Шибитов андрей борисович биография. «Все, что нам нужно, – понимание и поддержка

Предметные рейтинги университетов Round University Ranking (RUR) за 2017 год показали: по 6 областям знания вузы России существенно укрепили свои позиции по качеству преподавания, а именно в естественных и технических науках.

Оценка университетов производилась по 6 укрупненным областям знания:

Гуманитарные науки;
Науки о жизни;
Медицинские науки;
Естественные науки;
Социальные науки;
Технические науки.

В каждой из предметных областей представлено от 400 до 600 лучших университетов стран мира. Россия уверенно подтвердила свое лидерство в областях знания, традиционно считающихся ведущими в стране: по естественным наукам от России, приняли участие 30 университетов, по техническим - 37.

Всего 13 отечественных университетов вошли в мировой ТОП-100, что является абсолютным рекордом за 8 лет выхода международного рейтинга вузов RUR. Безусловным лидером стал МГУ им. М.В. Ломоносова, вошедший в высшую лигу по 5 из 6 областей знания. Томский государственный университет вошел в первую сотню по 4 областям знания, Санкт-Петербургский университет стал лидером по 3-м номинациям. Еще два университета, НИЯУ МИФИ и Университет Лобачевского вошли в мировой ТОП-100 по двум дисциплинам.

Рейтинговое Агентство RURотмечает, что качество образования в российских вузах значительно выше по сравнению с другими направлениями рейтинга, такими как уровень исследований или уровень интернационализации. В среднем, в отдельных рейтингах по качеству образования отечественные вузы занимают в два, а то и три раза более высокие позиции, нежели в общих рейтингах, которые одновременно оценивают сразу все области деятельности вуза.

Итоги развития российского образования

Наибольшую репрезентативность российские университеты получили в рейтинге по качеству преподавания в области технических наук – сразу 9 участников:

26. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
38. Университет ИТМО
52. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
54. Московский авиационный институт
63. Томский государственный университет
75. НИЯУ МИФИ
90. Томский политехнический университет
94. Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева
96. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого

Вторая область знания, по которой российские вузы традиционно демонстрируют выдающиеся результаты – это естественные науки. В этой области пять отечественных университета вошли в ТОП-100 по качеству преподавания:

55. НИЯУ МИФИ
67. Томский государственный университет
68. Санкт-Петербургский государственный университет
73. Университет Лобачевского
98. Московский физико-технический институт

Эксперты Рейтингового агентства RURотмечают, что, в отличие от двух предыдущих областей, медицина и науки о жизни традиционно были развиты в меньшей степени, и только в последние годы государство предпринимает значительные усилия по развитию данных направлений. Именно поэтому в медицине Россия представлена четырьмя университетами, в науках о жизни - двумя.

Вузы России в ТОП-100 по качеству преподавания в области медицины:

25. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
26. Томский государственный университет
54. Университет Лобачевского
80. Санкт-Петербургский государственный университет

Вузы России в ТОП-100 по качеству преподавания в области наук о жизни:

32. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
35. Казанский федеральный университет

В ТОП-100 по социальным наукам вошли следующие университета:

26. МГУ им. М.В. Ломоносова
91. Российская экономическая школа
99. Томский государственный университет

Первая сотня по гуманитарным наукам представлена следующими российскими вузами:

8. МГУ им. М.В. Ломоносова
23. Томский государственный университет
95. Санкт-петербургский государственный университет

Подробную информацию об университетах мира Вы можете найти по ссылке

Определением лучших университетов мира занимается множество рейтинговых агентств, а результаты их оценок иногда значительно отличаются.

Для максимально объективного определения лучших вузов мира мы собрали данные трёх мировых рейтингов вузов - QS, Шанхайского и U.S.News.

Рейтинги, на основе которых определены лучшие вузы мира

Лучшие университеты мира 2016-2017

Harvard University

– вуз, зарекомендовавший себя как мировой лидер в области точных наук и технологий. Именно здесь ведутся передовые исследования в области естественных наук и инженерного дела. MIT подарил миру 80 Нобелевских лауреатов, а также множество выдающихся ученых, инженеров и общественных деятелей, навсегда изменивших нашу жизнь.

