Как снимать крестины в церкви. Фотограф на крещение -особенности съемки, рекомендации

Мне на самом деле очень нравится этот вид съёмки. В православных церквях красиво, атмосферно и мне приятно там находится. Но этот вид съёмки имеет массу нюансов. К простым его не отнесёшь.

Разделю съёмку крестин на такие 4 аспекта:

1. Техника
2. Свет и цвет
3. Ракурсы
4. Происходящее

1. Фототехника для съёмки крестин.

Начинаю с техники, т.к. без хорошей оптики и приличного полнокадрового фотоаппарата снимать в церкви и брать за это деньги — надувательство клиентов. Нельзя там нормально снять на кроп и 18-55. Какими бы прямыми ни были руки. Даже на полный кадр и 24-105 f4 — тоже печаль. В последнем случае всё-таки можно конечно, но будет уныло. И вспышка не спасёт. Кстати, от вспышки я бы рекомендовал вообще отказываться во время обряда.

Есть два адекватных варианта:

Я последнее время чаще всего снимаю на 24-70мм f2.8 и . Этих двух объективов хватает с головой. Второй вариант: 14мм, 35мм и 85мм.

Фиксами можно снять даже красивей (за счёт ), но совсем не так удобно. Слишком быстро приходится их менять. Казалось бы, обряд довольно статичный, но вам как фотографу нужно добиться разноплановости и запечатлеть все ключевые события. Поэтому с зумом проще. Правда, если церковь очень тёмная, то диафрагмы f2.8 будет мало. Тогда оказывается очень кстати. На выдержках 1/30 или 1/40 без смазов просто спасает.

Дорогие фиксы L-серии с диафрагмами f1.4 или f1.2 мало помогут, т.к. на таких диафрагмах малая глубина резкости не позволит держать в фокусе даже нескольких человек. Свой полтинник на крестинах я не открываю больше f2.

2. Свет и цвет.

Освещение в церквях очень сложное. Во-первых его мало. Во-вторых, свет в 90% контровой. В-третьих, нередко свет жёлтый до безобразия (когда включают искусственные лампы или же в деревянных церквушках с естественным светом). Правильный баланс белого я предпочитаю выставлять сразу же во время съёмки. А учитывая контровой свет, снимаю в полностью ручном режиме. Автоматическая экспозиция даёт много брака в таких условиях.

Итак, когда света мало, есть две возможности с этим справиться:

  • подсвечивать вспышкой
  • или использовать светосильную оптику на высоких ISO (2000-4000).

В случае с фотографией обряда крещения, второй вариант намного предпочтительней. Причин тому несколько:

  • вспышка отвлекает присутствующих и может раздражать маленьких детей;
  • вспышка подсветит передний план, но не осветит всё помещение;
  • вспышка убивает атмосферность фотографий в церкви;
  • проблемы с балансом белого, об это подробней ниже.

Почему крестины лучше снимать без вспышки?

Когда в помещении очень жёлтый свет, а вы будете светить белой вспышкой, у вас будет сильно отличаться цветовая температура людей на переднем плане и всех остальных, до кого не добил свет вспышки (даже если вы работаете с отражателем или софтбоксом). Можно пытаться с этим справиться с помощью гелей на вспышку, но с этим сложно угадать и результат мало предсказуем. Например, вы оденете жёлтый гель, а цвет в церкви будет более оранжевым или наоборот. Плюс разница в цветовой температуре между передним планом и задним будет колебаться от фокусного расстояния и точки съёмки. Это всё большая головная боль как во время съёмки, так и потом на обработке. Поэтому, я предпочитаю снимать весь обряд без вспышки, но одевать её в конце для общей фотографии внутри храма.

Правда, чтобы позволить себе снимать в полумраке без дополнительного света, вам понадобиться хорошая техника, о чём я писал в первом пункте.


3. Ракурсы.

Фотограф ограничен в передвижениях при съёмке обряда крещения. Особенно, если храм небольшой. Очень часто крестины проводят в небольших часовнях, так что места у вас будет немного. Обычно фотограф стоит в одном месте около купели и может перемещаться в радиусе нескольких метров. Поэтому нужно играть с фокусными расстояниями. Для этого и нужен набор фиксов или светосильный зум. Прийти в церковь с одним полтинником конечно можно, но фотографии будут одноплановыми и повторяющимися. В больших храмах можно позволить себе обходить всех присутствующих и найти больше ракурсов, но это скорее роскошь.

