Трезвый образ жизни отзывы. Как начать трезвую жизнь? Что такое трезвость

Инструкция

Изучайте иностранные языки . Изучение иностранных языков существенно способствует развитию интеллекта. Запишитесь на курсы или начните заниматься самостоятельно по учебникам. Также на изучаемом иностранном языке можно смотреть фильмы (желательно без субтитров), телепередачи или новости, слушать аудиокниги, читать научную и художественную литературу (книги, газеты, журналы). Старайтесь разнообразить подход к изучению, обеспечьте себя несколькими источниками информации.

Читайте . Старайтесь больше времени посвящать чтению литературы. Желательно, чтобы она была научной. Почаще заглядывайте в книжный магазин за новыми книгами. Учитесь читать осмысленно. Прочитав что-либо, попробуйте пересказать основную суть. Делайте пометки, комментарии на полях, выписывайте интересную информацию. Помните, что чтение - основной способ получения новой информации и чем активнее Вы читаете, тем больше знаний получаете.

Осваивайте новое . Подумайте, чем Вы всегда мечтали заняться и начните делать это. Осваивайте новые навыки, действия, умения, например, игру на гитаре или пианино. Сходите туда, где еще не бывали. Попробуйте на все смотреть по-новому, с другой стороны. Изучайте точки зрения других людей по интересующим Вас вопросам. Старайтесь обеспечить мозг притоком свежих знаний.

Продолжайте самообразование . Хорошим подспорьем для саморазвития будет продолжение учебы (например, получение второго образования или аспирантура). Можно учиться самостоятельно, слушать курсы в Интернете, заниматься с учебниками, читать энциклопедии.

Путешествуйте . Путешествия помогают получать новые впечатления и, тем самым, заряжаться положительными эмоциями, которые также важны для мозга. Необязательно сразу ехать в кругосветное путешествие. Начните с изучения близлежащей местности, сходите в поход или съездите на экскурсию. Посвящайте больше времени прогулкам.

Общайтесь . Старайтесь больше общаться с близкими людьми, друзьями, коллегами на работе. Вступите в дискуссионный клуб. Принимайте участия в собраниях, конференциях. Посещайте выставки, экспозиции, галереи, музеи и т. д. Обсуждайте последние новости в своем городе или в мире. Поддерживайте хорошие отношения с соседями и знакомыми.

Привнесите разнообразие . Старайтесь не ходить по проторенным дорожкам со всеми, а думать и делать все по-своему. Откажитесь от привычек (автоматических действий). Начните активней пользоваться второй рукой. Развивайте эрудицию и расширяйте кругозор, узнавайте новые запахи, начните ходить новыми путями (например, на работу), поменяйте расположение мебели дома. Одним словом, смените обстановку, обеспечьте для мозга незнакомые условия и заставьте его думать.

Занимайтесь физкультурой . Обязательно стимулируйте развитие мозга физическими тренировками. Результаты множества зарубежных исследований показывают, что люди, которые ходят, кроме библиотеки, еще и в спортзал, имеют лучшие интеллектуальные показатели, быстрее усваивают новую информацию, хорошо овладевают новыми навыками. Короткие, но интенсивные физические тренировки помогут Вам держать сосуды головного мозга в хорошем тонусе и обеспечивать приток кислорода и питательных веществ.

Умение концентрироваться на мелких деталях, ориентироваться в потоках информации, моментально реагировать на смену обстановки и быстро принимать эффективные решения - важные навыки, которые помогают бизнесменам достигать поставленных целей. А чтобы развить в себе такие бизнес-качества и прокачать свой ум, нужно регулярно делать специальные упражнения для мозга, так называемый фитнес для головы!

Точно так же, как атрофируются мышцы без физической нагрузки, мозг человека слабеет без различных умственных активностей. И наоборот, чем больше вы тренируете его, тем больше образуется в нем нервных связей, а чем выше активность головного мозга, тем больше в него поступает обогащенной кислородом крови. А от этого, собственно, и зависит интеллектуальное здоровье человека.