– по-настоящему легендарное учебное заведение, одно из старейших в Европе. Кембриджский университет был основан в 1209 году и с самого начала зарекомендовал себя как блестящий вуз. Ни один университет мира не может похвастаться таким количеством Нобелевских лауреатов, обучавшихся в его стенах, как Кембридж – 88 обладателей этой престижной награды.

– первое учебное заведение, открытое в Лондоне. С момента своего создания вуз всегда находился на передовой научно-исследовательской работы. Среди выпускников UCL премьер-министры Китая и Японии, а также Александр Бел (изобретатель телефона), Джон Флеминг (создатель электронной лампы) и Френсис Крик (исследователь структуры молекулы ДНК).

Любой работодатель ценит хорошее образование. В наше время не очень сложно попасть в иностранный вуз, нужно только хорошо подготовиться к поступлению. Именно для того, чтобы выбрать оптимально подходящий вуз, составляются рейтинги.

Как составляются рейтинги

Критерии оценки вузов:

  • Отзывы студентов.
  • Качество научных исследований.
  • Требования к поступающим и средний проходной балл.
  • Количество студентов на одного преподавателя.
  • Затраты на материально-техническую базу.
  • Студенты, окончившие курс.
  • Карьерные перспективы.

Все данные прогоняются через множество фильтров, и не стоит отказываться от подходящего предложения только из-за строчки в рейтинге.

100 лучших вузов мира

В топе на 2015 год первые 10 мест занимают вузы США и Великобритании. Рейтинг вузов мира составлялся независимой комиссией, опрос проводился на 9 языках.

Итак, сто лучших вузов мира открывает Гарвардский университет. Это очень старое учебное заведение, открытое в 17-м веке. Из его стен вышли многие президенты США.

Второе место занимает Кембриджский университет. Из ныне существующих это самый старый университет. Его основали в 1209 году.

Третье место занимает Оксфорд. Это учебное заведение, так же как и два предыдущих, очень старое и имеет мировую известность.

Все эти учебные заведения известны очень давно, имеют безупречную репутацию, и после окончания одного из вузов можно рассчитывать на стопроцентное трудоустройство.

В списке присутствуют вузы и Европы, и Азии. На последнем, сотом месте списка значится университет Массачусетса. Таким образом, список закрывает и открывает вуз США.

Конечно, чтобы выбрать топовый вуз, нужны не только большие денежные вливания, но и начальные знания и знание языка той страны, где находится учебное заведение.

Лучшие технические вузы

Технические специальности востребованы и пользуются популярностью наравне с гуманитарными науками. Особенно ценятся IT-специальности.

Рейтинг технических вузов мира возглавляет в США. Его особенность в том, что студенты учатся на практике, а не зубрят нудную теорию. Поэтому университет - лидер по внутривузовским исследованиям. Стоит отметить, что конкурс в этот вуз нереально высокий, и чтобы туда попасть, нужно очень сильно постараться.

В пятерку лидеров входит и Индийский технологический институт. Это настоящая кузница кадров для IT-сферы. В институте нет четкой специализации, и студенты изучают примерно 40 дисциплин. Иностранным студентам выплачивается стипендия в рамках обмена культурным опытом.

В десятку лидеров входит Имперский Лондонский колледж. Обучение в нем сравнительно недорогое - 12 тысяч фунтов в год. Но большие расходы будут на жилье, потому что общежитием колледж не располагает. А в Лондоне высокие цены на недвижимость.

В двадцатку лидеров входит Австралийский университет Южного Уэльса. Принципы преподавания очень схожи с Массачусетским университетом.

Россия среди мировых технических университетов занимает 66-е место. На этом месте Московский государственный университет имени Ломоносова.

