Орион самолет. Ядерная и военная программа ирана


Созданный в конце 50-х фирмой «Локхид» самолёт БПА (базовой патрульной авиации)P-3 «Орион» относится к тем образцам авиатехники, которые принято считать «вечными».

Его прародитель появился в 1957 году, когда фирмой Локхид был выпущен L-188 Электра - один из первых в США самолётов с турбовинтовым двигателем. Это был так же один из немногих американских турбовинтовых пассажирских самолётов, производившихся серийно. Всего было произведено 170 гражданских самолётов этого типа, из которых приблизительно 20 летают по сей день.

Локхид L-188 Электра

В 1957 флот Соединенных Штатов объявил конкурс на разработку современного морского патрульного самолета, который должен был прийти на смену P-2 «Нептун».

Локхид P-2H «Нептун»

Опытный образец, получивший обозначение P3V-1, поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 - 15 апреля 1961 года. Позднее самолёт получил обозначение P-3«Орион». По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Был добавлен отсек вооружения и установлено новое авиационное оборудование. Отсек вооружения был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под плоскостями, для наружной подвески различного вооружения.

На "Орионе", по сравнению с "Электрой", для улучшения обзора вниз - вперед пилотская кабина была переделана. В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирских иллюминаторов не было. В верхней части размещалась герметичная кабина объемом 195 куб.м, что позволило создать комфортные условия для операторов и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом, экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Сброс последних производится с помощью пиротехнических устройств.

Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: активной "Джули", использующую в качестве источника акустической энергии взрывные заряды последующим приёмом отражённых от цели сигналов; и пассивной "Джезебел", использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, газоанализатор "Снифер", а также две РЛС. Можно было подвесить 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы и другие средства поражения.

Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасность полёта.

Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, его поисковая скорость составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса, двух двигателей.

Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами "Нептун" состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.

Боевая служба "Орионов" началась в июле 1962 года, когда первый серийный P3V-1 передали личному составу патрульной эскадрильи VP-8. Следом за ней "Орионы" получили VP-44 и VX-1, где они пришли на смену устаревшим Р-2 "Нептун".
Помимо поиска субмарин, Р-3 осуществляли учебные минные постановки, загоризонтное целеуказание и оповещение в интересах надводных кораблей, разведку погоды, координацию поисково-спасательных операций.

Эксплуатация самолета сразу же выявила узкое место поисковой аппаратуры - систему AQA-3 и ее усовершенствованный вариант AQA-4. Поиск субмарин с помощью акустики являлся наиболее эффективным, вероятность обнаружения ПЛ магнитометром была гораздо ниже, а остальные системы могли "засечь" лишь лодку, шедшую в надводном положении или под перископом. Система "Снифер" реагировала не только на выхлоп дизелей субмарины, но и на выхлопные газы ТВД "Ориона".

Новая система обработки и анализа информации о субмаринах испытывалась на 35-м серийном Р-3, а, начиная со 110-го самолета, стала штатной. С 1962-го по 1965-й изготовили 157 Р-3А.

Активное строительство в СССР подводного флота и выход советских кораблей в мировой океан, потребовало совершенствования американских патрульных сил.

Следующей серийной модификацией «Ориона» стал Р-3В. Отличие от Р-3А было в более мощных турбовинтовых двигателях Аллисон T56-A-14 мощностью на валу 3361 кВт (4910 л.с.) и новой системе "Делтик" для обнаружения подводных лодок. В состав вооружения ввели УР "Буллпап" класса "воздух-поверхность". Всего изготовили 144 Р-3В.

Несмотря на улучшившиеся характеристики, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не полностью отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С. Построено 143 машины.

Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла "прослушивать" не более 16 буёв.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

В ходе эксплуатации самолёт продолжал непрерывно совершенствоваться. В состав бортового вооружения включили ПКР "Гарпун" и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В начале 90-х на вооружение «Орионов» поступили ракеты AGM-84 SLAM, предназначенные для поражения наземных целей. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78.
В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные, подводные и наземные цели.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, "Орионы" состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации ВМС США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла входили в состав воздушных сил Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

По мере устаревания ранних «Oрионов» как самолетов ПЛО их передавали на хранение в Дэвис – Монтан, а так же переоборудовали для выполнения иных задач.

Существует много различных вариантов самолета: ЕР-ЗА для испытаний электронного оборудования, электронный "агрессор" для проведения учений, ЕР-ЗЕ "Эрис" самолёт электронной разведки, NP-3A/B летающая лаборатория, самолет для океанографических и геомагнитных исследований RP-3A/D, учебно-тренировочный ТР-ЗА, транспортный UP-ЗА/В, VP-ЗА для VIP-перевозок и самолет разведки погоды WP-3A .

ЕР-ЗЕ "Эрис"

Созданный на базе Р-3В - самолёт ДРЛО P-3AEW - оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения, предназначались для Таможенной службы США.

С июня 1988-го по 1993-й таможенники получили в общей сложности четыре Р-3, оснащавшиеся РЛС AN/APS-138 (аналогичны БРЛС E-2C «Хокай»). Самолеты используются для обнаружение, отслеживания и координации перехвата операций по контрабанде наркотиков.

самолёт ДРЛО P-3AEW

Четыре противолодочных "Ориона" модернизировали в вариант P-3A (CS) для контроля воздушного пространства США в целях пресечения нелегальной доставки грузов, прежде всего, - наркотиков, легкомоторными самолетами.

