Сценарий познавательной программы для детей. Оригинальные сценарии для летнего лагеря

четвертых классов

Для участия в программе выбираются несколько команд из разных классов одной параллели. В каждой команде по пять игроков. Отбор идет с помощью викторины, которая проводится по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером». Каждой команде, желающей участвовать в игре «Соображалках» предлагается ответить на ряд вопросов, к которым даны по четыре ответа. Необходимо выбрать правильный ответ. Каждая команда получает буквы: А, Б, В, Г и с их помощью отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

(Список вопросов прилагается.)

Что регулярно бьет бездельник?

А) боксерскую грушу

В) баклуши

Г) рекорды

Каких животных дрессирует Юрий Куклачев?

А) слонов

Б) сумчатых медведей

В) кошек

Г) енотов

Что крикнул, стартуя в ракете, первый космонавт Юрий Гагарин?

А) отдать концы!

Б) поехали!

В) от винта!

Г) полетели!

Что произносят колдуны во время сеанса колдовства?

А) торжественную речь

Б) приговор

В) заклинание

Г) рапорт

На чем ездил сказочный Емеля?

А) на печи

Б) на спортивном BMW

В) на арабском скакуне

Г) на богатом дядюшке

Каким оружием Иван-царевич сокрушил Змея Горыныча?

А) меч - кладенец

Б) гранатомет «Муха»

В) бластер

Г) боевая дубина

Кто предсказывает погоду?

А) стоматологи

Б) метеорологи

В) кикиморы

Г) экологи

Что наблюдают в телескоп?

А) молекулы

В) звезды

Г) клетки

На каком дереве растут финики?

А) на тополе

Б) на пальме

В) на елке

Г) на баобабе

Как называется площадка для игры в теннис?

Б) плацдарм

В) корт

Г) пятачок

Как называется украшение для ключей?

А) подвеска

В) брелок

Г) брегет

Как называют еще не распустившийся цветок?

Б) завязь

В) бутон

Г) сережка

Как называется древняя игра, заключающаяся в передвижении фигур по клеткам?

А) шахматы

В) домино

Г) морской бой

Как называется становище кочующих цыган?

А) городок

Б) табор

В) стойбище

Г) зимовка

Чем является Третьяковская галерея?

А) торговым залом

Б) экспоцентром

В) музеем

Г) вокзалом

Что принято красить на Пасху?

А) куриные яйца

В) бордюры

Г) скамейки

Как называется кресло, предназначенное для короля?

В) трон

Г) табурет

Какое слово является боевым кличем пехотных войск?

А) караул!

Б) ура!

Г) полундра!

В каком городе находится всемирно известная падающая башня?

А) Акапулько

Б) Пиза

Г) Нью-Йорк

Как называется передняя наружная часть здания?

Б) фасад

В) цоколь

Г) галерея

Как называется старинный оптический прибор для улучшения зрения одним глазом?

А) окуляр

Б) замочная скважина

В) монокль

Г) перископ

Как называется огромный космический камень?

А) остров

В) астероид

Г) жернов

Как называется длинный нож для рубки сахарного тростника?

А) наваха

Б) мачете

Г) ятаган

Как называется беговое состязание лошадей?

А) скачки

Б) заскок

Куда чаще всего прячет голову страус?

А) в песок

В) в болото

Г) под крыло

Как называется установленная на столбах крыша без стен?

А) паланкин

Б) балаган

Г) навес

Как называется жидкое содержимое вулканического кратера?

А) кислота

Б) лава

В) жидкое стекло

Г) кипяток

Как называется спортивный снаряд, позволяющий далеко и высоко прыгнуть?

А) трамплин

В) трапеция

Как называется помещение, где печатаются газеты и журналы?

А) редакция

Б) мастерская

В) типография

Какой прибор используется для определения рельефа морского дна?

А) гидролокатор

В) сканер

Г) рентгеновский аппарат

Что называется триллером?

А) остросюжетный фильм

Б) жилой автоприцеп

В) спортивный снаряд

Г) короткий рассказ

Где выращивают служебных собак?

А) в зоопарке

Б) в теплице

В) в питомнике

Г) в катакомбах

Какая из птиц откладывает яйца в чужие гнезда?

А) кукушка

Б) птица – говорун

В) страус

Г) куропатка

Что собирает нумизмат?

А) сплетни

Б) монеты

В) пустые бутылки

Что такое бульвар?

А) улица, обсаженная деревьями

Б) головной убор

В) «зеленый» кинотеатр

Г) кафе во Франции

Как в старину называли актеров?

А) клоуны

Б) притворщики

В) лицедеи

Как называется большая комната с колоннами?

Б) зал

В) кладовая

Как называлось состязание рыцарей в средневековой Европе?

Б) банкет

В) аудиенция

Г) турнир

Как называют редкое вкусное блюдо?

А) деликатес

Б) десерт

Г) сэндвич

Как называется помещение в театре перед зрительным залом?

А) парадное

Б) фойе

Какая часть света располагается на двух материках?

А) Африка

Б) Евразия

В) Америка

Г) Антарктида

Куда следует смотреть, переходя дорогу?

А) по сторонам

Б) в корень

В) в завтрашний день

Г) на самого себя

Как называется большой тяжелый камень?

Б) булыжник

В) кирпич

Г) валун

Как называется одна из фигур высшего пилотажа?

А) корыто

В) бочка

Г) бутылка

Что такое скелетон?

А) название йогурта

Б) череп ископаемого существа

В) пиратский корабль

Г) вид санного спорта

Как называется большая емкость для жидкостей?

А) цистерна

Б) гандола

В) бутыль

Г) пузырь

Как называется популярная музыкальная композиция?

А) бестселлер

Б) хит

В) блокбастер

Г) номинант

Что изучает наука берестология?

А) развитие берез

Б) древние славянские грамоты

В) способы плетения лаптей

Г) размножение грибов

(Команды, набравшие наибольшее количество баллов, становятся участниками игры «Соображалки»)

(Звучат позывные программы. Выходит ведущий программы.)

ВЕДУЩИЙ. Добрый день. Я приветствую всех участников, болельщиков и зрителей нашей конкурсно - познавательной программы «Соображалки».

Несколько минут назад состоялся отбор команд – участниц нашей познавательной игры. И я прошу всех болельщиков и зрителей поприветствовать участников

игры «Соображалки». Команды, на сцену.

(Звучит ритмичная инструментальная мелодия, команды выходят на сцену. Зрители аплодируют.)

Я прошу каждую команду встать полукругом и придумать за одну минуту название своей команде. Помните, что один литературный капитан говорил:

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»

(Игроки команд советуются и придумывают своим командам названия.)

Наши конкурсно – познавательные состязания будет оценивать независимая

судейская коллегия, в составе…. (ведущий представляет судей - учителей, которые работают в другой школе)

Наступил момент представления команд. А вам, уважаемые болельщики и зрители, мы предлагаем поддержать игроков аплодисментами.

(Команды представляются, зрители аплодируют. Фоном звучит ритмичная инструментальная мелодия.)

Первый раунд!

