Фотоисторияили типология. Как из серии фотографий сделать современный фотопроект? Построение фотоистории: отбор, редактирование

Как сделать портрет c «Вау-эффектом»?

Очень хорошо, когда портрет сделан по всем правилам, но зачастую самыми яркими и запоминающимися портретами оказываются те, в которых нарушены абсолютно все правила.

В этой статье вы узнаете, как можно нарушив или слегка отойдя от правил сделать поразительные портреты.

1. Поменяйте перспективу

Большинство портретов снимается на уровне глаз объекта. Хотя такой способ самый логичный, кардинальное изменение угла съемки сделает ваше фото неожиданным и оригинальным.

Поднимитесь повыше и снимите ваш объект с верней точки или наоборот наклонитесь пониже к земле и фотографируйте оттуда. В любом случае вы увидите объект съемки под необычным углом, что и будет порождать интерес к фото.

2. Поиграйте с взглядом

Удивительно, как сильно направление взгляда объекта съемки может повлиять на изображение. В большинстве портретов взгляд модели направлен прямо в объектив и это создает реальное ощущение связи между зрителями и самим объектом фотосъемки. Но есть несколько других способов, которые вы можете попробовать.

Вариант А . Взгляд «от камеры» — Позвольте модели сосредоточится на чем-нибудь невидимом за пределами объектива камеры. Это поможет создать ощущение искренности и заинтригует зрителя, заставив его задуматься о том, куда направлен взгляд на фото. Специально для сайт Такая интрига особенно проявляется, когда на фото запечатлены какие либо эмоции (то есть вызовет вопросы типа «что заставляет их смеяться?» или «что их так удивило?»). Но при съемке отвлеченного взгляда опасайтесь того, что зритель, следуя за взглядом модели, не ушел за рамки фотографии, упустив сам главный объект на фотографии – вашу модель.

Вариант В . Взгляд внутри кадра– В качестве альтернативы модель может смотреть на что-то (или кого-то) внутри кадра. Ребенок, смотрящий на мяч, мама, глядящая на своего новорожденного малыша, мужчина, с жадностью смотрящий на большую тарелку пасты…Когда вы даете объекту посмотреть на что-то внутри кадра вы создаете дополнительную точку интереса и связь между ним и основным объектом. Это также помогает создать «историю» на снимке.

3. Нарушайте правила композиции

Существует много правил создания композиций. Но иногда полезно знать правила, чтобы потом намерено их и нарушить, так как это может привести к занятным результатам.

Правило третей – это то, что можно нарушить с наибольшей эффективностью. Расположение объекта ровно по центру может создать впечатляющее изображение, но творческое размещение объекта на самом краю снимка тоже может иногда создать интересные образы.

Другое правило, о котором часто упоминается, состоит в том, лицо объекта и его взгляд был направлен к центру снимка. Это может очень хорошо сработать, но опять-таки правила иногда нужны для того, чтобы их нарушать.

4. Экспериментируйте с освещением

Еще один элемент случайности, который можно применить в портретной съемке – это способ освещения. Существуют почти неограниченные возможности, когда речь заходит об использовании света в портретах.
Специально для сайт

Боковой свет сможет создать настроение, а подсветка и силуэтная съемка, чтобы скрыть детали объекта может сделать фото очень выразительным.

Использование таких методов как медленная синхронизация вспышки может создать впечатляющий эффект.

5. Уберите модель из зоны комфорта

Есть история одного фотографа, который делал корпоративную портретную съемку для бизнесмена в его доме. Было сделано много фотографии с головой и плечами, снимки за рабочим столом, напротив дипломов в рамках и другие типичные корпоративные фотографии. Все они получились довольно стандартными, но не было ничего выделяющегося из общей массы. Специально для сайт

Фотограф и клиент сошлись в том, что было сделаны много полезных снимков, но захотели создать что-то «особенное». Фотограф предложил попробовать съемку с прыжками. Клиент поначалу заколебался, но все же решился выйти из зоны своего комфорта и начал прыгать прямо в костюме и галстуке!

Снимки получились удивительные, неожиданные и довольно забавные. Кульминацией съемки стал прыжок клиента в прямо бассейн на последнем снимке!

