Как показывать эмоции на фотографиях. Советы для успешной фотосессии - как общаться с моделью

- Добрый день! Давайте начнем. Какими качествами обязательно должен обладать свадебный фотограф?

Внимание к людям, обязательно человеколюбие, обязательно максимальная коммуникабельность, всегда хорошее настроение – это очень важные моменты. Свадебный фотограф должен свободно владеть фототехникой, оптикой, понимать природу света и фонтанировать идеями.

У вас, как у успешного фотографа, достаточно много заказов на съёмки. Как вы понимаете, с какими парами хотели бы работать, а с какими нет?

Я считаю, что чем сложнее клиент, тем полезнее он для фотографа. Работать в привычном русле с клиентами, которые благожелательны, симпатичны, фотогеничны, креативны - одно удовольствие. Но характеры бывают разные у людей, встречаются претензии и сложные пожелания. Я снимаю их потому, что знаю: так я найду что-то новое, а новое рождается в преодолении. Для меня это аксиома, и именно поэтому я снимаю всех.

- Какая свадьба для вас была самая запоминающаяся?

Самую запоминающуюся свадьбу я снимал в Питере. Петербург - это мой любимый город, на мой взгляд, лучший город на земле. До сих пор не понимаю, почему я там не живу. Я приезжаю в Питер несколько раз в год, и каждый раз испытываю трепетное чувство, как перед свиданием.

Вот однажды девушка из Питера попросила снять её свадьбу, но хотелось не стандартного подхода, а чего-то необычного. Я совершено не знал, что я буду делать и как снимать, но когда стал выяснять вкусы и интересы пары, понял, что девушка и молодой человек любят балканскую музыку - я и сам её очень люблю. И я понял, что Питер нужно сделать средиземноморским ярким городом. По моему ощущению он всегда такой, поскольку приезжая в Питер, к моему удивлению, я крайне редко вижу плохую погоду, даже зимой.

Итак, эту свадьбу я решил сделать в балканском стиле. Мы взяли старую трубу, я попросил пару придумать яркие костюмы, и молодой человек выбрал красную рубашку, а девушка - светлое свадебное платье, но с налётом цыганщины. Мы пригласили знакомую музыкальную группу, и путешествовали по улицам с ней: группа шла с большими барабанами, с трубами, со скрипкой и играла музыку, и рядом шла пара. Я старался снимать это ракурсно - широкоугольным объективом, как я люблю.

Это была свадьба, где мне была предоставлена абсолютная свобода, и именно поэтому она оказалась самой запоминающейся.

- То есть, фотограф в той или иной мере является ещё и помощником в организации свадьбы?

Не всегда: если свадьба от агентства, то агентство уже всё приготовило, и фотографу остаётся только в заданной ситуации как-то себя проявить. Но мне по душе, когда мне дают свободу, и я принимаю решения по организации, по месту съёмки и так далее.

- Какая фотография, ракурс или позиция, на ваш взгляд, являются обязательными для свадебной фотосъёмки?

Обязательной должна быть та фотография, которая понравится родителям и бабушке с дедушкой. Я, например, люблю экспериментальные фотографии: мои работы абсолютно далеки от стандартов свадебной фотографии. Но я делаю и стандартные фото именно потому, чтобы родители и дедушка с бабушкой могли поставить их на полку в рамочке или повесить на стену. А поскольку вкусы бабушек и дедушек обычно консервативны, то, естественно, я снимаю красивые парные портреты. Всё остальное, безусловно, не меньшее значение имеет, но это обязательная программа.

- Чем обусловлен твой выбор фототехники?

Так сложилось, что первая по-настоящему серьёзная камера была у меня Nikon. И потом, большинство журналистов в советское время работали именно Nikon-ами. Наверное, это передовая фирма производства профессиональной фототехники. Камеры работали в самых разнообразных условиях: от жары в пустыне до жутких морозов и влажности Крайнего Севера. На мой взгляд, только фотокамеры Nikon могли похвастаться сверхнадёжностью и качеством выдаваемого материала, а оптика Nikon славилась безупречной резкостью. В то время говорили, что объективы Nikkor «режут до крови».

- Какие объективы на свадьбе необходимы?

Безусловно, портретный объектив, поскольку при съёмке людей это обязательное условие. Хотя можно всю съёмку свадьбы произвести и широкоугольным объективом или одним стандартным 50мм, который называется «полтинник». Но, конечно, надо иметь несколько объективов. В моём арсенале, наверное, вся оптика, которую сделал Nikon, кроме длиннофокусных объективов, которые используют репортёры для съёмки спортивных соревнований – они для свадебной съёмки малоприменимы из-за своей тяжести и ненужности такого многократного приближения. Самые распространенные объективы, которыми я пользуюсь, это 85мм 1.4 и 35мм 1.4 или 24мм 1.4, то есть умеренный широкоугольник и умеренные портретные объективы. А что касается зумов, то я использую стандартный зумер 24-70, 70-200 и 16-35.

- А какой объектив чаще всего стоит у вас на фотоаппарате в процессе съемки?

Всё зависит от свадьбы: если, скажем, свадьба с большим количеством гостей, мне надо успеть быть одновременно в разных частях этого мероприятия. Поскольку я работаю один, двигаться приходится больше, и я выбираю зумы 70-200 и 24-70, чтобы иметь возможность быстро менять фокусное расстояние. Я стараюсь максимально охватить то пространство и людей, с которыми я работаю, мне это самому интересно. Я кручусь как юла в процессе фотосъёмки, используя максимально всю свою технику, чтобы видеть реакцию на съёмку всех гостей.