Лучшие медицинские университеты

На первом месте в топе медицинских вузов находится Оксфорд. Как видно, он не только входит в рейтинг вузов мира, но и лучший среди преподавания медицины.

На втором месте Гарвардский университет.

Третье место занимает Кембридж.

Четвертое место отдано Имперскому Лондонскому колледжу.

Замыкает пятерку лучших Стэндфордский университет, который находится в США.

А вот российские университеты не попали в рейтинг медицинских вузов мира.

Топ мировых бизнес-школ

Бизнес-школы, как правило, входят в состав крупных университетов, и очень редко существуют отдельно. После окончания выпускники становятся менеджерами разных уровней.

На первом месте среди бизнес-школ - Гарвард.

Второе место отдано Лондонскому университету и его бизнес-школе.

Третье место занимает университет Пенсильвании.

Рейтинг престижных вузов мира, по мнению агентства U.S. News

На первом месте, как практически во всех рейтингах, Гарвардский университет.

Второе место принадлежит Массачусетскому техническому университету.

Третье место отдано Калифорнийскому университету в Беркли.

Британский вуз появляется только на пятом месте - Оксфордский университет.

Вообще на первых двадцати позициях представлены практически только университеты США. Далее можно встретить вузы Японии, Канады, Китая, Австралии, Сингапура и европейских стран. Но больше всего встречаются университеты Америки. Поэтому появляются опасения, что эксперты агентства из патриотических чувств могут немного переоценивать учебные заведения своей страны.

Рейтинг вузов мира по специальности

Кроме общего рейтинга составляют рейтинги специальностей. Это делают для того, чтобы поступающий мог выбрать наиболее подходящий вуз. Потому что не у всех университетов каждое отделение или кафедра одинаково сильная. Вуз может быть в первой десятке общего рейтинга, но после поступления окажется, что в менее известном институте именно по определенной специальности знания даются глубже, интереснее стажировки и так далее.

Списки составляют по шести направлениям:

  • гуманитарное;
  • инженерные и технические;
  • бионауки;
  • физика и химия;
  • медицина;
  • социальное направление.

МГУ занял сразу несколько позиций разных направлений: 35-е место по направлению «Лингвистика», 36-е - «Физика и астрономия», по специальности «Компьютерные науки и информационные технологии» вошел в сотню лучших. Кроме МГУ, в сотню входит Санкт-Петербургский университет.

Вузы России в международных рейтингах

В советские времена образование в нашей стране считалось самым лучшим в мире. За годы перестройки и во времена 90-х уровень немного снизился, но в настоящее время в мире начал расти вверх.

По версии агентства QS, которое анализирует все высшие учебные заведения мира и составляет рейтинг, российские вузы находятся на следующих местах:

  • На 114-м месте МГУ им. Ломоносова.
  • На 233-м - Санкт-Петербургский государственный университет.
  • На 322-м - МГТУ им. Баумана.
  • На 328-м месте Новосибирский национальный исследовательский институт.
  • С 400-го по 500-е место находятся Университет Дружбы народов, НИЯУ МИФИ, Санкт-Петербургский технический университет, Томский государственный университет.
  • С 500-го по 600-е места - Томский политехнический университет, Высшая школа экономики, Казанский университет, Уральский университет им. Ельцина, Саратовский государственный университет.
  • по 800-е место занимают Южный федеральный университет, Российский экономический университет Плеханова, ДВФУ и Воронежский государственный университет.

Итоги

При выборе подходящего учебного заведения нужно ориентироваться не только на рейтинг самых престижных вузов мира. Это весьма условный показатель, разнообразные рейтинги являются средствами маркетинга, и их составление простому обывателю может быть неизвестно. Конечно, не доверять популярным агентствам нет причин, но при выборе вуза лучше ориентироваться на свои интересы.

В течение трех дней выполнялись полеты с максимальной взлетной массой 3400 кг с площадок, расположенных на высотах 1000 и 1500 м, затем высота была увеличена до 2000 и 2500 м, и наконец Ка-226 был опробован на высотах до 3000 м. Таким образом, Ка-226 на практике подтвердил все свои расчетные летно-технические характеристики во всем расчетном диапазоне высот применения, что расширяет возможности его эксплуатации заказчиками.

