Российские турбины. Немецкое качество российских турбин:сотрудничеству «Сименс» и «Силовых машин» уже четверть века

Пресловутый Крымский мост, который еще недавно называли Керченским, на завершающей стадии строительства. О том, сколько оккупанты потратили на его сооружение, с какими особенностями оно происходило и что может разрушить мост с Тамани в Керчь – в статье 24 Канала.

Президент России Владимир Путин 15 или же 16 мая (с датой в Кремле решили сделать интригу) в сопровождении своих всегда верных "Ночных волков" должен помпезно открыть только что построенный Крымский мост. Для начала свободно перемещаться ним смогут только легковые авто и автобусы – железнодорожную часть пока оккупанты достраивают, а грузовики впускать опасаются.

Кто и когда строил мост из Керчи

В истории было уже несколько попыток соединить Крым и Кубань переправой – впервые достроить мост удалось в 1944 году. Впрочем, он простоял недолго – его разрушил сильный ледоход уже в начале 1945-го.

В новейшие времена строительство моста было в планах Украины уже давно. За работы не принимались из-за дороговизны проекта, но в апреле 2010 года Москва и Киев все же заключили Соглашение о строительстве Керченского моста.

До аннексии Крыма Россией мост был нужен для улучшения транспортного сообщения между странами Черноморского бассейна, которые договорились строить дорогу вокруг моря. Каждая страна самостоятельно должна была свести свой участок. В Украине трасса должна была проходить через Керчь, ведь обход Азовского моря продлевал маршрут на 500 километров.

"Стройка века"

После оккупации Крыма Путин объявил о своем намерении срочно построить переправу через Керченский пролив. Украина зато в кратчайшие законные сроки вышла из договора о строительстве моста.

Чтобы успеть со "стройкой века" до президентских выборов 2018, депутаты Госдумы приняли документ, который позволил строить Керченский мост без соблюдения каких-либо законов вообще. В Москве разрешили застройщику пренебрегать нормами экологического и градостроительного законодательства, уничтожать памятники истории и археологии, беспрепятственно изымать земельные участки у населения.

Стоимость Крымского моста сейчас составляет 228 миллиардов рублей

Право на строительство моста досталось приближенному к Путину миллиардеру Аркадию Ротенбергу. Олигарх известен тем, что был детским спарринг-партнером главы Кремля по дзюдо.

Однако другу Путина с возведением объекта пришлось нелегко – подрядчики опасались встревать в работу из-за санкций, которые их ждали. Дольше искали подрядчика на строительство железнодорожной части моста – за эту работу никто не хотел браться вообще.

Характеристики Крымского моста

Длина нового сооружения – 19 километров, 11,5 из них проходит по суше и еще 7,5 км – над морем. Мост соединяет Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу.

Мостовой переход через Керченский пролив состоит из параллельных автомобильной и железнодорожной секций. Автомобильная дорога насчитывает 4 полосы движения, максимальная скорость движения по ней составит 120 км/ч.

Железная дорога состоит из двух путей. Расчетная скорость движения пассажирских поездов по мосту – 120 км/ч., грузовых – 80 км/ч.

Характеристики Крымского моста

Сейчас строительство железнодорожной части Крымского моста продолжается. Его должны завершить к декабрю 2019 года.

Что не так с Крымским мостом?

Главные претензии к Крымскому мосту – кроме того, что построен он незаконно, нарушая все мыслимые международные нормы – в его расположении. Украинцы задумывали строительство в северной части Керченского пролива, поскольку чем южнее – тем хуже условия.

Так, автор двух украинских проектов керченского моста Георгий Росновский убежден, что из всех возможных вариантов транспортного перехода через пролив россияне выбрали самый неподходящий – он является самым дорогим и самым сложным из всех, которые когда-либо предлагали.

Всего за время независимой Украины рассматривали возможность строительства перехода в четырех местах. Три из них связывали Крым с косой Чушка на российском берегу: Северный пролегал в самой восточной точке Крыма – мыса Фонарь, Жуковский – в районе паромной переправы, Еникальский – в окрестностях крепости Ени-Кале, а самым южным из вариантов был Тузлинский.

