Необходимые условия управляемости. Управляемость и наблюдаемость системы автоматизированного управления

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри­ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также госу­дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред­приятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив­ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени­вать и прогнозировать последствия принятия экономических реше­ний.

Актуальность курсовой работы заключена, прежде всего, в том, что коллективные собственники - ак­ционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя­тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис­ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за­писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Цель работы – определиться в понятиях цели и принципах аудита, разобраться в назначении его проведении.

Глава 1. Сущность аудита и аудиторской деятельности

К сожалению, в Законе недостаточно внимания уделено разъяснению основных профессиональных терминов. Фактически этому посвящены всего три статьи. В них даны определения понятий «аудиторская деятельность», «цели аудита», прямо или косвенно раскрыты принципы осуществления аудиторской деятельности, приведен список сопутствующих аудиту услуг, обозначен статус аудиторского заключения.

Целью аудита, как это определено в ст. 1 Закона, является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Хотелось бы обратить внимание на три момента.

Во-первых, законодательно значительно сужен объем аудита в части анализа степени соответствия деятельности общества действующему законодательству.

Если Временными правилами аудитору фактически вменялось в обязанность определение соответствия финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, то теперь речь идет только об определении соответствия законодательству порядка ведения бухгалтерского учета.

Во-вторых, из определения целей аудита почему-то «исчез» критерий существенности.

Аудитор не проводит сплошную проверку. Как правило, и это вполне допустимо, проверка проводится выборочным методом. Поэтому аудитор не может и не должен говорить о том, что отчетность абсолютно достоверна.

Аудитор должен выразить мнение о достоверности отчетности во всех существенных, т.е. значительно влияющих на содержание отчетности, аспектах.

Для достижения цели проверки аудитор должен собрать достаточные и уместные доказательства, позволяющие с приемлемой уверенностью сделать вывод относительно:

1) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации;

2) соответствия бухгалтерской отчетности тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация.

На основании изложенного можно сделать вывод, что:

во-первых , как уже говорилось, органы государственного финансового контроля, в том числе налоговые, не являются основными пользователями результатов аудита, хотя и получают резолютивную часть аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности;

во-вторых, объектом проверки со стороны аудиторов является, прежде всего, бухгалтерская отчетность. Порядок расчета налоговой базы и проверка правильности уплаты налогов анализируются в рамках проверки в объеме, зависящем от ряда субъективных факторов, связанных с конкретным объектом.

§ 1.2. Понятие аудита

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность ат­тестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономичес­кой деятельности, направленная на подтверждение достоверности фи­нансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприяти­ем (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физи­ческим лицам.

Данное определение аудита отражает:

· единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

· единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицен­зий;

· единые и обязательные условия - аудит проводится независимы­ми субъектами.

§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности

Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) ауди­торской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуще­ствляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент ры­ночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, уча­стниками и собственниками имущества экономического субъекта, ре­альными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавца­ми, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, орга­нами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жиз­ни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспе­чивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее соста­вителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересован­ных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы мо­гут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановле­нию и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о дохо­дах и, бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хо­зяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, бан­ковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Согласно определению проверка достоверности отчетности прово­дится независимым аудитором.

Независимость аудитора определяется:

Свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствую­щим субъектом;

Договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государ­ственных органов;

Возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

Невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

Запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.


Глава 2. Цели и задачи аудита

Цель аудита определяется законодательством, системой норматив­ного регулирования аудиторской деятельности, договорными обяза­тельствами аудитора и клиента.

Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены до­статочные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие ауди­торской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы от­носительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта до­кументам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъек­та тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

§ 2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетнос­ти со стороны пользователей, заинтересованных в информации об эко­номическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффектив­ности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской орга­низации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не долж­но трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Целью проверки финансовых отчетов являются:

Подтверждение достоверности отчетов или констатация их недо­стоверности;

Контроль за соблюдением законодательства и нормативных доку­ментов, регулирующих правила ведения учета и составления от­четности, методологии оценки активов, обязательств и собствен­ного капитала;

Проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

Выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

§ 2.3. Достижение основной цели проверки

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1. Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации.

2. Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм.

3. Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании.

4. Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

5. Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана.

6. Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены.

7. Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге.

8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним.

Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.

Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:

Общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным по­требностям предприятия;

Обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;

Законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запа­сы являются собственностью предприятия;

Оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпа­дает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;

Классификация: товарно-материальные запасы правильно класси­фицированы как материалы, незавершенное производство и го­товая продукция;

Разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных за­пасов правильно разделена между двумя периодами;

Аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета то­варно-материальных запасов соответствуют приведенным в Глав­ной книге;

Раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

· проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

· помощь в организации бухгалтерского учета;

· помощь в восстановлении и ведении учета, составлен и к бухгал­терской (финансовой) отчетности;

· помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

· консультирование по отдельным вопросам ведения учета и со­ставления отчетности;

· экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятель­ности;

· консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и эколо­гическое консультирование и др.;

· разработка учредительных документов и др.;

· предоставление информации о будущих партнерах; | информационное обслуживание клиентов;

· другие услуги.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются так же формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Глава 3. Принципы проведения аудита

1. независимость;

2. честность;

3. объективность;

4. профессиональную компетентность;

5. добросовестность;

6. конфиденциальность;

7. профессиональное поведение.

Рассмотрим, как реализуются в нормах Закона такие важнейшие принципы аудиторской деятельности, как независимость и конфиденциальность.

§ 3.2. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки

Независимость выражается в отсутствии у аудитора при формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Реализация принципа независимости предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.

Гарантии реализации данного принципа заложены в следующих нормах Закона:

· аудит не может осуществляться в отношении лиц, состоящих с аудитором в близком родстве или свойстве, либо в отношении организаций, должностные лица которых находятся в аналогичном положении;

· аудит не может осуществляться при наличии имущественной зависимости

· между аудитором и аудируемым;

· аудит не может осуществляться в отношении лиц, которым в течение трех предшествующих проверке лет оказывались услуги по восстановлению (ведению) бухгалтерского учета и/или составлению финансовой отчетности;

· порядок выплаты и размер вознаграждения аудитора определяются договором и не могут зависеть от характера сделанных аудитором по результатам проверки выводов и от вида мнения аудитора;

· в ходе проверки аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объеме имеющуюся документацию, получать всю необходимую информацию от руководства, проверяемого субъекта.

Этому праву корреспондирует обязанность должностных лиц аудируемой организации не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проверке, а также обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать аудиторов необходимыми им для осуществления профессиональной деятельности документами и информацией.

В отношении гарантий реализации принципа конфиденциальности в новом Законе не все однозначно.

С одной стороны впервые законодательное закрепление получило понятие «аудиторская тайна». В соответствии со ст. 8 Закона аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и/или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций, которым оказывались аудиторские или сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

С другой стороны формулировка «случаи, предусмотренные федеральными законами» достаточно размыта. Поэтому обоснованные опасения практикующих аудиторов и их клиентов вызывает отсутствие четкого регламента получения информации от аудиторов органами государственной власти в рамках осуществления последними своих полномочий.

В связи с этим активно обсуждается вопрос о порядке применения норм нового Закона, регламентирующих порядок проведения внешнего контроля качества оказываемых аудиторами услуг. В соответствии со ст. 14 систему проверки качества работы внешними проверяющими устанавливает уполномоченный федеральный орган, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать право их проведения аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям, правда, только в отношении участников этих объединений. Здесь и начинаются основные вопросы.

Во-первых, критерии качества в настоящее время не определены. Действующие до вступления в силу Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности соблюдали далеко не все фирмы, а если и соблюдали, то трактовали зачастую по-разному. Даже крупные аудиторские фирмы, разрабатывающие на основе российских и/или международных свои внутренние стандарты, не всегда совпадали друг с другом в методах и приемах проведения проверки, что исключает на сегодняшний день наличие абсолютно одинаковых подходов к аудиту.

К тому же российские стандарты имели не вполне определенный правовой статус. С выходом Закона судьба стандартов вообще становится непонятной.

В соответствии со ст. 22 Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности становятся обязательными только через год. Будут ли эти стандарты тождественны ныне существующим, или они будут ориентированы на международные стандарты аудита, неизвестно. Во всяком случае, формальные критерии определения качества работ в течение года будут отсутствовать.

Во-вторых, контроль качества аудита предполагает достаточно глубокий анализ документов, в том числе документов клиента и внутренних документов, составленных специалистами фирмы по результатам проведенных проверок.

