Журнал альфа и омега читать онлайн. Значение альфа и омега, журнал в православной энциклопедии древо

При этом он получил высокие оценки со стороны Патриархов Московских и всея Руси Алексия II , по словам которого, то, что делает журнал, «полезно и даже необходимо и мирянам и духовенству» , и Кирилла , который отметил, что журнал «стал одним из наиболее востребованных изданий среди отечественной христианской периодики» .

Публикации журнала, наряду с некоторыми другими источниками, рассматриваются как примеры, содержащие «возрождённую лексику», то есть слова, ранее исчезнувшие из активного словоупотребления или получившие со временем искажённое значение, но затем возвращённые туда в первоначальном значении .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ The Alpha and Omega Unveiled!

Субтитры

История

Журнал был основан весной 1994 года по инициативе известного филолога Марины Журинской (которая была главным редактором издания вплоть до своей смерти в 2013 г. ) с целью ознакомления читателей - людей как церковных, так и нецерковных - с реальным положением вещей в библеистике . Православное учение определило прежде всего отношение к Библии : согласно этому учению, Писание живёт в Церкви, то есть в традиции, и полнота его осмысления осуществляется в рамках Предания.

Идея журнала возникла потому, что ощущалось: нужен православный просветительский журнал. «Ядром» его программы стали христоцентричность Церкви и экклезиоцентричность истории, отсюда название «Альфа и Омега», по слову Писания: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь (Откр. 1, 8, также Откр. 21, 6); Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1, 10; ср.: Откр. 22, 13). По этому принципу формировалась первоначальная рубрикация журнала, а в дальнейшем новые рубрики возникали, когда в них возникала потребность: «Русь Неуходящая», где помещаются воспоминания очевидцев, «Домашняя церковь», где печатаются в основном проповеди, беседы и очерки, авторы которых, священники, задумываются над непростыми проблемами душепопечительства в наши дни (эти материалы предназначены для семейного чтения и обсуждения), «Диалоги и монологи» - рубрика, в которой неравнодушным людям предоставляется возможность высказаться или побеседовать друг с другом. Правда, в последнее время в этой рубрике наметилась тенденция публикации «бесед в редакции». Соответственно для каждой рубрики изначально либо подбирались материалы из уже наличествующих работ, либо кого-то, кто интересовался соответствующей проблематикой, просили написать. Есть такое английское определение подвига: это когда обнаруживается the right man on the right place at the right time «нужный (букв. правильный) человек на нужном месте в нужное время»; вот так и возник круг авторов нашего журнала. Конечно, бывало, что попадались люди случайные, но это долго не длилось; в основном наши авторы «прикипают» к журналу насовсем, коль скоро им есть, что сказать .

Тем самым круг тем, затрагиваемых журналом, составляют бытие Писания в Церкви и Церкви в мире. Система рубрик журнала позволяет печатать в нём самые разнообразные статьи: от академических исследований до актуальной публицистики.

В 1996 году журнал испросил благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и получил его.

Весной 1999 года отмечалось 5-летие журнала и выход в свет его 20-го номера. Свои поздравления в адрес редакции прислали Патриарх Алексий II, митрополиты Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) , митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) , епископы Верейский Евгений (Решетников) и Сергиевский Василий (Осборн) , руководители синодальных отделов и православных учебных заведений, священники и миряне.

В редакционный совет входятили: епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) , архимандрит Макарий (Веретенников) , протоиерей Алексий Уминский , священник Алексий Тимаков, Владимир Легойда .

По состоянию на январь 2007 года, «Альфа и Омега » - это 400-страничный журнал, выходящий три раза в год тиражом 2300 экз. и распространяющийся по подписке на территории всех стран СНГ. Его читателями стали священники и активные миряне, работающие ради формирования подлинно церковного сознания у того поколения российских христиан, которое пришло в Церковь в последние десятилетия.

С января 2007 года журнал «Альфа и Омега» издаётся Издательским Домом «Фома», также издающим журнал «Фома ».

К марту 2016 года усилиями портала «Православие и мир » был выложен полный электронный архив богословского альманаха «Альфа и Омега» .

