Появление приказов. Приказная система на руси

Что такое Приказы? Значение и толкование слова prikazy, определение термина

1) Приказы - - органы центрального управления в России XVI-начале XVIII вв. Местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв. Название стрелецких полков в XVI-XVI! вв.

2) Приказы - - 1) органы центрального управления в России XVI - нач. XVIII вв; 2) местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв; 3) название стрелецкого полка в XVI-XVII вв.

3) Приказы - - высшие центральные исполнительные госорганы, созданные Иваном Грозным.

4) Приказы - - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в. Их наименование произошло от термина " приказ ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720 -х гг. приказы были заменены коллегиями.

5) Приказы - - орган центрального отраслевого управления в России в XVI - нач. XVIII в.

6) Приказы - органы центрального управления в России XVI - н. XVIII вв. Название это произошло от слова " приказ " - особое поручение. Каждый приказ решал определенный круг вопросов. Приказ Большой Казны, Стрелецкий, Казанский, Тайных дел, Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела, Разбойный, Казачий и др. Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство приказов было коллегиальным. Стоявшие по главе приказов руководители назывались судьями. Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством приказов. Непосредственно делопроизводство велось подьячими. В штат приказов входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава приказов ("приказных людей") колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с н. XVII в., когда с усложнением деятельности приказов начали создаваться столы, или повытья, образовавшиеся по функциональным или территориальным принципам. С. И.

7) Приказы - - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в. Их наименование произошло от термина " приказ ", употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Первые приказы (Дворец и Казна) появились при Иване III. Складывание приказной системы управления завершилось при Иване IV. Формирование системы центрального управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720-х гг. приказы были заменены коллегиями. (См. также схему «Органы власти и управления во второй половине 16 в.»)

8) Приказы - 1) органы центрального управления в России в 16 - начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казенный П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского дворца П., Сибирский П. Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе П. лица в 17 в. получили название судей, наиболее крупные П. возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. В начале 18 в. заменены коллегиями. 2) Местные органы дворцового управления в 16-17 вв. (Новгородский, Псковский дворцовые П.). 3) Название стрелецких полков в 16-17 вв.

Приказы

Органы центрального управления в России XVI-начале XVIII вв. Местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв. Название стрелецких полков в XVI-XVI! вв.

1) органы центрального управления в России XVI - нач. XVIII вв; 2) местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв; 3) название стрелецкого полка в XVI-XVII вв.

Высшие центральные исполнительные госорганы, созданные Иваном Грозным.

Органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в. Их наименование произошло от термина " приказ ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720 -х гг. приказы были заменены коллегиями.

Орган центрального отраслевого управления в России в XVI - нач. XVIII в.

органы центрального управления в России XVI - н. XVIII вв. Название это произошло от слова " приказ " - особое поручение. Каждый приказ решал определенный круг вопросов. Приказ Большой Казны, Стрелецкий, Казанский, Тайных дел, Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела, Разбойный, Казачий и др. Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство приказов было коллегиальным. Стоявшие по главе приказов руководители назывались судьями. Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством приказов. Непосредственно делопроизводство велось подьячими. В штат приказов входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава приказов ("приказных людей") колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с н. XVII в., когда с усложнением деятельности приказов начали создаваться столы, или повытья, образовавшиеся по функциональным или территориальным принципам. С. И.

Органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в. Их наименование произошло от термина " приказ ", употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Первые приказы (Дворец и Казна) появились при Иване III. Складывание приказной системы управления завершилось при Иване IV. Формирование системы центрального управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720-х гг. приказы были заменены коллегиями. (См. также схему «Органы власти и управления во второй половине 16 в.»)

ПРИКАЗЫ

ПРИКАЗЫ , 1) органы центрального управления в России в 16 - начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского дворца П., Сибирский П., Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе П. лица в 17 в. получили название судей, наиболее крупные П. возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. В начале 18 в. заменены коллегиями .

2) Местные органы дворцового управления в 16-17 вв. (Новгородский, Псковский дворцовые П.).

3) Название стрелецких полков в 16-17 вв.