(Звучат позывные программы.)

Каждой команде вручается маркер и планшет с буквой А. Прошу команды под этой буквой написать слово из двух букв, чтобы первой буквой в слове была – А.

(Игроки выполняют задание: например, пишут слово – АР.)

Прошу продолжить: напишите слово из трех букв, чтобы первой была буква А.

(Игроки выполняют задание: пишут слова, например – АСС, АРА.)

Я думаю, что вы догадались, сколько букв будет в следующем слове на букву А? Четыре! В этой игре победит команда, правильно написавшая наибольшее количество слов. Остается добавить, что эта игра называется «Ступени». Время для выполнения задания – 1 минута.

(Пример – АРИЯ, АСТРА, АНШЛАГ, АТРИБУТ, АРБИТРАЖ, АРГЕНТИНА, АСТРОНОМИЯ…)

Напоминаю жюри, что за каждое правильное слово – один балл.

(Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты.)

Я приглашаю команды расположиться на первых двух рядах зрительного зала.

(Команды уходят в зрительный зал. Фоном звучит ритмичная инструментальная мелодия.)

Предлагаю командам обратить внимание на это колесо.

(Ведущий демонстрирует рисунок, на котором изображено колесо, по кругу надпись «КОЛЕСО». Составьте из этого слова - новые существительные слова, причем они могут читаться по часовой стрелке и в обратном направлении.

За каждое слово – один балл.

(Проходит игра. Жюри сообщает общий итог баллов.)

Спасибо жюри. Поэт Николай Шилов в одном своем стихотворении написал:

«Я найду его везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке!»

Как вы думаете, о чем он говорил в этом стихотворении для детей.

(Ответы зрителей.)

Он говорил о слове. Я найду его везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке!

Какие слова можно увидеть на полу?

(Дети отвечают: «плинтус, паркет, палас, линолеум, ковер…»)

А на потолке что можно увидеть?

(Ответы – лампа, побелка, люстра, паучок…)

(Ответы - водоросли, рыбы, ракушки, камешки…)

А что вы видите вокруг вот на эту букву.

(Ведущий показывает карточку с буквой «К». Зрители отвечают: «Конкурсантов, колени, косички, кисти рук, кроссовки...»)

Спасибо за ваши ответы. В нашей следующей игре эта буква (показывает) будет играть важную роль. Я задам командам вопросы, а они дадут ответы, которые начинаются и заканчиваются на букву К. За точный ответ – один балл. За подсказку команде – минус один балл. Вопрос команде… (называет)

На что попадается рыба (КРЮЧОК)

Похож на зайца, но не заяц (КРОЛИК)

Смешной артист (КОМИК)

Следующие вопросы для команды… (называет)

Что на голове у повара (КОЛПАК)

Сказочный персонаж (КОЛОБОК)

Очень юный кот (КОТЕНОК)

(Каждой команде ведущий задает по три вопроса)

Овощ, похожий на большой огурец (КАБАЧОК)

Часть туфли (КАБЛУК)

Знамениты мореплаватель, которого съели аборигены (КУК)

Оружие морского офицера (КОРТИК)

Длинная нить, смотанная в шар (КЛУБОК)

Очень горячая вода (КИПЯТОК)

Приспособление для хранения денег (КОШЕЛЕК)

Передняя часть фуражки (КОЗЫРЕК)

Домик для спичек (КОРОБОК)

Повар на корабле (КОК)

Громкий звук (КРИК)

Болотная птица (КУЛИК)

Часть пирога (КУСОК)

Полевой цветок (КОЛОКОЛЬЧИК)

Закончился первый раунд нашей конкурсно – познавательной игры «Соображалки». Прошу судейскую коллегию подсчитать итоги первого раунда.

(Жюри объявляет итоги.)

В первом раунде выиграла команда… (называет команду, набравшую наибольшее количество баллов)

Им вручается промежуточный приз – «Всем понемногу».

(Ведущий вручает победителям первого раунда – большую связку сушек . Фоном звучит ритмичная инструментальная мелодия.)

Продолжаем игру «Соображалки». Второй раунд.

(Звучат позывные.)

Каждой команде вручаются листы бумаги с русским алфавитом и авторучка. Предлагается за одну минуту написать имена известных сказочных героев на каждую букву алфавита.

(Например: А – Айболит,

Б – Буратино

В – Винни Пух

Г – Герда

Д – Дюймовочка

Е – Емеля

Ж – Железный дровосек

З – Золушка

И – Иван Царевич

К – Карлсон

Л – лиса Алиса

М – Мальвина

Н – Незнайка

О – Оле - Лукойе

П – Пятачок

Р – Русалочка

С – Сивка – Бурка

Т – Тортила

У – Урфин Джюс

Ф – Федора

Х – Хоттабыч

Ц – царь Додон

Ч – Чебурашка

Ш – Шапокляк

Щ – Щелкунчик

Я – Яга)

(Проходит игра «Сказочный алфавит». Фоном звучит инструментальная ритмичная мелодия.)

Стоп, игра! Прошу сдать листы судейской коллегии. За каждого правильно названного сказочного героя – один балл.

Прошу обратить ваши взоры на этот планшет.

(Ведущий вывешивает на микрофонную стойку планшет, на котором два списка: фамилии писателей и названия литературных произведений.)

Вы обратили внимание, что здесь два списка. Первый – фамилии известных писателей, второй – названия литературных произведений. Прошу команды по очереди, вот этим фломастером (показывает) соединить одной линией фамилию автора и название произведения. За каждое точное соединение получаете один балл. А жюри прошу внимательно следить за ходом этой игры. Итак, игра «Найди автора».

К. Чуковский

Г. Х. Андерсен

А. Пушкин

С. Михалков

А. Линдгрен

А. Рыбаков

А. Волков

С.Лагерлеф

Р. Киплинг

Л. Кэрролл

НАЗВАНИЯ КНИГ:

«Дюймовочка»

«Карлсон, который живет на крыше»

«Снежная королева»

«Кортик»

«Бронзовая птица»

«Тайна заброшенного замка»

«Красная Шапочка»

«Золушка»

«Желтый туман»

«Тринадцать жадностей»

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

«Вредные советы»

«Питер Пэн»

«Незнайка на луне»

«Мишкина каша»

«Витя Малеев в школе и дома»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

«Старик Хоттабыч»

«Девочка на шаре»

«Джек – покоритель великанов»

«Мойдодыр»

«Маугли»

«Приключения Алисы в стране чудес»

«Вини – Пух и все-все-все»

«Приключения Тома Сойера»

(Проходит игра. Фоном звучит инструментальная ритмичная мелодия.)

Вот и завершилась эта игра. Каждая книга нашла своего автора.

Пока жюри подсчитывает общие баллы команд во втором раунде, я предлагаю разыграть приз, который находится в этой коробке.

(Ведущий показывает коробку в красивой упаковке.)

