Чем торговали страны в древние века. Десятина – это

Русские ремесленники сделали большой вклад в развитие культуры Древней Руси . В городах и сельских селениях умельцы достигли в своем производстве высокого мастерства, что оказало влияние на оживление внутренней торговли.

В скандинавских сагах Русь называется страной городов - Гардарикой. Летописи дают сведения о существовании в IX веке, по крайней мере, двадцати трех русских городов. В реальности их было больше: в "Трактате об управлении империей" Константин Багрянородный называет города, которые в русских летописях не упомянуты.

Древнерусские города. Наиболее крупными городами в Древней Руси были Киев, Новгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, Полоцк и другие. Сюда стекались иноземные купцы и товары. Здесь шел торг, составлялись караваны с грузами, которые затем шли по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Город был центром окружавшей его волости. В него устремлялись люди различных племен и объединялись по своим занятиям в иные сообщества: становились воинами, ремесленниками, торговцами. Сельские труженики ехали в города, чтобы продать плоды своего труда и купить что-либо необходимое в хозяйстве.

Кузнечное дело. Первыми ремесленниками-специалистами на Руси стали кузнецы, ведавшие сложным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. Сырьем в этом ремесле служила болотная руда - железистые отложения на корневищах болотных растений. "Варка железа" из руды происходила путем ее нагревания в специальных печах-домницах с помощью сыродутных горнов. Полученное железо клали под молот, а уже затем кузнец начинал изготавливать из него различные орудия труда: лемеха, лопаты, топоры, удила, гвозди, косы, серпы, плужные ножи, сковороды и многое другое. Для изготовления прочных железных изделий применяли прием кузнечной сварки. Ножницы, клещи, ключи, лодочные заклепки изготавливались с помощью зубила. Большого искусства требовало производство топоров, замков, молотков и копий. В городах ассортимент железных изделий был значительно шире. Кузнецы изготавливали стремена, шпоры, ларцы для хранения ценностей, заклепки и умбоны для щитов, кольчуги, шлемы, латы, мечи, сабли, дротики и многое другое.

"Кузнецы меди и серебру" . Археологи установили, что древние ювелиры владели искусством изготовления проволоки, из которой делали плетеные браслеты. Популярным техническим приемом являлось литье, формы для которого отличаются большим региональным разнообразием. Археологами литейные формы для крестов, медалевидных подвесок, височных колец. В городах мастера изготавливали украшения с зернью и сканью (напаянными зернами или нитями металла). В их арсенале были ковка и литье серебра, меди и сплавов. Ювелирные изделия украшались чеканкой. Орнаменты не были сложными и наносились резцом или зубчатым колесиком.

Гончарное ремесло на Руси. В славянских землях гончарное дело имело давнюю традицию, уходящую вглубь веков. Но в IX веке оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. На смену древней лепной посуде пришла произведенная на гончарном круге. Если ранее изготовление глиняной утвари было женским делом, то в повсеместно уже работали гончары-мужчины. Типичным и наиболее распространенным мотивом славянской керамики являлся рисунок, состоящий из параллельных горизонтальных или волнообразных линий. Наряду с ним существовал гребенчатый орнамент, когда на изделии видны отпечатки редкого гребня. После формовки и нанесения рисунка посуду сушили, а затем обжигали в печи или гончарном горне. Продукция представляла собой горшки разных размеров и назначения, корчаги для хранения зерна или браги.

Домашнее производство. В Древней Руси господствовало натуральное производство, где практически все необходимое для жизни делалось в каждом отдельном хозяйстве: одежда, обувь, домашняя утварь, земледельческий инвентарь. Плотничьи работы выполнялись одним лишь топором. Для обработки дерева применялось тесло, которым можно было выдолбить корыто, колоду или лодку. В домашнем хозяйстве занимались выделкой кожи и меха, изготовлением тканей, производством ведер, ушатов и бочек.

Русская торговля в IX-X веках. Археологические находки свидетельствуют, что внутренний обмен у восточнославянских племен был издавна развит. В Приднепровье и в Северной Руси обнаружены предметы причерноморского происхождения, серебряные изделия из Средней Азии и Ирана. Размещение кладов с арабскими серебряными монетами, которые служили средством денежного обращения в то время, позволяют определить торговые пути и районы, наиболее затронутые торговлей. К ним надо отнести земли полян, северян, кривичей и словен новгородских. Реже встречаются клады в земле дреговичей и радимичей и совершенно отсутствуют у древлян.

Торговые пути русских купцов. Одним из основных торговых путей руссов была Волга. Купцы следовали в столицу Хазарии Итиль, где платили кагану пошлину с провозимых товаров, немного торговали, а затем плыли далее по Каспийскому морю в арабские земли. Волжским торговым путем пользовались торговые люди из Новгорода, Ростова, Владимира, Рязани и других северных русских земель. Купцам из Киева, Чернигова и Смоленска ехать в Итиль и на Восток приходилось через Византию. Торговля с Византией шла очень оживленно, чему способствовали соглашения 907-го и 911 годов. Добраться до Константинополя из Киева можно было, следуя по Днепру и вдоль Черноморского побережья. Путешествие было опасным, и торговцами часто являлись княжеские дружинники. Торговля с Западом осуществлялась двумя путями: из Киева в Центральную Европу и из Новгорода через Балтийское море в Скандинавию, южную Прибалтику и далее на запад по суше и по воде.

Главным средством сообщения служило судоходство: по рекам совершались и торговое движение, и военные походы. Но значительную часть года, особенно в Северной Руси, реки были покрыты льдом; кроме того, между речными системами залегали так называемые "волоки", по которым сообщение происходило сухопутьем, то есть перевозили товары и всякие тяжести на колах, или на санях. Самое удобное время для сухопутных обозов, конечно, была зима, когда речки, болота и топи затягивались крепкой корой; во всякое же другое время, особенно весной и осенью, грязи и топи представляли великие препятствия для сообщения. Непроходимые дебри и непроглядные лесные трущобы, обильные хищными зверями, также служили немалым затруднением; в последних легко было заблудиться и погибнуть без вести. Поэтому устройство гатей, мостов, лесных просек и речных переправ на важнейших путях издавна было одной из главных забот правителей и населения. Но и зимой русскому человеку нередко приходилось бороться с жестокими морозами, сильными вьюгами и глубокими снегами. В постоянной борьбе со всеми этими трудностями закалялись энергия и терпение русского народа. Он сумел преодолеть многочисленные естественные препятствия и воспользоваться некоторыми благоприятными условиями, особенно богатой речной сетью, чтобы проникнуть в самые далекие, глухие края Восточной Европы, проторить к ним дороги, завести в них поселения и починки и оживить их своей промышленной и торговой предприимчивостью.

Рынки, или "торги", составляли необходимую принадлежность не только города, но и всякого значительного селения. Сюда собирались крестьяне из окрестных мест и обменивали свои произведения на железные или медные орудия, утварь и пр. Стольные княжие города были вместе и важнейшими торговыми пунктами, куда направлялись товары из далеких областей Руси. Главным средоточием торгового движения в Южной Руси служили Киев и Чернигов, а в Северной – Новгород и Смоленск. Например, в Киев направлялись караваны с солью как от таврических озер, так и с Карпатских гор из галицких копей. А в Новгород шли обозы с хлебом из краев суздальских и рязанских.

Своей предприимчивостью во внутренней торговле северорусские торговцы, кажется, превосходили южнорусских. Так новгородских гостей, а отчасти и смоленских можно было встретить почти во всех областях русских; ростовско-суздальские гости ездили в Киев и Чернигов. Благодаря такому взаимному обмену товаров между русскими областями внутренняя торговля на Руси была довольно развита и удовлетворяла насущным потребностям населения. Зато в торговле внешней, в сношениях с иноземцами купцы южнорусские, то есть галицкие, киевские, черниговские и переяславские, не уступали и самим новгородцам. Торговые сношения Южной Руси были направлены преимущественно на Византийскую империю. Хотя половецкие орды и стесняли движение по Днепровскому пути; но известно, что судовые караваны наших "гречников" продолжали плавать почти ежегодно по этому пути; а смелые русские гости ходили с своими обозами сухопутьем даже сквозь степь Половецкую в Тавриду, к устьям Дона, Кубани и к Нижней Волге, где меняли меха, невольников и другие произведения своей земли на товары греческие, итальянские и восточные, или азиатские. С востока из мусульманских стран получались, между прочим, пряные коренья, бисер, жемчуг и серебряная монета в большом количестве. В свою очередь, иноземные купцы проникали в Южную Русь, и многие из них постоянно пребывали в Киеве. Между прочим, сюда в XII веке приезжали для закупки мехов купцы из дальних краев Германии и западного Славянства, например, из Баварии и Чехии. Один польский летописец (Мартин Галл) заметил, что сама Польша служила для иноземных купцов только дорогой в Русь.