Источник: Энциклопедия "Отечество"


органы центрального управления в России XVI - н. XVIII вв. Название это произошло от слова «приказ» - особое поручение. Каждый приказ решал определенный круг вопросов. Приказ Большой Казны, Стрелецкий, Казанский, Тайных дел, Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела, Разбойный, Казачий и др.
Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство приказов было коллегиальным. Стоявшие по главе приказов руководители назывались судьями. Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством приказов. Непосредственно делопроизводство велось подьячими. В штат приказов входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава приказов («приказных людей») колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с н. XVII в., когда с усложнением деятельности приказов начали создаваться столы, или повытья, образовавшиеся по функциональным или территориальным принципам.
С. И.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ПРИКАЗЫ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Приказы - в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… … Юридический словарь

    1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

    1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    1) органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. В основе имели судебную функцию (Земский приказ, Поместный приказ, Казённый приказ, Посольский приказ и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией… … Энциклопедический словарь

    ПРИКАЗЫ - ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в. Зарождение… … Большая советская энциклопедия

    Органы центр. управления в России 16 нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина приказ, употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60 х гг. 16 в. Складывание приказной системы… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • , Аракчеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Приказы главнаго над военными поселениями начальника генерала графа Аракчеева А. А. по корпусу…
  • Приказы генерала графа Аракчеева по корпусу поселенных войск , Аракчеев. Приказы главнаго над военными поселениями начальника генерала графа Аракчеева А. А. по корпусу поселенных войск 1820 года. Санктпетербург, 1822 г. Книга представляет собой репринтное издание.…

Введение

На рубеже XV и XVI веков у некоторых путных бояр, выполнявших постоянные поручения - приказы по управлению государственным хозяйством, стал формироваться вспомогательный аппарат в лице дьяков и подьячих. Они образовывали канцелярии («дворы» и «избы»), где велось делопроизводство. Этот процесс затянулся на несколько десятилетий (до середины XVI века). По существу, каждая «изба» была зародышем приказа - постоянно действующего центрального государственного учреждения.

Впервые слово «приказ» как учреждение встречается в документах 1512 года, но как система учреждений приказы оформились при Иване Грозном.

Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Появление приказной системы центрального управления, просуществовавшей до петровских времен, можно назвать одним из важнейших фактов русской истории середины XVI века.

> История возникновения приказов и их классификация

Зарождение приказной системы управления относится к концу XV - началу XVI веков. Центральные и местные органы власти отличались архаизмом и не могли обеспечить необходимую меру централизации государства. Возникновение приказов связывается с процессом перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Это происходило посредством придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций.

В период раздробленности великий князь «приказывал» (поручал) решение дел своим боярам по мере необходимости. Быть «в приказе» означало ведать порученным делом. Поэтому в своем становлении система приказов прошла ряд стадий: от временных поручений «приказов» (в буквальном смысле слова) как разовых поручений отдельным лицам до приказа как постоянного поручения, что сопровождалось соответствующим оформлением должности - казначея, посольского, поместного, ямского и других дьяков. Затем должностным лицам стали давать помощников, выделять специальные помещения. С середины XVI века учреждения канцелярского типа перерастают в государственные органы центрального и местного управления. Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI века. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М. 2003. С. 9.

Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов История российской государственности / Сост. Л. А. Коханова, Т. С. Алексеева. М. 2007. С. 104. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами.

Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца).

Приказы можно разделить по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на шесть групп.

Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) - ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё два важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел - своеобразное контрольное ведомство.

Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др.

В третью группу входят судебно-административные органы, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.

К четвертой группе относятся органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы), в XVII веке их число увеличилось до шести и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

В пятую группу могут быть объединены органы специальных ветвей управления: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др.

Шестую группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор, Приказ церковных дел, Монастырский приказ Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Новосибирск. 2000.

Характерной чертой приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Наряду с центральными отраслевыми управлениями существовали областные приказы, управлявшие территориями отдельных земель, упраздненными удельными княжествами и вновь завоеванными землями. Существовали также различные мелкие ведомства (Земский двор, Московское тиунство и др.). Не только областные, но и центральные приказы имели в своем ведении специально выделенные территории. В пределах своей территории приказ собирал налоги, творил суд и расправу. К примеру, посольский приказ осуществлял управление Карельской землей Скрынников Р. Г. История Российская. IX - XVII вв. М. 1997. С. 269.

