Миг 31 лучший в мире истребитель. МиГ–31

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет представляет собой свободнонесущий двухдвигательный моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. В планере самолета широко использованы сотовые клееные конструкции и неметаллические материалы. Фюзеляж: однореданный большого удлинения. Впервые в мировой практике для него разработано днище переменной килеватости, что позволило улучшить устойчивость и управляемость самолета при движении по воде, а также уменьшить перегрузки при взлете и посадке. В передней части фюзеляжа за обтекателем антенны РЛС находится кабина экипажа, за ней расположен отсек радиоэлектронного оборудования, а в задней части фюзеляжа - отсек вооружения.
Самолет имеет крыло большого удлинения со стреловидностью по передней кромке примерно 27°. Оно оборудовано мощной механизацией, состоящей из выдвижных двухщелевых закрылков, занимающих наибольшую часть размаха, по всему размаху на передней кромке расположены отклоняемые носки.
Под концевыми частями крыла на коротких пилонах установлены неубирающиеся поплавки, служащие для повышения устойчивости самолета на воде. В задней части фюзеляжа имеется водяной руль.
Трехстоечное колесное шасси самолета используется для эксплуатации его на аэродромах с твердым покрытием. При взлете с аэродрома длина разбега составляет 1000-1200 м, длина пробега при посадке - 700-900 м. При эксплуатации на воде необходимая длина акватории составляет 3200 м. Самолет способен производить взлет и посадку на воду при высоте волн до 1,8 м. В полете и при взлетах и посадках в режиме гидросамолета передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные - в обтекатели, расположенные за крылом. Имеются сведения о возможности установки лыжного шасси для эксплуатации самолета на заснеженных площадках.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30 КВП Пермского МКБ со взлетной тягой 15000 кгс. Двигатели расположены над обтекателями основных стоек шасси таким образом, что крыло защищает их воздухозаборники от попадания в них воды при взлете и посадке. Для дополнительной защиты двигателей от попадания в них воды используются брызгоотражатели, установленные по бортам фюзеляжа в носовой части и перед реданом. Для улучшения характеристик при взлете с водной поверхности самолет оснащен двумя бустерными турбореактивными двигателями РД-60К (КБ В.Климова), установленными под двигателями главной силовой установки в обтекателях основных стоек шасси. Суммарная тяга этих двигателей составляет 5000 кгс.
Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе с топливоприемной штангой, расположенной сверху носовой части корпуса.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет имеет необходимое гидроакустическое оборудование, радиоэлектронные и вычислительные средства, по зволяющие ему решать боевые задачи самостоятельно или во взаимодействии с надводными кораблями, своими подводными лодками и самолетами ДРЛО.
На исходном варианте ПЛО устанавливаются РЛС с антенной в носовом обтекателе, оптический прицел, гидроакустическое оборудование, система управления вооружением - комплекс бортовой поисково-прицельной аппаратуры «Сова».
Морской спасатель Бе-42 оснащен радиолокационным и навигационным оборудованием, позволяющим вести спасательные работы в условиях ограниченной видимости (например, в тумане, в ночное время).
При тушении пожаров «Альбатрос» способен производить забор воды на борт без приводнения - в режиме глиссирования, что позволяет увеличить частоту вылетов к очагу пожара.
ВООРУЖЕНИЕ. В отсеке вооружения самолета длиной 6,1 м могут разместиться до 3 противолодочных торпед «Орлан», или 4-6 противолодочных/противокорабельных управляемых ракет «Коршун», «Ястреб» или «Орел». Максимальная масса боевой нагрузки составляет 6500 кг.

