Предмет основы светской этики что изучает. Консультация по орксэ (3 класс) на тему: о модуле «светская этика» комплексного курса «основы религиозных культур и светской этики

Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.

Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».

Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.

Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, "умными очами". Как говорили в старину, "Отверзь умные очи". Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».

Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».

Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва

Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?

– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, <…> особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия <…> для первачков еще как бы далеки.

– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?

– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще <…> такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают. <…>

Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все. <…>

Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.

Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?

– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. <…> Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат? <…>

…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.

Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?

– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае. <…>

Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.

Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва

Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека. <…>

…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого. <…>

В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно. <…>

…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.

Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва

Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?

– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. <…> У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание. <…>

Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.

<…> вообще четвертые классы маловаты <…> для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.

– Развитие каких качеств в детях предполагает этот предмет <основы светской этики>?

– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.

– Родители, да?

– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? <…> Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.

– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?

– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. <…> Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? <…> только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.

Экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

С 1 апреля 2011г в 19 регионах России начался эксперимент по введению в школах нового предмета - «Духовно-нравственное воспитание» (ДНВ). В рамках этого предмета для изучения в 4-м и 5-м классах предлагается учебный курс, состоящий из шести основных «содержательных модулей»:

· Основы православной культуры

· Основы исламской культуры

· Основы буддийской культуры

· Основы иудейской культуры

· Основы мировых религиозных культур

· Основы светской этики.

Каждому из этих модулей посвящено отдельное учебное пособие, выпущенное издательством «Просвещение» массовым тиражом и красочно иллюстрированное. Особняком стоят учебные пособия «Книга для учителя» и «Книга для родителей», разъясняющие в историческом и содержательном плане смысл предлагаемого учебного курса.

Каждое из пособий даёт своё определение культуры и религии, но нигде не определяется, что такое «религиозная культура». Любая культура укоренена в религии. Это признают все, кроме анонимных авторов «Основ светской этики». Поэтому лучше было бы говорить не о «религиозной культуре», а о культурной традиции, свойственной той или иной религии и конкретной стране.

Учебные пособия, посвящённые изложению основ православия, ислама, буддизма и иудаизма, дают немало полезной и интересной информации. Оптимальным вариантом знакомства детей с различными религиозными учениями было бы изучение ими основ мировых религий. Этому соответствует лучшее и наиболее объективное из предлагаемых учебных пособий - «Основы мировых религиозных культур». Оно знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями. Это, безусловно, содействовало бы воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта. Что касается «Основ светской этики», то это пособие, полное фактических ошибок и явных нелепостей (трактовка стыда, предпочтение «разумного эгоизма» альтруизму, утверждение о том, что «моральные нормы (правила) нигде не записаны» и т.п.), просто неприемлемо для изучения в его нынешнем виде, к тому же, у рецензируемого модуля не указано авторство.

Немало полезных сведений о религиях мира, религии и обществе, религиозной ситуации в России содержит «Книга для учителей». В основном это добротный справочный материал. Особенно информативны прилагаемые к разным разделам глоссарии. Однако книга не лишена и грубых ошибок: заявление, что «религия - это идеология» (стр. 24), утверждение (в духе советского атеизма), что специфика религии в том, что она мистифицирует земные корни частных, исторически изменчивых интересов (стр. 25), или сформулированное в том же атеистическом духе обвинение: «Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы» (стр. 28). А какие религии иначе относятся к обрядам? По-видимому, обрядовую практику всех религий автор(ы) считает криминальной. На стр. 17 академик Павлов назван «глубоко верующим» человеком. Между тем Павлов открыто называл себя неверующим. Но при советской власти он защищал право верующих исповедовать православие. Следует отметить и другие «ляпы». Оскорбительно для одной из христианских конфессий утверждение о том, что протестантская этика «со временем… оказалась ненужной» (стр. 16). Архаично традиционное (хотя и с оговорками) противопоставление науки и религии (стр. 18). К сожалению, таких примеров можно привести много. Стоит ли навязывать учителям подобные примитивные и не соответствующие реальности представления?

