Рынок услуг предоставляемых различными видами транспорта. Основные характеристики рынка автотранспортных услуг

Классификация рынков

По товарным группам: рынок средств пр-ва, сырья, поторебительских товаров и услуг

По отдельным товарам: Рынок денег, капитала, ценных бумаг, земли, труда.

По пространственному расположению: Национальный и мировой

По степени зрелости и развитию конкуренции: Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

По соответствию правовым нормам: легальный и нелегальный

Классификация рынков имеет большое значение при выделении типов рыночных структур, организации производственной деятельности фирмами, проведении регулирующих мероприятий государственными органами.

Роль автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг

В системе автомобильного транспорта России в настоящее время создаются и функционируют предприятия и организации, различающиеся между собой по назначению, форме собственности, организационно-правовой форме и размерам. По назначению они подразделяются на два типа: автотранспортные (автоэксплуатационные) и автообслуживающие (автосервисные). Автотранспортные предприятия (АТП) выполняют главную задачу транспорта -- осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Такие автотранспортные предприятия могут быть комплексного типа и специализированные. Комплексные предприятия осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и другие. Специализированные автотранспортные предприятия выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По организационной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные. Предприятия общего пользования выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.

В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации каналов распределения готовой продукции, им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.

Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства). Они обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.

К автообслуживающим предприятиям относятся: станции технического обслуживания автомобилей, гаражи-стоянки, терминалы, автозаправочные станции, автовокзалы, авторемонтные предприятия.

Необходимость в организации и существовании подобных предприятий объясняется тем, что автотранспортные предприятия и индивидуальные владельцы автомобилей не всегда могут своими силами обеспечить нормальные условия для выполнения транспортных услуг.

Станции технического обслуживания (СТО) выполняют работы (услуги) по поддержанию и восстановлению работоспособности автомобилей, а именно контролю технического состояния (диагностирование), техническому обслуживанию (гарантийное, регламентное, послегарантийное, сезонное) и ремонту (автомобилей, агрегатов, кузовов). При этом заказчиками услуг могут быть все автовладельцы (юридические и физические лица).

По производственному признаку станции технического обслуживания подразделяются на грузовые, автобусные, легковые и смешанные, на которых осуществляются работы по поддержанию автомобилей всех типов в технически исправном состоянии.

По территориальному признаку они могут быть городскими, дорожными, районными.

Терминалы осуществляют транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей. Это может быть производственное подразделение крупного автотранспортного предприятия или самостоятельное предприятие, предназначенное для обработки контейнерного и пакетированного грузов. Такие предприятия размещаются чаще всего на окраинах городов.

Терминальная система доставки грузов является прогрессивной формой транспортно-экспедициошюго обслуживания. Она предусматривает подвоз мелких отправок от клиентов малотоннажными автомобилями на терминалы пунктов отправления (грузоформирующие объекты), формирование на терминалах крупных отправок, перевозку их на терминалы пунктов назначения и развоз отправок грузополучателям малотоннажными автомобилями. Кроме того, терминалы работают как пункты накопления и распределения средних и крупных партий груза (распределительные пункты).

Автозаправочные станции представляют собой специализированные предприятия по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, консистентными смазочными материалами, водой и воздухом для подкачки шин. Как правило, автозаправочные станции специализируются по виду заправляемого топлива: бензин, дизельное топливо, газобаллонное топливо. По территориальному признаку их делят на городские, районные и дорожные.

Автовокзалы осуществляют продажу билетов на проезд, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления в пригородном, междугородном и международном сообщении.

Гаражи-стоянки осуществляют только хранение автомобилей. Их создают главным образом на магистралях, в конечных и промежуточных пунктах маршрутов.

В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта подразделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, с иностранным участием, а также предприятия общественных организаций.

Преобладающая часть предприятий автомобильного транспорта в России в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что на частных предприятиях лучше показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнеров по сделкам и использованию оптимальных форм и методов мотивации труда.