Между тем как суздальское купечество ездило в Камскую Болгарию, в землю Мордвы и других соседних Финнов, новгородские торговцы, с одной стороны, по судоходным рекам проникали в Заволочье и к Уральскому хребту; а с другой – они не довольствовались постоянным пребыванием у себя варяжских и немецких гостей, но сами плавали по Балтийскому морю, отправляясь за немецкими и варяжскими товарами на остров Готланд и промышленные города Славяно-Германского поморья. В торговле с Западной Европой деятельное участие принимали еще смольняне, витебляне и полочане. На сырые произведения Русской земли, преимущественно меха, воск и кожи, а также на дорогие товары греческие и восточные Северо-Западная Русь выменивала европейские сукна, полотна, металлические изделия, вина, сельдей, серебро, хлеб, соль и пр.

Торговое движение в древней России должно было преодолевать великие препятствия, полагаемые природой и людьми. С одной стороны, долгие и трудные пути сообщения, особенно частая распутица, с другой – недостаток правосудия, народные смуты, княжие междоусобные войны, нападения хищных половцев и других соседей, а также грабежи собственных русских повольников, бродников и вообще разбойничьих шаек – все это ложилось тяжелым бременем на промышленность и торговлю, а следовательно, и на цены товаров. И надобно удивляться энергии и предприимчивости русского торгового люда, умевшего бороться с такими препятствиями. Немалое затруднение встречал он со стороны частых застав, на которых взималась с товаров пошлина, или мыт. Эти мытные заставы, воздвигаемые ради умножения княжих доходов, устраивались обыкновенно на мосту, на перевозе, при въезде в город. Далее, существовали пошлины при складе товара в гостином дворе, на торгу, или на рынке, "померное" (в продаже на меру), "весчее" (при продаже на вес) и т.д. Пошлины эти хотя сами по себе были и не велики, но многочисленны и, при частых злоупотреблениях и вымогательствах от мытников и других чиновников княжих, замедляли торговые обороты и возвышали цену товаров.

За недостатком собственной монеты торговля Древней Руси была по преимуществу меновая, в особенности с иноземцами, Значительная часть торговых оборотов совершалась на веру, то есть в кредит; о чем ясно свидетельствует Русская Правда, которая посвящает несколько статей порядку взыскания долгов с несостоятельного торговца. На существование кредита указывает и так называемое "резоимание", то есть ссуда денег или вещей ради "лихвы", или роста. Духовенство в своих поучениях сильно восставало против высоких процентов, которыми заимодавцы угнетали своих должников, и грозило первым вечной мукой, особенно тем, которые обращали бедных должников в свои холопы. Но в обществе еще мало развитом, при недостатке безопасности и большом риске проценты неизбежно бывают высоки. Судя по Русской Правде, законными, то есть умеренными, резами считалось до 20% в год; но из нее же мы видим, что иногда резы простирались до 40 и даже до 60%.

В. К. Калугин

Как торговали в Древней Руси? //
Калугин, Валерий Константинович. Вселенский базар:
Книга о рынках, базарах и ярмарках, их истории и многообразии. - СПб.: КультИнформПресс, 1998. - С. 73 – 84.

ТОРГОВЛЯ русских купцов в XVI – XVII веках испытывала всяческое стеснение. Стеснял ее царь – правом «первой купли», введением монополий и собственной широкой торговой деятельностью. Стесняли ее царские гости , пользовавшиеся своими привилегиями для притеснения рядовых купцов. Стесняли ее, наконец, иностранцы, продававшие и покупавшие товары, перебивая торговлю у русских купцов. Бороться с царем, «первым торговцем», а также с его гостями рядовые купцы, естественно, не могли. Гораздо легче им было потягаться силой с иностранцами, которые являлись в то же время иноверцами. Здесь на стороне «наших» было и общее недоверие к иноплеменникам (неизжитое до сих пор!), и сочувствие со стороны церкви, а если отечественным торговцам удавалось убедить и высшую власть в том, что образ действия иностранцев наносит ущерб казне, сокращая ее доходы, – тогда поддержка была им обеспечена.

Конечно, государственные интересы не позволяли вовсе отказаться от иноземной торговли в России, в опасении, как бы не вышло «оттого с немецкими государствами у московского государства нелюбья». Таким образом, приходилось соблюдать определенный этикет и избегать крутых мер, «чтоб тем иноземцев заморских не отогнать». Даже лишив англичан права беспошлинной торговли в 1649 году, царь Алексей Михайлович поспешил обиженных успокоить: мол, «в тех пошлинах им убытку не будет, потому что они все те пошлины наложат на свои товары и продадут те свои товары русским торговым людям, и пошлины их будут на русских торговых людях, а не на них, англичанах». Но, с другой стороны, московскому правительству было ясно, что даже при значительных ограничениях иноземцы все же извлекают огромную прибыль из торговли с Россией и слишком в ней заинтересованы, чтобы от этой торговли отказаться. На стороне правительства было и старинное гостиное право, за которое ратовали русские купцы.

В результате возник ряд постановлений, которые, с одной стороны, действия иностранцев как-то ограничивали, но, с другой, осуществлялись далеко не полностью. Порой иноземцы бунтовали против «неудобных» указов, а правительство смотрело на это сквозь пальцы или тут же вносило в указы поправки.

О ЧЕМ шел спор? К примеру, русские купцы протестовали против торговли иностранцами в розницу: так было в Полоцком княжестве еще в 1406 году. Затем потребовали от них еще большего: закупку товаров по мелочам тоже не производить, а в деревню со своей куплей-продажей вообще не соваться! То же происходило и в Московском государстве.

Даже англичане, пользовавшиеся особыми привилегиями, добились для себя «розничных» льгот лишь в грамоте 1567 года. Однако позднее, в привилегии 1584 года, говорилось, что они «нарочно своих товаров и врозвес и в аршин на своем дворе не продают, не меняют, а продают и меняют свои товары местным делом (то есть оптом. – В. К): сукна кипами и поставы и камки и бархаты поставцы, а не в аршин, а всякой весчей товар врозвес, в золотники не продают, а продают местным делом, а вино фряжское продают куфами (бочками. – В. К), а в ведра и в стопы, и в чарки врознь не продают». То же почти дословно повторяется в английских привилегиях и в 1586-м, и в 1614-м, и в 1628-м... Там же можно прочитать об обязанности продавать и менять сукна кипами и поставами, камки (шелковые ткани) и бархаты косяками и поставцами, но не аршинами, весчий товар берковцами, вина иностранные бочками большими...

Что же касается поляков, то им, имевшим доступ во все русские города, однажды вдруг запретили ездить в «царствующую Москву». Видно, припомнили власти полякам 1612 год! Вот и указ от 16 октября 1672 года установил торговым людям «коруны Польской и княжества Литовского... торговать на Москве отнюдь давать не велеть, а торговать им в порубежных городех...» Впрочем, скоро Государь Московский смилостивился: «Великий Государь указал и бояре приговорили: буде впредь из-за литовского рубежа купецкие люди с товары, для своих торговых промыслов, учнут приезжать к Москве, и им торговать до его Великого Государя указу, повольною торговлею, кроме заповедных товаров, табаку и вина».

В Новоторговом уставе 1667 года говорится: «От города Архангельского и из Великого Новгорода и Пскова пропущать к Москве и в иные городы тех иноземцев, у которых будут Великого Государя жалованные грамоты о торгах за красной печатью, прочих же иноземцев к Москве и в иные городы не пропущать, торговать им у города Архангельского и во Пскове».

Однако, повторяю, эти постановления чаще всего отменялись или бездействовали, так что иностранцы не в одних лишь «порубежных городах» владели торговыми подворьями. Тут принцип был строг: иноземные купцы обязывались останавливаться в специально устроенных для того казенных гостиных дворах. Это правило было введено еще при Иване III: «А ставятся гости с товаром и иноземцы и из московские земли и из уделов на гостиных дворех» – и распространялось оно не только на иноземцев, но также и на приезжих русских купцов.

В XVI СТОЛЕТИИ во всяком мало-мальски значительном русском городе непременно имелся гостиный двор, а то и не один. Именно здесь должны были останавливаться, складывать свои товары и торговать приезжие торговцы. Для жилья на гостином дворе строили избы, где гости, за определенную плату с человека в неделю, пользовались ночлегом и столом. Размер платы, а иногда также и обязательный ассортимент кушаний, определялись особыми уставными грамотами. Лишь приезжий торговец, привезший малое количество товара, мог останавливаться, где хотел, во всех прочих случаях за складирование товара в любом другом месте помимо гостиного двора ему грозил довольно большой штраф.

Точно так же городским жителям строго запрещалось принимать на свои дворы приезжих с товарами. Так, в Пскове, наряду с лавками, находящимися в рядах, где торговали только псковичи (даже жителей Псковского уезда среди торгующих в рядах почти не было), имелись гостиные дворы для приезжих торговцев. А именно: «Двор гостин московских гостей приезжих с 69 амбарами», в каждом – по две избы, соединенные сенями, и «двор гостин льняной» с 81-м амбаром. С каждого амбара брали по 4 деньги в неделю – «за тепло и за стряпню и за соль и за капусту и за скатерть и за квас и за утиральники». Судя по регулярно поступавшей плате, оба гостиных двора были постоянно заняты, весь год полны товарами. При этом приезжие купцы платили несравнимо больше, чем местные: 280 денег в год, тогда как ни в одном ряду плата не превышала полтины с лавки, а в некоторых составляла всего 20 денег или в десять раз меньше...