Эксперимент по введению в школьную программу «духовно- нравственного воспитания», т.е. изучения одной из религий, охватывает пока 4-й и 5-й классы и рассчитан на два года. А что будет потом? Российская академия образования планирует через два года распространить его на всех школьников - с 1 по 11 классы.

Экспертная оценка оригинала-макета учебника

«Основы светской этики» 4-5 кл. (авторский коллектив)»

Общая оценка:

Предлагаемый текст модуля «Основы светской этики» не может быть рекомендован в качестве учебника, а сам подход к определению названия предмета, его места в общем курсе, содержательных акцентов и организация работы над ним вызывают недоумение и огромную обеспокоенность за судьбу и качество российского образования, российской школы.

Вопрос о введении данного курса не обсуждался ни публично (не говоря уже о референдуме или серьезных социологических опросах), ни в научной и педагогической среде. Последнее привело к откровенным нелепостям в его структуре и содержании, к дилетантизму как в философско-этическом, так и в педагогическом отношении. Нелепо само сочетание модулей, в ряду которых раздел по этике совершенно неуместен. Этика может преподаваться в школе как самостоятельный предмет, но не как искусственный придаток к религиозным модулям, призванный создать иллюзию политкорректности. Уже в самом названии «Светская этика» проявляет себя непрофессионализм и своего рода угодничество тех, кто стоит за ним. Иными словами, неприемлемо как название, так и само присутствие данного раздела в предлагаемом курсе.

Само содержание модуля «Светская этика» нельзя исправить и довести до приемлемого состояния никаким редактированием. В нем много теоретических недостатков, но в первую очередь он неприемлем по тому содержащемуся в нем духовно-идеологическому посылу, выражающему желание превратить людей в исполнителей некоторых общественных норм, а по набору доминирующих ценностей - в роту марширующих солдат. Никакая философская этика, никакая мораль не может санкционировать такой подход. Данный текст, в сущности, не имеет ничего общего с этикой как областью философии и создает превратный образ морали как духовно-практического явления. Философия нацелена на формирование способности критически мыслить, подвергать рациональному анализу в том числе и утверждения, относящиеся к области морали, на сомнение в общепринятых словесных морализирующих формах. Предлагаемый текст, наоборот, ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение. Если вспомнить формулу недавнего прошлого о подчинении личных интересов общественным, то курс «светской этики» по сути дела оборачивается курсом «советской этикой».

1. Название учебного предмета и соответственного учебника представляется неудачным, если не сказать недопустимым, по ряду оснований:

Термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции. Это синоним этики как области философского знания, подчеркивающий ее отличие от религиозной этики, состоящее в том, что она объясняет мораль без апелляции к божественному откровению и вмешательству. Как пишет академик А.А. Гусейнов, «Словосочетание «светская этика» не имеет в исследовательской литературе широкого хождения и терминологического статуса. Его нет, в частности, в российских, английских, немецких философских и специализированных этических словарях. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда - светской этикой. В Германии школьный предмет, предлагаемый в качестве альтернативы теологии, также не именуется светской этикой, а просто этикой. Еще один показательный пример: Тэнзин Гьяцо (Далай-лама XIV), написавший книгу о нерелигиозном понимании современных нравственных проблем, назвал ее «Этика для нового тысячелетия», сочтя определение «светская» излишним. Мне неизвестны учебники, курсы лекций, иные систематизации под названием «светская этика» В западной литературе для обозначения нерелигиозной нравственной практики и нерелигиозного подхода к проблемам нравственного воспитания чаще принято употреблять термин «светский гуманизм» в сопоставлении и по аналогии с «религиозным гуманизмом». Однако, и в этом случае светский гуманизм, как правило, считается эквивалентом гуманизма». Могу к этому добавить, что и курс этики, созданный в свое время будущим Папой кардиналом К. Войтылой («Основания этики», Люблин, 1983), именовался именно этикой, а не религиозной или светской этикой. Просто Этикой.