Для того, чтобы мозг функционировал эффективно, важно специально активизировать рост нервных связей с помощью новых впечатлений. В период обучения в школе, университете количество новой информации позволяло стабильно тренировать мозг. Но для взрослого человека, в жизни и работе которого преобладают рутинные процессы, чтобы держать интеллект в хорошей форме, приходится прибегать к стимуляции
при помощи специальных упражнений для развития мозга. Поэтому так важно научиться решать типичные задачи нестандартными методами.

Улучшение памяти и работы мозга: лучшие упражнения

Для начала важно отметить, чтобы хорошенько прокачать мозг и развить гибкость ума, важно обратить внимание на питание, привычки и образ жизни в целом. Свежий воздух, здоровый сон, физические нагрузки и здоровую пищу еще никто не отменял. Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, нужно в первую очередь обратить внимание именно на эти важные факторы.

Эффективная тренировка мозга - это упражнения, которые направлены на развитие памяти, внимательности, а также отдельно правого и левого полушария мозга.

Основная специализация левого полушария - логическое мышление. Оно также отвечает за такие важные способности:

  • язык и речь;
  • логика, анализ;
  • буквальное понимание слов;
  • математические способности;
  • последовательная обработка информации.

Также левое полушарие контролирует движения правой половины тела, а правое - за левую часть.

В свою очередь, правое полушарие отвечает за интуицию и творческие способности, а также выполняет функции:

  • обработки невербальной информации;
  • ориентации в пространстве;
  • музыкальности;
  • распознания метафорических смыслов;
  • воображения, художественных способностей;
  • эмоций;
  • параллельной обработки информации;
  • распознавания лиц.

Итак, как развить правое полушарие мозга? Эти упражнения помогут вам усилить интуицию и творческие способности.

Зеркальное рисование

Возьмите большой лист бумаги и по карандашу в каждую руку. Начните рисовать одинаковые фигуры одновременно правой и левой рукой. Сначала это могут быть круги, петли, квадраты. Со временем задачу нужно усложнить - изображать обеими руками полноценные картинки.

Восстановление реальности в воображении

Ключевой момент развития правого полушария мозга - упражнения на визуализацию. Тут важно подключать воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память. Для начала избавьтесь от посторонних раздражителей и закройте глаза. Вспомните хорошо знакомого вам человека: черты лица, цвет волос и глаз. После того, как вы создадите в воображении его лицо, постарайтесь восстановить по памяти звучание голоса и запах парфюма. Проработайте образ максимально подробно.

Когда вы научитесь восстанавливать образы людей, нужно продвигаться дальше, создавая в фантазии целую параллельную реальность. Такой комплекс упражнений здорово развивает креативность, творческое видение, воображение.

Случайные слова

Суть упражнения заключается в том, чтобы выбрать несколько совершенно случайных слов и связать их с помощью рассказа. Сначала вам будет сложно, и чтобы связать эти слова, понадобится пара-тройка длинных предложений. Но в ходе тренировок вы сможете связывать на первый взгляд несвязанные слова с помощью буквально пары фраз.

Кроме этого, творческое мышление можно развить с помощью рисования мандалы. Замысловатый узор всех цветов радуги отлично успокаивает нервы, концентрирует внимание и развивает художественное восприятие.

Говоря о тренировках левого полушария мозга, в первую очередь мы подразумеваем решение математических задач, кроссвордов, ребусов, а также логические игры, такие, как шахматы. Важно отметить, что именно
левое полушарие доминирует у большинства людей. Поэтому отдельно развивать его не имеет смысла. В этом случае лучше применить комплексные упражнения для мозга взрослого человека.

Нейробика

Это такая зарядка для мозга с упражнениями, которые включают в работу сразу все пять органов чувств. Методика была разработана американским нейробиологом Л. Катцем. Суть такова: все обыденные вещи нужно делать непривычным для вас способом. Например:

  • передвигаться по дому с закрытыми глазами;
  • писать левой рукой (если вы правша);
  • изменить привычный маршрут;
  • вдыхать и смаковать аромат еды, цветов, духов;
  • определять вещи на ощупь (например, номинал монеты);
  • выполнять малознакомую работу;
  • отвечать нестандартно на привычные вопросы и т.д.

