Как сделать проект золотая осень. Творческо-информационный детский проект «Золотая осень

Участники : в оспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный работник.

Основные направления работы с детьми.

  1. Непосредственно образовательная деятельность.
  2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Музыкально-театрализованная деятельность.
  5. Художественное творчество.
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Игры.

Актуальность: ребенок с самого раннего детства открывает и исследует окружающий мир. Он тянется ко всему красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир природы с безграничным богатством явлений и красоты.

Природа – неиссякаемый источник развития познавательных и творческих способностей детей. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы и бабочки, хлопья падающего снега и т.п. Природа побуждает любознательность ребенка, формирует чувство прекрасного.

Актуальность данного проекта состоит в том, что в последние годы возрастает внимание к проблемам познавательно-творческого и художественно-эстетического развития детей через общение с природой, как важнейшим средством формирования отношения к действительности, средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Для воспитания гражданина, отвечающего потребностям современного общества, начинать развивать и приобщать ребенка к прекрасному, как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать и его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

В данном проекте я показала возможность использования явлений природы для формирования познавательных, творческих способностей детей, воспитания бережного отношения к природе.

Цель: cоздать условия для обогащения знаний детей через красоту осенней природы, формирования гармонично развитой личности ребенка, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.

  1. Дать углубленное представление об изменениях в природе в осенний период.
  2. Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту осенней природы.
  3. Продолжать закреплять знания детей о безопасном поведении в природе.
  4. Воспитывать гуманное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранности.
  5. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Ожидаемый результат.

    1. Повышение уровня знаний детей об изменениях в природе в осенний период.
    2. Сохранение впечатлений о красавице осени в рисунках и поделках, в музыкальной и театральной деятельности.
    3. Бережное отношение к природе.
    4. Привитие навыков безопасного поведения в природе.
    5. Заинтересованностьв сотрудничестве родителей с детским садом.

Деятельность в рамках проекта.

Литература

1. Иванова А. И. Живая экология. 2006 г.

2. Николаев С. Н. Юный эколог. 2004 г.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

4. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. 1987 г.

5. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас. 2008 г.

6. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006 г.

7. Аксенов З.Ф. Войди в природу другом. 2008 г.

Проект "Золотая осень"

Тема проекта: "Золотая осень"

Вид проекта:

По форме организации - групповой и индивидуальный

По срокам выполнения - среднесрочный

По результатам выполнения - практический

Участники: учащиеся 4а класса

Возраст детей: 10 лет.

Руководитель: Леонтьева Светлана Владимировна, учитель начальных классов.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».

Задачи:

Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту, сопереживать и сочувствовать ему.

Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

Развивать основы проектной деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

Формирование коммуникативных навыков.

Актуальность проекта:

1. В условиях образовательного процесса в ОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

2. Приобщение к совместной деятельности детей и их родителей.

Продукт проекта:

Учащиеся 4а класса работали в группах. Каждой группе было дано задание. Первая группа искали пословицы и поговорки про осень, вторая группа – рассказы об осени, третья – осень в музыкальных произведениях. Каждая группа предоставила поделку из подручного материала, посвященная теме «Золотая осень», нарисовали и защитили плакат про осень, выучили стихи. Многие родители не остались равнодушными и помогли ребятам в работе.

Учащиеся 4 а класса провели праздник «Золотая осень» для начальной школы. В гости к ребятам пришли осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, а также сказочные персонажи Королева Осень, Пугало, Глашатаи. Ребята вспомнили приметы осени, отгадывали загадки, играли. Дети рассказывали стихи об осени, исполнили песни об осени, инсценировали.

Фотографии с праздника Осени

Защита проекта

Проект на тему «Осень» в начальной школе, 1 класс


Матеева Кристина, 7 лет, ученица 1 В класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильный лицей №20 г. Ульяновска.
Руководитель: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя школа №9", г. Ульяновск.