Термин «светская этика» не имеет также никакой традиции в России. С тех пор, как термин «этика» вошел в русскую философскую лексику (а это случилось во второй половине XIX века, а не в XVIII веке, как написано в тексте урока 30, если же в тексте имеется в виду не этика, а нравственность, то она возникает намного ранее), он употреблялся без уточняющего определения «светская». В том числе и в русской религиозной философии не употребляется термин «светская этика». Вот одни из первых обозначений:

К.Д. Кавелин «Задачи этики», 1885;

Б.Н. Чичерин «Наука и религия о началах этики», 1879; «О началах этики» 1897;

Н.И. Кареев «Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике» 1905 (3-е изд.);

П.А.Кропоткин «Этика: Происхождение и развитие нравственности», 1922;

Э.Л. Радлов «Этика», 1922.

Еще один важный аргумент заключается в том, что в истории мысли нет однозначного соответствия между определенным типом объяснения морали в этике и тем, какие нормы и ценности в ней утверждаются. Все этические теории - как светские, так и религиозные - сходятся в том, что мораль нацелена на гармонизацию отношений между людьми и возвышение человеческой личности. Так же совпадают в основном и формулируемые ими высшие моральные требования. Как пишет А.А. Гусейнов, «Все они исходят из ценности индивидуально-ответственного поведения и заботливого, уважительного отношения к ближнему. Основное отличие состоит в том, что философская (научная) этика ориентирована на автономию воли личности и высокую степень достижимости нравственного совершенства человека и общества, в то время как религиозная этика осуществление нравственного идеала переносит в потусторонний мир, а необходимые для этого человеческие усилия связывает с божественной благодатью». Иными словами, этические системы различаются, в первую очередь, по способу обоснования морали, но не по нормативно-ценностному содержанию, которое и является основным содержанием учебного курса. Поэтому выделять его содержательно по признаку «светскости» нет никаких оснований. Если вы попытаетесь сравнить отдельные модули учебного курса, то ни в одном не найдете таких моральных суждений, формулировок таких моральных норм, которые не могли бы стать предметом этического рассмотрения и не утверждались бы в нерелигиозной морали.

Озвученные в недавнее время интерпретации светской этики как внецерковной, но не нерелигиозной противоречат историко-философской традиции и искажают образ современной этической мысли. Они только подчеркивают и так существующее противоречие между конституционно закрепленным отделением церкви от государства и введением в обязательную школьную программу основ религиозной культуры.

Данный раздел мог бы называться «Этика», «Основы этики»…

Мне трудно судить, почему при определении названия и содержания школьного предмета совершенно не принималась во внимание позиция ведущих специалистов в данной области, а также то, почему к данному предмету предъявлялись требования и ограничения, выражающие самые примитивные представления об этике и морали. Самым непонятным, странным и возмутительным - если это правда - является запрет на употребление слова «гуманизм». Последствия этого, на мой взгляд, недопустимого и ничем не оправданного подхода имеют исключительно негативный и неустранимый с помощью отдельного редактирования характер.

2. Иллюстрации вызывают серьезные возражения - они носят явно тенденциозный и ограниченный характер, местами просто противоречат содержанию идей (например, урок о специфике морали проиллюстрирован изображениями Государственной думы). Кроме того, они представляют светскую этику как совершенно оторванную от истории культуры, от тех разнообразных сюжетов, которые становились предметом философско-этических размышлений. Иллюстрации носят однообразный характер - много раз повторяются сцены благотворительности, военной службы и спорта. Это создает ощущение доминирования соревновательности и воинственности. Непонятно, почему основной изобразительный ряд, главным образом, сводится лишь к реалиям российской жизни - это его существенно обедняет.

Оформление общей обложки учебного курса также вызывает возражения: во-первых, мировые религии не связаны непосредственно с этническими признаками, в то время как фотография четырех детей совершенно определенно призвана символизировать четыре религии через внешне узнаваемые черты. Понятно, что нерелигиозная часть курса не нашла для себя никакого образа. Думаю, предлагаемое оформление обложки не отвечает идеям терпимости и культурного многообразия, визуально навязывает идею существования только четырех возможностей выбора и лишь религиозного характера. Не говоря уже о просто ошибочном связывании вероисповедания с внешними национальными чертами.