Примечания

  1. Между миссией и медиа: православные СМИ в России // Полит.ру , 12.10.2007
  2. Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"  Тенденции развития религиозной газетно-журнальной периодики России (неопр.) . Портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (03 марта 2006). Проверено 13 декабря 2013.
  3. Василина Орлова. “Православный” Интернет (неопр.) . WWW-обозрение Василины Орловой . «Новый Мир » 2006. №5//Журнальный зал . Проверено 13 декабря 2013.
  4. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II  - Журналу "Альфа и Омега". 4 февраля 1999 года (неопр.) . magister.msk.ru. Проверено 13 декабря 2013.

На портале «Православие и мир» любой желающий может получить в режиме онлайн доступ к публикациям . О публикации архива и о перспективах возрождения журнала рассказывают те, кто так или иначе с ним связан.

Альфа и Омега: без богословского снобизма

, насельник Свято-Никольского мужского монастыря (Гомель, Беларусь):

Этот журнал уже никогда не будет прежним. Но возрождать всё-таки стоит, взяв главную установку, которая изначально была заложена в нем.

Каким будет журнал – зависит от редакторской команды. Здесь требуется даже не профессионализм журналиста или ученого, а просто редакторская воля…

В любом случае – это уникальное издание нужно поддержать, сохранить хотя бы потому, что если и был в нашей церковной истории настоящий общецерковный журнал, лишенный научной или идеологической замкнутости, то «Альфа и Омега» отвечал этой задаче, как ничто другое. Это образец, икона настоящего церковного издания.

И на заявленные в нем критерии надо равняться. Иначе мы будем по-прежнему прятаться в своих автономных «квартирках» – богословы будут вариться в собственном соку, епископы – довольствоваться церковным официозом, публицисты или духовные чада выдающихся батюшек – прятаться по своим журналам. Должно быть общецерковное общение – добродушное, доброжелательное, без снобизма, и при этом строящее диалог на очень высоком уровне.

Журнал продолжает свою жизнь

, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

За время существования журнала « » Марина Андреевна Журинская смогла объединить вокруг этого сборника огромное количество прекрасных авторов; смогла очень правильным образом сформулировать задачу, актуальную для Церкви на тот период. И поэтому собранный ею архив журнала, который был передан потом порталу «Православие и мир», – очень ценен, интересен и актуален.

То, что он становится доступным для всех через интернет-версию, дает возможность журналу продолжать свою жизнь.

Существует и перспектива возрождения бумажной версии. Есть большая надежда, что в обозримом будущем новый номер журнала выйдет в печать: он уже сформирован.

Спокойно, без экзальтации

, публицист, блогер:

Толкование Святого Писания, открытие забытых страниц истории, комментированные переводы не издававшихся трудов подвижников и проповедников различных веков – ценнейшее наследие, которое не должно храниться под спудом.

Спокойный и серьезный разговор о христианской вере, с опорой на опыт Церкви – трезвый, без экзальтации, без скатывания в сиюминутное, но в то же время не оторванный от жизни человека в мире и в Церкви – очень нужен сегодня, так что продолжение издания журнала было бы прекрасным делом.

Хотя, несомненно, трудным – поскольку «планка» поднята очень высоко, от составителей потребуется редкое сочетание веры, эрудиции, интеллигентности и самоотдачи.

Будут ли изменения?

, доктор филологических наук:

Можно только приветствовать, что материалы журнала будут . «Альфа и Омега» – это целая эпоха в православном книгоиздании девяностых и нулевых годов. Новый номер журнала должен выйти в традиционном бумажном формате в конце весны или начале лета. Мы надеемся, что удастся в итоге выпускать три номера в год, как было и раньше.

Пока мы стремимся сделать журнал так, чтобы в главном, в идее христианского просвещения, он не отличался от предыдущих выпусков. Но какие-то различия возникнут несомненно: время изменилось, сейчас ситуация иная, нежели в девяностые и даже в «нулевые».

Ведь и Марина Андреевна несколько раз резко поворачивала руль, меняла формат, круг тем.

И сегодня нужны изменения: меняется время, «повестка дня», меняются потребности читателей. Но мы пока стараемся сохранить разнообразие материалов во всём спектре – от научных статей до проповеди и церковной публицистики.

Справка об альманахе “Альфа и Омега”

« » – некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия.

Журнал был основан весной 1994 года по инициативе филолога (1941-2013), чтобы познакомить читателей, как церковных, так и нецерковных, с реальным положением дел в библеистике.