Внутри этой коробки находится лакомство, оно и для глаза, оно и для уха, оно и для языка, а больше всего – для ума. И зовут его очень просто – книга. Но вам предлагается угадать какая эта книга. Про Чебурашку или Маугли, про бабу Ягу или Незнайку. Вы по очереди задаете мне вопросы, на которые я буду отвечать однозначно – да или нет. Тот, кто угадает название этой книги, получит ее в домашнюю библиотеку.

(Проходит игра «Угадай книгу». Победитель получает книгу. Жюри объявляет общие результаты второго раунда.)

Во втором раунде наибольшее количество баллов набрала команда… (называет). Им вручается промежуточный приз – «Всем понемногу!»

(Ведущий вручает баночку конфет «Монпансье».)

Продолжает конкурсно – познавательную программу «Соображалки». Третий раунд!

(Звучат позывные.)

Для начала математическая разминка. Считайте лучше. К 1000 прибавьте 40.

К этой сумме прибавьте еще одну 1000. Приплюсуйте 30, затем 1000, прибавьте еще 20, добавьте 1000 и еще 10. Что получилось в ответе?

(Правильный ответ – 4100. Хотя участники игры могут и ошибиться и сказать, что в ответе - 5000.)

Приступаем к решению основных задач третьего раунда на скорость. Автор задач писатель Григорий Остер. Три балла получит команда, которая первой даст правильный ответ.

На дне рождения у своего друга Толи Коля съел 112 конфет, это на 7 конфет больше, чем съел Толя на дне рождения у своего друга Коли.

Сколько конфет съедено друзьями на двух днях рождения, если известно, что каждый на своем дне рождения съел по 13 конфет? (Ответ – 243 конфеты)

Пушкин родился в 1799 году, а Лермонтов на 15 позже. Сколько лет было бы Пушкину и Лермонтову в 1850 году, если бы Мартынов и Дантес промазали?

(Ответ – Пушкину – 51 году, Лермонтову – 36 лет.)

В одной квартире преступники украли 3 тапочки, а в другой – одну тапочку. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах. (Ответ - две пары тапочек.)

(Жюри наблюдает за скоростью и точностью ответов команд.)

Слушайте внимательно следующую задачу. (говорит очень быстро)

По городу шел трамвай. В нем ехало 7 мужчин и 5 женщин. На остановке вышло 4 мужчин и 3 женщины, вошло 3 мужчин и 10 женщин. Трамвай продолжил движение по городу.

На следующей остановке вышло 5 женщин и 2 мужчин, а зашло 5 женщин и 6 мужчин. Двери закрылись, трамвай поехал дальше.

Успеваете вести подсчеты? Нет! Тогда начну сначала и помедленнее.

По городу шел трамвай. В нем ехало 7 мужчин и 5 женщин. На остановке вышло 4 мужчин и 3 женщины, вошло 3 мужчин и 10 женщин. Трамвай продолжил движение по городу. На следующей остановке вышло 5 женщин и

2 мужчин, а зашло 5 женщин и 6 мужчин. Двери закрылись, трамвай поехал дальше. На остановке «Железнодорожный вокзал» вышло половина мужчин и треть женщин, а зашло в трамвай 9 мужчин и 7 женщин. Все поехали дальше.

На следующей остановке зашло 3 старушки и 2 мальчика, а вышло 2 женщины и 1 мужчина. Пока на повороте водитель трамвая переводил вручную стрелку, из дверей выскочили 1 мужчина и 2 старушки. На следующей остановке трамвая вышло 3 мужчин, 1 мальчик, 5 женщин. Вопрос - сколько было запланированных остановок? (Ответ – 5 остановок)

В финале третьего раунда прошу решить примеры, которые написаны на этих листах.

(Ведущий вручает командам листы бумаги с примерами.)

Главное - правильность решения и скорость. Команда, выполнившая задание поднимает лист вверх. Старт!

ПРИМЕРЫ:

4321 – 1234 = 3456 + 4891 =

8765 – 5678 = 5601 + 2746 =

6543 – 3456 = 3592 + 4755 =

7654 – 4567 = 1234 + 7113 =

5432 – 2345 = 5302 + 3045 =

(Команды выполняют задание, фоном звучит инструментальная ритмичная мелодия. Жюри проверяет ответы. Во всех примерах на вычитание ответ – 3087, в примерах на сложение ответ – 8347.)

Внимание! Сейчас мы узнаем какая команда стала победителем третьего раунда.

(Жюри сообщает результаты.)

В этом раунде победила команда … (называет)

Ей вручается промежуточный приз – «Всем понемногу».

(Вручает команде коробочку драже «Тик – Так»)

Четвертый раунд!

(Звучат позывные.)

В этом раунде все начнется с игры, которая называется «Репродукция».

Каждой команде я вручу репродукцию известной картины, задача игроков пластически изобразить все, что есть на картине, чтобы жюри догадались, как она называется. Время на выполнение задания - одна минута.

(Звучит инструментальная ритмичная мелодия, команды выходят на сцену и выполняют задание. При правильном ответе жюри, команда получает один балл. Ведущий убирает репродукции.)

Вторая часть этого раунда будет посвящена скульптуре. Каждой команде предлагается за одну минуту изобразить животное, которое указано в конверте.

(Команды выбирают конверты с названиями животных: слон, жираф, кенгуру… Выполняют задание. Жюри оценивает скульптуры – один балл за узнаваемость, второй балл за оригинальность.)

Какая же команда оказалась лучшей в этом раунде, об этом нам сейчас сообщит судейская коллегия.

(Жюри оглашает результаты раунда.)

Команде – победительнице четвертого раунда вручается промежуточный приз – «Всем понемногу».

(Ведущий вручает пакет сладких кукурузных палочек»)

Пятый – финальный раунд!

(Звучат позывные.)

Предлагаем каждой команде выбрать из этого мешка один предмет.

(Ведущий показывает мешок, внутри которого находятся: пустая консервная банка, дырявый носок, лопнувший шар, перегоревшая лампочка, пустой стержень, т.е. ненужные вещи. Один из участников команды достает какой – либо предмет, показывает его всем.)

вы выбрали из мешка. Это творческое задание прошу жюри оценить по пяти – балльной системе.

(Команды уходят со сцены)

Московское время шесть часов! (диктор)

Вам еще чаю? (официант)

Откройте рот и скажите – а-а-а! (доктор)

Раз, два, три, тебе водить. (воспитатель)

Мороженное! Клубничное, вишневое, пломбир. (продавец)

Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Сортировка. (машинист)

Тема сегодняшнего урока «Прилагательное». (учитель)

Какую будем делать челку? (парикмахер)

Со счетом 4:3 выиграла команда «Спартак»! (комментатор)

Вира! Майна! (строитель)

Отдать швартовый! (капитан)

Скрипки погромче, а барабаны – пиано. (дирижер)

Внимание! Улыбочки! Сейчас вылетит птичка! (фотограф)

Служу России! (военнослужащий)

Вы успешно справились с этим заданием. Во время следующей игры я буду называть части от какого – либо механизма. Постарайтесь, догадаться о какой машине идет речь.