Хоть это и звучит немного «глупо», но в конечном итоге именно эти нестандартные фото и появились в журнале, так как издатели сочли их самыми интересными и достойными внимания читателей.

6. Создайте искренность

Иногда постановочные фото выглядят «слишком» постановочными. Некоторые люди не очень хорошо получаются на снимках когда позируют, поэтому лучше использовать метод погружения в естественную среду.

Фотографируйте свой объект на работе, с семьей или когда они занимаются тем, что нравится. Это позволит им почувствовать себя более непринужденно и, в конечном итоге, вы сможете получить несколько особенных снимков, Специально для сайт на которых клиент будет выглядеть естественно и соответственно ситуации. Возможно, вам захочется применить большой зум-обектив чтобы захватить окружающую среду, почувствовав себя настоящим папарацци.

Это особенно хорошо работает при съемке детей.

7. Добавьте посторонний предмет

Добавив непривычный предмет на некоторые из ваших снимков, вы сможете создать альтернативные точки интереса, которые повысят интерес к фото.

Да, это может быть довольно рискованно, потому что вы отвлекаете внимание от основного объекта. Но такой способ поможет добавить ощущение истории и места на снимке, которая даст новое направление и придадут объекту съемки дополнительный уровень глубины, чего не было бы на фото без этого предмета.

8. Сфокусируйтесь на одной части тела

Используйте объектив с большим фокусным расстоянием или подойдите к объекту настолько близко, чтобы можно было сфотографировать лишь часть тела. Съемка рук, глаз, рта или даже нижней части тела оставит много пространства для воображения зрителя.

Иногда то, чего не хватает на снимке, говорит больше чем то, что присутствует.

9. Скройте часть вашего объекта

Вариацией идеи по съемке отдельных частей тела может быть сокрытие части лица или тела в портрете. Можно сделать это с помощью одежды, предметов, руками или просто вырезав лишнее со снимка.

Такой подход оставляет немного места для воображения зрителя, но фокусирует их на тех частях объекта, которые вы хотели бы подчеркнуть.

10. Сделайте серию снимков

Переключите камеру в режим серийной съемки и делайте сразу несколько фотографий.

Так вы сможете создать серию снимков, которые могут быть представлены одновременно, вместо единственного статичного фото.

Эта техника хорошо работает при съемке с детьми или другими активными объектами, которые меняют свое положение и позы в быстром темпе.

Заключение

Все что написано выше, поможет вам создать нестандартный креативный портрет. Но используйте данные приемы с умом. Многие из описанных выше способов, нарушают известные и классические приемы и правила. Но это не значит, что правилами следует пренебрегать. Наоборот, прежде чем начать пренебрегать правилами – нужно научиться им следовать. Только в этом случае, вы сможете сделать действительно креативный и оригинальный снимок, а не полную ерунду.

Так вот, серийность в фотопроектах может быть представлена двумя вариантами - серия-фотоистория и серия-типология. Давайте разберемся что это такое, и чем они отличаются друг от друга.

Фотоистория . Фотоистория пришла к нам из фотожурналистики, где задачей фотографа было проиллюстрировать своими фотографиями текст статьи, рассказывающей о каких-то событиях или явлениях. Её же называют фотоочерком, фоторепортажем. Здесь каждая фотография выступает как бы иллюстрацией мысли, каждая новая фотография эту идею подтверждает снова. Итак, каждая фотография - иллюстрация. Фотографии как маленькие рассказы, из которых и складывается текст - большая фотоистория. Например, проект «Дети Африки». Каждая фотография этого проекта как бы говорит - дети Африки страдают. Когда мы видим 30 таких фотографий в серии, то мы точно понимаем, что хотел сказать нам автор проекта «Дети Африки».

Проект Мартин Парра «Лакшери» хороший пример фотоистории. Уже по одной картинке становится понятно, о чем идет речь. С каждый новой картинкой - эти предположения подтверждаются в большей степени. Каждая фотография - это маленький рассказ, из которых складывается фотоистория.

Фото Мартин Парр (Martin Parr) «Лакшери»

Красивая фотоистория у Набуёси Араки, посвященная смерти его жены. Фотографии в рамке по всей квартире, застывшие виды в окне, лужи, а потом снег, кошка, которая лежит, идет, смотрит и ждет.