декабрь 1986 г проект 1990 г. 105/37-70 5500 4100 4000/4200 с аэродрома с воды на аэродроме на воде
Описание
Разработчик ТАНТК им. Г.М.Бериева
Обозначение А-40 «Альбатрос» Бе-40П/ПТ
Кодовое обозначение NATO Mermaid
Тип многоцелевой самолет-амфибия
Первый полет
Принят на вооружение
Экипаж, чел 5 (8) 3
Число пассажиров
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета с заправочной штангой, м 43,84
Размах крыла, м 41,62
Площадь крыла, м 2 200,00
Стреловидность крыла по передней кромке 27°
Высота самолета (на сухопутной стоянке), м 11,07
Размеры основной кабины (без кабины летного экипажа), м общая длина 13,9
длина герметизированной части 7,9
максимальная ширина 3,25
максимальная высота 2,1
Масса максимальная, кг взлетная 90 000
нормальна взлетная 86 000
посадочная на аэродром 73000
посадочная на воду 85000
Масса пустого самолета, кг 44000
боевая 6500
коммерческая 10000
Полный запас топлива, кг 35000
Силовая установка
Число двигателей основные 2
бустерные 2
Тип двигателя основные ТРДД Д-30КПВ
бустерные ТРД РД-60К
Мощность двигателя, кгс (кH) основные 2х 15000 (147,1)
бустерные 2х 2500 (24,52)
Уровень шума в ЕРМ дБ при взлете 104
при наборе высоты 99
при посадке 102
Летные данные
Максимальное число М полета 0,79
Скорость полета, км/ч патрулирования 320 - 400
крейсерская 720
максимальная на высоте 6000 м 760
Скорость сваливания, км/ч с убранными закрылками 270
с выпущенными закрылками 182
Практический потолок, м 9700
Эксплуатационная высота полета, м 8000
Дальность полета, км с полным запасом топлива
с максимальной нагрузкой
Максимальная продолжительность патрулирования, ч. без дозаправки 5-8
с дозаправкой 12
Мореходность (высота волны), м 2,2
Потребная длина, м ВПП аэродрома 1800
акватории 3200
Длина разбега, м 1000
2000
Длина пробега, м 700
900
Вооружение
Противолодочные торпеды "Орлан" 3
Ракеты ПЛО "Ястреб" 4
"Коршун" 4
"Орел" 6
Мины, глубинные бомбы, радиогидроакустические буи

МОСКВА, 10 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Самый амбициозный советский проект самолета-амфибии получил второй шанс. В Объединенной авиастроительной корпорации заявили о планах по возобновлению производства легендарных "Альбатросов" — крупнейших в мире летающих лодок А-40, предназначенных для поиска и уничтожения субмарин. И хотя эти гидропланы начали разрабатывать еще в начале 1970-х, ничего даже близко похожего до сих пор не смогла создать ни одна авиационная держава. О капризной, как морская погода, судьбе этой изящной машины — в материале РИА Новости.

Гость из будущего

Идея возрождения производства "Альбатросов" далеко не нова и вполне логична. Хотя бы потому, что другой машины такого класса российский авиапром Военно-морскому флоту пока предложить не может, даже на бумаге. А потребность в них есть, причем весьма ощутимая: из противолодочных амфибий на вооружении морской авиации до сих пор стоят лишь несколько "старичков" Бе-12 "Чайка", которые планировалось списать и заменить на что-то более совершенное еще в 1970-х. Они равномерно рассредоточены по всем пяти флотам — от Камчатки до Крыма.

Собственно, для замены "Чаек" инженеры Таганрогского авиационного научно-технического комплекс а (ТАНТК) имени Бериева и задумывали А-40. По меркам гидроавиации революционным в нем было почти все — от комбинированной силовой установки с двумя маршевыми и двумя стартовыми двигателями до общей схемы компоновки и расположения отсеков. Основные двигатели конструкторы расположили в максимально защищенной от брызг зоне — в хвостовой части над крыльями.

Размеры и возможности машины впечатляют: длина и размах крыльев более 40 метров, практический потолок — 13 километров, дальность — до четырех тысяч километров и время непрерывного патрулирования — до 12 часов. Благодаря удачной аэродинамической схеме, развитой механизации крыла и двум тяговитым двигателям Д-30, 90-тонный самолет получился чрезвычайно послушным в управлении и "легким на подъем". Легким настолько, что по иронии судьбы это стоило должности морскому летчику-испытателю Евгению Лахмостову, недооценившему разгонные характеристики А-40.