Из городов, ближайших к Москве, в древних документах гостиный двор упоминается в Коломне; в Муроме было три гостиных двора; в описании Можайска читаем: «На посаде и у торга два двора гостиных, на одном дворе хором изба, да мыльня, да 6 амбаров, а на другом дворе хором изба да клеть. А ставятся на тех дворах литовские торговые люди и московских городов приезжие люди...» В Казани «по старой Спасской улице двор гостин... на гостине дворе трои ворота... да на гостине ж дворе амбары... и всех 82 амбара». В Свияжске «на посаде двор гостин». И здесь плата за амбары в гостиных дворах очень высока – приезжему было, очевидно, торговать гораздо менее выгодно, чем местному жителю...

Обязанность всех приезжих (как иностранцев, так и иногородних) останавливаться и торговать исключительно в государевых гостиных дворах сохранилась и впоследствии. Относительно Архангельска издали распоряжение «беречь накрепко, чтоб однолично приезжие люди мимо гостиных дворов нигде не ставились и особных дворов и амбаров, опричь аглинских гостей и галанцев, которым по имянным государевым грамотам велено держать свои дворы и амбары, ни у кого не было». Но и это распоряжение выполнялось плохо, ибо спустя два десятка лет правительство само жаловалось, что «приезжие иноземцы в нынешних годех явные неправды в привозе худых товаров и в покраже пошлин и в своевольных продажах и покупках, мимо гостиных дворов у себя на дворех втайне товары держали, також и в порубежных горо-дех мимо гостиных дворов от себя врозь всяким людям продавали... от чего русские люди в разоренье пришли...»

Но, по-видимому, и приезжие купцы из русских городов не всегда подчинялись требованию «становиться» в гостиных дворах. По крайней мере из Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года известно о «приезжих городовых всяких торговых и тяглях людях», у которых «на Москве дворов своих нет». Они – вопреки приказам – «в лавках торгуют в наемных и своих». Уложение определяет: «И тем людем впредь с товары своими приезжати на гостин двор и торговати на гостине дворе, а в рядех лавок не наймовати».

Как отмечалось выше, для «аглинских» гостей делалось исключение – им «велено было держать свои дворы и амбары». Другим же – «иных земель гостем великих государств, турского султана, папы римского, и цесаря, и короля ишпанского, и короля францовского, и короля литовского» – право держать собственные дворы не было предоставлено.

Однако, как ни внушителен приведенный выше перечень торговых представителей разных национальностей, все же среди них преобладали купцы из тех государств, торговля с которыми для Руси не имела большого значения (за исключением разве что Литвы). Поэтому они здесь появлялись редко. Представителям же стран – постоянных торговых партнеров Руси, осуществлявшим выгодный товарообмен с Западом, московское правительство всячески шло навстречу: так, собственные торговые дворы, кроме англичан, здесь имели голландцы, ганзейцы, датчане, и шведы...

Существование таких «вольных» гостиных дворов, пожалованных иностранным гостям, конечно, изолировало их и от «туземного» населения, и друг от друга – на средневековый лад. Да, средневековой эпохе сие было свойственно, и на Руси подобная «стена» – между «своими» и «чужими» – существовала издавна. Прежде чужеземцы всегда жили замкнуто, в особых слободах: в Архангельске, например, – в Немецкой слободе; в Москве – в Иноземной, в Вологде – в Новинках...

В 1649 году вышло распоряжение:
«...А у кого всяких чинов у русских людей дворы на Москве в Китае и в Белом Земляном городе в загородных слободах: и тех дворов и дворовых мест у русских людей немцам и немкам вдовам не покупати и в заклад не имати... А бу-де кто русские люди учнут немцам... дворовые места прода-вати: и им за то от государя быти в опале...»

И сверх того велено немецкие церкви «сломати и впредь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех киркам (кирхам. – В. К.) не быти; а быти им за городом за Земляным от церквей Божиих (православных. – В. К.) в дальных местех».

А спустя три года по царскому указу, «Афанасий Иванов сын Нестеров, да дьяки Федор Иванов да Богдан Арефьев отстроили новую иноземную слободу – за Покровскими воротами, за Земляным городом, подле Яузы-реки, где были наперед сего немецкие дворы, при прежних великих госуда-рех до московского разорения и роздали в той немецкой слободе под дворы земли, размеря против наказу», сообразно социальному положению колонистов, «по чинам и по статьям», в частности, «торговым немцам и вдовам примериваяся к прежним их московским дворам». В эту новую Иноземную слободу и были выселены иностранцы...

Впрочем, вскоре они стали снова селиться в черте города, в самой Москве, а в правление царевны Софьи это обратное движение иностранцев в самую Москву выразилось и в появившихся там снова домах купцов, и в том, что иностранцы владели в городе лавками...

И в Архангельске жители в 1664 году жаловались на «торговых иноземцев, которые живут не в своей иноземческой слободе в ряд с посадскими людьми на тяглых местах», хотя никакого тягла они не несут. «И теми своими дворами, – читаем в челобитне, – они, иноземцы, тех земель (голландцы, гамбургцы и др. – В. К.) нашу ввечную мирскую дорогу заперли... и проходу скотишку нашему нет и прохожий мост они разломали и разбросали». «Да с нами ж, – продолжают посадские, – сироты твоими, поставился в ряд иноземец Яков Романов Снип возле наши мясные лавки двумя амбары, да иноземец Вахрамей Иванов поставил за мясными нашими лавками поварню в речную сторону... и тем они... наши мясные лавки заперли». «И мы, государь, сироты твои бедные людишки, – заключают они, – от тех выставочных дворов и анбаров и погребов и поварен в конец погибли, обнищали и обдолжали великими долги».

Так что торговцы-иноземцы не только обзавелись привилегиями на постройку собственных гостиных дворов и частных домов, но не желали жить изолированно, а селились повсюду вперемешку с местным населением.

РАЗЛИЧИЕ между «своими» и «чужими» не менее наглядно выражено в таможенных пошлинах, то есть в торговых и проезжих сборах; последние взимались не с транспортных средств, а с сопровождающих товар лиц. Среди проезжих сборов имелась и «головщина» – подать с души, с головы; плата за человека на возу, ладье. При этом проводилось различие между местными жителями, иногородними и иноземцами. Так, из новгородской таможенной грамоты 1574 года видно, что с первых брали по полуденьге новгородской за голову, со вторых – по деньге, а «с литвина и всякого иноземца» (идет ли он по земле или следует по воде) – вдвое больше. Даже при обложении жителей одного и того же уезда с ближних «головщины» брали меньше, чем с отдаленных...

При привозе товара в город взимались различные пошлины: «явка» (или «сбор») уплачивалась при предъявлении товара в таможне, «гостиное» – взималось с оценки товаров при помещении их в гостиный двор (однако – сверх платы за помещение), «весчее» и «померное» взыскивались с продажи товаров; первое – с товаров, продаваемых на вес, второе – с товаров, отпускаемых мерами (зерновые, горох, греча и т.д.). Как видим, в одних случаях сбор брался с «головы», в других – с товара, но и тут размер сбора все ж зависел от личности торговца. «Явочной» пошлине подлежали обычно только иногородние русские торговцы и иноземцы, и величина ее определялась расстоянием между местом постоянного жительства купца и местом торга. Так, в Орешке, в 1523 году новгородец (именно житель города) подвергался сбору в деньгу московскую, пригородный житель (то есть, проживавший в каком-либо городе в пределах Новгородской земли) – в деньгу новгородскую, прочие иногородние – в 2 деньги, иноземцы – в алтын (три копейки)... В Новгороде брали с ближних и дальних торговцев – и с ореховцев, и с ладожан, и с москвичей, и с приезжих из прочих мест по 4 московские деньги с головы, но иноземцы – «литва, турчане, армяне, опричь немец» – платили по два алтына с человека...

«Гостиное» также взималось только с иногородних и с иностранцев, поскольку только они были обязаны останавливаться на гостиных дворах, из которых им разрешалось торговать: «А с торговых людей Московской земли, с подгородца, и со псковитянина, и с тверитянина, и с рязанца имати явки гостиного по алтыну с человека»... «Анбар-ное» – то есть плату за наем амбара с местных брали либо в меньшем размере, либо не брали вовсе. По поводу взимания «весчего» в Новгородской уставной грамоте 1134 года говорится: «А у гостя им имати у низовского от двух берковска вощаных по гривне серебра да гривенка перцю, у полоцкого и у смоленского по 2 гривны кун, у ново-торжанина по полуторы гривны, а у новгородца по 6 мордок».

Подобная, говоря современным языком, дискриминация сохранилась и с исчезновением уделов, сохранилась и тогда, когда таможенный сбор стал взиматься не с количества товара, а в виде определенного процента от его стоимости. Так, в XVI веке горожане платили деньгу с рубля, иногородние и иноземцы – по 2 деньги...