Вертолет Ка-226 с двигателями "Аллисон" сертифицирован АР МАК 31 октября 2003 г. (сертификат типа СТ225-Ка-226), находится в серийном производстве с 2002 г. на двух заводах – КумАПП в Кумертау и ПО "Стрела" в Оренбурге. Поставляется авиакомпании ОАО "Газпром", МЧС России и другим силовым ведомствам. АЗ.

АНДРЕЙ ШИБИТОВ:

"Все, что нам нужно, – понимание и поддержка. Остальное мы сделаем сами"

Андрей Борисович Шибитов родился 21 июня 1961 г. в Ростове-на-Дону. По окончании школы поступил работать учеником слесаря на Ростовский вертолетный завод. После службы в Советской Армии поступил учиться в Харьковский авиационный институт им. Н.Е. Жуковского, который закончил в 1988 г. с дипломом инженера-механика по специальности "самолетостроение" и был принят на работу на Ростовское верто- летостроительное производственное объединение (ныне ОАО "Роствертол") инженером-конструктором в группе управления и трансмиссии. Одновременно с работой на предприятии занимался преподавательской деятельностью – читал курсы лекций в Ростовском авиационном техникуме по специальностям "технология самолетостроения", "конструкция вертолетов и самолетов", "аэро- и гидродинамика" и др.

С 1992 по 1996 гг. А.Б. Шибитов работал на ОАО "Роствертол" ведущим инженером по модернизации транспортно-боевого вертолета Ми-24, затем ведущим инженером по перспективному боевому вертолету Ми-28. В 1996 г. возглавил в должности заместителя главного конструктора группу ведущих инженеров по вертолетам Ми-24, Ми-26 и Ми-28. В 1996-1997 гг. возглавлял инжиниринговую фирму Специальных вертолетных программ ОАО "Роствертол". С 1997 г. А.Б. Шибитов – директор Службы внешнеэкономической деятельности ОАО "Роствертол". С 2000 г. назначен на должность заместителя генерального директора ОАО "Роствертол" по маркетингу и экспортным продажам.

2 декабря 2004 г. на внеочередном собрании акционеров ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" А.Б. Шибитов избран генеральным директором предприятия.

Полтора года назад у ведущего российского разработчика вертолетов – ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" – появился новый директор. Внеочередным собранием акционеров им был единогласно избран Андрей Шибитов, пришедший на МВЗ с "Роствертола" – завода, выпускающего все боевые и тяжелые транспортные вертолеты марки "Ми". За 15 лет работы на "Роствертоле" Андрей Шибитов прошел путь от рядового инженера-конструктора до заместителя генерального директора по маркетингу и экспорту. В годы руководства им службой внешнеэкономической деятельности и маркетинга ростовскому заводу, после несколько лет застоя, удалось заключить и реализовать ряд выгодных экспортных контрактов по поставкам и модернизации вертолетов "Ми". Это не могло не остаться незамеченным, и Шибитову предложили новую ответственную задачу – возглавить саму знаменитую милевскую фирму. Не секрет, что состояние дел на МВЗ им. М.Л. Миля в годы после распада СССР оставляло желать много лучшего, и надежды на ее возрождение решили связать с новым молодым и энергичным руководителем. Андрею Шибитову уже удалось добиться ряд определенных успехов в деле "поднятия" компании: сдвинулась наконец с мертвой точки программа государственных испытаний Ми-28Н – основного перспективного боевого вертолета МВЗ, начала оздоровляться ситуация в ОКБ, пошел процесс его интеграции с серийными заводами в рамках холдинга "Оборонпром". Накануне выставки в Фарнборо обозреватель "Взлёта" Александр Велович встретился Андреем Шибитовым и задал ему несколько вопросов о нынешней ситуации на МВЗ им. М.Л. Миля и основных приоритетах знаменитой вертолетной фирмы.

