Имеют обратную силу

1. Из перечисленного, к механизму государственного регулирования относятся
приватизация
лицензирование
регистрация
налогообложение
государственные заказы

2. Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется
органами внутренних дел
властями иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется
таможенными органами
службой судебных приставов
пограничными органами

3. Среди нормативных актов, обратную силу имеют
смягчающие (или отменяющие) ответственность за административные правонарушения
усиливающие (или устанавливающие) ответственность за административные правонарушения

4. Из перечисленных органов исполнительной власти, общей компетенцией наделены
Министерство образования и науки РФ
областная администрация
Федеральное агентство связи
Правительство РФ

5. Законодательство об административных правонарушениях включает
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях
Конституцию Российской Федерации
нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

6. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, до того, как его вина будет доказана и установлена в предусмотренном законом порядке, в КоАП РФ называется
лицом, в отношении которого ведется производство по делу
субъектом административного правонарушения
правонарушителем
ответчиком

7. Центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственное управление жилищно-коммунальным хозяйством, называется
Государственная жилищная инспекция РФ
Министерство строительства РФ
Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Министерство экономического развития и торговли РФ

8. Фундаментальные научные исследования - это
научная деятельность, направленная на достижение практических результатов
научная деятельность, осуществляемая государственными и муниципальными научными учреждениями
экспериментальная или теоретическая деятельность в сфере гуманитарных, естественных или технических наук
научные разработки по вопросам, включенным в перечень приоритетных проблем науки и техники

9. Контракт о прохождении военной службы мужчины могут заключить в первый раз
с 18 до 40 лет
с 18 до 27 лет
с 20 до 40 лет
с 17 до 60 лет

10. Государственное регулирование (в широком смысле слова) - это
одна из функций государственного управления
деятельность органов исполнительной власти по осуществлению функций государственного управления
деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений
то же, что и государственное управление

11. Санация предприятия - это:
проверка его хозяйственной деятельности
недопущение его банкротства
проверка его платежеспособности
его банкротство

12. Гражданин вправе обратиться с жалобой на незаконные действия (решения) должностных лиц …
первоначально - в вышестоящий орган, потом - в суд
в суд или в прокуратуру
в суд
в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд

13. Процессуальный порядок рассмотрения дел в общих судах по жалобам граждан на акты должностных лиц и органов управления регламентируется нормами
Уголовно-процессуального кодекса
Кодекса об административных правонарушениях
Гражданско-процессуального кодекса
Арбитражного процессуального кодекса

14. По характеру должностных обязанностей государственные служащие делятся на
руководителей, специалистов, технических исполнителей, вспомогательно-обслуживающий персонал
служащих государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений
должностных лиц и иных государственных служащих
федеральных служащих и служащих субъектов федерации

15. Срок альтернативной гражданской службы по сравнению со сроком службы в армии по призыву
равен ему или длиннее в зависимости от условий службы
короче
одинаков
длиннее

2 ситуации:

Вне зависимости от того, указано в законе или не указано на обратную силу, имеют обратную силу всегда:

· Устраняющие или смягчающие ответственность

· Акты, устанавливающие дополнительные гарантии налогоплательщиков – обратная сила, вступают в силу со дня опубликования. Что это за дополнительные гарантии? Возник вопрос о применении ст.5 НК. В активе ВАС появилась еще одна правовая позиция, связанная с тем, что не изменилась норма об ответственности, но изменилась норма о сроке предоставлении сведений – возник вопрос о том, как мы должны рассматривать эту ситуацию. Здесь во многом будет играть роль, когда орган выносил решение о привлечении к ответственности, и если на дату привлечения эти действия перестали быть нарушением, но норма об ответственности осталась, то признаем наличие действующей гарантии налогоплательщика, предусмотренной гл.16 НК и ст.5 НК.

Дополнительные гарантии защит прав налогоплательщиков – действует Постановление Пленума ВАС от 28.02.01 №5 п.5 – ВАС попытался сказать о том, что это за нормы закона, где он видит гарантии защиты прав, это вполне справедливо и соответствует постановлениям КС. Ст.3 НК – это принципы, гл.16 – это принципы, ст.111, п.2 ст.112, 115 – это нормы-гарантии, нормы-принципы. Им может придаваться обратная сила.