Это означает, что информация может поступать к проверяющим в полном объеме. Каким образом они будут ею впоследствии распоряжаться, и удастся ли исключить случаи злоупотреблений?

В-третьих, возможность делегирования государственным органом полномочий по осуществлению контроля качества аудита профессиональным аудиторским организациям представляется сомнительной в принципе. Конечно, лица, вступившие в такую организацию, могут, а иногда и обязаны соблюдать критерии качества, принятые в организации. Однако контроль за соблюдением этих критериев остается, по сути, внутренним контролем, действующим в рамках ассоциации. Ни о какой подмене государственного контроля речь не идет. Это и понятно, ведь наделенные полномочиями органов государственного контроля проверяющие из фирм-конкурентов могут просто воспользоваться полученной информацией, идеями, технологиями в своей дальнейшей деятельности.

При этом вовсе не обязательно эту информацию разглашать. Предоставляя право делегирования государственному органу своих контрольных полномочий, Закон фактически противоречит сам себе, так как п. 4 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности предусматривается возможность предоставления документов, содержащих сведения об операциях лиц, которым оказывались профессиональные услуги, исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти.

§ 3.3. Профессиональный скептицизм аудита

Следующие принципы аудита, связанные с аудиторской деятельностью, включают:

Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательно­сти применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и само­стоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом зна­ний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание про­фессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения ква­лифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготов­ленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздержи­ваться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует со­блюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на доб­ровольной основе профессиональным объединением, в котором со­стоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Следовательно, принципы аудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного кон­троля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.

Заключение

Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.

1. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000

2. Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000.

3. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000

4. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001

6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).

Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000 С. 38

Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000. С. 93

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 9 августа 2001 г №129 – Ф3

Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).

Управляемость и наблюдаемость системы автоматизированного управления

Рассмотрим случай, когда все переменные состояния могут быть измерены, а результаты этих действий могут быть использованы для управления системой. Однако такой случай не всегда технически реализуем. Поэтому для систем автоматического управления вводится понятие управляемости.

Рассмотрим:

где - матрицы с постоянными коэффициентами.

При этом управление полагается скалярным, т.е. управление объектом осуществляется по одной координате.

Заданы начальная и конечная точка, и. Задача состоит в том, чтобы перевести систему из заданного начального положения в некоторую точку, совпадающую с началом координат. При этом никаких ограничений на величину управляющего воздействия и время регулирования не накладывается. Если такая задача решается при любых начальных и конечных условиях, то такая система является управляемой.

Система называется управляемой, если существует такое управление, которое из любого начального состояния в любое конечное положение. При каких условиях система является управляемой. Попытаемся выяснить причины неуправляемости. Это удобно сделать с помощью геометрического представления движения системы. Как отмечалось выше решение линейного однородного уравнения имеет вид:

Если какой-нибудь из коэффициентов, а остальные отличны от нуля, то движение происходит в инвариантном подпространстве матрицы. С геометрической точки зрения все траектории лежат в плоскости S, т.е. вектор также направлен вдоль этой плоскости. Предположим, что вектор тоже лежит в плоскости. Очевидно, что добавка к вектору величины оставляет вектор в той же плоскости, хотя и деформирует траекторию движения вектора состояния. Следовательно, если начальная точка лежит в плоскости, а конечная -- нет, то попасть в точку с заданными координатами нельзя, так как не существует управления, которое переводит состояние системы с заданными параметрами из начальной точки в конечную. Такая система неуправляема по определению.

Условия управляемости в терминах исходной системы получены Калманом и имеют вид:

Для управляемости системы (1) необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие вида

Это условие выполняется, если матрица U вида

имеет ранг, равный N.

Рангом матрицы называется наибольший порядок ее определителя, отличный от нуля.

Рассмотрим поведение системы в пространстве состояний собственных векторов матрицы А (для простоты будем полагать, что собственные значения матрицы А -- действительные и различные). Как мы убедимся в дальнейшем, в этом пространстве условия управляемости становятся практически очевидными. Введем неособое преобразование вида

Выше отмечалось, что и существует. Поэтому вектора X и Y связаны однозначной зависимостью. Следовательно, задачи об управляемости в пространствах этих переменных эквивалентны.

В пространстве новых переменных

поведение САУ описывается уравнением

Рассмотрим произведение

Следовательно, уравнение (4) приводится к виду

Вектор столбец с компонентами.