В основу принципов журнала был положен и древний святоотеческий взгляд на светскую культуру, согласно которому всё в ней, что не противоречит учению Христа, может быть воспринято Церковью и осмыслено через призму Евангелия.

Подготовила Оксана Головко

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС Р14-416-1466

© Тестелец Я.Г., текст, 2015

© Данилова А.А., составитель, 2015

© PRAVMIR.RU, интернет-портал «Православие и мир», 2015

© Издательство «ДАРЪ», 2015

Письма Диотимы

Как известно, Герцена разбудили декабристы. Безвременно разбуженный пытливо осмотрелся и принялся будить разночинцев, которых было много, и никто не брался предсказать, какое количество спящего народу растолкает неистово-сознательная молодежь. У нас, православной молодежи девяностых, были свои будильники и вдохновители, герцены и декабристы. В Церкви мы были дикарями, но наши глаза еще не растеряли своего огня, а сердце умело пылко и взволнованно биться от неожиданных встреч и таинственных известий. Россия тогда была перед Вторым пришествием, а молитва в церковных руинах вдохновляла больше кафедрального великолепия.

Потом появился Кураев, лекции Осипова, из громокипящего кубка Москвы доходили неясные слухи то об открывшемся богословском институте, то об необычайно содержательном журнале или посмертных вещаниях старцев. Из столицы к нам, в провинцию, спешили пыльные курьеры, или, как их тогда называли, «книжники», – вестники церковных издательств, и мы жадно набрасывались на обрывки столичного великолепия, на разрозненные номера журналов, на отдельные тома книг. Москву я чувствовал руками – они просто обрывались от бесчисленных сумок, чреватых книгами, и так после каждой поездки. И я, и мои новые церковные товарищи, большинство из них, из тех, кто сейчас преподает, пишет книги, возглавляет архиерейские кафедры и монастыри, прошли один путь, отправной точкой которого было иподиаконство – послушание прислуживать епископу во время богослужения.

Среди нас были школьники, студенты, иногда молодые ученые. Просто – прибившаяся к Церкви молодежь. Ничего серьезного и отрадного. Я встретил только одного человека, который на эту молодежь смотрел с вдохновляющей надеждой, взглядом, ободряющим к жизни и творчеству. Марина Андреевна Журинская. Человек, умевший правильно будить. Вы спросите, и вполне справедливо: как же она «будила», многие тогда и имени ее не знали? Имени не знали, это верно. Но ее легендарный журнал «Альфа и Омега» читался всеми моими приятелями, читался порой жестоко и безжалостно, его зачитывали, копировали, забывали вернуть. Как-то Марина Андреевна призналась, что издает этот журнал для иподиаконов, которые потом станут епископами, священниками и богословами, и то, что они вычитывали в ее журнале, прорастет, хотят они того или нет. Так далеко она смотрела, разглядев в нас, в мальчишках, будущий лик и голос Церкви. Тогда я не обратил внимания на эти слова (как много слов, на которые я не обращал тогда внимания!), и лишь теперь понимаю, как мало людей, способных так смотреть и так видеть.

Однажды я спросил у Марины Андреевны:

– Можно мне называть вас Диотимой? Вы не обидитесь?

– Ах, отче, не вы первый называете меня так.

У Сократа была Диотима.

Об этой удивительной женщине рассказывает платоновский «Пир». Сократу повезло – он встретил человека, который научил его не просто смотреть, но видеть. Случается, что одаренный быть Сократом так и не встретит свою Диотиму. А бывает, наоборот, – Диотиме не везет с сократами. У Марины Андреевны случались сократы, но я не боюсь, что не принадлежу к их числу. Но я видел настоящую Диотиму. Она учила видеть и обладала удивительным даром отрезвляющей мысли.

Чудом было то, что мы вообще встретились. Какие были шансы на эту встречу? Марина Андреевна – блестящий ученый, автор научных трудов, редактор серьезного журнала, кроме того, – живет в Москве и старше меня значительно. А в белорусском городе Гомеле неприлично молодой монах в только что открытом монастыре случайно добыл несколько номеров «Альфы и Омеги», оставленных очередными заезжими «книжниками» на дне пустых коробок. Открыл журнал и – возблагоговел! Аверинцев, Флоровский, Мейендор, Лосский – и ничего лишнего и пустого. Это было событие!

Такой литературы мне еще не встречалось, и я решил узнать больше об этом удивительном издании. Обнаружил номер телефона. Дозвонился. И со мной стали разговаривать! На другом конце провода в далекой Москве весело и доброжелательно, долго и вдумчиво со мной говорила самая мудрая женщина на свете. Это было в 1995 году. И мы стали беседовать регулярно, и я узнал, что не такие уж мы и чужие: легендарный журнал – ровесник нашего монастыря, а мама Марины Андреевны происходит из Гомеля. Очень волнительно было мне встретиться лично. У нашего настоятеля, архимандрита Антония (Кузнецова), хранились письма владыки Варфоломея (Ремова), и мы предложили их опубликовать в родном для нас журнале. Мне выпала честь отвезти их в Москву. Я, как это водится, ошибся квартирой, но в конце концов добрался по адресу. Две пожилые, но очень внимательные и добрые женщины, какой-то старинный компьютер, шкафы с книгами. Мне бы хотелось подробно описать эту первую встречу, но я тогда был слишком молод и страшно волновался. Это была старая квартира Марины Андреевны, и я бывал там еще раз, и чудесный, теперь уже ставший легендарным кот Мишка позволил себя погладить.

А потом как-то неожиданно у нас завязалась переписка, длившаяся почти десять лет. О чем мы там переписывались, перешептывались на письме? Сейчас это важно только для меня. У нее было какое-то врожденное здравомыслие и дар трезвости, которым она делилась щедро, одной фразой, взглядом, жестом внося ясность в, казалось, безнадежно запутанный вопрос. Марина Андреевна через письма хорошо знала нашу жизнь и добрую (и даже худую) половину братии, ни разу не видев никого из них. И еще она имела дар убеждения. Довольно долго она уговаривала меня что-нибудь написать для журнала, и я поддался уговорам. С тех пор не могу остановиться.

Только не подумайте, что мы отсылали друг другу философские трактаты. Все было просто, человечно, сердечно. У Марины Андреевны было уникальное чувство юмора, и она умела даже свои проблемы со здоровьем обратить в изящную шутку. Вот она пишет:

«Молитвенник из меня никакой, но мне ли не знать, что такое ноги! При чтении беллетристики (грешна!) я обращаю внимание на то, что герои ходят, идут куда-то пешком, прогуливаются, – и какое же это блаженство. Одно утешение: даже при желании я никак не могу идти на совет нечестивых». Люди, близко знавшие Марину Андреевну, ее проблемы со здоровьем знают цену этой улыбки, как тяжело ей давался этот чудесный юмор, это очаровательное озорство.

Много лет Марина Андреевна хотела написать текст о христианском прочтении «Левконои». Это знаменитое стихотворение Горация, которое мало кто читал целиком, но многие помнят знаменитое carpe diem – «лови момент», «хватай мгновение». У нее был дар радоваться жизни, ее простым дарам, ее детским тайнам и утешениям. Она любила людей, кошек, цветы, музыку, просто жить – ей очень нравилось, и так надеешься, что на Пасху снова получишь от нее «букет восторгов»:

«А как растут у меня кактусы! А сколько их и какие есть неожиданные! А какие фиалки расцветают небывалые! А как пышно растет мое кошачье собрание на пианино! К Вашему дракончику присоединился такой же стеклянный крокодильчик, и как же им хорошо! А какую пасху я сделала!» А в конце непременно будет какая-нибудь святая и дурашливая подпись:

«Остаюсь, добрейший и проникновеннейший отче…

От души любящая Ваше Высокопреподобие…

Ныне дающая волю своему неугасимому стремлению к непрестанной радости и дерзающая считать себя близкой Вам по умонастроению и душевному устроению раба Божия Анна».

Однажды она написала: «Вот уж и праздник наступил. Поздравляю, поздравляю, поздравляю, и радуйтесь без конца и края, потому что с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И этого у нас не отнять». Моя дорогая Диотима сейчас на руках у Бога. Она любила жить, и сейчас более жива, чем мы, и этого у нее уже никому не отнять. А от чего же так грустно? От разлуки, конечно. Но это все пройдет. Как говаривала Марина Андреевна, «ужо там наобщаемся».


Архимандрит Савва (Мажуко)

Вместо предисловия

Без московской ругани

«Альфа и Омега» – 20 лет изданию, более 60 толстых номеров – в квартире Марины Андреевны Журинской под журнал отведена целая полка. В открытое окно первого этажа шумит весенняя улица, на стенах картины Елены Черкасовой, на столике коллекционные кошки. Разговор начинается без предисловия и долгого подступа к теме.

Беседовала Анна Данилова

Свидетельствовать

Марина Журинская: Масс-медиа должно иметь одно свойство: оно должно быть средообразующим. Вокруг него должны собираться единомышленники.

Конечно, СМИ может добиться временного успеха, если будет искать себе аудиторию такую, чтобы ей потрафить, но это дело в перспективе обреченное, тем более когда мы говорим о христианской журналистике. Христианская журналистика – это не пропаганда, это – свидетельство.

Нам никто не сулил успеха, нам говорили: в мире будете иметь скорбь. А дальше сказано, но мужайтесь, Я победил мир 1
См. Ин. 16, 33. – Ред.

Не сказано: Я вам дам победу над миром, – нет. Я победил мир. Мы живем в спасенном мире.

Когда еще не было политкорректности, в Америке в XIX веке, когда давали объявление о приеме на работу, оскорбительным образом писали «ирландцев просим не беспокоиться». Если абстрагироваться от политкорректности, то условных ирландцев просят не беспокоиться – спасать мир не надо, он спасен. А надо свидетельствовать, что он спасен.

Мы должны сами этим жить, должны испытывать радость о Господе и о радости свидетельствовать. Это, конечно, очень трудно, но идеальное православное СМИ будет руководствоваться тезисом апостола Павла: Непрестанно молитесь, всегда радуйтесь, за все благодарите 2
Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16–18). – Ред.

Вы это часто встречаете в православных СМИ? А «слава Богу за все» святителя Иоанна Златоуста – часто?

Анна Данилова: Свидетельство – для журналистики необычное понятие. О религиозной журналистике говорят в самых разных словах – проповедь, пиар, аналитика…

М. Ж.: Нормальным православным издательством руководят, простите меня, миряне (при всем моем уважении к носителям священного сана, они обязательно должны в этом деле присутствовать, но работают миряне). Следовательно, это частный случай апостолата мирян.

А что такое апостолат мирян? Очень простая вещь. Мы должны свидетельствовать о Христе своей жизнью во Христе . Если мы своей жизнью не свидетельствуем, то Господь не даст никакого процветания – будь хоть средства, хоть административный ресурс, хоть что. Не даст, и все. Потому что свидетельство о Христе исключает лжесвидетельство. А когда мы говорим одно, а делаем другое – это и есть лжесвидетельство.

Только так СМИ может стать средообразующим. Наше дело, чтобы свидетельство было максимально адекватным.

Туда, куда поведут 300 человек

А. Д. : Если посмотреть на самые обсуждаемые в религиозной и околорелигиозной журналистике темы, то это будет доход священства, дресс-код…

М. Ж.: Тут в Интернете возник совершенно дивный анекдот, который я не могу не одобрить. Я большой любитель острословия. «Жила-была девушка, тем и виновата». Дело было не в дресс-коде, а в идее о том, что всякий человек может пожелать изнасиловать женщину, которая неправильно одета. Вот это было главное безобразие, а не дресс-код.

Мы должны свидетельствовать не недопустимость дамских штанов. (Кстати, Святейший Патриарх Алексий как-то спросил на епархиальном собрании, когда один батюшка это дело обличал: «Ну хорошо, а когда юбки совсем переведутся, что делать будете?»)

Мы исповедуем Христа Распятого. Для иудеев, как известно, соблазн, для эллинов – безумие3
См. 1 Кор. 1, 23. – Ред.

Потрафлять вкусам, идти за людьми нельзя, потому что тот же апостол Павел говорил о том, что и как следует утверждать: вопреки общепринятым заблуждениям и нашим собственным «слишком человеческим» опасениям.

Об успешности православного СМИ очень трудно говорить. Это Бог дает. А что Бог дает? – спасение, но не обязательно успех; не будем придерживаться «теологии процветания», это в конце концов неправославно. Кому Бог дает? Тем, кто Ему верен. Такие общепринятые вещи, как массовость тиража и так далее, – это не так важно.

А. Д.: Но разве издатели православной литературы и СМИ не хотят донести Слово до максимально широкой аудитории?

М. Ж.: Есть такая поговорка: «Франция пойдет туда, куда ее поведут 300 человек». Мир пошел туда, куда его повели 12 апостолов. Дело не в массовости, а в стоянии перед Христом. В свое время отец Глеб Каледа говорил: за что мы почитаем святых? Не за их учение (они ошибались, у них были богословские ошибки), не за их жизнь (все они были люди грешные, а некоторые грешили тяжко), а за их стояние перед Господом. За их позицию, которая была безупречно сформулирована в свое время Авраамом. Господь позвал Авраама. «Вот я!» – сказал Авраам. Все. Это первичная форма веры, первая ее позиция: «Вот я!» Вот я перед Тобой, Господь мой и Бог мой. От этого уже все идет.

А. Д.: Получается, что нужно свести все к одной теме, к одному направлению?

М. Ж.: Мы знаем про соль земли, и мы помним продолжение, что если соль испортится, то с ней уже ничего не поделаешь, ее можно только выбросить. Но есть у соли земли и вторая сторона. Должно быть тесто, в которое сыплется соль; соль – это не еда, соль – это приправа. Никто не говорил, что все сделайте солью, и тогда все будет хорошо. Если все сделается солью, то хорошо не будет. Это жена Лота сделалась солью…

А. Д.: Но многих ли людей может заинтересовать свидетельство? Ведь православные СМИ существуют не в вакууме, рядом с ними сотни намного более увлекательных изданий…

М. Ж.: Естественно, может заинтересовать, – ведь люди на самом деле любят недоступное, интересное, необычное. И вот это, что для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие, надо подать необычно. Это действительно интересно. Как говорил в свое время С. С. Аверинцев: «Почему бы не призвать молодежь к увлекательной авантюре целомудренной жизни» . Это действительно увлекательная авантюра. Почему бы это так не показать? Почему это обязательно должны быть какие-то серо-буро-малиновые юбки с висячими подолами?

А. Д .: Это очень трудно понять и реализовать. Писать о жизни во Христе, но так, чтобы это цепляло читателя, – это колоссально сложная, нереализуемая задача. А ведь нам надо как-то менять общество…

М. Ж.: Православным СМИ формировать общественное мнение? Доформировались. Когда вышла моя книжка про кота Мишку, на одном кошачьем сайте появилось: и хотя книга христианская, читать можно. Понимаете, какую репутацию надо заслужить всеми этими дресс-кодами и прочим, чтобы люди так писали?

Вот я сейчас написала статью, которая пойдет в 60-й номер «Альфы и Омеги». Она называется «Поворот оверкиль». Это когда вверх дном корабль переворачивается, – это конец. Я пишу об историческом корабле и начинаю с того, что все мы любим говорить о том, что мир меняется к худшему, а когда доходит до дела, то единственное, о чем мы можем говорить, так это о том, что молодежь одевается безумно вызывающе. Но простите, это признак стабильности. Это было всегда. А признаки ухудшения другие. Нежелание жить, нежелание жить с Богом, нежелание вечности, пресыщенность, страх. Все живут в страхе. И лжесвидетельства и лжепроповедники, которые людей запугивают адскими муками.

Господь бдит

Когда только-только началась разрядка в обществе и зарубежные поездки, известный советский лингвист Ольга Сергеевна Ахманова с группой студентов и преподавателей поехала в Англию. Английский ее был хорош, она была красавица: высокая, стройная, длинноногая блондинка, с голубыми глазами и ямочками на щеках. В Англии она произвела фурор, о ней писали в светской хронике.

Естественно, когда она приехала назад, то попала на партбюро. Евдокия Михайловна Галкина-Федорук, которую можно было обвинить во всем, кроме красоты, сказала: «Ольга Сергеевна, как вы могли забыть, что советская женщина должна внушать капиталистам отвращение?!»

Так вот, когда я смотрю на наших эталонно-православных девиц, я вспоминаю этот случай на партбюро. Православная девушка должна внушать отвращение всем, в том числе и своему мужу. Православный молодой человек – то же самое. Когда в храме вы видите особо грязную и лохматую голову, вы должны сделать вывод, что ее обладатель особенно набожен. Что за безобразие? Кого это может привлечь, кроме извращенцев?