Фото Набуёси Араки (Nabuyoshi Araki)

Часто фотографы, работающие с фотоисторией, снимают в смешанном жанре, то есть в одном проекте объединяют фотографии разных жанров: ортреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Хороши пример - книга Манфреда Виллманна «Деревня». Манфред поехал в немецкую деревню снимать проект и прожил там 2 года. Это отличная фотоистория о том, как живут люди в деревни, что такое действительно настоящая жизнь и счастье по-настоящему.

Фото Манфред Виллманн (Manfred Willmann)

Типология . Современная серия - это всё-таки типология. Это не фотоочерк, не фоторепортаж и не фотоистория. Типология пришла нам в виде наследие Августа Зандера (August Sander), Карла Блосфельда (Karl Blossfeldt), Бернда и Хиллы Бехеров (Bernd and Hilla Becher). Типология - это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет никакого отдельного высказывания, а смысл проекта всплывает только тогда, когда Вы посмотрели все эти фотографии вместе. То есть каждая из фото, в отличие от случая с фотоисторией, не иллюстрации мысли автора. Она просто слово. И так у Вас слово за словом складывается предложение. Предложение, которые и несет смысл. Смысл не иллюстрируется каждой фотографией отдельно, как это было в фотоистории. Здесь вся серия целиком - и есть мысль. Это называется синтагматический принцип. Принцип, по которому не возможно понять смысл, не услышав фразу целиком. Только когда все слова фразы собраны вместе в предложные и каждое на своем месте - тогда и появляется смысл. На таких фотографиях часто нет ситуаций и сюжетов, раскрывающих мысль всего проекта в целом. Часто может показаться, что это бессвязные наблюдения или заметки, ничего не значащие картинки.

Как снять типологию? Перед тем, как снимать подумайте, иллюстрирует ли фотография напрямую главную идею проекта или нет. Если нет - не снимайте. Собирайте фотографии передающие ощущение, а не конкретные понятные явные смыслы, вторящие теме проекта. В серии-фотоистории каждая фотография снова и снова подтверждает смысл, заявленный в заголовке проекта. Для современного проекта - это было бы слишком просто. Смысл в проекте-типологии рождается на пересечении фотографий, составляющих проект. И сами эти фотографии, составляющие проект, по отдельности часто кажутся безликими, невыразительными и ни о чём конкретном не говорящими. И только будучи собранными вместе в серию-типологию, они на ваших глазах создают смысл проекта.

Как правило такие проекты исследуют типичекое в группах или наоборот в похожем, пытаются выявить тонкие различия. Это как социологическое исследование, когда из большого количества ответов можно выделить и выявить общие черты. Типология - это как научная работа по исследованию закономерностей, в окружающем нас мире.

Август Зандер - один из первых фотографов, который начал снимать типологию. Конечно, тогда еще он не знал, что это такое и что это станет языком фотографии XXI века. В любом случае исследование типологическое людей Германии по профессиям, увлечениям, роду деятельности положило начало первым типологиям в фотографии.

Фото Август Зандер (August Sander)

Карл Блосфельд снимал растения и систематизировал их. На фото мы можем видеть тонкие отличия во вроде бы одинаковых и никому не интересных стеблях, теперь поражающих воображение.

Фото Карл Блосфельд (Karl Blossfeldt)

Бехеры снимали газгольдеры, водонапорные башни и другие промышленные объекты в Германии, а затем и за ее пределами. Собирая фотографии в серии, они получили типологии, которые имеют не только прикладное значение для изучения этих объектов, но и показали миру, что искусством может быть не только красивая фотография, но и сама идея.

Фото Бернд и Хилла Бехеры (Bernd and Hilla Becher)

Это же принцип заложен и во многих современных фотопроектах. Из современных авторов, использующих типологию в своих фотопроектах надо отметить следующих: Алек Сот (Alec Soth), Синди Шерман (Сindy Sherman), Андреас Гурски (Andreas Gursky), Томас Руфф (Thomas Ruff), Шерри Левин (Sherrie Levine).

