Классификация и виды восприятия. Сложные формы восприятия

Классификация восприятий

В современной психологии существует несколько подходов к классификации восприятия. В основу одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, положено различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии ведущую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестезические, обонятельная и вкусовое восприятие.

В зависимости от конкретного содержания объектов выделяют восприятия явлений природы, техники, устной речи, научной и художественной книги, сценических представлений, музыки, скульптуры, кинофильмов и т.

Как уже отмечалось, восприятие - это результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды ощущение редко встречаются в чистом виде, чаще всего они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие кинофильма предусматривает включение зрительного и слухового анализатора в равной степени, восприятия ученика на уроке имеет зрительный (воспринимает написанное на доске), слуховой (слушает объяснения учителя) и двигательный (записывает в тетрадь) характер.

Критерием другой классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этим виокремлю-

Сложные формы восприятия

Восприятие пространства.

Восприятие пространства существенно отличается от восприятия формы предмета. Это отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

К пространственным свойств предметов относятся: величина, форма, положение в пространстве. В восприятии величины предмета существенное значение имеет его изображение на сетчатке. Чем больше изображение на сетчатке, тем больше кажется предмет. Можно предположить, что величина изображения предмета восприятия на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла: чем больше его величина, тем больше изображения на сетчатке глаза. Считается, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Евклид. Согласно этому закону размер предмета восприятия меняется прямо пропорционально размеру его изображения на сетчатке.

Достаточно логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковой удаленности предметов. Но восприятия величины предмета определяется не только величиной его изображение на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором предмет находится от нас. Эту закономерность можно выразить так:

Размер, что воспринимается = Зрительный угол х Расстояние

Учет удаленности предметов осуществляется преимущественно за счет нашего опыта восприятия предметов при изменении расстояния до них. Существенным является знание о приблизительной величину предмета. Как только человек знакомится с предметом, она сразу воспринимает его величину такой, какой она есть на самом деле. Следует отметить, что константа восприятия значительно возрастает, когда человек видит знакомые предметы, и значительно уменьшается при восприятии абстрактных геометрических форм. Кроме этого, константа восприятия сохраняется лишь в известных пределах. Если человек находится очень далеко от предмета, он кажется ей меньше, чем на самом деле.

Другой особенностью восприятия пространства является контраст предметов. Окружение, в котором находится предмет восприятия, влияет на его восприятие. Например, человек низкого роста кажется еще ниже, если находится в обществе баскетболистов. Другие особенности восприятия контраста, связанных с иллюзиями восприятия, будут рассматриваться позже.

Во время восприятия формы предмета явление константности восприятия сохраняется. Когда человек смотрит на предмет определенной формы, находится сбоку от нее, то его проекция на сетчатке будет выглядеть неадекватной предмета. При этом человек всегда видит один, и тот же предмет одинаковым, имеющим одну и ту же форму. Таким образом, восприятие формы оказывается постоянным и устойчивым, то есть константным, а его основой является опыт человека.

Восприятие формы предмета, который находится на значительном расстоянии от нас, может меняться: мелкие детали могут исчезать, норма приобретает упрощенного вида.

Благодаря тому, что человеческий глаз обладает способностью бинокулярного зрения, человек может воспринимать объемные формы. Суть бинокулярного эффекта улягае в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке правого и левого глаза будет разным. Но при бинокулярному звезды смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление друга, но объемного, рельефного предмета. При этом большое значение имеет распределение света и тени на объемном предмете.

Восприятие человеком пространства имеет определенные особенности. Это обусловлено тем, что пространство трехмерное, а потому для его восприятия необходима совместная работа целого ряда анализаторов. При этом восприятие пространства может происходить на разных уровнях.

Восприятие трехмерного пространства предусматривает работу специального вестибулярного аппарата, размещенный во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет вид заполненных жидкостью согнутых трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда изменяется положение головы человека, жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущениях устойчивости тела (статические ощущения).

Вестибулярный аппарат тесно связан с очноруховимы мышцами и каждое изменение в нем вызывает рефлекторную изменение в положении глаз. Существует и обратная связь между ними: при длительном восприятии барабана с поперечными полосками, который вращается, возникает состояние нейстикости, который сопровождается тошнотой. Взаимосвязь вестибулярного и очнорухового аппаратов является одним из существенных компонентов системы восприятия трехмерного пространства.

