Профессия учитель описание профессии. Учитель — профессия творцов будущего

Профессия учителя является уникальной в своем роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах. Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде. Это раньше учителя ассоциировались исключительно со школой. В наш век ситуация в корне изменилась. Преподавателей становится все больше, и они необходимы в самых различных сферах нашей жизни, именно в этом заключается одна из особенностей профессии учителя. Помимо школ и институтов учителя передают нам знания и свой бесценный опыт на курсах иностранных языков, на всевозможных мастер – классах по бизнесу, а также в сфере физкультуры и спорта.

Много лет назад учителями автоматически становились те, кто старше, считалось, что именно возраст определяет возможность обучения и передачи опыта. Сравнительно недавно, всего лишь в XVII – XIX веках, работа учителем стала выделяться в отдельную самостоятельную сферу. Именно тогда она стала особенно распространенной как в Европе, так и во всем мире.

Со временем профессия стала более дифференцированной, появилась узкая направленность, специализация. Так, например, в старших классах каждый предмет ведется отдельным преподавателем, что позволяет учителю качественно готовиться к урокам и максимально раскрывать материал в образовательном процессе. Например, учитель русского языка и литературы должен не просто объяснить важность некоторых правил и научить грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно, но и побудить ученика увидеть красоту языка и осознать необходимость его правильного применения в повседневной жизни. На уроках литературы педагогу потребуется не только подать произведения по школьной программе, но и сформировать о них собственное мнение, поразмышлять над поступками героев и т.д. А для того, чтобы достичь этих целей, только знаний недостаточно.

Основные виды деятельности учителя

Это, прежде всего, ведение процесса обучения, а также воспитательное воздействие на учеников. В рамках воспитательной работы педагог помогает ученикам стать личностью, которая сможет гармонировать с обществом. Воспитательный процесс осуществляется посредством различных методов, позволяющих управлять деятельностью учащихся. А образовательная деятельность помогает развивать его познавательные способности.

Справедливости ради стоит отметить, что совмещать воспитательную и педагогическую деятельность очень непросто. От педагога потребуются особенные знания и навыки. Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего Человека. В конечном итоге, учитель обязан не просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам.

Личные качества учителя

Пожалуй, самыми незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются: эмоциональная уравновешенность, самообладание и жизнерадостность. Очень важно, чтобы преподаватель был дружелюбным по отношению к своим воспитанникам, независимо от их отношения к нему.

Эта профессия также подразумевает способность учителя урегулировать любые конфликты, не прибегая к давлению. Также преподаватель должен быть способен к различным стилям общения: формальному и неформальному. Очень важно, чтобы он смог стать настоящим другом для своих учеников; человеком, который заслуживает доверия. Разумеется, чтобы заслужить подобную репутацию от учителя потребуется немало усилий. Однако, это того стоит. Не стоит забывать, что для освоения этой профессии недостаточно просто желания и каких-то навыков, необходимо призвание. Особенно это важно учитывать тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов. Все дело в том, что именно им приходится прилагать особые усилия, чтобы наладить контакт с детьми, сделать образовательный процесс не просто полезным, но и интересным. Да и воспитательная роль учителя в этом случае более важна.

Не стоит также пренебрегать возможностью идти в ногу со временем. Для этого преподавателю необходимы такие качества, как любознательность и желание учиться. Кроме того, от учителя может потребоваться умение признать, тот факт, что далеко не на каждый вопрос он знает ответ. Именно это качество позволит ему завоевать авторитет и доверие учеников.

Образование (что надо знать?)

Профессию учителя можно получить в многочисленных педагогических институтах и университетах. До недавнего времени педагогические колледжи были также востребованы, хотя, как правило, после его окончания выпускники предпочитали продолжить образование уже заочно в высшем учебном заведении. Образовательный процесс подразумевает конкретную специализацию (учитель математики, рисования и так далее).

Место работы и карьера

Основным местом работы учителя, как правило, являются государственные общеобразовательные школы, однако сегодня квалифицированные преподаватели могут трудоустроиться в частных школах (с другим уровнем оплаты труда). Учитель иностранных языков может без труда проводить специализированные курсы или (при достаточном уровне собственных знаний) работать переводчиком . Также возможно предоставление частных уроков, занятие репетиторством.