Спутниковый снимок Google earth: самолёты таможенной службы США на аэродроме в Коста-Рика

Машины оборудованы РЛС AN/APG-60 (установлена в носовой части самолета), имеющей лучшие характеристики по обнаружению воздушных целей, нежели исходная станция P-3A. Кроме того, установлена радиоаппаратура, работающая на частотах таможенной службы и береговой охраны США.

Двенадцать устаревших Р-ЗА в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали "Aero Union Corporation" в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. В 2010 году "Аего Union" эксплуатировала семь P-3A/RADSII наряду с модернизированными «Нептун» и C-54. «Орионы» используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя отличным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.

Р-3 различных модификаций в значительных количествах передавались союзникам США.
Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Бразилии,Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Ирана, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Таиланда.

Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству "Орионов" после ВМС США. "Орион" выбрали японцы для замены "Нептунов" в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила "Локхид", последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы "Кавасаки Хэви Индастриз".

"Орионы" получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства "Орионы" неоднократно усовершенствовались.

Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом.
С 70-й машины аппаратура "ДИФАР" заменялась системой обработки акустических сигналов "Протеус" с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.

На вооружении морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е.
Они поступили на вооружение в 1991-98 гг. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства. Самолеты построены фирмой Кавасаки.

Особняком стоят "Орионы" Канады. Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 "Аврора", представлявших собой гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A "Викинг". СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.

Еще три СР-140А "Арктур" предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. "Арктуры" имеют упрощенный, по сравнению с "Авророй", состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 "Треккер" в 1992-1993-м годах.

«Орионы» наряду с RС-135 и SR-71 были самыми частыми "клиентами" и первоочередными целями для наших сил ПВО. Тихоходный, способный «висеть» в зоне барражирования часами, он буквально изматывал расчеты дежурных сил. Зачастую полёты этих машин насилии откровенно провокационный характер. С этими самолётами связан ряд инцидентов.

13 сентября 1987 года норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчик Су-27 получил приказ выполнить учебный перехват «Ориона». Экипаж разведчика попытался избавиться от противника и резко уменьшил скорость, полагая, что истребитель не сможет удерживаться рядом с ним на малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под «Орионом». Норвежский летчик потерял истребитель из виду и начал маневрировать. В результате винт «Ориона» ударил по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, произошла разгерметизация, и «Орион» был вынужден покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на базу.

В следующий раз в апреле 2001 года «Орион» столкнулся в воздухе уже с китайским истребителем. Стараясь заглянуть "подальше" вглубь континента, американские летчики порой нарушают воздушное пространство КНР, провоцируя НОАК на ответные действия.
В китайском случае в центре событий оказался ЕР-3Е, а его экипаж был почему-то больше обычного в полтора раза.

В результате столкновения китайский перехватчик J-8-II упал в море, его пилот погиб.
ЕР-3Е получил повреждения и был вынужден, приземлится на остров Хайнань.
В последствии США принесли извинения за инцидент и выплатили компенсацию вдове погибшего.

Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и, в последствии, возвращена США в июле 2001г. "Орион" прибыл "на историческую родину" в чреве российского транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан".

Для замены «устаревшего» Р-3С в США фирмой «Боинг» была начата разработка противолодочного самолёта следующего поколения. Конструкция самолёта, получившего обозначение P-8А «Посейдон», базируется на фюзеляже лайнера Boeing 737-800 и крыле от Boeing 737-900.

P-8А «Посейдон»

Первый полёт «Посейдона» состоялся 25 апреля 2009 года. По плану, в 2013 году ВМС США должны были получить 13 Р-8А. Ещё по 8 самолётов заказано Австралией и Индией.

Спутниковый снимок Google earth: Р-3С и Р-8А на аэродроме Джексонвилл

Всего ВМС планировали закупить 117 самолетов P-8A, построенных на базе Boeing 737-800, чтобы полностью заменить весь свой парк P-3. Однако, по всей видимости, это произойдёт не скоро. Из-за высокой стоимости Р-8А было объявлено, что программа закупок будет сокращена. Более того, предлагается дальнейшее совершенствование БРЭО самолёта Р-3С.

Таким образом, заслуженный «ветеран» Р-3 «Орион» ещё в течение длительного времени будет оставаться основным патрульным и противолодочным самолётом в США и многих других странах.

По материалам:
http://www.aviastar.org/air/usa/lok_orion.php
http://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa
http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/21/7368/

Борьба с современными подводными лодками противника, особенно атомными, значительно усложнилась. Нет пока и эффективных средств обнаружения кораблей этого класса.

Одним из основных средств обнаружения и уничтожения подводных лодок являются базовые патрульные самолёты, обладающие большой дальностью полёта и имеющие необходимую для решения этой задачи поисковую аппаратуру и вооружение. Поиск подводных лодок самолёты, как правило, ведут на основании полученных от различных источников разведывательных сведений, которые часто содержат далеко неточные данные о местонахождении подводной цели. В будущем с помощью искусственных спутников Земли, оснащённых соответствующими разведывательными системами, пожалуй, удастся получать более обширную и точную информацию о подводных лодках противника.
В ВМС , кроме кораблей и вертолётов, для борьбы с подводными лодками противника предназначены базовые и палубные . К первой группе относятся самолёты Р-3 «Орион», последняя модификация которых получила обозначение Р-3С, ко второй - находящиеся в течение многих лет на вооружении ВМС самолёты с поршневыми двигателями Грумман S-2 . Последние будут заменены противолодочными самолётами Локхид S-3A «Викинг», оснащёнными двухконтурными турбореактивными двигателями.