4. Происходящее.

Чтобы хорошо снимать крестины нужно знать обряд наизусть. Тогда вы сможете вовремя менять объективы и ничего не пропустить. Если вы только начинаете, будет полезным посмотреть полные видеозаписи крещений и запомнить для себя их ключевые моменты.

Фотограф должен быть незаметным и не мешать окружающим. Под окружающими подразумеваются участники обряда и видеооператор.

Секреты и особенности съемки в храме


Церемония крещения - это одно из важнейших событие в жизни ребенка. Мамам и папам, как правило, хочется запечатлеть столь важное мероприятие, чтобы в будущем показать его подросшему малышу, родным, друзьям, да и самим порой бывает так приятно вернуться в моменты святого таинства, вновь посмотрев фотографии. Давайте рассмотрим основные правила и особенности фотосъемки крестин.

1. Определившись с выбором храма, вам, прежде всего, необходимо попросить у батюшки разрешение на фотосъемку крестин. Как правило, такое разрешение в большинстве случаев вам дадут, но бывают батюшки, которые не позволяют снимать крещение, считая, что тем самым нарушается обряд таинства. В таком случае вам придется либо выбрать другой храм, где фотосъемка разрешена, либо согласиться на церемонию, но отказаться от возможности запечатлеть это событие. Без разрешения в церкви лучше не фотографировать. Также фотографу, который будет проводить съемку (а, если снимать будете сами, то вам) желательно перед крещением попросить у батюшки благословение на проведение фотосъемки.



2. Человеку, снимающему крещение, следует одеться точно так же как и другим прихожанам . Женщина должна входить в храм с покрытой головой и в юбке. В крайнем случае, можно взять выдаваемую во многих церквях запахивающуюся юбку, и надеть ее поверх брюк. Мужчина должен снять головной убор.

3. Как правило, в церкви всегда недостаточно света , он идет в основном за счет свечей и небольших, часто узких, окон. В такой ситуации многим очень хочется применить фотовспышку, но от этой идеи лучше отказаться. Во-первых, снимая в церкви со вспышкой, вы рискуете загубить все настроение и волшебную атмосферу храма на получившихся фотографиях. А во-вторых, попросту будете мешать церемонии, и отвлекать собравшихся постоянным светом вспышки.



4. Идеальный вариант для съемки в храме - фотокамера, имеющая ручные настройки светосилы (ISO), диафрагмы и выдержки. Светосилу стоить выставить на более высокие значения (но не увлекайтесь, чтобы не получить на фотографиях шумы и зерно). Диафрагму желательно открыть на как можно большее значение. В остальных случаях снимки без вспышки в слабоосвещенном храме получатся темными, зачастую смазанными. Если вы не уверены в своей фотокамере, но хотите запечатлеть церемонию крещения в лучшем виде, то лучше поручить это ответственное дело профессиональному фотографу. Если вы снимаете сами и без вспышки никак не обойтись, а батюшка разрешил ее применить, то сделайте снимки, но старайтесь не направлять вспышку в глаза и не щелкать затвором фотоаппарата слишком часто, чтобы не мешать церемонии.



5. Помимо съемки непосредственно самого таинства крещения, не стоит забывать и о деталях . Снимайте сам храм, крестик, крестильную рубашечку, свечи, купель, храм. Не ограничивайтесь съемкой только одного малыша, снимайте крестных, батюшку, гостей пришедших на церемонию. Все это как нельзя лучше передаст и подчеркнет атмосферу таинства крещения.



6. Старайтесь не пропустить ключевые моменты крещения : осенение крестным знамением, помазанье святым маслом, окунание в купель, состригание волос. Это важнейшие моменты церемонии, которые происходят в жизни только один раз - снимайте их!

7. Нужно помнить о том, что храм - не полигон для фотографов . Лучше воздержаться от беготни туда-сюда. Передвигаться в церкви нужно тихо и не спеша, никому не мешая и не привлекая к себе внимания. Осмотритесь заранее и сразу отметьте для себя несколько точек съемки, а во время церемонии передвигайтесь от одной из них к другой.