Периодически педагог должен проходить аттестации, которые подразделяются на обязательные и добровольные. По окончании аттестационного процесса ему может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационные категории. Категория действительна на протяжении пять лет, а затем снова требуется переаттестация.

Учитель вечен на земле!
Из истории образования и учительства...

В двадцатом веке и в двухсотом -
Учитель вечен на земле, -

это строчки из стихотворения И. И. Бейнаровича, учителя-историка с 50-летним стажем. А в чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества.

В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы - для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов - готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Более обширным было образование в жреческих школах. Здесь, кроме обучения письму, счёту, чтению, преподавалось также право, астрономия, астрология, медицина, и, конечно, большое внимание уделялось религии.

В античном мире сложились три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).

Античный период с его высокоразвитой культурой и искусством имеет большое значение для формирования учительской профессии. От человека, занимавшегося педагогической деятельностью, требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством. Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». В Древней Греции произошло разделение деятельности по обучению и воспитанию детей и юношества. В Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика» и др.

Люди, занимавшиеся педагогической деятельностью, в Древней Греции назывались:

педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение» - воспитатель) - домашний раб, сопровождавший ребёнка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребёнка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя;

педоном (пайдоном) - воспитатель детей от 7 до 15 лет, в его задачу входила подготовка к военной службе, физическое развитие, воспитание дисциплины, терпеливости, умения переносить физические лишения;

грамматист - учитель грамоты, обучал письму, чтению, счёту;

кифарист - учитель музыки (игры на кифаре, лире), знакомил с поэзией;

дидаскал - учитель хора, хорового пения;

софист - платный учитель, обучал «мудрости управлять частными и общественными делами».

Расцвет греческой культуры во многом обязан этим учителям - грамматистам, дидаскалам, кифаристам и др.

В Древней Греции существовали различные типы учебных заведений. Мусические школы - для детей 7-16 лет, где давалось начальное образование, а также литературное и музыкальное. Гимнастические школы - для детей 12-16 лет, где занимались физической подготовкой детей и подростков. Гимнасии (или палестры) - для юношей 16-18 лет, в них завершалось образование, полученное в мусической и гимнастической школах, обучались философии, литературе, политике, совершенствовались в области гимнастики.

В период расцвета Древней Греции было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарг. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древнем Риме широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков из богатых и знатных семей. Подросток, окончивший такую школу в 15 лет, мог посвятить себя деятельности политического и судебного оратора. Подростки и юноши от 13-14 до 16-19 лет могли обучаться в риторских школах, которые можно назвать высшими учебными заведениями. После падения Римской империи (476 г.) античные школы исчезли не сразу, некоторое время ещё существовали школы грамматиков и риторов.

В средневековую эпоху появляются новые формы обучения и воспитания. Центрами образования становятся монастыри, при них создаются школы, а роль учителей выполняют лица духовного звания: священники и монахи. Но постепенно появляются и городские школы. Развитие торговли, промышленности требует образованных, грамотных людей. Для этих школ купеческими гильдиями и ремесленными цехами приглашаются наёмные учителя. Появляются и частные школы. Учителей становится всё больше и больше, учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе. Это по-прежнему лица духовного звания, позднее - выпускники университетов.

При дворах богатых аристократов были и свои домашние учителя, входившие в состав обслуживающего персонала. Так как системы профессионального образования учителей ещё не существовало, эту задачу выполняли книги. Это были педагогические сочинения Винсента из Бове («О воспитании детей знатных граждан»), Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др.

Фундаментальным произведением, обобщившим всё, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632). Эту книгу можно назвать первой педагогической энциклопедией, где говорилось о цели обучения и воспитания, чему и как учить, какие требования предъявлять. С. Л. Соловейчик так сказал о нём: «Коменский впервые учил учителей преподавать... Его так и называли - «учитель учителей», как позже стали называть немецкого педагога Дистервега - «учитель немецких учителей» и русского педагога Ушинского - «учитель русских учителей».

В 1652 году Я. А. Коменским были написаны «Законы для учителей» - своеобразный кодекс профессиональной чести педагога. Коменскому принадлежит и описание школы, какой она должна быть: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...».

Всё это справедливо и сегодня. В эпоху капитализма школьное дело продолжает бурно развиваться, а профессия учителя приобретает всё более массовый характер. Появляются многочисленные школы и училища различных типов. Наряду с классической школой появляются реальные и профессиональные школы, готовящие кадры для промышленности и торговли. Одновременно в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях было распространено домашнее воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернёров (от фр. Gouverneur - управлять).