Если свадьба камерная, то есть, это только пара, может быть ещё несколько друзей, и мы гуляем по городу в каких-то интересных местах или находимся вообще в поездке, то я беру с собой объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Они, безусловно, дают более художественную картинку, более красивый боке – нерезкую зону. И поскольку работаю я только с парой, то и нет такой спешки, нет необходимости в быстрой смене фокусных расстояний. Конечно, снимать такими объективами гораздо приятнее.

- Погодные условия не всегда могут способствовать съемке. Носите ли вы с собой световое оборудование?

Принципом моей съёмки является использование исключительно естественного света и минимума оборудования. Я ношу с собой вспышку в рюкзаке, но практически никогда её не использую – только в самом крайнем случае, когда нет света вообще. К тому же, последние модели камеры Nikon дают возможность снимать практически в любых световых условиях, самых сложных, и почти при полном отсутствии света.

- Бывают ли случаи, когда человек остается недоволен результатом? И как фотографы поступают в таком случае?

Если я скажу, что абсолютно все клиенты счастливы теми фотографиями, которые я делаю, я, наверное, слукавлю. Было два или три раза так, что результат не совсем соответствовал тому, чего хотели молодожёны. Я точно знаю, что чаще всего это происходит от того, что клиенты не совсем «мои», в том смысле, что они пришли по рекомендации своих друзей. Но те друзья изучили то, что я делаю: им понравился мой стиль, моя съёмка, они хотели получить такой результат, и они его получили. У них же были вкусы другие, соответственно и ожидания другие, и, может быть, поэтому они и получили несколько другой результат, нежели ожидали.

Это, повторяюсь, крайне редкий случай, можно сказать, исключение из правил. Но даже если так и происходит, то я договариваюсь с парой о дополнительной съёмке и стараюсь уже доснять в том стиле, в котором они хотят. Для меня очень важно, чтобы пара осталась, в конечном счёте, довольна, и чтобы её впечатления абсолютно ничем не были омрачены, и я стараюсь сделать всё, даже если мне приходится поступаться своим временем или деньгами.

- Нужно ли общаться с молодоженами заранее?

Безусловно. Когда съёмка делается без всякой подготовки и без знакомства с клиентом, трудно рассчитывать на прекрасный результат. Но в большинстве случаев в таких ситуациях я обычно провожу очень хорошую, качественную съёмку, хотя и в первый раз вижу клиентов во время съёмки. Это меня нисколько не смущает, но всегда есть доля вероятности, что что-то может людям не понравиться.

- Как раскрепостить и расслабить пару, когда идет съемка только молодоженов?

Я не работаю с актёрами, которые могли бы сыграть любые чувства и любые эмоции. А заставить их играть – значит обречь фотографии на фальшь. Поскольку люди не актёры, они зажаты, стеснительны, естественно, всё это проявляется на фотографии. И чтобы вывести их из этого состояния, я стараюсь отвлечь их разговором, снимать в те моменты, когда они не ожидают и не думают о съёмке. Или же я прошу пару максимально двигаться, и в процессе этих передвижений они забывают о фотосессии, и я ловлю моменты их естественного органичного состояния.

Молодожены не всегда знают, чего хотят: нежного или просто красивого. Как вы подбираете стилистику будущих фотографий?

Я стараюсь никогда под вкусы своих клиентов не работать. У меня нет ни одной фотографии, которую можно было бы отнести к разделу фэшн, и клиентов, которые выбирают такие фотографии, я бы не хотел видеть в числе своих. Все мои фотографии жанровые - они скорее близки к репортажно-постановочному стилю. Я бы сказал, что это такое «Свадебное кино». Поскольку я очень люблю кинематограф, и в смысле фотографии он на меня оказал очень сильное влияние, я стараюсь на снимках создать атмосферу кино.

- Сколько процентов фотографий вы посвящаете молодоженам, сколько гостям?

Как ни удивительно, гостям гораздо больше посвящаю, чем молодожёнам. В течение дня получается примерно 1000 фотографий, из этого количества самим молодожёнам посвящены фотографий 300, не больше. Остальные 70% – это репортажные и портретные фотографии гостей и родственников в самых разнообразных ситуациях. В них вся атмосфера свадьбы.

- В чем секрет хорошей свадебной фотографии?

Секрет в видении фотографа, в его владении своим ремеслом, понимании того, как работает оптика и как найти способ найти выразительную картинку и сделать не просто шаблонную фотографию, а такую, чтобы она выделялась. Поэтому фотограф должен работать как локационная станция: постоянно мониторить окружающее пространство, и должен, конечно, фонтанировать идеями, чтобы ни на минуту не дать своим клиентам повода для сомнения. Как только фотограф тормозит, начинает думать, запинаться, это моментально передаётся клиентам, и рушится вся атмосфера доверия к фотографу, и результат может быть плачевным.

Очень часто начинающие фотографы учатся, копируя работы тех, кого они выбрали для себя в качестве примера. Что вы об этом думаете?

Безусловно, надо копировать, поскольку стиль и собственное видение не рождаются моментально у фотографа. Новое поколение художников в процессе осмысления и повторения опыта художников, которые были до них, приобретают свой стиль. То есть компиляция стилей всех фотографов, плюс ещё привнесение личного отношения к окружающему миру и называется стилем, поэтому, безусловно, надо отсылать себя к работам фотографов уже известных, и я думаю, что это лучший ход.

- В какой момент вы поняли, что родился ваш личный стиль?

Я не думаю, что у меня есть какой-то свой чётко прослеживающийся стиль, поскольку я стараюсь быть разнообразным, не замыкаться, быть свободным. А человек, который строго следует своему стилю и хочет быть узнаваем, должен работать в жёстко заданном ключе, следовать определённой форме. Для меня самое главное, чтобы фотография цепляла, была выразительной, запоминалась, нравилась людям своей необычностью. Соответствует это какому-то стилю или нет, меня волнует в меньшей степени.