В декабре 1986-го, во время одной из испытательных пробежек, "Альбатрос" на скорости 170 километров в час вдруг оторвался от полосы. Экипаж сбросил газ, но это не помогло — машина задрала нос и пошла вверх. Поняв, что для снижения и торможения остатка полосы уже не хватит, командир Лахмостов принял решение взлетать без санкции, сделал два круга и аккуратно притер самолет к бетонке. Несмотря на благополучный исход, после серии разбирательств опытного летчика отстранили от полетов и отправили на пенсию.

Изначально "Альбатрос" затачивали на поиск, преследование и уничтожение субмарин. Он может поднять до 6,5 тонны боевой нагрузки и брать на борт почти весь обширный арсенал вооружения, штатно применяемого на его противолодочных "собратьях" аэродромного базирования Ил-38 и Ту-142. Это бесследные самонаводящиеся торпеды "Орлан", способные работать как по субмаринам, так и по надводным кораблям, противолодочные ракеты, глубинные бомбы, мины, поисковые акустические буи и спецоборудование для радиоразведки. Для сравнения — "Чайка" поднимает всего полторы тонны.

Кроме того, А-40 (гражданская версия А-42) хорошо подходит для поисково-спасательных работ на большом удалении от берега. Мореходные качества планера позволяют взлетать и садиться при высоте волн до двух метров. Еще на стадии разработки конструкторы предусмотрели возможность установки системы дозаправки в воздухе, существенно расширяющей радиус действия самолета. И хотя формально "Альбатрос" не считается дальним, для продолжительных перелетов в нем есть все — туалет, гардероб и даже отсек для отдыха экипажа.

Прерванный полет

Надо признать, к началу 1970-х тема самолетов-амфибий в СССР стала довольно болезненной. Успевший оценить прелести летающих лодок флот требовал новых машин, а Министерство авиационной промышленности предлагало переложить "противолодочные обязанности" на самолеты сухопутного базирования и вертолеты. Продавить проект А-40 бериевцам удалось лишь благодаря недюжинному энтузиазму и нестандартным подходам в проектировании, позволившим построить морской самолет, по основным характеристикам не уступающий машинам аэродромного базирования.

В 1991-м опытный образец "Альбатроса" впервые показали за рубежом. Взлетев над французским аэродромом Ле-Бурже, он мгновенно приковал к себе внимание публики. Амфибия стала единственной из представленных на выставке машин, которую осмотрел президент Франции Франсуа Миттеран. Знающая толк в эстетике французская пресса оценила элегантность самолета с совершенными обводами фюзеляжа и влюбила в него всю авиационную общественность.

После Ле-Бурже "Альбатрос" ждал ошеломительный успех на выставках в Сингапуре, Новой Зеландии и Великобритании, рекордные для гидроавиации перелеты по дальности и высоте и… внезапный отказ Минобороны от дальнейшего финансирования проекта. Денег у военных не хватило даже на завершение комплексных испытаний в Крыму, не говоря уже о запуске в производство опытной серии. Хотя в Таганроге все было готово — построены новые цеха, установлены стапели и другое оборудование.

Пытаясь спасти проект, бериевцы предложили сразу несколько гражданских модификаций борта. В разное время на его базе хотели создать самолет для тушения лесных пожаров, самолет-спасатель и даже пассажирский лайнер средней дальности вместимостью до 120 человек.

В итоге на свет появился многоцелевой Бе-200 — уменьшенная версия А-40, разработанная специально для МЧС. Несколько лет назад им заинтересовалось и Минобороны. Согласно контракту от 2013 года, ТАНТК имени Бериева должен был передать военному ведомству шесть Бе-200, однако его расторгли из-за задержек с поставками. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, в ближайшее время планируется заключить новое соглашение на поставку трех самолетов.