Андрей Борисович, если можно, давайте начнем с недавнего события – поступления в Вооруженные силы РФ первого серийного вертолета Ми-28Н и его участия в российско-белорусских маневрах "Щит Союза – 2006".

Действительно, в июне по решению главкома ВВС, одобренному министром обороны, два вертолета Ми-28Н – первая опытная машина ОП-1 и первая предсерийная 01-01, собранная уже на "Роствертоле", – были привлечены к проведению учений в Белоруссии. Это было сделано несмотря на то, что в полной мере Государственные совместные испытания еще не закончены. Тем не менее, полученные к настоящему времени на испытаниях результаты впечатляют. Прежде всего, это высочайшая зачетность полетов. Как говорят наши военные коллеги, они не помнят такой зачетности по вертолетной тематике даже в советские времена. Это подтверждает высокий уровень надежности техники, ее безотказность и возможность в полной мере реализовать те функции, которые в нее заложены. Основываясь на всем на этом, и учитывая, что программа активно развивается, было принято решение привлечь два вертолета к участию в белорусско-российских учениях. Машины выполняли реальные задачи, осуществляли пуски боевых неуправляемых ракет, а также поражали цели при стрельбе из подвижной пушечной установки.

Вертолеты были готовы и к боевому использованию управляемых ракет "Атака", однако недостаточные размеры полигона не позволили это сделать по соображениям безопасности. Поэтому, хотя такие пуски и были в разработанной нами программе участия в учениях, белорусская сторона попросила этого не делать.

Те задачи, которые ставились перед нами в ходе учений, были решены. Это вызвало небольшой ажиотаж среди военных атташе и наблюдателей, которые находились на трибуне. Там были наблюдатели из многих европейских стран, США, Китая, и они явно были удивлены. Они не ожидали, что программа Ми-28Н настолько быстро развивается, что машины уже готовы к реальному боевому использованию на учениях. Конечно, демонстрация Ми-28Н была только эпизодом, и не самым главным в ходе учений, но именно она вызвала пристальное внимание.

Сейчас в программе госиспытаний Ми-28Н задействованы уже три машины: опытные ОП-1 и ОП-2, а также 01-01 – первая из предсерийной партии. До 15 июля мы планируем получить вторую машину предсерийной партии – №01-02, а осенью этого года – и третью, так что тогда в программе Государственных испытаний у нас будет участвовать уже пять вертолетов. Мы планируем их завершить в начале будущего года. Параллельно сейчас уточняем техническое задание на эту машину с целью расширения ее боевых возможностей, использования новых вооружений и режимов, которые нам предлагает наша кооперация. Это должно получить одобрение заказывающего управления министерства обороны. Мы заканчиваем испытания в согласованном облике, тем не менее, не останавливаем работу над этой машиной, понимая, что жизнь движется вперед, мировой уровень вер- толетостроения уходит дальше, и мы должны следовать за ним. Поэтому уже подготовлена некоторая корректировка ТТЗ с целью увеличения боевой мощи и возможностей, и работу над машиной мы продолжаем.

Всего на сегодня подписаны контракты на поставку двух десятков вертолетов Ми-28Н. Первые серийные машины прежде всего поступят в Торжок – Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. Поставки машин первой серии заказчику по плану должны начаться уже в этом году. По заявлению Главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова, Вооруженные Силы до 2010 г. закупят не менее полусотни вертолетов Ми-28Н.

А как проходит модернизация Ми-24 и Ми-35?