В составе базовой авиации ВМС США имеется 24 патрульные эскадрильи самолётов Р-3, 12 из которых дислоцируются на Атлантике и 12 - на Тихом океане.

Каждая патрульная эскадрилья, как правило, состоит из 9 самолётов, но в эскадрилье VP-31, находящейся на авиабазе ВМС Моффет Филд, которую посетил автор этой статьи, имеется 19 самолётов.

Обычно эскадрильи попеременно базируются на континенте США и на заморских территориях. На перебазирование эскадрильи с одной базы на другую требуется менее трёх суток. При этом обслуживающий наземный персонал и все оборудование перебрасываются самолётами С-141 военно-транспортного авиационного командования, а также гражданскими транспортными самолётами DC-8 и «Боинг» 707.

Каждая эскадрилья, состоящая из 9 самолётов Р-3, имеет 12 лётных экипажей и 220 человек наземного обслуживающего персонала. Численность офицеров эскадрильи 60 человек.

Экипаж

Обычно экипаж самолёта Р-3С состоит из десяти человек, в том числе: первый и второй лётчики, бортинженер, три оператора-гидроакустика, два наблюдателя, оператор по навигации и связи и оператор по тактической обстановке.

Необходимо отметить, что на время поиска и атаки подводной лодки установлено некоторое перераспределение ответственности между членами экипажа. Первый лётчик, отвечая за безопасность полёта, в конечном счёте вместе с оператором по тактической обстановке завершает выполнение задания, но именно оператор, а не первый лётчик на этапах обнаружения цели и её атаки несёт за это ответственность, поскольку все данные для оценки тактической обстановки и принятия решения о применении оружия находятся на его пульте, которые затем он передаёт обоим лётчикам.

Основные тактико-технические характеристики самолёта Р-3С «Орион» следующие: общая мощность двигателей (четыре ТВД Аллисон Т56-А-14) 18 400 л. с., максимальная скорость на высоте 4500 м 700 км/час (без внешних подвесок), скороподъёмность у земли 11 м/сек, время подъёма на высоту 7500 м 30 мин., практический потолок 9000 м, радиус действия при поиске подводных лодок 3570 км, перегоночная дальность 8990 км, максимальная продолжительность полёта при работе всех двигателей 12,3 час., длина взлётной дистанции 940 м, длина посадочной дистанции 870 м, максимальный взлётный вес самолёта 61 200 кг, размах крыла 30 м, площадь крыла 99,6 кв.м, длина самолёта 55,1 м, а его высота 10 м.

Оборудование и вооружение самолёта

По внешнему виду самолёт Р-3С (рис. 1 и 2) незначительно отличается от самолётов предшествующих модификаций - Р-3А и Р-3В. Однако по составу оборудования и вооружения они имеют значительные различия.

Рис. 1. Базовый патрульный самолёт Р-3С «Орион» в полёте

На самолёте Р-3С под крылом вблизи центроплана на левом пилоне подвешивается контейнер со станцией радиопротиводействия AN/ALQ-78, а на правом - контейнер с телевизионной станцией для работы при низких уровнях освещённости.


Рис. 2. Схема размещения членов экипажа и оборудования на самолёте Р-3С «Орион»:
1 - кухня; 2 - пульт управления наблюдателя; 3 - пульт управления второго оператора (система РГБ «Джули»); 4 - пульт управления первого оператора (система РГБ «Джезебел»); 5 - ЭВМ общего назначения; 6 - кабина оператора тактической обстановки; 7 - место бортинженера; 8 - место первого лётчика; 9-место второго лётчика; 10- кабина оператора по навигации и связи; 11 - пульт управления третьего оператора (станция AN/ALQ-78 и магнитный обнаружитель); 12 - источники электропитания; 13 - складское помещение; 14 - датчики обнаружения подводной лодки, находящейся в подводном положении; 15 - пульт управления наблюдателя; 16 - помещение для отдыха членов экипажа; 17 - столовая.

Телевизионная станция имеет электронно-лучевую трубку с индикатором. Слежение за целью может осуществляться вручную или автоматически. В обоих случаях данные для управления выдаются счётно-решающим устройством.

В кабине размещены 52 установки для сбрасывания радиогидроакустических буев, 48 из которых загружаются перед вылетом. Из 51 установки буи сбрасываются автоматически по программе, заложенной в счётно-решающее устройство, без разгерметизации кабины. Из четырёх незагруженных буями установок три можно загружать непосредственно в полёте. Кроме буев, могут использоваться маркеры, осветительные ракеты и другие средства.

Носовой отсек, где в различных вариантах размещаются торпеды, глубинные бомбы, мины (весом до 900 кг) и ядерные бомбы, не герметизирован и оснащён системой подогрева. Он имеет такие же размеры, как отсек вооружения самолётов Р-3А и Р-3В: длина 3,91 м, ширина 2,03 м, высота 0,87 м.