Цель: знакомство с проектом.
Задачи:
- представить свой опыт по проектной деятельности;
- вызвать интерес к проектной деятельности в целом.

Описание материала: Предлагаем Вашему вниманию проект, выполненный ученицей 1 класса. Проект ориентирован на формирование у детей младшего школьного возраста навыков исследовательской деятельности и развитие творческих способностей. Материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям, детям.

Проект «Золотая осень», 1 класс

Цель проекта: Изучение природных изменений осенью.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Рассказать о золотой осени и её признаках.
2. Показать какие изменения происходят в природе.
3. Собрать фотоколлекцию.

Гипотеза: Если выяснить, что такое золотая осень, то удастся определить не только, сколько длится этот период, но и его особенности.

Для реализации поставленных задач выбраны следующие методы и средства:
- Подумать самостоятельно
- Получить информацию в Интернете
- Прочитать в литературе
- Наблюдение
- Анализ
- Обобщение

Ход проекта

На дворе уже во всю идёт осень, поэтому выбранная мной тема достаточно актуальна. Сначала я определила цель, поставила перед собой задачи проекта. Затем определилась с более точным названием проекта, наметила план работы, а также возможные источники информации . Далее предположила ожидаемые результаты. Выбрала методы и способы своей предстоящей работы.


Вообще, у осени есть три периода: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень (глубокая или предзимье). Все периоды соответствуют осенним месяцам:
Сентябрь - ранняя осень;
Октябрь - золотая осень;
Ноябрь - поздняя осень (глубокая или предзимье).

Мне бы хотелось подробнее остановиться на золотой осени. Сначала я решила понаблюдать, для этого я отправилась на прогулку в парк.


Понаблюдав за изменениями цвета листьев на деревьях, я заметила, что именно с жёлтых листьев начинается осень. Значит жёлтый цвет – это и есть символ осени. Очевидно, солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название - золотая.


Осень, подобно художнику, использует разноцветные краски…
Кроме жёлтого цвета встречается серый и малиновый цвета. Реже - голубой или зелёный.
В начале осени используются яркие, сочные краски, затем в них появляется грусть и нежность, и, наконец, в завершении осени краски начинают тускнеть, становятся мрачными и унылыми…

С самого начала осени мы всё чаще замечаем её приметы. Дни становятся короче, а ночи - длиннее. Осеннее солнце поднимается уже не так не высоко, а серые облака опускаются ниже и ниже, закрывая собой всё небо.
Первый признак – похолодание.
Дожди идут часто, а температура воздуха становится холоднее.


Далее следуют изменения в живой природе.
Основное изменение в неживой природе – похолодание – влечёт за собой изменения в живой природе. С приходом осени листья растений меняют окраску. Ветер с дождём прибивает пожелтевшую траву. Листва уже заметно пожелтела. Кроме того, можно заметить на деревьях и кустарниках плоды.

Основные изменения:
Желтеют листья клёна, берёзы, осины.
Краснеют листья рябины, вишни, черёмухи.
Становятся бронзовыми листья дуба.
Старые деревья меняют окраску раньше, чем молодые.

Сможете отгадать деревья по их цвету?
(Предлагается отгадать деревья или листья деревьев осенью по фотографиям).

Золотая осень всегда была интересна и поэтам, и писателям, и художникам. Можете ли Вы назвать художников этих картин?

Примерные репродукции картин:
1. И. И. Левитан «Золотая осень».
2. В. Д. Поленов «Золотая осень».
3. И. С. Остроухов «Золотая осень».

Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что данная тема требует изучения.
Для подтверждения или опровержения своих предположений, я обратилась в библиотеку и за информацией в Интернет.
И вот, что я выяснила:
Интересные факты из литературы и источников Интернета
Исаак Ильич Левитан
(1860 – 1900 г. г.)


Автопортрет.
(1880 г.)

Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты в образованной обедневшей семье. Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей. Отец, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. Исаак с 13 лет и его старший брат учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания. Денег не было. Левитан поселился в глухой деревне Максимовке. Рядом гостили Чеховы. Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым, дружба с которым продолжались всю жизнь. В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он преподавал в том же самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» - большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.


И. И. Левитан
«Золотая осень».
1895 г.

Исаак Ильич Левитан изобразил русский осенний пейзаж во всей его красе именно в самый разгар золотого сезона. Зелёный бугристый склон, заканчивающийся широкой речкой. Поражает прозрачная и чистая вода, в ней легко отражаются травы и растения. Трава зелёная, она только начинает желтеть. А берёзы уже преобразились, они так и горят под лучами осеннего солнца. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть дома, это село. Произведение Левитана вдохновляет! От обилия красок становится бодро и весело, а на душе - по-семейному тепло. Хочется не только вдохнуть свежий воздух багряной осени, но и пробежаться по золотой листве.

Василий Дмитриевич Поленов
(1844 – 1927 г. г.)


Портрет работы И. Репина.
(1877 г.)

Василий Дмитриевич Поленов - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи. Родился в Санкт-Петербурге, в многодетной, культурной дворянской семье. Его отец был известным археологом и библиографом. Мать писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника был сенатором. Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. Окончив гимназию, поступил, вместе с братом, на физико-математический факультет Петербургского университета. Кроме того, он пел в студенческом хоре Академии художеств, став вскоре её постоянным учеником. Окончив ученический курс, получил серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. Затем возобновил занятия на юридическом факультете в университете. Будучи городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться рядом с природой. Его мечта сбылась, он приобрёл небольшое имение в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села, он построил дом по собственному оригинальному проекту, а при доме художественные мастерские. Усадьба называлась Борок. Там Поленов много работал, охотно приглашая к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, тем самым, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь. В 1926 г. стал народным художником Республики.


В. Д. Поленов
«Золотая осень».
(1893 г.)

Красивый вид, великолепный пейзаж. Это пора золотой осени. Река поворачивает, вдоль её берега лес покрыт осенней позолотой. Белоснежные облака в небе, погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Во многих своих творениях художник изображал Родину и реку Оку. Картина «Золотая осень» - это часть души автора, которая навсегда застыла в произведении, наполнив его теплотой и внутренним светом. Краски и цвета переданы достаточно сочно: и в плавных линиях и изгибах водной глади, в небесах, и в лесу и на куполе церквушки. Великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд. Маленькая лесная дорога зовёт за собой в лес, где ещё цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей.

Илья Семёнович Остроухов
(1858 – 1929 г. г.)


Илья Семёнович Остроухов - русский художник-пейзажист, коллекционер. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской Академии художеств. Друг П. М. Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи. Происходил из купеческой семьи. Учился в Петербурге. Сразу не смог поступить в Академию художеств, остался на год вольнослушателем. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. Главными стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова. Затем занимался в классе ваяния и зодчества в Училище живописи. В 1890-х годах Остроухов начал собирать свою художественную коллекцию. Этому способствовала его женитьба в 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Кроме живописи Остроухов собирал иконы, его собрание икон считалось одним из лучших в России.


И. С. Остроухов
«Золотая осень».
1886 г.

Изучив литературу, я приступила к практической части своего проекта. Для этого мне пришлось отправиться во двор своего дома, в парк, в школьный двор.
Перед моими глазами стояли картины известных художников, я глядя на них и подражая им, старалась увидеть и запечатлеть в золотой осени что-то своё особенное… И у меня получилась своя фотоколлекция!

Степанова Ольга Евгеньевна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №16» Город Кириши, Ленинградской области

Тип проекта:

По тематике: исследовательско – творческий, направленный на изучение природы в период золотой осени.

По числу участников: групповой

По времени проведения: срочный (с 22. 09 - 3.10)

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители.

Организаторы проекта: воспитатели

Возраст участников: дети 4 - 5 лет.

