Демонстрационный огэ по обществознанию. Демонстрационный огэ по обществознанию Какой из приведенных примеров иллюстрирует межличностное общение

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2015 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2015 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2015 г., приведён в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого

ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по обществознанию.

Обществознание. 9 класс Демонстрационный вариант 2015 г. - 3 / 21

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2

содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа

в тексте работы.

Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности

цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его

и запишите рядом новый.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для

выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из

текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения;

соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;

применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать

и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются

на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

задания, суммируются.

Баллы, полученные Вами за выполненные

Демонстрационный вариант 2015 года

Инструкция по выполнению работы

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

При выполнении заданий 1–20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1 Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) племена, народности

2) сословие, класс

3) республика, федерация

4) издержки, прибыль

2 Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

3 На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)

1) семейное законодательство

2) урок

3) школьники

4) семейная пара

4 Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

5 Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

1) начальном общем

2) основном общем

3) среднем общем

4) среднем профессиональном

6 Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

9 В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить. Ответ:

10 Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

12 Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14 Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) председатель правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) председатель центробанка

15 В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

17 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

18 В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ

1) принимает законы

2) разрешает правовые споры

3) утверждает изменения границ между субъектами РФ

4) осуществляет управление федеральной собственностью Ответ:

19 Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать Ответ:

20 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства? А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти

осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

государстве Z установлен

демократический политический режим,

а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт

сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

пресечение нарушений общественного порядка

наличие органов исполнительной власти

свободные выборы на альтернативной основе

вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства

Черты различия

22 Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

ГРУППЫ ПРАВ

А) право на охрану здоровья и медицинскую

гражданские (личные)

политические

защита от произвольного вмешательства

социальные

в личную жизнь

право на защиту чести и достоинства

право на свободу мирных собраний и

ассоциаций

Д) право на жизнь

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

23 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ: А Б В

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

и выполните задания 24, 25.

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Повышение оплаты труда

Модернизация

производства

Повышение квалификации

Развитие инициативы

Работники частных

Работники

работников

государственных

Создание комфортных

предприятий

условий труда

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

24 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.

2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.

3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.

4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы

и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов

непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Большинство работников связывают повышение производительности

труда с научно-техническим прогрессом.

Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для

работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

Модернизация производства позволяет повысить заработную плату

работников.

Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли

опрошенных.

Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Ответ: _________________________.

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Обществознание. 9 класс Демонстрационный вариант 2015 г. - 13 / 21

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

29 Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

За правильный ответ на каждое задание части 1, кроме задания 22, ставится 1 балл. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

№ задания

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать

основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты :

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие

сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных

смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента

Количество выделенных фрагментов может быть различным

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их

названия (пункты плана) отражают основные идеи соответству-

ющих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все

названия (пункты плана) отражают основную идею каждого

фрагмента текста

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста,

являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) роль : человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над

чем не сможет думать машина;

2) качества : общая интеллигентность человека,

его способность

создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно указаны роль и два качества

Правильно указана только роль.

ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество.

ИЛИ Правильно указаны только два качества

Правильно указано только одно качество.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие причины :

знания всё растут и усложняются;

именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас

способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств , допустим:

занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые

качества, умения взаимодействовать с партнёрами и

соперниками;

чтение художественных произведений развивает воображение,

чувство сопереживания; расширяет представления о мире и

человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае

указаны качества

Дан ответ на вопрос, приведены один-два примера, качества

указаны только для одной из форм.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества указаны

для двух форм.

ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае указаны качества

Дан ответ на вопрос, приведены два примера.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, указаны качества для двух форм (формы

не названы, но понятны из контекста).

ИЛИ Приведены два примера, качества указаны для одной из форм.

ИЛИ Приведён один пример, качества указаны для одной-двух

Дан ответ на вопрос, и приведён пример.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, и названо качество.

ИЛИ Приведены только два примера.

ИЛИ Указаны только два качества.

ИЛИ Дан только ответ на вопрос

Максимальный балл

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо-

дит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось

человечество во второй половине XX в., во многом вызваны

интенсивной преобразовательной деятельностью человека,

характер и направленность которой в

изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не

оказывают

позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе

потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Даны два объяснения

Дано одно объяснение

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

31 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения) :

в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому

приходится их постоянно пополнять, корректировать;

современные люди часто меняют работу, поэтому приходится

постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Могут быть указаны следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

2) два примера с указанием качеств, допустим:

Занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

Чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Задание А12 (д.в. 2012г). Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение? глава государства обращается к гражданам в СМИ врачи слушают доклад министра здравоохранения друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились представители профсоюзов обсуждают организацию митинга. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Слайд 38 из презентации ««Общество» 9 класс» . Размер архива с презентацией 3943 КБ.