- Как вы пришли к идее мастер-классов?

И тут началась волна мастер-классов. Эта идея витала в воздухе, и я не то чтобы к ней стремился, но всегда был готов. Мне позволили из Краснодара и попросили провели мастер-класс. Я тут же дал согласие, приехал в этот город, провёл мастер-класс, который прошёл с очень большим успехом: было много людей, и по его итогам был снят фильм.

Я был очень вдохновлён тем, как люди восприняли мою подачу материала. И когда я увидел результаты - эти горящие глаза, письма, которые мне потом прислали, и отзывы, я понял, что нельзя на этом останавливаться. И я сам заряжаюсь от этого процесса, и мне это тоже многое даёт: я очень люблю общаться с людьми, и мастер-классы позволяют это делать.

Одного-двух дней мастер-классов крайне мало для того, чтобы у человека изменилось мировоззрение, но если это происходит, то это дорогого стоит. Это очень сильное чувство, когда ты видишь, что человек резко повернул свой вектор развития в правильном направлении. Я стараюсь сделать так, чтобы у людей выросли крылья, чтобы после мастер-классов они почувствовали, что готовы лететь. Я все силы прилагаю на то, чтобы вызвать у людей мотивацию взять фотоаппарат и быстрее бежать, снимать волшебные кадры, к которым я их готовлю.

Важно, чтобы у человека произошёл слом, как говорят сейчас, разрыв шаблона, и чтобы человек понял, что он может творить, как это делается, и что в этом сложного ничего нет. Наверное, самое главное – раскрыть глаза человеку.

- Каждый ли человек может попасть на ваш мастер-класс?

Абсолютно. Бывают мастер-классы, на которых есть и начинающие, и профессионалы. Я стараюсь так подать материал, чтобы это было интересно всем. Часто ко мне приходят люди вообще без фотоаппарата - просто проникнуться атмосферой и увидеть процесс.

- Наблюдаете ли вы за изменениями творчества людей, которые были на мастер-классах?

Конечно: они мне часто присылают фотографии, с некоторыми я общаюсь уже не один год. Более того, некоторые приходят ко мне не один раз на мастер-классы. Есть даже категория людей, которые стараются на каждый мастер-класс попасть. Это бесценно, и это своеобразный отзыв о моей работе.

- Есть ли у вас проекты, которыми вы занимаетесь просто для души?

Безусловно. Во-первых, я свадьбы снимаю для души. Если бы свадьбы не приносили мне удовольствие, я бы не занимался этим вообще. Только любовь к свадебной съёмке не позволят мне уйти, и никакое количество денег не сможет мне компенсировать занятие нелюбимой работой, потому что удовольствие я получаю, снимая свадьбы.

Но, кроме этого, я делаю и собственные проекты. Если я еду в какое-нибудь интересное место, я обязательно там провожу съёмку: приглашаю местную пару и снимаю её в каких-то ситуациях, которые для меня интересны. Например, я поехал в Азию на озеро Иссык-Куль. Место волшебное, живописнейшее: голубое озеро, обрамлённое снежными горами. Я взял в прокат машину и через знакомых нашёл девушку и молодого человека, которые хотели бы составить мне компанию и получить в результате интересную съёмку. И вот я с ними путешествовал по берегу озера и снимал пейзажи. Для меня интересен не сам по себе пейзаж, а именно люди, органично вживлённые в этот пейзаж, пара - он и она. И для меня пытаться найти в этом сочетании красивые образы является удовольствием и любимым времяпрепровождением.

- Вы изучаете место до того, как отправиться туда?

Нет, я всегда полагаюсь на спонтанность, на какой-то неожиданный поворот. Самое интересное и приятное в жизни - это то, что не запланировано.

- Что для вас значит фотография?

Фотография – это образ жизни, способ, которым я познаю этот мир. Это путь, по которому мне хочется идти. Всё рождено светом, и фотография рождена светом: мне кажется, это уникальное сочетание – начала жизни и начала фотографии. И наблюдать за светом, за всем разнообразием его проявлений и за человеком, освещённым этим светом, для меня и есть смысл жизни.

Из всех жанров фотосъемки наиболее интересным скоро станет игровая фотосъемка детей. Не слышали о таком? Неудивительно. Его название я придумал не так давно. Это процесс общения и игры с детьми, создания интересных зрелищных взаимодействий в группе и раскрытие эмоционального мира каждого ребенка в отдельности. Все это надо делать играючи, не забывая... Забыл что... Ах да, не забывать все это фотографировать! Но вы это умеете и без меня. Я же расскажу, как НЕ ждать интересных зрелищных моментов, следуя древнему принципу фотографов «Лови момент», а эти моменты активно создавать!

И так, перед нами ребенок. Это не только двуногое существо без перьев (такое определение Платон дал человеку), но и существо, которому НЕ НУЖНЫ фотографии. Сейчас не нужны. Да, через четверть века он будет умиляться, лицезрея себя такого забавного и непосредственного. Но в данный момент нам придется сделать так, чтобы в будущем сегодняшняя киндер-модель не мучила себя вопросами: почему же в детстве я был таким грустным или напуганным? Для этого создаем процесс: интересный, захватывающий, позитивный. Только такой процесс может зацепить ребенка или группу детей, увлечь их личностно и эмоционально. Если это происходит, дети начинают проявлять эмоции именно так, как они умеют и любят: открыто, непосредственно, не только мимикой, но и всем телом. Максимально ярко дети проявляют эмоции в общении, игре, творчестве и спорте. Фотографировать их за этими занятиями в режиме «папарацци» - один из путей к успеху, но мы уже идем другим путем. Все что надо сделать, это превратить процесс фотосъемки в интересное общение, игру, развивающее занятие, совместное творчество или состязание.