Дополнительно на 10 подкрыльных пилонах могут подвешиваться неуправляемые ракеты калибра 70 мм, управляемые ракеты и 3, торпеды и мины.

Самолёт Р-3С оснащён комплексной электронной системой А/NEW, которая в зависимости от модификации включает 385-400 блоков (на самолётах Р-ЗА и Р-ЗВ такие системы имеют по 180 блоков). Система А/NEW должна в максимальной степени освободить членов экипажа от выполнения различных расчётов, особенно навигационных, до этого производившихся ими в процессе решения боевой задачи. Основным элементом системы является устройство обработки данных, которое помимо выполнения других функций производит все навигационные и тактические расчёты. Наличие этого устройства и надёжных бортовых датчиков в значительной степени повышает боевые возможности самолёта и позволяет экипажу в пять раз сократить время, необходимое для принятия решения.

На самолёте Р-3С имеется миниатюрная ЭВМ AN/ASQ-114, разработанная отделением «Юнивак» фирмы «Сперриренд корпорейшн». Основными компонентами ЭВМ являются запоминающее и арифметическое устройства, блок питания. Ёмкость запоминающего устройства 32 000 слов. ЭВМ может обрабатывать информацию объёмом до 4 млн. бит в минуту. Для ввода (вывода) данных в ЭВМ используются четыре группы устройств, имеющих по четыре канала. Данные вводятся в запоминающее устройство вручную или автоматически непосредственно от датчиков. С помощью ЭВМ AN/ASQ-114 можно решать задачи навигации, управления самолётом и оружием, обработки данных, обеспечения связи, определения координат и слежения за целью. Кроме того, ЭВМ обрабатывает текущую информацию от датчиков бортовых систем и приборов и обеспечивает её индикацию на экранах.

Учебно-тренировочный полёт

Всем хорошо известно, что комплексные системы не всегда функционируют так надёжно, как разработчики это обычно описывают в литературе. С целью проверки такого положения автора этой статьи пригласили принять участие в семичасовом учебно-тренировочном полёте. Самолёт взлетел с авиабазы ВМС Моффет Филд. Во время полёта самолёт Р-3С должен был обнаружить атомную торпедную подводную лодку SSN595 «Планджер» типа «Пёрмит». Встреча с ней должна была произойти примерно в 80 милях от побережья штата Орегон. Планом предусматривалось, что самолёт Р-3С заменит другой самолёт Р-3, находящийся в районе патрулирования, и будет действовать там на высоте менее 1200 м в радиусе 70 миль. Во время смены самолётов все тактические данные, необходимые для продолжения наблюдения за подводной лодкой, незамедлительно автоматически передавались с ЭВМ заменяемого самолёта в ЭВМ прибывшего. Температура воздуха в районе патрулирования была +16° С, а глубина слоя «температурного скачка» достигала 27 м, что ограничивало дальность действия радиогидроакустических буев.

При взлёте самолёт весил 61 235 кг. Длина взлётной дистанции составила 1665 м. Видимость в полёте была хорошей. Самолёт летел на высоте 6000 и со скоростью 555 км/час. При приближении к цели он совершал снижение до заданной высоты. Заменяемый самолёт для обозначения местонахождения подводной лодки сбросил дымовой маркер. Ориентируясь по нему, наш самолёт несколько раз пролетел параллельными курсами, чтобы обеспечить стабилизацию отображения меток на индикаторе электронно-лучевой трубки. После этого он имел возможность при необходимости по показаниям на экране отметки курса появляться в одной и той же точке.

Самолёт, как правило, патрулирует на скорости 380 км/час на высоте 150 м при хорошей видимости и на высоте 600 м - при плохой.

После сбрасывания радиогидроакустических буев их расположение относительно друг друга немедленно отображается на индикаторе электронно-лучевой трубки. Одновременно отображается истинный курс самолёта.

Все отображаемые на индикаторе метки отсчитываются от истинного направления «Север». Периодически самолёт пролетал над предполагаемым местом нахождения подводной лодки, и операторы, пользуясь системой пассивных и активных радиогидроакустических буев, уточняли её координаты.

Тактика действий самолёта

Противолодочную операцию, проводимую самолётом, можно подразделить на три этапа: обнаружение цели, классификация её и атака. Идеальным считается случай, когда подводная лодка обнаружена и её можно преследовать. Однако экипажи противолодочных самолётов, как правило, располагают только приближенными разведывательными данными о местоположении подводной лодки. Обнаружение её самолётом до того времени, пока она не начнёт двигаться и тем самым производить шумы, является трудной задачей. Для обнаружения подводной лодки с самолёта обычно сбрасываются радиогидроакустичеокие буи, с помощью которых осуществляется прослушивание определённого района. Однако этому методу присущ тот недостаток, что подводная лодка может заметить, что она обнаружена, быстро уйти на большую глубину, временно прекратить движение, и самолёт потеряет её из виду.

Второй метод поиска заключается в постоянном патрулировании самолёта в определённых районах для обнаружения целей с помощью стационарных гидроакустических средств, если они заранее там установлены.

Атака подводной лодки начинается только после обеспечения стабилизации отображения цели на индикаторе и точного определения её координат.

Оснащение самолёта Р-3С электронной вычислительной машиной в значительной степени ускорило обработку данных, поступающих от радиогидроакустических буев, общее количество которых в два раза больше, чем на прежних модификациях самолёта Р-3. Несколько по-другому обстоит дело с магнитным обнаружителем. При работе его в автоматическом режиме счётно-решающее устройство не обладает такой избирательной способностью, чтобы всегда выдавать правильную информацию.