Другим аппаратом, который обеспечивает восприятие пространства, точнее, его глубины, является аппарат бинокулярного зрения. Восприятие глубины связано с восприятием удаленности предметов и размещением их относительно друг друга.

Существенную роль в восприятии удаленности предметов или пространственной глубины играют конвергенция и дивергенция глаз. Под конвергенцией понимают сведения зрительных осей глаз за счет сведения зрительных осей навстречу друг другу, что происходит при переводе взгляда с дальнего предмета на ближний. Дивергенция наблюдается в противном случае, когда человек переводит взгляд с близких предметов на дальние, в результате чего зрительные оси разводятся. При этом импульсы, возникающие вследствие относительного напряжения мышц глаз, является важным источником информации для сенсорных и перцептивных зон коры головного мозга и вторым компонентом механизма восприятия пространства.

Наряду с этим человек получает ощущение от аккомодации глаза. Явление аккомодации заключается в том, что форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Это достигается сокращением или расслаблением мышц глаза, что влечет за собой возникновение определенных ощущений напряжения или расслабления.

В восприятии пространства важную роль играет восприятие размещения предметов относительно друг друга. Поэтому часто бывает, что об удаленности человек делает вывод по косвенным признакам: один предмет закрывает другой, контуры одного предмета более заметны, чем контуры другого и тому подобное.

Различное положение предметов в пространстве часто имеет первостепенное значение для человека по сравнению с восприятием удаленности предмета и глубины пространства. Ведь человек не просто воспринимает пространство или оценивает положение предметов, а ориентируется в пространстве, который предусматривает получение определенной информации о размещении предметов. Однако бывают ситуации, когда человеку недостаточно информации о размещении вещей, а необходимые дополнительные механизмы. Такими дополнительными механизмами является понятие "правое" и "левое", с помощью которых человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства. Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки, которой для большинства правая рука.

Центральным аппаратом, который обеспечивает восприятие пространства, является третичные зоны головного мозга, которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного аппаратов.

Таким образом, восприятие пространства - это отражение объективно существующего пространства, предусматривает отражение расстояния, размера, формы предметов, действующих на анализаторы. Этот сложный процесс обеспечивается взаимодействием различных анализаторов.

Восприятие классифицируется на разные виды по нескольким основаниям.

Классификация восприятия по видам анализаторов

По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия :

  • кинестетическое,
  • зрительное,
  • тактильное,
  • обонятельное,
  • слуховое,
  • вкусовое.

Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.

Классификация восприятия по формам материи

По формам представления материи выделяют следующие виды восприятия:

  • восприятие времени;
  • восприятие пространства;
  • восприятие движения.

Определение 1

Во взаимном действии человека с окружающим миром восприятие пространства относится к обязательным условиям для возможности ориентировки в данной среде. В восприятии пространства различают восприятие удаленности, формы, величины и объемности предметов.

Взаимодействие индивида с окружающим миром включает и само человеческое тело с присущей ему системой координат. Человек, чувствующий мир, является сам материальным телом, занимающим определенное место в пространстве и, соответственно, наделенным пространственными признаками: размерами тела, величиной, формой, направлением движений в пространстве.

Научно доказано, что основой форм пространственного восприятия является функционирование комплекса анализаторов, взаимодействующих между собой. Особая роль в пространственном ориентировании принадлежит двигательному анализатору, при помощи которого непосредственно устанавливается данное взаимодействие. К специальным механизмам ориентации в пространстве относятся нервные связи между левым и правым полушариями в анализаторной деятельности: бинауральный слух, бинокулярное зрение, бимануальная ощупь и другие. В отражении качеств предметов пространственного характера важным фактором является функциональная асимметрия, характерная для парных анализаторов. Функциональная асимметрия выражается в том, что одна сторона анализатора является доминантной, т.е. ведущей.

Восприятие величины и формы предмета реализуется при помощи зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. При этом основная роль принадлежит зрительному анализатору. Для восприятия расстояния огромное значение имеет движение глаз, их конвергенция. При переводе глаз на менее удаленный предмет с более отдаленного предмета, возникает их конвергенция – предмет тем больше, чем он ближе. Наблюдается конвергенция глаз в условиях бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие расстояния только одним глазом обладает недостаточной точностью.