Право на жизнь

Несмотря на отличные летно-технические характеристики, Бе-200 все же существенно проигрывает А-40 по полезной нагрузке, скорости и радиусу действия и больше подходит на роль вспомогательного многоцелевого самолета, нежели "охотника за подлодками", хотя при заключении контракта представители Минобороны не исключали и такой вариант его применения.

Что касается противолодочных машин аэродромного базирования, то у ВМФ имеется около двух десятков дальних турбовинтовых Ту-142 различных модификаций и около 50 среднедальних Ил-38. Ту-142 базируются в Вологодской области (морская авиация Северного флота) и Хабаровском крае (Тихоокеанский флот) и сейчас проходят поэтапную модернизацию на ТАНТК имени Бериева — по словам Алексея Криворучко, первую обновленную машину моряки получат до конца года. Илы примерно поровну поделены между Тихоокеанским и Северным флотами и сейчас последовательно совершенствуются до версии Ил-38Н.

С учетом общей протяженности морских границ России, возможно, уже в скором времени растущему флоту потребуется функциональный и дальнобойный самолет-амфибия, способный разом решить вопросы охоты за подлодками вероятного противника, патрулирования, разведки, доставки десантов и грузов. На десятилетия опередивший свое время "Альбатрос" пришелся бы тут как нельзя кстати.

По оценкам экспертов, российскому авиапрому сейчас вполне по силам запустить его в серию — все упирается только в деньги. Известно, что "Альбатросом ", как и Бе-200, живо интересовались потенциальные покупатели из Китая, Индии, Малайзии и других стран, однако до контрактов дело не дошло.

Главный конструктор А. К. Константинов Первый полёт 8 декабря 1986 года Статус проект закрыт в 2012 году

проект возобновлен в 2016 году

Единиц произведено 2 Варианты Бе-200 Изображения на Викискладе А-40 А-40

А-40 «Альбатрос» (Бе-42, изделие «В», по кодификации НАТО : Mermaid) - советский многоцелевой самолёт-амфибия . Планировался для замены Бе-12 .

История создания

Создан таганрогскими авиастроителями во главе с главным конструктором А. К. Константиновым (ТАНТК имени Г. М. Бериева). 8 декабря 1986 года совершил свой первый полет с суши . С воды «Альбатрос» впервые поднялся в воздух 4 ноября 1987 года . Лётные испытания проходили в Таганроге и на заводской испытательной станции в Геленджике .

Проект был остановлен после распада Советского Союза . Неоднократно заявлялось о возобновлении производства, пока в 2012 году Министерство обороны окончательно не отказалось от самолётов этого типа .

Конструкция

Самолёт представляет собой «летающую лодку », выполненную по схеме высокоплана с крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением . Фюзеляж однореданный, с днищем переменной килеватости. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 27 град. Механизация включает предкрылки и двухщелевые закрылки. Для эксплуатации с суши самолёт имеет шасси . Для эксплуатации с водной поверхности для устойчивости самолёт оборудован поплавками на законцовках крыла и водяным рулём в корме. В конструкции планера машины широко используются сотовые клееные конструкции и неметаллические материалы.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Д-30КВП, установленных в верхней части фюзеляжа за крылом, в наиболее брызгозащищённой зоне, и двух дополнительных бустерных двигателей в задней части гондол шасси, под основными двигателями. Бустерные турбореактивные двигатели применяются только при взлёте с воды.

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации А-40.

