Что такое абстрактное понятие. Что такое абстракция

Что такое Абстракция? Значение и толкование слова abstraktsija, определение термина

1) Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

Они так четко различаются в а. два аспекта: рецепт, который подчеркивает избирательный характер абстрактного процесса, другой ипостатический, который характеризует создание абстрактных тел, особенно в математическом поле. А. вместо этого является «мыслительной мыслью», если рассматривать ее отдельно от духовного опыта. Это «к самой вещи» выдвигается Гуссерлем против потери смысла и абстракции европейских наук, влияния научной революции века. 17 °. Подход, воплощенный в понятиях.

Для когнитивного ученого концепции - это то, что позволяет классифицировать реальность, различать сущности, которые ее составляют, и делать выводы. Согласно воплощенному подходу концепции реактивируют сенсомоторные нейронные сети, активированные в предыдущих опытах с их референтами, то есть они активируют симуляцию, которая заключается в частичной реактивации нейронного рисунка, который возникает, когда происходят сущности внешнего мира. Это представления, направленные на действия, представления о возможностях взаимодействия с природной и социальной средой.

2) Абстракция - - процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

Эти концепции оживляют одни и те же перцептивные, двигательные и эмоциональные системы, чтобы подготовиться к взаимодействию с субъектами внешнего мира, с которыми мы сталкиваемся. Реализованный подход критикует традиционную теорию понятий, согласно которой опыт сущностей внешнего мира будет переведен на абстрактные, амодальные и произвольные символы. Согласно воплощенному подходу концепции кодируются в телесном формате, поэтому мультимодальные и неамодиальные.

Авторы, однако, ставят проблему абстрактных понятий, то есть тех концепций, которые не имеют индивидуальных, четко определенных ссылок, таких понятий, как «фантазия», «справедливость», свобода. Как представляются абстрактные понятия? Проблема состоит в том, чтобы продемонстрировать, что абстрактные понятия также активируют перцептивные и двигательные системы. Авторы приводят многочисленные исследования поведения и нейровизуализации, которые продемонстрировали бы, что сенсомоторная система также активируется абстрактными словами, исследованиями, которые, таким образом, продемонстрировали бы, что даже абстрактные понятия основаны на сенсомоторной системе, хотя они подчеркивают различия между двумя типами понятий.

3) Абстракция - - (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

Режим обучения абстрактных понятий. Основное предположение теории: как абстрактные, так и конкретные концепции воплощаются и зависят от активации сенсомоторной и эмоциональной системы. Однако, поскольку абстрактные понятия не имеют единой конкретной ссылки, приобретение абстрактных понятий сильно отличается от понимания конкретных понятий. В то время как последние могут быть приобретены одержимостью, поэтому в отсутствие лингвистических стимулов невозможно сформировать абстрактное понятие без помощи того, кто помогает нам понять его значение, объединяя различные и разнообразные переживания.

4) Абстракция - (от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

Поэтому для получения абстрактных понятий лингвистический опыт, понимаемый в глобальном смысле, является фундаментальным, то есть синтаксическим, семантическим и прагматичным. Наличие авторитетного члена нашего сообщества, который дает нам объяснение концепции, помогая нам собрать множество разных переживаний под одной меткой, становится решающим для изучения абстрактных понятий. Язык является социальным инструментом в том смысле, что он позволяет нам действовать в мире с другими и в том смысле, что он приобретается через посредничество социальных взаимодействий.

5) Абстракция - - формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

6) Абстракция - (лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

Представление абстрактных понятий. Различные способы представления на нейропсихологическом уровне между конкретными и абстрактными понятиями определяются их различными способами обучения. С нейрофизиологической точки зрения это означает, что они активируют сенсомоторные, эмоциональные и лингвистические мозговые области, активированные в предыдущем опыте с их референтами. Поэтому знание представлено несколькими системами, основанными на сенсомоторном и лингвистическом опыте. В дополнение к конкретным концепциям содержание абстрактных понятий относится скорее к сложным ситуациям, конкретным сценариям, тогда как конкретные концепции представляют собой более индивидуальные объекты.

7) Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

В школе они учили нас, что различие между конкретным и абстрактным заключается в том, что в первом случае говорится о том, что можно проверить с помощью чувств, так что это ощутимо, истинно; во втором случае, с другой стороны, того, что, хотя и существующее, не может быть воспринято, потому что это просто общее понятие, такое как, например, добродетель и доброжелательность. В этой связи интересно посмотреть - воссоздание эволюции языка - поскольку некоторые слова, которые первоначально указывали только на материальные понятия, сегодня способны выразить самые абстрактные понятия.

