Индивидуальные особенности восприятия человека человеком. Индивидуальные особенности восприятия

Восприятие психический процесс отражения предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Оно связанно с опознанием, пониманием и осмыслением объектов и отнесение их к определенной категории. Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание звуков при восприятии речи). Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е отнесение их к той или иной категории.

Виды Восприятий: 1.по модальности: зрительные, слуховые, осязательные; 2.выделяется в зависимости от специфики объекта отражения: восприятие величины и формы объекта, восприятие речи и восприятие человеком человека; 3. в зависимости от целеполагания: непроизвольное и произвольное (произвольность имеется в виду цель и волевая регуляция, чтобы удержать цель. Для нас: Итоги: Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный); Память - представлени, т е появляется обобщенность за счет выделения наиболее существенных признаков; Мышление-умозаключения, понятия, суждения (чувственных элементов в понятиях крайне мало, а в абстрактных понятиях их вообще нет, п-р: как представить понятие психика).

Закономерности Восприятия: 1. осмысленность, кот заключается в том, что чел-к понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением и также с использованием прошлого опыта; 2. предметность Восприятия проявляется в отнесении образов В к определенным предметам или явлениям и кроме того чел-к воспринимает предметы, которые имеют определенное значение; 3. структурность – В не явл просто суммой ощущений. Чел-к воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру; 4. константность – постоянство В формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях. Благодаря этому свойству Восприятия, человек живет в мире постоянных вещей (аконстантность – смотришь вниз с самолета и очертание земли изменено).

Свойства Восприятия: 1. апперцепция – воздействие прошлого опыта на процесс восприятия (колесо или самбреро); 2. избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; 3.целостность – в процессе В всегда возникает целостный образ объекта и в создаваемом психическом образе отражаются устойчивые связи между компонентами (если мы видим какие-то части, то всегда достраиваем целостный образ). Для нас: Выделяют сложные виды Восприятия – пространства и времени и движения. Восприятие пространства состоит из Восприятия величины, формы, объема, удаленности и их движения. Восприятие удаленности и объемности объектов осуществляется за счет бинокулярного зрения (двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше - более плоским). При восприятии объектов удаленных более 6 м, важную роль играет расположение зрительных осей, а также сравнение величины удаленного объекта с величиной знакомого объекта. Восприятие величины и формы предмета происходит за счет зрительных, осязательных и двигательных ощущений. При Восприятии рельефа играет значение воздушные (плотность воздуха) и линейные (линии, уходящие в даль – рельсы) перспективы – иллюзии. Восприятие движения: осуществляется за счет движения глаз и головы, и кроме того пространственное перемещение предметов воспринимается от их удаленности и скорости движения. Человек не воспринимает очень медленные движения и судит о них по косвенным признакам – стрелки на часах: секундную – хорошо видим, минутную – тоже можем видеть, а часовую – нет. На восприятие движения, также оказывает влияние: скорость движения и удаленность предмета (чем дальше предмет, тем скорость его движения кажется меньше – самолет в небе). Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явления, так длительность небольших промежутков времени, как правило, увеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп ведет к преувеличению времени, медленный к преуменьшению времени (если промежуток времени насыщен интересными событиями, то оно летит быстрее). Восприятие времени связанно с определенными циклическими явлениями: времени суток, времена года (зима длится долго).


Иллюзии Восприятия: 1. светлое кажется больше темного – это объясняется оптическими свойствами нашего глаза и относятся к физиологическим; 2. солнце и луна у горизонта кажутся в 2,5 – 3 раза больше, чем в зените – психологическая иллюзия; 3. целостность восприятия, три незаконченные линии и даже три точки – воспринимаются, как треугольник.

Особенности восприятия зависят не только от жизнен­ного опыта, направленности личности, интересов, богат-ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных осо­бенностей. Какие это особенности?

Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип волриятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориенти­рованность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип воспри­ятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.

Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным яв­ляется сочетание того и другого способа.

Во-вторых, - по характеру отражения получаемой ин­формации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фак­тическую сторону информации: человек отражает и выда­ет то, что видит и слышит, что читает, максимально при­ближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распрос­транен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи свои­ми словами».

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что не­посредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середи­на. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особеннос­ти, иметь представление об их механизмах, уметь их диаг­ностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.



В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда че­ловек ориентирован на точность восприятия, непредвзя­тость. Можно сказать, что у него сформировался иммуни­тет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъек­тивный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип вос­приятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

2.5. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с дея­тельностью мышления - сравнением, различением, ана­лизом. Наблюдением называют целенаправленное, плано-мерное восприятие объектов и явлений, в познании кото­рых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смот­реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать­ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и пого­ворках:

И глядит, да не видит.

Зряч, да не зорок.

У меня на это уши заложены.

Наблюдение всегда осуществляют с определенной по­знавательной целью. Оно предполагает ясное представле­ние задач наблюдения и предварительную разработку пла­на его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.

Человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют­ся при наблюдении в единый процесс умственной дея­тельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей­ствительность.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо­бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из­бранным делом.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых раз­нообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.

Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник...

Б. Пастернак. «Тишина»Наблюдательность необходима педагогу. Без вниматель­ных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Высокоразвитая наблюдательность учителя способству­ет развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настро­ения детей, отклонения от их обычного состояния и стро­ит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.

Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и при­общения к психологическим знаниям.

1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащих­ся. Скорость установления внимания в начале урока. Осо­бенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних за­даний.

2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащих­ся к учителю на различных этапах урока. Причины отвле­чения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.

3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при перехо­де от одного этапа урока к другому. Скорость переключе­ния (длительность переходного интервала), ошибки пере­ключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.

4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).

5. Учет преподавателем возрастных особенностей объе­ма внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов за­дания, условий, обозначений и т.д.).

6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро-извольное).7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учите­ля, а также во время припоминания формулы, стихотво­рения, размышления и в других ситуациях.

8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конк­ретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллек­тивного внимания. Причины, обуславливающие эту фор­му внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредо­точения учащихся).

10. Причины отсутствия синхронности внимания (не­соответствие между индивидуальным и заданным темпа­ми, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения;: неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).

11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содер­жания материала - его образности, доступности, эмоцио­нальности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать де­монстрационный материал 1 .

Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реаль­но наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людь­ми, множество наблюдений накапливается без специаль­ного плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, по­чти не задумываясь выбрать единственно правильные сло­ва, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно

1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изуче­ния и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995. -С. 40-41.объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специаль­ные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для за­полнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот-та. Она направлена на выявление различных видов нару­шений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у де­тей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ре­бенка та или иная форма поведения. Концентрация симп­томов в какой-либо одной области позволяет понять при­чины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.

Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.

«Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и не­уверенность в том, интересуются ли им взрослые, лю­бят ли его...

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите­лем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи­телю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найден­ные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. „Подлизывается", старается понравиться учителю

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сто­роны учителя» 1 .

Общие закономерности восприятия

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общие закономерности восприятия
Рубрика (тематическая категория) Психология

Существуют общие закономерности восприятия, характерные для всœех видов, а именно: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность; 7) активность; 8) историчность; 9) предметность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие тем и отличается от ощущения, что связано с пониманием объекта и обозначения его словом. При восприятии объекта на первый план выступают те его качества, которые соответствуют поставленной задаче, либо знакомы из прошлого опыта.

Наиболее простой формой восприятия объекта является узнавание , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает соотнесение его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание должна быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (к примеру, это автомобиль), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с конкретным знакомым предметом (к примеру, это Ауди-100 сосœеда из 36 квартиры). Дифференцированное узнавание является более высоким уровнем, предполагающим выделœение признаков, характерных именно для этого объекта.

Высшей формой восприятия является осмысленное восприятие. В этом случае принято понимать сущность предмета или явления, функции, им выполняемые.

2. Целостность восприятия. Человеческое восприятие целостно, ᴛ.ᴇ. охватывает комплекс признаков, их соотношение между собой. Недостающие характеристики достраиваются воображением. Многие дети любят смотреть на облака и видеть осмысленные фигуры, ᴛ.ᴇ. несколько признаков предмета дополняются до целостного образа.

3. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. К примеру, яблоко должно быть круглым зелœеным, желтым или красным. В случае если же с помощью ножа придать ему форму пирамиды и покрасить в синий цвет, то его невозможно будет узнать.

4. Избирательная направленность восприятия. В каждый момент времени человек видит, слышит, осязает и обоняет множество вещей, но из этого потока ощущений осмысленно воспринимается только то, на что направлено внимание. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, необходимый объект становится фигурой на фоне. Выделœение объекта из фона осуществляется по его контуру. Более резкий контур облегчает воспроизведение, более размытый – затрудняет (это лежит в базе маскировки).

5. Апперцепция (от лат. ʼʼadʼʼ - к; ʼʼperceptioʼʼ - восприятие). Апперцепцией принято называть зависимость восприятия от опыта͵ знаний, интересов и установок личности. Когда человек смотрит на ломтик лимона, у него непроизвольно выделяется слюна, как если бы он ощутил на языке его кислый вкус. Очень часто восприятие предмета сопровождается индивидуальной эмоциональной окраской, основанной на прошлом опыте. Один будет с восторгом смотреть на новенький Мерседес – предел его мечтаний, а другого начнет лихорадить от воспоминаний о недавней автокатастрофе.