Постановление ФАС СЗ округа от 20.09.2010 №А13- 12385/2009 – суд оценивает норму, содержит ли принципиальные дополнительные гарантии налогоплательщика.

Вторая группа – если сам законодательный акт предусматривает распространение обратной силы. Это акты, улучшающие положение налогоплательщиков. Мы рассматриваем вопрос о том, как изменяется налог обязанность налогоплательщика – должна снижаться. Не следует путать это с дополнительными гарантиями. Снижение налог обязанности, увеличение налог вычетов (вычет из налоговой базы, если увеличиваем размер налог вычета) при придании такому акту обратной силы будем применять повышенный размер налог вычета. Если законодатель такой оговорки не делает, то делаем такой вычет с 1 января следующего налог периода – общее правило ст.5 НК. Устранению обязанностей также может придаваться обратная сила. Могут вступать со дня официального опубликования, если такое усмотрение будет в законе.

Определение ВС от 13.01.2010 №20-Г09-24 – произошло или не произошло улучшение положения налогоплательщика.

Что касается нормативных актов органов исполнительной власти? Они формально в состав зак-ва не включаются, но регулируют налоговые отношения, но в отличие от бюджет сферы, это регулирование сведено к минимуму, тк вв данном случае изымаем у частных субъектов, дБ закон как гарантия прав налогоплательщиков. Когда могут:


· В случаях прямо предусмотренных зак-м могут принимать соответствующие акты ОИВ.

· В пределых компетенции органа

· Не могут изменять или дополнять налоговое законодательство

· Издаются в целях нормативно-правового регулирования в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного права.

Нормативное регулирование допускается со стороны органов общей компетенции в случаях прямо предусмотренных НК. – акты Правительства , например.

Нормативное регулирование со стороны Минфина – в случаях, предусмотренных в НК.

Законодатель установил и гарантии в этом случае, ст.5 распространяется и на акты ОИВ. Возникает ситуация – специфика регулирования налог отношений – иные органы исполнительной власти могут осуществлять нормативно-правовое регулирование не в рамках налогообложения, но оно влечет изменение в исполнение налоговой обязанности. Подобного рода постановления правительства, приказы министерств и служб могут привести к тому, что мы уплачивали налог на вмененный налог, но вдруг меняется классификатор, и нам приходится перейти к другому налогообложению. Орган действует не в рамках налоговых последствий, а в рамках своих полномочий, для цели статистического наблюдения, но ударило по налогоплательщику, так как в НК написано как он все это исполняет. Когда подзаконные акты применяются в другой сфере, но в силу правового регулирования начинает напрямую изменять налог обязанность, то в таком случае и на такие акты должны распространяться гарантии ст.5 НК. Вопросы правового регулирования гарантий постоянно встают применительно к законодательству и подзаконному регулированию.

Правила придания обратной силы нормативному правовому акту изложены в ряде нормативных документов Республики Беларусь, среди которых следует назвать Конституцию (ст. 104), Закон “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” (ст. 67), Уголовный кодекс (ст. 9), Кодекс об административных правонарушениях (ст. 8) и некоторые другие.

Согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Автор в своих публикациях ранее высказывал идею о том, что этот конституционный принцип должен распространяться и на действие всех (не только законов) подконституционных нормативных актов, что в итоге и было реализовано в законодательстве.

На практике часто задают резонный вопрос о том, насколько справедливо в ст. 67 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” предусмотрена возможность придания нормативному правовому акту обратной силы не только, когда им смягчается (отменяется) ответственность, иным образом улучшается правовое положение лиц, на которых распространяется действие акта, но и когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Полагаем, что здесь действительно есть проблемы, требующие правильного разрешения. В ч. 1 ст. 67 названного Закона прямо предусмотрены два случая придания акту обратной силы. С одной стороны, положения более мягкого акта “автоматически” имеют обратную силу, а с другой –нормотворческий орган может принять решение о придании акту обратной силы. Но с учетом редакции ч. 1 ст. 67 Закона законодателю остается только придать обратную силу... более “строгому” нормативному акту. А это в обычных, не чрезвычайных условиях недопустимо. Можно полагать, что лишь с учетом действия ст. 23 и 63 Конституции могут быть приняты какие-либо неординарные меры. Поэтому полагаем, что ч. 1 ст. 67 содержит в себе противоречия.