3. Учебник основан на ознакомлении учащихся с основными этическими понятиями, что, на мой взгляд, делает его тяжелым для восприятия.

4. К сожалению, непонятен аврально-скандальный способ подготовки текста, который привел к тому, что в текстах не чувствуется личностного присутствия автора. Разговор о морали, в результате, получается формальным, лишенным искренности.

Постраничные замечания

1. (стр. 5). Абзац неудачен по содержанию - светская этика не вписывается в предлагаемый ряд. В данном учебнике - совершенно оправданно − под словом «этика» понимается область философского знания о морали. Вряд ли можно утверждать, что этика в этом смысле занимает особое место в духовных традициях России. Скорее, автор подразумевает нравственное содержание духовных традиций. Собственно говоря, в данной формулировке становится очевидной вся абсурдность, алогичность и нелепость нахождения этики в предлагаемом ряду. Обращаю ваше внимание, что первый урок в двух модулях - по буддизму и иудаизму - имеет лучшую редакцию.

2. (стр. 6. абзац 2). Союз «и» не подходит по смыслу. Термин «нравственность» можно поставить в скобки.

3−4. (стр. 7). Этика как философское знание о морали, в первую очередь, является размышлением о морали, о ее нормах, запретах, о том, что ценно для счастливой человеческой жизни. Подобно тому, как философия в целом критична по отношению к обыденному сознанию, этика может быть критичной по отношению к принятым, общераспространенным моральным представлениям и даже к морали в целом. Она может учить человека способности мыслить о морали, предохраняет его от морального самообмана. Но она сама по себе не может сделать человека моральным. Для нее существенным вопросом является, что есть «лучше», что есть «благо» для человека. В тексте учебника этот вопрос полностью снят, неоднократно повторяется, что этика и мораль (стр. 7, 11) помогают человеку стать лучше, тогда как моральные ценности и этика определяют то, что есть это «лучше».

3. (стр. 7). Неверная формулировка: навязывается мысль, что одни люди моральные, а другие - лгущие, грубые и т.п. Но мораль, в первую очередь, касается отношения человека к самому себе, к своим поступкам, мыслям, чувствам, к собственной способности творить и добро и зло. Вообще само разделение людей на добрых и злых является неверным.

5. (стр. 8). Термин культура не греческого, а латинского происхождения. (Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234−149 до н.э.), который назывался De agri cultura).

6. Фраза «культура не существует в единственном числе в отличие от природы» (стр. 8) неудачна. Природа также разнообразна. (У стоиков речь идет о другом).

7, 10. (стр. 9, 10). Дается неудачное определение морали («совокупность требований, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла») - мораль сводится в нем к нормам. (Мораль в этике понимается как гораздо более богатое явление, включающее и нормы, и ценности, и качества характера и т.д.) Определение странно выстроено стилистически - нормы и правила не могут быть «с точки зрения» (это же определение на стр. 10).

8. Совершенно неприемлемое сведение положительного и отрицательного в морали к тому, что помогает или мешает жить, делает жизнь хуже или лучше. По своей неверности и примитивности данный тезис просто не подлежит обсуждению.

9. (стр. 9). Не могу согласиться с тезисом, что моральные нормы поведения создавались для того, чтобы «передавать знания о добре и зле следующим поколениям».

10. (стр. 10). Неудачная иллюстрация.

11. (стр. 11). Утверждение, что следуя моральным нормам человек делает жизнь окружающих его людей и свою жизнь лучше, повторяющиеся в других местах «оправдания» морали ее полезностью, превращение ее в средство улучшения жизни − все это сводит обоснование морали к утилитарным аргументам. О вторичности понятий «лучшей жизни и лучшего человека» по отношению к моральным ценностям уже было сказано. Похоже, что авторы просто игнорируют одну из несомненных истин как научной, так и религиозной этики о том, что добро имеет самоценный смысл, содержит свою награду в себе.