Так как матрица Р диагональная, то

и если хотя бы одно, то координата -- неуправляема. Поэтому можно предположить, что, если все, то система управляема.

Рассмотрим n-мерное пространство состояния Х, в котором каждому состоянию системы соответствует некоторое положение изображающей точки, определяемое значениями фазовых координат.

Пусть в пространстве состояния заданы два множества и. Рассматриваемая система будет управляемой, если существует такое управление, определенное на конечном интервале времени, которое переводит изображающую точку в пространстве Х из подобласти в подобласть.

Можно сузить определение управляемости и понимать под ней возможность перевода изображающей точки из любой области пространства состояний Х в начало координат. Система будет управляемой, если каждое состояние управляемо в этом смысле.

От пространства состояний Х перейдем к другому пространству посредством неособого преобразования, причем, где -- матрица коэффициентов.

Тогда вместо уравнения вида

где j -- матрица возмущающих и задающих воздействий,

u -- матрица-столбец управляющий величин,

y -- матрица-столбец регулируемых величин,

x- матрица-столбец фазовых координат,

будем иметь

Здесь использованы преобразованные матрицы коэффициентов:

Введение новых фазовых координат посредством неособого преобразования

приводит к эквивалентным системам различной структуры. При некотором преобразовании может оказаться, что часть управляющих величин не входит в некоторые дифференциальные уравнения (7) или часть фазовых координат не участвует в формирование вектора выходного сигнала. В первом случае система не будет полностью управляемой, а во втором -- полностью наблюдаемой.

В случае не полностью управляемой системы ее исходное уравнение могут быть представлены в виде

Это иллюстрирует рис. 7. Набор фазовых координат соответствует управляемой части фазовых координат, а набор -- неуправляемой части.

Рис. 1.

Калманом был доказан критерий управляемости, который гласит, что размерность управляющей части системы, то есть порядок первой группы уравнений (7) совпадает с рангом матрицы

где k -- размерность управляющего вектора.

При система полностью управляема, при -- система не полностью управляема, при -- система полностью не управляема.

Рис. 2.

На рис. 8 представлен простейший пример. Если рассматривать выходную величину при нулевых начальных условиях, то можно записать

определяются начальными условиям до приложения входного сигнала, а -- вынужденная составляющая. Система устойчива при.

Если начальные условия до приложения управляющего сигнала были нулевыми, то поведение системы может быть рассчитано по передаточной функции

В этом случае переходный процесс в системе определяется как

управляемость наблюдаемость автоматизированный калман

Как следует из последнего выражения, во втором случае система описывается дифференциальным уравнением не третьего, а второго порядка. Система будет устойчивой даже при.

Рассмотренная система будет не полностью управляемой. В ней оказывается, а.

При введении второй составляющей управления система оказывается полностью управляемой, и ей будет соответствовать матрица-строка передаточный функций по управлению

В случае не полностью наблюдаемой системы ее уравнения могут быть представлены в виде

Эти уравнения отличаются от (7) тем, что фазовые координаты группы не входят ни в выражения для и, ни в первое уравнение, куда входят фазовые координаты группы. Группа фазовых координат относится к ненаблюдаемым.

Калманом показано, что порядок первой группы уравнений совпадает с рангом матрицы V вида

При система полностью наблюдаема, при -- система не полностью наблюдаема, при -- система полностью ненаблюдаемая.

На рис. 9 изображен простейший пример. Для него легко показать, что в формировании выхода участвуют только две фазовые координаты из трех.


Рис. 3.

В общем случае система может содержать четыре группы фазовых координат:

управляемую, но ненаблюдаемую часть,

управляемую и наблюдаемую часть,

неуправляемую и ненаблюдаемую часть,

неуправляемую но наблюдаемую част.

Исходные уравнения системы (7) можно для самого общего случая записать следующим образом:

Левая часть характеристического уравнения

где Е -- единичная матрица размера, системы в этом случае содержит четыре сомножителя:


Управляемость и наблюдаемость системы в изложенном смысле не всегда совпадает с практическими представлениями. Даже если какая-либо фазовая координата и может быть вычислена по доступным для измерения выходным величинам обработка измеренных величин может быть, во-первых, сложной и, во-вторых, она может быть затруднена наличием помех. Поэтому практически наблюдаемыми координатами обычно считаются те из них, которые могут быть измерены датчиками различных типов.