Только взаимодействие кинестетического и зрительного анализаторов способно обеспечить адекватное восприятие формы, размера объектов и их удаленности. Воспринимая предметы разных размеров и форм, мы обводим их движением глаз. Между этими движениями глаз и отражением объекта на сетчатке глаза устанавливается связь, что дает возможность лучше воспринимать форму и размеры предметов. Восприятие формы и величины зависит от опыта человека. Соответственно, чем лучше человек знаком с определенной формой, тем быстрее и легче он выделяет ее среди иных форм.

Для восприятия объемности предметов важную роль играет бинокулярное зрение. При видении двумя глазами одновременно, соответствующее раздражение от левого и правого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора, создавая впечатление объемности предмета.

В восприятии расстояния принимают участие слуховые и обонятельные ощущения.

Восприятие времени.

Определение 2

Восприятие времени представляет собой отражение объективной длительности, последовательности и скорости явлений действительности. Посредством восприятия времени отображаются изменения, которые происходят в окружающем мире.

Физиологической основой восприятия времени служат условные рефлексы на время, производимые человеком постоянно.

Большое значение в восприятии времени имеют кинестетические анализаторы. Они выполняют особую роль в восприятии ритма. Под ритмом следует понимать ряд раздражителей последовательно сменяющих друг и имеющих периодический характер. Ритмичное дыхание, ритм в работе сердца и ритмичный характер текущей жизни оказывают непосредственное влияние на выработку временных рефлексов. При восприятии времени у человека есть склонность преувеличивать короткие промежутки времени и преуменьшать длинные. На восприятие продолжительности времени влияет содержание деятельности человека. Степень субъективизма при оценке времени также зависит от возраста человека: дети воспринимают время как медленный процесс, а взрослые наоборот. Преодолевается субъективизм в восприятии времени опытом и практической деятельностью.

Восприятие движения.

Определение 3

Восприятие движения представляет собой отражение изменения положения, занимаемое объектами в пространстве.

Оно позволяет ориентироваться в относительных изменениях взаимного расположения предметов в окружающей действительности. Знание о перемещении объектов человек получает, воспринимая непосредственно движение. Восприятие движения также возможно на базе умозаключений.

Классификация восприятия по активности

По активности восприятие делят на два вида:

  • непреднамеренное, то есть самопроизвольное;
  • преднамеренное.

Непреднамеренное восприятие вызывается у человека особенностями окружающих объектов: яркостью, необычностью, расположением. В непреднамеренном восприятии отсутствуют заранее определенная цель и волевое усилие.

Преднамеренное восприятие имеет цель, поставленную человеком. Для осуществления преднамеренного восприятия прилагаются определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение и произвольно выбираются объекты восприятия.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельнос­ти.

Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание карти­ны, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание расс­каза, вокального или инструментального концерта), об осязатель­ном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной систе­мы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их мо­жет быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является веду­щим, другие дополняют восприятие предмета или явления.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одина­ково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие.

При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкаль­ных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприя­тии. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит мотори­ке. Восприятие различается по видам также и в зависимости от восп­ринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека челове­ком.

Физиологические основы восприятия. Физиологической основой восприятия является комплексная дея­тельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совер­шается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетическои деятельностью мозговых звеньев анализаторов.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в сово­купности различных свойств и частей. Взаимодействие системы ана­лизаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, мо­торных, осязательных.

Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний. Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание челове­ческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие чело­века отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сиг­налом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, при­дает восприятию человека произвольный характер, связывает восп­риятие с активностью личности.

Таким образом, физиологической основой восприятия являет­ся условнорефлекторная деятельность, обусловливающая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприя­тия.

Восприятие объемности и удаленности предметов. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глаза­ми).

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет пра­вильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Эту функцию только в полной мере можно реализовать при би­нокулярном зрении.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зави­сит от расположения предметов.

В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему за­паху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов – распознать, далеко ли от вас идет че­ловек.

Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллю­зии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизон­тальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зер­кальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.

Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхище­ние увиденного, различные дефекты зрения.

Восприятие времени. Восприятие времени – это отражение длительности и последова­тельности явлений или событий. Благодаря восприятию времени от­ражаются изменения, происходящие в окружающем мире.

Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И.П.Павлов и его последователи, яв­ляются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатыва­ются у человека.

Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятель­ности человека. Время, заполненное интересными, значимыми дела­ми, течет быстро. Если же события неинтересные, малосуществен­ные, время тянется медленно.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожида­ние неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего вре­мени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает.

При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспо­минается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспомина­ются как быстро прошедшие.

Особенности слухового восприятие. Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.

