытные образцы перспективного БПЛА. Новый проект носил рабочее название Predator. Также ему присвоили армейское обозначение RQ-1, указывавшее на разведывательные задачи. Проект основывался на некоторых уже существовавших наработках, и потому его создание не заняло много времени.

Первый полет БПЛА состоялся в начале июля 1994 года. За этим последовали летные испытания и доводка. В рамках опытно-конструкторских работ были подготовлены три комплекса, в состав каждого из которых входил один пункт управления и четыре беспилотника. В мае следующего года перспективная машина впервые смогла поработать в условиях, приближенных в реальным. Опытные образцы были задействованы в армейских учениях Roving Sands 1995. Аппараты успешно решали задачи разведки и помогали войскам бороться с условным противником. По результатам проверки в ходе учений было принято решение об отправке RQ-1 в горячую точку.

Начиная с 1995 года, аппараты «Предейтор» эксплуатировались на Балканах и регулярно выполняли разведывательные вылеты. Несмотря на определенные проблемы, прежде всего связанные с «детскими болезнями», техника показала себя самым лучшим образом. Ведение разведки с применением БПЛА отличалось достаточной простотой и удобством. По результатам эксплуатации в Югославии, новую технику рекомендовали к массовому производству и полномасштабной эксплуатации.

К началу двухтысячных годов компания General Atomics и смежные предприятия завершили работы по интеграции вооружения. Аппараты RQ-1 получили возможность несения и применения ракет «воздух-земля» AGM-114 Hellfire и AIM-92 Stinger. Однако максимальный взлетный вес чуть более 1 т позволял брать на борт не более 2-4 ракет, в зависимости от их типа. Несмотря на подобные ограничения, вооруженный Predator представлял большой интерес для военных.

К 2001 году включительно вооруженные силы и Центральное разведывательное управление успели получить 60 единиц RQ-1. Всего через несколько дней после терактов 11 сентября 2001 года эта техника вновь приступила к работе. Беспилотники использовались для ведения разведки и поиска объектов террористов в Афганистане. Сведения, собранные при помощи БПЛА, были использованы при организации операции Enduring Freedom – Afghanistan.

7 октября беспилотник с заводским номером «3034» впервые нанес удар по наземной цели. Он должен был уничтожить одного из главарей террористов. Поставленную задачу выполнить не удалось, но БПЛА наглядно показал свои возможности. На практике было подтверждено, что новейшие RQ-1 Predator способны не только следить за наземными объектами, но и уничтожать их.

Став разведывательно-ударной машиной, «Предейтор» более не соответствовал своему официальному обозначению. В связи с этим в 2002 году его переименовали в MQ-1. Ранние многофункциональные машины обозначались как MQ-1A, после появилась модификация MQ-1B с иным составом бортового оборудования. Следует отметить, что последнее обозначение могло приводить к путанице. В тот же период велась разработка проекта глубокой модернизации под названием MQ-1 Predator B. Впоследствии такой БПЛА получил собственное название MQ-9 Reaper, позволявшее без затруднений различать два аппарата.

По известным данным, в общей сложности было заказано и построено 360 беспилотных летательных аппаратов RQ/MQ-1 всех модификаций. Основным заказчиком такой техники были военно-воздушные силы США. Также несколько крупных контрактов были подписаны с ЦРУ. Со временем подразделения, эксплуатирующие беспилотники Predator, были сформированы и в составе Национальной гвардии.

Показав высокий потенциал в деле решения разведывательных и боевых задач, «Предейторы» заинтересовали военных зарубежных стран. Помимо США такую технику заказывали Италия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Марокко. По понятным причинам, иностранные заказчики приобретали ограниченное количество БПЛА и сопутствующего оборудования. Как следствие, они не развертывали крупные соединения, эксплуатирующие специальную технику. Кроме того, некоторые экспортные контракты предусматривали передачу техники, не имеющей возможности применения вооружения.