Итак, подводим итоги:
- Перед крестинами обязательно берем разрешение и благословение батюшки на фотосъемку. Если разрешили - снимаем, если нет - ищем другой храм или оставляем фотоаппарат дома.

Одеваемся в храм, как подобает: женщины в юбке, с покрытой платком головой. Мужчине-фотографу перед входом в церковь следует снять головной убор.

Если фотокамера позволяет, выставляем ручные настройки, параметры светосилы ставим повыше. Со вспышкой стараемся не снимать. Но если уж очень хочется - делаем снимки, стараясь не мешать светом вспышки присутствующим.

Выбираем несколько основных точек съемки. Передвигаемся по храму бесшумно, никому при этом не мешая.

Снимаем все ключевые моменты крещения, не забываем про детали и атрибуты церемонии. Также стоит сделать фотографии самого храма снаружи.

Соблюдая все эти нехитрые правила съемки в храме, вы сделаете незабываемые фотографии такого важного и неповторимого события в жизни вашего малыша, как таинство крещения. А я желаю вам в этом удачи!


В следующем выпуске:
«Мой любимый плюшевый мишка!» Выбор аксессуаров для фотосессии.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.2, 1/160 с, 50.0 мм экв.

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нём на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится своими советами по технике съёмки.

Перед съёмкой

Крещение хорошо снимет человек, который верит в Бога, с уважением относится к церкви. Тот, кто далёк от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это обязательно проявится на снимках. Поэтому если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съёмки. Однако если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что надеть и как подготовиться, не возникнет.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.2, 1/320 с, 50.0 мм экв.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты, при входе в храм нужно снять головной убор.

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/250 с, 50.0 мм экв.

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съёмки стараемся встать как бы в пол-оборота. Проходить между купелью и крёстными с ребёнком: тут может ходить только батюшка. Между купелью и алтарём перемещаться также нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съёмки, сместившись влево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крёстных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием Спасителя, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят снимать малышей с родителями или крёстными на фоне этих свечей и распятия. Это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребёнком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.2, 1/160 с, 50.0 мм экв.

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съёмкой. Правда, это не всегда получается, ведь часто священник появляется в последний момент: он занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F3.2, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Важные нюансы обряда

Фотосъёмка крещения - это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой. В этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашёл, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.2, 1/320 с, 50.0 мм экв.

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты: отречение от сатаны, помазание елеем, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съёмкой, поскольку работу затвора в церкви очень хорошо слышно - старайтесь работать деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а во время какого-то действия: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крёстных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Бывает крещение индивидуальное. Это самый лучший вариант: в церкви присутствуют только родители, ребёнок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда есть несколько детей, их крёстные, гости. В таких условиях работать сложнее: «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придётся быстро менять точку съёмки. В условиях слабой освещённости требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F3.5, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крёстных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми: тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро. Чаще всего ребёнка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребёнку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше об этом знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу: может развернуть малыша личиком на камеру. Но всего предусмотреть нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, даже самых непростых условиях.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Ещё один положительный момент группового крещения - забавные задние планы. Например, когда «твой» ребёнок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крёстные с девочкой, наряженной в принцессу. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получились очень трогательно.

Предварительная беседа с родителями и крёстными

Обычно я заранее прошу родителей и крёстных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребёнка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребёнок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребёнку: это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее перестанет плакать, ведь ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьёзные лица в кадре искажают атмосферу. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Свет и техника для съёмки в храме

Есть просторные храмы со большими окнами. В солнечный день там невероятный, волшебный свет. А бывают так называемые крестильные комнаты - довольно скромные помещения, иногда даже отдельно стоящие от храма. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах совсем мало. Для фотографа и его техники это настоящее испытание.

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810 . На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до f/2, хотя я не любитель таких значений. Знаю, многие обожают красивое боке. Я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то значение диафрагмы f/2.8 вполне нормальное, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет запечатлевать общие, воздушные планы, передавать атмосферу. Можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идёт AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Выдержки в церкви будут довольно длинные: 1/125 и длиннее, если люди в кадре неподвижны. Момент погружения в купель очень важный, здесь выдержка короче, 1/320, значение ISO выше. И разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.2, 1/250 с, 50.0 мм экв.