XVII век был временем расцвета приказной системы управления в России. Проявились основные недостатки приказной системы управления в целом -- отсутствие чёткого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге в последней четверти века сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Чтобы ощутить масштабы и динамику процессов в этой сфере следует принять во внимание такой весомый показатель как численность служащих московских приказов. Общее количество служащих центральных приказных учреждений в середине 1620-х годов составляло всего 623 человека, а к концу столетия их количество возросло до 2 739 человек Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М. 2003. С. 11.

Приказы просуществовали вплоть до XVIII столетия, пока наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями, их недостаточная специализация, запутанное положение со штатами приказов и другие факторы не обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.

В ночь рождения будущего царя Ивана Грозного разразилась буря, молния зажгла пожары по Москве. Народ посчитал это дурным предзнаменованием.Родился будущий царь в августе 1530 года. В трёхлетнем возрасте Иван потерял отца, в восьмилетнем – мать. К власти пришли «опекуны» – зажиточные бояре, постоянно ведущие между собой борьбу за власть. Вместе с братом Георгием будущий царь терпел лишения и недостатки в самом необходимом: одежде и пище. В 15-летнем возрасте, достигнув совершеннолетия, Иван Васильевич пришёл к власти. В последующие два года он укрепляет свои позиции как государь – ходит в военные походы, женится на Анастасии Романовне Захарьиной, а 16 января 1547 г. принимает титул царя. Но это не означает, что фактически власть принадлежала Ивану IV самодержавно. В этот период активную государственную политику ведут Глинские и митрополит Московский Макарий. Влияние митрополита, который великолепно разбирался в тонкостях русской политики, принесло свой результат: Иван IV никогда в открытую не шёл против церкви. Летом 1547 г. Глинские теряют власть, и пора аристократического правления заканчивается. Молодой царь к тому времени не обладал достаточными навыками для самостоятельного правления государством, и потому в 1549 г. создается «Избранная рада» – прототип современного правительства. «Избранная рада» просуществовала не более 12 лет, проведя реформу центрального управления.

В. Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный" (фрагмент)

За это время сформировались система «Изб» (с середины XVI в. – «Приказы»). Приказы – органы центрального управления, обязанности которых были схожи с теперешними министерствами. Каждый приказ отвечал за отдельную отрасль. Например, Посольский приказ курировал дипломатическую службу, внешнюю политику, Разрядный приказ занимался военными делами, службой бояр и их детей, Поместный – управлял сведениями об имениях государевых служащих. Челобитный приказ разбирался с самоуправством и взяточничеством властных структур, также осуществлял контроль над остальными приказами (действительно, этот приказ несколько сдерживал самоуправство властей). Существовали и другие приказы: Разбойный приказ (уголовные дела), Ямской (почтовая служба), Большой (сбор налогов). Были отдельные приказы, осуществлявшие власть над территориями (например, Новгородский приказ управлял Новгородской землёй). Позже были основаны Стрелецкий приказ – он управлял городовыми казаками и стрелецким войском; Пушечный приказ набирал солдат на службу, определял их оклад, отправлял в походы, продвигал по служебной лестнице, наказывал за проступки; Печатный приказ также называли «печатной конторой» – он удостоверял подлинность документов, грамот, указов.

Также создавались временные приказы, выполнявшие отдельные пожелания царя. Выполнив свои функции, подобные приказы распускались. Число приказов регулярно увеличивалось. Часто полномочия приказов переплетались, и они могли заниматься различными делами.

Приказами руководили бояре (современные министры) со своими помощниками – дьяками, которые зачастую и занимались всеми делами. В подчинении приказов также находились подьячие и другие люди.

Основной каркас приказной системы управления сохраняется до конца XVII века. И всё-таки приказная система органов центрального управления не смогла бороться с основными проблемами власти на Руси – междоусобицами зажиточных бояр.

Московские бояре

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления. Самую большую группу приказов образовывали приказы общегосударственного значения, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые. Они находились в непосредственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую группу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление принадлежавшими ему землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т. д. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры (рис. 4).

