Кто доставляет грузы на мкс. С апреля Россия перестанет доставлять астронавтов США на МКС‍

Бытует мнение, что наши далёкие предки, в основной своей массе, были людьми невежественными и необразованными. Умных среди них насчитывалось единицы, остальные же довольствовались не тягой к знаниям, а непрестанными войнами, захватом чужих территорий, похищением женщин и бесконечными пирами с обильным возлиянием спиртных напитков и безмерным поеданием жирной и жареной пищи. Всё это не способствовало здоровью, поэтому и продолжительность жизни находилась на очень низком уровне.

Весомым доводом, напрочь опровергающим такое суждение, служит , основанная в начале III века до н. э. Её смело можно назвать величайшим кладезем человеческой мудрости, впитавшим в себя все достижения цивилизации предшествующих эпох. В её стенах хранились десятки тысяч рукописей, написанных на греческом, египетском и еврейском языках.

Всё это бесценное богатство естественно не лежало мёртвым грузом, теша самолюбие её коронованных владельцев. Оно использовалось по назначению, то есть служило источником информации для всех желающих. Любой человек, стремящийся к знаниям, мог их легко получить, зайдя под прохладные своды просторных залов, в стенах которых были устроены специальные полки. На них и хранились пергаментные свитки, а служащие библиотеки бережно передавали их многочисленным посетителям.

Среди последних были люди разного материального достатка и вероисповедования. Каждый желающий имел полное право абсолютно бесплатно ознакомиться с той информацией, которая его интересовала. Александрийская библиотека никогда не являлась средством наживы, наоборот, она содержалась на деньги царствующей династии. Разве это не служит ярким доказательством того, что наши далёкие предки ставили знания ничуть не ниже подвигов на полях сражений и иных подобных действ неугомонной человеческой натуры.

Образованный человек, в те далёкие времена, пользовался огромным уважением. К нему относились с нескрываемым почтением, а советы воспринимали как руководство к действию. Имена великих философов древности и сейчас у всех на слуху, а их суждения вызывают у современного человека неподдельный интерес. Объективности ради нужно заметить: многие из этих величайших умов могли не состояться, если бы не было Александрийской библиотеки.

Так кому же обязано человечество столь великим шедевром? В первую очередь Александру Македонскому. Участие его здесь косвенное, но если бы не было этого великого завоевателя, то не было бы и города Александрии. История, правда, напрочь исключает сослагательные наклонения, но в данном случае можно отступить от правила.

Именно по инициативе Александра Великого заложили этот город в 332 году до н. э. в дельте Нила. Назван он был в честь непобедимого полководца и положил начало множеству аналогичных Александрий в азиатских землях. Таковых, за время правления великого завоевателя, построили целых семьдесят. Все они канули в тьму веков, а первая Александрия осталась и в наши дни является одним из крупнейших городов Египта.

Бытует мнение, что наши далёкие предки, в основной своей массе, были людьми невежественными и необразованными.

Умных среди них насчитывалось единицы, остальные же довольствовались не тягой к знаниям, а непрестанными войнами, захватом чужих территорий, похищением женщин и бесконечными пирами с обильным возлиянием спиртных напитков и безмерным поеданием жирной и жареной пищи. Всё это не способствовало здоровью, поэтому и продолжительность жизни находилась на очень низком уровне.

Весомым доводом, напрочь опровергающим такое суждение, служит , основанная в начале III века до н. э. Её смело можно назвать величайшим кладезем человеческой мудрости, впитавшим в себя все достижения цивилизации предшествующих эпох. В её стенах хранились десятки тысяч рукописей, написанных на греческом, египетском и еврейском языках.

Всё это бесценное богатство естественно не лежало мёртвым грузом, теша самолюбие её коронованных владельцев. Оно использовалось по назначению, то есть служило источником информации для всех желающих. Любой человек, стремящийся к знаниям, мог их легко получить, зайдя под прохладные своды просторных залов, в стенах которых были устроены специальные полки. На них и хранились пергаментные свитки, а служащие библиотеки бережно передавали их многочисленным посетителям.

Среди последних были люди разного материального достатка и вероисповедования. Каждый желающий имел полное право абсолютно бесплатно ознакомиться с той информацией, которая его интересовала. Александрийская библиотека никогда не являлась средством наживы, наоборот, она содержалась на деньги царствующей династии. Разве это не служит ярким доказательством того, что наши далёкие предки ставили знания ничуть не ниже подвигов на полях сражений и иных подобных действ неугомонной человеческой натуры.