И, НАКОНЕЦ, наиболее важный из торговых сборов – «тамга», установленный, как предполагают, татарами на покоренных ими русских землях (слово «тамга» в переводе с тюркского означает знак собственности, печать, клеймо, накладываемое на товар; от него происходит и слово «таможня») и взимавшийся с цены товара при продаже его или при привозе на рынок, обусловливался происхождением торговца. Местные жители платили в разных городах от 1/2 деньги до двух денег, притом обычно лишь с привозных товаров; иногородние – от 3 до 7 денег; иноземцы – от 7 до 10. Для последних была учреждена в XVI веке особая «большая тамга»... По данным Белозерских грамот 1498 и 1551 годов, с горожан взимали 1/2 процента, столько же – с жителей области, с иногородних же – 6 процентов. В том же XVI веке по Дмитровской грамоте Василия III, первые уплачивали 1/2 процента, вторые – 2, иногородние и иностранцы – 4. В Весьегонской грамоте находим (соответственно): 3/4 процента и 1 процент, а с иногородних – 2.

В 1653 году царем Алексеем Михайловичем был подписан указ, положивший начало серьезным изменениям в таможенной политике государства:
«Великий Государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостиной, и суконной, и черных сотен, и слобод, и городовых, всяких чинов торговых людей, указал и бояре приговорили: впредь свою государеву таможенную пошлину имати с весчих и невесчих со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городех с тутошних жилецких и с приезжих, со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по 10 денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет. А которые напредь сего сбирывались на Москве и в городех с весчих и невесчих товаров проезжие, рублевые и. всякие мелкие пошлины и те проезжие и мелкие всякие сборы отставить, и перекупные пошлины с весчих товаров быть по-прежнему».

Таким образом, с установлением рублевой пошлины была отменена лишь часть прежних сборов. Сохранились и действовали те из них, о которых в указе не упоминалось: «мыт», «мостовое», «перевоз»... Последний велено было «имать на больших реках, на Волге и на Оке, в полую воду... с товарные телеги по 10 денег, а с тутошних уездных людей с товарной же телеги... по 6 денег», следовательно, местные жители оплачивали перевоз в пониженном размере. Рублевая пошлина уплачивалась с цены, почему велено было «цены с товаров не убавливать»... и продажную цену «сказывать прямо в правду без всякие хитрости»; в противном случае «товары имати на себя Государя бесповоротно»...

Важнейшие торговые артерии Древней Руси проходили по следующим маршрутам. Классический маршрут великого пути из варяг в греки проходил из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее по Ловати к волокам в днепровскую речную систему и по Днепру в Черное море к Константинополю и другим византийским городам.

Однако следует заметить, что до IX века путь из варяг в греки в основном проходил по другому маршруту. Начало его совпадает с классическим вариантом, приводимым в «Повести временных лет»: из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее же из озера Ильмень суда шли по реке Поле и ее притоку реке Шеберихе до волоков в верховья Волги и озера Селигер. Или же по реке Свири в Онежское озеро и реку Вытегру, откуда, преодолев волок длиной около 8 км, суда попадали в реку Ковжу и далее через Белое озеро по Шексне выходили на Волгу. По Волге суда торговцев шли до устья Оки, свернув в Оку, двигались до ее истоков, после чего суда перетаскивались к верховьям Дона, по которому шли в Азовское море, а оттуда в Черное.

Великий Волжский путь проходил следующим образом – из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее вышеописанными маршрутами к волокам в волжскую речную систему и по Волге в Каспийское море. Вообще варианты путей с Балтики на Волгу довольно разнообразны, так один из самых коротких путей проходил из Ладоги вверх по реке Сяси, далее рекой Воложбой путешественники подходили к волокам к реке Чагоде, принадлежащей уже волжскому речному бассейну. Далее по рекам Чагодоще и Мологе они спускались в Волгу.

Помимо данных торговых путей, связывавших мусульманский восток, Византию, с одной стороны, и западно-европейские земли – с другой, существовали и иные торговые связи Древней Руси. На запад от Киева путь вел к Кракову, Праге и германскому городу Регенсбургу на Дунае. Главными поставщиками утвари в русские земли были Нижняя Лотарингия, Рейнская область, Вестфалия и Нижняя Саксония. Художественные металлические изделия шли на Русь с Нижнего Рейна; серебро, богемское стекло, мрамор – из Чехии; скакунов-иноходцев – из Венгрии. Из Руси в соседние страны поставлялись три основные группы товаров – меха, воск и мед. Также большую роль играла работорговля. Также из русских земель, правда, в значительно меньших объемах вывозились лен и льняные ткани, украшения и ювелирные изделия, икра, моржовая кость, литейная продукция, кожи.

Разумеется наиболее важная роль принадлежала русско-византийской торговле. Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт­ки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к воен­ным столкновениям. Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании греков по своим делам на Руси нет.


Оценивая роль торговли в Древней Руси, следует указать на следующую ее особенность, характерную для традиционного общества в целом. В условиях господства натурального хозяйства основными предметами торговли становились, как правило, предметы престижного потребления, очень значительная часть населения, сосредоточенная в селах (в условиях редконаселенности русских земель, часто удаленных и изолированных) была выключена из товарно-денежных отношений. Соответственно, в таких условиях торговля имела для жизни общества не столько хозяйственное, сколько социальное значение, захватывая сравнительно небольшую, но социально-политически значимую прослойку общества.

Внешняя торговля была тесно связано со сложившейся в древнерусском государстве системой данничества. Дань взималась деньгами (бель и щеляги – серебряные монеты или гривны – серебряные слитки), а также мехами пушных зверей. Очевидно, также, что небольшую ее часть составлял скот и продуты питания. Практически вся внешняя торговля сводилась к, во-первых, вывозу дани (т.е. русский экспорт оказывался тождественным собираемой и вывозимой дани), а, во-вторых, находилась в исключительном ведении киевского князя, его приближенных и небольшой части горожан. При такой системе именно дружинный коллектив оказывался главным участником внешней торговли. Это соответствовало и сложившейся торговой практике раннего европейского средневековья, когда в силу постоянной политической нестабильности, по преимуществу только военные дружины могли обеспечить безопасную перевозку товаров. Именно они и составляли первоначально слой профессионального купечества. Вольные дружины (в первую очередь из варягов) в течение одной экспедиции нередко выступали попеременно в качестве грабителей, торговцев и воинов-наемников. Эти дружины на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать купца-оптовика ездившего торговать на сторону.

Наряду с внешней торговлей активно развивалась торговля внутренняя. Население крупных городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество, скорнячество, гончарство. Было развито железоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те времена кузнецы владели «ковкой злата и серебра», сваркой железа и стали, калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы ремесел – городское и деревенское. Основная часть ремесленников сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою очередь выделение ремесла в немалой степени способствовало превращению некоторых поселений в города. Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть, прежде всего, показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси – это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населения. Городское ремесло на протяжении IX – XI веков было весьма развито. Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода: кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики, плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др. О росте ремесленного производства в IX – XI веках свидетельствует увеличение числа городов. Если в IX – X веках было известно лишь 26 городов, то в 11 веке – 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за ее пределами.

1.Зарождение таможенного дела и таможенной политики.

Исторические источники свидетельствуют о том, что, уже начиная с X века сбыт товаров сопровождался, сбором таможенных пошлин. Так в договоре Олега с византийцами встречается слово «мыт», из чего видно, что древним русским был уже тогда известен сбор. Появляется таможенная терминология: мыт – проезжая пошлина, пошлина за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и т. д., мытнина (мытница ) – место взимания мыта, мытник (мытчик ) – сборщик пошлин. Кроме того, существовали еще весче, торговое. Существование остальных пошлин в домонгольский период остается спорным. Русская Правда регламентировала сбор таможенных пошлин. Согласно ей мыто полагалось уплачивать с каждой сделки купли-продажи, совершаемой на городском рынке. Мытник наделялся полномочиями законного свидетеля в случаях спора по поводу сделок купли-продажи. Следует сказать, что таможенное дело в Киевской Руси первоначально осуществлялось от случая к случаю, эпизодически, являя собой дополнительный, побочный результат внешней и внутренней политики государства. Его отличал преимущественно частноправовой характер.

К начальному периоду существования древнерусской государственности относятся и первые шаги в осуществлении таможенной политики, выразившейся в отстаивании интересов русского купечества перед лицом наиважнейшего торгового партнера Древней Руси – Византии. Уже один из первых успешных походов руси на Константинополь (860 г.), по свидетельству константинопольского патриарха Фотия, был предпринят с целью отмщения за обиду русским купцам. Результатом стало восстановление торговых отношений греков и Руси. Следующий походы 907 г. и 911 г. увенчались договором Олега с византийскими императорами. Согласно им греки выплачивали контрибуцию, освобождали русских купцов от уплаты мыта (до 10 % от цены привозного товара), брали на себя содержание каждого русского купца в течение полугода (общее число купцов не должно было превышать 50 человек) и т.д. Для их проживания было выделено определенное место в предместье го­рода, торговля была по преимуществу меновой.