Что может разрушить Крымский мост?

Специалисты утверждают, что долговечность Крымского моста – под большим вопросом. Они объясняют, что все будет зависеть от природных катаклизмов и нагрузки на мосту.

Прежде всего, в районе моста надежные коренные почвы местами расположены на глубине 90 метров. Сам Керченский пролив расположен в районе тектонического разлома и неподалеку от острова Тузла есть сеть глубоких грязевых вулканов. Когда они "дышат" – происходят колебания почвы.

Через эту особенность сваи россияне должны забивать на глубину до 100 метров и еще и под правильным углом, учитывая возможные землетрясения. Однако, по прогнозам экспертов, в России отсутствуют такие технологии и подобный опыт строительства. И хотя Москва и заявила о забитых на 90 метровую глубину опорах, верить ей спешат не все.

Еще одна опасность – прохождение моста через тузлинского косу, которая постоянно размывается.

Место строительства моста из космоса: фото астронавта NASA Тима Копры

Кроме того, как пояснил российский гидростроитель Юрий Севенард, при строительстве не учли экстремальные погодные условия – сильный ветер, штормы, сильные течения и восхождение льда.

Еще одна опасность – большое количество снарядов, оставшихся в регионе со времен Второй мировой войны. В России божились, что перед началом строительства обследовали территорию и нашли 700 снарядов.

Трещины и другие фейлы

В апреле 2018-го в сеть попали фото, на которых видно, что 256-я опора, которая расположена практически в центре Керченского пролива, треснула в двух местах.

Трещины на 256-й опоре (видео):

Причем это уже не первый провал в этом районе. В феврале 2018-го зафиксировали проседание опор на один метр. Впрочем, это проседание было далеко не первым – похожая ситуация случилась в сентябре 2017 года, тогда строительство пришлось приостановить. Случилось это после монтажа одного из пролетов моста – одна опора просела на метр, другая на полтора.

Это подтверждает опасения специалистов по надежности моста. По прогнозам, опоры могут не выдержать нагрузки даже пустой железнодорожной ветки. А главные проблемы начнутся с запуском грузовых поездов.

Что теряет Украина?

Во время разработок проектов моста Украиной отмечалось, что высота судоходной арки должна составлять не менее 50 метров от среднего многолетнего уровня моря. Однако Россия в главной судоходной части Керченского канала свела всего лишь 35-метровую арку.

Из-за такого подлого шага Украина теряет миллионы гривен и рабочие места. В частности, это дестабилизирует ситуацию в Мариуполе и Бердянске.

Теперь, как подсчитал директор Мариупольского морского торгового порта Александр Олейник, только , с которыми раньше работал порт.

В Центре по изучению армии, конверсии и разоружения заявили, что сооружение оккупантов приведет к 25-30% потерь украинских портов.

Как реагирует Украина?

В соответствии с отдельным соглашением между Украиной и Россией, любое строительство в Керченском проливе можно вести только с разрешения обеих сторон. Поэтому все работы в Керченском проливе полностью незаконны.

Еще в 2017-м Министерство юстиции начало готовить иск и подсчитывать убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами. Учтут в иске и то, что во время строительства Россия закрывала Керченский пролив для судов, чтобы возвести арку моста.

Также Украина отслеживает подрядные организации, которые работают над возведением моста. Их включают в санкционные списки.

В какой бы точке России вы ни находились бы, до вас не раз долетали новости о самом амбициозном российском проекте федерального уровня. Речь идет о Крымском мосте через Керченский пролив. В этой статье мы кратко разберем все, что вы хотели о нем узнать, - важные характеристики, точные факты, цифры и планы.

Что будет в итоге?

Высота над водой - не самая грандиозная особенность этого проекта. Впрочем, к этим данным мы обязательно вернемся. Сам по себе объект поистине масштабен - он будет одним из самых протяженных мостов в России (общая длина - 19 км). Переправа будет и автомобильной трассой, и железной дорогой.