На грузовом автомобильном транспорте общего использования, выполняющем перевозки на коммерческой основе, своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту способствует повышению уровня коэффициента его использования во времени Экономический эффект здесь формируется как на самом транспорте (транспортный эффект), так и в обслуживаемых им отраслях и видах деятельности (внетранспортный эффект). Транспортный эффект формируется в результате снижения себестоимости перевозок, внетранспорный -- в основном производстве предприятий и организаций обслуживаемых отраслей за счет сокращения экономических потерь из-за неудовлетворительной работы транспорта. Указанная закономерность присуща всем элементам производственной инфраструктуры независимо от ее иерархического уровня: отраслевой, региональной, локальной. На уровне предприятия первая часть эффекта в конечном итоге входит в состав эффекта, достигаемого в основном производстве, поскольку снижение себестоимости транспортных работ удешевляет это производство.

Рынок транспортных услуг

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по учебной дисциплине

«ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА»

для студентов специальности

«Менеджмент организации» – 080507

специализации

«Управление международными перевозками»

«Управление интермодальными перевозками»

Москва – 2008

География транспорта

Лекция №1

Транспорт как сфера услуг в мировом хозяйстве

1. Характеристика «понятий» услуга, транспортная услуга.

2. Идентификация транспорта в категории товар, рынок, мировой рынок.

3.1. Влияние транспорта на воспроизводственный цикл (сфера производства и обращения).

3.2. Особенности транспорта как сферы услуг.

3.3. Рынок транспортных услуг и его особенности.

4. Механизм и основные направления воздействия транспортного фактора на международную торговлю.

Англо-русский словарь: transportation service / Invisible service

Выводы:

1) Транспортные услуги представляют собой сферу деятельности транспортных предприятий по удовлетворению спроса клиентуры на перевозки грузов и пассажиров.

2) Транспортные услуги – это комплекс услуг

3) В транспортных услугах выделяются основные услуги (перевозка грузов и пассажиров), сопутствующие (другие услуги, непосредственно связанные с перевозочным процессом), прочие (возникающие при транспортном обслуживании, но не связанные с ним непосредственно).

4) Перевозка грузов, пассажиров – это основной вид деятельности транспорта как отрасли, оказывающий клиентуре услуги по перевозке грузов и пассажиров.

Транспортная отрасль оказывает услугу .

2. Товар – это продукт, созданный для обмена.

Это продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи.

Услуги, в том числе транспортные это тоже товары.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей и товаров.

Рынок = продавец + покупатель + товар

Таким образом, любой рынок является категорией товарного производства.

3. Транспорт является необходимым общим условием производства любой продукции.

Влияние транспорта на воспроизводственный цикл велико, так как транспорт активно воздействует на запасы сырья, топлива, готовой продукции, на вместимость складов, на продолжительность процессов производства и обращения, на развитие новых производств и на эффективность функционирования существующих.

!? Влияние транспорта на воспроизводственный цикл (перечислить из статьи)

(Существует транспорт промышленный, технологический и магистральный).

1) Универсальность транспорта.

2) Транспорт вносит свой в клад в создание ВВП

Особенности услуг:

1. Транспортные услуги заканчивают формирование потребительской стоимости производственных товаров.

Маркс: Потребительская стоимость или благо

Маржиналисты (Кларк, Паретто) заменили понятие «стоимость» на «ценность», «товар» на «экономическое благо» и ввели понятие «субъективная полезность». Таким образом, и с маржиналистской точки зрения транспорт будет заканчивать формирование субъективной полезности конкретного экономического блага. Субъективная полезность конкретного экономического блага будет расти.

2. Услуги, в том числе транспортные производятся и потребляются одновременно . Поэтому транспортные услуги не подлежат хранению.

Невозможно предварительно строго контролироватькачество транспортных услуг.

На транспортном рынке, как правило, сделки заключаются на услуги, которые ещё не выполнены .

Международная торговля, в том числе и транспортная требует присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг в стране, оказывающей те или иные услуги.

3. Транспортные услуги (как финансовые, страховые образования) традиционно находятся в полной или частичной собственности государства .

4. Большинство услуг, и в том числе транспортные не имеют овеществленной формы. (Invisible)

5. Транспорт, как особая сфера услуг отличается от других отраслей универсальностью своих технологических связей с другими отраслями, так как транспортный процесс является обязательным продолжением любого производственного процесса.