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди». Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения... Одно из них – «Поучение Владимира Мономаха».

Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия - было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I был издан указ об открытии цифирных школ. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов». Учителями этих школ должны были стать выпускники Навигацкой школы или Морской академии. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

С развитием горнозаводской промышленности открываются горнозаводские школы для обучения детей нижних чинов грамоте и «горным делам». 1724 год – Петром I подписан Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук с университетскими курсами и гимназией. В 1755 году открывается гимназия для дворян и разночинцев при Московском университете (основан в 1755 г.). Были в России и частные школы, например училище Феофана Прокоповича, созданное в 1721 году.

Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Но чем больше требовалось грамотных людей - для развития производства, строительства, освоения новых земель - тем больше становилось и разнообразных учебных заведений. Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи (например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году), вновь открытые университеты (в Казани, Харькове). Но подбор учителей и педагогов-наставников составлял большую проблему.

До конца XVIII века в России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария. В дворянских семьях по-прежнему продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения - первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования. Появилась чёткая система образования: приходская школа (1 год) - уездное училище (2 года) - гимназия (4 года) - университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию.

Реальное училище давало возможность поступить в технологический институт или сельскохозяйственную академию. Девочки учились отдельно, в женских гимназиях, затем мог ли поступить на Высшие женские курсы. Если в начале XIX века гимназий в России было 32, то к середине века уже около 100, в конце - 165, а в 1915 году средних учебных заведений уже насчитывалось 1798.

Симон Соловейчик в своей книге «Час ученичества» представляет общий ход развития народного образования в России на примере известных, знаменитых её граждан:

«Тенденция обозначается ясно, - пишет Соловейчик, - с каждым десятилетием образование всё более упорядочено. Если продолжать список, то всё чаще станут попадаться два слова: гимназия и университет (или высшее техническое училище, или институт)» .

Россия была разделена на шесть учебных округов - в каждом из них был университет (в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте, Вильно, Харькове). Многие выпускники университетов пополняли число университетских преподавателей.

Рост числа учебных заведений требовал всё большего количества учителей, их по-прежнему катастрофически их хватало. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов.

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3-годичным обучением – учительские семинарии. В 1894-м их было уже 60, в них обучалось 4600 учащихся, в том числе 613 девушек. В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

Постер: иллюстрация Николая Устинова к книге Юрия Коваля «Полынные сказки».

Учитель – одна из самых сложных, интересных и древних профессий, так что в 10 фактов мы не уложились, зато выбрали самые интересные.

Учитель в России - это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «Учитель» не меняется никогда. 25 фактов: статистика, культура и история, все, чтобы задуматься о том, какие же это герои - настоящие учителя.

5 фактов. Важность профессии

  1. Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Мы бы подняли этот пункт еще выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее каждого ребенка.
  2. В 2013 году рейтинг профессии педагога с точки зрения доверия составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у ученых - 3,86 балла).
  3. Исследователи отмечают, что учитель столь же тяжелая профессия, как и диспетчер воздушного движения , пилот или пожарный. Уровень стресса у них находится примерно на одинаковом уровне.
  4. По мнению учителей, современные дети приходят к ним с каждым годом все с большими проблемами. А потому и круг «интересов» педагогов неуклонно расширяется в сторону психологии.
  5. По результатам всероссийского опроса, более 92% считают профессию учителя творческой и очень сложной . Дорогие учителя, оставайтесь, пожалуйста, креативными, терпеливыми профессионалами.