8) Абстракция - (от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

Давайте рассмотрим глагол, чтобы думать: это не что иное, как латинский глагол, предназначенный для взвешивания; из конкретной вещи он продолжил указывать на абстрактную: не говоря уж, скажем, весить плюсы и минусы конкретного вопроса? Первоначально этот глагол указывал только на конкретную вещь, настолько, что даже сегодня мы говорим о способности местного населения; то, даже на латыни, он приобрел смысл понимания. Конкретно-абстрактная амбивалентность лучше всего воспринимается в другом терминах, сын понимания: способный.

На самом деле мы говорим, что судно очень способно и что мальчик способен решить проблему; в первом случае мы имеем способность содержать в конкретном значении, во втором абстрактном - иметь отношения. Те, кто размышляет, затем сворачивают ум на себя, то есть обращают свое внимание на внутренние факты психической жизни или на деятельность и содержание мысли. Переход от конкретного значения к абстрактному находит, с большим доказательством, в выражениях, чтобы сосредоточиться на собственных мыслях, чтобы собраться в медитации.

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

Поэтому мы хотим сказать, что с этими скромными обозначениями или лучше, мы хотим подчеркнуть тот факт, что в разговоре или письме мы используем некоторые термины, которые наши латинские предки использовали с разными значениями по сравнению с сегодняшними, и только тщательный анализ относится к значению оригинал. Многие из самых абстрактных слов тех, которые выражают математические концепции, после тщательного изучения, раскрывают их оригинальные значения, которые были, по сути, конкретными. Не говоря уже о дуге или веревке круга, которая возвращает нас к материальным образам, поэтому конкретна.

Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

Мы также думаем о многих единицах измерения, которые использовались до французской революции, то есть большого пальца, руки, ноги, локтя и так далее: каждая из этих мер относилась к длине частей нашего тела, что с самого начала был использован как единое целое. Короче говоря, мы хотим сказать, что в языке граница между абстрактным и конкретным чрезвычайно варьируется. В связи с этим в этом отношении говорится о горьком прилагательном: горький кофе и горькая память; или глаголу проглотить: вы можете проглотить пищу, как вы можете проглотить клевету.

- (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

И, говоря об этом глаголе, который представляет двойное спряжение, полезно использовать неинвативную форму, когда она находится в метафорическом смысле: разве вы не боитесь, что темные проглатывают вас? Короче говоря, чтобы завершить этот чат, добрые друзья, итальянский язык - как и все современные языки - имеет тенденцию к большей абстракции, и он делает это, скрывая те характерные черты, которые древние языки все еще показывают нам, и которые были придуманы с четкой ссылкой на объекты окружающего мира.

Много листов, много копий из жизни натюрмортов, статуй и человеческих фигур. Был также портрет меня, сделанный компаньоном: красивый рисунок, но не очень похожий на оригинал, хорошее приближение к реальности, но не очень точное копирование. Рисуя модель, сначала вы рисуете основные линии и самые общие фигуры, затем работайте над деталями и самыми уникальными аспектами. При этом мой друг, с этим творческим процессом обобщения и упрощения, перевел на листе то, что было личной версией того, что он наблюдал.

(от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

Да, потому что восприятие обусловлено многими факторами, а способность воспроизводить то, что наблюдается, ограничена определенными художественными навыками. Поэтому даже «копия из жизни» всегда является частичным учетом реальности и выражает субъективное видение, которое, в свою очередь, зритель будет судить с личной точки зрения. Если мы примем к рассмотрению, что реальность построена в уме, мы подтверждаем тот факт, что это только отражение того, что на самом деле происходит снаружи. Мы знаем, что мозг обрабатывает информацию, полученную через чувства, чтобы создать образ, который мы могли бы определить как приемлемую версию того, что он воспринимал; надежный ответ на стимулы со стороны окружающей среды.

Формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

(лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

Таким образом, портрет исходит из ментального образа и формируется на листе только после технической переделки этого изображения: результат не может точно совпадать с истиной. Когда мы рисуем, мы хотим воспроизвести то, что видим, мы обусловлены этим умственным процессом интерпретации действительности и ограничены нашими техническими способностями, в результате чего мы можем только приблизиться к истине. Если быть точным, даже цифровая фотография, состоящая из пикселей, является воспроизведением и состоит из синтеза реального факта; вы можете увидеть его, если вы увеличите, пока деталь не будет распознана.

(от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

Даже черно-белое фото не соответствует действительности, поскольку мы воспринимаем его в естественной среде, в цвете, и поэтому это интерпретация. На шоу посетитель сказал мне: «Делайте картины, похожие на фотографии и фотографии, похожие на картины», улавливая знак вопроса.