Томас Руфф снимает «как на паспорт» выходцев из бывшего ГДР, чтобы зритель не отвлекаясь на эмоции, жесты, то есть не отвлекаясь от сути, смог проследить типическое в серии эти портретов - то есть выявить то общее, что есть в этих людях и нет в других.

Фото Томас Руфф (Thomas Ruff)

Алек Сот, наверное, самый важный фотограф, работающий с типологией, потому что ему удалось в одном проекте объединить несколько линий типологии и построить на этом вест свой проект. При внимательном изучении Вы увидите, что здесь повторяются типы объектов: бородачи, заброшенные дома, объекты-одиночества, пустынные пейзажи. Алек Сот очень тонко перемешивает это все в своем проекте, и через этот неповторимый коктейль из нескольких линий типологии, собирает своё большое высказывание о безысходности.

Фото Алек Сот (Alec Soth) «Broken Manual»

И последний автор Шерри Левин - современный художник, предлагает нам найти 26 отличий на современных отпечатках фотографий Уолкера Эванса (Walker Evans), выставленных в галерее, подражая современным фотопроектам в виде типологии. Это концептуальный проект, исследующий как изменилось отношение к фотографии со времен Эванса до наших дней, как изменилось наше представление о фотографии, чего современный зритель ожидает от фотографии и тд. Все это решено через популярную сейчас типологию. Фактически, это типология одной и той же фотографии.

Фото Шерри Левин (Sherrie Levine)

Одной из новых и весьма полезных функций iOS 7 стала серийная съемка. Все любители мобильной фотографии наверняка оценили возможность сделать целую серию снимков и затем выбрать из них наиболее удачный. Особенно хороша серийная съемка на , где в секунду устройство делает до 10 кадров. Однако есть у всего этого великолепия и один существенный минус – память устройства утекает ровно с той же скоростью, что и появляются новые фотографии. Но у этой проблемы теперь есть решение для всех, кто обновился до iOS 7.0.2 или .

Сперва небольшое отступление. Так получилось, что далеко не все пользователи в курсе, что вместе с седьмой версией мобильной операционной системы Apple в их смартфоне, начиная с iPhone 4s, появился режим серийной съемки или Burst Mode в английском варианте. Работает она следующим образом: необходимо запустить камеру, а затем нажать и удерживать клавишу съемки. Если вы используете iPhone 5s , то на экране отобразится счетчик, отмечающий количество сделанных таким образом снимков. Серийная съемка идеально подходит для фотографирования движущихся объектов, так как позволяет впоследствии выбрать наиболее удачные снимки из всей серии. На iPhone 5 и iPhone 4s никакого счетчика не будет. Фотографии просто отправятся в фотопленку так, словно вы делали обычные снимки.

Но есть, как упоминалось в самом начале, одна небольшая проблема, способствующая быстрому заполнению памяти смартфона при частом использовании серийной съемки. iOS 7.0, а затем и iOS 7.0.1 предлагали сохранить лучшие снимки из получившихся, но никаким образом не предлагали избавиться от остальных снимков. Многие активные фотографы вскоре обнаруживали, что встроенная память занята множеством лишних и абсолютно ненужных снимков.

Решение этой проблемы предложила сама Apple в iOS 7.0.2 и 7.0.3. Теперь, сделав серию снимков, достаточно зайти в приложение «Фото», где открыть получившуюся коллекцию. Там, используя кнопку «Избранное», можно отметить те фотографии, которые по вашему мнению получились наиболее удачными. Выбрав фотографии и нажав готово, мы увидим предложение системы удалить оставшиеся фотографии или сохранить для дальнейшего использования. Таким образом, теперь у пользователей есть не только выбор, но и возможность сэкономить ценные сотни мегабайт, а то и все гигабайты дискового пространства своих смартфонов.

сайт Одной из новых и весьма полезных функций iOS 7 стала серийная съемка. Все любители мобильной фотографии наверняка оценили возможность сделать целую серию снимков и затем выбрать из них наиболее удачный. Особенно хороша серийная съемка на iPhone 5s, где в секунду устройство делает до 10 кадров. Однако есть у всего этого великолепия и один существенный минус...

