Необитаемые подводные аппараты. Подводный аппарат: классификация, описание и назначение

Системы и элементы глубоководной техники подводных исследований

Подводные аппараты для исследования океана их назначение и разновидности

Итак, подводные аппараты, делятся на две основные группы: обитаемые и необитаемые. Необитаемые, в свою очередь делятся на 2 вида: телеуправляемые и автономные.

Подводные необитаемые аппараты.

Автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА)- это подводный робот чем-то напоминающий торпеду или подводную лодку, перемещающийся под водой с целью сбора информации о рельефе дна, о строении верхнего слоя осадков, о наличии на дне предметов и препятствий. Питание аппарата осуществляется от аккумуляторов или другого типа батарей. Некоторые разновидности АНПА способны погружаться до глубины 6000 м. АНПА используются для площадных съёмок, для мониторинга подводных объектов, например трубопроводов, поиска и обезвреживания подводных мин.

Рисунок 1 - Робот "Подводный инспектор", созданный при участии Инженерной школы ДВФУ, может работать как под водой, так и на земле

Рисунок 2 - в работе морской автономный робототехнический комплекс: включает малогабаритные автономные необитаемые подводный и водный аппараты /АНПА и АНВА/ (фото "ИПМТ")

Телеуправляемый подводный аппарат (ТНПА) - это подводный аппарат, часто называемый роботом, который управляется оператором или группой операторов (пилот, навигатор и др.) с борта судна. Аппарат связан с судном сложным кабелем, через который на аппарат поступают сигналы управления и электропитание, а обратно передаются показания датчиков и видео сигналы. ТНПА используются для осмотровых работ, для спасательных операций, для извлечения крупных предметов со дна, для работ по обеспечиванию объектов нефтегазового комплекса (поддержка бурения, осмотр трасс газопроводов, осмотр структур на наличие поломок, выполнение операций с вентилями и задвижками), для операций по разминированию, для научных приложений, для поддержки водолазных работ, для работ по поддержанию рыбных ферм, для археологических изысканий, для осмотра городских коммуникаций, для осмотра судов на наличие контрабандных товаров, прикреплённых снаружи к борту и др. Круг решаемых задач постоянно расширяется и парк аппаратов стремительно растёт. Работа аппаратом намного дешевле дорогостоящих водолазных работ несмотря на то, что первоначальные вложения достаточно велики, хотя работа аппаратом не может заменить весь спектр водолазных работ.В этой нише работают как маленькие аппараты класса «Гном» (весом ок. 40кг.), так и большие машины, весом до нескольких тонн, которые могут варить трубы, а также выполнять другие серьезные работы под водой.



Рисунок 3 - Телеуправляемый подводный аппарат ГНОМ Стандарт – Дайвекс

Рисунок 4 - Телеуправляемый подводный аппарат COMANCHE

Подводные обитаемые аппараты

По конструктивным особенностям в отдельные группы можно выделить аппараты следующих категорий:

Батиска́ф автономный (самоходный) подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. Основное отличие батискафа от «классических» подводных лодок состоит в том, что батискаф имеет лёгкий корпус, представляющий собой поплавок, заполненный для создания положительной плавучести бензином или иным мало сжимаемым веществом легче воды, несущий под собой прочный корпус, как правило изготовленный в виде полой сферы - гондолы (аналог батисферы), в которой в условиях нормального атмосферного давления находятся аппаратура, пульты управления и экипаж. Движется батискаф с помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами.

Рисунок 5 - Батискаф "Мир" готовится к погружению.

Батипла́н или подводный самолёт (от др.-гр. βαθύς - «глубокий» и лат. planum - «плоскость») - неавтономный подводный аппарат, который использует для погружения гидродинамическую силу «подводных крыльев» вместо балластных цистерн. Батипланы используются для наблюдения под водой за работой тралов, подводных кино-фотосъёмок, для наблюдений за поведением рыбы в косяке в естественных условиях и в зоне действия рыболовного орудия и для других подводных исследований.

По способу погружения батиплан классифицируется как подводный аппарат с динамическим принципом погружения. Батипланы транспортируются на специально оборудованных судах, а в рабочем положении буксируются ими. Батипланы способны погружаться на глубину до 100-200 метров. Экипаж составляет 1-2 человека.

По принципу действия батиплан является «подводным планёром» с постоянной избыточной плавучестью; спущенный с судна он плавает на поверхности воды, а при буксировке под действием гидродинамических сил погружается и может быть удержан рулями на заданной глубине. Находящийся в прочном герметичном корпусе пилот-наблюдатель может управлять батипланом при помощи рулевого устройства.

.

Рисунок 6 - Батиплан "Тетис". Музей океанографии в Калининграде.

Аппараты с отсеком для выхода водолазов в воду - оснащены гипербарическим отсеком для транспортировки водолазов

Рисунок 7

Спасательные аппараты - оснащены пассажирским отсеком, стыковочным устройством и шлюзовой камерой для спасения экипажей подводных лодок.

Спасательные глубоководные аппараты типа «Приз» (проект 1855) - тип подводных аппаратов, использующихся Военно-морским флотом России.

В прессе СГА типа «Приз» часто называют батискафами, что не является верным.

Глубина погружения аппаратов «Приз» гораздо меньше любого из существовавших батискафов. Их компоновка аналогична компоновке подводных лодок (аккумуляторы находятся в прочном корпусе, там же находится двигательная установка, а вал выходит через прочный корпус).

В отличие от батискафов, аппараты «Приз» предназначены не для выполнения научных и океанографических исследований, а, прежде всего, для спасения экипажей аварийных подводных лодок с больших глубин: они могут непосредственно стыковаться к аварийным выходам подлодок. Материал корпуса, титан, позволил обеспечить работу аппаратов на глубинах до 1 000 м. Радиоэлектронное оборудование, входящее в комплект навигационного комплекса «Приза» позволяет самостоятельно определять своё подводное местонахождение и обнаруживать субмарину.

Рисунок 8 - Глубоководный спасательный аппарат типа «Приз»

Многоместные туристические подводные лодки - служат для подводных экскурсий, имеют пассажирский салон и дополнительные иллюминаторы.

Вооруженные силы (ВС) государств мира все больше интегрируют беспилотные системы различного назначения в свои арсеналы. Для военно-морских сил рассматриваются три категории такого оборудования: необитаемые подводные аппараты, далее НПА (Unmanned Underwater Vehicles, UUV ); необитаемые надводные аппараты, или суда (Unmanned Surface Vessels — USV ) и беспилотные летательные аппараты (Unmanned Aerial Vehicles, UAV ).