Необычные действия, ощущения, запахи, обстановка провоцируют появление новых нервных связей, что, в свою очередь, помогает развитию интеллектуальных способностей.

Цветные слова

Полезная гимнастика для мозга или упражнение на внимательность. Она помогает повысить уровень концентрации, улучшает внимание, развивает оба полушария мозга.

Итак, ваша задача - быстро назвать цвет слов. На первый взгляд все просто, но попробуйте сделать это максимально быстро, и левое полушарие тут же начнет концентрироваться на словах, сбивая вас с толку. Вам нужно синхронизировать работу обоих полушарий.

Алфавит

Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг.

Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка - Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» - правую, «В» - обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой.

Первая часть упражнения - пройти от А до Я. Во второй части - от Я до А.

Нелогичная цепочка

Это упражнение-тест для тренировки мозга и памяти. Посмотрите внимательно на список слов в течение 90 секунд. Маленький совет: разбейте слова на пары и постарайтесь связать их с помощью визуальных ассоциаций.

Постарайтесь воспроизвести все слова по порядку. Если не можете, то напишите на листке все слова, которые вспомните. Теперь посчитаем: от 15 до 20 слов - у вас отлично развита память. 10-14 слов - среднестатистический результат. Меньше 10 - вы совершенно не умеете пользоваться памятью.

Выполняйте эти простые упражнения для мозга, и уже скоро вы заметите качественное улучшение работы обоих полушарий, памяти и мышления.

Вместо заключения

Чтобы тренировать ум, достаточно делать рутинные вещи необычными способами, выполнять новые действия, больше читать, играть в интеллектуальные игры. Прекрасный способ развить гибкость мышления - изучение иностранных языков и занятие музыкой. Это побуждает мозг активно производить новые нейронные связи, а значит - активно и эффективно работать.

Чтобы систематизировать занятия по улучшению интеллектуального здоровья, можно воспользоваться специальными онлайн-сервисами, которые предлагают десятки различных упражнений, заданий, тестов для развития мышления.

Напишите в комментариях, какие полезные упражнения для мозга знаете вы? Поделитесь с нами своим опытом!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пособие для классных руководителей и учителей предмета

«Основы здоровья», преподающих в 8–9 классах

ТРЕЗВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Симферополь

УДК: 613.83/84-053.6 ББК: 51.1(2)44

для использования в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым

(решение № 2/11 от 24.04.2013)

Одобрено для использования классными руководителями и учителями предмета «Основы здоровья» в 8–9 классах

(Протокол заседания Учёного совета Крымского республиканского института последипломного педагогического образования № 3 от 09.04.2013)

T-66 Трезвый образ жизни: пособие для классных руководителей и учителей предмета «Основы здоровья», преподающих в 8–9 классах // Отв. ред. Козуля С.В. - Симферополь - 2013 - 72 с.

Пособие составлено врачами и педагогами - участниками общественного трезвенного движения. Проект реализован в рамках Всеукраинской информационно-профилактической акции «Ответственность начинается с меня». Положение о данной акции утверждено приказом Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины №567 от 11.05.2012 в соответствии с указом Президента Украины №6 «О некоторых мероприятиях по содействию решению актуальных вопросов молодёжи» от 6 января 2010 года. Согласно «Положению», акция проводится с целью пропаганды и утверждения здорового образа жизни в молодёжной среде, формирования ответственного отношения молодёжи к своему здоровью, профилактики таких социально опасных явлений как употребление алкоголя, табакокурение и наркомания.

Издание предназначено для классных руководителей и учителей, преподающих предмет «Основы здоровья» в 8–9 классах, но будет полезно также для психологов, медицинских работников, активистов трезвенных организаций и всех, кто заинтересован в отрезвлении нашего общества.