Динамика, протяженность во времени – специфический признак слухового образа, звука без длительности не существует. Поэтому слуховое восприятие сукцессивно , то есть развернуто во времени, последовательно.

Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта – источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта. Для естественных звуков источник и объект совпадают, но при звукозаписи они разделены Объект восприятия – звук (например, пение птицы), а источником может быть магнитофон. Но незнакомые звуки должны быть "опредмечены", чтобы с ними можно было иметь дело, т.е. чтобы можно было их понять, запомнить и для чего-либо использовать. Предметная отнесенность звука обеспечивает возможность адекватного представления об окружающей действительности и ориентацию в акустическом пространстве. По уровню искажения предметного содержания образа, возникающего при прослушивании записи, судят о ее качестве и степени искаженности.

У звукового образа, как и у всякого другого, 3 главных функции : когнитивная, коммуникативная и регулятивная.

Когнитивная, то есть познавательная функция состоит в сообщении той или иной информации. Природные звуки для человека, в основном, когнитивны"природа информирует, а не ведет беседы".

Коммуникативная функция звуков состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом. Она особенно важна, так как звуковая речь для человека – основное средство общения. Речевой звук несет не только собственно словесный (вербальный) смысла, но и передает дополнительную информацию с помощью интонации, громкости и т.п.

Регуляторная функция состоит во влиянии звука на настроение, ритма движений и т.п.

Предметность и целостность слухового восприятия. Слуховой поток – последовательность звуков, воспринимаемая как целое, поскольку она имеет внутреннюю согласованность и неразрывность (мелодии, слова, знакомые природные или технические звуки и т.д.). На воспринимаемые характеристики каждого звука влияют предшествующие, совпадающие и последующие звуки. Слуховая система способна решать, какие звуки принадлежат одному источнику, а какие – разным, т.е. различать слуховые потоки. Для разделения звуковой последовательности на потоки требуется время, поскольку сначала все текущие звуки анализируются вместе, пока не наберется информация для альтернативного решения.

Для идентификации звука человек должен быть информирован о том, каким событиям соответствуют звуки. Для незнакомых звуков человек ищет аналоги для опредмечивания и наименования. Для естественных звуков человек ищет эталон-прототип. Адекватное опознание и воспоминание естественных звуков связано с воcстановлением зрительного образа источника и словесного аналога, который зависит от родного языка, так, например, утка говорит русскому "Кря-кря", а англичанину "Дак-дак"

Восприятие звука включает моторный компонент – "пропевание" или "повторение" звуков. При любом слуховом восприятии происходит микронапряжение мышц гортани и языка. Если эти напряжения затруднены, затрудняется и нарушается восприятие звуков.

Восприятие других модальностей. Тактильное восприятие (осязание) происходит при мягком контакте поверхности тела человека с внешними объектами. Максимальную тактильную чувствительность имеют подушечки пальцев и губы. Тактильно может восприниматься размер и форма предмета, а также температура и свойства поверхностей. Может выделяться фигура и фон, строится целостный образ объекта, подобно тому, как это происходит при зрительном восприятии. Тактильное восприятие происходит при активном ощупывании предмета или при "рисовании" заостренным движущимся предметом по поверхности кожи. При этом возможно узнавание весьма сложных конфигураций (букв, предметов и т.п.), если человеку были известны ранее их зрительные аналоги.

Зрение и тактильная чувствительность дают информацию о внешнем пространстве: зрение – в целом, тактильная – о конкретном предмете, вступившем в контакт. Есть перенос опыта между разными рецепторами – в детстве "глаз учится у руки", предметы, которые подробно изучаются сначала тактильно (на ощупь), опознается зрительно гораздо лучше.

Обоняние – восприятие запахов, происходит при контакте молекул вещества со слизистой носа. У человека развито относительно слабо. Каждый из различаемых запахов связывается с его источником, запахи даже не имеют собственных названий, а называются по источникам или вкусовым аналогам (лимонный, цветочный, горьковатый и т.п.). Запахи различаются также по силе. Поворачивая голову в сторону более сильного запаха, человек может определить направление на источник запаха, т.е. локализовать его в пространстве. Запаха не достаточно для построения строго определенного предметного образа, он скорее характеризует фон, но запах (в том числе слабый, сознательно почти не ощущаемый) оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

Восприятие сигналов от внутренних органов, интероцепция – в норме на сознательном уровне отсутствует, хотя поток этих сигналов весьма велик, поскольку он обеспечивает регуляцию работы жизненно важных частей организма. Эти сигналы переходят порог только при сбоях и затруднениях в работе органов, о состоянии которых они сигнализируют и субъективно оцениваются как неприятные или болевые. Их источник может быть довольно неопределенным, но всегда локализуется внутри тела человека. Интероцепция вызывает сильные, как правило, отрицательные эмоции и резко снижает чувствительность ко всем иным, особенно внешним, сигналам. Специальная концентрация внимания на интероцепции может обеспечить ее восприятие в норме, но при этом восприятие внешних сигналов неизбежно ослабеет.