На одной волне

Установить контакт, создать атмосферу доверия и позитивного восприятия друг друга - первейшие и важнейшие задачи игровой фотосъемки детей. И хотя тема общения с ребенком неисчерпаема, несколько несложных психологических техник позволяют в считанные секунды настроиться с ним на одну волну. Пару десятков моих статей, посвященных эффективным приемам общения, вы можете найти в свободном доступе на моем авторском сайте www.fotodeti.ru, в разделе «Статьи». А сейчас я расскажу о приеме, который использую при фотосъемке детей всегда. Это пристройка к росту и возрасту ребенка. Смысл любой психологической пристройки состоит в том, чтобы стать похожим на партнера по общению. Если это получается, начинает работать принцип «Рыбак рыбака понимает издалека».

Итак, чтобы завоевать доверие группы малышей, мне нужно стать таким же маленьким, непосредственным, открытым миру как и все они. Уже на этапе знакомства я приседаю на корточки или просто сажусь на пол, начинаю знакомиться с детьми за руку. Я спрашиваю разрешения погостить у них и поиграть вместе с ними. Все это помогает малышам почувствовать себя хозяевами положения и создать такой тип взаимодействия, который можно определить как «Встречу равных». Я же попадая в мир детей, который ниже взрослой реальности почти на метр, получаю возможность использовать нижние точки съемки. Почему-то многие взрослые общаются и фотографируют детей сверху, нависая над ними. Что же, пара фотографий детских затылков в семейном архиве наверняка ценна для истории. Но самый захватывающий ракурс - это взгляд на мир ребенка глазами ребенка. Не смотрите на детей свысока, и они покажут вам все, на что только способны, забыв о стеснении и своих шаблонных реакциях на фотоаппарат!

Психологический разогрев

Чтобы дети не подумали, что вы стандартный обитатель мира взрослых, такой же скучный, серьезный и уставший от жизни, как и большинство его представителей, позвольте себе чуточку почудить. Буквально вчера, чтобы разогреть группу толком не проснувшихся ребятишек, я схватил какую-то плюшевую акулу и начал гоняться за ними по игровой комнате. Они визжали как резанные! На крики ворвались взрослые, но один из них всех успокоил фразой: «А, это Игорь, он управляет ситуацией!» В заключение, одна из девочек вышла вперед и серьезно, даже как-то торжественно произнесла: «Спасибо, что вы нас попугали!».

Иногда таким экспромтам предпочтительнее проверенный набор игр, помогающий человеку, фотографирующему группу детей, создавать ЗРЕЛИЩНЫЕ сюжеты. А при работе с отдельным малышом я люблю рассказывать ему анекдоты или забавные случаи из моей практики. Дети, как правило, в долгу не остаются и тоже начинают что-то рассказывать и показывать так, как нам взрослым редко удается: каждой клеточкой своего тела. Существует также набор игр, с помощью которых можно за десять минут побудить ребенка совершенно естественно и не наигранно показать нам пару десятков эмоций, сопровождаемых жестами и мимикой. Этими наработками я делюсь в статьях о технологии детского фотопортрета и организации коллективной игровой фотосъемки.

Да здравствует ненасилие!

Дети так устали от постоянных команд взрослых: надо то, не надо это.... Все их естество противится указаниям и наставлениям взрослых. Это простая психология детского упрямства. Чтобы не натолкнуться на противостояние, я вообще избегаю прямых указаний, команд и даже просьб. Парадоксально, но окольный путь к сердцу ребенка часто бывает самым близким и легким. Например, ребенок говорит: «А я не хочу фотографироваться!». «Ну и не будем. А что ты хочешь делать?», - говорю я в ответ. Что бы ребенок ни выбрал, я поддержу его начинания. Когда дети видят, что их выбор уважают, они понимают, что имеют дело с настоящим другом. А что ни сделаешь для друга? Недавно одна девочка наотрез отказалась участвовать в фотосессии. Она хотела послушать сказки. Мы позвали ее друзей и договорились, что я буду рассказывать историю, а дети будут ее показывать (разыгрывать действия персонажей). Поверьте, там было что фотографировать, а вот на камеру уже никто внимания не обращал.

Удивительно, что такой простой подход большинство взрослых игнорирует. Иногда просто из-за того, чтобы не отходить от заранее намеченного плана. Недавно наблюдал такую картину: аниматоры проводят детский день рождения. Почему-то все инициативы клоунов отвергаются детской группой. Причем, малыши не скрывают общего желания, которое звучит примерно так: «Не хотим конкурсов, хотим играть в инопланетян!!!» Но по программе ДОЛЖНЫ быть конкурсы. А, что на других планетах не может быть конкурсов или лунатики не могут соревноваться в эстафете с марсианами??? Когда аниматоры (выжатые, как два лимона) уехали, знаете, что я предложил детям? Ну, конечно же, поиграть в инопланетян.

Главное - это безопасность!

Фотосъемка детей процесс очень захватывающий для всех участников. Фотограф может очень сильно увлечься и позабыть о многом, но только не о безопасности всех участников фотосессии. Во время фотосъемки группы детей в игровом режиме мне приходится много передвигаться в пространстве. Чтобы не наступить на ребенка, не сбить его с ног и не ударить фотоаппаратом, я научился: передвигаться лунной походкой (не отрывая ступней от пола, как бы скользя по полу), держать камеру во время перемещений выше голов детей и надевать на объектив бленду при съемке в толчее (гибкий пластик все же безопаснее острой металлической кромки защитного фильтра). Когда я фотографирую сидя на полу, я предпочитаю позу «Лотос», чтобы дети, пробегая мимо, не споткнулись о мои ноги.