В отношении перечисленных беспилотных систем наблюдаются различные тенденции:

  • Развитие в сторону большей автономии: первые беспилотные системы обычно были дистанционно управляемыми (Remotely Operated Vehicle, ROV ). За ними последовали системы, способные самостоятельно выполнять детально запрограммированную задачу, такую как проход по конкретному маршруту мониторинга. В будущем армии мира стремятся получить полностью автономные системы, способные самостоятельно выполнять целевые задания и в ходе их выполнения ориентироваться на непредвиденные события.
  • Тренд в направлении координирования миссий между несколькими беспилотными системами равного или иного вида, а также скоординированное использование пилотируемых и беспилотных систем (Manned-Unmann Teaming ).
  • Тенденция увеличения продолжительности выполнения операций: более эффективные двигатели и аккумуляторные системы увеличивают дальность и длительность работы.
  • Конструирование более крупных систем с большей и универсальной полезной нагрузкой, дальностью и продолжительностью работы.
  • Разработка модульной полезной нагрузки для выполнения различных задач необитаемыми подводными аппаратами (НПА) одного типа.

Увеличение производительности беспилотных систем зависит от достижений в различных технологических областях. Наиболее важными, прежде всего, являются: приводные и энергетические системы, навигационное оборудование, датчики различного назначения, системы связи и искусственного интеллекта. На этих направлениях сосредоточены основные усилия исследователей.

Необитаемые подводные аппараты от ATLAS Elektronik

«Типичную» картину последних достижений в секторе необитаемых подводных аппаратов передают прикладные системы производства компании «ATLAS Elektronik GmbH» (г. Бремен, Германия): «Морская лиса» (SeaFox ), «Морской кот» (SeaCat ) и «Морская выдра» (SeaOtter ).

Эмблема компании ATLAS Elektronik

Модель «SeaFox»

Дистанционно-управляемый НПА «SeaFox» состоит на вооружении ВМС Германии и десяти других стран. Дрон поставляется в трех конфигурациях.


НПА «SeaFox»

Вариант «С», оснащенный взрывным комплектом, используется для уничтожения мин (при этом сам аппарат также уничтожается). Вариант «I» используется для поиска и идентификации мин, а также подводного мониторинга кораблей и портовых сооружений. После установки комплекта «Кобра» (Cobra ), вариант «I» может применяться для уничтожения мин и других взрывных устройств. При этом, комплект подрыва «Кобра» устанавливается на мину и дистанционно подрывается после отхода НПА. Вариант «Т» разработан для учебных целей, но может использоваться и для подводного мониторинга.


Оборудование для борьбы со взрывными устройствами «Кобра»

Необитаемые подводные аппараты «SeaFox» состоят на вооружении кораблей, катеров и вертолетов. Дистанционное управление НПА осуществляется по оптоволоконному кабелю. Аппарат имеет длину 1,31 м, вес 43 кг. Эксплуатационная глубина погружения дрона достигает 300 м. Максимальная дальность до судна управления – 22 км. Продолжительность применения – около 100 минут.

НПА «SeaCat»

Модель «SeaCat» имеет большую производительность. Она в два раза длиннее и в три раза тяжелее «SeaFox». Продолжительность ее работы до 20 часов. Аппарат способен погружаться на глубину до 600 м. «SeaCat» является гибридной системой. НПА может управляться дистанционно или действовать автономно.

Носовая часть аппарата сконструирована для использования различных модулей полезной нагрузки. В том числе: видео камеры, гидролокатора, магнитометра, а также модуля химического анализа воды или акустического датчика, проникающего через морское дно. НПА оснащен гидролокатором для сканирования по сторонам (Side Scan Sonar ) и может дополнительно тянуть сонар на буксире. Благодаря такой модульности, «SeaCat» применяется для обследования морского дна, тактической гидрографии, а также разведки и мониторинг более крупных районов.


НПА «SeaCat»

Аппаратура GPS и инерциальная навигационная система обеспечивают автономное применение НПА. Однако, при таком варианте использования собранные аппаратом данные могут быть получены только после его возвращения на корабль.

Возможности коммуникации между кораблем-носителем и НПА пока остаются ограниченными. Обмен данными через WiFi осуществляется в обоих направлениях. При этом, удаление от корабля управления не должно превышать 400м. Акустическая связь под водой, в зависимости от условий окружающей среды, имеет максимальную дальность до двух километров. При эксплуатации на такой дистанции необитаемые подводные аппараты этого типа пригодны для полностью независимой работы.

«Морская выдра» — универсальное решение

Самый новый и самый большой НПА от компании «ATLAS Elektronik» – универсальный аппарат «SeaOtter Mk II». Это автономный НПА, выполняющий задачи разведки и наблюдения (включая разведку подводных лодок), обнаружения подводных угроз, сбора гидрографических данных и уничтожения мин. Кроме того, возможна скрытная поддержка сил специального назначения и проведение спасательных операций.

«Морская выдра» имеет длину 3,65 м и водоизмещение 1200 кг. Продолжительность работы аппарата достигает 24 часов, а общий вес полезной нагрузки – 160 кг.


НПА «SeaOtter Mk II»

В сравнении с » SeaCat» оборудование НПА включает гидролокатор высокого разрешения с синтетической апертурой (SAS — Synthetic Aperture Sonar ). Сонар обеспечивает обнаружение и идентификацию движущихся и неподвижных объектов. Антенна НПА позволяет осуществлять навигацию по GPS и устанавливать радио- и WiFi-связь с кораблем-носителем вблизи от поверхности воды. В дополнение к GPS, дрон использует автономную инерционную навигацию и электромагнитную систему доплеровского контроля скорости. В автономном режиме работы питание электропривода производится литиевыми полимерными батареями. Для их зарядки требуется четыре часа, но возможна замена для экономии времени.

Необитаемые подводные аппараты производства «ATLAS Elektronik» по своим возможностям являются типичными для НПА, используемых в настоящее время. Эти беспилотные подводные системы предназначены для выполнения основных задач: разведка и уничтожение мин; сбор данных о морском дне, состоянии воды и течениях; скрытая разведка и наблюдение (например, до высадки морского десанта или поддержки специальных сил); обеспечение безопасности своих портов и судов.

Необитаемые подводные аппараты в новых областях

В настоящее время внедряются или изучаются новые сферы применения для НПА. Во-первых, уничтожение подводных лодок (ПЛ), или противолодочная война (ASW — Anti-Submarine Warfare ).

Центр морских исследований и экспериментов НАТО (Centre for Maritime Research and Experimentation, CMRE ) с 2011 г. целенаправленно разрабатывает соответствующую концепцию и технологии. Уже в настоящее время, используемый центром действующий автономный НПА «OEX Explorer » способен захватывать и отслеживать движущиеся объекты. Положение НПА и цели через акустические подводные сигналы передаются в центр управления. CMRE тестировал свой НПА (и другие беспилотные системы) в рамках ежегодных противолодочных учений «Dynamic Mongoose «.

Одним из направлений исследований остается разработка надежных каналов связи. Она должна гарантировать скоординированное использование на больших расстояниях нескольких автономных беспилотных систем, а также группу обитаемых и необитаемых аппаратов. Важным промежуточным шагом считается согласование стандарта НАТО для цифровой подводной связи (JANUS — STANAG 4748 ). Стандарт призван гарантировать совместимость различных национальных подходов. Кроме того, в настоящее время остается проблема разработки алгоритмов, обеспечивающих надежную классификацию обнаруженных целей.