Не подлежит сомнению, что самолёт Р-3С является эффективным средством борьбы с подводными лодками. При выполнении типовой задачи по поиску подводной лодки он может производить патрулирование на высоте 450 м в течение 3 час. на удалении от аэродрома 2870 км. Полет в район патрулирования совершается на высоте 5400 - 7200 м.

Во время полёта в район патрулирования, находящийся на расстоянии 1850 км, полётный вес самолёта уменьшается с 61 200 до 51 700 кг. При этом два из четырёх двигателей (внутренние) могут быть выключены. Выключение двигателей производится на высоте не ниже 300 м. Минимальная скорость самолёта во время патрулирования при двух работающих двигателях 380 км/час.

Имея запас топлива 3630 кг, самолёт способен патрулировать на удалении от аэродрома в 1850 км на высоте 450 м в течение 7 час.

Многие сталкивались с таким мопедом как Орион 125 кубов, но мало кто знает хоть что-то об этом транспортном средстве, его характеристиках и тем более производителе. Сегодня в России подобная техника набирает большую популярность, а бренд Orion для россиян хорош тем, что это мопеды бренда «Веломоторс», а значит собирают их в России.

Также производитель выпускает несколько модификаций двигателя для мопедов Орион, хоть и учитывая объем мотора больше 50 кубов мопед считается мотоциклом. Но производитель все равно выпускает транспорт с 125-кубовыми двигателями и позиционирует их как мопед. Большая часть комплектующих этого «мотоцикла» создается в Китае, но некоторые запчасти на мопед орион производятся в России.

Плюсы:

  • экономичный (около 2, 7 литров на 100 км);
  • небольшая цена;
  • хорошая маневренность;
  • стильный дизайн;
  • удобное сиденье.

Минусы:

  • слабый пластик;
  • некачественные узлы (болты, гайки);
  • маленький объем корзины.

Орион 125 характеристики

На данный момент в России производят несколько исполнений мопеда орион, 125 кубов считается максимальной отметкой для него. Также присутствуют мопеды с кубатурой 50, 75 и 100 см. куб. По другим характеристикам все модификации не отличаются, поэтому данные для всех «Орионов» одни. Рассматриваемая модель получила 1 цилиндр, работу в 4-тактном режиме, мощность в 7, 05 лошадиных сил и воздушное охлаждение. Это вполне стандартные характеристики, которые позволили составить для мопеда небольшую цену.

Запуск двигателя происходит стандартными способами – электро или кик стартером. Круговая коробка передач имеет 5 скоростей, а 125-ти кубовый двигатель позволяет развить максимум 90 км/час, что вполне неплохо для подобного мопеда. При большом объеме Орион получил неплохую нагрузку, которая может выдержать водителя и пассажира с общим весом до 200 кг. Вес мотоцикла без нагрузки составляет 90 кг.

Стоит отметить, что также существует и другая модификация мопеда орион 125 кубов, имеющая букву «B» в названии. Такая версия имеет два отличия – другой дизайн и мощность 4, 8/6, 3 кВт (у модификации «А» 4, 8/3, 5 кВт).

Обзор Orion 125

Китайцы научились делать хорошую технику, поэтому данная технология мотора и его схемы были позаимствованы у японского бренда Honda. Также по внешнему виду и некоторым характеристикам можно сравнить мопед с другими известными моделями – Альфа и Дельта. Но «Веломоторс» старается сделать все, чтобы сделать свою мопед более уникальным, разрабатывая новый дизайн и улучшенные ходовые качества. С таким подходом можно смело утверждать, что бренд Орион имеет хорошее будущее.

Внешний вид мопеда немного отличается от своих конкурентов Альфа и Дельта, производитель сделал более спортивные формы, а сиденье, по отзывам владельцев достаточно удобное и длинное. Спереди можно увидеть телескопическую вилку с резиновыми накладками, что также улучшает внешность мопеда.

Приборная панель информативная, имеется тахометр, спидометр, существует на панели возможность просмотреть на переключение передач. Также можно заметить индикатор ближнего и дальнего света и мигающие стрелки поворотников. При включении поворота происходит звуковое оповещение. Некоторые владельцы жалуются на раму, якобы она имеет плохую сварку, а после покупки также желательно проверить качество цепи. Некоторые владельцы также проверяют крепление гаек, а при выявлении плохого их качества лучше всего заменить болты и гайки на более надежные.

Двигатель

Большим минусом на данный момент считается требование к водительским правам, ведь несмотря на позиционирование транспорта как «мопед» сегодня на него нужны водительские права категории А. Большой плюс данного мопеда – отличный двигатель, который при китайском качестве имеет хороший разгон и качество. Запчасти на мопед Орион недорогие, поэтому простой ремонт сможет произвести даже неопытный владелец.

Указанная в характеристиках максимальная скорость может быть увеличена за счет самостоятельной езды, некоторые владельцы отмечают, что можно разогнать до 110 км/час. Даже несмотря на езду на подъемы и по неровной дороге мопед не сбавляет скорости и не теряет мощность. В отличие от других более слабых китайских мопедов эта модель имеет отличный кик стартер, который не ломается, и заводиться при отсутствии аккумулятора.