6. Транспортные услуги являются материальными выразителями территорияально-географического разделения труда как на национальном уровне, так и международном.

Рынок транспортных услуг

Представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена между производителями транспортных услуг и их потребителями.

Рынок транспортных услуг, по сравнению с рынком вещественным имеет ряд особенностей:

1. Рынок транспортных услуг тесно связан с рынком вещественных товаров, как на национальном, так и международном уровне.

2. Рынок транспортных услуг активно воздействует на расширение и повышение эффективности функционирования рынка вещественных товаров.

3. Рынок транспортных вторичен по отношению к рынку вещественных товаров

4. Рынок транспортных услуг тесно связан с рынком других услуг.

5. Имеет место ярко выраженная сегментация транспортного рынка по географическому признаку, видам транспорта и типу подвижного состава.

6. В отличие от полицентричности рынка вещественных товаров, транспортный рынок моноцентричен.

7. Существует некоторая неопределенность рынка транспортных услуг, связанная с возможностью взаимозаменяемости и взаимодополняемости видов транспорта и типов подвижного состава.

8. Спрос на транспортные услуги может быть рассредоточен между отдельными видами транспорта. Аналогично по отношению к транспортным услугам.

9. Имеют место процессы интеграции рынка отдельных видов транспорта в единый транспортный рынок на национальном и международном уровне

10. Для рынка транспортных услуг характерна высокая степень напряженности (с заключением в реальном режиме времени).

11. Рынок транспортных услуг в большей степени, чем рынок вещественных товаров защищен государством от иностранной конкуренции. Торговля транспортными услугами в большей степени, чем торговля вещественными товарами сопровождается различными торговыми ограничениями и для международной торговли транспортными услугами характерны более жесткие условия конкуренции.

12. Международная торговля услугами, в том числе транспортными регулируется преимущественно мерами государственной и прежде всего тарифными регулированиями



13. Рынок международных услуг, в том числе транспортных в большей степени регулируется внутренним национальным законодательством стран-участниц.

14. Доступ к мировому транспортному рынку ограничен:

a. «привязкой транспорт» (железной дороги особенно) к определенной территории.

b. Разрешительным порядком движения транспортных средств данного государства.