Неудачные походы Игоря привели к заключению нового договора 944 г. Многие положения прежних договоров сохранялись. Так русские гости по-прежнему находились на полном содержании византийского правительства и получали «месячину» - хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты. Кроме того, они также могли бесплатно пользоваться банями и требовать на обратный путь якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

Вместе с тем по договору 945 года русским запрещалось зимовать не только в Царьграде, но также и в устье Днепра. Они были стеснены в приобретении ценных парчовых материй, производимых в императорских мастерских – каждый мог вывезти их не более, чем на 50 золотых. Русские послы и купцы должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения: первые – золотые печати, вторые – серебряные. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Кроме того, договором не обусловливалось право русских купцов вести в Византии беспошлинный торг. Русские купцы теряли право зимовки в Царьграде и устье Днепра, ограничивались в вывозе паволок – дорогих тканей, также требовались княжеские грамоты, подтверждающие официальное положение купца с указанием числа отправленных в Византию судов.

Русско-византийский договор 971г. был заключен Святославом в осажденном Доростоле по результатам военной кампании против Византии и его текст сохранился в наших летописях в неполном виде, перечисляя лишь обязательства русской стороны. Более полный текст договора приводит придворный византийский историк Лев Диакон. По его свидетельству, Святослав предложил византийцам мир на следующих условиях: русы освобождают Доростол и пленных, уходят из Мизии (Болгарии), взамен византийцы не препятствуют отплытию руссов, снабжают продовольствием и продолжают считать своими друзьями прибывших в Византию по торговым делам, как было установлено прежде

Русско-византийский договор 1043 г. был заключен в результате похода 1043 г. Мы не знаем точно, затрагивал ли договор непосредственно вопросы торгово-таможенного регулирования; вероятно, эти вопросы были оставлены без изменений, так как стороны стремились к сохранению и развитию сложившихся торговых и политических отношений. Более того, связи были насколько крепкими, что во время событий 1069 г. в Киеве русские купцы, торговавшие с Византией, даже пригрозили князьям уходом в «Греческую землю».

Отношения с другими соседями Древней Руси носили следующий характер. Говоря об отношениях Руси с Хазарским каганатом арабский географ Ибн-Хаукаля (976-977г.г.) в своей «Книге путей и государств» указывает: «Склад для торговли Руси – всегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью, (взимаемой хазарами)». О включенности Руси в систему торгово-таможенных связей может свидетельствовать наличие особого района или улицы в раннесредневековом Киеве – «Козаре» (т.е. «Хазары»), а также наличие рядом с ним района или улицы под названием «Пасынча беседа». Одна из возможных этимологий данного названия выводится от тюркского «bas-inc» - «сборщик налогов», и, таким образом, название «Пасынча беседа» может означать «резиденция сборщика налогов или таможенного чиновника». Ареал распространения дирхемов, имевших хождение в Хазарии, в 883-900г.г. доходит до восточной границы Русской земли, т.е. северяне находились в сфере влияния Хазарии. После 900г. дирхемы появляются в кладах Русской земли, что указывает на включение ее в экономическую систему Хазарии. Ко времени образования древнерусского государства Хазария уже утратила былое могущество, но пошлины, шедшие в ее казну от русской транзитной торговли с Кавказом и Багдадским Халифатом, в немалой степени способствовали ее обогащению, являясь одной из составляющих экономической базы каганата.

Итак, указанные выше известия восточных авторов говорят о том, что и в Хазарии, и в Византии в IX - Х в.в. русские купцы облагались торговой пошлиной по единой ставке – 10% (от стоимости товаров). Приведенные сообщения позволяют сделать вывод о том, что в вышеперечисленных государствах сложилась единообразная практика применения такого инструмента таможенно-торгового регулирования, как взимание таможенной пошлины, с применением единой ставки таможенных платежей.

Несколько по-другому сложилась практика применения мер торгово-таможенного регулирования в Европе. Так, мытный устав г. Раффельштеттена, составленный в 903-906г.г. на совещании при маркграфе Восточной марки Арибо (876-906г.г.), свидетельствует о русской торговле времени Олега на Верхнем Дунае. В уставе, отражающем отношения, сложившиеся к IX в., содержится следующее постановление, регламентирующее сбор пошлин: «Что касается славян, которые приходят из Ругов (т.е. из Руси) или из Богемов ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида, равна 2 денариям), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же – с каждой кобылицы». Данную информацию крайне сложно проанализировать в связи с отсутствием данных: не известны критерии определения «ноши одного человека», «вьюка» и т.д., а вес денежной единицы и соотношение с иными денежными единицами и, соответственно, реальная покупательная способность даже в рамках одной монетной системы варьировались. Кроме того, цены на одни и те же товары в Европе, Византии и на Востоке существенно различались. Во всяком случае, мы видим, что в данном случае разные категории товаров облагались таможенными пошлинами по разным ставкам, т.е. дифференцированно.


Тема 3. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА
РУСИ В «УДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ»
(XIII – XV вв.)

Древнейшие сведения о торговле у славян. Славяне, предки современных народов русских, украинцев, белорусов, пришли из Центральной Европы в Восточную в V в. С этого времени они начали своё многовековое расселение по Восточной Европе и хозяйственное освоение её природных богатств. Экономика славянского общества основывалась на собирательстве, охоте, рыболовстве, земледелии, добыче полезных ископаемых, залегавших неглубоко от поверхности земли. В стране господствовало натуральное хозяйство, то есть всё необходимое для жизни славяне производили на месте своего обитания. Поэтому в обмен поступали не продукты первой необходимости, а только особо ценные и редкие предметы – украшения, оружие, металлы, соль и пр. Эта особенность обмена во всех древних обществах – преобладание внешней торговлей над внутренней - сохранялась на Руси в течение многих веков.

У славян, как и у всех древних народов, первоначальной разновидностью торговли был немой обмен. Сведения о таком обмене новгородцев с первобытными угорскими племенами сохранились от XI в. в летописи: (угры) «кажут железо и помовают рукою, просяще железо, и аще кто даст им железо или нож или секиру, и они (угры) даю скорою (мехами) противу (за это)». То есть на месте, где происходил обмен, люди обычно держались на расстоянии друг от друга и не разговаривали между собой, поэтому он и называется немым. Желающий получить тот или иной продукт – «покупатель» - показывал его. Другой участник обмена - «продавец» - клал просимое и обычно удалялся. «Покупатель» выкладывал свой продукт и тоже удалялся. Если его количество кажется достаточным, то пришедший к лежащим вещам «продавец» забирал «плату». Если он не был удовлетворён, то либо забирал свою вещь назад, либо не трогал ничего и ожидал, что другой участник обмена прибавит ещё какое-то количество «платы». Так происходил древнейший обмен, в котором чувствуется взаимное недоверие по отношению друг к другу, стремление застраховаться от неприятностей или даже беды, которых можно ожидать от чужака. Первоначально вместо обмена существовал просто грабёж с применением силы и убийства. Немой обмен – более гуманная форма общения между людьми, результат развития общественных отношений, то есть связей между людьми.

Уже в древности какой-то обмен у восточных славянских племён существовал. Благодаря транзитной торговле и другим разновидностям обмена разные вещи попадали из одного края в другой. Так, предметы, изготовленные в Причерноморье, оказывались в Приднепровье, а оттуда перевозились на север Европы. Вещи, привезённые из Средней Азии и Ирана (Персии), находят при раскопках в Среднем Приднепровье, где позже сформировалось Киевское государство. Возможно, в VII-VIII вв. зародилась работорговля, которая в более позднее время играла очень важную роль на Руси и в её торговле с иными странами.

В IX в. начались захватнические походы славян на Византию - огромную империю, находившуюся к югу от славянских земель. Византия в ту пору была самой богатой и развитой в культурном отношении страной Европы. Её столица Константинополь (современный турецкий город Стамбул) располагалась по берегам пролива, соединяющего Чёрное и Средиземное моря. Здесь Европа граничила с Азией. Через Константинополь товары азиатского производства шли на продажу в Европу, поэтому столица Византии была центром торговли мирового значения. Особенно в средневековой Европе ценились азиатские пряности, необходимые при потреблении мясной пищи. Эта пища при хранении довольно быстро портилась, а пряности способствовали её хранению и отбивали неприятный запах. Купцов из Европы также привлекала продукция тонких византийских ремёсел.

Во время военных походов на Византию славяне узнавали об образе жизни чужестранцев, их занятиях и продуктах византийского ремесла. Это создавало основу для обмена и торговли с Византией. Знакомство с произведениями византийских ремёсел, особенно оружейного и ювелирного, повышало уровень потребностей славянской знати, вызывало стремление приобретать их. Войны доставляли очень ценный товар – рабов. Попавших в плен к славянам византийцев выкупали их родственники, что также способствовало развитию торговли между двумя народами.

Волжский торговый путь. С конца VIII - начала IX в. в Восточной Европе появились купцы с арабского Востока(Передняя Азия). Их земли находились к югу и востоку от Византии. Территория, которую занимали арабы, расширялась благодаря их завоеваниям. Они теснили Византию, продвигались к Средней Азии. Поэтому границы их земель приближались к родине славян.

Пуᑂь из арабскихࠠземель в Восточную Европу лежал по Каспийскому耠мор䑎 и по Волге䀮 (В VIII – Х вв. арабы освоили Волжскиҹ торговый путь и евроПеҹский север. ␟о берегам Средней Волги и её"притока Камы䀠жили!кочевникస болгары, которые основали здесь государство – Волжскую БѾлгарию (Булгарию)Į Болгарское царство приняло ислам – ту ضе религиюЬ ко䑂орая"была у а⑀абов.䀠Оно установило дипломатические отношения с арабами.