Образованный человек, в те далёкие времена, пользовался огромным уважением. К нему относились с нескрываемым почтением, а советы воспринимали как руководство к действию. Имена великих философов древности и сейчас у всех на слуху, а их суждения вызывают у современного человека неподдельный интерес. Объективности ради нужно заметить: многие из этих величайших умов могли не состояться, если бы не было Александрийской библиотеки.

Так кому же обязано человечество столь великим шедевром? В первую очередь Александру Македонскому. Участие его здесь косвенное, но если бы не было этого великого завоевателя, то не было бы и города Александрии. История, правда, напрочь исключает сослагательные наклонения, но в данном случае можно отступить от правила.

Именно по инициативе Александра Великого заложили этот город в 332 году до н. э. в дельте Нила. Назван он был в честь непобедимого полководца и положил начало множеству аналогичных Александрий в азиатских землях. Таковых, за время правления великого завоевателя, построили целых семьдесят. Все они канули в тьму веков, а первая Александрия осталась и в наши дни является одним из крупнейших городов Египта.

Александр Македонский умер в 323 году до н. э. Его огромная империя распалась на несколько отдельных государств. Возглавили их диадохи – соратники великого завоевателя. Все они являлись выходцами из греческих земель и прошли долгий боевой путь от Малой Азии до Индии.

Земли Древнего Египта достались диадоху Птолемею Лагу (367-283 до н. э.). Он основал новое государство – Эллинистический Египет со столицей в Александрии и положил начало династии Птолемеев. Просуществовала династия долгих 300 лет и оборвалась со смертью Клеопатры (69-30 до н. э.) – дочери Птолемея XII. Романтический образ этой поразительной женщины до сих пор служит предметом многочисленных споров среди историков и всех тех, кто неравнодушен к пылким любовным страстям, перемешанным с холодным политическим расчётом.

Птолемей Лаг дал своим детям блестящее образование. По примеру македонских царей, вверявших своих чад ведущим философам того времени, новоиспечённый властелин пригласил в Александрию Деметрия Фолерского (350-283 до н. э.) и Стратона Физика (340-268 до н. э.). Эти учёные мужи являлись учениками Теофраста (370-287 до н. э.). Тот же, в свою очередь, учился у Платона и Аристотеля и продолжил дело последнего.

Дело это выражалось в философской школе. Называлась она ликей, а её учеников именовали перипатетиками. В ликее имелась библиотека. Она не содержала в себе большого числа рукописей, но сам принцип организации и работы подобного заведения был хорошо знаком и Деметрию Фолерскому, и Стратону Физику. Именно с их подачи Птолемей Лаг и загорелся идеей создать в Александрии великолепную библиотеку.

Ради объективности и исторической точности нужно отметить, что задумка касалась не только библиотеки. Первый греческий царь Египта предполагал создать мусейон – музей. Библиотека же рассматривалась как его часть – необходимое дополнение к астрономической башне, ботаническому саду, анатомическим кабинетам. В ней должна была храниться информация для тех, кто будет заниматься медициной, астрономией, математикой и другими необходимыми для общества науками.

Задумка, конечно, блестящая, лишний раз подчёркивающая высокий интеллектуальный и духовный уровень людей, живших в ту далёкую эпоху. Но Птолемею Лагу не суждено было воплотить свои мечты в жизнь. Он умер в 283 году до н. э, так и не осуществив столь глобальный и нужный проект.

Царский трон занял его сын Птолемей II Филадельф (309-246 до н. э.). Уже с первого года правления, он, в соответствии с волей отца, вплотную занялся как основанием Александрийской библиотеки, так и мусейона.

Истории, к сожалению, неизвестно, когда вся эта грандиозная задумка была воплощена в жизнь. Мы не знаем точной даты, конкретного дня, когда первые посетители вошли в просторные залы и взяли в руки свитки с бесценной информацией. Нам неизвестно даже конкретное место, где находилась Александрийская библиотека, и как она выглядела.

Доподлинно известно только то, что первым хранителем этого величайшего общественного заведения древности был Зенодот Эфесский (325-260 до н. э.). В Александрию этот уважаемый древнегреческий философ приехал по приглашению Птолемея Лага. Он также, как и его коллеги, занимался воспитанием детей первого греческого царя Египта и видимо произвёл на окружающих неизгладимое впечатление своими познаниями и кругозором.

Именно ему Птолемей II Филадельф и доверил решение всех организационных вопросов, связанных с только что начавшей работать библиотекой. Вопросов же этих было великое множество. Первый и самый главный оценка подлинности и качества рукописей .