Рецензенты:

Игнатенко С.В. , к. пед. н., старший преподаватель Глуховского национального педагогического университета им. А. Довженко, г. Глухов, Сумская обл.;

Одинец Н.В. , учитель-методист школы № 262, г. Киев;Бридко В.В. , главный врач КРУ «Центр здоровья», г. Симферополь;

Строевский В.А. , главный врач КРУ «Наркологический диспансер», г. Симферополь.

Козуля С.В. (отв. ред.), к. мед. н., доцент кафедры общей гигиены с экологией, ГУ «Крымский Государственный Медицинский Университет имени С.И. Георгиевского», г. Симферополь;

Гринченко Н.А. , к. пед. н., доцент факультета дополнительных педагогических профессий, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Липецкая обл., Российская Федерация;

Почекета А.А. , м. н. с. Института математики НАН Украины, г. Киев;

Козуля Т.А. , врач-стоматолог, Гвардейская школа-интернат I–II ст, пгт Гвардейское, Симферопольский район;

Ващенко Д.В. , ЛОР-врач, УЗ «7-я городская клиническая больница», г. Симферополь.

Корректор: Дружинина В.А.

Предисловие для учителя

Формирование трезвого образа жизни (ТОЖ) у подрастающего поколения - трезвенное воспитание - является самым эффективным видом первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ), к которым относятся алкоголь (включая пиво), табак, другие табачные изделия и электронные сигареты. Именно алкоголь и табак являются сегодня самыми доступными, а следовательно - самыми опасными для детей. Именно с алкоголя и табака в 99% случаев начинается вовлечение в употребление других наркотиков.

Первичная профилактика - это комплекс социальных, педагогических, медицинских и психологических мер, предупреждающих формирование вредной привычки, т. е. предотвращающих приобщение к алкоголю и табаку, а следовательно - ко всем остальным наркотикам. Трезвенное воспитание ставит перед нами более конкретные цели:

формирование отрицательного отношения детей и молодёжи к употреблению самых распространённых ПАВ - алкоголя и табака;

предотвращение вовлечения детей и молодёжи в употребление ПАВ путём обоснования преимуществ трезвого образа жизни;

воспитание личной ответственности за своё поведение;

снижение спроса на ПАВ в обществе.

Если в официальных документах говорится об антиалкогольной и антитабачной пропаганде, то для общения с подростками, а также с их папами и мамами на родительских собраниях словосочетания «трезвенное воспитание», «трезвенное обучение», «уроки трезвости» подходят лучше. Ведь положительная терминология в любой аудитории воспринимается с б´ольшим желанием, чем отрицательная. Она повышает как мотивацию учащихся, так и шансы заручиться пониманием и поддержкой их родителей, что необходимо в процессе трезвенного воспитания.

Трезвость - это естественное качество, жизненно важная ценность, данная каждому человеку с рождения. Это не просто «непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ» (определение ВОЗ). Трезвость - это свобода от навязываемых нам стереотипов о якобы традиционной необходимости алкоголя, табака или других наркотиков в нашей жизни, и она является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни.

Дискуссионная форма, кроме диалогового построения урока, предполагает диспуты и беседы. Можно предложить темы «Свобода», «Я - взрослый», «Мужественность и женственность», «Любовь», в названиях которых нет ни малейшего упоминания о психоактивных веществах, но вопрос употребления алкоголя или курения обязательно возникнет в процессе обсуждения как нечто, не способствующее успеху.

Деятельная форма - это самостоятельная подготовка коротких сообщений, рефератов и докладов, составление стенгазет, выставок, изготовление и раздача листовок о трезвом образе жизни, участие и организация конкурсов и учебно-познавательных игр.

Данный цикл уроков представляет собой целостную систему трезвенного воспитания и обучения, охватывающую различные аспекты трезвого образа жизни и рассчитанную на продолжительное время. Уроки трезвости можно проводить в рамках курса «Основы здоровья» и/или во время классных часов. В пособии предусмотрены как закрепляющие, так и упреждающие домашние задания (рассчитанные на то, чтобы заранее заинтересовать учащихся следующим уроком и привлечь их к самостоятельному исследованию). Одновременно с первыми уроками цикла желательно провести беседу с родителями - см. Раздел 15.