Обществознание 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Косметолог» - Стоимость обучения курсов. Чем занимается косметолог. Косметология. Медицинский колледж. Медицинское образование. Пути получения профессии. Трудоустройство. Личностные и профессиональные качества медсестры. Медсестра. Общеобразовательная подготовка. Личностные и профессиональные качества косметолога. Косметолог. Учебные заведения и вступительные экзамены. Медицинские ограничения.

«Профессия актёр» - 5 мифов о профессии актёра. Актеры зарабатывают огромные деньги. Карьера и заработная плата. Квалификационные требования. В актерской профессии нет ничего сложного. Красивая внешность. Профессия актёр и её характеристика. Функциональные обязанности. Актеры лукавят, когда говорят, что слава для них вторична. Актёр.

«Формы государственного правления» - Монархия. Единство экономического пространства. Формы государсвенного правления. Республика. Парламентская республика. Формы государственного правления. Суверенитет Российской Федерации. Тоталитарное государство. Конституция Российской Федерации. Конституционная монархия. Что такое форма правления. Абсолютная монархия. Государственная власть РФ. Форма правления в России. Форма правления. Президентская республика.

«Материнская любовь» - Пишите письма. Ссоры и обиды. День рождения мамы. Казанская икона Богоматери. Не обижайте матерей. Исида. Мать. Материнская любовь. Продолжите предложение. Материнство. Притча о матери. Ангел. Фотографии. Что значит мама в жизни человека. Вздыхают матери в тиши. Сикстинская мадонна. Изображения. Бог мягко прикоснулся к детской головке. Ласковые слова. Обида. Ребенок.

«Готическая субкультура» - Отсюда соответствующие стиль в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности. 3. Ношение оккультно-религиозного "египетского креста" – анкха (крест с петлей на верхнем конце). 2. Тотальное использование в одежде черного цвета. Существует определенное течение в музыке, оцениваемое и воспринимаемое готами как «готическое».

«Классификация профессий» - Выбор профессии. Результаты. Группы профессий. Учитель. Профессия. Партнёры. Классификация профессий. Жизненные планы. Вопрос профессионального самоопределения. Проект «Мир профессий». Анализ профессии. Отделы профессий. Повар-кондитер. Типы профессий. Выбор будущей профессии. Хороший аттестат. Требования профессии к человеку. Классы профессий. Фельдшер. Мир профессий. Требования к профессии повар-кондитер.

Тренировочные тесты для подготовки к ОГЭ по обществознанию по разделу "Личность и общество" представлены в 4-х вариантах с ответами и являются хорошим средством для закрепления обучающимися данного раздела обществознания. В представленных вариантах даются вопросы первой части экзаменационной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человек и общество (ГИА)

Вариант 1

А1.Общество в широком смысле слова – это

1) весь мир в многообразии его форм

2) среда обитания человека

3) источник производственных ресурсов, необходимых человеку

4) совокупность способов взаимодействия людей

А2. Какой признак характеризует понятие «личность»?

1) биологические потребности 3) физиологические особенности

2) сознательные цели 4) природные задатки

А3. В семье Л.Часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?

  1. принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс

А4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А.Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Б.неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказывается на состоянии других.

А5. Общество в узком смысле слова – это

1)определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3)совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему миру

А6. Открытия М.В.Ломоносова, изобретения И.П.Кулибина, труды Д.И.Менделеева представляют собой пример деятельности

1)политической 2) интеллектуальной 3) художественной 4) государственной

А7. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как

  1. специалиста 2) гражданина 3) индивида 4) личность

А8. Верны ли суждения об обществе?

А.В процессе общения нельзя проявлять уступчивость.

Б. В процессе общения формируется такое важнейшее качество человека, как принципиальность.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9.Что из перечисленного ниже относится к социальной сфере общественной жизни?

1)повышение уровня жизни пожилых людей 3)публикация нового романа

2)закрытие научной библиотеки 4)достижение промышленного роста

А10. Отдельно взятый представитель человеческого рода – это

1)гражданин 2) индивид 3) индивидуальность 4) личность

А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?

1)является формой деятельности человека 3)даёт человеку опыт действия с предметами

2)предполагает наличие цели 4)может носить коллективный характер

А12. Верны ли суждения о соотношении природы и общества?

А.Природа и общество во взаимосвязи образуют единый реальный мир.