12. (стр. 11). Складывается впечатление, что автор (в сущности отсутствующий, размытый, коллективный) не рискует доверить индивиду решение о моральных вопросах. Поэтому, считает возможным употребить теоретически и педагогически криминальное словосочетание «следить за моралью».

13. (стр. 11). Безнаказанность также очень пугает воображаемого автора. Он скорее допустит, что каждому из нас ведомо, что есть благо для другого и благо вообще - потому каждый должен помогать другому стать лучше. Поэтому ученику предлагается наказывать другого, осудить его (оговорка, что «осудить - не главное» ничуть не меняет дела - ведь осудить надо).

14, 15. (стр. 12−13). Неудачные определения добра и зла. Неприемлемое сведение добра к поступкам. Стр. 14 - примеры с рабством и крепостным правом неудачны для иллюстрации изменения представлений о добре и зле. (Христианская заповедь «не убий» существовала и в период крепостничества). Кроме того, существует различие между нравами, социальной практикой и представлениями о добре и зле.

16. (стр. 14). Складывается неверное представление, что люди становились более нравственными (это уже проблема) в результате того, что задумывались, как сделать жизнь лучше.

17, 18. (стр. 16−17). Добродетель и порок - качества характера, проявляющиеся в поступках. (Неверно - «по которым ее оценивают другие люди»). С. 16−17 - неудачные иллюстрации. В современной культуре есть личности, действительно олицетворяющие достойные дела. Например, Альберт Швейцер, мать Тереза. Можно вспомнить русского врача Гааза, прозванного «святым доктором». Возможны иллюстрации к художественным произведениям, сказкам и т.п. Не стоит подменять моральные качества человека его профессиональными достижениями и исполнением конституционного долга - это разные вещи. А подобная подмена постоянно навязывается через иллюстрации.

19. (стр. 17). Пороки - не действия, а качества характера (на этой странице, как и на многих других, видно отсутствие единого автора).

20. (стр. 19). Во-первых, хочется спросить - а надо жить, как хочется кому? Во-вторых, жить по-своему не проще. Проще быть абсолютным конформистом.

21. (стр. 20). Добродетель у Аристотеля - выбор не варианта, а просто - поступка в конкретных обстоятельствах. Пороки НЕ являются избытком или недостатком добродетели у Аристотеля. (Избыток добродетели невозможен).

22. (стр. 21). Ошибка - у Аристотеля (и вообще по смыслу и логике) не двуличие, а вздорность.

23. (стр. 21). Избытка дружелюбия не может быть, избыток добродетели невозможен, по Аристотелю.

Стр. 43. Неверно. Золотое правило не направлено на предвидение последствий поступков.

Стр. 62. Неприемлема большая часть текста. Анекдотично выглядит ряд: иудаизм - ислам - православие - буддизм - светская этика - в качестве элементов духовной традиции России. Может идти речь лишь о нравственном содержании этой духовной традиции, светская этика как философское знание, - не вписывается в этот ряд. Нравственная основа духовной традиции формировалась задолго до возникновения мировых религий и существовала в разных, не только религиозных формах. (Как уже говорилось, термин «этика» используется в русской философии со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли).

Старший научный сотрудник Института философии РАН,

Презентация "Итоговый урок по предмету "Основы светской этики"" предназначена для обобщающего урока по светской этике в 4 классе. Урок построен в игровой форме, предложенные задания позволяют повторить и закрепить ключевые понятия курса (совесть, мораль, этика и др.). Данное занятие поможет учителю эффективно завершить курс изучения светской этики. Материал ориентирован на учебник Р.Н. Бунеева, издательство Баллас, но предложенные задания носят универсальный характер и могут быть использованы в разных ситуациях.