Сравнение фотографии с изображением. Говоря о живописи, мы часто используем очень общие определения изобразительного искусства и абстрактного искусства: первый имеет дело с представлением воспринимаемых вещей, а второй не касается чувствительного мира и состоит из изображений, которые не имеют узнаваемой связи с реальностью, которая окружает нас. Следует, однако, всегда помнить, что искусство представляет собой континуум неограниченных выразительных форм промежуточной степени между абстрактным и образным.

(от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

Конкретные понятия - это понятия, которые обозначают целостные предметы или их классы, обладающие самостоятельностью. Отражают предметы, процессы, явления: вещи «стол», живые существа «человек», продукты фантазии «кентавр», события «война », явления природы «землетрясение». В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: алмазы, дубы, юристы, взрывы, войны. Десигнаты (объем) определить не трудно. Если известен набор признаков, которые составляют смысловое значение, то можно указать на предметы, которые обладают этими признаками.

Абстрактные понятия - это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы. То есть мыслим не сам предмет, а какой-либо из признаков, взятый отдельно. Свойства предметов или отношения между предметами, не существуют самостоятельно, без этих предметов. Свойства: «твердость» (алмаза), «долговечность» (дуба), «компетентность» (юриста), «синева» (моря); отношения: «равноправие» (женщин и мужчин), «социальное партнерство» (между работниками и работодателями), «гражданство » (устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей), «дружба» (между людьми). В русском языке слова, выражающие абстрактные понятия, не имеют множественного числа: не говорят: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей », а «Юрист обладает массой всяких компетентностей».

Нельзя путать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными: «посредник» - общее, конкретное; а «посредничество » - общее, абстрактное. Абстрактным может быть единичное понятие: «Организация Объединенных Наций» - единичное, конкретное; «мужество капитана Гастелло» - единичное, абстрактное.

Определить десигнаты конкретных понятий – не сложно, если известен набор признаков, составляющих смысловое значение, то можно указать на предметы, которые это понятие обозначает. А с абстрактными понятиями все иначе, то, что обозначается ими, не существует в материальной форме, они, обладая смысловым значением, не имеют предметного значения. Считается, что содержанием абстрактного понятия является то свойство или отношение, которое им обозначено, а объемом - множество предметов, которым присуще это свойство, или множество предметов, между которыми существует определенное отношение. Поэтому, белизну снега и белизну скатерти следует рассматривать в качестве десигнатов понятия «белизна», а равенство величин X и У и равенство граждан страны перед законом - в качестве десигнатов понятия «равенство».



Деление понятий на конкретные и абстрактные - относительно . Если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Понятие «сладость» - абстрактное, если в нем мыслится только свойство, а «восточные сладости» - это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Различают их по ведущему понятию: «некомпетентность юриста» - абстрактное, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное - «юрист », а «жертва некомпетентности » - конкретное, хотя и содержит в себе абстрактное - «некомпетентность».

Примеры конкретных и абстрактных понятий: «гражданин» - «гражданственность», «работник» - «профессионализм», «заработная плата» - «платность», «суд» - «судимость».

Понятия безотносительные и соотносительные

Безотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают предметы сами по себе независимо от того, в каком отношении они находятся к другим предметам: «фермер», «правило», «деревня», «правосудие», «природа». Безотносительное понятие сохраняется за предметом с момента его именования до момента его исчезновения («человек» применительно к отдельному человеческому индивиду сохраняется за ним от рождения до смерти).

Соотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают не самостоятельные предметы, а предметы как члены какого-либо отношения. Один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, поэтому они имеют смысл до тех пор, пока существует это отношение, и теряют его, как только это отношение разрушается: понятия «родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей, в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети; «жених – невеста», «начальник – подчиненный», «истец – ответчик», «право – обязанность», «судья – подсудимый», «истец – ответчик».

Пример: понятия «три» и «пять» - безотносительные, но если провести между ними горизонтальную черту, то получится дробь три пятых – 3 - «числитель», а число 5 - «знаменатель» - это уже соотносительные понятия. Чтобы возродить их в качестве самостоятельных чисел, необходимо разрушить отношение, в результате чего перестанут существовать и его моменты - числитель и знаменатель. Термины «порождение» и «уничтожение», для характеристики соотносительных понятий, имеют не физический, а логический смысл.

Иллюстрацией природы соотносительных понятий является шутка: на вопрос, кто кого порождает, «отец – сына» или «сын – отца», следует парадоксальный, на первый взгляд, ответ: «сын порождает отца», и такой ответ верен. Если спросить мужчину, первым ребенком у которого был сын, когда он стал отцом, он назовет дату рождения своего первенца.

Приобретаемые человеком в результате образования понятия не являются соотносительными («юрист», «инженер»).