При съемке детей важно также решать вопросы психологической безопасности. Предотвращение или примирение конфликтов, страхов, снятие психологического дискомфорта - штатные задачи детского фотографа. Иногда в фотосессии участвует много ребятишек, и уделить достаточного внимания каждому не хватает времени. Но даже в этом случае снять робость и открыть двери в процесс помогают ненавязчивые психологические ус¬тановки. Например, если ребенок стесняется или по другой причине отказывается участвовать в процессе, ему можно сказать: «ТЫ МОЖЕШЬ просто посидеть в сторонке и посмотреть, что мы делаем. В любой момент, когда ТЫ ЗАХОЧЕШЬ, МОЖЕШЬ к нам присоединиться». Не проходит и пяти минут как ребенку становиться скучно, и он с удовольствием вливается в веселый и интересный процесс, состоящий из общения, игры, драйва и, конечно же, фотосъемки.

Фотографировать людей - самая трудная, интересная и самая благодарная часть работы любого профессионального фотохудожника. А свадебного – в особенности.

Свадебная фотография способна поспорить даже с неумолимым временем, через много лет возвращая солидную семейную пару в весеннее буйство молодых эмоций. Но только при одном условии: если фотографу действительно удалось эти эмоции запечатлеть.

Как заставить человека, на которого наведен объектив, от души улыбнуться, рассмеяться? Задача настолько сложная, что ведущие производители фотоаппаратуры решают ее техническими способами.

Так, компания Sony выпустила фотокамеру, способную распознать момент улыбки и только тогда сделать снимок объекта. Германские изобретатели вообще создали технологию «искусственных улыбок», при которой любое серьезное лицо становится веселым – путем подстановки чужой улыбки из обширной базы данных в конкретный кадр.

Увы, далеко не каждый свадебный фотограф имеет возможность приобрести подобное ноу-хау, да и результаты технических изысков, честно говоря, порой оставляют желать лучшего. Более надежны для свадебной фотографии старые проверенные методы: либо усердно ловить в объектив проявления эмоций, либо попытаться в нужный момент их вызвать.

Поймать проявление эмоций проще. Достаточно быть очень внимательным, ни на минуту не расслабляться, уметь фотографировать быстро, в совершенстве владеть опцией zoom (изменение масштаба) и вообще техническими приемами, с помощью которых ведется свадебная фотосъемка.

Также фотограф должен уметь вписываться в незнакомую компанию, располагать к себе людей или становиться невидимкой, когда это необходимо. Плюс обладать даром предвидения и угадывать момент, когда невеста звонко рассмеется, а новоиспеченный тесть украдкой вытрет слезы, на несколько мгновений раньше самих действующих лиц.

Вызывать те или иные эмоции «по заказу» неизмеримо сложнее. Существует несколько методов, которые можно использовать для получения эмоциональных снимков.

Психологический, или «Принцип зеркала»

Хороший свадебный фотограф обязан быть чутким психологом и уметь вовремя вызывать и проецировать вовне собственные эмоции, чтобы вызвать ответные. Всем известно, что открытая обаятельная улыбка вызывает неудержимое желание улыбнуться в ответ, заразительный смех – присоединиться к нему, а глубокая грусть может мрачной тенью лечь на окружающих.

Прямолинейный, или «Скажите чи-и-из!»

В этом случае фотограф напрямую объясняет позирующим, что именно им нужно изобразить. Но и к этому банальному методу можно подойти творчески! Например, при наличии у фотографа некоторых актерских способностей позирование молодых перед фотокамерой можно превратить в игру.

Обычно после нескольких «неудачных» дублей, прокомментированных с нужной долей юмора, жених с невестой начинают искренне дурачиться. Возможно, вот тут-то и будет сделана лучшая свадебная фотография!

Провоцирующий, или «взгляд изнутри»

Здесь свадебный фотограф должен стать подлинным участником действия, влиться в компанию.

Это важно для того, чтобы к месту рассказанный анекдот, над которым будет хохотать свидетель, или вопрос «а не страшно становиться свекровью?», от которого на лице матери жениха промелькнет целая гамма чувств, вызывали не холодное недоумение бестактностью чужого человека, а воспринимались естественно.

Подобное по силам только подлинно талантливым профессионалам свадебной фотосъемки, ведь при всей непринужденности нужно ни на секунду не терять рабочего настроя.

Каждый фотохудожник подбирает свой метод и набор приемов, с помощью которых свадебная фотосъемка на самом деле становится высоким искусством, способным пронести через года не плоские изображения человеческих лиц и фигур, а неповторимую эмоциональную атмосферу самого счастливого дня.

Популярные новинки, скидки, акции

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках НЕ допускается

– очень важный праздник в жизни молодоженов. И атмосфера у этого праздника просто переполнена различными эмоциями и переживаниями, которые стоило бы запечатлить. Результатом репортажной съемки, несомненно, будут «живые» фотографии.

Фотограф постарается изо всех сил отобразить все те эмоции, которые были пережиты на празднике. Вы можете подумать, что репортажные фотографии сделать легче всего. Но это не так, ведь часто молодожены и гости не могут расслабиться, зная, что их снимают. Потому множество, казалось бы, искренних моментов кажутся натянутыми. К тому же просто репортажная съемка сейчас мало кому интересна. Молодожены сегодня хотят и красочных постановочных снимков.


Чтобы добиться естественных эмоций в свадебном фото, можно предварительно организовать фотосессию с молодоженами. Называется такой вид съемки love story. Это возможность пары ближе познакомится с фотографом, а также немного привыкнуть к мысли о том, что за Вами на торжестве все время следит объектив. К тому же, фотографии с такой прогулки можно показывать на самой свадьбе, как часть программы.