Основные недостатки

К сожалению, китайское качество достаточно хорошо ощущается даже несмотря на российскую сборку. Многие владельцы замечают слишком слабые боковые дуги, цепь вообще оставляет желать лучшего, поэтому по возможности нужно ее заменить. Также некачественными считаются стопор руля и звезда. При езде с багажом ящике мопед дребезжит.

Некоторые отмечают слабый свет фар, как спереди, так и сзади. Что касается технических параметров, то орион 125 кубов часто нуждается в регулировке холостого хода и сцепления. Также вы можете посмотреть статью . И в завершение минусов мотоцикла Орион 125 можно выделить слишком тонкие колеса, которые делают езду по неровностям некомфортными.

Но как бы много у мотоцикла не было недостатков, все они покрываются одним большим плюсом – низкой стоимостью. На 2016 год цена нового мопеда Orion 125 составляет около 45 000 рублей, хотя до кризиса цена мопеда составляла всего 30 тысяч рублей. Соответственно, отличным вариантом будет покупка б. у. Ориона, который в более-менее нормальном состоянии имеет цену от 17 до 24 000 рублей.

Видео Орион 125

June 22nd, 2012 , 10:12 pm

Видеоролик с полётами Ориона

Сведения о налёте и наработке

Данный экземпляр 12-й по счету из построенных в Тюмени с 2002 года. Детские проблемы, соответственно, устранены. Стоимость нового Ориона выше той, за которую продается данный борт со сточасовым налётом. В настоящий момент в Тюмени на производстве 15-я лодка.

Если вы хотите получить технические консультации непосредственно по конструкции Ориона, связывайтесь напрямую с генеральным конструктором - он в курсе продажи этого экземпляра лодки и готов ответить на интересующие вопросы. Сергей Николаевич Карпов +7-9123917424, е -mail: [email protected] . Разница во времени с Москвой +2 часа (UTC+6).

1. Тип, наработка и ресурс двигателей Rotax 912 - 100 часов
2. Общий налёт планера и год изготовления 2010 - 100 часов
3. Установленное оборудование - аналоговое - без GPS - но есть спасательный радиомаяк
4. Свидетельство летной годности (СЛГ) май 2012 года, свидетельство о регистрации на частное лицо февраль 2012 года
5. Один хозяин
6. Базируется на Волжанке Тверская область хранение только в ангаре! Можно перегнать в Шевлино, где она бывала и садила на грунтовую ВПП.
7. Прилетел своим ходом из Тюмени 1800 км за 15 часов. Потом летал под Питером один месяц, затем на Волге и Истре.
8. Проведены все работы по поддержанию в летной годности - состояние нового самолета - дополнительно сделана шумоизоляция кабины и усилена задняя стойка - устранены все детские болезни - повернул ключ и полетел.

Надо сказать, что просто так самолёты не продают. Обычно это делают, чтобы хватило денег на покупку нового самолёта или даже вертолёта. Но Владислав продает лодку в связи с отбытием за рубежи нашей родины.

Основные летно-технические характеристики

Сначала конечно же девушки и самолёт

Спортсменка

Леопард

Кариатида

Кежуал

Главный конструктор - Сергея Николаевича Карпов у своего детища. Вещи приготовленные для погрузки в самолёт - полёт на рыбалку (лодка с мотором, снасти, кухонные приспособления и пр.) Сам-то вес не очень большой, место много занял. Примерно, когда вылетали: Горючего - 155 кг Лодка - 36 кг мотор + его б/бак - 35 кг всякое барахло: вещи, продукты, снасти - х.з., но примерно 25 кг 2 мужика в одежде - 180 кг
Итого - 431 кг. Еще одного можно было взять, но лежа поверх лодки

В акватории

Как приделать кинокамеру к гладкому самолету? Вес всей конструкции почти 40 кг. А по цене получается, чтосамолет приделан к камере: разница в цене почти в два раза.

Перевозка

Дозаправка

Орионы и бланик


1. Самолёт Орион в нулевой день слёта, он только что прилетел из Тюмени, теперь в линейке только что прибывших в Стерлитамак аппаратов швартуется перед грозой.

2. Утром следующего дня удалось заснять самолёт на стоянке. Хорошо видны очертаничя нижней части фюзеляжа и обтекатели шасси, на которые можно становиться при нахождении лодки в воде.

3.

4. Интерьер самолёта довольно спартанский, однако присутствуют все необходимые приборы, средства связи и навигации.

Потом начались демонстрационные полёты, Орион активно летал все дни слёта, я же воспользуюсь полётными фотографиями, чтобы рассказать о технических особенностях аппарата.

5. Аэродинамическая схема самолета - лодка с прямым подкосным крылом схемы "парасоль" на мощном пилоне и классическим хвостовым оперением.
Самолет оснащен двумя двигателями, расположенными на крыле и тянущими винтами.

6. Шасси трехопорное с задним хвостовым колесом, основные стойки убирающиеся для обеспечения посадки на воду. Система уборки - электромеханическая.

7. Проход с убранными шасси перед трибунами.

8.

9.

10. Передняя часть фюзеляжа, включая кабину, изготовлена из композитных материалов. Хвостовая часть фюзеляжа, оперение, центроплан и крыло - металлические. Обшивка части крыла - перкаль, обшивка элеронов и закрылка - стеклопластик.