В общении с учащимися уже со второго урока рекомендуется использовать терминологию, закрепляющую отрицательное отношение к алкоголю и табаку: «отравлять ядом свой организм» ,«отравлять воздух» ,«одурманиваться алкоголем» ,«отравляться табачным дымом» . Поскольку вред курения более очевиден (табак имеет противный запах), больше внимания следует уделить именно профилактике употребления алкоголя. Для достижения положительного результата в трезвенном воспитании важно, чтобы предлагаемая правдивая информация преподносилась ребёнку в виде дружеского разговора, но не в виде назидания .

Условные обозначения:

? Вопросы к аудитории, требующие короткого ответа.

Вопросы и задания для группового обсуждения. На протяжении 2–5 минут команды (рабочие группы) из 2–5 человек формулируют свои ответы, после окончания работы ответ каждой команды зачитывается.

1. Что такое трезвость и зачем она нужна?

Методические рекомендации. На первом занятии важно настроить учащихся на положительное восприятие цикла бесед о трезвости и трезвом образе жизни. Учитель должен быть готов к неожиданным вопросам и возражениям о предполагаемой пользе алкоголя. Ответить можно так: «Запишите этот вопрос: “Правда ли, что...?”, и мы его обязательно обсудим на следующих занятиях».

ЦЕЛИ. Учебная: формирование первичных представлений о потерях человека в настоящем и в будущем от употребления алкоголя; о вредных привычках человека (курение, употребление пива); об основных факторах, воздействующих на физическое и психосоциальное здоровье; о преимуществах ТОЖ и его актуальности в современном обществе.

Развивающая: формирование навыков общения; развитие умений анализировать, строить умозаключения и участвовать в групповом обсуждении. Воспитательная: формирование положительного отношения к понятию «трезвость».

Сопутствующие задачи: установить положительное взаимодействие с учащимися; развенчать миф о совместимости здорового образа жизни и вредных привычек (курения и употребления алкоголя).

Ход урока

На наших уроках мы будем говорить о трезвом образе жизни, сокращённо - ТОЖ. Это очень важно в сегодняшнем мире, поскольку трезвости противостоит опасное орудие разрушения - нетрезвый образ жизни (запишите сами соответствующее сокращение).

Давайте обсудим, что такое ТОЖ и НОЖ. (Например, после уроков кто-то идёт в

? спортивную секцию, в музыкальную либо художественную школу, в библиотеку, а кто-то распивает пиво, курит и т. д. Желательно, чтобы каждый высказался.)

Все, наверное, согласятся, что ТОЖ - это неупотребление алкоголя и табака. Это правильно, однако на самом деле понятие трезвости несколько шире. Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, «трезвый» означает также«отличающийся здравой рассудительностью, свободный от иллюзий, самообмана» (вспомним выражения«трезвый взгляд на вещи» ,«трезвый ум» ).

Трезвость - это фундамент здоровья. В начале ХХ столетия русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев писал, что человек, который не заботится о своём здоровье, подобен плохому мастеру, который не заботится о своих инструментах.

Также говорят: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто». Учёные считают, что человек «обречён» быть здоровым, потому что природой ему для здоровья дано всё. Но нужно знать несложные рекомендации, которые позволяют сохранить здоровье и вести себя в соответствии с ними.

Вы наверняка знаете о внешних и внутренних факторах физического здоровья. Назовите

? их. (Внешние - это солнце, воздух, вода, свет, тепло. Внутренние - гигиена, режим дня, физическая активность, здоровое питание и, конечно же, трезвость.)

Здоровье человека зависит от того, что он видит, слышит и чувствует. Внешними факторами здоровья являются также информационные воздействия. Папа читает малышу добрую сказку, мама поёт колыбельную - это примеры положительных информационных воздействий. Но в окружающем нас мире они, к сожалению, в основном отрицательные. Это разрушительные примеры одурманенного, аморального образа жизни, которые навязываются посредством телевидения и массовой «культуры».