Считаем, что Парламент, принявший ст. 67 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” в такой редакции, подвергать особо суровой критике в этой связи нельзя. Ведь уже то, что конституционный принцип придания обратной силы закону получил более широкое развитие, охватив не только вопросы ответственности, но и “иное улучшение положения лиц”, заслуживает на данном этапе одобрения. И прежде всего в силу нестабильности законодательства, его противоречивости, содержания в нем порой двусмысленных формулировок. Хотя, надо признать, что в перспективе ч. 1 ст. 67 Закона следует скорректировать таким образом, чтобы не нарушались принцип равенства, конституционные требования о надлежащем выполнении возложенных обязанностей и др.


В комментарии к Конституции автор статьи отстаивал идею недопустимости придания обратной силы акту не только при решении вопроса о возложении юридической ответственности, но и в случае такого изменения законодательства, в результате которого ухудшается положение граждан, юридических лиц, в том числе осуществляющих хозяйственную деятельность. То есть в публикациях автора шла речь о недопустимости ухудшать правовое положение субъектов права, а не о том, что всегда (помимо ответственности) более мягкий закон должен иметь обратную силу вопреки воле законодателя. На наш взгляд, будет соответствовать Конституции подход, когда, например, нормам акта о дополнительной налоговой нагрузке не придается обратная сила. В другой ситуации с субъекта хозяйствования, физического лица может и не сниматься обязанность выполнить те обязанности, которые были возложены ранее действовавшим актом, например, уплатить налог за определенный период по той ставке (пусть даже большей), которая была ранее предусмотрена. Если же узко толковать ч. 1 ст. 67 Закона, то в силу “улучшения” положения субъекта хозяйствования следует применять более “льготные” ставки. А это противоречит другим принципам, зафиксированным в Конституции, на что мы уже обращали внимание.

На наш взгляд, ч. 1 ст. 67 Закона целесообразно изложить в следующей редакции: “Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу; при этом нормативному правому акту, ухудшающему положение граждан или юридических лиц, не может быть придана обратная сила”.

При такой редакции логичным будет закрепление права нормотворческих органов придавать своим актам обратную силу. Речь, конечно же, идет о тех из них, где предусматриваются дополнительные гарантии, льготы, преимущества и т.п., то есть когда законодатель вправе (но не обязан) это сделать. Такой подход ни в коей мере не поколеблет устоявшиеся в праве подходы при решении вопросов юридической ответственности.

В юридической литературе ранее уделялось определенное внимание вопросу об обратной силе закона. Больше эта проблема интересовала специалистов в области уголовного и административного права. Однако в условиях нестабильного законодательства, “запаздывания” нормотворческих органов с корректировкой правового регулирования правильное применение правила об обратной силе закона стало актуальным и в других сферах, например, в области экономических отношений, особенно налогообложения.

Так, сегодня поднимаются вопросы о том, с какого времени возникает обязанность уплачивать республиканский сбор в связи с совершением сделок о передаче транспортных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Отдельные граждане опасаются, что соответствующему нормативному акту будет придана обратная сила, а некоторые должностные лица полагают, что для этого есть основания, разъясняя соответствующим образом законодательство.

По мнению М.С. Студеникиной, вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только такой формой акта, как закон. Этот подход заслуживает внимания.


По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их официального подписания. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ и официальному опубликованию. Без выполнения этих условий указанные акты не вступают в юридическую силу. Общие правила вступления в силу нормативных актов всегда связаны с моментом официального опубликования.

Официальным опубликованием признается первое помещение полного текста нормативно - правового акта официальном издании для всеобщего сведения. Согласно Конституции РФ неопубликованные для всеобщего законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, на территории РФ не применяются. Обратная сила закона (ретроактивность)распространение действия закона на отношения, возникшие до его издания. Как правило, закон обратной силы не имеет, т. Он применяется только к отношениям, правам и обязанностям, которые возникли после вступления данного закона в силу.

Это вносит определённость и устойчивость в общественную жизнь, в осуществление правовых предписаний, создаёт у граждан уверенность в незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующими законами. При необходимости законодатель может специальным указанием придать тому или иному закону (иногда некоторым статьям закона) обратную силу, т. Распространить вновь принятый закон на отношения, которые возникли ранее. Конституции РФ* закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. В ряде случаев закону придается обратная сила. В случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие. УК РФ* уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.

Еще по теме :

Распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т. На лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом.

Кроме случаев обратной силы, существует еще одно своеобразное действие нормативного акта во времени, которое условно можно назвать "переживанием" старого акта. Это – явление, по своему характеру противоположное обратной силе нормативного акта. Здесь старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы "переживает" отведенный ему срок, в определенной степени продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта.

"Переживание" закона возможно только применительно к длящимся отношениям. Оно применяется, как правило, в случаях, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового нормативного акта. Так, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 2001 г. О политических партиях» действовала норма Федерального закона «Об общественных объединениях», которая содержала указание о применении в отношении оснований и порядка учреждения политических партий соответствующих статей Закона СССР 1990 г.

Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас. Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние. Утрата нормативным правовым актом юридической силы. Утрата нормативным правовым актом юридической силы.

2 Действие нормативно-правовых актов во времени Обратная сила закона Переживание действия нормативно-правовых актов

Когда прекращается действие закона? Период, и при других обстоятельствах.

Обратная сила нормативного акта

Введения в действие нового акта. Нормативные акты обратной силы не имеют.

Еще по теме Обратная сила нормативного акта:

Деяния или же вообще ее устранение. Быть прямое указание в законе. Местные нормативно-правовые акты. Локальные нормативно-правовые акты. Признаки нормативных правовых актов. Вания социалистического общества существует общее правило – «закон обратной силы не имеет» (lex ad рrаеteriam non valet). Ствия, которые наступили до вступления акта в силу. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1962 г. О порядке введения в действие Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства».

Имеют обратную силу (Шаргородский М.

Действительно, процессуальные нормы, существующие в момент рассмотрения дела, обязательны для юрисдикционного органа независимо от того, когда возникло материальное правоотношение. Но ведь суть вопроса как раз в том, что процессуальные нормы действуют применительно к процессуальным, а не к материальным отношениям. К ним же применяется принцип немедленного действия закона. Принцип «закон обратной силы не имеет» гарантирует определенность и прочность социалистического правопорядка, препятствует произвольному применению юридических норм, обеспечивает надлежащее воспитательное воздействие норм социалистического права, крепкую социалистическую законность.

Еще по теме 2 Действие нормативно-правовых актов во времени Обратная сила закона Переживание действия нормативно-правовых актов:

Из общего принципа «закон обратной силы не имеет» могут быть сделаны отдельные исключения, которые допустимы только по решению самих правотворческих органов и прежде всего непосредственно в законе. Такого рода исключения обоснованы потребностями произвести поворот в правовом регулировании в уже сложившихся правоотношениях. Они вызваны гуманными соображениями (например, обратная сила законов, смягчающих или устраняющих наказуемость данных деяний), необходимостью обеспечить единство в правоотношениях, в осуществлении определенных запретительных мер.

Что такое обратная сила нормативного акта? Действия нового акта на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие новых норм.

Еще по теме Обратная сила нормативного акта:

В порядке первого приближения можно сказать, что это такое действие нового нормативного акта на правоотношение, при котором новый акт «предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношения»1. Однако такая общая характеристика обратной силы требует существенных уточнений. Вое регулирование нередко является длящимся, растянутым во времени. Авторы, однако, не видят многообразия случаев обратной силы: по их мнению, последние встречаются только при пересмотре на основе нового нормативного акта уже наступивших последствий.

Думается, такой подход сориентирован все же на действие закона в уголовном праве. Он не учитывает своеобразия правоотношений в других отраслях. Помимо ряда иных моментов здесь нужно принять во внимание длящийся характер правового регулирования, возможность индивидуального правоприменительного регулирования данных отношений. Комиссаров указал и на ряд других неточностей, допущенных в приведенной выше общей характеристике обратной силы нормативного акта (связь обратной силы с неюридическими в прошлом фактами, с недлящимися отношениями) (Комиссаров К.

Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Шенных правовых последствий, которые возникают из части фактического состава. Если возникновение правовых последствий в целом определяется при такой ситуации по новому закону, это означает, что наступившие ранее незавершенные последствия должны «перестроиться» сообразно новому нормативному акту. Существенно важно при этом учитывать, что нередко правовое регулирование завершается в индивидуальном порядке – вынесением правоприменительного акта.

И если по длящемуся правоотношению уже вынесено правоприменительное (судебное) решение, регулирующее права и обязанности на будущее, то распространение нового закона на эти права и обязанности означает, что закон «поворачивает назад» – распространяется на правоприменительное решение, состоявшееся в прошлом1. Таким образом, теперь можно уточнить данное ранее определение немедленного действия нормативного акта.

Обратная сила нормативного акта

Чистое» немедленное действие – это лишь такое, когда вновь возникающие права и обязанности не имеют «правовых корней» в прошлом. Если же до введения в действие нового нормативного акта уже возникли незавершенные правовые последствия и в особенности если длящееся отношение индивидуально урегулировано правоприменительным решением, то немедленное действие сопровождается известным поворотом нормативного акта «назад» – на факты и правовые последствия, возникшие до введения в действие нового нормативного акта.

Обратная сила нормативного акта по своим юридическим особенностям и «глубине» зависит от степени завершенности наступивших по прежнему закону правовых последствий.


По этому признаку различается обратная сила: а) простая, б) ревизионная. Ного акта на факты «прошлого», по которым окончательные юридические последствия еще не наступили. Зависимость обратной силы от того, урегулировано или нет длящееся отношение правоприменительным решением, подметил К.


Он пишет: «Указание по поводу распространения нового закона на последующие права и обязанности применительно к уже урегулированным длящимся правоотношениям в отличие от общего правила должно расцениваться как указание об обратном действии закона» (Комиссаров К. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Однако обратной силой нельзя назвать распространение действия закона на «последующие права» урегулированного правоотношения (там же. И здесь об обратной силе можно говорить лишь постольку, поскольку новый нормативный акт поворачивается в «прошлое» – требует пересмотра ранее вынесенного правоприменительного решения.

Ких длящихся отношений, по которым вынесено правоприменительное решение, регламентирующее права и обязанности субъектов на будущее. Здесь «поворот в прошлое» имеет ограниченное значение: он касается только фактов, которые в полной мере еще не «сработали», т. Возникли до введения в действие нового нормативного акта, но еще не породили окончательных юридических последствий. При простой обратной силе принятое ранее правоприменительное решение пересматривается лишь в части, в какой оно регулирует права и обязанности на будущее.

Случаи простой обратной силы были предусмотрены, например, при введении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а также республиканских гражданских кодексов1. Так, принципиально новые положения по наследственному праву Основ и ГК распространяются на наследства, открывшиеся до введения в действие Основ и ГК, если они не были приняты никем из наследников и не перешли по праву наследования к государству до введения в действие указанных нормативных актов. Простая обратная сила придана и некоторым другим нормативным положениям Основ и ГК (например, ст. Тивного акта на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили, т.

На факты, которые уже полностью «сработали», в частности на целиком «исчерпанные» правоприменительные решения. Здесь происходит пересмотр (ревизия) ранее наступивших юридических последствий. Они определяются «заново» по новому нормативному акту. В данном случае правоприменительное решение пересматривается и в той части, в какой они фактически исполнены. Например, при простой обратной силе нового наследственного закона его нормы распространяются на все открывшиеся, но еще не принятые наследства. Если же придать наследственному закону ревизионную обратную силу, то на его основе должны быть пересмотрены дела по наследствам, которые уже приняты наследниками, т.

Ществу изменены отношения собственности. Таким образом, при ревизионной обратной силе происходит известное «вторжение» нового нормативного акта в уже сложившиеся, полностью урегулированные правовые отношения. Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. О порядке введения в действие новых кодексов РСФСР // Советское государство и право. В социалистическом обществе нормативным актам придается обратная сила крайне редко, в порядке исключения.

В особенности это касается полной (ревизионной) обратной силы, которая в каждом случае должна быть специально предусмотрена при принятии (или введении в действие) данного нормативного акта. Все случаи, когда нормативные акты имеют обратную силу, могут быть разбиты на три основные группы. Ной силой по самому своему содержанию. Отдельные нормативные акты имеют частичную обратную силу без какого-либо в каждом случае специального указания закона.