11. Система управления одинарная, либо дублированная, с использованием жестких тяг в системах управления рулем
высоты, закрылками, тросовой проводки в системе управления рулем направления и элеронами. Электропривод триммера руля высоты.

12. Топливная система состоит из 2-х топливных баков, размещенных в центроплане, расходного бака, размещенного в багажном отсеке, двух электрических и механических насосов подачи топлива из расходного бака, металлических и гибких бензопроводов.

13.

14. Силовая установка - четырехтактные двигатели (BMW, Subaru или Rotax) с редуктором. Воздушные винты фиксированного, либо изменяемого шага.

15. В окружении самарских Л-42.

16. Снова взлёт...

17. На фоне индустриального пейзажа Салавата.

К сожалению, самолётов подобного типа нет в МВЗ и у меня не было возможности поснимать эти амфибии на воде.
Поэтому пришлось попросить разрешения у участника форума reaa.ru , известного под ником Ckar разместить в моём посте несколько его фотографий, демонстрирующих амфибийные возможности Ориона.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.


ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ

Предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок в простых и сложных метеоусловиях.

По заказу ВМС США в 1955 г. фирма «Локхид» приступила к разработке противолодочного патрульного самолета на базе четырехмоторного самолета L-188 «Электра» для замены патрульных самолетов Р-2 «Нептун» Опытный образец YP3V-1, позднее названный «Орион», совершил свой первый полет 25 ноября 1959 г. Первый серийный самолет P3V-1 поднялся в воздух 15 апреля 1961 г. и впоследствии получил обозначение Р-3А Всего к настоящему времени построено более 640 самолетов различных модификаций.

При доработке конструкции самолета «Электра» был усилен планер, увеличены объемы топливных баков и длина самолета для установки в передней части фюзеляжа поисковой РЛС, в хвостовой части фюзеляжа – штанги с магнитным обнаружителем, нового авиационного оборудования и систем общего назначения В оружейном отсеке могли размещаться мины, глубинные бомбы, торпеды или ядерное оружие. Кроме того, самолет имел 10 подкрыльевых пилонов для подвески различного вооружения. Конструкция исходного варианта самолета Р-3 и последующих модификаций в целом одинакова.




Самолет представляет собой четырехдвигательный моноплан со свободнонесущим низкорасположенным крылом. Крыло кессонное, безопасно повреждаемое, изготовлено с применением алюминиевых сплавов. Элероны, рули направления и высоты имеют бустерное управление, с гидравлическими приводами. Фюзеляж типа полумонокок, круглого сечения, с внешним диаметром 3,45 м. В нижней части фюзеляжа перед крылом расположен оружейный отсек. Шасси трехопорное, каждая стойка оснащена двумя бескамерными пневматиками.

В 1960-х гг. несколько самолетов Р-3А были модифицированы в варианты специального назначения. ЕР-3А с радиоэлектронным оборудованием для ведения электронной разведки (7 самолетов), ЕР-3В усовершенствованный вариант ЕР-3А для ведения радиоэлектронной разведки (2 самолета), WP-3A для разведки погоды (4 самолета). Десять самолетов Р-3А и два самолета ЕР-3В были модифицированы в вариант ЕР-3Е со специальным разведывательным оборудованием, установленным в больших обтекателях в верхней и нижней частях фюзеляжа, а также имели подфюзеляжный обтекатель радиолокационной антенны перед крылом. 12 самолетов Р-3А были модифицированы в учебно-тренировочный вариант ТР-3А для подготовки пилотов без противолодочного вооружения. В качестве транспортных самолетов общего назначения UP-3A использовались 38 самолетов Р-3А (с них убрали все противолодочное вооружение). В ноябре 1978 г. самолеты Р-3А были сняты с вооружения, но продолжают эксплуатироваться в резерве ВМС.

В конце 1965 г. начато серийное производство самолета Р-3В, на котором устанавливались двигатели Аллисон Т56-А-14 мощностью по 4910 л.с., система обнаружения подводных лодок «Делтик» и радиовысотомеры системы предупреждения о близости к поверхности. В 1965-1970 гг. фирма построила 144 самолета Р-3В, из которых 124 поставлены ВМС США, а часть – в Новую Зеландию, Австралию и Норвегию. На конец 1983 г. на вооружении ВМС США состояли 45 самолетов Р-3В и некоторые находились в резерве ВМС.

На самолете Р-3В установлен модифицированный комплект оборудования, который включает усовершенствованную под стандарт MIL-STD-1553А РЛС AN/APS-134 (впоследствии она модифицирована в РЛС AN/APS-137 с синтезированной апертурой, способную классифицировать надводные цели на большой дальности, что создает условия для применения противокорабельной УР «Гарпун»); ИК-систему обнаружения целей AN/AAS-36, которая может управляться с помощью РЛС и способна определять размеры цели; 3 цифровые ЭВМ Контрол Лейте N/AYK-14 с общей емкостью памяти 192К слов, оснащенные шинами передачи данных, соответствующими стандарту MIL-STD-1553A; ИНС Литтон LTN-72; радионавигационную систему Литтон LTN-211 «Омега»; самописец данных Ханиуэлл AN/ASH-33 для послеполетного анализа; кассетный видеомагнитофон ТЕАС V-1000-АВ для записи изображения, получаемого с помощью ИК-системы; быстродействующее печатающее устройство Дейтаметик 4003; магнитный обнаружитель ASQ-10A; вычислитель для обработки акустических сигналов AQA-5, позволяющий обрабатывать сигналы от 16 гидроакустических буев одновременно. На некоторых самолетах Р-3В установлена поисковая РЛС ЕМ1 «Серчуотер», обеспечивающая эффективное применение противокорабельных УР «Гарпун».