6. Константность восприятия. Когда мы имеем дело не с экспериментом, а с реальной жизнью, объекты окружающего мира обычно не сохраняют неизменными свои характеристики, необходимые для восприятия. Но тем не менее мы узнаем предметы, вне зависимости от их размера, удаленности, а звуки не взирая на темп или высоту. В качестве примера константности можно привести дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта.

7. Активность. Чем ни большее участие принимает тело в ознакомлении с объектом, тем целостнее создаваемый образ. К примеру, некоторые учителя начальной школы при обучении детей алфавиту не просто пишут на доске буквы, а дают им потрогать буквы, вырезанные из наждачной бумаги, чтобы задействовать три анализатора (зрительный, слуховой и осязательный).

8. Историчность. Процесс восприятия находится в прямой зависимости от прошлого опыта субъекта и от его практики в этой области. Способность какого-то вида восприятия должна быть развита с помощью упражнений.

В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает сенсорные эталоны: фонемы родного языка, геометрические фигуры, цвета͵ музыкальные звуки и т.д. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов принято называть оперативными единицами восприятия .

9. Предметность. Под предметностью восприятия принято понимать способность человека воспринимать не набор разрозненных ощущений, поступающих из внешней среды, а отдельные предметы, вызывающие данные ощущения. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Общие закономерности восприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие закономерности восприятия" 2017, 2018.

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богат-ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных особенностей. Какие это особенности?
Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип волриятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.
Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным является сочетание того и другого способа.
Во-вторых, - по характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распространен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи своими словами».
Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середина. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особенности, иметь представление об их механизмах, уметь их диагностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.
В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость. Можно сказать, что у него сформировался иммунитет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип восприятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
2.5. Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления - сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное, плано-мерное восприятие объектов и явлений, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и поговорках:
И глядит, да не видит.
Зряч, да не зорок.
У меня на это уши заложены.
Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач наблюдения и предварительную разработку плана его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.
Человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать действительность.
Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий избранным делом.
Умение наблюдать играет огромную роль в самых разнообразных областях человеческой деятельности.
Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.
...Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник...
Б. Пастернак. «Тишина»Наблюдательность необходима педагогу. Без внимательных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.
Высокоразвитая наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настроения детей, отклонения от их обычного состояния и строит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.
Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и приобщения к психологическим знаниям.
Разработаны различные рекомендации и схемы по ведению наблюдений за особенностями психического развития учащихся, предназначенные для учителей. Приведем в качестве примера одну из таких схем.
1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащихся. Скорость установления внимания в начале урока. Особенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних заданий.
2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся к учителю на различных этапах урока. Причины отвлечения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.
3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при переходе от одного этапа урока к другому. Скорость переключения (длительность переходного интервала), ошибки переключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.
4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).
5. Учет преподавателем возрастных особенностей объема внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов задания, условий, обозначений и т.д.).
6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро-извольное).7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учителя, а также во время припоминания формулы, стихотворения, размышления и в других ситуациях.
8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конкретной учебной ситуации.
9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллективного внимания. Причины, обуславливающие эту форму внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредоточения учащихся).
10. Причины отсутствия синхронности внимания (несоответствие между индивидуальным и заданным темпами, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения;: неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).
11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содержания материала - его образности, доступности, эмоциональности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать демонстрационный материал1.
Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией.
Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людьми, множество наблюдений накапливается без специального плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, почти не задумываясь выбрать единственно правильные слова, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно
1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995. -С. 40-41.объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специальные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для заполнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот-та. Она направлена на выявление различных видов нарушений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у детей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ребенка та или иная форма поведения. Концентрация симптомов в какой-либо одной области позволяет понять причины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.
Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.
«Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его...
1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. „Подлизывается", старается понравиться учителю
9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя»1.

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богатства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных особенностей. Какие это особенности?

Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип восприятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.

Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным является сочетание того и другого способа.

Во-вторых, - по характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распространен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи своими словами».

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середина. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особенности, иметь представление об их механизмах, уметь их диагностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.

В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость. Можно сказать, что у него сформировался иммунитет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип восприятия.

Непременным условием превращения каждого человека в субъекте познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений.

Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников взаимодействия в других партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для решения задачи деятельности. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что индивид может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, переживаемых им состояний, его действий, намерений, мнения.

Поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаимодействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке, прежде всего этих компонентов.

Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в деятельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятивную роль, вместе с тем само оказывается под сильным влиянием этой деятельности: факт влияния профессиональной установки на формирование у человека образа восприятия другой личности отчетливо дает себя знать и тогда, когда люди взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях. Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом человеке и его поведении в связи с определенными причинами, восприятие дает личности возможность действовать в общении целесообразно.