Цель урока: формирование понятий «духовность» и «нравственность» как главного регулятора поведения человека. Формирование понимания роли духовных и нравственных ценностей в судьбе человека и человечества.
Знакомство с деятельностью одного из духовных лидеров русского народа - Сергия Радонежского и его ролью в объединении Руси.
Результатами урока должны стать:
Понимание разницы между духовными и материальными ценностями, умение объяснять, почему возникла нравственность, понимать ее значение в жизни каждого человека.
Тип урока: изучение нового материала. Слайды презентации точно соответствуют этапам урока. В разработке присутствуют индивидуальные рабочие листы, раздаточный материал для учащихся и материал с информацией для учителя.

Предмет: Метапредметные

Целевая аудитория: для 4 класса

Цель:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Авторская программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», разработанной А.Я.Данилюк

Целевая аудитория: для 4 класса

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нравственной категории, а планируемые результаты - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести и нравственных нормах.
Конспект разработан на основе учебника Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект и презентация к уроку по основам светской этики "Зачем семье нужны традиции?". Данная разработка предназначена помочь учителям, ведущим "Основы светской этики" более эффективно провести урок. Разработка соответствует новым требованиям ФГОС. Учтены психологические особенности учащихся, присутствуют задания разной направленности, предусмотрена совместная работа с родителями, начала проектной деятельности, электронная физкультминутка для глаз. Видеоклипы ввиду большого объёма загрузить невозможно, но их можно посмотреть или скачать, соответствующие ссылки имеются. В конспекте есть все необходимые пояснения.


Целевая аудитория: для 4 класса

Цель и задачи урока:
помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»
Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование:
(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал, Ф.Шопен. Ноктюрн №20.

(составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюка « Основы религиозных культур и светской этики» , издательство « Просвещение» , 2010)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших школьников;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учетом многообразия и глубины ее составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4 классе (приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»).

  • Основы православной культуры,
  • Основы исламской культуры,
  • Основы буддийской культуры,
  • Основы иудейской культуры,
  • Основы мировых религиозных культур,
  • Основы светской этики.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31-34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры для изучения гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

(4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год)

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов)

Урок 2. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Культура и религия.

Урок 2. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

Урок 3. Священное Писание.

Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Урок 3. Будда и его учение.

Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

Урок 3. Культура и религия.

Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.

Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия.

Урок 4. Будда и его учение.

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.

Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования.

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности.

Урок 5. Во что верят православные христиане.

Урок 5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

Урок 5. Буддийский священный канон.

Урок 5. Патриархи еврейского народа.

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура.

Урок 6. Священный Коран и Сунна как источники нравственности.

Урок 6. Буддийский священный канон.

Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака.

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура.

Урок 7. Общие принципы ислама и исламской этики.

Урок 7. Буддийская картина мира.

Урок 7. Исход из Египта.

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

Урок 7. Нравственный образец богатыря.

Урок 8. Христианское учение о спасении.

Урок 8. Столпы ислама и исламской этики.

Урок 8. Буддийская картина мира.

Урок 8. Получение Торы на горе Синай.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира.

Урок 8. Дворянский кодекс чести.

Урок 9. Добро и зло в православной традиции.

Урок 9. Исполнение мусульманами своих обязанностей.

Урок 9. Добро и зло.

Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 9. Человек в религиозных традициях мира.

Урок 9. Джентльмен и леди.

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства.

Урок 10. Обязанности мусульман.

Урок 10. Ненасилие и доброта.

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 10. Священные сооружения.

Урок 10. Государство и мораль гражданина.

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Урок 11. Обязанности мусульман.

Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни.

Урок 11. Храм в жизни иудеев.

Урок 11. Священные сооружения.

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Урок 12. Обязанности мусульман.

Урок 12. Милосердие и сострадание.

Урок 12. Назначение синагоги и ее устройство.

Урок 12. Искусство в религиозной культуре.

Урок 12. Мораль защитника Отечества.

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Урок 13. Обязанности мусульман.

Урок 13. Отношение к природе.

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.

Урок 13. Искусство в религиозной культуре.

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.