10 фактов. Культура

  1. Учитель действительно одна из самых древних профессий. Первые школы появились в странах Востока - в Ассирии, Вавилоне и Китае еще в IV тысячелетии до н. э. На Русь профессия попала после принятия христианства, когда князь Владимир издал указ отдавать на обучение грамоте - «на книжное обучение» детей «лучших людей». Позже Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц и старост. Обучение велось на русском, а из предметов были чтение, письмо, счет и основы христианской веры.
  2. Само слово «школа» в первый раз появилось в Древней Греции. Но значение его отличалось от современного понимания, означало «отдых» или даже «досуг» . Тем не менее досуг не был праздным, но означал беседы на темы философии и веры. С течением времени у философов начали появляться ученики, и термин «школа» стал означать именно учебный процесс. Когда же возникла потребность в создании помещений для массового обучения, название «школа» оставили.
  3. Телесные наказания в школах разрешено применять в некоторых странах до сих пор. Это вам не ручкой на лбу написать «дурак», ведь даже в Америке - оплоте демократии - далеко не все штаты отменили телесные наказания. В России эта практика сошла на нет после революции 1917 года. Так что можно отпраздновать столетие без гороха и розог.
  4. Российским учителям из прошлого мы также обязаны и появлением выражения «сморозить глупость». В дореволюционных гимназиях изучался греческий, а в переводе на него «глупость» и есть «морос». Так что учителя ругали своих нерадивых учеников именно так.
  5. Среди политиков и ученых очень много педагогов. К примеру, до того, как Линдон Джонсон стал президентом США, он был учителем. В возрасте 20 лет он уже преподавал в трех разных школах. Причем источники сообщают, что его стиль преподавания и компетенции получали множество позитивных отзывов.
  6. Учеба в США очень индивидуальная, а учителя соблюдают «тайну отметок». В американской школе учитель просто молча подзывает к себе и показывает отметку ученику, и только раз в полгода к родителям приходит табель успеваемости.
  7. Самым популярным фильмом об учительской работе в России является... нет, не «Доживем до понедельника», а «Уроки французского» . Советская киноклассика 1978 года рассказывает простую, но сложную историю о том, как учительница решает поддержать лишенного семейного тепла ученика.
  8. Лев Семенович Выготский - один из самых известных психологов и педагогов, создатель культурно-исторической теории, получил... юридическое образование. Но позднее выбрал себе не профессию психолога или психотерапевта, а учителя. Он преподавал во многих школах и техникумах и вел курсы.
  9. Учитель-предметник - самая распространенная форма занятости российских педагогов. А вот, например, в Чехии нет «математиков», «физичек» и «физкультурников», там учитель обязан вести сразу несколько предметов.
  10. Такой киношедевр, как «Доживем до понедельника» , все равно должен был оказаться в нашей подборке. Дело в том, что для многих девушек из СССР Илья Мельников - герой бесподобного Тихонова - стал образцом настоящего мужчины, фактически идеалом. По признанию многих, они пошли работать в школу учителями именно потому, чтобы встретить свой идеал.

10 фактов. Статистика

  1. 33% учителей уходят в течение первых трех лет с начала работы, 46% - в течение первых пяти лет. И это число, к сожалению, увеличивается.
  2. Зарплата учителя не включает в себя время, затраченное на планирование занятий. А ведь на подготовку одного урока может уйти до трех часов! Как сообщает Национальная ассоциация образования, учителя проводят в среднем 53 часа в неделю, выполняя задачи, связанные с обучением . Все это - планирование уроков, написание отчетов, дополнительные занятия, а также проверка домашней работы. В то время как обычная норма офисных служащих - 40 часов в неделю.
  3. Самая распространенная причина, по которой человек уходит из преподавания, - низкая зарплата. Такая причина, как уход на пенсию, - это лишь 14% от общего числа.
  4. 99% опрошенных учителей говорят, что «любовь к своему делу» - абсолютное требование, а профессионализм необходим для полноценного обеспечения успеваемости учащихся.
  5. 94% опрошенных учителей совсем не против ежегодных «оценок» их работы, то есть аттестаций. Организованные проверки, по их мнению, должны проводиться регулярно, но только четверть работает в школах, где это происходит.
  6. К сожалению, за последние 10 лет количество учителей в России уменьшилось как минимум на 25%. Молодые специалисты не очень-то спешат становиться педагогами, даже если оканчивают вузы по этому профилю.
  7. Школьный учитель, если мы обратимся к статистике, - женская профессия , 86% профсообщества составляют женщины. Причем доля мужчин в начальной школе равна нулю. Для сравнения: во Франции в средней школе 57% женщин, в Великобритании и Гонконге - 53%, в Германии - 46%, в Японии - 32%.
  8. 39% учителей в России - жители сел и деревень, еще около 30% работают в городах-миллионниках, остальные - в поселках городского типа и некрупных городах.
  9. По состоянию на конец 2016 - начало 2017 года уровень доходов учителей колеблется в границах 18–30 тысяч рублей, по официальным данным.
  10. По данным международного исследования, в котором принимала участие Россия, средний возраст учителя - 52 года.