Мост будет брать начало на Таманском полуострове, затем пройдет по пятикилометровой дамбе, пересечет о. Тузла. Далее он перекинется через Керченский пролив, чтобы со стороны мыса Ак-Бурун выйти уже на берег Крымского полуострова.

По предварительным планам, первые автомобили по мосту проедут уже в декабре 2018 года. А движение поездов будет запущено несколько позже - в 2019-ом.

Краткая история и особенности строительства

Буквально несколько слов об истории замысла и возведения Крымского моста через Керченский пролив. Идея зародилось сразу после исторического воссоединения РФ и Крыма. В январе 2015 года уже была готова детальная концепция грандиозной транспортной переправы.

Следующий этап - издание Правительством России распоряжения об определении одного-единственного подрядчика, который обязан как полностью подготовить и представить проект, так и воплотить его в жизнь. Даже разработка должна была включать в себя все детали, в т. ч. и расчет высоты арки Крымского моста.

30 января 2015 года Правительством РФ было издано распоряжение №118-р, которое определило главных фигурантов проекта. 17 февраля 2015-го учреждение "Управление федеральных автодорог "Тамань" Российского автодора подписало контракт с ООО "Стройгазмонтаж". А данная организация в апреле того же года заключила соглашение на разработку проекта с ЗАО "Институт Гипростроймост С.-Петербург". В 2015-ом также было создано ООО "СГМ-Мост" - организация, цель которой - управление строительством объекта.

  • Илистое дно.
  • Повышенная сейсмическая активность.
  • Специфические климатические условия.

Все это необходимо брать во внимание, чтобы соорудить долговечное сооружение, требующее минимум ремонтных и реставрационных работ в дальнейшем, чтобы избежать страшных трагедий.

О судоходных арках

Новый мост ни в коем случае не будет затруднять или ограничивать судоходство на маршруте через Керченский пролив. Для беспрепятственного прохождения судов и кораблей предусмотрены специальные арки длиной в 227 метров.

Какова же высота Крымского моста над водой? Над гладью моря он возвышается на 35 метров. Отсюда выходит, что подмостной габарит равен этой цифре.

Об автомобильной трассе

Наряду с высотой Крымского моста над водой россиянам интересно узнать характеристики будущей автомагистрали:

  • Планируется запуск четырехполосной трассы: две в одну сторону, две - в другую.
  • Расчетная скорость движения автомобилей на мосту будет достигать 120 км/ч.
  • Подсчитано, что пропускная способность ныне строящейся переправы дойдет до 40 тысяч разногабаритных машин в сутки!

О железной дороге

Путешественников и любителей южного отдыха на берегу ласкового теплого моря волнует не сколько высота Крымского моста над водой, сколько особенности железнодорожного движения по нему.

Приведем необходимые сведения:

  • Пропускная особенность переправы оценивается экспертами в 47 поездных пар в сутки.
  • Расчетная скорость движения пассажирских составов будет составлять 120 км/ч.
  • Теперь о "товарняках". Максимальная скорость движения грузовых поездных составов - 80 км/ч.

Железная дорога будет проходить по соседству с автомобильной, параллельно последней.

Цели проекта

Итак, мы разобрались с самыми важными характеристиками строящегося Крымского моста. Давайте посмотрим на цели, которое преследовало государство, начиная этот грандиозный проект:

  • Создание полностью бесплатного автомобильного сообщения как с Севастополем, так и со всем Крымом.
  • Увеличение туристической привлекательности региона за счет легкости пути к нему.
  • Бесперебойное грузовое и пассажирское железнодорожное сообщение.
  • Рост инвестиционной привлекательности как Кубани, так и Крымского полуострова.
  • Импульс для экономического развития южных регионов РФ.
  • Установление стабильного товарооборота между материковой Россией и полуостровом.

Так мы с вами выяснили не только то, что высота Крымского моста над гладью Черного моря равна 35 метрам, но и другие интересные сведения об этом грандиозном объекте. Вы можете продолжить следить за ходом его строительства как на официальном сайте проекта, так и в сообществах ряда социальных сетей - "ВКонтакте", "Твиттере", "Одноклассниках", "Фейсбуке", "Инстаграме", на "Ютубе".