Руль, багажник, звонок, педали, колеса. (велосипед)

Киль, перископ, кингстоны, винт. (подлодка)

Руль, карбюратор, колеса, амортизаторы, тормоз. (автомобиль)

Штурвал, крылья, фюзеляж, пропеллер.(самолет)

Топка, колеса, труба, букса. (паровоз)

Башня, ствол, гусеницы, баки. (танк)

Молодцы, ребята! Вы не случайно оказались на нашей игре «Соображалки»!

(Ведущий вручает команде – победительнице пакет чипсов.)

которая зажигательнее всех справится с танцевальными мелодиями нашей танцплощадки.

(Звучат популярные танцевальные мелодии: «Макарена», «Ламбада», «Летка – енька», «Сиртаки», «Утята», «Рок-н-ролл». Команды танцуют на сцене и в зрительном зале.)

Специальный приз – компьютерную игру получает команда… (ведущий называет команду и вручает приз.)

(Звучат позывные программы.)

Внимание! Говорит жюри!

(Жюри объявляют по возрастающей итоги конкурсно – познавательной программы.)

Сегодня в нашей программе победила команда… (называет)

Команде вручается главный приз!

(Команде – победительнице вручается большой торт. Звучит мелодия песни

В. Шаинского «Улыбка». Ведущий поет.)

Эту песню знают все вокруг,

И поют ее и взрослые, и дети.

Потому что с песенкой такой

Интересней жить, друзья, на белом свете.

И тогда, наверняка,

Вдруг запляшут облака,

Шар земной еще быстрей

Начнет кружиться.

Ждут забавы, шутки, смех,

Ждут победы и успех,

Так давайте же играть все и учиться!

До новых встреч! Всего вам доброго!

«С О О Б Р А Ж А Л К И – 2»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашева

Экологический марафон

«Хочу всё знать»

(познавательная игровая программа для детей от 7 до 16 лет)

Андреева Наталия Николаевна–

педагог дополнительного образования

г. Колпашево

2016 г.

Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям школ для внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет, может быть использована для проведения праздничных мероприятий посвященных каникулам.

Цель: формирование интереса к изучению окружающего мира, через игровую и экспериментальную деятельность учащихся.

Задачи :

Развивать любознательность, сообразительность, смекалку, воображение,

Расширять знания детей о видовом разнообразии природы,

Закрепить нормы экологического поведения.

Ход мероприятия

    Организационный момент и вводная часть.

    Путешествие по станциям (игра).

    Заключение.

Ведущий

Добрый день ребята! Очень приятно видеть столько любознательных лиц. Сегодня мы собрались на познавательно развлекательную программу «Хочу всё знать». Вы будите путешествовать по станциям, где Вас ожидают познавательные конкурсы и творческие задания. Мы свами проведем ряд экспериментов и закрепим нормы экологического поведения. Чтобы справиться со всеми заданиями, вам нужно проявить сообразительность и смекалку. Время прохождения станций 6-8 мин.

Готовы?

( Ответы детей «да» )

- Сейчас мы рассчитаемся на 1,2,3,4,5,6 и разделимся на 6 команд, по номерам. Каждая команда выберет представителя. Представители команд подойдите и получить свои маршруты – паровозики с маршрутом прохождения станций (Приложение1).

На каждой станции вас будут ждать педагоги, которые расскажут вам задания.

- Паровозики вперед!

( Ответы детей «ту-ту»

Станция 1. Смекалкино

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Смекалкино». Вам нужно проявить смекалку, чтобы справится с заданиями.

Каждому участнику выдается конверт с геометрическими фигурами. Нужно составить из них животных. Кто больше составит. Брать фигуры из других конвертов нельзя. Кто затрудняется, можно посмотреть на лист – подсказку.


Станция 2 Знайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Знайкино».

На этой станции я буду загадывать загадки, о растениях и животных. Вопрос – ответ. Задача команды – отгадать как можно больше загадок. За каждый правильный ответ дается один жетон. (Если ответ не прозвучал, его озвучивает педагог. Жетон в этом случае не выдается) В конце игры жетоны подсчитываются, и результат записывается на доске. Для сравнения между командами.

ВОПРОСЫ Растения деревья
1. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

2. ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

3. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, /

4. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

5. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

6. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

7. НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

ВОПРОСЫ птицы
1. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

2. ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

3. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

4. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

5. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

6 КАКАЯ ПТИЦА САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ В РОЩЕ? /
соловей/
7. САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

8. КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/
9. КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

10. КАКИЕ ПТИЦЫ
СПЯТ В СНЕГУ? /куропатка и тетерев/

11. КАКИХ ПТИЦ НАЗЫВАЮТ ЛЕСНЫМИ ДОКТОРАМИ? /дятел/

12.КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ ВЕСНОЙ? /грачи и скворцы/

ВОПРОСЫ разные

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ... (посади).

    ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

    РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

    КТО ДЕЛАЕТ ЗАПАСЫ НА ЗИМУ? (белки, мыши, хомяки)

    КТО В МИНУТЫ ОПАСНОСТИ ОСТАВЛЯЕТ ХВОСТ? (ящерица)

    КТО СПИТ ГОЛОВОЙ В НИЗ? (летучая мышь)

ВОПРОСЫ животные

1. хищное млекопитающее, один из самых крупных и опасных наземных хищников. Хозяин тайги./ медведь /

2 . Грызун, имеющий удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Отличительная особенность - делает запасы на зиму./ белка /

3. Вид хищных млекопитающих из рода ласок и хорей. Из шерстинок его хвоста изготавливают кисти для художников / колонок/

4. Самый крупный из оленей, один из центральных персонажей в мифологии северных народов./ лось /

5. Искусственно расселенный околоводный вид грызунов, получивший в России широкое распространение. Этот американский зверек завезен в Россию в начале 20-х годов XX века и с тех пор широко распространился повсюду от московских прудов до сибирских тундровых рек. / выдра /

6. Наиболее распространенный вид мелкой дичи. Считается очень чистоплотным, любит причёсывать шерсть лапами и языком. Является символом трусливого, всеми обижаемого существа. / заяц /

7.Самый северный из видов кошачьих. Туловище короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. / рысь/

8.Как гласит толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, - это сибирский зверек ("tamias striatus"), маленькая, полосатая, земляная белка. / бурундук /

9. Насекомоядные, мелких и средних размеров животные, приспособленые к подземному, роющему образу жизни. / крот

Станция 3. «Перевалочная» (коридор)

Педагог

Перевалочная ». Вам нужно перейти из одного конца коридора в другой. Но при этом нужно выполнить задание. Сначала называется представители животного (зверь, птица, рыба, насекомое) и растительного (дерево, кустарник, растение) мира и только после этого делается шаг. Шаги не большие. Названия животных не повторяются. Первыми идут младшие участники. Последними идут старшие ребята. Нужно дойти до 2-й черты. Если участник не доходит до 2-й черты, ему ведущий загадывает загадку. На правильный ответ загадки участник делает шаг.

(На полу расчерчены 2 черты в разных сторонах коридора.) Участники, выстраиваются вдоль 1-й черты и по очереди, по одному начинают движение.