Б.Общество, создав культуру (вторую природу), утратило связь с природой.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13 Воздействие человека на природу проявляется в следующем

1)обучение людей экологически грамотному поведению

2)разрушение деревни в результате лесного пожара

3)создание организаций защитников природы

4)увеличение промышленных отходов

А14. Одной из форм межличностных отношений выступает

  1. приятельство 2) взаимодействие 3) сотрудничество 4) взаимосвязь

А15. Антон читает произведения художественной литературы, выполняет различные задания, связанные с книговедением, с целью приобретения профессии библиотекаря. Какую форму деятельности иллюстрирует этот пример?

1)учение 2) общение 3) труд 4) игра

А16. Верны ли суждения о средствах общения?

А.Средством общения является использование смыслового содержания слов.

Б.Средством общения является применение жестов, мимики и интонации.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Учреждение акционерного общества относится к сфере общественной жизни

  1. политической 2) экономической 3) духовной 4) социальной

А18. К деловым отношениям принадлежит

1) беседа ученика с директором школы

2) разговор приятелей по поводу просмотренного кинофильма

3) совместное увлечение сбором значков

4) общение друзей в туристическом походе

А19. Сергей является в фирме фигурой незаурядной, он стремился к новым методам работы. Все знали, что Сергей – лидер коллектива. В свободное от работы время он охотно общался с друзьями и всегда был готов прийти к ним на помощь. Всё это характеризует Сергея как

1)индивида 2) личность 3) профессионала 4) семьянина

А20. Верны ли суждения о человеке и обществе?

А.Человек и общество – часть природы и подчиняются всем её законам.

Б.Человек – существо социальное и живёт по законам общества.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21.Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества:

1)социальной 2) трудовой 3) экономической 4) технической

А22. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1)дыхании 2) питании 3) самосохранении 4) самореализации

А23. Верны ли следующие суждения об обществе?

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Человек и общество (ГИА)

Вариант 2

А1.К основным признакам общества относится (-ятся)

1) отсутствие изменений 3) сознательная деятельность

2) природные условия 4) полная независимость от природы

А2. Организатором деятельности в малой группе выступает

1)председатель 2) начальник 3) заведующий 4) лидер

А3. Галина обладает уникальными математическими способностями. Этот пример характеризует человека как

1)личность 2) учащуюся 3) индивида 4) индивидуальность

А4. Верны ли суждения о соотношении общества и природы?

А.Общество и природа взаимно влияют друг на друга.

Б.Общество – слишком незначительная часть природы, чтобы существенным образом влиять на ёё состояние.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Соотношение сфер общественной жизни отличается

1)их независимостью друг от друга

2) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер

3) господством экономической сферы общественной жизни

4) определяющей ролью политической сферы общественной жизни

А6. Понятие «представитель дворянского сословия» России XVIII в. характеризуют человека как

1)индивидуальность 2) индивида 3) личность 4) профессионала

А7. Геннадий поехал на рыбалку с приятелем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о личных отношениях?

1)возникают вне зависимости от выполняемой работы

2) складываются на основе определённых чувств

3) представляют собой взаимосвязь человека с другим человеком

4) характеризуют ближайшее социальное отражение человека

А8. Верны ли суждения о конформизме?

А. Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б.Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Одной из сфер общественной жизни является (-ются)

1) церковь 3) производительные силы общества

2) духовная культура общества 4) общественные отношения

А10. Особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых, - это

1)общение 2) игра 3) учение 4) труд

А11. В клинике «П.» возник конфликт между двумя врачами по поводу способов лечения больного. Каждый из врачей считает, что отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьёзными потерями для пациента, кроме этого, в случае поражения произойдёт утрата их собственного авторитета и товарищей. Поэтому оба врача упорно отстаивают свою позицию. Какой стиль поведения в межличностном конфликте иллюстрирует данный пример?

1)уклонение 2) приспособление 3) соперничество 4) компромисс

А12. Верны ли следующие суждения об отличии человека от животного?

А.Отличие человека от животного состоит в том, что человек способен производить орудия труда и использовать их.

Б. Отличие человека от животного состоит в том, что человек способен преобразовывать окружающий мир.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13. К числу основных сфер общественной жизни относится

1)материальное производство 2) экономика 3) государство 4) конституционное право

А14. Какие две стороны составляют сущность человека?

1)классовая, биологическая 3) экономическая, природная

2) биологическая, социальная 4) биологическая, потусторонняя

А15. Андрей в компании друзей пользовался большим авторитетом благодаря своим личным качествам: более высокой активностью и инициативностью при осуществлении общих задач, умением оказывать влияние на своих товарищей. Он обладал способностью организовывать совместную деятельность, устанавливать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе, а главное – принимать решения в самых важных ситуациях. Какую социальную роль в малой группе выполнял Андрей?

1)»душа общества» 2) труженик 3) лидер 4) «генератор идей»

А16. Верны ли суждения о деятельности?

А.Деятельность свойственна и животному, и человеку.

Б, деятельность связана с преобразованием окружающей среды.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Что из приведённого ниже может способствовать улучшению экологической ситуации?

1)нерациональное использование природных ресурсов 3) разлив у берегов страны нефти

2)массовая вырубка лесов 4) строительство безотходных предприятий

А18. Укажите характеристику человека, которая обусловлена

1)способность мыслить логически 3)чувственное восприятие мира

2)предрасположенность к определённым заболеваниям 4) наличие кровеносной системы

А19. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого до деталей воспроизводят облик разрушенного собора – памятника победы России в Отечественной войне 1812 г., является примером

1)игры 2) общение 3) учения 4) труда

А20. Верны ли суждения о коллективизме?

А. Коллективизм – это признание того, что коллектив всегда прав.

Б. Коллективизм – это черта характера личности, умеющей ужиться в группе.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как

1)индивида 2) личность 3) ученика 4) товарища

А22. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А23. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ

Человек и общество (ГИА)

Вариант 3

А1. Общей чертой общества и природы является

1)существование независимо друг от друга 3) сознательная и волевая деятельность

2) наличие признаков системы 4) действие в качестве создателя культуры

А2. Какой признак характеризует понятие «индивидуальность»?

1)биохимические особенности 3) особенности характера

2) пол 4) физиологические особенности

А3. Виктор посещает лекции и семинары в Инженерно-экономическом университете, являясь студентом второго курса. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о такой форме деятельности, как учение?

1)допускает использование определённых правил и норм

2) формирует способность решать задачи в профессиональной сфере

3) может иметь индивидуальный характер

4) складывается из отдельных действий

А4. Верны ли суждения о человеке?

А, Человек уже от рождения является человеком.

Б. Человеком не рождаются, а становятся.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Что из приведённого ниже относится к экономической сфере общественной жизни?

1)возникновение христианства 3) меры помощи пенсионерам

2) публикация предвыборной программы 4) банковский кризис

А6. Особенностью подросткового возраста является

1)переориентация общения с родителями на сверстников

2) отсутствие социальных ролей

3) преобладание игрового освоения социальной реальности

4) уравнение объёмов прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения

А7. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесённого рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?

  1. труд 2) учение 3) общение 4) игру

А8. Верны ли следующие суждения о человеке?

А.Человек определяется только врождёнными качествами.

Б.Человек определяется не только врождёнными, но и приобретёнными качествами.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Соотношение общества и природы заключается

1)в полном подчинение общества природе 3) во взаимном влиянии общества и природы

2) в независимости общества и природы друг от друга 4) в подчинении природы обществу

А10. Признаком общения не является

1)обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями

А11. Российский кинорежиссёр А.Звягинцев поставил художественный фильм «Елена», который широко обсуждался общественностью. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1)духовная 2) экономическая 3) социальная 4) политическая

А12. Верны ли суждения о межличностных отношениях?

А.Межличностные отношения возможны только среди малых групп людей.

Б. Межличностные отношения возможны только среди больших групп людей.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13. Внедрение машин в производство относится к сфере общественной жизни

А14. Формой межличностных отношений не является

1)дружба 2) знакомство 3) взаимопонимание 4) приятельство

А15. Подруги Светлана и Мария делятся впечатлениями от поездки за город. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общении?

1)помогает человеку познавать окружающий мир

2) выражается в обмене результатами психической деятельности

3) доставляет человеку удовольствие

4) характеризуется удовлетворением социальных потребностей человека

А16. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества?

А.Природа является частью общества.

Б.Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Учреждение Организации Объединённых Наций относится к сфере общественной жизни

1)экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А18. Социальное начало в человеке

1)противоречит биологическому 3) неразрывно связано с биологическим

2) независимо от биологического 4) предшествует биологическому

А19. В магазине «Электроника» покупатель Б. узнаёт у продавца цену телевизора «Филипс» и интересуется возможностью скидок. Какую функцию общения иллюстрирует этот пример?

1)соблюдение социальных условностей 3) выражение своих чувств

2) получение обратной связи о себе 4) обмен информацией

А20. Верны ли суждения о взаимосвязи природы и общества?

А.Между природой и обществом имеет место только конфликтная взаимосвязь

Б. Между природой и обществом имеет место только гармоничная взаимосвязь.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

1)экономическую 2) социальную 3) трудовую 4) рыночную

А22. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностные отношения?

1)Глава государства обращается к гражданам в СМИ

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга

А23.На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является (-ются)

1)семейное законодательство 3) школьники

2) урок 4) семейная пара

Человек и общество (ГИА)

Вариант 4

А1. Соотношение общества и природы не может характеризоваться

1)возможностью автономного развития общества от природы

2)взаимным влиянием общества и природы

3) отрицательным влиянием общества на природу

4) отрицательным влиянием природы на общество

А2. Труд в отличие от игры

1)имеет полезный характер 3) преобразовывает внешнюю среду

2)предусматривает общение 4) предполагает наличие партнёра

А3. Девятиклассник Егор проявляет интерес к истории. Он участвует в работе школьного исторического общества, где выступал с результатами ученического исследования о родословной своей семьи. Неоднократно Егор отстаивал честь школы на исторических олимпиадах, на которых становился победителем. Каким (-ими) качеством (амии) обладает Егор?

1)талантом 2) гениальностью 3) задатками 4) способностями

А4. Верны ли суждения о межличностных конфликтах?

А.Межличностные конфликты могут быть конструктивными.

Б. Межличностные конфликты всегда являются неконструктивными.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5.К экономической сфере общественной жизни не относится

1)обеспечение занятости 3) забастовочное движение

2) разорение фирмы 4)предоставление кредита

А6. Какой признак не свойственен общению?

1)получение обратной связи о себе 3) обмен знаниями

2) обмен веществ 4) выражение своих чувств

А7. Итальянский гуманист Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Каким (-ими) качеством (-ами) обладал Леонардо да Винчи?

1)способностями 2) одарённостью 3) талантом 4) гениальностью

А8. Верны ли суждения о способах разрешения межличностного конфликта?

А. В качестве способа разрешения межличностного конфликта необходимо больше внимания уделять обсуждению разногласий в подходах и установках, чем рассмотрению совпадающих позиций.

Б. В качестве способа разрешения межличностного конфликта необходимо в конфликтной ситуации сохранять вежливость и самообладание.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Открытие закона сохранения и превращения энергии относится к сфере общественной жизни

1)экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А10. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким музыкальным слухом. Как можно назвать качество, которым она обладает?

1)способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность

А11. Учащийся школы Макар спрашивает у своего товарища, насколько убедительно он выглядел во время выступления на ученической конференции. Какую функцию общения иллюстрирует этот пример?

1)воздействие на других людей 3) передача умений и навыков

2) получение обратной связи о себе 4) выражение своих чувств

А12. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А.Общество, начиная с определённого уровня развития производства, избавляется от прямой зависимости от природных факторов.

Б. Общество оторвано от природы и процессов её естественного развития.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А13. Что из приведённого ниже служит примером негативного воздействия общества на природу?

1)транспортировка радиоактивных веществ на значительные расстояния

2) налаживание производства «Экологически чистых» автомобилей

3) увеличение средств на очистные сооружения

4) создание государственных природных заповедников

А14. Гражданин С. утверждал: «Я никогда не иду против своего коллектива, даже тогда, когда я с ним не согласен. Зачем конфликтовать. Лучше быть, как все». Этот гражданин является

1)коллективистом 2) активистом 3) конформистом 4) эгоистом

А15. Какая ситуация иллюстрирует личные отношения?

1)руководитель отдела К. представил коллегам нового менеджера

2) инженер М. познакомился с соседом по дому

3) следователь Р. Допросил свидетеля правонарушения

4) предприниматель В. провёл переговоры с торговым партнёром

А16. Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А.Способности человека – это его индивидуальные особенности и свойства, которые являются условиями успешного выполнения определённого вида деятельности.

Б. Все люди от природы обладают одинаковыми способностями

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Страхование жизни и здоровья относится к сфере общественной жизни

1)экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А18. Что из приведённого ниже является примером политической деятельности человека?

1)защита студентом диплома по политологии

2) проведение группой социологов опроса об отношении жителей региона к власти

3) участие активиста общественного движения в предвыборной агитации

4) написание учёным-историком книги о развитии политической системы

А19. Михаил – высокий подросток, блондин, с серыми глазами. Всё это характеризует его как

1)личность 2)индивида 3) спортсмена 4) профессионала

А20. Верны ли следующие суждения о таланте?

А. талант – это определённое сочетание выдающихся способностей человека, их совокупность.

Б. Талант – это стремление человека к занятиям определённым видом деятельности.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А21. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1)товарища 2) индивида 3) личность 4) работника

А22. Верны ли суждения об обществе?

А.Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А23. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1)племена, народности 2) сословие, класс 3) республика, федерация 4) издержки, прибыль