Это спос␾бствовало торговле по КаспԸйскому морю и Волге. Основная тор萳овля арабов шла в Волжской Болгарии, в небольшом городке Булгар (недалеко от современной Казани).

Арабская знать очень ценила шкурки соболей и чернобурых лисиц. Для своих ремесленников арабские купцы приобретали кость мамонтов и клыки моржей. Навстречу этим купцам по рекам Восточной Европы двигались выходцы со Скандинавского полуострова, с территории современной Швеции.

Выходцы из Скандинавии стали приходить в Восточную Европу в конце VIII в. Первоначально это были вооружённые отряды, которые шли сюда для грабежа. Они начали осваивать Балтийско-Волжский путь, благодаря которому открывался доступ к местам торговли арабских купцов. Самыми ценными товарами скандинавы считали арабские серебряные восточные монеты (их интересовал металл). Сами они продавали арабам рабов, меха соболей и белок. В середине IX в. скандинавы стали устанавливать контакты со славянами. В Х-XI вв. скандинавские торговые корабли уже регулярно ходили на Русь.

В земле славян, на том месте, где реки Волхов впадает в Ладожское озеро, пришельцы основали свой город. В нём были оживлённый рынок, ремесленные мастерские для ремонта снаряжения и оружия. Через этот город и из него военно-торговые отряды отправлялись на юго-восток, на среднее течение Волги, где проходила их торговля с арабами. Купцы прибывали на Среднюю Волгу в лодках целыми дружинами. Они строили здесь балаганы, в которых раскладывали товары для продажи. Торговля была самой примитивной, меновой: товар просто обменивали на другой товар. Таким образом, по Волге и другими путями товары шли от Скандинавии на севере до арабского Востока на юге. Поток арабского серебра сперва шёл в Скандинавию и другие части Европы, а с начала X в. серебро стало оседать и в землях восточных славян. Арабские купцы торговали на Волге до Х-XI в. Расцвет их торговли падал на первую половину Х в. Позже их товары стали приходить в Восточную Европу в большей степени через Константинополь, по днепровскому пути.

На нижней Волге в это время находилось государство Хазарский каганат , основанное кочевым народом – хазарами. В столице – городе Итиль – на одной стороне, на правом берегу Волги, жил правитель-каган и его вельможи, воины, на левом останавливались купцы из разных стран. На берегу реки располагался рынок. Прибывавшие в город купцы причаливали свои суда к берегу и здесь же занимались торговлей. Этот порядок был широко распространён у древних народов. В европейских языках слово «порт» означает «рынок», то есть обычно порт – место остановки кораблей – был и местом торговли.

По Волге на Итиль, а оттуда в Среднюю Азию шли с севера разнообразные меха – соболей, горностаев, хорьков, лисиц, куниц, бобров, зайцев, коз. Вывозилась также обработанная конская кожа – юфть, воск, мёд. От арабов купцы получали кроме изделий из серебра бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения. В X в. Волга была основной артерией, соединявшей Азию и север Европы.

Путь «из варяг в греки». В IX в. образовался ещё один великий торговый путь в Восточной Европе. Современники называли его путём «из варяг в греки», то есть от Скандинавии до Византии; жителей Скандинавии славяне называли варягами, а византийцев – греками. В отличие от Волжского торгового пути, этот путь шёл через славянские земли и оказал большое и разнообразное воздействие на жизнь местного населения. Он начинает играть важную роль в жизни славян с Х в. Через славянские земли продвигались по рекам суда, которые везли иностранных купцов и их товары. Эти суда то шли по воде, то их тащили с помощью местного населения волоком по суше на деревянных катках, брусьях или по настилу из одной реки в другую. Протяжённость пути от Балтийского моря и до Чёрного составляла 2 700 км. На преодоление такого расстояния требовалось около четырёх месяцев, учитывая остановки в дороге. Путь «из варяг в греки» завершался в столице Византии – Константинополе.

Проходя по незнакомым землям, западноевропейские купцы то и дело сталкивались с местным населением, которое их грабило. Поэтому, как можно предположить, с течением времени они стали договариваться с вождями славянских племён. Вожди брали дань с проезжавших купцов и за это обеспечивали их безопасность, пока те продвигались по их территории. Видимо, с этого времени сложился обычай, который действовал и много позже на Руси: приезжий купец прежде всего предъявлял свой товар местному правителю, тот выбирал себе то, что ему особенно нравилось, а потом купец мог начинать торговлю. Эта дань с течением времени стала самым заманчивым доходом для славянских правителей, так как в неё входили предметы, которых не производилось и не добывалось в славянской земле.

Со второй половины IX в. Византия переживала экономический подъём. Здесь после некоторого упадка оживилась городская жизнь. Росла внешняя торговля. Шёлковые ткани византийского производства, золотая и серебряная парча, ювелирные и стеклянные изделия широко продавались по разным странам, в том числе и на Руси.

Со второй половины IX-Х в. Приднепровье стало играть значительную роль в транзитной торговле. По торговому пути «из варяг в греки» возникали городки. Благодаря торговле и дани с неё возвышалась местная знать. Киев стал важным узловым пунктом этой торговли. С этого времени формируется государство восточных славян, одним из крупнейших центров которого был Киев. Верхушку общества составлял военно-торговый слой, который сплачивался вокруг князя, образовывал его дружину, войско, управленческий аппарат, распределённый по городам. В этот слой входили не только славяне, но и скандинавы.

Купцы на Руси в IX - XIII вв. В это время уже можно говорить о появлении купечества как особой социальной группы, главным доходом которой была торговля. Купец был не просто продавцом или покупателем товаров. К операциям на рынке были причастны городские и сельские ремесленники, продававшие свою продукцию и закупавшие сырьё, духовенство, управляющие боярским хозяйством, крестьяне, сбывавшие в ближайших городах и на сельских торжках продукцию своего земледельческого хозяйства и промыслов. Для всех этих людей торговля не была профессиональным занятием. Они принадлежали к разным сословиям и сословным группам. Купец - это профессиональный торговец, занимавшийся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежавший к купеческому сословию . Уже в Киевской Руси складывался слой людей, которых по их профессиональным занятиям можно отнести к купцам.

В IX-X вв. процесс формирования купечества только начинался. Важными условиями образования слоя торговцев-профессионалов в славянском обществе были накопление в руках местной знати значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства, знакомство этой знати с такими предметами роскоши и быта, которые не производились и не добывались в подвластной ей земле, отделение ремесла от земледелия, возникновение более или менее постоянных торгово-ремесленных поселений.

На первых порах состав таких торговцев не был однородным. Они были выходцами из разных земель. В число купцов входили скандинавы, славяне, представители других народностей. В IX-X вв. купцы-гости на Руси обычно были выходцами чаще всего из Скандинавии. Они привыкли к мореплаванию, к дальним походам в судах, поэтому могли пускаться в длительные путешествия как в Европе, так и в Азии. В период складывания государства Киевская Русь первые купцы по своему происхождению были дружинниками князей, правивших на Руси. Позже, особенно с XI в., появляются купцы из среды местного боярства, торгово-ремесленного населения городов.

Начиная с первых веков в истории российской торговли и на протяжении очень долгого времени, купец являлся военным человеком. Торговые караваны напоминали вооружённые экспедиции, так как в долгом пути купцам приходилось встречаться с разными опасностями и с оружием в руках защищать свои товары. По дороге купец мог пойти и на разбой ради ценной добычи. В это время торговые операции превращались порой в набеги. В древние времена повсюду торговый обмен и грабёж сопровождали друг друга.

Древнее предание, записанное летописцем, рассказывало, что в конце IX в. новгородский князь Олег, скандинав по происхождению, пришёл с воинами в ладьях по Днепру к Киеву. Увидев, что он не сможет штурмом взять город, Олег притворился купцом и вызвал правителей Киева Аскольда и Дира на берег Днепра. Военное облачение Олега и окружавших его людей не могло показаться странным для пришедших к нему представителей местной власти. Это был обычный внешний вид купцов, находившихся в большой торговой поездке. Аскольд и Дир были убиты воинами Олега, а Олег превратил Киев в столицу своего государства, объединив северные и южные славянские земли. В Киеве проезжавших в Византию купцов было гораздо больше, чем в новгородской земле, и доходы ᐺняЗя выше. Теперь путьࠠ«из варяг в греки» оказался под ᐺонтролеѼ новоГо правителя. Дохᐾж от проезжавших по немՃ купцов существенно пополнЏл княжескую казну.

Варяги

(А. .Васнецов)

Кбждый год осенью князь отправлялся со своей дружиной в объезд подвлас䑂ных земель. Важной целью этих поездок был сбор «полюдья», состоявше䐳о из продукт䐾в питанᐸя и особо ценных предметов – добычи собирательства и ох䐾ты. Гсё собранное вҾ врԵмя объезда до⑁тав఻ялось в చиев. Князья делились с дружинниками частью собранных ценностей. Поздней весной и летом по поручению князя дружинники отправлялись в Византию для продажи тех продуктов, которые они вместе с князем собирали с подвластного населения. Не случайно уже в IX в. такие торговцы вывозили из Руси на продажу не только меха, но и мечи, не славянского производства, а западноевропейского. Таким образом, дружинники более или менее систематически занимались торговлей, получая от неё важный доход.