Технические характеристики

  • Экипаж : 4-8 человек
  • Длина : 45,70 м
  • Размах крыла: 42,50 м
  • Высота : 11,07 м
  • Площадь крыла: 200 м²
  • Масса пустого: 44 000 кг
  • Масса снаряжённого: 51 000 кг
  • Нормальная взлетная масса: 86 000 кг
  • Максимальная взлетная масса: 90 000 кг
  • Масса полезной нагрузки : 10 000 кг
  • Масса топлива: 35 000 кг
  • Двигатели:
    • основные: 2× ТРДД Д-30ТКПВ
    • взлётные: 2× ТРД РД-60К
  • Тяга:
    • основные: 2× 117,68 кН
    • взлётные: 2× 24,52 кН

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость : 800 км/ч
  • Крейсерская скорость : 720 км/ч
  • Практическая дальность: 4 000 км
  • Перегоночная дальность: 5 500 км
  • Продолжительность патрулирования: 12 ч
  • Практический потолок : 13 000 м
  • Эксплуатационная высота полёта : 8 000 м
  • Длина разбега: 1000/2000 м (суша/вода)
  • Длина пробега: 700/900 м (суша/вода)
  • 430 кг/м²
  • Аэродинамическое качество : 16-17
  • Мореходность (высота волны): 2,2 м

Вооружение

6 500 кг различного вооружения:
  • гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины
  • 3 торпеды «Орлан» или
  • 4 «Коршун» или
  • 4 противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или
  • 6 торпед АПР-3 «Орёл»

См. также

Напишите отзыв о статье "А-40"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий А-40

Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 / Фото: kollektsiya.ru

Новейшие противолодочные гидропланы А-40 "Альбатрос" заменят самолеты-амфибии Бе-12 в рамках полного обновления парка морской авиации Черноморского флота (МА ЧФ) России к 2020 году, заявил журналистам в четверг начальник МА ЧФ полковник Геннадий Загонов.

"Самолеты-амфибии Бе-12 будут заменены на современные противолодочные самолеты А-40 к 2020 году", - сказал он.

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 "Альбатрос" (Бе-42, изделие "В", по кодификации НАТО: Mermaid) – советский многоцелевой самолет-амфибия, планировался для замены Бе-12. Проект был остановлен после распада Советского Союза, впоследствии неоднократно заявлялось о возобновлении производства, сообщает РИА Новости .

Техническая справка

А-40 "Альбатрос" (Бе-42) - советский самолет-амфибия

Разработка этого оригинального и красивого самолета А-40 "Альбатрос" (Бе-42) началась в 1983 году в ТАНТК им. Г.М. Бериева под руководством главного конструктора А.К. Константинова. После создания летающей лодки Бе-12 «Чайка» в 1960 году прошло более двух десятилетий, в КБ пришло новое поколение конструкторов, которым удалось спроектировать и довести машину до взлета.

Машина задумывалась прежде всего как самолет противолодочной обороны, но в процессе проектирования заложили решения, позволившие получить ее как многоцелевую: для поисково-спасательных работ, пассажирских и грузовых перевозок, в противопожарном варианте.

Машина представляет собой летающую лодку с высокорасположенным крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Крыло набрано из сверхкритических профилей, его удлинение равно 9, со стреловидностью по передней кромке 23,2°.

Применение дифференциального выпуска и уборки закрылков с автоматической перестановкой стабилизатора позволило исключить попадание воды на средства механизации крыла, уменьшить высоту лодки и увеличить ее гидродинамическое качество.

Под концами крыла на коротких пилонах установлены поплавки для повышения устойчивости самолета на воде. Еще во время проектирования, в гидроканале ЦАГИ испытывались многочисленные модели лодки. В результате на А-40 эксплуатационные перегрузки при взлете с воды получились в два раза меньше, чем у Бе-10 и Бе-12.

Впервые на этом самолете от носа до редана применили днище переменной килеватости. По сравнению с предшествующими самолетами у него необычно низкий редан. В результате машина отличается повышенной мореходностью и способна взлететь при высоте волны 2,2 м.

На самолете А-40 "Альбатрос" установлены два двигателя Д-ЗОКВП Пермского НПО «Авиадвигатель». Они располагаются на невысоких пилонах над обтекателями шасси за крылом, что защищает воздухозаборники от попадания в них воды при взлете и посадке.