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1296. ПРОДВИЖЕНИЕ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ОТОПИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРОЕКТ ЕК» 914.75 KB
Данные тенденции развития человеческого общества в индустриальном мире подчеркивают актуальность маркетинга как раздела экономической науки и расширяют необходимость формирования более развитой архитектуры маркетинга и выделения ее инфраструктурных составляющих...
15638. PR – продвижение по средствам Интернет технологий (на примере Интернет проекта компании ФАРУС) 111.01 KB
Проект Интернет продвижения для компании ФАРУС.1 Разработка Интернет - продвижения для компании ФАРУС. Цель дипломного проекта: создать проект PR - продвижения для компании ФАРУС в Интернете. Для достижения цели поставленной в данном дипломном проекте нами были поставлены следующие задачи: дать теоретический анализ Интернета как самостоятельного РR- инструмента; изучить текущие Интернет - технологии применяемые в PR продвижении; проанализировать практического применения Интернета в сфере PR; оценить...
856. Продвижение туристических услуг Минска и Минской области на рынке Польши 23.58 KB
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике поэтому необходимо стремиться к повышению доли дохода от туризма в бюджете страны. Беларусь и в частности Минская область имеют большой потенциал развития туризма.
16402. Перспективы наращивания российского экспорта транспортных услуг 1. 179.2 KB
Перспективы наращивания российского экспорта транспортных услуг 1. В этой связи для России роль экспорта транспортных услуг в составе всего экспорта товаров и услуг имеет особое значение. Вместе с тем в отечественном секторе транспортных услуг накопилось немало серьезных проблем препятствующих поступательному развитии внешней торговли России транспортными услугами. Среди них дефицит развитой инфраструктуры перевозок чрезмерная зависимость от иностранных перевозчиков и инфраструктуры так как значительная часть судов ходит под флагами...
13963. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ООО «РОСГОССТРАХ» 3.04 MB
Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного страхового фонда и его распределении во времени и пространстве по возмещению возможного ущерба убытков его участникам при несчастных случаях стихийных бедствиях и других обстоятельствах предусмотренных договором страхования.1 Различие страхования КАСКО от ОСАГО ОСАГО КАСКО ОСАГО КАСКО Страхование автогражданской ответственности носящее обязательный характер для всех владельцев транспортных средств Вид негосударственного страхования автомобиля связанный с защитой...
16686. Инновационная организация рынка транспортных услуг на основе единой информационной системы 12.01 KB
Москва Инновационная организация рынка транспортных услуг на основе единой информационной системы Транспорт является стратегически важным комплексом в значительной степени определяющим мощь государства так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров. В этих условиях транспортным организациям придется объединить локальные силы путем создания единой информационной системы и объединения усилий и средств для получения синергетического эффекта. Предпосылкой создания единой информационной системы является то что информация...
12013. Технология автоматической классификации транспортных средств на базе анализа видеоизображений, получаемых средствами видеофиксации (видеокамерами). Автоматический классификатор транспортных средств АКТС-4 1.02 MB
Автоматический классификатор транспортных средств АКТС4. Разработка в качестве сенсора использует четыре видеокамеры видимого диапазона установленные перпендикулярно движению транспортных средств две – на въезде на полосу движения пункта взимания платы две другие – на выезде. Используемые в настоящее время в европейских странах автоматические классификаторы транспортных средств представляют собой оптические пары инфракрасных излучателей и датчиков.
1235. Маркетинг телевизионной компании на примере деятельности ОАО «Телекомпания НТВ» 418.33 KB
Характеристика ОАО Телекомпания НТВ и оценка его рекламной деятельности. Характеристика предприятия ОАО Телекомпания НТВ. Анализ маркетинговой деятельности ОАО Телекомпания НТВ.
12897. Маркетинг телевизионной компании на примере деятельности ЗАО «ТВ Сервис» 279.11 KB
Молодые активные люди являются наиболее привлекательным сегментом аудитории для рекламодателей поскольку наиболее платежеспособны и телевизионным каналам стоит огромных усилий привлечь их к телеэкранам. Речь идет не только о давно существующих каналах у которых стоит задача сохранить аудиторию и усилить взаимодействие с ней но и о новых телеканалах которые хотят отнять аудиторию у конкурентов и войти в число лидеров. Предметом нашего исследования являются основные маркетинговые решения реализуемые командой телеканала Ю. Целью...
21694. Стратегия управления компанией на примере компании ООО «Яндекс» 194.29 KB
На сегодняшний день слово «яндекс» используется многими пользователями интернета, он действительно появился одновременно с массовым интернетом, но само слово «яндекс» – искусственное, имеет своих авторов и свою историю. Слово «яндекс» произошел от слов – yet another indexer (еще один индексатор или Языковой индекс), авторами которого стали Аркадий Волож и Илья Сегалович. Я считаю, что данная тема актуальна на сегодняшний день, так как в наше время большая часть российского населения пользуется услугами данного сайта, он легок в применении и доступен для каждого. Данная компания привлекла мое внимание для рассмотрения и анализа ее системы управления.

Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, – транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и междуна­родными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних) относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.

1. От географических районов перевозки – межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.



2. От видов перевозимых грузов – грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.

3. От видов транспорта – морские перевозки, внутренний водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт.

Морские перевозки. Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический вид товара. Этому рынку принадлежит главное место в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли. Рынок морских перевозок можно классифицировать:

· По типам фрахтуемых судов – на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа.

· По видам сообщения – рынки трампового и линейного тоннажа.

· По видам судов – рейсового и арендованного тоннажа.

· По географии – на секции: североевропейский, средиземноморский, дальневосточный, североамериканский, южно-американский.

· По предложению транспортных услуг. Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морскойперевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.).

Автомобильный транспорт. Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее динамичных. В последние годы наблюдается постоянный рост объема перевозок и автопарка, что связано не в последнюю очередь с успешной конкуренцией автомобильного транспорта с железнодорожными и речными перевозками, стоимость которых выше, качественным обновлением транспортных средств, повышением безопасности. За период с 1975 г. по 1993 г. автомобильный парк увеличился более чем в два раза. Впоследствии темпы его роста несколько замедлились и в 90-е гг. составляли всего 3,5%. В перспективе, однако, предполагается значительный рост этого рынка. По прогнозам, до 2010 г. он будет увеличиваться на 4-5% ежегодно.