Каждый снимок должен содержать что-то новое, не быть повторением уже достигнутого ранее.
Йозеф Судек

«Решающий момент» в отборе

В послесъемочном периоде перед фотографом стоит непростая задача - отобрать из отснятого материала лучшие фотографии и составить фотоисторию. О важности этого этапа пишет Картье-Брессон: «У нас есть две возможности отбора нужного материала… Первая - это непосредственно сама фотосъемка, когда фотограф рамкой видоискателя и нажатием на спусковую кнопку камеры вычленяет из бесконечной реальности значимые моменты. Вторая - это послесъемочный отбор».

В отснятом материале может и не оказаться «фотографических шедевров», но правильно отобранные фотографии в смысловой и изобразительной связке друг с другом способны создать новое качество - интересный, запоминающийся фоторассказ. Такой фоторассказ, построенный грамотным отбором и расположением снимков, способен выразить сложную мысль, показать событие под углом авторского видения, что ценно само по себе.

Отбор фотографий - довольно кропотливый процесс, заключающийся в анализе всей съемки. Вначале просматриваются все кадры; безжалостно отсеиваются прежде всего те, которые представляют собой технический и композиционный брак. Репортажная фотография - в отличие от других видов, как вы уже поняли, - это реалистическая, информационно насыщенная фотография, стремящаяся к объективному отражению реальности. Исходя из этого понимания и удаляются снимки нерезкие, недо- или переэкспонированные с непроработанными важными деталями. Удаляются кадры, искажающие внешность человека или смысл происходящего из-за неправильно выбранной точки съемки, ракурса или недостатков освещения.

Даже после предварительного отбора материал может содержать не один десяток фотографий. Как правильно распорядиться ими? Сколько и какие фотографии оставить для составления фотоистории? Последующий отбор и окончательное количество фотографий будут зависеть от того, где вы планируете показывать свою съемку. Так, на газетной странице или журнальном развороте обычно размещают в среднем 3-8 репортажных снимков (иногда больше). В свой личный виртуальный альбом или видеоряд в слайд-шоу фотограф может включить значительно большее количество фотоснимков. Некоторые фотографические проекты, например фотовыставки, допускают тематические серии из десятков фотографий.

Независимо от того, имеются или отсутствуют внешние ограничения по количеству снимков в серии, фотограф должен стремиться к лаконизму - умению в немногом раскрыть многое. Во- первых, лаконизм - признак мастерства. Во-вторых, несколько выразительных фотографий запомнятся лучше, нежели длинный ряд неплохих снимков по той же теме.

Человеческое внимание имеет свойство утомляться. Главный «утомитель» нашего внимания - монотонность, однообразие. Мы должны помнить об этом, собирая фотоисторию. Чтобы зритель не заскучал, рассматривая фотографии, вы должны тщательно отобрать сюжеты. Сюжеты должны быть разнообразными! Основное правило вотборе сюжетов - не допускать повторов! Найдите самые яркие, ключевые моменты съемки, которые вы без сомнений включили бы в свой видеоряд. Они будут «держать» всю фотоисторию. Затем отсортируйте другие сюжеты, менее важные, но детализирующие информацию и усиливающие общее впечатление, которого вы хотите достичь.

Трудности возникают при отборе лучшего кадра из нескольких, сходных по сюжету и композиции. Особенно сложно выбирать, если снимки равноценны по своим достоинствам. В этих случаях я, к примеру, доверяю первому впечатлению от съемки и выбираю те снимки, которые понравились сразу. Если сомнения велики, зову на помощь жену или дочь. Мнение стороннего человека очень полезно - разумеется, того, чьему вкусу вы доверяете. Лично я ценю мнение художников. Даже противоположная точка зрения вашего эксперта поможет вам сделать правильный выбор, ибо собственный взгляд в процессе отбора нередко «замыливается», теряет свежесть восприятия.

Посмотрим, каких критериев отбора придерживались известные мастера фотографии. Картье-Брессон советует выбирать те сюжеты, «…в которых сконцентрируются глубокие отношения к реальности». Майнор Уайт пишет: «Я всегда смотрю, есть ли в фотографии дух». Арнольд Ньюман убежден: «Фотография тогда может считаться интересной, когда она западает нам в сознание». Павел Кривцов целенаправленно показывает нам человека с лучшей стороны: «Главная задача - открыть самые лучшие черты человека, лучшие его качества». Научитесь и вы оставлять только самые выразительные, самые впечатляющие сюжеты.