В носовой части фюзеляжа и перед реданом по бортам лодки установлены брызгоотражатели. Внизу основных двигателей установлены два стартовых двигателя, служащие при взлете как дополнительная тяга. Сверху носовой части корпуса находится топливоприемная штанга для дозаправки самолета в воздухе. Самолет-амфибия может эксплуатироваться как с воды, так и с суши.

Шасси самолета трехопорное с носовым колесом, основные четырехколесные убираются в развитые обтекатели между крылом и фюзеляжем. Проработан вариант самолета противолодочной обороны, в арсенале которого может находиться полный комплекс управляемого и минно-бомбо-торпедного вооружения.

В пассажирском варианте самолет может взять 105 человек на расстояние до 4000 км. В противопожарном варианте он может сбрасывать на очаг пожара до 25 т воды, а при наличии в районе водного бассейна, на режиме глиссирования может выполнять забор воды для ее сброса.

Первый полет «Альбатроса» был успешно выполнен в декабре 1986 года, пилотировал его экипаж летчика-испытателя Е.А. Лахмостова. На этапе заводских испытаний на этой опытной машине были установлены 126 мировых рекордов!

Во время первого показа машины за рубежом, на международном авиасалоне в Ле Бурже, ей присвоили почетное звание «Мисс Париж-91». Ее борт посетил президент Франции Франсуа Миттеран.

Три проекции / Фото: www.airwar.ru


Тактико-технические показатели

Экипаж, чел. 4
Двигатель маршевый, тип х кол, название ТРДД х 2, Д-ЗОКПВ
Двигатель стартовый, тип х кол, название ТРДх2, РД-38А
Тяга, кгс 12 000 + 2750
Размах крыла, м 41,6
Площадь крыла, м ² 200,0
Длина самолета, м 43,84
Высота самолета, м 11,0
Масса, кг:
максимальная взлетная 86 000
пустого 44 000
полезной нагрузки 10 000
Максимальная скорость, км/ч 820
Практический потолок, м 9700
Перегоночная дальность, км 5500

И представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Планер МиГ-31 изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150º, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. За счет этого была снижена масса планера