Урок 14. Спаситель. Жертвенная любовь.

Урок 14. Для чего построена и как устроена мечеть.

Урок 14. Буддийские святые. Будды.

Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью.

Урок 15. Мусульманское летоисчисление и календарь.

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15. Добро и зло.

Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов)

Урок 18. Православие в России.

Урок 18. Ислам в России.

Урок 18. Буддизм в России.

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. Религии России.

Урок 18. Добро и зло.

Урок 19. Православный храм.

Урок 19. Семья в исламе.

Урок 19. Основы буддийского учения и этики.

Урок 19. Основные принципы иудаизма.

Урок 19. Религии России.

Урок 19. Долг и совесть.

Урок 20. Православный храм и другие святыни.

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

Урок 20. Человек в буддийской картине мира.

Урок 20. Основные принципы иудаизма.

Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Урок 20. Честь и достоинство.

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.

Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Урок 21. Смысл жизни и счастье.

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

Урок 22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.

Урок 22. Буддийские символы.

Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Урок 22. Высшие нравственные ценности.

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.

Урок 23. Буддийский храм.

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.

Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Урок 23. Идеалы.

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

Урок 24. Буддийские святыни.

Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.

Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве.

Урок 24. Принципы морали.

Урок 25. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 25. Буддийский календарь.

Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.

Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 26. Праздники в буддийской культуре.

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 26. Праздники в религиях мира.

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 27. Искусство в буддийской культуре.

Урок 27. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 27. Семья, семейные ценности.

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

Урок 28. Православный календарь. Праздники.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 28. Священные буддийские сооружения.

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Урок 28. Образование как нравственная норма.

Урок 29. Христианская семья и ее ценности.

Урок 29. Искусство ислама.

Урок 29. Отношение к природе.

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения :

- оборудование : ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

- экранно-звуковые пособия , передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • - библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
    • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
    • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
    • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
    • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
    • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
    • религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  • - печатные пособия , в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

» сначала экспериментально в 19 регионах России - с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента - планируемый ко включению во всех регионах с 2012 года .

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
  • Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
  • Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
  • Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
  • Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
  • Урок 7. Нравственный образец богатыря.
  • Урок 8. Дворянский кодекс чести.
  • Урок 9. Джентльмен и леди.
  • Урок 10. Государство и мораль гражданина.
  • Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
  • Урок 12. Мораль защитника Отечества.
  • Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.
  • Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
  • Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?
  • Урок 16. Творческие работы учащихся.
  • Урок 17. Подведение итогов.
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Урок 1 (18). Добро и зло.
  • Урок 2 (19). Долг и совесть.
  • Урок 3 (20). Честь и достоинство.
  • Урок 4 (21). Смысл жизни и счастье.
  • Урок 5 (22). Высшие нравственные ценности.
  • Урок 6 (23). Идеалы.
  • Урок 7 (24). Принципы морали.
  • Урок 8 (25). Методика создания морального кодекса в школе.
  • Урок 9 (26). Нормы морали. Этикет.
  • Урок 10 (27). Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
  • Урок 11 (28). Образование как нравственная норма.
  • Урок 12 (29). Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основы светской этики" в других словарях:

    Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах… … Википедия

    - (ранее Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

    - … Википедия

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чувашия (значения). Координаты: 55°33′ с. ш. 47°06′ в. д. / 55.55° с. ш. 47.1° в. д. … Википедия

    - … Википедия

    Координаты: 60°05′ с. ш. 40°27′ в. д. / 60.083333° с. ш. 40.45° в. д. … Википедия

    Координаты: 54°48′ с. ш. 21°25′ в. д. / 54.8° с. ш. 21.416667° в. д. … Википедия

    Учебные предметы учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государств. По итогам каждой четверти (в 1 9 х классах), полугодий (10 11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного… … Википедия

Книги

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Учебник. ФГОС (количество томов: 2) , Виноградова Н.Ф.. Учебник "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики" состоит из двух частей. Материал первой части" Основы религиозных культур и светской этики" даёт возможность…