Особое место в системе государственного управления принадлежало Приказу тайных дел, образованному в 1654 г. Фактически его возглавлял сам Алексей Михайлович. Приказ тайных дел являлся личной канцелярией царя, где разрешались важнейшие государственные вопросы в обход Боярской думы. Он контролировал деятельность других приказов. Формы контроля были самыми разнообразными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рассмотрение челобитных, поданных лично царю, посылка подьячих с секретным наказом для непосредственной проверки деятельности приказных и воевод. Приказ тайных дел ведал также политическим сыском. Среди рассмотренных им политических дел - дела патриарха Никона и Степана Разина. Приказ помещался во дворце, и царь часто бывал в нем, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения. Приказ был упразднен в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.

Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. За все время существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе.

Во главе приказа стоял начальник, именовавшийся, как правило, судьей. Иногда возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование - казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Широкое распространение получила практика, когда одно и то же лицо одновременно возглавляло несколько приказов. Так, например, наставник и воспитатель царя Алексея Михайловича боярин Б.И.Морозов был судьей сразу в пяти приказах: Стрелецком, Большой казны, Иноземском, Аптекарском и Новой четверти (последний приказ заведовал кабацким делом и кабацкими сборами). После отставки Морозова в 1648 г. все эти пять приказов оказа­лись под управлением царского тестя И.Д.Милославского. Крупнейший дипломат второй половины XVII в. А.Л.Ордин-Нащокин также возглавлял пять приказов (Посольский и Малороссийский приказы, Нижегородскую, Владимирскую и Галицкую четверти).

Развитие приказной системы породило обширное бумажное делопроизводство, что, в свою очередь, востребовало людей, обладающих опытом канцелярской работы. Поскольку судьи приказов такого опыта порой не имели, то в помощники им назначались дьяки. Число дьяков в приказах зависело от значения того или иного приказа. Дьяки комплектовались из родового дворянства, верхушки посада и даже из лиц духовного звания. Дьяки фактически вершили дела в приказах. За свою службу они «верстались» (награждались) поместным окладом до 600 четвертей земли и получали денежное вознаграждение до 240 рублей в год.

Дьякам в приказах подчинялись канцелярские служители - подьячие. Начинающий подьячий несколько лет служил «неверстанно», т.е. без жалованья, на одни лишь «приношения» просителей. Затем его «верстали» небольшим денежным окладом - 1-5 рублей в год. Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, которому полагалось годовое денежное жалованье 60-65 руб.

Рис. 4. Приказная система Российского государства в середине XVII в.

На 60-70-е гг. XVII в. приходится значительный рост числа приказных людей в центральных государственных учреждениях: если в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1677 г. - 1601, то в 1698 г. - 2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним-тремя подьячими поглощаются более крупными. Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Большой казны, Большого дворца, Разрядный, насчитывали по две - четыре сотни приказных людей.

В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. В самом большом, Поместном приказе, было 9 столов и 40 повытий. Стол возглавлялся дьяком, повытье - старшим подьячим. Некоторые приказы делились только на повытья. Повытья не являлись устойчивыми структурными подразделениями. Чаще всего они образовывались по территориальному признаку, имели порядковый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.

По всей видимости, в приказах сложилась особая система управления: большинство дел рассматривалось судьями приказов или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению. Крайней степени достигла централизация управления: в приказах решались не только важные, но и второстепенные, незначительные дела. Традиционной формой ведения делопроизводства в приказах стали «столпы» или «столбцы», когда текст документа писался на узкой бумажной ленте на одной стороне (оборотная сторона служила для помет и резолюций), несколько таких документов - «столбцов» - путем склеивания друг с другом оформлялись в дело, в итоге получался длинный «столп», который мог достигать нескольких десятков и даже сотен метров. «Столп», содержащий оригинал Соборного Уложения 1649 г., имел длину 309 м. Чтобы затруднить изъятие отдельных документов из дела или их фальсификацию, на его обороте в местах склеек («сставах») дьяки писали свою должность и имя, т. е. ставили «скрепу». После окончания дела оно скатывалось исписанной стороной внутрь и хранилось в виде свитка или рулона.

Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, неупорядоченностью и бесконтрольностью порождало волокиту, злоупотребления и взяточничество. К концу XVII в. громоздкая и неповоротливая система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями управления формировавшегося абсолютистского государства.