Обычно это история любви влюбленных, которая трогает всех присутствующих на празднике. Но это может быть и не лав стори, а просто предсвадебная съемка, то есть получасовая прогулка с фотографом, во время которой Вы научитесь быть естественными перед камерой и не закрываться от фотографа, что самое главное.


Если же Вас не устраивает вариант с «предсъемкой», то на празднике, а именно во время свадебной церемонии или развлечений в ресторане Вам стоит попытаться забыть обо всем и просто наслаждаться весельем. Тогда фотографии будут удачными. Кстати говоря, снимать же Вас будет не только профессионал, а и множество гостей, которые захватили с собой на праздник свои фотоаппараты или видеокамеры. Так что непринужденность, естественность и искренность – именно то, что требуется от Вас, поскольку Вы будете в центре внимания.

Как всегда быть на высоте

Снимать свадьбу – дело нелегкое. Ведь на фотографе лежит ответственность за то, каким останется в памяти один из самых счастливых дней молодоженов.

Эти 50 советов помогут вам избежать типичных ошибок во время свадебной фотосъемки и сделают сам процесс проще и спокойнее.

1. Одевайте удобную обувь

Вам придется много перемещаться во время съемки. Конечно, шпильки больше подходят к свадебной церемонии, но поверьте, вы взвоете и будете самым сварливым свадебным фотографом на планете.

Почти на каждой свадьбе найдется человек, который считает, что лучше вас знает, как расположить в кадре людей, с какого ракурса лучше снимать и т.п. Лучше сразу отказывайтесь от всяких советов. Вы должны быть уверенны в своих действиях и ответственным за результат. Будьте вежливы и дайте понять, что не нуждаетесь в помощи. И будьте уверены, молодожены оценят то, как быстро и четко вы выполняете свою работу.

3. Откровенно поговорите по поводу съемки перед свадьбой

Многие пары очень серьезно относятся к традиции, согласно которой жених не должен видеть невесту в платье до самой свадьбы. В таких случаях попытайтесь объяснить, что вам необходимо хотя бы час провести с женихом и невестой (и никаких гостей), чтобы сделать свадебный альбом с хорошими снимками. Довольно часто пары просто физически не могут выделить времени фотосессию в день свадьбы, поэтому соглашаются провести ее за день до церемонии. Кстати, это прекрасная возможность для невесты опробовать прическу и макияж.

4. Сделайте так, чтобы новобрачные были довольны фотографиям

Чаще всего от жениха и невесты можно услышать жалобы о том, что фотограф упустил какой-то определённый кадр (например, не сфотографировал со школьной подругой/другом или забыл маленькую сестренку в розовом платье). Лучший способ избежать подобных казусов – это встретиться с невестой и женихом заранее и попросить их составить список обязательных фотографий. Также вы можете принести на встречу примеры свадебных фотографий, чтобы невеста выбрала понравившиеся позы. Не забудьте взять с собой список фотографий на свадьбу и ставьте галочки по мере выполнения. Как правило, этот список ограничивается 15 обязательными снимками.

5. Меняйте объективы

Если вы видите, что жених и невеста недостаточно расслаблены и напряжены перед камерой, то лучше поменять объектив на более длинный (например, 200mm) и отдалиться от пары. Это даст возможность немного расслабиться молодым. Тогда их взаимодействие будет более естественным, а вы сделаете хорошие снимки. Чуть позже, когда они привыкнут к вашему присутствию, можно будет подобраться поближе и сменить объектив.

6. Узнайте имена

Во время предварительной встречи с женихом и невестой спросите имена и номера телефонов свидетелей или шафера и подружки невесты. Как правило, эти люди принимают активное участие в организации свадебной церемонии, и возможно они пригодятся вам.

7. Сохраните цвет платья на фотографии белым

Для этого вам придется прибегнуть к положительной компенсации экспозиции. Экспонометр в вашей камере, увидев белое платье, решит, что этот участок изображения попросту слишком яркий, а не белый. В результате фотокамера сделает все фото темнее, чтобы компенсировать слишком яркую область. Установив положительную компенсацию экспозиции, вы с легкостью справитесь с этой проблемой.

8. Имейте запасную тушку

Посередине торжества у вашего оборудования может произойти технический сбой. К счастью, вы можете взять в аренду запасную камеру, стоимость этой услуги не высока, а наличие второго аппарата придает уверенность. Иметь две тушки хорошо не только для перестраховки, но и для собственного удобства, так как это позволяет вам иметь разные объективы на двух камерах. Во время торжества вы сможете быстро переключаться от телеобъектива к стандартному зуму по мере необходимости. Один раз попробовав работать с двумя камерами, вы никогда не захотите возвращаться к съемке с одной тушкой.

9. Не гонитесь за количеством

Часто можно услышать, как начинающие фотографы хвастаются, что отсняли за свадьбу больше 2000 фотографий. У каждого фотографа есть собственный стиль, поэтому не гонитесь за количеством, а делайте каждый кадр обдуманно, ловя момент.

10. Наймите второго фотографа

Большинство начинающих фотографов не прибегают к помощи второго фотографа. Но если у вас есть возможность, то это, безусловно, стоит делать. Во-первых, тогда точно не будет упущен ни один хороший кадр, а во-вторых у вас будет второй комплект оборудования на случай непредвиденных обстоятельств. Напишите нескольким фотографам из вашего города сообщение с предложением взаимовыгодного сотрудничества. Они на съемке вашей свадьбы будут в роли второго фотографа, а вы в свою очередь окажите им ту же услугу во время съемки их свадьбы.