Основная часть мирового парка грузовых машин (3/4) приходится на Европу и Северную Америку. Общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в этих регионах составляет 9590 тыс. км, по которым ежегодно перевозится 16 млрд. т. грузов. Однако доля международных автомобильных перевозок составляет лишь 5%.

Воздушный транспорт. Одним из особо развивающихся видов транспорта является воздушный транспорт. Международные авиаперевозки составляют более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире. За 80-е гг. эта доля увеличилась более чем на 8%. Общая протяженность воздушных трасс мира за последнее десятилетие выросла вдвое, а количество перевезенных пассажиров – в 1,6 раза, вдвое больше стал объем перевозимых грузов.

Трубопроводный транспорт – это вид транспорта, наиболее динамично и успешно развивающийся практически во всех странах. Протяженность магистральных нефтепроводов 27 стран достигает 436 тыс. км. Одними из самых крупных владельцев выступают США и Россия. Развитие данного вида транспорта связано с конкуренцией со всеми другими видами, к тому же он более дешев и удобен, что и придает ему динамичность.

Железнодорожный транспорт – один из традиционных видов транспорта. Общая протяженность железнодорожных путей 42 стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3,7 млрд. т. грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного рынка неуклонно сокращается, что связано с достаточно жесткой конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Так, в Германии только за 90-е гг. он сократился на 1/3, а в Венгрии и Польше еще значительнее. Общие же тенденции развития мирового транспорта показывают, что железнодорожный транспорт в целом сохранит свое значение, но существенных увеличений темпов его роста не ожидается. Те же тенденции характерны и для российского железнодорожного транспорта.

Развитие транспортного рынка сталкивается со множеством проблем, связанных с тарифами, пошлинами, протекционистской политикой в отношении некоторых стран. В связи с этим уже с конца 80-х гг. многие страны стали проводить политику, способствующую либерализации перевозок. При этом в основу были положены приватизация и коммерциализация государственных предприятий, расширение сферы действия частного сектора в рамках функционирования как национальных транспортных предприятий, так и с иностранным участием. На современном этапе в большей степени характерны двусторонние соглашения по отдельным видам транспорта, используется принцип «свободной конкуренции» на коммерческой основе. Такой режим обеспечивает свободу перевозок, защищает от дискриминации в отношении иностранного перевозчика, от несправедливой ценовой политики и преференциального режима для национальных перевозчиков.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года определяет в качестве приоритетной цели развития транспортной системы страны «… повышение уровня ее соответствия задачам обеспечения военной безопасности страны и создания тем самым необходимых условий для соответствующего уровня общенациональной безопасности …» .

С переходом России, в начале 90-х, к рыночным отношениям повлекло за собой развал промышленного производства и транспорта, ломку устоявшихся хозяйственных связей, изменение существовавших взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Транспортный рынок в настоящее время представляет собой совокупность самостоятельных организаций – перевозчиков и посредников – с выраженным преобладанием мелкого капитала. Предприятиями негосударственных форм собственности выполняется на автомобильном транспорте 93% перевозок грузов и 75% перевозок пассажиров, на морском – соответственно 99 и 90%, речном – 94 и 90%, воздушном – 73 и 80% . В результате процессов приватизации и демонополизации транспортного комплекса на рынке действуют свыше 550 тыс. перевозчиков, более половины из которых составляют индивидуальные предприниматели и предприятия со смешенной формой собственности . Объемы перевозок грузов по видам транспорта в Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Объемы перевозок грузов по видам транспорта, млн. тонн

Наименование
показателей

По состоянию на конец соответствующего года

20 10

Транспорт, всего
в том числе:
железнодорожный
автомобильный
трубопроводный
морской
внутренний водный
воздушный