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g.
В носовой части фюзеляжа расположен отсек радиолокационной станции. Экипаж - летчик и оператор системы вооружения - размещаются в двухместной герметичной кабине на катапультных креслах К-36ДМ по схеме тандем. Фонарь кабины экипажа имеет две откидывающимися вверх-назад створки. На самолетах МиГ-31Б слева перед кабиной размещена выпускаемая топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.
Трехлонжеронное крыло малого удлинения имеет угол стреловидности по передней кромке 41º. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Задняя кромка крыла оснащена щелевыми закрылками и элеронами, передняя кромка - отклоняемым 4-секционным носком. Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену). Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8º, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом 12º установлены дополнительные аэродинамические гребни. Система управления МиГ-31 механическая, с гидроусилителями во всех каналах.
Основные опоры шасси самолета имеют оригинальную конструкцию. Вместо одного колеса диаметром 1300 мм, применявшегося на МиГ-25, они оснащаются тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм, при этом заднее колесо размещено не в следе переднего, а несколько сдвинуто наружу. Такое шасси значительно снижает давление на грунт, что позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и ледовых аэродромов. Передняя опора шасси снабжена спаркой колес размерами 660х200 мм с грязезащитными щитками.
Силовая установка включает 2 двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф-6 (первоначально Д-30Ф) со смешением потоков наружнего и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Тяга 9500 кгс на максимальном режиме и 15500 кгс на режиме полного форсажа. Воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения боковые, регулируемые с помощью подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещаемого в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках, составляет 19500 л (16350 кг). На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два топливных бака на 2500 л топлива каждый. Заправка - централизованная. Самолеты МиГ-31 более позднего выпуска, а также МиГ-31Б (БС) оборудуются системой дозаправки топливом в полете.
Оборудование . Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 "Заслон", имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа "истребитель" (ЭПР порядка 5 м 2) до 180 км. Дальность автоматического сопровождения - 120 км. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей +70º по горизонтали и +70/-60º по вертикали. На индикаторе РЛС в кабине оператора отображается большое число обнаруженных целей, из которых 10 принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычислитель "Аргон-К" выбирает из них 4 наиболее важные, на которые наводятся 4 ракеты "воздух-воздух" Р-33.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - до 50 км, горизонтальный сектор обзора - +60º, вертикальный - +6/ -13º. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловыми головками самонаведения. В кабине летчика установлен прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.
Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Автоматический обмен тактической информацией между самолетами группы производится с помощью аппаратуры передачи данных АПД-518 на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможность ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.
Передача команд наведения на борт перехватчика с наземных командных пунктов осуществляется с помощью бортовой аппаратуры командной радиолинии управления 5У15К-11.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета включает систему автоматического управления САУ-155МП с системой ограничительной сигнализации СОС-3М-2 и комплекс навигации КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем "Маневр", радиотехнической системой ближней навигации, посадки и определения взаимных координат "Радикал-НП" (А-312), радиовысотомером А-031, автоматическим радиокомпасом АРК-19, маркерным радиоприемником А-611, радиотехнической системой дальней навигации А-723 "Квиток-2" (на самолете МиГ-31Б). Дальняя радионавигация осуществляется в рамках двух систем: "Тропик" (аналогична западной системе "Лоран") с дальностью действия до 2000 км и точностью определения координат 130...1300 м и "Маршрут" (аналогична системе "Омега") с дальностью действия от 2 до 10 тыс.км и точностью определения координат 1800...3600 м. В состав радиосвязного оборудования входят УКВ радиостанции Р-800ЛГ и Р-862 и КВ радиостанция Р-864. На самолете имеется аппаратура предупреждения об облучении СПО-15 ЛМ "Береза" и устройство сброса пассивных помех УВ-3А.
Вооружение самолета МиГ-31 состоит из ракет "воздух-воздух" и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются 4 ракеты большой дальности Р-33 , размещаемые парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах АКУ-410. Кроме того, на внутренних подкрыльевых точках подвески могут размещаться две ракеты средней дальности Р-40ТД или четыре ракеты ближнего боя Р-60М с тепловыми головками самонаведения. Пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23М калибра 23 мм с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.

ОКБ им.А.И.Микояна МиГ-31 Foxhound (гончая) Дальний сверхзвуковой перехватчик 1981 2 22,688 6,15 13,464 61,6 7,113 3,638 46200 41000 21825 16350 4000 (3000) 2 ДТРДФ Д-30Ф6 максимал 9500 (91) на форсаже 15510 (152) при М=2,35 720 с подвесными баками 1400 практическая 2150 перегоночная 3300 на уровне моря 1500 на высоте 17500 м 3000 (2,83) 2500 (2,35) 20600 950-1200 800 шестиствольная 23-мм ГШ-23-6 Р-33 4 Р-60М 4
Описание
Разработчик
Обозначение
Кодовое наименование НАТО
Тип
Год принятия на вооружение
Экипаж, чел
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Размах крыла, м
Площадь крыла, м 2
База шасси, м
Колея шасси, м
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг
Нормальная взлетная масса, кг
Масса снаряженного самолета, кг
Масса топлива во внутренних баках, кг
Силовая установка
Число двигателей
Двигатель
Тяга двигателя, кгс (кН)
Летные данные
Боевой радиус, км
Дальность полета, км
Максимальная скорость полета, км/ч
Крейсерская скорость, (М=)
Практический потолок, м
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Вооружение
Пушка
УР «воздух-воздух»



Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиация и космонавтика №8. 1999
  3. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /;
  5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /;
  6. «Истребители» /В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  7. «Вестник авиации и космонавтики» 4"99