Актуальность. Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод... Осень - это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного и необычного узнать, благодаря этой удивительной поре. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать, творить.

Наша задача - помочь ребёнку открыть мир окружающей природы. Участие детей в проекте «Золотая осень» позволит максимально обогатить знания и представления о золотой осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.

Цель: создать условия для обогащения знаний детей через красоту осенней природы, формирования гармонично развитой личности ребенка, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей золотой осени.
  2. Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
  3. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
  4. Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемый результат:

  1. Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Золотая осень» ,
  2. Формирование устойчивого интереса к природе;
  3. Развитие познавательной активности детей;
  4. Обогащение словаря детей;
  5. Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие художественно - творческих навыков.
  6. Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  1. Определение уровня знаний детей по теме проекта «Золотая осень» .
  2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
  3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  4. Перспективное планирование проекта.
  5. Подбор необходимой литературы по данной теме.

Выявление субъективного опыта.

«Что мы знаем об осеннем периоде «Золотая осень»

«Осенью на деревьях листья желтеют» (Вова П.)

«Листья опадают» (Ксюша Я.)

«Птицы улетают в теплые края» (Никита С.)

«Становится холодно» (Вита Ц.)

«Листья на деревьях краснеют» (София Б.)

«Осенью деревья разноцветные, красиво» (Полина Д..)

«Идут дожди» (Дима Г.)

«Что мы хотим узнать?»

«Я хочу узнать, почему опадают листья?» (Полина Д.)

«Почему птицы улетают на юг?» (Никита С.)

«Что любят птицы есть осенью?» (Настя П..)

«Почему листья осенью разноцветные?» (Варя С.)

«Где мы можем найти информацию?»

«Узнать от воспитателей» (Полина Д.)

«Спросить у родителей» (Вова П.)

«Посмотреть в компьютере» (Антон И.)

Планирование совместной образовательной деятельности:

«Можем нарисовать красивые деревья, листья» (Варя С.)

«Можем слепить» (Даша Ж.)

«Почитаем об осени» (Полина Д.)

«На прогулке можем рассмотреть листья и деревья» (Влад Ц,)

Сотрудничество с родителями:

  • Оформление папок – передвижек для родителей:

«Сделаем вместе» (поделки из природного материала) .

«По дороге домой» (советы родителям о совместном наблюдении за явлениями живой и неживой природы) .

  • Подбор стихов для разучивания с детьми дома
  • Беседа на тему: “ Воспитание любви к природе родного края“
  • Предложить нарисовать картину на тему «Золотая осень» , изготовить поделку «Дары осени» .

II этап – основной этап (практический)

Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Литература:

  1. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
  2. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» .
  3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» .
  4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» .
  5. Метлина Л. С. «Математика в детском саду»
  6. Л.В. Куцакова “ Конструирование и художественный труд в детском саду“
  7. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
  8. . Ибрагимова К. К. «Деревья и кустарники вокруг нас» .
  9. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет» .

III этап – заключительный.

В ходе проведения проектной деятельности с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, эксперименты и опыты, экологические задачи.

Дети правильно называют характерные особенности осени, расширили свой кругозор и словарный запас. У детей сформировался интерес к осенней природе, умение наблюдать, отражать свои впечатления в творчестве.

Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

По окончании проекта «Золотая осень» дети не только получили знания, но были счастливы, видя результаты своего творчества и созданного совместно с родителями. Проект помог повысить экологическую образованность детей и родителей.

По окончании проекта «Золотая Осень» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих проектах «Вот Зима – кругом бело» , «Весна -красна» , «Лето –пора чудес» , так как необходимо, чтобы дети увидели красоту мироздания, воспринимали окружающий мир как единое целое.

Продукт проекта:

  • Совместная образовательная деятельность «Прогулка в осенний лес» (конспект прилагается) .
  • Конкурс поделок из даров осени и рисунков «Осенняя фантазия»