Владыку Антония спросили, какой должна быть православная семья, он ответил одним словом: «Счастливой». А какое такое счастье написано на этих перекошенных от злобы физиономиях? И лицо наших СМИ по большей части такое же: убогое и перекошенное. А мы жалуемся, что не можем атмосферу в обществе изменить. Так и слава Богу, что мы не можем ее вот таким образом переменить. Это же Господь бдит.

Обустроить Церковь?

А. Д.: Сегодня вокруг Церкви вспыхивает медийный конфликт за медийным конфликтом. Многие из них разжигаем мы сами. Растут антиклерикальные настроения, и уж точно – не меньше становится старых упреков, тиражируемых новыми медиа…

М. Ж.: Недавно, отвечая на замечания «Русского репортера» о том, «как нам обустроить Церковь», я вспомнила Вертинского: «Будет это пророк или просто обманщик, но в какой только рай нас погонят тогда?» Мне такие вопросы очень напоминают проект соловьевского антихриста: у нас должны быть культурные православные, просвещенные мусульмане и так далее. После Вертинского высказался Галич: «Бойтесь единственно только того, кто скажет: “Я знаю как надо”».

Нам говорят, как надо, а мы боимся и правильно делаем, что боимся. А закончила я цитатой из песни, которую поет Слава Бутусов; это триумф личного свидетельства: «Может быть, я не прав, может быть, ты права, но я видел своими глазами, как тянется к небу трава ».

Мы своими глазами видим, что Господь – в нашей Церкви, что Он нас не оставил. И о Нем мы свидетельствуем. Мы не должны быть все пионерами и комсомольцами. Кто сказал, что все наши епископы должны быть кандидатами в патерик? Это при советской власти были кандидаты в ЦК. У нас кандидатов в святые нет. Господь выбирает святых среди грешных людей. Вот что мы обязательно должны сказать – мы не претендуем на святость. Господь пришел не к праведникам, а к грешным. И Он остается в нашей Церкви. Мы это осознаем, и это сильно нас отличает от тех, которые не осознают себя грешниками. Нам лучше в этом смысле, потому что мы с Господом, Он с нами.

Есть совершенно замечательное стихотворение у Тимура Кибирова о том, как праведные граждане будут шокированы, если они попадут в рай. Кто там будет? – «Мотя из налоговой полиции, Магда из массажного салона».


Как же было нам не обозлиться?!
Рядом с Ним расселись беспардонно
Мотя из налоговой полиции,
Магда из массажного салона!
Как же нам не предпочесть Денницу
Плотницкой компании хваленой
Мотьке из налоговой полиции,
Машке из массажного салона?!
Ведь и в этой чертовой провинции
Мог бы выбрать Флавия, Филона,
Хоть Варавву – все ж не из полиции
И не из массажного салона!..
Я воображаю наши лица
В судный день, когда, поправ законы,
Рыболов, и мытарь, и блудница
Воссияют у Господня трона.

А помните Гумилева?


Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!

Мы верим в Такого Бога, Который не ставит пятерки отличникам, а смывает грехи у тех, кто к Нему за этим обращается. Он настолько велик, могуч и добр, что стоит нам к Нему обратиться, и наши грехи исчезают.

А. Д.: Да, но люди ждут от нас плодов веры, о них рассказать трудно. В результате многие сюжеты в СМИ связаны с неприглядным поведением верующих, что отталкивает людей от Православия. Как выбрать здесь и правильный стиль, да и свое отношение ко всему этому негативу?

М. Ж.: Однажды ко мне пришла пятидесятница и стала прохаживаться насчет личных грехов православного духовенства. И тут я разозлилась и сказала: «Вы не понимаете одну вещь. Даже если куда-то денется Русская Православная Церковь, – что невозможно, но даже если она куда-то денется и в ней останется один священник – горький пьяница и заведомый стукач, – я останусь его последней прихожанкой и мы вместе будем оплакивать наши грехи».