Папирусные свитки, содержащие в себе бесценную информацию, покупались царствующим домом у различных людей, в маленьких библиотеках, принадлежащих частным лицам или философским школам, а иногда и просто конфисковывались при таможенном досмотре на кораблях, бросающих свои якоря в Александрийском порту. Правда, такая конфискация всегда компенсировалась денежным вознаграждением. Другое дело – соответствовала ли выплаченная сумма подлинной стоимости рукописи.

Зенодот Эфесский и был главным арбитром в этом щекотливом вопросе. Он оценивал историческую и информационную ценность представленных ему на рассмотрение документов. Если рукописи отвечали тем жёстким стандартам, которые предъявляла Александрийская библиотека, то они тут же передавались в руки умелых мастеров. Последние проверяли их состояние, реставрировали, придавали им должный читабельный вид, и после этого свитки занимали своё место на полках.

Если же в руки греческого философа попадали рукописи с какими-то неточностями, неверными данными, то он помечал соответствующие абзацы специальными знаками. В последствии, любой читатель, знакомясь с данным материалом, видел, чему можно верить безоговорочно, а что подлежит сомнению и не является правдивой и точной информацией.

Иногда первому хранителю Александрийской библиотеки доставляли и явную подделку, купленную у нечистоплотных людей. Желающих нажиться на продаже свитков в то время было немало. Отсюда видно, что за последние 25 веков человеческая натура мало изменилась.

Также Зенодот Эфесский занимался классификацией рукописей. Он разделял их на различные тематики, чтобы служащие библиотеки могли легко найти необходимый для читателя материал. Тематик же было великое множество: медицина, астрономия, математика, философия, биология, архитектура, зоология, искусство, поэзия и многие-многие другие. Всё это заносилось в специальные каталоги и снабжалось соответствующими ссылками.

Разделялись рукописи также и по языкам. Практически 99% всего материала было написано на египетском и греческом языках. Совсем немного свитков писалось на еврейском и некоторых других языках Древнего Мира. Здесь также учитывались пристрастия читателей, поэтому некоторые ценные материалы, написанные на редком языке, переводились на греческий и египетский.

Большое внимание в Александрийской библиотеке уделялось и условиям хранения бесценных рукописей . Помещения тщательно проветривались, служащие следили за тем, чтобы в них не было сырости. Периодически все свитки проверялись на наличие в них насекомых, подпорченные же документы подвергались немедленному восстановлению.

Вся эта работа была очень сложная и трудоёмкая. Рукописей насчитывалось великое множество. Разные источники называют разные цифры. Скорее всего свитков лежало на полках в залах и в хранилище не менее 300 тысяч. Это огромное количество, соответственно и штат работников Александрийской библиотеки представлял из себя большой коллектив. Все эти люди содержались за счёт царской казны.


Под сводами Александрийской библиотеки

Птолемеи абсолютно безвозмездно 300 лет тратили огромные средства на содержание мусейона и библиотеки. Из поколения в поколение греческие цари Египта не только не охладевали к этому детищу, а наоборот, всячески старались расширить его и улучшить работу.

При Птолемее III Эвергете (282-222 до н. э.) появился филиал Александрийской библиотеки. Основан он был при храме Сераписа – вавилонского бога, используемого Птолемеями в качестве высшего божества, равного Осирису (царь загробного мира у древних египтян). Таких храмов было много на подведомственных греческой династии землях. Каждый из них носил одно и то же название – Серапеум.

Именно в Александрийском Серапеуме и расположился филиал библиотеки. Это лишний раз подчёркивает значимость данного общественного заведения, так как Серапеумам предавалось огромное политическое значение. Их функция заключалась в сглаживании религиозных разногласий между исконными жителями этих земель египтянами и греками, которые в большом количестве приезжали в Древний Египет на постоянное проживание после прихода к власти Птолемеев.

При Птолемее III Александрийской библиотекой, на протяжении 40 лет, руководил третий хранитель (второй хранитель Каллимах – учёный и поэт) – Эратосфен Киренский (276-194 до н. э.). Сей почтенный муж являлся математиком, астрономом, географом. Он также увлекался поэзией и неплохо разбирался в архитектуре. Современники считали его не уступающим по интеллекту самому Платону.

По настоятельной просьбе царя Эратосфен Киренский прибыл в Александрию и с головой окунулся в многообразную, интересную и сложную работу. При нём был полностью переведён с еврейского на греческий язык «Ветхий Завет». Этот перевод библейских заповедей, которыми руководствуется и современное человечество, называется «Септуагинта».