Вопрос о том, кто такой настоящий учитель, очень часто поднимается людьми современного общества, и его можно назвать скорее философским, чем предметным. На самом деле очень тяжело дать слову «учитель» краткое определение, ведь люди этой профессии занимают одну из самых важных ниш социума.

Сочинение-размышление "Настоящий учитель"

"В определение слова "учитель" чаще всего вкладывают следующее - это человек, который обучает других людей каким-либо научным дисциплинам или навыкам. Но на самом деле задача настоящего педагога заключается не просто в передаче накопленного человечеством опыта. Главная цель любого учителя - это воспитать в каждом обучаемом желание учиться, развивать в себе таланты и стремиться достигать успехов не только в рамках изучаемых дисциплин, но и в жизни.

Справиться с такой глобальной задачей получается не у каждого преподавателя, так как область педагогики очень тяжела и требует постоянной отдачи, физической и эмоциональной. Случается, что у человека может просто не хватить жизненной энергии для того, чтобы заниматься воспитанием десятков, а то и сотен человек.

Из этого можно сделать вывод, что настоящий учитель - человек, который постоянно отдает всего себя, свое время и силы для того, чтобы зарождать в других желание получать знания и изведывать этот мир".

Учитель: определение и значение профессии

"К. Ушинский писал, что в процессе воспитания абсолютно все должно основываться на личности преподавателя, так как сила воспитания может изливаться лишь из живого человеческого, личностного источника. Исходя из слов русского основоположника научной педагогики, можно сделать вывод, что учитель должен от природы иметь большой запас внутренней энергии, харизмы и способности увлечь своих учеников, чтобы раскрыть в них потенциал. Можно дать и еще одно аллегоричное определение: учитель - это скульптор, который должен сотворить шедевр из неподатливого материала.

Воспитывать людей, учить их чему-то новому - это крайне тяжело, ведь здесь нужны настойчивость и душевная широта, которая позволит увидеть в человеке индивидуальность и раскрыть в нем его таланты, о которых сам человек может даже и не догадываться. В целом эта великая профессия олицетворяет благородство и гуманность. И именно таким должен быть педагог, так как эгоистичная, жестокая и властная натура никогда не сможет стать хорошим учителем.

В определение «учитель» каждый вкладывает что-то свое, отталкиваясь от пережитого опыта, так как для кого-то и воспитатель, а для кого-то - тиран и деспот. Люди, взявшие на себя должны соответствовать требованиям этой профессии, быть человеколюбивыми, честными, открытыми и постоянно вести над собой работу по внутреннему самосовершенствованию".

Значение учителей в жизни каждого человека

"Учителя - это люди, без которых невозможно представить жизнь общества. Испокон веков преподаватели передают тысячелетний опыт человечества новым людям, открывая при этом пугающий занавес таинственности. Человек, который не обладает определенным набором знаний, - это потерянная личность, которой овладевает страх. Именно учителя избавляют неокрепшие умы от боязни перед новыми вещами.

Но, помимо знаний, которые передают педагоги, они также обучают еще несформировавшихся личностей важным вещам - чувству ответственности, долга, умению ставить на первый план коллективные интересы. Ноша преподавателя очень тяжела, и справиться с ней может только человек с добрым и искренним сердцем.

Подводя итог, можно сказать, что в каждом человеке бьется частичка сердца того учителя, который смог научить его любви, терпению и усердию. Поэтому учителя - это незаменимые люди, благодаря которым человек не только становится умнее, но и происходит формирование его как личности".

Люди, призванные быть учителями

"Каждый выбирает для себя свой путь, но те люди, которые решают стать учителями, - это уже смелые личности, взявшие на себя груз ответственности, который им придется пронести по жизни. Этот груз заключается в способности не просто обучить своих учеников, но воспитать в них честных и порядочных людей для блага всего общества.

Часто случается, что ученики не могут вовремя оценить своих педагогов по достоинству, они противятся их наставлениям, пытаются доказать, что и сами могут все. Но спустя долгие годы каждый вспоминает учителей и мысленно преклоняется перед ними, ведь тот вклад, который они делают в образование для нас и ради нас - это несопоставимо ни с какими материальными благами.

Настоящие педагоги, которые выбрали путь быть путеводной звездой для неокрепших умов, - это настоящие герои, которых много в обществе. Благодаря учителям цивилизованное общество еще существует и развивается".

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.