Загадки - подсказки (для маленьких участников)

    Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли помешка. (Капуста)

    Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

    Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

    В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из нее можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (Свекла)

    За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (Морковь)

    Привязан кустик к колышку.

На кустике – шары:

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары. (Помидоры)

    Что за зверь:

Белый, как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест? (Гусь)

    Зубастый, мохнатый,

Как есть начнет –

Песенку поет. (Кот, кошка)

    Красна ступка,

Белый пестик. (Малина)

    Стоит городок –

Сколько сереньких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Загадки-обманки.

1. Кукарекает спросонок

Милый, добрый... (петух)

2. Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это... (белка)


Станция 4. Экологическая.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Экологическая». Здесь я буду проверять, как вы знаете правила поведения в природе. Соблюдаете ли вы их. (На полу у стены разбросан мусор.)

Я буду зачитывать предложения о поведение детей в лесу.

Участники, по очереди, заканчивают высказывания в устной форме. Утверждая, что можно делать, а что нельзя. Если правильно, бегут до стены. По дороге, им нужно положить в мешок 1 предмет мусора. Если не правильно, бегут до стены, им нужно достать из мешка 1 предмет мусора и положить на пол. Игра продолжается, пока весь мусор участники не соберут в мешок.

    Включать громкую музыку ……. (нельзя) распугает птиц и зверей.

    Мыть машину на берегу реки…….. (нельзя)

    Ходить на охоту в отведенное для этого время…… (можно)

    Вырывать грибы, или сбивать палками не съедобные …. (нельзя) : разрушается грибница,

    Наломать для костра ветки ……. (нельзя) собирается сушняк.

    Подвязать сломанную ветку… …… (можно)

    Прятаться во время грозы под деревом …… (нельзя)

    Бросать мусор с берега реки в воду …… (нельзя)

    Разводить костёр в жаркую погоду во время пожароопасной ситуации ……. (нельзя) – это может стать причиной лесного пожара.

    Сжигать в костре бумагу, бумажные фантики……… (можно)

    Сжигать в костре пластиковые бутылки…… (нельзя) Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет),

    Сжигать в костре металлические банки …… (нельзя) разрушаются 100 лет.

    Костер после прогорания забросать землей или залить водой до полного прекращения горения…….. (можно)

    Брать животных из леса. ……. (нельзя)

    Трогать гнёзда птиц, брать в руки яйца птиц…. ……. (нельзя)

    Уходя из леса, …, собрать на память букет красивых цветов…. ……. (нельзя)


Станция 5. Экспериментальная.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Экспериментальная ». Здесь мы будем проводить эксперименты.

    Эксперимент « Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.

Объяснение: Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и с екретное письмо можно будет прочитать.


    Эксперимент «Плавающее яйцо»

Материалы и оборудование: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт:

    Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник).

    Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности

Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх .


А теперь покрутив 2 яйца, определите какое из них вареное, а какое сырое.


Вареное яйцо крутится хорошо, а сырое нет.

Объяснение: Центр тяжести у вареного яйца постоянен.

    Эксперимент « Плавающее перо »

Материалы и оборудование :

Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика
- Пинцет
- Бумажное полотенце

Этот опыт показывает , как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. 1 миска. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватной палочкой.

Посмотри - палочка останется чистой.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. 2 миска. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри – цвет палочки изменится.

8. Положи перо на бумажное полотенце

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь цвет чистящего средства (голубой).

Объяснение:

Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.

При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.


    Эксперимент « Взрыв цвета в молоке»

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

Цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

    Эксперимент « Обесцвечивание йода»

Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингридиентами, но чудо-превращение того стоит.

Вам потребуются:

3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки

План работы:

1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.

2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В.

3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.

4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Объяснение опыта:

Объяснить дошкольнику суть опыта на доступном ему языке можно следующим образом: йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным. В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в темно-синий цвет.


    Эксперимент « Вода в перевернутом стакане »

Материалы и оборудование: 1 стакан с водой, лист бумаги.

Этот опыт объясняет явление атмосферного давления.

Расскажите, что воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри - поэтому человек ничего не ощущает.

Опыт:

    Возьмите стакан с водой 2\3 ,

    Плотно прижмите к нему лист бумаги,

    Резко переверните, и смело отпускайте руку.

    Можно убирать руку - бумага и вода никуда не денутся!

Объяснение:

Опыт показывает, что давление воздуха, которое получает бумага снизу, больше, чем давление воды, которое получает листок сверху и потому вода держится с его помощью и не выливается.( Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу. Так что вода остается на месте.)



Станция 6. Угадайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Угадайкино ». Правило игры на станции такое. Участники по очереди поворачиваются спиной к доске. Ведущий вешает на доску картинку животного (можно на экране слайды «фото животных»). Остальные участники по очереди пытаются объяснить, что это за животное не называя его, стоящему спиной к экрану участнику.

(Медведь, белка, лягушка и т.д.)


Заключение.

Ведущий

Ну вот, ваши паровозики прошли все станции! Пришло время подвести итоги. Понравилась ли вам наша игра?

Дети –да

Ведущий

Что особенно вам понравилось?

Дети (тянут руки)

Ведущий

Пришло время нам с вами попрощается. До новых встреч, ребята.


Приложение1

Приложение 2

Сценарий

экологической игры-викторины

«В гостях у Матушки Природы!»

Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
Задачи:
- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;

Способствовать развитию интереса к окружающему миру;

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оорудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, презентация «В гостях у Матушки Природы», тексты стихов для физкультминуток.
Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.

Трек 01

Слайд 01

Матушка Природа: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились на экологической игре-викторине в Центре детского творчества. Меня зовут Матушка Природа и я проведу вас по страницам своей истории, где вы узнаете много нового и интересного, а также покажете мне свои знания. Согласны? Но для начала предлагаю всем нам познакомиться. На три-четыре каждый из вас должен громко крикнуть своё имя, договорились? Три-четыре…. Молодцы! А теперь предлагаю узнать кого же в нашем зале больше: мальчиков или девочек? Всем девочкам нужно похлопать в ладоши, а мальчикам потопать ногами! Начинаем!

Трек 02

Слайд 02

Матушка Природа: Ребята, а теперь я попрошу ответить вас на вопрос- что такое экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках. В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. Но для начала нам нужно разделиться на 2 команды, давайте все поднимемся со своих мест и рассчитаемся на первый-второй. Первые номера будут у нас в первой команде, вторые номера – во второй. Придумайте названия своим командам!

Трек 03

Слайд 03

Матушка Природа: Я объявляю наш первый тур под названием «Растения в сказках». Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека. Назовите сказки, в которых встречаются растения. Побеждает команда, которая последней представит ответ.

1.«Жар- птица» – яблоня, 2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь, 4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква, 6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох, 8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня, 10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок, 12. «Беляночка и Розочка» - розы

Трек 04

Слайд 04

Матушка Природа: Молодцы! Записываем ваш первый результат. И переходим к следующему туру под названием «Волшебные превращения! Все вы заете, что очень часто в сказках животные, птицы, насекомые бывают наделены человеческими качествами: умеют говорить, петь, носят одежду, а бывает что и наоборот – люди превращаются в зверей… Вот наша задача – назввать сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей. Начинает команда….