Именно при этом человеке в Александрийской библиотеке появился «Астрономический каталог». Он включал в себя координаты более 1000 звёзд. Появилось также много работ по математике, в которой Эратосфен был большой дока. Всё это ещё больше обогатило величайшее общественное заведение Древнего Мира.

Систематизированные, подобранные с особой тщательностью источники знаний способствовали тому, что в Александрию приезжало множество образованных людей, стремящихся улучшить и углубить свои познания в разных областях науки.

В стенах библиотеки работал древнегреческий математик Евклид (умер 273 до н. э.), Архимед (287-212 до н. э.), философы: Плотин (203-270 до н. э.) – основатель неоплатонизма, Хрисип (279-207 до н. э.), Гелесий (322-278 до н. э.) и многие-многие другие. Очень большой популярностью Александрийская библиотека пользовалась у врачей Древней Греции.

Дело заключалось в том, что по существующим тогда законам, на землях Балканского полуострова нельзя было заниматься хирургической практикой. Резать тело человека категорически запрещалось. В Древнем Египте на этот вопрос смотрели совсем иначе. Многовековая история создания мумий уже сама по себе предполагала вмешательство режущих инструментов. Без них мумификация была бы невозможна. Соответственно и хирургические операции рассматривались как дело обыденное и привычное.

Греческие эскулапы использовали любую возможность, чтобы уехать в Александрию и именно в стенах мусейона совершенствовать своё мастерство и знакомиться с внутренним устройством человеческого тела. Необходимый теоретический материал они черпали в стенах Александрийской библиотеки. Здесь имелось огромное количество информации. Вся она была изложена на древнеегипетских свитках, тщательно отреставрированных и отсортированных.

Дело Эратосфена Киренскийского продолжили другие хранители. Многих из них приглашали из греческих земель в качестве учителей для венценосных отпрысков.

Это была устоявшаяся практика. Хранитель библиотеки одновременно являлся и наставником очередного наследника престола. Ребёнок с младых лет впитывал в себя саму атмосферу, дух величайшего общественного заведения древности. Вырастая и получая власть, он уже рассматривал Александрийскую библиотеку как что-то родное и до боли близкое. Самые лучшие воспоминания детства были связаны именно с этими стенами, а потому они всегда холились и лелеялись.

Закат Александрийской библиотеки приходится на последние десятилетия I тысячелетия до н. э . Возросшее влияние Римской республики, борьба за власть между Клеопатрой и Птолемеем XIII привели к серьёзному политическому катаклизму. Вмешательство римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) помогло Клеопатре в её стремлении к единоличному и безраздельному царствованию, но негативно сказалось на культурном наследии великого города.

По приказу Юлия Цезаря был подожжён военный флот, выступивший на стороне Птолемея XIII. Огонь стал безжалостно пожирать суда. Языки пламени перекинулись на городские постройки. В городе начались пожары. Они в скором времени добрались и до стен Александрийской библиотеки.

Люди, занятые спасением своих жизней и имущества, не пришли на помощь тем служителям, которые пытались спасти для будущих поколений бесценную информацию, запечатлённую на свитках. В огне погибли рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида. Навсегда канули в вечность манускрипты древних египтян, содержащие в себе данные о зарождении человеческой цивилизации. Огонь безжалостно сожрал медицинские трактаты, астрономические и географические справочники.

Всё, что с огромным трудом столетиями собиралось по всему Средиземноморью, погибло в огне за несколько часов. Трёхвековая история Александрийской библиотеки закончилась. Это был 48 год до н. э.

Естественно, когда огонь потух и страсти улеглись, люди осмотрели содеянное и ужаснулись. Клеопатра, получившая безраздельную власть из рук Цезаря, пыталась восстановить былое величие и гордость своих предков. По её приказу библиотеку отстроили заново, но бездушные стены не могли заменить то, что должно было за ними храниться.

Очередной поклонник царицы римский военачальник Марк Антоний (83-30 до н. э.) пытался помочь укомплектовать библиотеку новыми рукописями. Их доставляли из разных мест, подконтрольных Римской республике, но это уже были далеко не те манускрипты, на которых учились великие философы древности.

В 30 году до н. э. Клеопатра покончила жизнь самоубийством. С её смертью прекратилась династия Птолемеев. Александрия превратилась в римскую провинцию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Александрийская библиотека продолжила своё существование, но серьёзных денежных вливаний никто в неё уже не делал. Она просуществовала ещё триста лет. Последнее упоминание о библиотеке приходится на 273 год. Это время правления римского императора Аврелиана (214-275), кризис Римской империи и война с Пальмирским царством.