Государственные предприятия морского и речного флота после распада Советского союза были преобразованы в новые учреждения. К 1 января 1996 года бывшим департаментом морского транспорта (современное название — Федеральное агентство морского и речного транспорта, служба «Росморречфлот» Министерства транспорта РФ) было выдано 1632 первичных лицензий предприятиям и предпринимателям всех форм собственности . В 1996 году Морские администрации портов выдали более 240 лицензий. При этом кроме морских портов, было лицензировано 245 организаций и индивидуальных предпринимателей, располагающих флотом в количестве 680 ед. общим дедвейтом 1,9 млн. т. На сегодняшний день, современный отечественный независимый морской перевозчик в среднем владеет 2-3 судами. Большое количество отечественного флота плавает под иностранными флагами, что обусловлено стремлением судовладельцев избежать высокого налогообложения, действующего в нашей стране и делающего в результате отечественный флот неконкурентоспособным на мировом фрахтовом рынке. По этой же причине, а также из-за отсутствия необходимой государственной поддержки, подавляющая часть вновь построенных судов для российских судовладельцев также эксплуатируется под иностранными флагами в течение срока окупаемости затраченных на их постройку средств. Как правило, это суда иностранного производства. Перевалкой грузов на морском транспорте занимаются 170 портов и иных коммерческих структур, как вышедших из подчинения морским пароходством (24,7%), так и вновь образованных (75,3%). По состоянию на начало 2013 год производственная мощность российских портов составляет 846,2 млн. тонн, в том числе для наливных – 479,4 (56,7%) млн. тонн, для сухогрузов – 366,8 млн. тонн (43,3%). Объем перевалки грузов в морских порта России в 2012 году составил 567 млн. тонн. Основные проблемы обусловлены недостатком специализированных терминалов для обслуживания крупнотоннажного флота .

С 1991 года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами снизилось в 1,4 раза (до 48,3 тыс. км). Протяженность внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации составляет 4,9 тыс. км. Объем перевозок внутренним водным транспортом сократился более чем в 4 раза (до 141 млн. тонн), перевозки пассажиров – в 6 раз. Основными проблемами на этом виде транспорта являются:

  • необходимость срочной замены большого количества устаревших судов, в первую очередь, наливных и смешанного «река-море» плавания; нуждающиеся в реконструкции, существующие речные и устьевые порты;
  • обеспечение стабильной работы водных путей и судопропускных сооружений, которые за последние годы из-за недостатка бюджетного финансирования не поддерживаются надлежащим ремонтом и обслуживанием и не полностью отвечают требованиям безопасности судоходства.

Похожая ситуация наблюдается и на других видах магистрального транспорта, подвергнувшихся приватизации – внутреннем водном, воздушном, автомобильном.

Рис. 1. Форма собственности предприятий гражданской авиации


Рис. 2. Динамика перевозки грузов авиатранспортом по годам

В настоящее время, аэродромная сеть гражданской авиации насчитывает 223 предприятия разной форы собственности (85 – Открытое акционерное общество, 20 – Общество с ограниченной ответственностью, 14 – Закрытое акционерное общество, 104 – государственных) – аэропортов, на ней функционирует 234 перевозчика различных форм собственности, из них только 30 государственных (рис. 1). Средняя численность воздушных судов в транспортном предприятии -22-23 ед. (учитывая вертолеты и малую авиацию) .

Начиная с 2010 года объемы грузов, перевозимые авиационным транспортом, увеличиваются (рис. 2).

Такая же динамика наблюдается и в перевозке пассажиров авиатранспортом (рис. 3.).