    «Царевна-лягушка» - лягушка
    2. «Финист - ясный сокол» - сокол
    3. «Дикие лебеди» - лебедь
    4. «Золушка» - крыса, ящерицы
    5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
    6. «Калиф аист» - аист, сова
    7. «Беляночка и Розочка» - медведь
    8. «Король- лягушонок» - лягушка
    9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
    10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
    11. «Карлик Нос» - гусыня
    12. «Храбрая сердцем» - медведь
    13. «Кукушка» - кукушка
    14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

Матушка Природа: Какие вы умницы! Самое время сделать небольшую паузу и немного нам с вами потанцевать. Вставайте со своих мест, выходите к нам на площадку и повторяйте движения за нами!

Трек 05

Слайд 05

Матушка Природа: Какие вы молодцы! Как дружно и весело станцевали мы с вами танец. Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Объявляю открытым наш пятый тур «Экология в сказках».

Слайд 06

Матушка Природа: Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух. Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.

Пример: В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил.

Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк зверь.

Слайд 07

Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
1. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети?

(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк)

Слайд 08

2.В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден.
(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – домашние птицы)

Слайд 9

3. Покупала самовар, А спасал ее комар.
(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические момент: паук, насекомые)

Слайд 10

4. Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.

(Сказка «Жар-птица», экологический – польза яблок для здоровья человека.)

Слайд 11

5. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Сказка «Репка»,

экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)

Слайд 12

7. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог. Что за сказка?
(Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.)

Слайд 13

Матушка Природа: Очень хорошо! Я подведу небольшие итоги 4-го тура. И прежде чем мы с вами перейдём к следующему – заключительному заданию – предлагаю всем нам поиграть. Игра очень забавная, весёлая, но требует от вас предельного внимания! Называется она «Реки, горы, леса!»

Трек 06

Слайд 14

Матушка Природа: Самое время перейти к заключительному этапу! Тур под названием «Угадай, кто эти животные!» Всё внимание на экран!

Трек 07

Слайды 15 – 18

Матушка Природа: Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущербаПоэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:

Не мусорить; - не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных; - не загрязнять водоемы;
- не жечь в лесу костры и многое другое.

А теперь давайте подведём итоги нашей сегодняшней игры-викторины….

«НАГРАЖДЕНИЕ»

Трек 08

Слайд 19

Матушка Природа: Ребята, большое спасибо, что были сегодня у нас в гостях. Напоследок, мне хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте его и задумайтесь над словами, которые услышите.

Трек 09

Слайд 20

Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых
И даже без хищников, - Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд -
Кто делает мед И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки,
У мышки без кошки Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь Лишним покажется,
То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И это все дети
Запомнить должны!

Сценарий игровой – познавательной программы для младших школьников «День пиратов».

Цель: сплочение коллектива.

Задачи:

  • научить детей активно действовать друг с другом, быстро принимать правильное решение;
  • закрепить умения детей соревноваться в коллективно-игровой деятельности;
  • формировать у детей навыки работы в группах;
  • воспитывать чувства коллективизма, ответственности за своих товарищей.

Описание мероприятия: Сценарий игровой - познавательной программы. Разработан для учителей начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Предварительная работа:
Подготовка музыкального сопровождения игр, эстафет.
Подготовка необходимых атрибутов и реквизита для праздника (пиратских треуголок, повязок на глаз, пиратский флаг). Оформление кабинета. Кабинет украшен как корабль. Висят разноцветные треугольные флажки на шпагатах.

Оборудование:

карта, разрезанная на 3 детали;

бутылка;

письма старого Пирата;

коробка обклеенная под сундук с шоколадными монетками, бусами и др. драгоценностями:

два пустых спичечных коробка;

буквы для составления слова «РАКУШКА» - 2 экз., двух цветов;

ракушка – 1шт.;

канат;

2 больших мяча;

сундук с сокровищами:

клей карандашный;

лист бумаги.

Ход мероприятия:

музыкальный фон из кинофильма «Пираты Карибского моря», м/ф. "Остров сокровищ".

Ведущий 1 : Привет, девчонки!

Привет, мальчишки!

Ведущий 2: Друзья, а вы любите мечтать?

Ведущий 1: Тогда представьте, что мы отправились на острова пиратов кладоискателей и находимся на корабле «Непотопляемый».

Ведущий 2: Но там свои «Законы»!

Звучат фан-фары.

Ведущий 1: Итак, на островах кладоискателей

запрещается:

Ходить по одному,

Думать и отвечать поодиночке,

Бегать в разные стороны,

Кричать в людных местах.

Разрешается:

Ходить всем вместе,

Думать и делать сообща,

Активно участвовать во всех конкурсах, играх,

Вести себя прилично.

Ведущий 2: Кто будет соблюдать все выше перечисленные пункты, тот сможет открыть пиратский клад.

Ведущий 1: К берегу прибило бутылку. Да тут письмо! Посмотрим что там написано! Читаем!

«Тысяча чертей!!!

Мне снова пора в путь, меня обобрали до нитки и я просто обязан найти того, кто это сделал!!!

Я уверен, что Вы, ребята, достаточно умны и хитры и сможете разгадать мои загадки и забрать сокровища.

Вы готовы попробовать???

Тогда ищите карту, где указано место клада…

Карту нужно собрать по частям (их три)

Подскажу…первая часть на корабле…»

Ведущий 2: Ну, что, ребята, отправляемся на поиски карты?

Но сначала пройдем Посвящение в пираты!

Задаются шутливые вопросы.

1. НАЗОВИТЕ ЛЮБИМЫЙ ПИРАТСКИЙ НАПИТОК:

КОКА-КОЛА

КВАС

КИСЕЛЬ

РОМ

2. КТО ТАКОЙ ПИРАТ?

МОРСКОЙ РАЗБОЙНИК

ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ДЖЕНТЛЬМЕН

ОХОТНИК ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОФИСНОГО ПЛАНКТОНА

3. КАКОЙ ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ НЕ ПИСАЛ О ПИРАТАХ?

ДАНИЕЛЬ ДЕФО

МАЙН РИД

РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН

ВАЛЬТЕР СКОТТ

4. КОГО ПИРАТЫ НАЗЫВАЛИ ПОРОХОВОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ?

ОБЕЗЬЯНКУ ПИРАТА, КОТОРАЯ ПОСТРАДАЛА В БОЮ

САМЫЙ НИЗКИЙ ПИРАТСКИЙ ЧИН НА КОРАБЛЕ

ЗАХВАЧЕННОГО В БОЮ ВРАЖЕСКОГО СОЛДАТА

МАЛЬЧИКА, ПОДНОСИВШЕГО ПОРОХ И СНАРЯДЫ ВО ВРЕМЯ БОЯ

5. КТО ТАКОЙ КАНОНИР?