Последнее представляло собой отколовшуюся от империи провинцию, провозгласившую свою независимость. Это новое государственное образование очень быстро набрало силу при царице Зенобии Септимие (240-274). Город Александрия оказался на землях этого царства, поэтому гнев римского императора Аврелиана отразился и на нём.

Александрия была взята штурмом и сожжена. В этот раз Александрийскую библиотеку спасти уже ничто не могло. Она погибла в огне и навсегда прекратила своё существование. Существует, правда, версия, что и после этого пожара библиотеку частично восстановили, и она просуществовала ещё 120 лет, окончательно канув в небытие только в конце IV века.

Это были годы бесконечных гражданских войн и время правления последнего императора единой Римской империи Феодосия I (346-395). Именно он отдал приказ об уничтожении всех языческих храмов. Библиотека находилась в Александрии при Серапеуме (храм Сераписа). Согласно приказу императора, его сожгли в числе множества других подобных сооружений. Окончательно погибли и жалкие остатки когда-то величайшего кладезя человеческих знаний.

На этом можно было бы поставить точку в этом грустном повествовании. К счастью, на земле хоть и редко, но происходят чудеса. Александрийская библиотека возродилась, как птица Феникс из пепла. Случилось это чудо в 2002 году в городе Александрии.


Библиотека
Александрина

Взорам людей предстало величайшее сооружение с оригинальной архитектурой из стекла, бетона и гранита. Называется оно «». В строительстве этого здания приняли участие десятки государств. Руководило работами ЮНЕСКО.

Возродившаяся библиотека имеет огромные площади, множество читальных залов, хранилища, рассчитанные на 8 миллионов книг. Главный читальный зал располагается под стеклянной крышей и большую часть суток залит солнцем.

Современные люди отдали дань уважения далёким предкам. Возродили великие традиции, похороненные под грудой пепла почти 1000 лет назад. Это лишний раз доказывает, что человеческая цивилизация не деградирует, а продолжает свой духовный рост. Пусть этот процесс идёт медленно, но он неотвратим в потоке времени, а тяга к знаниям не угасает с поколениями, а продолжает довлеть над человеческими умами и заставляет нас делать подобные благородные поступки.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

В 48 г. до н. э.), и вспомогательное, в храме Сераписа (Серапеум), там хранились общедоступные фонды и учебная литература.

Основной фонд библиотеки прекратил существование в ходе боевых действий 273 года - император Аврелиан полностью уничтожил Брухейон. С XVIII века распространилась версия, что часть библиотеки, хранившаяся в Серапеуме, была уничтожена во время столкновений 391 года между христианами и язычниками, но она не подтверждается однозначно античными источниками. По легенде, уничтожение библиотечных фондов завершилось в ходе арабского завоевания в первой половине VII века .

Практически все сведения о содержимом и устройстве Александрийской библиотеки содержатся в разрозненных античных источниках, которые сильно противоречат друг другу. Не известен ни один текст, вышедший непосредственно из библиотеки; археологи с большим трудом идентифицируют её местоположение.

Античные источники. Терминология

Александрийская библиотека скудно представлена в источниках, которые в большинстве своём восходят к римской эпохе, когда изменились принципы функционирования и комплектования библиотеки . Древнейшим источником, содержащим сведения о библиотеке, является Письмо Аристея , датируемое ныне II или I веком до н. э. Отрывочные сведения содержатся в «Географии» Страбона , трудах Сенеки , Плутарха и Светония . Некоторые сведения анекдотического характера представлены в трудах медика II века Галена , а также у Афинея , и ряда других авторов. Ряд важных сведений представлен в схолиях византийского учёного XII века Иоанна Цецеса , но источники его информации неизвестны .

В античных источниках Александрийская библиотека именовалась по-разному. Достаточно часто она именуется просто «Великой библиотекой» (др.-греч. ἡ μεγάλη βιβλιοθήκη ), «царской библиотекой», «библиотекой Мусейона », и т. д.

Основание библиотеки

Александрийская библиотека была основана, вероятно, по инициативе царя Птолемея I Сотера , что следует из «Моралий » Плутарха (Non posse suaviter vivi, 13, 3). Образцом для создания Александрийской библиотеки как государственного научного и образовательного учреждения, были, по-видимому, собрания при школах Платона и Аристотеля . Когда Платон перенёс школу из рощи Академа в собственный дом, он основал при нём Мусейон - храм муз; Теофраст построил для перипатетической школы специальные аудитории и здание библиотеки .