Крымскийм мост - крупный инфраструктурный проект Российской Федерации.

Мост проходит через Керченский пролив, и соединяет полуостров Крым с материковой Россией, с Краснодарским краем.

Ввод моста в эксплантацию имеет поистине сакральное значение для нашей страны. Он знаменует единение России и Крыма. Об этой дороге мечтал каждый житель нашей страны с момента событий 2014 года.

Зачем построили Крымский Мост

Крымский мост соорудили для упрощения и построения новых логистических связей между регионами России и республикой . Эксплуатация моста решает проблемы логистики и дает мощный толчок экономическому развитию Крыма. Решены вопросы снабжения региона необходимыми товарами, оборудованием, сбыта готовой продукции из региона. Цены на товары в регионе станут меньше, так как логистические цепочки подешевеют.

Работа моста так же позволит значительно поднять экономику Тамани, которая становится практически пригородом города Керчь. Наверняка возле моста появится новое производство, жилье и логистические центры. После введения моста в эксплуатацию стоит ожидать бурный рост экономики Крыма в сельском хозяйстве, судоремонте и судостроении, химической промышленности.

Крымский мост фото

Отдельно стоит выделить и туристическую сферу. Логистическая доступность и снижение цен на товары и услуги, может подстегнуть внутрироссийский туризм к росту.

Длина Крымского моста

Длина Крымского моста составляет 19 километров.

Стоимость Крымского моста

Итоговая стоимость Крымского моста составила 227,92 млрд. рублей.

Открытие Крымского моста

Крымский мост открыли раньше запланированных сроков. Планировалось, что первые автомобили поедут по мосту 18 декабря 2018 года. Но открытие состоялось 15 мая 2018 года. Объект торжественно открывал сам Президент России Владимир Владимирович Путин, проехав по мосту на КАМАЗе. Церемонию открытия моста транслировали по Первому каналу и «России 24». Железнодорожный мост планируют открыть 1 декабря 2019 года.

Крымский мост характеристики

Мост уникален не только для России, но и мира. Мост состоит из двух параллельных дорог - автомобильной и железнодорожной. Протяженность моста 19 километров. Часть трассы проходит по существующей дамбе, и острову Тузла.

Автомобильная трасса Крымского моста состоит из четырех полос. Разрешенная скорость 120 километров в час. Пропускная способность автодороги сорок тысяч машин в сутки. Железная дорога, способна пропускать сорок семь пар поездов в сутки. Пассажирские поезда двигаются со скоростью 120 километров в час, грузовые - 80. При эксплуатации моста не пострадает судоходство в Керченском проливе. Арочные пролеты достигают длины 227 метров, и высоты 35 метров над водой.

Кто заказчик проекта?

Заказчиком проекта моста выступает - «Федеральное управление автомобильных дорог Тамань»

Кто подрядчик прокета

Подрядчиком проекта выступает компания «Стройгазмонтаж»

Проектировщик моста

Проектирование моста занимался ЗАО «Институт Гидростроймост Санкт-Петербург».

Охрана Крымского моста

Крымский мост - мозоль на глазах Западной общественности. Поэтому Российская Федерация уделяет особое внимание охране такого важного инфраструктурного проекта. В октябре 2017 года Росгвардия сформировала морскую бригаду, которая занимается охраной территории. В распоряжении отряда Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок», боевые пловцы.

Опоры моста защищены гидротехническими сооружениями от таранов возможных вредителей и диверсантов. Активно охраняется и периметр моста, системы досмотра, видеокамеры, пункты охраны с бронемашинами.

Технические характеристики и особенности Крымского моста

Мост стоит на 595 опорах. Сами опоры стоят на свайных фундаментах. За время строительства было вбито более семи тысяч различных свай. Сваи забиты на глубину 12 на суше, а на воде до 90 метров.