Когда человек ведёт трезвый (в широком смысле этого слова) образ жизни, он надёжно защищает от разрушения своё сознание, душу и тело.

Без трезвости быть здоровым невозможно. Грозную опасность для здоровья представляют одурманивающие вещества (термин предложил русский писатель Лев Николаевич Толстой).

Приведите примеры одурманивающих веществ. (Алкоголь, табак, все алкогольные и ? табачные изделия, а также другие, нелегальные наркотики.)

Алкоголь, табак и все другие наркотики входят в список психоактивных веществ (сокращённо ПАВ). Они вредны для здоровья не только потому, что разрушают организм. Они мешают распознавать деструктивные информационные воздействия и принимать правильные решения относительно своего поведения.

Поэтому говорят, что ПАВ разрушают человека:

1) физически, потому что эти яды действуют на всех уровнях организма - от молекул и генов до органов и систем;

2) на уровне психосоциальной организации личности (души и сознания).

Ещё в XIX веке выдающийся русский психиатр, академик Владимир Михайлович Бехтерев в своей статье «Личность и условия её развития и здоровья» указывал, что для здорового развития личности необходимо устранить распространение спиртных и иных опьяняющих изделий («напитками» мы их называть не будем, потому что они не питают, а повреждают организм).

Работа в группах. Все мы слышали, что алкоголь и сигареты - это вредно. Сейчас мы разделимся на команды и проведём соревнование, цель которого - записать как можно больше ответов на вопрос: в чём конкретно заключается опасность спиртного и табака? (Теряется здоровье; деньги тратятся напрасно; нарушается способность логически мыслить; становится узким кругозор; страдают окружающие люди; разрушается семья; проблемы в учёбе, на работе; большой риск аварий, несчастных случаев; пьющие и курящие быстрее стареют и раньше умирают; государство, в котором употребляются ПАВ, слабеет; народ деградирует и может вовсе исчезнуть с лица Земли, как, например, американские индейцы...)

Алкоголь, табак и другие ПАВ опасны ещё и тем, что человек не замечает опасности. При повреждениях тела (рана, царапина,

синяк, боль) у нас появляется тревога, страх, и мы идём к врачу либо сами принимаем меры по оздоровлению. А вот если у человека сформировалась привычка к употреблению алкоголя, его мышление постепенно нарушается, способность анализировать утрачивается, слабеет воля, притупляется совесть, хотя человек остаётся уверен, что с ним всё в порядке! При этом он незаметно для себя может опуститься до безнравственного, порочного образа жизни.

В чём заключаются преимущества ТОЖ? (Трезвый человек всегда владеет собой, не

? совершает неосторожных и необдуманных поступков, меньше болеет, дольше и интереснее живёт...)

У пьющего человека практически никогда не сбываются мечты. Трезвый же умеет мечтать, ставить цели и достигать их.

Пьющий постепенно теряет взаимопонимание с окружающими, его не уважают. Трезвого, принципиального человека уважают всегда, он способен выражать свои мысли и понимать других.

Пьющие люди со временем становятся равнодушными к своим интересам, своему хобби. У трезвых - наоборот, всё время появляются новые интересы.

У пьющих в худшую сторону меняется характер. Они теряют настоящих друзей, а приобретают собутыльников.

Чем отличаются «друг», «знакомый» и «собутыльник»? (Друг - очень близкий человек,

? ему можно доверять. Знакомый - тот, кого ты знаешь. А собутыльник - просто человек, с которым распивают алкоголь.)

Известно, что собутыльники вместо разнообразных, интересных и ценных подарков в день рождения дарят друг другу лишь разнообразные бутылки с ядом.

Трезвые люди - наоборот, постоянно развиваются и самосовершенствуются, содержательно проводят время, находят таких же трезвых и интересных друзей.

Трезвый отдых, в отличие от «химического», укрепляет человека и восстанавливает его силы. Трезвое общение заряжает нас положительными эмоциями.

Пьющего человека легко сделать послушным исполнителем, зависимым от других людей, которые ему «наливают». Трезвый всегда принимает решение сам, он не зависит от поставщиков дурмана.