На сегодня существуют два направления модернизации. Первый этап – создание Ми-24ПН ("пушечный ночной"). Запущено серийное производство, осуществлена доработка уже 12 машин, они переданы в строевые части российского Минобороны. Я знаю, что "Роствертол" готовится к выполнению дополнительного заказа на модернизацию части машин строя в вариант Ми-24ПН. Но это только первый этап. В дальнейшем работа в этом направлении должна привести к созданию Ми-24М ("модернизированный"). Этот вариант позволит вертолету соответствовать требованиям к вертолетам четвертого поколения – и по оснащению кабины, и по совершенно новому БРЭО, и по системе навигации, и по связному оборудованию, и т.д. Однако, к сожалению, пока уровень запланированных финансовых средств в проекте Государственной программы вооружений не позволяет эту программу в полной мере реализовать. Поэтому мы выступаем с предложениями в этом плане, акцентируя внимание на том, что эта программа должна получить большее внимание Минобороны в части развития вертолетных частей армейской авиации.

Что же касается второго направления – экспортного – здесь создан и проходит очередной этап летно-конструкторских испытаний вертолет Ми-35М, он находится на завершающем этапе, что позволяет нам принять решение о возможности поставки этой машины в Венесуэлу. Подписан контракт на поставку первой партии, на ближайшие дни запланирован вылет самолета, который должен поставить первую партию этих машин в Венесуэлу. Этот вертолет серьезно превосходит серийный Ми-24 по боевым возможностям, там использована новая несущая система, лопасти, втулка несущего винта, рулевой винт, применяется новое бортовое оборудование, авионика.

22 ноября 2010 г. в Казани состоялся первый полет по кругу второго опытного экземпляра перспективного среднего транспортного вертолета Ми-38. По сравнению с первым прототипом, проходившим испытания в 2003–2008 гг., второй Ми-38 воплотил в себя ряд конструктивных доработок и оснащен современным комплексом авионики производства компании «Транзас». В декабре вертолет передан МВЗ им. М.Л. Миля для проведения полного цикла летных испытаний. На сборке на КВЗ находится третий прототип Ми-38, который планируется оснастить новыми российскими двигателями ТВ7-117В. Сертификация и запуск Ми-38 в серийное производство планируется на 2013–2014 гг.

Персона года

Гражданское самолетостроение

Демченко Олег Федорович президент ОАО «Корпорация «Иркут»

Олег Демченко, наряду с руководством корпорацией «Иркут» и ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», является старшим вице-президентом ОАК по коммерческой авиации. В 2010 г. он возглавил советы директоров двух ведущих российских серийных авиастроительных заводов, специализирующихся на выпуске гражданской авиатехники - ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «ВАСО», которые войдут в состав создаваемого на базе корпорации «Иркут» дивизиона «ОАК - Коммерческие самолеты». Важным достижением года стало формирование стартового портфеля заказов на перспективный лайнер МС-21, инициатором создания которого является Олег Демченко.

Вертолетостроение

Шибитов Андрей Борисович зам. генерального директора ОАО «Вертолеты России»

Под руководством Андрея Шибитова, занимавшего в 2010 г. должности управляющего директора, а затем заместителя генерального директора по научно-технической политике и производству ОАО «Вертолеты России», сформирована и начала воплощаться в жизнь долгосрочная программа инновационного развития российского вертолетостроения. Программу решено осуществлять в два этапа. На первом этапе, в 2011–2013 гг., должны быть проведены НИОКР по новым конкурентоспособным проектам и технологиям, созданию инновационного прорывного продукта, а также проведена реконструкция и техническое перевооружение производственной базы.

Неудача года

Гражданское самолетостроение

Отсутствие новых заказов на Ту-204 и Ил-96

Заметной неудачей 2010-го стало то обстоятельство, что в течение года не удалось заключить ни одного нового твердого коммерческого контракта на пассажирские самолеты семейства Ту-204, Ту-214 и Ил-96, выпускаемых заводами «Авиастар», КАПО и ВАСО. Исключением являются только некоммерческие государственные контракты - на самолеты Ил-96-300ПУ, Ту-204-300 и Ту-214 от Управления делами Президента России и российских силовых ведомств. Основная надежда в этой области связывается с подготовкой контракта на поставку 44 самолетов Ту-204СМ лизинговой компании ИФК.