ПИРАТ, ПИШУЩИЙ УСТАВ-КАНОН КОМАНДЫ, И СЛЕДЯЩИЙ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ

ЧЛЕН КОМАНДЫ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА СОСТОЯНИЕ ПУШЕК НА СУДНЕ

ЧЕЛОВЕК ИЗ КОНВОЯ

ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА

Тех, кто правильно ответит, посвящает в пираты: надевает повязку на глаз, или бандану на голову, или рисует "фингал" под глазом, либо усы-бороду. После посвящения всех в пираты вместе кричат пиратское "Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка колы!"

Ведущий 1. А теперь нужно проверить готовы ли вы к поиску, насколько вы храбры, какие вы ловкие, сильные.

Конкурс на ловкость «Танец с мячами»

Выбирается по две пары ребят.

Дети держат мяч лбами. Под музыку начинают танцевать.

Следующая пара держит мяч животами и танцуют под музыку.

Третья пара держат мяч коленками и тоже танцуют.

Выигрывает та пара, которая не уронит мяч.

Конкурс на силу «Штормовой ветер»

Для конкурса понадобятся пустые спичечные коробки. Желающие участвовать в конкурсе становятся в линию боком друг к другу на расстоянии шага. Напротив каждого игрока на стол кладётся спичечный коробок (на расстоянии примерно 20 см). По сигналу ведущего игроки дуют на свои коробки как можно сильнее, чтобы сдвинуть их как можно дальше. При помощи линейки или рулетки ведущий измеряет расстояние, на которое был сдвинут каждый коробок. По результатам объявляется победитель.

Конкурс на фантазию «Кто есть кто?»

К участию приглашаются все желающие, уверенные в том, что у них богатая фантазия – около 5 человек. Каждому даются бумага с ручкой и время – 5-7 минут. За это время каждый должен придумать для себя «пиратское прозвище» (ведь у пиратов не принято обращаться друг к другу по имени!)

Самый удачливый. Пиратские кости - развивающая азартная игра

Правила очень просты: берем сокровища - много мелких предметов (конфетки, пуговицы, камешки или что-то еще) и делим их на равные кучки по числу участников-пиратов. Потом каждый из игроков ставит любое количество своих сокровищ "на кон" - кладет их на середину. Когда все ставки сделаны, по-очереди бросаем "кости" (2 игральных кубика кладем в стаканчик, трясем и высыпаем). У кого на кубиках выпадет большее число, тот и забирает себе весь кон. Проигрывает тот, у кого закончатся все сокровища, и он уже не сможет ничего ставить на кон.

Ведущий 1 . Молодцы. Теперь мы смело можем пойти на поиски карты. Вспомните подсказку Пирата… Где первая часть карты? Правильно где-то здесь. А поможет узнать конкурс

«Собери слово»

Выбираются команды по 7 человек. Дети по очереди бегут к столу, берут букву и возвращаются к команде, передавая эстафету другому ребёнку. Собрав все буквы, дети составляют слово «Ракушка».

Ведущий 2 : Давайте найдём ракушку, она где-то здесь. В ней находится первая часть карты.

(Дети в кабинете ищут ракушку и находят 1 часть карты)

Ведущий 1: С заданием вы справились. Теперь нам надо найти вторую часть карты. Для этого мы покидаем наш корабль «Непотопляемый» и идем по карте. Выходим организовано на участок ЦДО.

Вторая часть находится на острове под названием «Загадки».

А чтобы нам попасть на этот остров, вы должны помочь друг другу переправиться.

Эстафета «Переправа»

Все дети делятся на две команды. Капитаны команд начинают «переправу» первыми. Бегут до отметки, оббегают стойку, бегут к своей команде. Берут за руку ребёнка из своей команды и бегут вместе с ним до отметки, оббегая её и возвращаясь к команде, хватая за руку следующего ребёнка. Получается «змейка». Таким образом, капитаны «переправляют» своих друзей на остров.

Ведущий 2: Если дружно отгадаете загадки, то узнаете где находится вторая часть карты.

«Что за зверь скажите, братцы? Может сам в себя забраться» (Черепаха)

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! (Золотая рыбка)

Что за коняшки –

На всех тельняшки. (Зебры)

Кругом вода, а с питьем беда. (Соленое море)

Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит)

Каких камней в море нет? (Сухих)

В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде. (Волны)

Великан стоит в порту, освещая темноту,

И сигналит кораблям: заходите в гости к нам! (Маяк)

Чтобы сильная волна

Нас с места сдвинуть не смогла,

За борт мы цепь бросаем

И в воду опускаем… (Якорь)

Чтоб увидеть мне вдали,

Как проплывают корабли,

В него я быстро погляжу

И всем ребятам расскажу . (Бинокль)

Что станет с мячиком, если он упадет в Красное море? (Мяч намокнет)

Ведущий 1. Вы правильно отгадали все загадки, теперь поищем карту, она где-то здесь.

Дети находят и склеиваем части карты.

Ведущий 2: Для того, чтобы перебраться на другой остров, нужно быть сильными и дружными.

Игра «Перетягивание каната»

Команды по сигналу начинают перетягивать канат.

На острове у пальмы находим 3 часть, склеиваем, идем по стрелкам к Острову сокровищ.

Ведущий 2: Карта собрана, а где же сам клад? Ищем!

Находим сундук с сокровищами. Ликованию нет конца! Возвращаемся на корабль.

Чаепитие с шоколадными монетками из клада и не только!


Марина Юрчишина
«Кис-Мяу-Шоу». Сценарий познавательно-игровой программы для детей младшего школьного возраста

КИС-МЯУ-ШОУ

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня мы будем участниками познавательно- развлекательной программы «Кис-мяу шоу». Как вы уже догадались, речь пойдет о любимых многими домашних животных кошках.

Ведущий 1. Мир кошек - это необыкновенная сказочная страна. Страна великих открытий и потрясений, страна любви и преданий. Поднимите руку те, у кого дома есть кошки. Вот видите - добрая половина ребят держат дома милых пушистых зверюшек.

Ведущий 1. А сейчас немного информации:

Ведущий 2. Первые домашние кошки появились примерно 7 тысяч лет назад в Египете

Ведущий 1. В древнем Египте кошек считали священными. Когда кошки умирали, их хозяева сбривали брови, стригли волосы в знак траура по кошке. Кошек ценили прежде всего за то, что они спасали зерно от мышей. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает в год 10 тонн зерна! Ведущий 2 .Но кошки спасают не только зерно. В английском городе Лондоне кошки работают в Британском музее и почтовых отделениях. И получают за эту работу зарплату, на которую их кормят.

Ведущий 1. У кошки очень тонкий слух. Она слышит малейший шорох, который производят мыши, но в то же время может не обращать внимания на громкую музыку.

Ведущий 2 Кошка очень чистоплотна, часто умывается. Но она вылизывает не столько грязь, сколько собственный запах. Кошки – охотники. Если их добыча почувствует запах кошки, то останется голодной.

Ведущий 1. Кошка спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом вибрисы (усы).

Ведущий 2. «Кис-мяу-шоу» - программа не только познавательная, но и развлекательная. Давайте поприветствуем наших участников, а участники – это вы ребята!