После того, как вы позаботились о разнообразии содержания и отобрали основные сюжеты, снова проанализируйте получившийся набор снимков - насколько фотографии разнообразны по форме? Мы уже знаем, что богатство фотографических форм дают нам планы, точка съемки, светотеневые решения, композиция и другие изобразительные средства, которые мы изучали на нашем курсе. Зритель легко освоит информацию, если перед ним пройдет чередование планов - крупного, среднего, общего; вертикальных и горизонтальных кадров; видов, снятых с разных точек. Глубинные, многослойные композиции создадут эффект присутствия, а светотеневые решения и эффекты цвета придадут вашему повествованию нужную эмоциональную тональность.

Возможно, вы обнаружите, что почти все отобранные фотографии сняты средним планом, нет крупных, а ведь они приближают нас к человеку или важным деталям. Может быть другая промашка: все снимки окажутся горизонтальными. Попробуйте вернуться к отсеянным кадрам и поискать аналоги, выполненные в нужном плане или в нужном формате. Если их не окажется, «упущенного уже не вернешь, но лучше на будущее понять, что и почему не получилось, чтобы быть готовым к этому в следующей съемке» (Картье-Брессон). Всегда помните: разнообразие сюжетов и фотографических форм - необходимое условие создания запоминающейся фотоистории.

Построение фотоистории

Отбор фотографий завершен. Теперь перед нами стоит задача составить из отобранных кадров связную фотоисторию - расположить снимки в определенной последовательности по отношению друг к другу. Расположить так, чтобы они ярко и четко выразили ваш личный взгляд, вашу мысль. В связи с этим неплохо перед окончательной редакцией сформулировать идею съемки в двух-трех фразах и дать название своему фоторассказу. Название может быть простым, в виде назывного предложения. Например, «На отдыхе», «Жизнь прихода», «Стройка»…

Такое названиепросто обозначает тему и позволяет фотографиям самим раскрыть ее. Многие авторы более активно используют силу слова. Метафорой, цитатой, поэтической строчкой они стремятся вычленить свою главную мысль, направив зрительское внимание в нужное русло (например, «Сказки старого города», «Терра инкогнита», «Чудаки украшают мир»). Безусловно, выразительное название будет работать на вашу фотоисторию, но подобрать его не так просто. Не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям.

По-существу, фотоистория есть повествование в картинках, развивающееся по тем же законам и правилам, что и литературные рассказы. Изложение истории предполагает разнообразие авторских стилей, манер и сюжетных ходов. Это творческий процесс. По формальной организации материала можно выделить следующие варианты построения фотоистории:

1. На основе жесткой сюжетной структуры, предусматривающей завязку, кульминацию и развязку. События показываются в хронологической последовательности. («Мир художника Алексея Павельева» в Примерах).

2. На основе главного, ключевого кадра, объединяющего вокруг себя мозаику второстепенных («Свадьба с приданым» в Примерах).

3. На основе ассоциативных связей, возникших между кадрами, сделанных в разное время, по разным поводам и даже в разных местах, но объединенных общей темой («В Соловецкой обители» в Примерах).

Хочу обратить ваше внимание, что расстановкой фотографий в линейном ряду на фотовыставке, интернет-экспозиции, слайд-шоу мы создаем новое визуальное произведение, новую композицию. В ней каждый снимок должен эффективно поддерживать вашу идею, ваш замысел. Снимки рассматриваются по очереди, в движении от одного к другому. Впечатление от отдельного кадра переносится на следующий.