С течением времени слой купцов-скандинавов пополнялся славянами. В состав купечества входили люди, не привязанные, как земледельцы, к определённому месту жительства, свободно покидавшие свои жилища. Среди них могли быть княжеские и боярские слуги, ремесленники.

Не всегда занятия торговлей оказывались для их участника постоянными, профессиональными. Он мог и оставить них. Состав слоя торговавших людей был ещё неустойчивым. Купцы, которые совершали дальние торговые поездки, на Руси назывались гостями , а торговля – гостьбой . Социальный статус купца был довольно высоким. Новая полоса в развитии купечества наступила в связи с ростом городов на Руси (с XI в.). В это время на смену завоевательной политике русских князей приходит политика мирных отношений с соседями. В XI-XII вв. особенно тесными стали торговые связи Руси и Византии. В среде горожан возникали купцы-профессионалы. К ним стала переходить внешняя торговля. Если в IX-X вв. купцы вели кочевой образ жизни, были временными жителями торговых поселений, то в XI-XIII вв. они всё чаще соединяют свою жизнь с городом, с местной торговлей, становятся более оседлыми.

Важной особенностью торговли в древности было то, что торговые пошлины в это время и на протяжении многих веков, были очень высокими, достигая 20% стоимости товаров, которые вёз купец. Однако высокие цены товаров на месте продажи и оптовый размах торговых операций не только возмещали все затраты на проезд и торговлю, но и приносили значительную прибыль. Опасная, но очень прибыльная дальняя торговая поездка быстро обогащала купца.

В
это время купцы добирались до Византии по пути «из варяг в греки», до Хазарии - по Дону, через Каспийское море - до Багдада. Их суда бороздили воды четырёх морей – Чёрного, Балтийского, Азовского и Каспийского. Тарой для хранения и перевозки некоторых товаров служили глиняные сосуды. Уже сIX в. у купцов имелись миниатюрные складные весы с гирьками. В сложенном виде они легко помещались в небольшой мешочек или футляр и прикреплялись к поясу. На таких маленьких весах можно было взвешивать только драгоценные товары, обычно серебро.

Весы и гири древнерусского торговца

В XII в. Русь разделилась на разные земли-княжества. В XII в., когда стало падать прежнее торговое значение Киева, торговая роль таких городов как Новгород, Смоленск, Полоцк, Владимир-на-Клязьме начинает быстро расти. В это время русские земли окончательно избавились от зависимости от Киева, перестали высылать киевскому князю ежегодную дань серебром. Развивалось ремесло. Вместе с тем рос слой купечества. Шло дальнейшее развитие торговли. Разнообразнее становились операции, связанные с торговлей. В XII в. в среде купечества распространяются взаимные ссуды деньгами – кредитование. Купцы брали в торговую поездку также чужие товары для продажи. Один купец у другого принимал товары на хранение. В это же время в Новгороде складываются первые купеческие объединения, что говорит о высокой степени развития торговли. Рост торговли и купеческих доходов вызывает и резко отрицательные последствия. С 30-х гг. XII в. князья постоянно нападали на купеческие караваны, перехватывали торговые пути, брали с боя торговые центры, арестовывали купцов. По сборнику законов – Русской Правде – за убийство купца на виновного налагался такой же штраф, как и за княжеского дружинника – 40 гривен.

Торговые люди в качестве воинов использовались князьями в случае военной опасности или даже как участники военного похода. Ещё чаще князья использовали их знания, опыт, возможности в области дипломатии и разведки. Зная иностранные языки, они выступали в роли переводчиков. С надёжными торговцами передавали послания. Князья заставляли купцов перевозить за свой счёт княжеских людей и грузы.

Внешняя торговля Древней Руси. Торговля с Византией и восточными странами. Приблизительно с XI в. Киев превратился в один из важнейших международных торговых центров на востоке Европы. Его считали соперником Константинополя. В какой-то степени торговая роль Киева была аналогична роли византийской столицы. Так же, как и Константинополь, Киев был центром, через который Европа получала товары из Азии. На киевских рынках можно было встретить купцов из разных стран. Здесь скрещивались оживлённые торговые пути. Южная Русь была районом Европы, через который товары с востока континента продвигались на запад и с запада на восток. Так из русских земель шли шёлковые ткани арабского производства в Польшу, Чехию, Германию, Францию. Путь «из варяг в греки» активно использовался до XII в.

Дорогие иноземные вещи, ввозимые в русские земли, оседали в городах и усадьбах знати. Потребности знати в роскоши неизменно росли. Она нуждалась в красивой посуде для пиров, шёлковых тканях, чеканных накладках для мужских поясов и конской сбруи, ожерельях мужских и женских, подвесках, серьгах и пр. Князья щедро одаривали дружинников привозными вещами – дорогим оружием, украшениями. Торговля этими предметами в той или иной мере затрагивала верхушку общества, не задевая основной массы населения.

Во второй половине X в. киевский князь Святослав нанёс сокрушительный удар по Хазарскому каганату. После этого события позиции Руси на Волжском торговом пути значительно усилились. Видимо, изменился режим взимания пошлин с русских купцов. Волгу стали воспринимать торговой дорогой, которую активно использовали русские торговцы и иноземные купцы, ехавшие на Русь. От устья Волги до Балтийского моря можно было добраться за два месяца.

В Х в. купеческие караваны из Руси добирались до крупнейшего центра Средней Азии Хорезма. Сюда привозили меха, обработанную кожу, лён, прибалтийский янтарь, рабов. От устья Волги суда древнерусских купцов продвигались вдоль западного побережья Каспийского моря до персидского побережья.

В течение долгого времени торговля с Византией оставалась важным направлением торговли купцов из Руси. Ежегодно из Киева в Константинополь отправлялись два купеческих каравана. Они состояли не только из киевских торговцев, но и из воинов-купцов из Новгорода, Смоленска, Чернигова и других центров Руси. Сперва, в мае, отправлялись в путь купцы из южных земель. В июле у Киева собирались купцы из Новгорода и других северных областей. От Киева на лодках, выдолбленных из крупных деревьев, по 30-40 человек в каждой купцы шли вниз по Днепру. Каждый из этих караванов проводил в Византии по три месяца. Между Русью и Византией в первой половине Х в. были заключены торговые договоры. В соответствии с ними для приезжих из Руси купцов отводились около Константинополя пустовавшие солдатские казармы, из которых солдаты отправлялись в летние лагеря. В таком месте константинопольскому правительству легче было контролировать поведение приезжих. Здесь купцы жили и получали пищу от византийского правительства. В Константинополь их впускали через одни и те же ворота только в сопровождении государственного чиновника, без оружия, по очереди группами по 50 человек с учётом каждого, кто вошёл в столицу. В этих порядках заметен страх византийских властей перед нередко буйной толпой русских воинов-купцов. Торговля с Византией находилась под контролем киевского князя. Без его ведома ни один купец не мог отправиться в Константинополь. Купцы сопровождали посольства в Константинополь, они считались ниже по положению, чем послы, но обычно значительно превосходили их по численности в каждом посольстве. Все военно-торговые экспедиции в Византию носили не частный, а государственный характер.

Византия неоднократно становилась объектом грабежа со стороны славянских князей с их дружинами. Нередко под видом купцов в Византию проникали воины с целью грабежа. Поэтому уже в Х в. был введён порядок предъявления приезжими из Руси местным властям золотых или серебряных печатей-перстней – своеобразных удостоверений личности. После крещения Руси в 988 г. отношения между двумя государствами приобрели гораздо более мирный характер. Из Византии древнерусские купцы вывозили предметы роскоши - золото, серебро, тонкие ткани, овощи, вина и изделия ювелирного ремесла. Церковь нуждалась в привозе на Русь вина, оливкового масла, ладана, красителей, цветных металлов. Эти товары скупал узкий круг потребителей, верхушка славянского общества. Из Руси в Византию шли в качестве товаров рабы, воск и меха.

В Х в. при заключении договоров Руси с Византией в них регулировались порядки торговли древнерусских купцов на территории Византии и прохождения византийских купцов через древнерусские земли.

Купцов, прибывавших в Византию, отправляли князья и бояре. Часть из них была торговыми агентами князя, часть – вольными гостями. Договоры определяли наказания за уголовные преступления, совершённые приезжими торговцами. Купцы-русы должны были предъявлять византийским властям свидетельство от своего князя с указанием числа отправленных судов для доказательства мирного характера поездки. Солдатские казармы, в которых их поселяли, находились за пределами Константинополя. В этих казармах была простая обстановка и большая кухня. Жили они так в течение нескольких летних месяцев, до осени. Власти давали им продовольствие на весь срок пребывания.

С древнейших времён у всех народов существовал обычай – «береговое право», - в соответствии с которым прибрежные жители грабили суда, которые потерпели крушение. Договор Руси с византийцами предусматривал взаимную помощь в таких случаях: если греческое судно потерпит крушение, жители Руси должны спасти груз и доставить его в безопасное место.