Ведущий 1. У нас 2 (3) команды-отряда. Команда «Усатые-полосатые» «Черно-белые котята» «Мурлыки» Для начала команды выберут капитана.

Ведущий 2. А мы вам рады представить Главного судью нашего шоу – Ирина Викторовна!

Ведущий 1. Ирина Викторовна будет оценивать внимательность, находчивость, быстроту реакции! За каждую победу в конкурсе команда получит балл, у нас сегодня баллы - «Леопольды»

Ведущий 2. Итак у нас первый конкурс. Есть много мультфильмов, где герои – кошки. Давайте отгадаем про какие мультфильмы и мульт героев идет речь?

Ведущий 1.

1. Эти шалунишки

играют в «кошки-мышки» (Том и Джерри)

Ведущий 2.

2. Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как (Простоквашино. Кот Матроскин)

Ведущий 1. 3. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)

Ведущий 2. 4. Герой мультфильма «Маугли» из семейства кошачих. (Шерхан)

Ведущий 1. 5. Героиня мультфильма «Маугли» из семейства кошачих. (Багира)

Ведущий 2. 6. Как-то однажды кот стал главным в лесу.

Взял в жёны лису.

Отчество этого кота -? (Котофеевич)

Ведущий 1.

7. А этот кот, который играет и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится,

В доме, который построил… (Джек)

Ведущий 2.

8. Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Ведущий 1.

9. Дыму, дыму-то кругом!

Кто бежит с большим ведром,

Кто с ушатом… Вот кошмар!

В доме у кого пожар?

Подгорел чей хвост немножко?

Погорелец - тётя … (кошка. Кошкин дом.)

Ведущий 2.

10. Кот с повязкой на глазу

Взял в помощники лису.

Он – обманщик и пройдоха,

Знаем мы его неплохо. (Кот Базилио)

Ведущий 1.

11. Котёнок очень милый,

С Щенком он очень дружит,

Он ищет неприятности, и с тенью он играет,

Чем его кличка не нравится всем, он не понимает! (Котенок по имени Гав)

Подводим итог конкурса

Ведущий 2. Молодцы ребята!

А у нас следующий конкурс. Игра Кошки-мышки. По пять человек от отряда. Кто быстрее поймает мышку (нужно быстро веревку намотать на карандаш. Кто быстрее. Настарт, внимание, марш!

Ведущий 1. В этом конкурсе Победила команда… Молодцы!

Ведущий 2. Отлично кошки охотятся за мышками.

Ведущий 1. А узнают ли кошки знаменитых мышек из сказок и мультфильмов по их качествам.

(Раздать карточки с названиями сказок.)

Ведущий 2. Ребята, вам предложены изображения мышек с их качествами. Ваша задача, встать с названием сказки возле той мыши, к которой название подходит.

Ведущий 2. Кошки с мышками играли, да пословицы раскидали. А у нас следующий конкурс «Собери пословицу»

Ребятам предлагаются карточки с началом и окончанием пословиц про кошек, задача: правильно собрать пословицы. Кто быстрее?

Ребята собирают пословицы. Проверяем, что получилось, внимание на экран:

Кошки грызутся – мышам раздолье.

Знай, кошка, своё лукошко.

Для мышки и кошка зверь.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Не всё коту масленица.

Доброе слово и кошке приятно.

Где нет кошки, там мышь резвится.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.

В темноте все кошки серые.

Поклонишься и кошке в ножки.

Кота в мешке покупать нельзя.

Ведущий 1. А вы знаете, что кошки – отличные певцы. Как же они чудесно мурлыкают.

Ведущий 2. А у нас «Музыкальный конкурс»

Капитаны вытягивают карточки с названием песни

«В траве сидел кузнечик…», «Я на солнышке лежу…», «В лесу родилась ёлочка…»

Задание командам. Минута на подготовку. Нужно дружно промяукать мелодию выбранной песни).

Жюри оценивает артистичность «кошачьих ансамблей»

Ведущий 1. Как это говорят? Без кота - не вытащишь и рыбку из пруда?

Ведущий 2 Нет! Вроде без труда - не вытащишь рыбку для кота!

Ведущий 1. Да не важно, как говорят. А у нас «КИС-МЯУ-РЫБАЛКА»

Чья команда за минуту поймает больше рыбок.

Разложить картонных рыбок с канцелярской скрепкой, раздать удочки с магнитами вместо крючка.

Ведущий 2 Молодцы рыбаки. Котики будут сыты и довольны! Посчитали улов каждой команды.

Ведущий 1. Вот и подошло к концу наше развлекательно-замурчательное шоу!

Ведущий 2. А пока жюри подводит итоги, мы с вами маленько отдохнем. Предлагаем вам сказку-экспромт «О котёнке» Нам понадобится 11 актёров.

Ведущий 1. А пока актёры готовятся (одевают ободки с опознавательными знаками героев ) предлагаю вам кричалку. Я буду начинать, а вы добавлять слово по смыслу.

Это лукошко, в нем сидит кошка

Это лукошечко, в нем сидит кошечка

Это лукошенько, в нем сидит кошенька

Это лукошище, в нем сидит котище .

Ведущий 1. Актёры готовы?

"Сказка о котенке".

Действующие лица: Котенок, Сороки, Бумажка, Ветер, Крылечко, Солнце, Щенок, Петух, Курицы.

Сегодня котенок впервые вышел на улицу из дома. Было теплое летнее утро. Солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли 2 сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно слез с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Котенок высоко подпрыгнул. Но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок. Он гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее. Поцарапал немного. Покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно ходил по двору. Затем остановился. Захлопал крыльями. И пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Не долго думая, котенок бросился к ним, схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка в нос, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок громко залаял на котенка. А потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил щенка лапой по лицу. Щенок жалобно заскулил и убежал.

Котенок почувствовал себя победителем, он стал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул.

Так закончилось первое знакомство котенка с улицей.

Ведущий 2. Молодцы, ребята! Настоящие артисты! а теперь мы узнаем, У кого больше «Леопольдов», кто же победитель?

Слово жюри…

Ведущий 1. Спасибо, ребята, за участие в нашей программе.

Ведущий 2. До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Собери пословицу:

Кошки грызутся –

мышам раздолье.

Знай, кошка,

своё лукошко.

Для мышки

и кошка зверь.

Знает кошка,

чьё мясо съела.

Не всё коту

масленица.

Доброе слово

и кошке приятно.

Где нет кошки,

там мышь резвится.

Рано пташечка запела,

как бы кошечка не съела.

Лакома кошка до рыбки,

да в воду лезть не хочет.

В темноте

все кошки серые.

Поклонишься

и кошке в ножки.

Кота в мешке

покупать нельзя.

Собака лает и кошек пугает.

Для игры используются цветные кочки, вырезанные из бумаги. Под музыку дети танцуют около кочек и когда услышат лай собаки - должны встать на кочку, кочек изначально должно быть на 1 меньше, чем детей. Игра на убывание. Лай собаки можно записать на телефон или найти в интернете. Также можно просто организовать танцы около обруча, а когда будет лай собаки - все быстренько должны запрыгнуть в обруч.