В основании Александрийской библиотеки приняли участие перипатетики Деметрий Фалерский и, возможно, Стратон из Лампсака, однако Деметрий не мог появиться в Александрии ранее 297 года до н. э. К его появлению, основа библиотеки уже сложилась, во всяком случае, Епифаний Кипрский сообщал, что однажды Птолемей Филадельф спросил Деметрия, как много книг собрано в библиотеке. Тот ответил, что собрано 54 800 свитков , но многое ещё предстоит достать и скопировать .

Александрийская библиотека представляла собой более академию, чем обычное собрание книг: здесь жили и работали учёные, занимавшиеся как исследованиями, так и преподаванием. При библиотеке состоял штат копиистов, переписывавших книги; был составлен каталог книг . Существенной особенностью Александрийской библиотеки было то, что её фонды преимущественно пополнялись на месте: Александрия была главным центром производства папируса в античности, а политика Птолемеев была направлена на создание кадров подготовленных специалистов - писцов и грамматиков-текстологов. Впервые об этом написал Авл Геллий , он же приводил максимальную оценку размеров библиотечного фонда - 700 000 свитков («Аттические ночи», VII, 17, 1-3) .

Библиотека и Музей создавались одновременно и должны были дополнять друг друга. Музей был культовым учреждением, но поклонение Музам носило практический характер, в форме разнообразных научных и литературных занятий, осуществляемых штатными учёными и литераторами. Ближайшим аналогом этой деятельности была постановка трагедий в Афинах классической эпохи как акт культовой обрядности бога Диониса . По сообщению Афинея , первоначальную основу библиотечного фонда составила библиотека Аристотеля, купленная Птолемеем (I, 3 b); однако этот фрагмент можно истолковать и как то, что основу фонда составили труды самого Аристотеля. Гален сообщал характерный анекдот, согласно которому все суда, посещавшие гавань Александрии, должны были отдавать свои книги и взамен получать копии. Птолемей III Эвергет взял в долг у Афин государственный экземпляр произведений афинских трагиков и вернул только копии, утратив огромный залог в 18 талантов .

Первым хранителем библиотеки был Зенодот Эфесский (до 234 г. до н. э.), после него Эратосфен Киренский (с 236 по 195 г. до н. э.), Аристофан Византийский (по 185-180 г. до н. э.), Аристарх Самофракийский (по 146 г. до н. э.). В библиотеке работали и другие выдающиеся учёные эпохи эллинизма , в том числе Евклид , Герон Александрийский , Архимед . Сведения об этом приводятся в византийской энциклопедии Суды . В оксиринхском папирусе 1241 приводится другой список александрийских библиотекарей, но, по словам В. Боруховича , он не может служить основанием для решения вопроса о преемственности в управлении библиотекой. Аполлоний Родосский назван здесь учителем первого царя (вместо третьего), а преемником Аполлония назван Эратосфен , за которым следуют Аристофан Византийский и Аристарх .

Фонды библиотеки

Александрийская библиотека в представлении художника XIX века О. фон Корвена

В 1819 году Ф. Осанн, изучая рукопись комедий Плавта XV века, обнаружил латинский схолий , содержащий сведения об Александрийской библиотеке, но опубликован он был намного позже. Содержание его таково:

(Царь) учредил две библиотеки, одну за пределами царского дворца, другую во дворце. Во внешней библиотеке насчитывалось 42 800 свитков, а в той, что находилась во дворце, - хранилось 40 000 «смешанных свитков» (Voluminum commixtorum ), «простых же и разделённых» (Simplicium autem et digestorum ) 90 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь, который также написал титулы для каждого свитка .

Анонимный автор схолия ссылался при этом на византийского учёного Иоанна Цецеса . Примечательно, что греческий текст Цецеса об Александрийской библиотеке - части схолий к Аристофану - сохранился в одной из рукописей из собрания Амброзианской библиотеки в Милане . Там приведён иной порядок чисел:

Названный царь Птолемей Филадельф… когда собрал отовсюду на деньги царской казны книги в Александрию, по совету Деметрия Фалерского и других старцев, отвел им место в двух библиотеках. Во внешней библиотеке число книг равнялось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела «смешанных» книг (греч. συμμίκτων ) - 400 000, «простых» же и «несмешанных» - 90 000, как описал их по «Таблицам» Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок .

Характерно, что современные исследователи склонны доверять заниженным оценкам числа хранившихся в библиотеке сочинений . Споры вызывает также понятие «простых», «смешанных» и «несмешанных» книг, хранившихся в библиотеке. По мнению В. Боруховича , «простыми» книгами в традиции александрийских учёных назывались свитки среднего размера, включавшие одно литературное произведение, тогда как «смешанные» книги представляли собой совокупность свитков, связанных или заключенных в одну коробку, как бы «перемешанными» между собой - так, что требовалось искать среди них требуемую часть памятника .

Текстологическая работа хранителей библиотеки была неотделима от каталогизации её содержимого. Многие книги были намеренно приписаны их авторами другим лицам (так называемые «псевдэпиграфы ») или вообще не имели автора. Часто авторы носили одинаковые имена, а в процессе переписки рукописей тексты искажались, возникали пропуски и добавления. Поэтому перед александрийскими грамматиками, занимавшимися обработкой накопленных книжных фондов, вставала задача максимального приближения к авторскому оригиналу редактируемых ими копий . Интересы библиотекарей включали не только греческие произведения, но и восточные. Именно при Мусейоне был осуществлён перевод Септуагинты , а египетский жрец Манефон написал по-гречески «Историю Египта». Также он, предположительно, был основателем филиала библиотеки при Серапеуме .

Далее около двух столетий Александрийская библиотека существовала в относительно спокойной обстановке. У Светония в биографии Клавдия (42, 2) содержится фрагмент, в котором тот повелел пристроить к Мусейону новое здание для переписывания и публичного чтения собственных сочинений императора. Из этого некоторые авторы делают вывод, что упадок библиотеки уже начался . В то же время, у Светония сообщается, что после того, как римская императорская библиотека пострадала от пожара, Домициан отправил в Александрию специалистов для копирования и сверки утраченных текстов («Жизнь двенадцати цезарей », «Домициан», 20). Из этого Р. Бэгналл делал вывод, что в римскую эпоху библиотека утратила свой религиозный статус и была переориентирована на нужды системы образования .

Во II веке Александрию посетил император Адриан , назначивший в Мусейон нескольких новых членов. Есть основания полагать, что эту политику продолжили его преемники Антонин Пий и Марк Аврелий . Однако, с началом кризиса Римской империи , в 216 году император Каракалла отдал Александрию на разграбление своим солдатам, что также могло повредить сохранности книг. При нём же понизился статус хранителей Музея и библиотеки, они потеряли ряд привилегий, восходящих ещё к эпохе Александра Македонского .

Главная библиотека вероятнее всего погибла в 273 году, когда император Аврелиан разрушил и сжёг Брухейон при взятии Александрии, подавляя мятеж царицы Зенобии ; часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена, вероятно, позднее. Время окончательной гибели библиотеки точно не установлено .

В 391 году в Александрии произошли волнения и конфликт между язычниками и христианами. Существуют различные версии возникновения и течения конфликта. В конце концов патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов, что повлекло разрушение Серапеума . Церковный историк Сократ Схоластик описывал это так :

Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил всё, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское , разрушил храм Сераписа… Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили ещё большие; воспламенённые одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане…

Вероятно, во время этих событий погибли книги, находившиеся в храме . О событиях писал также языческий автор Евнапий Сардийский . Оба - Сократ и Евнапий - сообщали о разрушении языческих храмов, однако упоминаний об уничтожении именно книг нет. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще. У Орозия (VI, 15, 32) сообщается, что шкафы от книг можно было видеть в разных храмах Александрии . Известно, что Мусейон и библиотека в какой-то форме существовали и позднее событий 391 года; в частности, одним из последних известных интеллектуалов, работавших там, был математик и философ Теон Александрийский , скончавшийся около 405 года (сведения об этом приводятся в энциклопедии Суды) .

В труде Chronicon Syriacum сирийского епископа XIII века Григория Бар-Эбрей сообщается, что уцелевшие остатки рукописей погибли в VII-VIII веках при господстве арабов-мусульман, однако достоверных сведений об этом нет. Широко известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране , то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь» . Российский историк-арабист О. Г. Большаков комментировал это так :

Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский , немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки.

Таким образом, сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом - многовековая традиция. В частности, Плутарх винил Цезаря, Эдуард Гиббон - христиан, Григорий Бар-Эбрей - мусульман, а авторы современной Британской Энциклопедии возложили основную вину на Аврелиана . C точки зрения Р. Бэгнолла, упадок и гибель Александрийской библиотеки было длительным процессом, естественным в своей основе. С упадком классической филологии и отсутствии интереса у властей, не оказывалось средств для восстановления обветшавших свитков, которые требовали постоянного обновления. В античности папирусные книги-свитки старше 200 лет считались большой редкостью .