Не вся фототехника подходит для фотосъемки крещения. В большинстве случаев, в храме сложный свет, его мало или он не там и не тот. И, если, например, в студии можно сделать хорошие фотографии на любой объектив и фотоаппарат, да даже на телефон, обладая хотя бы минимальными знаниями, то фотосъемка Крещения очень требовательна к аппаратуре. Светосильные объективы, хорошая камера, позволяющая снимать с достойным качеством на высоких ИСО, обязательно - вспышка, особенно, если вы не были в Храме, не видели заранее помещения. Много раз я попадала на Таинства, где съемка без вспышки была бы невозможна и неинтересна - например, темное по свету маленькое полуподвальное помещение с люминесцентными лампами. Фотограф на Крестинах, у которого есть опыт, знания, техника (еще раз повторюсь, Крещение - это тот вид съемки, где техника имеет очень большое значение) - всегда, в любых, даже самых сложных условиях, сделает отличные фотографии.

Я очень рекомендую клиентам договариваться о индивидуальном Крещении, если они хотят получить хорошие фотографии. Общее Крещение - лотерея, неизвестно, сколько будет людей, сколько фотографов и что скажет батюшка, если, например, одновременно будут работать 3 человека. Сейчас в большинстве Храмов к фотосъемке относятся положительно, но, обязательно, до звонка фотографу, надо уточнить - возможно ли съемка.

На общем крещении много чужих людей, что значительно усложняет работу фотографа и, к сожалению, на большинстве кадров будут посторонние люди. Так же может возникнуть ситуация, когда кто-то будет категорически против того, что они попадают в кадр или, что во время Таинства щелкает затвор фотоаппарата.

Обязательно внимательно отнеситесь к выбору Храма. Конечно, если у вас есть место, в которое вы постоянно ходите - это будет лучший вариант, все-таки, в первую очередь, это Таинство, а не фотосессия. Но, если вы выбираете - обратите внимание на следующие вещи. Оптимально, когда Таинство проходит в самом Храме, а не в отдельном помещении. Или, если это крещальня - обратите внимание на наличие окон и внутреннего убранства в помещении. Я очень люблю небольшие деревенских Храмы, в большинстве случаев там очень особенная, уютная атмосфера, часто много света..

Выбор одежды для Крещения. К сожалению, не всегда очевидно, какую важную роль для получения художественных фотографий играет выбор одежды. Идеальный вариант - нейтральные, светлые тона, бежевый, серый, коричневый. Так же хорошо будет смотреться бледно-розовые, голубые, бледно-желтые цвета.. Избегайте принтов и ярких цветов. Например, человек-паук на футболке у старшего брата - не лучший выбор. Обратите внимание на платки - часто семьи подбирают очень стильную, гармонирующую одежду для всех членов семьи, но забывают про эту важную деталь.

Полотенце, одежда для малыша - светлые тона, лучше всего - бежевые, кремовые, не яркие. После окунания на ребенка наденут крестильную рубашку, но, до этого момента - он будет в «обычной» одежде.

По организации. Обычно фотограф приезжает на Крещение за 30 минут до начала. Мы встречаемся около церкви, делаем общее фото, родителей с малышом, крестных, бабушек, снимаемся на фоне храма, я даю рекомендации крестным, как лучше стоять и держать ребенка. Дальше - фотосъемка непосредственно Таинства, после - можно попросить батюшку сфотографироваться с вами в Храме, сделав общую фотографию. А, если малыш в настроении - несколько постановочных кадров с мамой, папой.

Фотографии вы получите в течении 7-10 дней после съемки. Если вы заказывали фотокнигу - срок изготовления ее 3-4 недели.

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крестных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается - часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой - в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви - старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное - это самый лучший вариант, - когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми - тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз - и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу - может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения - это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится - ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте - невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты - помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало - для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу - можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные - это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель - очень важный, здесь выдержка короче - 1/320, значение ISO - выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги - не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка - белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G