11. Позаботьтесь о дополнительных аккумуляторах

Энергия вашего аккумулятора не бесконечна. Обязательно приобретите запасной аккумулятор, а лучше два.

12. Помните о картах памяти

Лучше всего снимать свадьбы на камеры с двумя слотами для карт памяти (например, Nikon D7000), потому что это дает возможность дублировать каждую фотографию, то есть одна фотография сохраняется сразу на две флешкарты. Это еще один способ перестраховаться. Отправляясь на съемку свадьбы лучше всего с общим объемом памяти на картах не меньше 30 гигабайт. Не для того, чтобы сделать очень много снимков. Важно не количество, а качество.

13. Не пропустите кадры жениха и невесты с их братьями и сестрами

Фотографии невесты и жениха со своими родными братьями и сестрами, как правило, получаются одними из самых трогательных, поэтому не упустите момент!

14. Не путайтесь под ногами

Постарайтесь сделать фотографию забавляющей частью праздника, но не забывайте при возможности уходить в тень. Особенно это важно во время церемонии и произнесения речей и тостов. Используйте для таких случаев телеобъектив.

Не забудьте запечатлеть детали свадьбы, например, обручальные кольца, сервировку стола, свадебный торт и так далее. Дело в том, что невеста потратила уйму времени (возможно, даже не один месяц), готовясь к этому важному дню и отслеживая каждую мелочь, поэтому ей будет приятно, если и вы увидите все эти важные мелочи и детали.

16. Четко опишите все, что входит в ваши услуги

Чтобы избежать различного рода неприятностей, свяжитесь или лично встретьтесь со своими клиентами и очень четко и ясно перечислите весь спектр оказываемых вами услуг и их стоимость. Будут ли фотографии только в цифровом формате? Сколько часов вы снимаете? Сколько стоит час вашей работы? Собираетесь ли вы снимать прием гостей? Оплачиваются ли перелеты, если свадьба играется в другом городе или другой стране? Делаете ли вы свадебный альбом? Дайте сами ответы на все возможные вопросы, если не хотите впоследствии столкнуться с гневом недовольных заказчиков.

17. Делайте смешные кадры

Свадебные фотографии вовсе не обязательно должны быть серьезными. Смешные моменты, запечатленные на снимке, спустя время вызывают на лице улыбку.

18. Делите отведенное на фотографию жениха и невесты время на два

Свадьбы всегда начинаются позже запланированного времени. Всегда. Если невеста говорит, что у них будет час на то, чтобы провести с вами съемку, это значит, что у вас будет лишь полчаса. Время, которое вы проведете наедине с женихом и невестой, бесценно, за эти полчаса вы должны выжать максимум.

19. Договоритесь, чья семья будет фотографироваться сначала

Нет ничего хуже, чем пытаться соединить две больших семьи на одной фотографии. Лучше планировать съемку детально. Поэтому заранее обговорите с женихом и невестой, чью семью вы будете снимать первой.

20. Попросите найти вам помощника

Попросите пару назначить вам помощника, который будет знать всех приглашенных, чтобы вы могли обратиться к нему в случае чего. Особенно такой человек полезен во время съемки семейных портретов, так как он может углядеть отсутствующих. Еще один плюс в том, что вы не будете надоедать паре.

21. Ловите неожиданные моменты

Всегда старайтесь запечатлеть неожиданный момент. Особенные минуты, проведенные невестой с родителями или женихом, их эмоции и реакции.

22. Представьте, что это ваша свадьба

Представляйте, что вы находитесь на своей собственной свадьбе! Подумайте, чтобы вам непременно захотелось запечатлеть? Постоянно задавайте себе этот вопрос во время съемки.

23. Захватите с собой кусок белой бумаги

Часто фотографы просят жениха и невесту встать в какие-нибудь неожиданные места (например, цветочную клумбу). Невесты подобными вещами заниматься не любят, так как боятся запачкать свадебное платье. Будьте предусмотрительны и возьмите с собой кусок белой бумаги, на который может встать невеста и тем самым защитить свое платье. Бумага скроется под подолом, и никто ничего не заметит.

24. Сохраняйте спокойствие

Очень многие вещи могут расстроить невесту в такой день, в том числе и видимая некомпетентность фотографа, неумение взять все в свои руки. Это большая ответственность, и если уж вы взяли ее на себя, то доведите дело до конца.

Прекрасным обрамлением может послужить толпа людей вне фокуса, через которую будут видны жених и невеста. Такой метод съемки заставляет зрителя почувствовать себя частью происходящего на фотографии. Используйте окна, архитектурные сооружения, растения, людей – это сделает снимок еще романтичнее.

26. Подберитесь ближе во время церемонии

Во время самой церемонии постарайтесь занять место поближе к жениху и невесте, чтобы ничто и никто вам не помешал. Но не забывайте: и вы не должны мешать гостям. Фотографии с обменом колец и поцелуем самые важные на свадьбе.

27. Научитесь работать с естественным освещением

Фотографируя при естественном освещении, не забывайте о тенях на лице.

28. Составьте контракт

Столько всего может произойти в день свадьбы и со свадебной фотографией. Составляйте контракт, чтобы уберечь себя от возможных судебных исков.

29. Составьте график важных событий

Фотограф тоже человек и может упустить какое-то важное событие, например кидание букета или разрезание торта. Фотографы, как правило, обсуждают с невестой и женихом время съемки самих молодоженов, но упускают много других немаловажных вещей.

30. Захватите с собой свадебный набор “скорой помощи”

В такой набор включите стандартные вещи: булавки, ленты, пятновыводитель, красивую деревянную вешалку для съемки свадебного платья.