Беспилотники Predator всех модификаций самым активным образом использовались в ходе всех локальных конфликтов последних лет. Американские военные и разведчики регулярно отправляли такую технику к предполагаемым позициям противника для получения новой информации или уничтожения указанных целей. За многие годы эксплуатации счет самолетовылетов пошел на десятки тысяч, а количество ракетных ударов ставило новые рекорды и тут же било их.

Естественно, не обходилось без потерь техники. Так, по официальным данным, из 60 беспилотников, состоявших на вооружении к началу войны в Афганистане, в течение нескольких следующих лет было потеряно 20. В общей сложности из 360 построенных машин при тех или иных обстоятельствах потеряли более 80. Нельзя не отметить, что гибель летательного аппарата ни разу не привела к травмам или смерти пилота, как это бывает с пилотируемой авиацией. Самой серьезной угрозой для операторов являлись взыскания за нарушение инструкций и потерю вверенной техники.

Любопытно, что даже потери изделий Predator оказали положительное влияние на дальнейшее развитие и применение БПЛА. Так, во время первых операций в Афганистане одной из главных причин гибели техники стало обледенение на больших высотах. В связи с этим во время ближайшей модернизации RQ-1 и MQ-1 получили антиобледенительную систему и средства защиты двигателя. Расследование прочих крушений позволяло усовершенствовать бортовое оборудование и наземные средства управления, а также разработать средства защиты от зенитных вооружений.

На протяжении 20 с лишним лет эксплуатации беспилотников Predator потери от огня противника почти отсутствовали. У большинства вооруженных формирований, являвшихся основными врагами США, попросту не было зенитных средств, способных поразить БПЛА на рабочей высоте. Однако подобные риски не исключались полностью. Так, несколько беспилотников были потеряны из-за применения третьей стороной зенитных или авиационных ракет.

В конце прошлого десятилетия Пентагону пришлось столкнуться со специфической проблемой. Передача видеосигнала с борта БПЛА на операторский пульт осуществлялась по незащищенному каналу. Это позволило иракским боевикам перехватывать данные и более точно определять, к каким объектам проявляют интерес американские военные. На компьютере, изъятом у одной из группировок, присутствовали записи видео общей продолжительностью около трех суток. Впрочем, были приняты меры, и с 2014 года все «Предейторы» передают видео по зашифрованному каналу.

Несмотря на полученные результаты и общий эффект, БПЛА RQ-1 / MQ-1 достаточно быстро перестали в полной мере устраивать своих хозяев. Так, уже в начале 2001 года состоялся первый полет глубоко модернизированного Predator B, ныне известного как MQ-9 Reaper. За счет самой серьезной переработки конструкции были увеличены полезная нагрузка и летно-технические данные. Теперь именно «Рипер» рассматривается в качестве замены для списываемых «Предейторов».

Одна из претензий к MQ-1 касалась не самой большой дальности полета – около 1100 км, что могло быть недостаточным для некоторых миссий. Эта проблема была решена в проекте MQ-1C Warrior / Gray Eagle. Первая машина этого типа поднялась в воздух в 2004 году, а через пять лет комплекс приняли на вооружение. Постоянно проходя модернизацию, «Грей Игл» сохраняет требуемые возможности, и потому может продолжать службу. К настоящему времени он уже успел частично заменить базовые MQ-1, и теперь ему предстоит стать не просто дополнением к существующей технике, но одной из основ разведывательно-ударной беспилотной группировки.

В середине девяностых годов новейшие БПЛА RQ-1 Predator показали, на что способна подобная техника и тем самым оказали самое серьезное влияние на дальнейшее развитие средств тактической разведки и нанесения ударов. Тем не менее, время этих машин уходит. Они уже выработали значительную часть ресурса и не в полной мере соответствуют требованиям армии. В течение нескольких следующих месяцев беспилотники должны будут покинуть свои ангары. Они отправятся в музеи и на хранение. Возможно, часть этой техники передадут новым эксплуатантам, но ВВС уже не планирует возвращать ее в строй.

По материалам сайтов:
https://defense.gov/
https://airforcetimes.com/
https://defensenews.com/
https://military.com/
http://nvo.ng.ru/
http://globalsecurity.org/
https://defenseindustrydaily.com/