Восприятие времени и ритма. Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, но главным образом кинестетический и слуховой. Восприятие текущего времени происходит благодаря тому, что в организме имеется множество ритмических процессов, своеобразные "биочасы". Их протекание может изменяться под влиянием некоторых химических веществ, а также режима освещения.

Восприятие ритма – восприятие серии сходных объектов как групп стимулов, построенных по одному образцу и повторяющихся в определенной последовательности. Восприятие ритма сопровождается двигательными реакциями, которые воспроизводят его в той или иной форме.

Ритм играет огромную роль в культуре, причем не только в музыке, но и в литературе и в изобразительном искусстве. Один из крупнейших российских антропологов, Я.Я.Рогинский обратил внимание на то, что ритмические рисунки встречаются на самых ранних предметах, изготовленных первобытными людьми. Он считал, что чувство ритма развито у людей больше, чем у каких-либо животных и играет большую роль в происхождении искусства.

Время – одна из основных категорий в физике, но специальные исследования показали, что психологическое время заметно отличается от физического и даже физиологического. Субъективное время дано человеку в переживании. При этом единицы отсчета собственного психологического времени задаются соотношение между воспринимаемыми событиями, а не ходом астрономического времени. Субъективное время протекает неравномерно, оно зависит от психологического состояния воспринимающегося субъекта. Интересная деятельность, наполненная важными и приятными событиями, хорошее настроение субъективно ускоряют время, скучная или бессмысленная, пустая деятельность, фрустрация (тревога, страх), подавленность субъективно замедляют течение времени. В воспоминаниях время течет быстрее, чем в реальной действительности.

В психологии существует несколько видов классификации видов восприятия.

Первый способ классификации - по модальности - по типу анализатора, который в основном участвует в данном виде восприятия.

По модальности (по анализаторам) выделяют:

а) зрительное, б) слуховое, в) осязательное, г) обонятельное, д) вкусовое.

Восприятие зрительное - это восприятие преимущественно в системе зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позволяет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анализатора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или музыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Обе эти системы и организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Слуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое восприятие участвует при восприятии времени.

Восприятие осязательное - это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (симультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Восприятие обонятельное - это восприятие запахов на основе обонятельного анализатора (носа). При этом приятные запахи мы воспринимаем как аромат или запах, а неприятные как вонь. Сильное влияние на ощущение запаха оказывает психофизиологическое состояние человека. В определённых условиях наблюдается извращённое восприятие запахов, когда определённые, привычные вещества вдруг становятся резко неприятными.

Восприятие вкусовое - осуществляется при помощи вкусового анализатора (языка). Во многом связано с обонянием - при затрудненном носовом дыхании снижается вкусовая чувствительность. Это связано с потерей информации - мозг воспринимает пищу целостно, всеми анализаторами, а потеря информации от одного из них снижает восприятие целостного образа.

Второй способ - по характеру активности восприятия выделяют

а) непроизвольное (непреднамеренное), б) произвольное (преднамеренное).

Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постановкой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное восприятие является высшей психическая функцией и присуще только человеку.

Третий способ - по характеру и продолжительности:

а) симультанное, б) сукцессивное.

Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

По объекту восприятия: размер, глубина, форма предметов

Восприятие размера предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.

Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции. При восприятии близко расположенных предметов происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (конвергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измерениях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделение контура, то есть границы, пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует аккомодации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Изменение кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объекта.

Классификация восприятий

Основу классификации восприятий, как впрочем, и ощущений , составляют различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, можно выделить зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Рассмотрим немного наиболее изученные зрительные восприятия. Если взять младенца со дня его рождения, то мы знаем, что его зрительное восприятие очень слабо развито, он плохо различает оттенки цветов, и имеет низкую остроту зрения, только к шести месяцам младенец начинает узнавать предметы и лица.