Рассматривается возможность для обитаемых ПЛ в будущем нести на своем борту необитаемые подводные аппараты и с их помощью выслеживать подводные лодки противника.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(235, 233, 217, 1); padding: 5px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 620px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none; background: linear-gradient(to top, #005d82 , #00b5fc);}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Как правило, обитаемые ПЛ используют пассивную гидроакустическую станцию (ГАС). Активные же ГАС имеют гораздо большую дальность действия, но позволяют определять местоположение передатчик, чем обнаруживают ПЛ. Оснащенные активным гидролокатором НПА смогут перемещаться на достаточном расстоянии от своего пилотируемого корабля-носителя. Такая тактика значительно увеличит возможности по обнаружению ПЛ противника. Помимо этого, НПА могли бы отвлекать на себя подводные лодки противника и способствовать их поражению кораблем-носителем «из засады».

Агентство перспективных оборонных исследований США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA ) в июле 2017 г. подписало контракт с компанией «BAE Systems» на разработку для НПА соответствующей компактной активной ГАС большой дальности.

Больше и тяжелее

Ведение противолодочной войны средствами НПА в прибрежных водах или в открытом море требует значительного увеличения дальности и продолжительности их работы. По этой причине США с 2015 г. ведут разработку беспилотных систем с большим водоизмещением (Large Displacement UUV, LDUUV ). Необитаемые подводные аппараты этого типа должны иметь возможность нести дополнительные аккумуляторы и быть более устойчивыми. Подобные модели получили обозначение НПА класса III. Сообщается, что они имеют модульную конструкцию и диаметр около 48 дюймов (122 сантиметра).


Проект «Змеиная голова»

В апреле 2017 г. ВМС США объявили о планах уже в 2019 г. начать тестирование прототипа тяжелого НПА «Snakehead» («Змеиная голова»). Разработка программного обеспечения, систем управления и связи намечалось проводить параллельно с развитием транспортного средства. Руководство обеими направлениями работ осуществляют ВМС.

НПА такого масштаба уже используются для гражданских целей. В частности, в 2003 г. управляемый дрон «Echo Ranger» от компании «Боинг» достиг глубины погружения 3000 м и находился там 28 часов.


НПА Echo Ranger производства компании «Боинг»

Согласно замыслу, «Змеиная голова» сможет управляться с боевого корабля прибрежной морской зоны (тип LCS), ПЛ типов «Вирджиния» (SSN ) и «Огайо» (SSGN ). Другой вариант применения – самостоятельных выход НПА из порта.

Предполагаемый спектр возможностей должен постепенно расширяться. Наряду с общей разведкой и наблюдением он будет включать борьбу с ПЛ и другими подводными целями, наступательные и оборонительные действия по разминированию, а также ведение РЭБ. Выводы из тестирования «Snakehead» послужат разработке будущих классов НПА.

Необитаемые подводные аппараты класса «Касатка»

В категории «сверх большой НПА» (Extra Large UUV, XLUUV ) ВМС США хотят запустить производство беспилотников еще больших размеров. Аппарат получил обозначение «Касатка» (Orca ). Согласно замыслу, НПА сможет стартовать от пирса и выполнять месячное автономное патрулирование. Предполагаемая дальность действия – около 2000 морских миль.

Ряд задач в значительной степени соответствует оперативному спектру более легкой категории LDUUV. Дополнительно рассматриваются: поддержка сил специальных операций и наступательные действия против наземных целей. Потенциальная полезная нагрузка включает в себя мины, торпеды, а также ракеты для поражения морских и наземных целей.

Задачи по разработке XLUUV намечалось распределить в 2017 г. в этом отношении хорошие перспективы для контракта имел «Боинг», который по собственной инициативе представил соответствующий прототип уже в 2016г. Необитаемая подводная лодка под названием «Echo Voyager» имеет длину 16 м и водоизмещение 50 т. Аппарат достигает глубины 3400 м и может оставаться в море в течение шести месяцев, покрывая 7 500 морских миль. Однако, НПА «Echo Voyager» требует всплытия каждые три дня для загрузки батарей.


Параллельно с программой XLUUV, под руководством DARPA, реализуется проект «Гидра» (Hydra). В рамках проекта ведется разработка большого НПА, который действовал бы, как корабль-матка для НПА и беспилотных летательных аппаратов меньшего размера. «Гидра» должна скрытно проникать в водоем, который запрещен для прохода обитаемых кораблей и запускать там разведывательные беспилотники. Сообщается, что компании «Боинг» и «Huntington Ingalls» должны представить совместные прототипы к 2019 г.

Проекты НПА за пределами НАТО

Разработка высокопроизводительной технологии НПА не является привилегией стран НАТО. Япония с 2014 г. развивает новую технологию привода для больших НПА. Ее топливные элементы должны увеличить дальность действия и продолжительность работы перспективных систем ВМС США.

ВМС Индии в настоящее время также используют разработанный в стране автономный подводный аппарат AUV-150. Он имеет длину 4,8 м и достигает глубины 150 м. В прибрежных водах НПА используется для разведки и наблюдения, а также для поиска мин.


Студенты индийского технологического института в г. Мумбаи в свободное время с 2011 г. разрабатывают названный в честь морского бога Матсья (Matsya) НПА с передовыми характеристиками по производительности. Если AUV-150 строго придерживается запрограммированных задач, то «Матсья» получит более высокую степень автономии.

Круг задач в интересах ВМС Индии планируется расширить. Как ожидается, НПА «Матсья», наряду с ведением визуальной и акустической разведки, сможет устанавливать и извлекать объекты с помощью манипулятора, а также поражать торпедами ПЛ противника. Однако, на конец 2017 г. студенты проверяли свои концепции и системы на опытном НПА длиной всего один метр. Тестирование реалистичного прототипа ожидается на рубеже 2021 г.

Сотрудники университета Тяньцзиня (Китай) в 2014 г. испытывали подводный планер «Хайян» (Haiyan). Автономный НПА мог работать в течение 30 дней, покрывая около 2600 морских миль. Официально «Хайян» разрабатывается для гражданских исследовательских целей. Вместе с тем, он пригоден для сбора гидрографических данных до глубины 1090 м в интересах ВМС. Государственные китайские СМИ также сообщили о возможной модернизации НПА «Хайян» для поиска мин и подводных лодок.


Необитаемый подводный аппарат «Хайян»

Российское ЦКБ «Рубин» в 2015 г. представило новый НПА «Клавесин-2Р». Объявленная глубина погружения составляет 6000 м. НПА может уходить от корабля-носителя на расстояние до 50 км. Отмечается, что ЦКБ «Рубин», который проектирует в основном обитаемые военные ПЛ, работает над дроном «Витязь» с глубиной погружения 11 тыс. м.


НПА Клавесин-2Р производства ЦКБ «Рубин»

Уже в 2015г. поступали сообщения о русском НПА с ядерной двигательной установкой и ядерным вооружением. Обозначенный спецслужбами США, как «Каньон» (Kanyon), дрон должен доставляться в открытое море пилотируемыми подводными лодками. Далее он способен развивать скорость 56 узлов и имеет дальность действия около 6 200 морских миль. Вероятной целью этого НПА, по оценкам западных экспертов, могло быть уничтожение военно-морских портов США в преддверии войны. Однако, по тем же оценкам, сообщение несет в себе признаки российской кампании дезинформации.