В XI-XII вв. поездки купцов из Руси в Византию продолжались. Людей, отправлявшихся по днепровскому пути, ожидали опасности в виде кочевников, которые следили за продвигавшимся караваном и нападали на него при удобном случае. Купцы терпели ущерб и при усобицах между князьями. Поэтому киевские князья проявляли заботу о торговцах – для их охраны посылали в наиболее опасные места своих дружинников.

С течением времени рос набор товаров, которые вывозились из Руси в Константинополь и далее - в глубь Византии. Кроме рабов, роль которых как товара росла, купцы-русы привозили вяленую рыбу, красную и чёрную икру, воск, мех белого зайца.

С середины XI в. постепенно стали меняться условия торговли. Завоевания разных кочевых народов отрезали Русь от некоторых южных государств, затрудняли связи Руси с Византией. Прекратился приток арабских серебряных монет – дирхемов - на Русь. С конца XI в. начались крестовые походы из Западной Европы на арабский восток. Они проложили новые, более короткие пути, связавшие Западную Европу с византийскими рынками. В XII в. падает значение пути «из варяг в греки», слабеет торговля Киева. Завоевание Константинополя крестоносцами в начале XIII в. окончательно парализовало киевско-византийскую торговлю.

Торговля в западном направлении. Издавна купцы из Руси двигались не только в южном направлении – в Византию, но и в северном, на Балтийское море, в прибрежные страны – Данию, Швецию, славянское Поморье. С Х в. начинаются контакты славян с Западной Европой. В начале X в. купцы из Восточной Европы доходили вверх по течению Дуная через болгарские земли до Польши, Чехии, южной Германии (Баварии). Значительный поток художественных произведений с Запада начался с XII в., где в это время расцветает городское ремесло.

В IX-XI вв. через северную часть Руси в балтийские страны шёл поток арабского серебра. За это время Северная Европа получила через Русь от арабов примерно 800-1000 тон серебра. В балтийские страны и даже в более далёкие края Европы славянские купцы доставляли дорогие меха (горностая, соболя), воск, мёд. В отличие от Византии, жители северных польских и южных шведских земель покупали ещё и древнерусские украшения, посуду, орудия труда, другие бытовые предметы.

Ещё со второй половины IX в. из Киева купцы ездили к верховьям Дуная через Краков и Прагу, через Венгрию в Баварию. В X-XI вв. столица Чехии Прага была крупнейшим европейским центром работорговли. Сюда вели сухопутные дороги, по которым торговые люди двигались в повозках и с вьючными лошадьми. Они везли рабов (мужчин, женщин, детей), воск, гнали на продажу лошадей. В баварской столице, одном из богатейших германских городов, Регенсбурге в XI-XII вв. даже стояли Русские ворота, что говорит о постоянных приездах сюда торговцев из Руси.

С Х в. на Русь вывозили мечи из немецких земель, серебро, которое не добывалось в русских землях. Из Южной Прибалтики везли янтарь. Русь получала через Балтийское море металлы (железо, медь, свинец, а с XI в. – серебро), соль, сукно, вина, сельдь. Из Венгрии на Русь доставляли замечательных скакунов, особо ценившихся военными людьми. Отсюда поступало также серебро. Из германских городов на Русь везли изделия из бронзы и другие товары. В Киеве, Новгороде, Смоленске существовали колонии иностранных купцов. Здесь для них даже были построены храмы.

Внутренняя торговля. В древности в течение долгого времени внутренняя торговля уступала внешней по степени развития. Заметным явлением внутренняя торговля становится в XI в. В это время в древнерусских городах появляются посады ремесленно-торговые кварталы, находившиеся вокруг укреплённого центра города. В XII-XIII вв. бурно росли города. Часть ремесленников от работы на заказ переходила к работе на рынок. Повысилась роль внутренней торговли.

Важным местом в городе был торг – городской рынок, где продавались обычные вещи, необходимые для основной части населения Руси: одежда, домашняя скотина, в частности, кони. По поручению своего господина на рынке мог торговать его раб-холоп. В начале XI в. в Киеве было 8 рынков. Позже их число выросло до 12. Кроме того, в Киеве устраивались 8 ярмарок.

Значительным торговым центром был Новгород. С течением времени его торговое значение росло. В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды лавок в соответствии с теми товарами, которые в этих лавках продавались. Так, в Вощном ряду торговали воском. Торг обычно располагался рядом с церковью, церковная площадь в то же время была местом торговли, как это было и в Западной Европе. Подвалы в каменном храме нередко использовался как помещение, в котором складывались и хранились товары. За входной дверью, в притворе храма, товары взвешивались.

На рынке действовал мытник служилый человек князя , собиравший одну из важнейших податей – мыт – проезжую пошлину . Наряду с этой пошлиной на Руси были такие пошлины как гостиная дань, перевоз, осмничее. В условиях раздробления Руси увеличилось количество таможен-мытниц.

Торг являлся местом, которое чаще всего посещало всё население города. Ремесленная продукция распродавалась в пределах ближайшей к городу сельской округи (50-100 км). В отдалённые сёла разносили товары с городских рынков коробейники. Внутри Руси расходились произведённые в Киеве стеклянные браслеты, украшения с эмалью, посуда. Из города в город купцы везли импортную соль по суше или водным путём. В Новгороде нередко продавался привозной хлеб, особенно в голодные годы. В такие времена благополучие жителей Новгорода зависело от подвоза хлеба из восточных и южных районов Руси, даже из германских земель. В голодные годы вырастала самопродажа в рабство взрослых людей и продажа в рабы-холопы детей. Вообще на Руси была развита работорговля.

Деньги. Международный и внутренний обмен облегчало развитие денег и денежного обращения. На Руси существовали разнообразные деньги. Первоначально преобладала меновая торговля: товар меняли на товар. Потом появились товаро-деньги, их роль играли самые распространённые на рынке и высоко ценимые товары. При расчётах с иностранными купцами древнерусские люди пользовались полноценной высококачественной пушниной. В ходу были восточные серебряные монеты – дúрхемы и западноевропейские денарии. Хотя киевские князья Владимир, а позже его сын Ярослав чеканили свою монету, она не играла заметной роли на рынке. Роль денег для внутренней торговли играли шкурки животных – белки, куницы. От древнеславянского названия белки «веверица» происходило название денег – «векша», от «куницы» - «куна». Кунами на Руси именовались деньги в целом. По той или иной территории Руси имели хождение деньги в виде связок пушнины (в частности, 18 шкурок в связке).

О неразвитости товарно-денежного обращения говорят клады восточных монет, которые находят при раскопках древнерусских поселений. Зарытые в землю деньги уходили из обращения. Кроме того их нередко использовали не в качестве средства обмена, а как сырьё для ремесленных изделий – украшений и утвари, употребляли в качестве подвесок к ожерельям.

Значение торговли в древней Руси. Говоря о значении торговли в жизни восточных славян, нужно помнить, что славянское общество жило в условиях натурального хозяйства. Оно было нацелено на потребление, а не на производство товаров для продажи. Возможности для развития торговли были небольшими. Торговля почти не касалась широких масс населения. Существовавшие на Руси такие экономические явления как накопление денег в качестве сокровища, натуральный обмен были показателем слабости товарно-денежного обращения. Ремесленники работали на заказ, а не на рыночный сбыт. Их продукция не предназначалась для массового покупателя. Торговые связи между изолированными населёнными пунктами были ограниченными и нерегулярными.

Тем не менее торговля оказывала заметное влияние на разные стороны жизни населения Восточной Европы. Она влияла на состав общества. Торговля способствовала расслоению древнерусского общества. Знать отмечала своё положение, украшая себя привозными вещами, и таким образом возвышалась над остальными слоями населения. Импорт знакомил знать с неизвестными ей ранее украшениями, произведениями тонких ремёсел, предметами быта высокого качества. Привозные вещи вызывали развитие потребности в роскоши, в соответствующем образе жизни. Подати, которые купцы давали князьям, обогащали княжеско-дружинную верхушку общества. Торговля стимулировала развитие торгово-ремесленного населения в городах. Она была основой для образования и развития такого социального слоя как купечество.

Торговля стимулировала образование и рост городов, создавала доходы и новые занятия для населения страны. На торговых путях возникали особые населённые пункты – поселения воинов, купцов и ремесленников. Состав населения таких пунктов был непостоянным, тесно связанным с внешней торговлей. Древнейшие города Руси находились на пути «из варяг в греки». Торговля стимулировала их рост. В торговые центры приходили на жительство чужие друг другу люди, порывавшие прежние кровно-родственные и общинные связи, они были предшественниками средневековых горожан. На местах, где проезжавшим купцам приходилось переволакивать свои суда из бассейна одной реки в бассейн другой, возникали населённые пункты. Контроль над волоками осуществляли княжеские дружинники. Местное население обслуживало купцов, передвигавшихся по трудным участкам рек, предоставляло инвентарь для передвижения ладей посуху в районах волоков. Торговля оказывала влияние на развитие славянского ремесла. Привозимые на Русь восточные и византийские ткани и произведения художественного ремесла служили образцами славянским мастерам.