проект Крымского моста фото

Многие металлические конструкции моста, находятся в воде. Поэтому при проелтировке предусмотрели специальные защитные конструкции. Строители использовали водонепроницаемый бетон, старались устранить все щели и трещины, куда проникает вода и происходит коррозия.

  • Мысль проложить мост, соединявший Крым и Тамань появилась еще в 11 веке. Князь Глеб в 1064 году ходил здесь по льду. Его путь составил около 30 километров. В то время построить такой мост не было возможности, много технических проблем.
  • В 19 века Великобритания мечтала о прямой железнодорожной ветке в Индию. Так в 1870 году англичане всерьез рассматривали возможность строительства моста. Но дороговизна проекта и технические аспекты не позволили реализовать планы.
  • так же мечта о мосте через Керченский проект, но планы императора разрушила .
  • ВО время Великой Отечественной войны Крым находился в оккупации. Немцы, решили строить мост для поставок провизии и оружия на Кавказ. Но вскоре Крым был освобожден. Мост достроили Советские инженеры.
  • Первый Крымский мост простоял полгода. Существует легенда, что сам Сталин ехал по нему на . Мост был разрушен льдом весной победного 1945 года
  • Паромное сообщение между Таманью и Керчью запустили в 1954 году.
  • Новый мост - самый протяженный в России.
  • Перед стартом строительства территорию обследовали саперы и археологи. В годы здесь шли кровопролитные бои, саперы нашли более 700 не разорвавшихся снарядов. Археологи обнаружили множество предметов времен античности, бронзового века и Средневековья.
  • Крымский мост проходит по сейсмически активной территории. Но инженеры, обошли все стыки тектонических плит, обезопасив объект. Кроме того инженерное сооружение серьезно укрепили, и никакие оползни и землетрясения мосту не страшны.
  • На одну опору моста ушло 400 тонн металлоконструкций. Из всех опоро можно было бы построить 32 Эйфелевы башни.
  • Строительством моста занимались 3500 тысячи рабочих и инженеров из разных регионов России

Итоги

Крымский мост, уникальное строение, которое знаменует новую веху в истории России. Несмотря на все трудности, санкции, международное давление, страна идет выбранным правильным курсом. Курс направлен на всестороннее развитие, прогресс, независимость от внешней конъектуры.

Весь Крым с нетерпением ждет главного события года — запуска первой части Стройки века . И чем ближе лето, тем чаще нас интересует вопрос — когда откроется Крымский мост, а точнее его автодорожная часть? В этой статье мы постарались собрать всю полезную и официальную информацию касательно Стройки века, отсеять мифы, а также дать свое мнение о том, как открытие моста отразится на жизни Крымчан.

Крымский мост — когда открытие?

Где-то с конца апреля мы уже были готовы, что Мост вот-вот официально откроют. Сначала говорили о майских праздниках, затем о 9 мая и открытии на День Победы. Однако, это все были скорее «народные домыслы», официальных же заявлений не поступало. На днях на страницах Крымского моста в соцсетях появился пост о мифах про Крымский мост, включая даты открытия.

Как оказалось, официальное открытие планируется во второй половине мая . Для того, чтобы отсеять существующие мифы и предотвратить будущие, сделали наглядную инфографику о планируемых датах открытия разных частей моста, включая автодорожную.

Источник: официальная страница Крымского моста в Facebook.

На днях в СМИ появилась новая информация об открытии Крымского моста 15 или 16 мая 2018 года . Источник информации не называется, а говорится о надежных источниках, близких к Кремлю. Также говорится о том, что на открытии моста обязательно будет присутствовать Президент Путин , от плотного графика которого и зависит конечная дата.

14 мая наконец официально объявили — Крымский мост открывается «16мая с 05:30 и навсегда !» Движение начнется одновременно с двух сторон моста — по две полосы с максимальной скоростью 90 км/ч, без остановки на мосту. Накануне Крымский мост официально откроют мостостроители — первой по мосту пройдет колонна строительной техники.

Схема движения через Крымский мост

Госкомитет дорожного хозяйства Крыма обнародовал схему движения через Керченский мост , согласно которой легковые авто и пассажирские автобусы могут беспрепятственно пользоваться мостом, чего не скажешь о грузовиках весом более 3,5 тонн — им придется пользоваться паромной переправой.