31. Три коротких слова

Попросите жениха и невесту назвать три слова, с которыми у них ассоциируется предстоящая свадебная церемония, запомните их и постарайтесь сфотографировать. Если клиент скажет “веселье”, то старайтесь поймать как можно больше смешные и веселые моменты, если “романтика”, фотографируйте воркующих влюбленных. Вы фотограф, а это их день, поэтому постарайтесь отобразить его на фотографии во всей красе.

32. Не позволяйте религиозным обычаям повлиять на съемку

В зависимости от вероисповедания, традиции проведения свадебной церемонии могут сильно различаться. Неподготовленный фотограф может попросту сесть в лужу. Снимая внутри католического собора, не удивляйтесь, если вам запретят пользоваться вспышкой. Если вы оказались на еврейской свадьбе, то не упустите момент, когда невеста будет разбивать бокал. Ознакомьтесь с традициями, будьте подготовленными.

33. Не забывайте о пожилых родственниках

Даже жених с невестой из-за переизбытка эмоций и энергии могут забыть о престарелых родственниках и гостях. Но вы не упускайте их из виду надолго и фотографируйте время от времени.

34. Посетите место проведения заранее

Если у вас будет такая возможность, посетите место проведения свадьбы заранее, чтобы осмотреть помещение, понять с каких мест будут наиболее выгодные ракурсы, какой там свет и так далее.

35. Напомните подружкам невесты, чтобы они не забывали улыбаться

Перед началом церемонии попросите подружек невесты улыбаться во время прохождения к алтарю. Вы не можете себе представить, как часто подружки невесты в этот ответственный момент не только не улыбаются, но идут, потупившись и наклонив голову вниз. Они просто забывают, что их фотографируют.

36. Попросите невесту держать букет ниже

Попросите невесту и подружек невесты держать их букеты чуть ниже, даже если это будет не совсем удобно. Лучше всего букеты смотрятся, если их держать на уровне пупка.

37. Будьте уверены в настройках

Одна из причин, по которой свадебная фотография является достаточно сложной – это полное отсутствие времени на копание в настройках фотоаппарата. Вы должны успеть снять всё и везде, а для этого необходимы опыт и мастерство.

38. Попросите молодоженов целоваться медленнее

Поцелуи жениха и невесты на свадьбе не очень продолжительны, фотограф попросту не успевает сделать хороший кадр. Попросите пару целоваться чуть медленнее, чтобы успеть поймать хороший кадр.

39. Тихий спуск затвора

Многие камеры оснащены функцией тихого спуска затвора. Непременно воспользуйтесь ею, если вы не хотите, чтобы во время произнесения женихом или невестой слов “Я согласен/согласна” раздавалось бесконечное щелканье.

40. Возьмите с собой штатив

Портретные фотографы редко пользуются штативом при подобных съемках, но штатив может очень пригодиться, если церемония бракосочетания будет происходить в помещении с приглушенным светом. Штатив позволит вам снимать при длинных выдержках и вам не придется увеличивать значение ISO.

41. Сделайте несколько черно-белых снимков

С разрешения клиентов сделайте ряд черно-белых снимков с церемонии, не упустите такой возможности. Черно-белые свадебные фотографии – это настоящая классика.

42. Придумывайте новые идеи

Помимо того, что фотограф должен быть организованным и подготовленным, немаловажна его способность придумывать различные идеи для фотографий. Осуществляйте свои фантазии.

43. Не бойтесь инвестиций

Купите кронштейн для внешней вспышки. Это не бесполезное приобретение, фотографии будут получаться в 10 раз лучше.

44. Находите время передохнуть

Позволяйте себе несколько минут отдыха, например, когда все кушают. Никто не хочет, чтобы его снимали с полным ртом еды. В это время можно просмотреть отснятый материал и удалить самые неудачные кадры, чтобы освободить немного места на карте памяти.

45. Постоянно ищите нестандартные ракурсы

Не стойте на месте, двигайтесь! Фотографируйте с самых разных углов. Заберитесь повыше, чтобы сделать фотографию гостей сверху. Во время белого танца кружитесь вокруг пары, потомподойдите чуть ближе и, фотографируя, сделайте еще один круг.

46. Вопрос, который сэкономит деньги на рекламу

Когда вы видите, что невеста в восторге от ваших фотографий, спросите, есть ли среди ее знакомых кто-нибудь, кому нужны услуги фотографа?

47. Привезите с собой стремянку или ступенчатый табурет

Захватите с собой табурет с 3 ступеньками или небольшую стремянку. С их помощью вы сможете сделать хорошие групповые портреты и в течение дня использовать их для съемки молодоженов.

48. Оденьтесь соответствующе

Узнав в каком формате будет проходить свадьба, продумайте свой наряд. Некоторые фотографы на каждую свадьбу надевают смокинг, а кто-то считает, что вполне уместно приходить в брюках и рубашке. В любом случае, подумайте об этом заранее.

49. Умейте брать от естественного освещения все

Наверняка, на некоторых свадьбах вам выпадет удача снимать во время так называемого “золотого часа”. Поверните невесту спиной к солнцу. Ее фата и платье засветятся красивым золотистым светом. Воспользуйтесь светоотражающей поверхностью, чтобы заполнить светом глубокие тени на лице.

50. Не тяните с фотографиями

Лучше всего отдавать фотографии сразу после того, как пара возвращается с медового месяца. Не затягивайте с обработкой и подготовкой альбома, не откладывайте работу в долгий ящик.

Не бойтесь, что “ой, как много, я всё не запомню”. Сделайте чек-лист и проходите по нему перед каждой съёмкой. Не беда, если что-то забудете – с каждым разом Вы будете помнить всё больше, а Ваши съёмки – становиться всё лучше.