Рис. 3. Динамика перевозки пассажиров авиатранспортом по годам

Автомобильный транспорт к настоящему времени также представляет совокупность мелких предприятий, увеличивающих, вместе с тем, объемы магистральных перевозок и конкурирующих с железнодорожным транспортом на расстояниях до 500-700 км. На расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км - быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности данное преимущество теряется . Зарубежный опыт также подтверждает эффективность автомобильного транспорта при перевозках на расстояние 300-400 км благодаря применению автомобилей большой грузоподъемности (в США средняя грузоподъемность автомобиля в междугородных перевозках 19 т, во Франции - 13 т, в ФРГ - 15 т, в России - 9 т) . На автомобильном транспорте за последние годы возросла роль грузового автотранспорта (самосвалы, фургоны и рефрижераторы), — в 2012 году на его долю приходилось около 90 процентов от всего объема перевозок. Это объясняется увеличением автотранспортных средств, находящихся в собственности нетранспортных организаций. В перевозках грузов, выполняемых предприятиями автотранспорта общего пользования, наибольший удельный вес занимают крупные и средние автопредприятия. Они осуществляют главным образом доставку массовых грузов на короткие расстояния. В отличие от них, малые предприятия и индивидуальные автовладельцы выполняют в основном дальнепробежные грузоперевозки. У малых предприятий и индивидуальных автовладельцев средняя дальность перевозок в 5 раз превышает показатель у крупных и средних автопредприятий. На рынке автотранспортных услуг наибольшим спросом пользуются самосвалы, фургоны и рефрижераторы.


Рис. 4. Сравнительная характеристика по площади территории и протяженности дорожной сети некоторых стран мира

Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет в настоящее время около 1 млн. км, тогда как, по некоторым оценкам специалистов, сегодня для удовлетворения социальных и экономических потребностей государства минимальная величина этого показателя должна быть в пределах 1,5-2 млн. км .
Имея большую площадь территории, Российская Федерация существенно отстает от развитых стран Европы и Америки по протяженности дорожной сети, что наглядно продемонстрировано на рисунке 4 .


Рис. 5 – Сравнительная характеристика по площади территории и плотности автомобильных дорог некоторых стран мира

Существующая конфигурация сети федеральных автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована на столицу Российской Федерации — Москву, в то время как ряд регионов, например, на северо-востоке не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети показала свою недостаточную эффективность, результатом чего стало увеличение протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробег автомобильного транспорта, а также концентрация потоков на радиальных направлениях и перегрузка магистралей в районе Московского, Санкт-Петербургского и ряда других крупных транспортных узлов. Сегодня с превышением нормативной загрузки эксплуатируется более 13 тыс. км федеральных автомобильных дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет около 30% их общей протяженности . При этом почти 53% от общего объема перевозок по федеральным автодорогам осуществляется в режиме перегрузки дорожной сети, что приводит к росту затрат на автоперевозки на 20-30 % по сравнению с нормальными условиями движения . Причиной того, что значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам, является недостаточная развитость местной дорожной сети. Самая развитая сеть автомобильных дорог в стране в Ленинградской области. По ее территории проходят 1366 км автомобильных дорог федерального значения, 9763 км – регионального значения и около 10700 км автомобильных дорог общего пользования местного значения .

На железнодорожном транспорте прирост объема перевозок грузов в этот период наблюдается главным образом за счет увеличения перевозок на экспорт каменного угля, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, лесных грузов, а также роста перевозок потребляемых на внутреннем рынке строительных грузов, зерна и продуктов перемола. Пассажирские перевозки за последние годы не увеличиваются. Это происходит в первую очередь из-за уменьшения перевозок пассажиров в дальнем следовании. Более стабильно выглядят перевозки в пригородном сообщении, — их объем сохраняется примерно на одном уровне. Неблагоприятно выглядит ситуация с эффективностью перевозок, и в частности, с себестоимостью перевозок и их рентабельностью. На ближайшую перспективу, в ходе реализации программы реформирования федерального железнодорожного транспорта, намечены меры по обновлению и модернизации основных производственных фондов, повышению уровня безопасности движения и качества перевозок. Продолжается работа по электрификации железнодорожных путей, усилению подходов к существующим и строящимся морским портам.
Растет число транспортно-экспедиторских предприятий и фирм-операторов перевозок, часто владеющих парками многообразных средств укрупнения грузовых мест, складами временного хранения, автомобильным транспортом. К 2012 году общее количество транспортных экспедиторов достигает более 12 тыс. при этом отдельные перевозчики (в том числе и Министерства путей сообщения) предпочитают принимать грузы преимущественно от своих традиционных экспедиторов.

Вместе с тем, указанный рост количества транспортных предприятий сопровождается общим снижением объемов перевозок, чем характеризуется ускоренное уменьшение грузооборота отдельных предприятий.