По статистике пьющие люди чаще становятся соучастниками преступлений. Трезвого человека гораздо сложнее вовлечь в дурную компанию, в «грязные» дела.

Убеждённому трезвеннику не грозят алкогольные расходы, в то время как приверженцы нетрезвого образа жизни вынуждены на протя-

жении всей своей жизни, а особенно перед каждым праздником выбрасывать на изделия из этилового спирта крупные суммы денег.

Трезвость - залог успешности в учёбе и будущей карьере, а также создания и сохранения семьи, семейного счастья. Трезвый, здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть. Он доволен своими достижениями. Он - хозяин своей жизни, а не жертва.

Хотя трезвость и не делает человека автоматически здоровым, она является фундаментом, без которого невозможно обеспечить ни физическое, ни духовное, ни социальное благополучие.

Мы обязательно продолжим наши беседы о трезвости, ну а сегодняшний урок хочется завершить таким стихотворением:

Формула жизни проста: Здоровье, мораль, красота, Созидание, трезвость и воля - Человека достойная доля.

Роза Нажипова, подростковый врач-психиатр, Татарстан, Российская Федерация.

1. Существует два образа жизни - трезвый и нетрезвый.

2. Трезвость - это естественное и жизненно важное качество, данное каждому человеку с рождения.

3. ТОЖ даёт человеку множество преимуществ, а НОЖ - источник горя, болезней и проблем. Алкоголь и табак вредят не только в настоящем, но и в будущем.

Домашнее задание:

1. Запишите в тетрадь преимущества ТОЖ и недостатки НОЖ.

2. Найдите высказывания историков о нравах на Руси, начиная с XIII века . Что было нормой - трезвость или употребление алкоголя?

2. Трезвость в истории человечества

Методические рекомендации. Важно показать, что человеческая история является, преимущественно, трезвой. При изложении исторических фактов необходимо опираться на известный материал из курса истории. Если какая-то тема учащимся не знакома, нужно сделать необходимые комментарии. Материал этого урока объёмный, поэтому групповые обсуждения не предусмотрены. Следует напомнить учащимся, что вопросы, которые им интересны, нужно записывать в тетрадь для обсуждения на следующих занятиях.

ЦЕЛИ. Учебная: формирование понятия о месте трезвости и основных этапах алкоголизации в человеческой истории, о мотивах алкоголизации; Развивающая: развитие умений анализировать информацию, строить умозаключения и участвовать в групповом обсуждении.

Воспитательная: показать значение трезвой, нравственной (и наоборот - нетрезвой, безнравственной) жизни народных масс в историческом процессе. Сопутствующие задачи: опровергнуть миф о том, будто «наш народ всегда пил»; пробудить интерес к дальнейшим беседам о трезвости.

Ход урока

Давайте вспомним, о чём мы говорили в прошлый раз.

Что такое ТОЖ и НОЖ? О каких вредных привычках мы говорили? Чем опасен алко-

Д голь? Здоровый образ жизни - это трезвый образ жизни? (Да.) Почему? (Трезвость - необходимое условие здоровья.) Назовите преимущества ТОЖ и недостатки НОЖ, которые вы записали в тетрадь.

Теперь поговорим о значении трезвости в человеческой истории. Выясним, насколько древней является история употребления алкоголя, и правда ли, что «наш народ всегда пил».

Возраст человека разумного - Homo sapiens - около 40 тыс. лет. По сравнению с ним время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, получившегося вследствие естественного брожения, коротко: от 4 до 10 тысяч лет. Ещё короче время широкого употребления крепкого алкоголя - не более 500 лет.

Выразите в процентах эти периоды. (4000: 40 000 · 100% = 10%, 10 000: 40 000· 100% =

? = 25% - минимальное и максимальное время знакомства человечества с алкоголем; 500:40 000 · 100% = 1; 25% - время широкого употребления крепкого алкоголя)

Таким образом, период потребления слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10–25% от возраста «человека разумного», а крепких алкогольных изделий - не более 1,25% от этого возраста. Изобразим результат на временной оси:

Т Р Е З В О С Т Ь

алкоголь

Трезвость, как и здоровье, ценилась с древнейших времён. У всех народов складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам.

Пьющие люди часто находятся в той или иной стадии алкогольной зависимости. Или близки к тому, чтобы любовь к спиртному стала патологическим пристрастием. Однако алкоголики часто отрицают свои склонности, отказываются признавать проблемы, лечиться. Многие из них весьма категоричны в своих суждениях: «Вообще не пить? А как тогда расслабляться (праздновать, ходить на стадион, встречаться с друзьями, жить)?» Плюсы трезвости таким людям не ясны.

Встречаются и другие люди. Они не пьют, но удерживает их лишь зашитая под кожу ампула и постоянное давление родных. Преимущества трезвости в этом случае скрыты за постоянным недовольством окружающими и нынешним образом жизни. Зато те, кто осознанно отказался от алкоголя, чувствуют пользу такого решения сполна.

Плюсы трезвости: здоровье, свобода, жизнь

Что делает человек, когда пьёт спиртное? Поднимает себе настроение, избавляется от стресса, «промывает почки»? Объяснений множество. А вот с точки зрения медицины человек просто сам себе вредит. Спиртное, особенно крепкое, раздражает слизистые оболочки внутренних органов, нарушает работу пищеварительного тракта, перегружает печень и почки, дурманит мозг. Конечно, и настроение поднимается, и проблемы кажутся несущественными. Однако всё это ощущается только в пьяном угаре. С годами наступают всё новые : алкоголизм, болезни, деградация и смерть, часто мучительная и унизительная. Пожалуй, на этом фоне стоит задуматься и понять, в чём заключается польза трезвости:

Наш фонд
«Доступное лечение» работает с 1991 года. Спасено более 10 000 жизней!

Как прийти к трезвой жизни?

Если можно было просто сказать: бросить пить, и всё. На второй стадии алкоголизма исключить спиртное из жизни волевым усилием почти невозможно. На более ранних этапах болезни это доступно. Но сначала человек должен признать, что зависим и болен. А на это способны далеко не все.

Если есть малейшая возможность, то близкие алкоголика должны хотя бы попытаться вернуть человека к трезвой жизни. И делать это нужно не упрёками, криками и угрозами. Необходимо проявить максимум такта и терпения, чтобы зависимый человек принял осознанное решение лечиться и впоследствии больше никогда не пить.

Также важно знать признаки всех , включая предварительную. На ранних этапах болезни человек ещё способен осознавать, что впадает в зависимость, и бороться с этим. Позднее разум и воля деградируют. Если бы каждый из нас чётко понимал угрозу, многие могли бы остановиться до наступления необратимых последствий.

Опыт лечения зависимых показывает что самым действенным методом является 12-ти шаговая программа Анонимных Алкоголиков

Важнее всего бороться не с самим пристрастием к спиртному, а с его причинами. Многие люди не задумываются о том, что алкоголь не помогает радоваться, не снимает комплексов, не решает проблем и не избавляет от скорби. Всё действие спиртного иллюзорно. Человек просто скатывается на примитивный уровень мышления и перестаёт воспринимать реальную картину собственной жизни.

Следует задуматься ещё вот о чём. Если стремление «топить» проблемы как-то можно объяснить, то заливание алкоголем радостных событий жизни непонятно в принципе. Неужели хорошие моменты сами по себе не приносят счастья? Однако даже беременные невесты один из самых ярких дней своей жизни проводят с бокалом спиртного в руке, а застолья рядом с детской колыбелью тем более не редкость. Алкогольные традиции, всевозможные посиделки, в которых огромные дозы спиртного превращают людей в их подобия, – одна из главных причин разгула пьянства.

Кто-то говорит об ужесточении «спиртных» законов, о вводе новых наказаний. Однако запреты останавливают не всех людей и не всегда. Трезвость станет образом жизни большинства только тогда, когда положительное отношение людей к алкоголю сменится отрицательным, а преимущества каждого для без спиртного – очевидными для всех.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.