И ведь православные тоже считают, что все наши батюшки должны быть юными пионерами, все епископы Серафимами Саровскими. Причем на самом деле ни о жизни батюшек, ни о жизни епископов никто ничего не знает. Вернее, все знают, что весь епископат в золоте, а какие диагнозы у них – никто не знает. Помните чеховский рассказ «Архиерей», о том, что владыка не дожил до Пасхи, умер от кровотечения, от брюшного тифа. И тогда выяснилось, что он служил с брюшным тифом. Чехов был врач и знал, что с брюшным тифом быть на ногах невозможно. Но в его рассказе владыка с брюшным тифом был на ногах и служил, и свалился буквально за сутки до смерти. Вот таких вещей никто не знает.

Какие скорби несут наши батюшки. Себя-то мы знаем, знаем, что мы не сокровища. А всю эту свою несокровищность мы же сваливаем на наших священников, поедом их едим.

Отец Глеб Каледа очень тяжело умирал. И он, умирая, говорил: «Иначе нельзя, я убийц исповедовал». Про это же никто не думает, и мы их рассматриваем потребительски: мы там что-нибудь вякнем, батюшка махнет епитрахилью, и у меня будет право причаститься, «чтобы не болеть».

Так что на Христа и на свое стояние перед Христом должна ориентироваться православная журналистика. И на то, что врать нельзя. Вот это главное.

Журнал был основан весной 1994 года с целью ознакомления читателей - людей как церковных, так и нецерковных - с реальным положением вещей в библеистике. Православное учение определило прежде всего отношение к Библии : согласно этому учению, Писание живёт в Церкви, то есть в традиции, и полнота его осмысления осуществляется в рамках Предания.

В основу принципов журнала был положен и древний святоотеческий взгляд на светскую культуру, согласно которому всё в ней, что не противоречит учению Христа, может быть воспринято Церковью и осмыслено через призму Евангелия . Этот взгляд представляется тем более оправданным, что европейская культура была и остаётся культурой христианской цивилизации даже невзирая на декларируемый апостатизм. Тем самым круг тем, затрагиваемых журналом, составляют бытие Писания в Церкви и Церкви в мире. Система рубрик журнала позволяет печатать в нём самые разнообразные статьи: от академических исследований до актуальной публицистики.

В 1996 году журнал испросил благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и получил его.

В редакционный совет входят епископ Саратовский и Вольский Лонгин , архимандрит Макарий (Веретенников) , протоиерей Алексий Уминский, священник Алексий Тимаков, Марина Журинская, Владимир Легойда .

По состоянию на январь 2007 года, «Альфа и Омега » - это 400-страничный журнал, выходящий три раза в год тиражом 2300 экз. и распространяющийся по подписке на территории всех стран СНГ. Его читателями стали священники и активные миряне, работающие ради формирования подлинно церковного сознания у того поколения российских христиан, которое пришло в Церковь в последние десятилетия.

С января 2007 года журнал «Альфа и Омега» издаётся Издательским Домом «Фома», также издающим журнал «Фома» .

Ссылки

  • http://ao.orthodoxy.ru/ Сайт журнала

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Извилистость
  • Битва при Беневенте

Смотреть что такое "Альфа и Омега (журнал)" в других словарях:

    Альфа и Омега (значения) - Альфа и Омега: Альфа и Омега символы христианства. Альфа и Омега христианский журнал. Альфа и Омега: Клыкастая братва, 2010 мультфильм … Википедия

    «АЛЬФА И ОМЕГА» - правосл. журнал просветительского характера. Зарегистрирован в 1994 г. как «Ученые записки Общества для распространения Свящ. Писания в России», воссозданного в том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В 1996 г. Патриаршее… … Православная энциклопедия

    Наследник (журнал) - У этого термина существуют и другие значения, см. Наследник. Наследник Специализация: православный молодежный журнал Периодичность: раз в 2 месяца (6 номеров в год) Язык: русский Главный редактор: протоиерей … Википедия

    Собрание (журнал) - … Википедия

    Церковь адвентистов седьмого дня - Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · … Википедия

    Учение Церкви АСД

    Церковь Адвентистов Седьмого Дня - Эмблема Церкви адвентистов седьмого дня Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды … Википедия

    АДВЕНТИСТЫ - апокалиптическое сектантское движение протестантского толка, характерными чертами к рого являются вера в скорое Второе пришествие Христа и соблюдение субботы, основанные на неверном с т. зр. традиц. христ. экзегетики толковании Свящ. Писания.… … Православная энциклопедия