По материалам журнала «MarineForum»

подводный аппарат будущего

Океан самая большая и чуждая среда обитания, здесь кроется огромная мощь и всесокрушающее давление. До недавнего времени человечеству был закрыт доступ в эту часть планеты. Исследования подводного мира стали возможными благодаря современным подводным аппаратам.

Океан изобилует пищей, ресурсами и даже сокровищами. Он мало исследован, так как человек лучше приспособлен на суше. Под водой он чувствует себя неуверенно. На глубине 10 метров давление удваивается. С глубиной давление все больше дает о себе знать. Боль в ушах чувствуется уже в нескольких метрах от поверхности. Пульсирующую боль можно унять, только зажав нос или продув уши. Чем больше глубина, тем опаснее баротравмы. Человек может погрузиться только до нескольких сот метров, иначе давление способно раздавить его. С повышением давления мир существенно меняется. Через несколько метров кислород, который является газом жизни, становится токсичным. Поэтому ныряльщикам приходится дышать тщательно подобранной смесью газов.

У некоторых людей мечтой всей жизни было ныряние и создание морских машин для подводных исследований, способных выдерживать высокое давление и перенести человека в подводный мир. И они добились своего - миллионы ныряльщиков работают и отдыхают под водой. За это маленькое достижение заплачено множество жизней. Основной опасностью является декомпрессионная или кессонная болезнь. Чем глубже человек погружается, тем больше газа впитывает его тело. Если ныряльщик вдруг начнёт подниматься слишком быстро, в его организме образуются азотные пузырьки. Эти пузырьки могут заблокировать маленькие сосуды и нарушить доступ крови к жизненно-важным органам. В результате возникают сильнейшие судороги, боли в груди и затруднения дыхания. Газ начинает искать выход, а человек может остаться калекой или даже погибнуть. Единственное спасение декомпрессионная камера. Помещая человека в камеру, уменьшают количество пузырьков в крови, а кислород помогает удалить из организма инертные газы, создающие угрозу жизни.

Но несмотря на опасности океан продолжает привлекать человека.

подводные аппараты

В мире полно энтузиастов, которые проектируют подводные аппараты . Некоторые машины настолько легки, что их можно даже переносить. Но в то же время они достаточно прочны - акриловая сфера аппарата способна выдержать давление воды на глубине почти 1000 метров - глубже большинства современных . Обычный акваланг позволяет погружаться на 30-40 метров.

подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon»

Обитаемый подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon » создает внутри давление в одну атмосферу - за бортом в 100 раз выше. Морская машина спущена на воду в 1996 году. Подводный аппарат приводится в движение с помощью электрического двигателя потребляющего энергию от аккумуляторных батарей. Заряда хватает на 4 часа. Глубина погружения до 1000 метров. Акриловый корпус защищает пилотов от смертоносного давления в 100 атмосфер. «Deep Flight Super Falcon » не похож на другие обитаемые подводные аппараты. Изначально морская машина «Deep Flight Super Falcon » была подводной лодкой, спроектированной для миллионера Тома Перкинса (Tom Perkins) и его суперяхты « » компанией «Hawkes Ocean Technologies ». Заметив, каким спросом пользуется их разработка, представители компании решили превратить проектирование подводных аппаратов в бизнес. Помимо оригинального подводного аппарата за 1,3 миллиона долларов, «Hawkes Ocean Technologies » продает вариант мини-субмарин с открытыми кабинами за 350 тысяч долларов.

подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon» на глубине

«Deep Flight Super Falcon» на воде

Технические данные подводного аппарата «Deep Flight Super Falcon »:
Длина - 3,5 м;
Размах крыльев - 2 м;
Глубина погружения - 1000 м;
Скорость - 6 узлов;
Экипаж - 2 человека;

прогулка на подводном аппарате «SportSub»

морская машина «Aviator»

морская машина «Aviator»

проект подводного аппарата «Deep Flight Aviator»

морская машина «Deep Flight»

морская машина «Deep Rover»

Очень важно создать машины, способной противостоять подводной стихии - это давняя цель человечества, ведь океан занимает 2/3 части планеты.

Некоторые подводные аппараты могут самостоятельно исследовать океан. Их называют необитаемые подводные аппараты . Сегодня в подводном мире господствуют подводные роботы . Умные, самоходные роботы, строят нефтепроводы и различные сооружения на больших глубинах. Автономные подводные аппараты или аппараты дистанционного управления (АДУ) имеют сверхпрочные корпуса, эффективные манипуляторы и видеокамеры, передающие изображение высокой четкости. Они имеют совершенные двигатели и управляются посредством команд передаваемых по кабелям связи.

подводный робот «Oceaneering»

Необитаемый подводный аппарат «Oceaneering » может работать на глубине до 6500 м, способен поднять 270 кг. Его манипулятор может выполнять семь действий.

Сегодня подводные роботы успешно справляются со многими задачами, которые раньше выполняли водолазы - чистка и ремонт трубопроводов, замена задвижек и проверка их герметичности. Нефтяная и газовая промышленность способствовали совершенствованию подводных роботов. Причина их развития - экономичность и практичность. Менеджеры нефтяных компаний поняли, что использование АДУ сэкономит затраты на содержание водолазов а также спасет множество жизней. Применение современных технологий сделало подводные аппараты надежнее. Современные морские машины это мощные и эффективные инструменты, но их эффективность зависит от таланта их операторов. Многие из них опытные видео-геймеры. Они используют свои уникальные умения в управлении этими замечательными морскими машинами. Хорошие операторы умеют двухмерное изображение с экрана мысленно преобразовать в трёхмерное.

Принято делить беспилотные (необитаемые) аппараты, используемые на флотах (военно-морскими силами) на телеуправляемые и автономные. В 2016 году широко представлены и те, и другие виды аппаратов.

По форм-фактору можно различать устройства, схожие с подводными лодками, батискафами, торпедами, глайдерами, а также роботизированные всплывающие капсулы. Существуют также роботизированные подводные мины, "настроенные" на ту или иную военную технику, например, на корабль определенного классаа или даже на конкретную модель.

По назначению подводные военные аппараты делятся на устройства для обследования морского дна и других объектов - автономно или в режиме телеуправления. Одна из основных задач - противодействие минированию, обнаружение, классификация и локализация мин. Также идут разработки ударных подводных роботов. Есть гибридные разработки - робот сам по себе не вооружен, но в необходимый момент может активировать полезную нагрузку того или иного типа (как, например, робокапсулы над которыми работают по заказу DARPA).

Терминология

, Россия

Перспективная разработка, инициированная ФПИ. Подводная платформа, которая должна иметь возможность решать задачи на всех глубинах мирового океана. На данной платформе планируется отработать технологию дистанционного зондирования дна мирового океана. Закладка аппарата намечена на лето 2017. Это не будет изолированный аппарат, для его эксплуатации понадобится комплекс, который обеспечит передачу информации в реальном времени от основных датчиков, для чего в составе аппарата предусматривается базовая станция-ретранслятор, которая ставится в районе "приземления" аппарата, обеспечивая его связь с поверхностью.