Самолет Р-3С создан на основе Р-3В. Первый полет состоялся в сентябре 1968 г. Выпускался в вариантах Р-3С Update I, II, III и IV. Вариант Р-3С Update I оснащался усовершенствованым авиационным электронным оборудованием (начало поставок январь 1975 г.) Вариант Р-3С Update II – поисковой РЛС AN/APS-125, способной обнаруживать истребители и небольшие надводные корабли на дальностях свыше 240 км (до радиолокационного горизонта), системами акустического и ИК-обнаружения и шестью ракетами «воздух-поверхность» «Гарпун» (начало поставок август 1977 г.). Вариант Р-3С Update III оборудовался устройствами обработки акустических сигналов и приемником сигналов с акустических буев, а также усовершенствованным блоком звукового воспроизведения (начало поставок май 1984 г.). Вариант Р-3С Update IV обладал усовершенствованной системой приборов радиоэлектронной разведки, дополнительной РЛС AN/APS-137(V) и датчиками для обнаружения бесшумных подводных лодок.




В навигационно-связное оборудование самолета Р-3С входят две неинерциальные навигационные системы LTN-72, доплеров- ская навигационная система AN/APN-227, радионавигационные системы ARN «Лоран» А (С) и AN/ARN-118 TACAN, приемники всена- правленного радиомаяка, курсового маяка маркерного радиомаяка, глиссадный приемник АРК ARN-83 и ARA-50, приемопередатчики метрового, дека- и дециметрового диапазонов ARC-101, ARC-161 и ARC-143, оборудование для кодированной связи в дека- и дециметровом диапазонах, ответчик АРХ-72 системы опознавания.

Противолодочное оборудование включает поисковую РЛС APS-115 кругового обзора, два приемника ARR-72 сигналов РГБ, две системы AQA-7 обработки и индикации сигналов РГБ «Дифар», самописец акустических сигналов AQH-4, магнитные обнаружители ASQ-81 и ASA-64, оборудование РЭП ALQ-78, автоматическую панорамную фотокамеру КВ-18А для оценки результатов атаки цели и т. д. Кроме того, на самолетах Р-3С может устанавливаться радиовысотомер APN-194, вычислитель истинной воздушной скорости А/А 24G-9, система автоматического управления полетом ASW-31 и другое оборудование.

В отсеке вооружения Р-3С, который располагается в нижней части фюзеляжа перед крылом, могут размещаться различные варианты вооружения: мины Мк.25 (39, 55, 56) массой 908 кг; 3 мины Мк 36 (52) массой по 454 кг, 3 глубинные бомбы Мк.57 или 8 Мк.54; 8 торпед Мк.43 (44, 46), или 2 глубинные ядерные бомбы Мк.101 и 4 торпеды Мк. 44 (46). На 10 подкрыльевых узлах подвески: на четырех внутренних (два под корневыми частями крыла) – торпеды или мины массой по 908 кг, на шести внешних (по три под каждой консолью крыла) устанавливаются торпеды или мины массой 908, 454 или 227 кг или ракеты (непосредственно на пилонах или в контейнерах).


В состав экипажа самолета Р-3С входят 12 человек: первый летчик (командир экипажа), два вторых летчика, офицер оценки тактической обстановки, штурман, три оператора акустических систем, два бортинженера, оператор вооружения и борттехник.

На самолете Р-3С в 1971 г. были установлены два мировых рекорда в классе самолетов с ТВД, рекорд скорости 806,05 км/ч на высоте 15-25 км и рекорд времени набора высоты 12000 м за 19 мин 42 с. Кроме того, на самолете Р-3С был установлен рекорд дальности 10103 км.



На базе Р-3С компанией «Кавасаки» разработан вариант ЕР-3С для электронной разведки ВМС Японии. Вариант P-3F, оборудованный системой дозаправки в воздухе, поставлялся в конце 1970-х гг. для ВВС Ирана. Самолеты Р-3В под обозначением Р-3К поставлялись в Новую Зеландию, в Норвегию – как P-3N, в Португалию – Р-3Р. Для ВВС Австралии самолеты P-3C4I с акустической системой Барра поставлялись как P-3W. Самолеты Р-3С, оснащенные системой S-3 «Викинг» по программе модернизации «Аргус», с июля 1976 г. поставлялись ВВС Канады для использования в качестве патрульных самолетов большой дальности под обозначением СР-140 «Аврора».


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Р-3С

Экипаж чел 6-12

Скорость, км/ч

максимальная на высоте до 3 км 760

крейсерская 640

патрулирования 380

Практический потолок, м 8625

Дальность, км

перегоночная 7670

действия 2495-3835 Масса, кг

максимальная взлетная 64410

нормальная взлетная 61235

пустого самолета 27890

боевая 6010

полезная 9072

Габариты самолета, м-

размах крыла 30,37

длина 35.61

высота 10,27

Двигатель. ТВД Allison T56-A-14W л.с. 4 по 4910