Подробное описание подъезда к мосту можно найти на сайте Министерства дорожного хозяйства РК.

Источник: gkdor.rk.gov.ru

Последствия открытия Керченского моста

Строительство моста через Керченский пролив не даром окрестили Стройкой века. Во-первых, мост станет самым протяженным в России и одним из самых длинных в Европе. Его протяженность составляет 19 километров. Во-вторых, соединив Крым с материком, мост позволит быстро и легко переезжать с материковой части России в Крым и наоборот.

После запуска моста эксперты прогнозируют общее снижение цен в Крыму на товары народного потребления, бензин и дизельное топливо. Наличие моста благотворно скажется и на туризм на полуострове, значительно облегчая путь гостям на личных авто и разгружая паромную переправу.

Россия нашла способ обойти западные санкции ради важнейшей государственной задачи – строительства крымских электростанций. Произведенные немецкой компанией «Сименс» турбины, необходимые для работы станций, доставлены на полуостров. Однако как получилось, что наша страна оказалась неспособна сама разрабатывать подобное оборудование?

Россия поставила две из четырех газовых турбин в Крым для использования на Севастопольской электростанции, сообщило накануне агентство Reuters со ссылкой на источники. По их данным, в порт Севастополя были доставлены турбины модели SGT5-2000E немецкого концерна Siemens.

Россия строит в Крыму две электростанции мощностью 940 мегаватт, и ранее поставки турбин Siemens на них были заморожены из-за западных санкций. Однако, судя по всему, выход был найден: эти турбины были поставлены некими сторонними компаниями, а не самой Siemens.

Российские компании серийно производят только турбины для электростанций малой мощности. Например, мощность газовой турбины ГТЭ-25П составляет 25 МВт. Но современные электростанции достигают мощности 400–450 МВт (как и в Крыму), и им нужны более мощные турбины – 160–290 МВт. Поставленная в Севастополь турбина имеет как раз нужную мощность 168 МВт. Россия вынуждена находить способы обойти западные санкции, чтобы выполнить программу по обеспечению энергетической безопасности Крымского полуострова.

Как же так получилось, что в России отсутствуют технологии и площадки по производству газовых турбин большой мощности?

После распада СССР в 90-х и начале 2000-х российское энергетическое машиностроение оказалось на грани выживания. Но потом началась массовая программа строительства электростанций, то есть появился спрос на продукцию российских машиностроительных заводов. Но вместо создания собственного продукта в России был выбран другой путь – и, на первый взгляд, очень логичный. Зачем изобретать велосипед, тратить много времени и денег на разработку, исследования и производство, если можно купить уже современное и готовое за рубежом.

«У нас в 2000-х понастроили газотурбинных электростанций с турбинами GE и Siemens. Тем самым они подсадили нашу и без того небогатую энергетику на иглу западных компаний. Теперь огромные деньги платятся за обслуживание иностранных турбин. Час работы сервисного инженера Siemens стоит как месячная зарплата слесаря этой электростанции. В 2000-е надо было не газотурбинные электростанции строить, а модернизировать наши основные генерирующие мощности», – полагает гендиректор инженерной компании Powerz Максим Муратшин.

«Я занимаюсь производством, и мне всегда обидно было, когда раньше высшее руководство говорило, что все за границей купим, потому что наши ничего не умеют. Сейчас все очнулись, но время упущено. Уже и спроса такого нет, чтобы создавать новую турбину взамен сименсовской. Но на тот момент можно было создать собственную турбину большой мощности и продать ее на 30 газотурбинных электростанций. Так бы сделали немцы. А русские просто купили эти 30 турбин у иностранцев», – добавляет собеседник.

Сейчас основная проблема в энергетическом машиностроении – износ машин и оборудования при отсутствии высокого спроса. Точнее, спрос есть со стороны электростанций, на которых надо срочно менять устаревшее оборудование. Однако денег у них на это нет.

«У электростанций не хватает денег на проведение масштабной модернизации в условиях жесткой тарифной политики, регулируемой государством. Электростанции не могут продавать электричество по такой цене, при которой смогли бы заработать на быструю модернизацию. У нас очень дешевое электричество по сравнению с западными странами», – говорит Муратшин.

Поэтому ситуацию в энергетической промышленности нельзя назвать радужной. Например, в свое время крупнейший в Советском Союзе завод по производству котлов «Красный котельщик» (входит в «Силовые машины») на пике производил 40 котлов большой мощности в год, а сейчас – всего один–два в год. «Нет спроса, и те мощности, которые были в Советском Союзе, утеряны. Но основные технологии у нас остались, поэтому в течение двух–трех лет наши заводы снова могут производить по 40–50 котлов в год. Это вопрос времени и денег. Но у нас же тянут до последнего, а потом за два дня хотят быстро все сделать», – переживает Муратшин.

Со спросом на газовые турбины еще сложнее, потому что вырабатывать электроэнергию на газовых котлах – дорогое удовольствие. Никто в мире не строит свою энергетику только на этом виде генерации, как правило, есть основная генерирующая мощность, а газотурбинные электростанции ее дополняют. Плюс газотурбинных станций в том, что они быстро подключаются и дают энергию в сеть, что важно в пиковые периоды потребления (утром и вечером). Тогда как, например, паровые или угольные котлы требуется готовить несколько часов. «Кроме того, в Крыму нет угля, зато есть собственный газ, плюс тянут газопровод с российского материка», – объясняет Муратшин логику, согласно которой для Крыма была выбрана именно электростанция на газе.

Но есть еще одна причина, почему Россия купила для строящихся в Крыму электростанций именно немецкие, а не отечественные турбины. Разработка отечественных аналогов уже ведется. Речь идет о газовой турбине ГТД-110М, которую модернизируют и дорабатывают в Объединенной двигателестроительной корпорации совместно с «Интер РАО» и Роснано. Эта турбина была разработана в 90-х и 2000-х, ее даже использовали на Ивановской ГРЭС и Рязанской ГРЭС в конце 2000-х. Однако продукт оказался со многими «детскими болезнями». Собственно, теперь НПО «Сатурн» и занимается их лечением.

А поскольку проект крымских электростанций крайне важен с очень многих точек зрения, судя по всему, ради надежности было решено не использовать для него сырую отечественную турбину. В ОДК объясняли, что не успеют доработать свою турбину до момента начала строительства станций в Крыму. К концу этого года будет создан только опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М. Тогда как запуск первых блоков двух тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе обещают к началу 2018 года.

Впрочем, если бы не санкции, то серьезных проблем с турбинами для Крыма не было бы. Более того, даже сименсовские турбины не чисто импортный продукт. Алексей Калачев из ИК «Финам» замечает, что турбины для крымских ТЭЦ можно было бы произвести в России, на питерском заводе «Сименс Технологии Газовых Турбин».

«Конечно, это дочернее предприятие Siemens, и наверняка какая-то часть комплектующих поставляется для сборки с европейских заводов. Но все же это совместное предприятие, и производство локализовано на российской территории и под российские потребности», – говорит Калачев. То есть Россия не просто закупает иностранные турбины, но и заставила иностранцев вложиться в производство на российской территории. По мнению Калачева, как раз создание СП в России с иностранными партнерами позволяет наиболее быстро и эффективно преодолевать технологическое отставание.

«Без участия зарубежных партнеров создание самостоятельных и полностью независимых технологий и технологических платформ теоретически возможно, но потребует значительного времени и средств», – поясняет эксперт. Причем деньги нужны не только на модернизацию производства, но и на подготовку кадров, НИОКР, инженерные школы и т. д. К слову, на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет.

Реальное же происхождение поставленных в Крым турбин оказалось вполне объяснимым. Как заявила компания «Технопромэкспорт», четыре комплекта турбин для энергообъектов в Крыму были закуплены на вторичном рынке. А он, как известно, под санкции не подпадает.