(Gavia), Teledyne (создан в компании Harfmynd, Исландия), США / (адаптация Тетис-Про)

, Корпорация космических систем специального назначения "Комета", Россия

Подводная система гидроакустического слежения, разворачиваемая Россией на базе подводных роботизированных комплексов. Предназначена для обнаружения кораблей, подводных лодок и низколетящих самолетов и вертолетов в различных районах Мирового океана.

(Морская тень), Океанос, Россия


фото: ЗАО "Научно-производственное предприятие подводных технологий Океанос"

Автономный необитаемый подводный планер. Может вести поисковые работы, глубоководную разведку. Аппарат двойного назначения. Испытывается в составе перспективных подводных комплексов ВМФ РФ в 2016 году. Тип аппарата - подводный глайдер.

Дельфин, ОАО Тетис Про, Россия

АНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. Степень "российскости" - под вопросом.

, Россия

Комплекс на базе этого НПА по состоянию на 2016 год уже несколько лет стоит на вооружении ВМФ, используется в исследовательских и разведывательных целях. Может снимать и картографировать дно, искать затонувшие объекты.

, Россия

Необитаемый подводный аппарат с поддержкой автономности (АНПА). Роботизированный комплекс, предназначенный для подводных работ - обслуживание буровых установок, изучение морского дня, наблюдение за линиями подводных коммуникаций. Для работы на глубинах до 6000 метров.

, ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Используется в гражданских и в военных целях.

2017.03.14 До конца 2017 года "поисково-спасательные силы" ВМФ РФ примут в свой состав 12 роботов-подводников Марлин-350.

2016.10.14 Робот Марлин-350 задействовали при обследовании самого глубокого в России карстового Голубого озера. При осмотре одной из глубоководных пещер, робот достиг глубины 279 метров - теперь это считается самой глубокой точкой озера. Опуститься глубже пока не получается из-за нулевой видимости. / kbpravda.ru

(Глайдер), Россия

Подводный комплекс планерного типа "Морская тень". В состав комплекса входят: исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-аппаратов, глайдер-ретранслятор, корабельный пункт управления и средства ретрансляции. Впервые представлен в 2017 году.

Нерпа, ЦНИИточмаш и МАКО (предприятия Ростех), Россия

В августе 2018 года Ростех продемонстрировал прототип подводного беспилотного аппарата, оснащенного стрелковым оружием (АПС). Робот уже прошел первые испытания (без оружия на борту). Стоимость разработки в корпорации обозначили в 10 млн руб. В Ростехе ищут заказчика на свое изделие, чтобы доработать его под реальные потребности. Декларируется, что аппарат предназначен для охраны мостов и боевых кораблей от террористов. Предполагается, что максимальная глубина погружения аппарата будет достигать 50 м, дальность устойчивой связи с ним - до 80 метров. Вес аппарата - менее 30 кг, скорость хода - 1 узел, запас хода - 4 часа. | 2018.08.21 tass.ru (есть фото)

Обзор, ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. Степень "российскости" - под вопросом.

Пантера Плюс, ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Создан до 2013 года. См. Seaeye Panther Plus , SAAB, Швеция. Не является российской разработкой. Закупался в Швеции Россией в начале 2000-х.
Принят на вооружение ВМФ РФ, например, такой робот эксплуатирует судно "Коммуна", спасательное судно Черноморского флота в 2017.06.

, МАКО (НПГ МАКО), Россия

фото: Научно-производственная группа МАКО

Автономный надводно-подводный роботизированный комплекс.

, Океанприбор, Россия, С.Петербург

Система навигации и связи. Построена на базе АНПА и гидроакустических буев, подключающихся через спутники Гонец-Д1М к командному центру. Буи будут плавающими, подводными и вмораживаемыми. Буи работают с ГЛОНАСС, что позволяет им определять свое точное местоположение, а также уточнять местоположение АНПА, которые якобы способны патрулировать глубины до 8 км. Эта информация нуждается в уточнении. Буи оборудованы поддержкой связи с АНПА. Буй может работать в одном из трех режимов:
1. Получать информацию от спутника и передавать его по требованию АПА.
2. Буй может связать различные центры управления (наземные, воздушные, морски и т.п.) с АНПА в режиме реального времени. В таком режиме можно непосредственно управлять АНПА (режим телеуправления)
3. АНПА действует автономно, но способен сверяться с буями для коррекции курса. При необходимости АНПА может подать через буй сигнал тревоги.
Система готова к развертыванию. В декабре 2016 года заявляется о готовности системы и планах ее развертывания на арктическом шельфе.

Скиф, Россия ()

Canyon в классификации НАТО. Российская беспилотная ударная подводная лодка стратегического назначения. Может нести на борту ядерное вооружение, преодолевать большие расстояния. Информация не является достоверной, т.к. проект засекречен по состоянию на октябрь 2016 года.

Подводная многоцелевая система, вооруженная в том числе самоходными подводными аппаратами с ЯО на борту. Обитаемая подводная лодка, оснащенная несколькими (до 6) СПА (самоходными подводными объектами), каждый из которые может нести ЯО мегатонного класса в качестве полезной нагрузки. На декабрь 2016 распростарняется информация о проведенных испытаниях.

, Рубин (ЦКБ "Рубин"), Россия

Подводный АНПА, робот-цель, способный имитировать различные подводные лодки. На декабрь 2016 года - в статусе "в разаботке". Призван позволить отказаться от использования в качестве учебных целей действующих подводных лодок, что является избыточно дорогим. Будет способен имитировать атомную и дизель-электрическую подводные лодки, воспроизводя, в частности, их маневрирования.

, ОАО Тетис Про, Россия (Seaside Tiger, SAAB, Швеция)

ТНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение. Не является российской разработкой.

(Фалькон), ОАО Тетис Про, Россия (Seaeye Falcon, SAAB, Швеция)

Seaeye Falcon, SAAB

ТНПА (ROV). Seaeye Falcon используется в мире с 2002 года. Принят на вооружение в ВМФ РФ. Не является российской разработкой.

Фугу, МАКО, Россия

Беспилотный роботизированный комплекс с автономными необитаемыми подводными аппаратами глайдерами, предназначенный для передачи сигналов боевого управления стратегическим и ракетным атомным подводным лодкам, сбор информации об условиях мореплавания в районах боевого патрулирования. Аппарат состоит из подводной и надводной частей. Свободно поворачивающиеся плавники, используя энергию набегающей волны двигают подводную и буксируют надводную части устройств. На надводной части стоит система спутниковой связи, станция для сбора океанографических и метеорологических данных. Питание аккумуляторы аппарата получают от "солнечной батареи". Подводная часть оснащена миниатюрными гидролокаторами, а также гидроакустическим модемом, способным обеспечивать канал связи с АПЛ.