Историография. Археологические свидетельства

Несмотря на крайне малое количество достоверной информации об Александрийской библиотеке, она с течением веков стала архетипическим символом хранилища знания и культуры, а также символом скоротечности бытия . Этот образ возник в эпоху Ренессанса и в почти неизменном виде стал передаваться последующим поколениям . Новое измерение тема Александрийской библиотеки приобрела в монументальном труде «История упадка и разрушения Римской империи » (1776-1789) Эдуарда Гиббона , в котором он обвинил в уничтожении библиотеки христиан, а не мусульман.

Отсчёт современной научной историографии Александрийской библиотеки ведётся с 1823 года, когда в Лейдене вышла небольшая монография Герхарда Деделя Historia critica bibliothecae Alexandrinae . В 1838 году аналогичную книгу опубликовал Ф. Ричль , и с тех пор публикации на тему Александрийской библиотеки стали более или менее регулярными. Существенным вкладом в исследование библиотеки стала монография американского исследователя Э. Парсонса, вышедшая в 1952 году . В 1986 году было опубликовано исследование Л. Канфора «Исчезнувшая библиотека» , ставшее бестселлером, но его критиковали за смешение фактов с литературным вымыслом и «туманность» выводов . Однако, поскольку в книге приведены почти все древние источники и описаны современные исследования, книга переводилась на многие языки и регулярно переиздаётся. В 1990 году вышло большое исследование Мустафы аль-Аббади, считающееся наиболее фундаментальным из до сих пор публиковавшихся .

С точки зрения археологии, Александрийская библиотека локализуется плохо. Из описания Страбона следует, что у библиотеки вообще не было отдельного здания (по крайней мере, оно не упоминается). Руководитель раскопок царского квартала древней Александрии Жан-Ив Эмперёр вообще скептически относился к возможности открытия остатков здания Библиотеки . Одним из следов материального существования Библиотеки считается каменный ящик, обнаруженный в 1847 году. Предполагается, что он служил для хранения книг, ныне он находится в коллекции венского Музея истории искусств . По результатам раскопок александрийского Серапеума , принято считать, что для хранения книг служила анфилада из 19 комнат размером 3 × 4 м, расположенная во дворе за южным портиком .

В массовой культуре

С 1980-х годов судьба Александрийской библиотеки заинтересовала авторов исторической и приключенческой прозы. В свет вышли романы Стива Берри , Клайва Касслера , математика и историка науки Дени Гежа , астронома и писателя Жана-Пьера Люмине .

Александрийская библиотека играет определённую роль в сюжете, по крайней мере, двух фильмов на античную тему. В исторической драме «Клеопатра » (1963) египетская царица называет Цезаря «варваром» за погибшую в ходе боевых действий библиотеку - в фильме показан её пожар. В 2009 году вышел фильм «Агора », посвящённый судьбе Гипатии , которая по сюжету работала в Александрийской библиотеке. Этот фильм вызвал множество критических откликов в отношении корректности передачи исторической реальности, включая разбор профессионального историка - Фэйт Джастис .

Современная Александрийская библиотека

Примечания

  1. , с. 152.
  2. Mostafa El-Abbadi. The life and fate of the ancient Library of Alexandria. - 1990. - P. 78.
  3. Angelika Zdiarsky. Bibliothekarische Überlegungen zur Bibliothek von Alexandria. - 2011. - S. 162, 166.
  4. Rudolf Blum. Kallimachos. The Alexandrian Library and the Origins of Bibliography. - University of Wisconsin Press, 1991. - P. 104-105.
  5. Uwe Jochum. Kleine Bibliotheksgeschichte. - 2007. - S. 34.
  6. Elgood P. G. Les Ptolémées d’Egypte. - P. , 1943. - P. 7.
  7. , с. 153-154.
  8. , с. 153.
  9. Александрийская библиотека // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. - М: Большая Российская энциклопедия, 2005. - Т. 1. - С. 447. - 768 с. - 65 000 экз. - ISBN 5-85270-329-X .
  10. , с. 154.
  11. , с. 157.
  12. , с. 159.
  13. , с. 161.
  14. Ritschl F. Die alexandrinischen Bibliotheken. - Breslau, 1838. - S. 3.
  15. Keil H. Ioannis Tzetzae scholiorum in Aristophanem Prolegomena // Rheinisches Museum. - 1847. - № VI . - P. 108.