Вертолетостроение

Пробуксовка программы Ка-62

Несмотря на неоднократные заверения руководства холдинга «Вертолеты России» о сохранении в своем модельном ряду перспективного среднего многоцелевого транспортного вертолета Ка-62 взлетной массой 6,5 т, никаких новостей о программе, которая уже давно должна была выйти на этап сертификационных испытаний, в 2010 г. не появлялось. Кроме того, в 2010 г. было принято решение о сборке в России в специально строящемся для этого производственном центре в Подмосковье итальянских вертолетов AW139, находящихся в том же, что и Ка-62, классе.

Двигателестроение

Сертификация двигателя Sam146 в EASA и АР МАК

23 июня 2010 г. Патрик Гуду, исполнительный директор Европейского агентства авиационной безопасности EASA, вручил генеральному директору компании «Пауэрджет» Жан-Полю Эбанга сертификат типа на двигатель SaM146. Он удостоверяет, что двигатель полностью соответствует требованиям безопасности, принятым в Евросоюзе.

13 августа 2010 г. SaM146 получил также Сертификат типа Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета. Таким образом, проведенная сертификация позволяет использовать двигатель SaM146 на самолетах, эксплуатирующихся в России, странах Европейского Союза и СНГ.

Начало испытаний газогенератора-демонстратора ПД-14

26 ноября 2010 г. в пермском ОАО «Авиадвигатель» успешно произведен первый запуск и начаты испытания газогенератора-демонстратора для перспективного семейства авиадвигателей ПД-14 и промышленных газотурбинных установок. Постройка двигателя-демонстратора запланирована на апрель 2012 г. Сертификация базового двигателя ПД-14 ожидается в 2014–2015 гг. Стоимость программы оценивается в 70 млрд рублей, что делает этот проект самым масштабным в постсоветской истории гражданского авиадвигателестроения.

Летные испытания двигателя первого этапа для ПАК ФА

21 января 2010 г. в Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Су-27М, у которой один двигатель был заменен новым - изд.117, разработанным НПО «Сатурн» как двигатель первого этапа для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА. Полет длился 45 минут и прошел успешно. Ранее были завершены наземные тесты, проведен комплекс специальных и ресурсных испытаний. А уже 29 января в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый 47-минутный полет опытного ПАК ФА с двумя такими двигателями.

Военная авиация

ВВС России получили первые Як-130

В течение февраля-апреля 2010 г. в состав липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России поступили первые четыре серийные учебно-боевые самолета нового поколения Як-130 производства ОАО «НАЗ «Сокол» (разработчик - ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», корпорация «Иркут»). В мае все они приняли участие в проведении Парада Победы в Москве. В 2011 г. ожидается поступление Як-130 в краснодарское летное училище и начало подготовки на них будущих пилотов ВВС России.

Первые поставки ВВС учебных вертолетов «Ансат-У»

В течение года ВВС России переданы первые серийные учебно-тренировочные вертолеты «Ансат-У» разработки и производства ОАО «Казанский вертолетный завод»: весной 2010 г. первые три вертолета поступили в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, а в октябре еще пять машин поступило в Сызранский филиал Военного учебного научного центра ВВС «Военно-воздушная академия» (Сызранское высшее военное училище летчиков). Ожидается, что в 2011 г. на «Ансатах», которые будут приходить на смену устаревшим Ми-2, начнется подготовка пилотов вертолетов для ВВС России.

Увеличение поставок в войска новых вертолетов Ми-28Н и Ми-8

В октябре 2010 г. началось перевооружение новыми армейскими боевыми вертолетами Ми-28Н (разработан ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», производится ОАО «Роствертол») второй эскадрильи ВВС России - всего в течение года подразделениям ВВС на авиабазах в Буденновске и Кореновске поставлено более десяти новых Ми-28Н.

Кроме того, российским Вооруженным Силам и другим силовым ведомствам в течение года передано несколько десятков новых транспортно-десантных и транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ (ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод») и Ми-8МТВ-5 (ОАО «КВЗ»).