2016.10.14 ВМФ начал получать новейшие комплексы для связи с подлодками в океане. Основная партия комплексов будет поставлена в 2018 году в рамках перехода на технологии связи 6-го поколения. / vz.ru

2016.09 Российские атомные подлодки оснастят роботами-беспилотниками. Статус - испытывается Главным научно-исследовательским испытательным центром робототехники Минобороны РФ (ГНИИЦ РТ) / vz.ru

Цефалопод, Россия

, Bluefin Robotics (General Dynamics), США

Подводный военный беспилотник "Голубой тунец". 4.9 м. Может запускать небольших подводных роботов Sand Sharks.

Echo Ranger, Boeing, США

Echo Seeker, Boeing, США

АНПА, созданный в Исландии компанией Hafmynd ehf. Создан до 2010 года. Использовался ВМФ РФ под названием "Гавиа". Закупался в РФ через ОАО "Тетис Про".

, OceanServer, США

Разработан в 2005 году. Выпускался в различных модификациях: EP32, EP35, EP42, отличающихся мощностью аккумуляторной батареи и длиной корпуса. Закупался различными странами, включая Россию, Хорватию и т.п. в гражданских и военных целях. Базовая цена составляла $50 тысяч, с полной комплектацией (ГБО + система навигации по допплеровскому лагу) - порядка $150 тысяч. К 2009 году было продано более 100 комплексов на базе Iver 2.

K-STER C

Одноразовый подводный робот - камикадзе, служащий для уничтожения морских мин путем их подрыва в воде. Головная часть робота - боевая часть с кумулятивным зарядом.

, Kongsberg Defence Systems, Норвегия

Необитаемый подводный беспилотный аппарат - "камикадзе" для обнаружения мин и уничтожения их самоподрывом. OSMDWS (One-Shot Mine Disposal Weapon System) - одноразовые системы для уничтожения мин. Оснащен видеокамерой, сонаром и навигационной системой. Команду на подрыв выдает оператор. По результатам тестирования, приняты на вооружение ВМС Норвегии и НАТО в 2016 году.

Mod 1 Swordfish, AUVAC, США

Аппараты в 2016 году задействованы на 5-м флоте ВМС США.

Mod 2 Kingsfish, AUVAC, США

Аппараты в 2016 году задействованы на 5-м флоте ВМС США. По неподтвержденной информации робот может находиться под водой в течение 24 часов. Информацию робот собирает с помощью подводной фотосъемки.

Poseidon, США

Poseidon, подводный аналог системы глобальной навигации GPS, которая позволит подводным лодкам и АНПА обмениваться информацией между собой и с центрами управления. Как ожидается, ее испытания начнутся в 2018 году. Разрабатывается по заказу DARPA.

, Kongsberg Maritime, Норвегия

Морской подводный автономный робот.

2015.07 Remus-600 успешно запустили и возвратили на борт подводной лодки класса Вирджиния (SSN-784)

RHMS, Lockheed Martin, США


Система RHMS включает в себя многоцелевой автономный подводный аппарат RMMV Lockheed Martin, оборудованный сонаром бокового обзора Raytheon. Аппарат способен погружаться на небольшие глубины и вести поиск мин. Возможно решение и других задач, необходимых ВМС США. Это по-задумке. Все же разработка, которая идет более 10 лет, похоже, оказалась не слишком удачной. В ходе испытаний, которые были продлены, система слишком часто выходила из строя. Вместе с тем, она находила мины даже быстрее, чем того требовало техзадание.

Sand Shark, Bluefing Robotics (General Dynamics), США

Подводный разведывательный робот. Запускается с борта подводного военного беспилотника Bluefin-21. Вес - 6.8 кг.

, SAAB, Швеция

Seaeye Falcon, SAAB

Seaeye Panther Plus, SAAB, Швеция

В России известен также как Пантера Плюс, "локализованный" ОАО Тетис Про, Россия

ТНПА. Создан до 2013 года. Принят на вооружение ВМФ РФ, например, такой робот эксплуатирует судно "Коммуна", спасательное судно Черноморского флота.

, SAAB, Швеция

Телеуправляемый подводный аппарат класса ROV семейства "Морской глаз" для наблюдений и инспектирования объектов.

, Atlas Elektronik, Германия

Подводное телеуправляемое по оптоволоконному кабелю устройство для полуавтоматического уничтожения морских мин за счет самоподрыва. OSMDWS (One-Shot Mine Disposal Weapon System) - одноразовые системы для уничтожения мин.

Sea Glider

подводный планер (глайдер)

Seascan

Подводный робот "точной идентификации". С помощью гидролокаторов и камер высокой четкости может определять размеры и тип объектов в воде. Радиус действия - до 2 км, глубина погружения - до 3000 м.

Sea WASP, SAAB, Швеция

подводный дрон для обнаружения и первичного осмотра подводных взрывных устройств. WASP расшифровывается как Waterborne Aini-IED Security Platform. Дроном управляют 2 оператора по кабелю длиной до 500 футов. Достижимые глубины - до 200 футов. Длина робота 5.5 футов, вес около 200 фунтов. Оборудован передним сонаром, несколькими датчиками, необходимыми для измерения глубины и навигации. И двумя камерами - большой на передней части устройства и небольшой на "руке". Может спускаться на воду с причала или с пляжа, а также с различного типа надводных кораблей и резиновых лодок. Анонсирован в мае 2016 года / popsci.com

Slocum

подводный планер (глайдер)

Spray

подводный планер (глайдер)

UFP (Upward Falling Payloads), DARPA, США

2016.05.18 , которая может содержать в качестве полезной нагрузки беспилотник, ракету или другое военное оборудование. Капсулы длиной порядка 4.5 м предназначены для размещения по всему пространству Мирового океана. Активировать спящую капсулу можно будет радиосигналом, получив который капсула всплывет на поверхность океана и высвободит полезную нагрузку. Бортовой БЛА капсулы может быть воздушным или с возможностью взлета и посадки с воды. DARPA уже испытала систему подъема капсулы со дна и систему связи. Как ожидается, агентство продолжит разработку и тестирование полезной нагрузки для капсулы.

Вооруженные силы (ВС) государств мира все больше интегрируют беспилотные системы различного назначения в свои арсеналы. Для военно-морских сил рассматриваются три категории такого оборудования: необитаемые подводные аппараты, далее НПА (Unmanned Underwater Vehicles, UUV ); необитаемые надводные аппараты, или суда (Unmanned Surface Vessels — USV ) и беспилотные летательные аппараты (Unmanned Aerial Vehicles, UAV ).

В отношении перечисленных беспилотных систем наблюдаются различные тенденции:

  • Развитие в сторону большей автономии: первые беспилотные системы обычно были дистанционно управляемыми (Remotely Operated Vehicle, ROV ). За ними последовали системы, способные самостоятельно выполнять детально запрограммированную задачу, такую как проход по конкретному маршруту мониторинга. В будущем армии мира стремятся получить полностью автономные системы, способные самостоятельно выполнять целевые задания и в ходе их выполнения ориентироваться на непредвиденные события.
  • Тренд в направлении координирования миссий между несколькими беспилотными системами равного или иного вида, а также скоординированное использование пилотируемых и беспилотных систем (Manned-Unmann Teaming ).
  • Тенденция увеличения продолжительности выполнения операций: более эффективные двигатели и аккумуляторные системы увеличивают дальность и длительность работы.
  • Конструирование более крупных систем с большей и универсальной полезной нагрузкой, дальностью и продолжительностью работы.
  • Разработка модульной полезной нагрузки для выполнения различных задач необитаемыми подводными аппаратами (НПА) одного типа.

Увеличение производительности беспилотных систем зависит от достижений в различных технологических областях. Наиболее важными, прежде всего, являются: приводные и энергетические системы, навигационное оборудование, датчики различного назначения, системы связи и искусственного интеллекта. На этих направлениях сосредоточены основные усилия исследователей.

Необитаемые подводные аппараты от ATLAS Elektronik

«Типичную» картину последних достижений в секторе необитаемых подводных аппаратов передают прикладные системы производства компании «ATLAS Elektronik GmbH» (г. Бремен, Германия): «Морская лиса» (SeaFox ), «Морской кот» (SeaCat ) и «Морская выдра» (SeaOtter ).

Эмблема компании ATLAS Elektronik

Модель «SeaFox»

Дистанционно-управляемый НПА «SeaFox» состоит на вооружении ВМС Германии и десяти других стран. Дрон поставляется в трех конфигурациях.


НПА «SeaFox»

Вариант «С», оснащенный взрывным комплектом, используется для уничтожения мин (при этом сам аппарат также уничтожается). Вариант «I» используется для поиска и идентификации мин, а также подводного мониторинга кораблей и портовых сооружений. После установки комплекта «Кобра» (Cobra ), вариант «I» может применяться для уничтожения мин и других взрывных устройств. При этом, комплект подрыва «Кобра» устанавливается на мину и дистанционно подрывается после отхода НПА. Вариант «Т» разработан для учебных целей, но может использоваться и для подводного мониторинга.


Оборудование для борьбы со взрывными устройствами «Кобра»

Необитаемые подводные аппараты «SeaFox» состоят на вооружении кораблей, катеров и вертолетов. Дистанционное управление НПА осуществляется по оптоволоконному кабелю. Аппарат имеет длину 1,31 м, вес 43 кг. Эксплуатационная глубина погружения дрона достигает 300 м. Максимальная дальность до судна управления – 22 км. Продолжительность применения – около 100 минут.

НПА «SeaCat»

Модель «SeaCat» имеет большую производительность. Она в два раза длиннее и в три раза тяжелее «SeaFox». Продолжительность ее работы до 20 часов. Аппарат способен погружаться на глубину до 600 м. «SeaCat» является гибридной системой. НПА может управляться дистанционно или действовать автономно.

Носовая часть аппарата сконструирована для использования различных модулей полезной нагрузки. В том числе: видео камеры, гидролокатора, магнитометра, а также модуля химического анализа воды или акустического датчика, проникающего через морское дно. НПА оснащен гидролокатором для сканирования по сторонам (Side Scan Sonar ) и может дополнительно тянуть сонар на буксире. Благодаря такой модульности, «SeaCat» применяется для обследования морского дна, тактической гидрографии, а также разведки и мониторинг более крупных районов.


НПА «SeaCat»

Аппаратура GPS и инерциальная навигационная система обеспечивают автономное применение НПА. Однако, при таком варианте использования собранные аппаратом данные могут быть получены только после его возвращения на корабль.

Возможности коммуникации между кораблем-носителем и НПА пока остаются ограниченными. Обмен данными через WiFi осуществляется в обоих направлениях. При этом, удаление от корабля управления не должно превышать 400м. Акустическая связь под водой, в зависимости от условий окружающей среды, имеет максимальную дальность до двух километров. При эксплуатации на такой дистанции необитаемые подводные аппараты этого типа пригодны для полностью независимой работы.

«Морская выдра» — универсальное решение

Самый новый и самый большой НПА от компании «ATLAS Elektronik» – универсальный аппарат «SeaOtter Mk II». Это автономный НПА, выполняющий задачи разведки и наблюдения (включая разведку подводных лодок), обнаружения подводных угроз, сбора гидрографических данных и уничтожения мин. Кроме того, возможна скрытная поддержка сил специального назначения и проведение спасательных операций.

«Морская выдра» имеет длину 3,65 м и водоизмещение 1200 кг. Продолжительность работы аппарата достигает 24 часов, а общий вес полезной нагрузки – 160 кг.


НПА «SeaOtter Mk II»

В сравнении с » SeaCat» оборудование НПА включает гидролокатор высокого разрешения с синтетической апертурой (SAS — Synthetic Aperture Sonar ). Сонар обеспечивает обнаружение и идентификацию движущихся и неподвижных объектов. Антенна НПА позволяет осуществлять навигацию по GPS и устанавливать радио- и WiFi-связь с кораблем-носителем вблизи от поверхности воды. В дополнение к GPS, дрон использует автономную инерционную навигацию и электромагнитную систему доплеровского контроля скорости. В автономном режиме работы питание электропривода производится литиевыми полимерными батареями. Для их зарядки требуется четыре часа, но возможна замена для экономии времени.

Необитаемые подводные аппараты производства «ATLAS Elektronik» по своим возможностям являются типичными для НПА, используемых в настоящее время. Эти беспилотные подводные системы предназначены для выполнения основных задач: разведка и уничтожение мин; сбор данных о морском дне, состоянии воды и течениях; скрытая разведка и наблюдение (например, до высадки морского десанта или поддержки специальных сил); обеспечение безопасности своих портов и судов.

Необитаемые подводные аппараты в новых областях

В настоящее время внедряются или изучаются новые сферы применения для НПА. Во-первых, уничтожение подводных лодок (ПЛ), или противолодочная война (ASW — Anti-Submarine Warfare ).

Центр морских исследований и экспериментов НАТО (Centre for Maritime Research and Experimentation, CMRE ) с 2011 г. целенаправленно разрабатывает соответствующую концепцию и технологии. Уже в настоящее время, используемый центром действующий автономный НПА «OEX Explorer » способен захватывать и отслеживать движущиеся объекты. Положение НПА и цели через акустические подводные сигналы передаются в центр управления. CMRE тестировал свой НПА (и другие беспилотные системы) в рамках ежегодных противолодочных учений «Dynamic Mongoose «.

Одним из направлений исследований остается разработка надежных каналов связи. Она должна гарантировать скоординированное использование на больших расстояниях нескольких автономных беспилотных систем, а также группу обитаемых и необитаемых аппаратов. Важным промежуточным шагом считается согласование стандарта НАТО для цифровой подводной связи (JANUS — STANAG 4748 ). Стандарт призван гарантировать совместимость различных национальных подходов. Кроме того, в настоящее время остается проблема разработки алгоритмов, обеспечивающих надежную классификацию обнаруженных целей.

Рассматривается возможность для обитаемых ПЛ в будущем нести на своем борту необитаемые подводные аппараты и с их помощью выслеживать подводные лодки противника.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(235, 233, 217, 1); padding: 5px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 620px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none; background: linear-gradient(to top, #005d82 , #00b5fc);}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Как правило, обитаемые ПЛ используют пассивную гидроакустическую станцию (ГАС). Активные же ГАС имеют гораздо большую дальность действия, но позволяют определять местоположение передатчик, чем обнаруживают ПЛ. Оснащенные активным гидролокатором НПА смогут перемещаться на достаточном расстоянии от своего пилотируемого корабля-носителя. Такая тактика значительно увеличит возможности по обнаружению ПЛ противника. Помимо этого, НПА могли бы отвлекать на себя подводные лодки противника и способствовать их поражению кораблем-носителем «из засады».

Агентство перспективных оборонных исследований США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA ) в июле 2017 г. подписало контракт с компанией «BAE Systems» на разработку для НПА соответствующей компактной активной ГАС большой дальности.

Больше и тяжелее

Ведение противолодочной войны средствами НПА в прибрежных водах или в открытом море требует значительного увеличения дальности и продолжительности их работы. По этой причине США с 2015 г. ведут разработку беспилотных систем с большим водоизмещением (Large Displacement UUV, LDUUV ). Необитаемые подводные аппараты этого типа должны иметь возможность нести дополнительные аккумуляторы и быть более устойчивыми. Подобные модели получили обозначение НПА класса III. Сообщается, что они имеют модульную конструкцию и диаметр около 48 дюймов (122 сантиметра).


Проект «Змеиная голова»

В апреле 2017 г. ВМС США объявили о планах уже в 2019 г. начать тестирование прототипа тяжелого НПА «Snakehead» («Змеиная голова»). Разработка программного обеспечения, систем управления и связи намечалось проводить параллельно с развитием транспортного средства. Руководство обеими направлениями работ осуществляют ВМС.

НПА такого масштаба уже используются для гражданских целей. В частности, в 2003 г. управляемый дрон «Echo Ranger» от компании «Боинг» достиг глубины погружения 3000 м и находился там 28 часов.


НПА Echo Ranger производства компании «Боинг»

Согласно замыслу, «Змеиная голова» сможет управляться с боевого корабля прибрежной морской зоны (тип LCS), ПЛ типов «Вирджиния» (SSN ) и «Огайо» (SSGN ). Другой вариант применения – самостоятельных выход НПА из порта.

Предполагаемый спектр возможностей должен постепенно расширяться. Наряду с общей разведкой и наблюдением он будет включать борьбу с ПЛ и другими подводными целями, наступательные и оборонительные действия по разминированию, а также ведение РЭБ. Выводы из тестирования «Snakehead» послужат разработке будущих классов НПА.

Необитаемые подводные аппараты класса «Касатка»

В категории «сверх большой НПА» (Extra Large UUV, XLUUV ) ВМС США хотят запустить производство беспилотников еще больших размеров. Аппарат получил обозначение «Касатка» (Orca ). Согласно замыслу, НПА сможет стартовать от пирса и выполнять месячное автономное патрулирование. Предполагаемая дальность действия – около 2000 морских миль.

Ряд задач в значительной степени соответствует оперативному спектру более легкой категории LDUUV. Дополнительно рассматриваются: поддержка сил специальных операций и наступательные действия против наземных целей. Потенциальная полезная нагрузка включает в себя мины, торпеды, а также ракеты для поражения морских и наземных целей.

Задачи по разработке XLUUV намечалось распределить в 2017 г. в этом отношении хорошие перспективы для контракта имел «Боинг», который по собственной инициативе представил соответствующий прототип уже в 2016г. Необитаемая подводная лодка под названием «Echo Voyager» имеет длину 16 м и водоизмещение 50 т. Аппарат достигает глубины 3400 м и может оставаться в море в течение шести месяцев, покрывая 7 500 морских миль. Однако, НПА «Echo Voyager» требует всплытия каждые три дня для загрузки батарей.


Параллельно с программой XLUUV, под руководством DARPA, реализуется проект «Гидра» (Hydra). В рамках проекта ведется разработка большого НПА, который действовал бы, как корабль-матка для НПА и беспилотных летательных аппаратов меньшего размера. «Гидра» должна скрытно проникать в водоем, который запрещен для прохода обитаемых кораблей и запускать там разведывательные беспилотники. Сообщается, что компании «Боинг» и «Huntington Ingalls» должны представить совместные прототипы к 2019 г.

Проекты НПА за пределами НАТО

Разработка высокопроизводительной технологии НПА не является привилегией стран НАТО. Япония с 2014 г. развивает новую технологию привода для больших НПА. Ее топливные элементы должны увеличить дальность действия и продолжительность работы перспективных систем ВМС США.

ВМС Индии в настоящее время также используют разработанный в стране автономный подводный аппарат AUV-150. Он имеет длину 4,8 м и достигает глубины 150 м. В прибрежных водах НПА используется для разведки и наблюдения, а также для поиска мин.


Студенты индийского технологического института в г. Мумбаи в свободное время с 2011 г. разрабатывают названный в честь морского бога Матсья (Matsya) НПА с передовыми характеристиками по производительности. Если AUV-150 строго придерживается запрограммированных задач, то «Матсья» получит более высокую степень автономии.

Круг задач в интересах ВМС Индии планируется расширить. Как ожидается, НПА «Матсья», наряду с ведением визуальной и акустической разведки, сможет устанавливать и извлекать объекты с помощью манипулятора, а также поражать торпедами ПЛ противника. Однако, на конец 2017 г. студенты проверяли свои концепции и системы на опытном НПА длиной всего один метр. Тестирование реалистичного прототипа ожидается на рубеже 2021 г.

Сотрудники университета Тяньцзиня (Китай) в 2014 г. испытывали подводный планер «Хайян» (Haiyan). Автономный НПА мог работать в течение 30 дней, покрывая около 2600 морских миль. Официально «Хайян» разрабатывается для гражданских исследовательских целей. Вместе с тем, он пригоден для сбора гидрографических данных до глубины 1090 м в интересах ВМС. Государственные китайские СМИ также сообщили о возможной модернизации НПА «Хайян» для поиска мин и подводных лодок.


Необитаемый подводный аппарат «Хайян»

Российское ЦКБ «Рубин» в 2015 г. представило новый НПА «Клавесин-2Р». Объявленная глубина погружения составляет 6000 м. НПА может уходить от корабля-носителя на расстояние до 50 км. Отмечается, что ЦКБ «Рубин», который проектирует в основном обитаемые военные ПЛ, работает над дроном «Витязь» с глубиной погружения 11 тыс. м.


НПА Клавесин-2Р производства ЦКБ «Рубин»

Уже в 2015г. поступали сообщения о русском НПА с ядерной двигательной установкой и ядерным вооружением. Обозначенный спецслужбами США, как «Каньон» (Kanyon), дрон должен доставляться в открытое море пилотируемыми подводными лодками. Далее он способен развивать скорость 56 узлов и имеет дальность действия около 6 200 морских миль. Вероятной целью этого НПА, по оценкам западных экспертов, могло быть уничтожение военно-морских портов США в преддверии войны. Однако, по тем же оценкам, сообщение несет в себе признаки российской кампании дезинформации.

По материалам журнала «MarineForum»