Эстетически правильная подборка соседних кадров по цвету, свету, графике, композиции, планам помогает поддерживать внимание зрителя, направляет восприятие в задуманном направлении. В фотоистории «…каждая фотография рассматривается в соотношении с другими точно так же, как при написании эссе» (Юджин Смит). Выстраивая композицию фотоистории, мы можем намеренно остановить движение главной мысли крупным планом, портретом или введением пейзажа. Наоборот, цветовым, графическим, композиционным контрастом соседствующих фотографий поставить акцент на главном, создать необходимое напряжение внимания. Даже легкая перестановка фотографий в изобразительном ряду, удаление или добавление новых фрагментов может существенно изменить интонацию фотоистории, создать новый контекст. И, наконец, редактированием мы должны найти такое соотношение между фотографиями, которое позволит воспринять всю композицию как цельный, законченный рассказ, а не как пеструю мозаику разрозненных картин.

Разумеется, нужно позаботиться о ярком начале и логическом завершении истории. В любой фотоистории имеется начало (заходной кадр), развитие (движение от снимка к снимку показывает нам место, действие, ситуации, характеры, ключевой кадр), завершение (закрывающий кадр). Желательно уже первым, заходным кадром заинтриговать, увлечь зрителя, ввести его в тему. Последний, закрывающий кадр может подводить итог спокойным лирическим пейзажем, жизнеутверждающей сценой, символическим или проблемным кадром. Каким будет завершение, зависит от вашей концепции и драматургии истории.При построении фотоистории я опираюсь на следующие принципы, которые, надеюсь, пригодятся и вам.

Принцип лаконизма.

Не обязательно все отобранные сюжеты включать в фоторассказ. От некоторых фотографий по ходу построения придется отказаться, дабы не утяжелять восприятие зрителя. Степень перегрузки я определяю так. Сначала собираю рассказ из нескольких - трех-пяти - самых выразительных и интересных кадров. Ставлю их в необходимом порядке. Затем постепенно ввожу в изобразительный ряд новые снимки, наблюдая за тем, как они соотносятся и дополняют друг друга. Набор фотографий увеличивается до восьми-двенадцати штук и более. Я останавливаюсь, когда вижу, что расширение фотоистории уже не улучшает ее качество. Хорошо снятая фотоистория может быть показана всего в нескольких кадрах. Например, многокадровый репортаж (18 кадров) Геннадия Михеева «Свадьба с приданым», который мы рассматривали раньше, может быть отредактирован так — девять кадров.


Принцип согласованности.

Здесь я имею ввиду сюжетно-смысловую связь соседних кадров в движении от одного к другому. А также - согласованность изобразительную и эстетическую. Например, если в репортажном портрете взгляд человека устремлен в сторону, то целесообразно со стороны, куда он смотрит, поставить фотографию с какой-либо сценой или пространством, общим планом.

Принцип разнообразия.

Используйте, насколько это возможно, горизонтальные и вертикальные снимки, крупные, средние и общие планы. Включайте глубокие композиции, кадры-символы. Используйте все богатство фотографического языка. Не допускайте повторов! Этими «хитростями» вы сохраните чувство новизны у зрителя на протяжении всей фотоистории.

Принцип контраста.

Это один из главных принципов, мобилизующий внимание зрителя. Крупные планы не ставьте рядом, чередуйте их с общими или средними планами. Пусть на ваших снимках огонь соседствует с водой, небо - с землей, движение - с покоем, масштабный процесс - с отдельной укрупненной деталью, темная тональность - со светлой и т. д. Контрасты
внутри вашей фотоистории создают зоны напряженного внимания, своеобразный ритм внимания.

Мы - кадеты. Фотографии Михаила Рогозина.

В этой серии работают все принципы построения фотоистории. В заключении нашего курса я желаю вам успеха в освоении репортажного метода. Помните — фоторепортаж это творчество, игра. Пусть фотография доставляет вам радость!

Задания к уроку No9 «Построение фотоистории: отбор, редактирование»

Учимся делать отбор фотографий и составлять фотоисторию

Составляем фотоисторию из любого материала, отснятого в предыдущих уроках. Количество снимков может быть любым. Если вы снимали несколько тем, составьте две фотоистории.
Придумайте название своим фотоисториям и вышлите их.

В заключении нашего курса я желаю вам успеха в освоении репортажного метода. Помните — фоторепортаж это творчество, игра. Пусть фотография доставляет вам радость!

Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной
фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

Количество всех фотографий - до 30 штук, а архивов (серий фотографий) должно быть не более трех. Это очень важно. Еще раз повторю, что принимаются фотографии на любую тему.