У новорожденных есть цветовое зрение, но они различают лучше преимущественно яркие цвета, не различая серый и синий. Младенец предпочитает движущиеся стимулы стационарным. Развитие зрительной системы новорожденных происходит быстро, очевидно, сказывается опыт и биологическое состояние.

Развитие других восприятий отличается от зрительных. Так, например, вкус и обоняние у малыша развиты с момента рождения. Младенец не может производить отчетливые звуки, но различает звуки речи.

Итак, можно сделать вывод, что все чувства младенца работают с момента его рождения, вначале они мало развиты, но начинают развиваться под влиянием окружения. Вспомним, младенцев, вскормленных обитателями леса, у них преобладали, слух, зрение и обоняние, те восприятия, которые были более свойственны животным, среди которых проходила их жизнь.

Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами.

Сложные формы восприятия

Основа другого типа классификации восприятий — пространство, время и движение.

Большую роль в практической деятельности человека играют такие сложные по своей психологической структуре восприятия, как восприятия пространства, времени и движения.

В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В комплексе они позволяют судить о пространственном положении тела и расстоянии до других объектов.

Иллюзии

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного — с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.

Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.

Иллюзии могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов, поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться измерительным инструментом.

Обнаружение объектов

Положение объекта оценивается по месту его нахождения в поле зрения, чем он выше в поле зрения, тем объект или выше или дальше. Форма и величина объектов оценивается вначале осязанием (сочетанием кожных и двигательных ощущений), а по мере накопления опыта — зрением.

Обнаружение и различение объектов зависит от их контрастности с фоном. Светлый предмет на светлом фоне и темный - на темном незаметны, а светлый на темном и темный на светлом воспринимаются совершенно отчетливо.

Большое значение в восприятии предметов имеет и разница их размеров. Возле больших предметов мелкие становятся почти незаметными, поэтому на рабочем столе их следует размещать отдельно от крупных.

Если человек хорошо различает неподвижные объекты, то это не дает ему гарантии так же хорошо различать эти объекты при их движении, несмотря на высокую статическую остроту зрения можно не обладать достаточно высокой динамической остротой зрения. Низкая динамическая острота зрения - причина плохого восприятия расстояния до движущихся предметов.

Восприятие времени

Восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения всех явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. Огромное влияние на восприятие времени оказывают чувства.

Часы, дни и недели, заполненные интересными событиями, кажутся быстротекущими, короткими. А отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, да еще вы ждете кого-то или что-то, представляется особенно длинным. Самым коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Это все объяснимо физиологически. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения - повышается обмен веществ, следовательно, время "летит" быстрее. В случае торможения оно "тянется" медленно, из-за замедления обмена веществ.

Способность к оценкам малых интервалов времени при желании можно развить довольно быстро. Стоит несколько дней попрактиковаться, специально упражняясь, и ты сможешь хорошо оценивать время в 0,01-0,02 сек и точно определять разницу во времени между 0,15 и 0,2 сек.

Восприятие движения

Восприятие движения - это восприятие пространственно-временного перемещения, и оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением.

Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).

Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью перемещения объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия движения, как неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения изображения объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на сетчатке, но сопровождающемся движениями глаз.

Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать однотонно окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или вентилятор иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону. Чем дальше находится предмет, тем более медленным воспринимается его движение, а медленные движения, например, часовой стрелки зрением вообще не воспринимаются.

Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это произвольное, планомерное, преднамеренное восприятие, предпринимаемое с определенной целью. Человек воспринимает не все, что видит, а выделяет необходимое для него. Основное условие успешного наблюдения — ясность задачи, затем подготовленность и активность мышления.

Наблюдение - не самоцель, а средство получения информации необходимой человеку. Наблюдение начинается с правильной постановки задачи, составляется план. Главное в наблюдении систематичность, при этом важно уметь ориентироваться в окружающем мире.

Наблюдательность - это способность замечать в предметах и явлениях малозаметное, но очень важное (детали, признаки, свойства).

Высокое развитие наблюдательности предполагает любознательность, стремление познать новое, глубоко вникнуть в окружающий мир, готовность к восприятиям того, что нужно для определенных целей.

Развитие наблюдательности просто необходимо для всестороннего развития личности, а развиваться она может только одновременно с развитием памяти и мышления.

Вот, наконец-то, мы и провели нашего малыша через мир ощущений и восприятий, он уже готов к дальнейшему познанию мира, теперь для всестороннего развития необходимо заняться его памятью и мышлением.

Эксклюзивный материал сайта "www.. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса